Барселона собор святой евлалии: Inici — Catedral de Barcelona

Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Собор Святого Креста и Святой Евлалии

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне, также известный, как кафедральный собор Барселоны, расположен в самом сердце Готического квартала и по праву носит титул одной из главных достопримечательностей каталонской столицы.

 

Одним из главных достоинств Собора Святого Креста и Святой Евлалии, помимо его художественной ценности, является то, что промчавшиеся над этим величественным барселонским храмом века, как ни странно, почти его не коснулись.

 

Ни годы, ни войны, ни лихие люди по почти мистическому стечению обстоятельств оказались не в состоянии разрушить его, сохранив в неприкосновенности до наших дней. 

И потому внутри собора Святой Евлалии царят 13-15 века — то есть, аккурат та самая эпоха, когда и был возведен собор. 

В этой статье мы вспомним историю кафедрального собора Барселоны, а также побеседуем о кое-каких интересных фактах, связанных с историей строительства этого впечатляющего памятника готической архитектуры.

 

В современном мире у всякого явления, человека, предмета — да чего угодно! — есть преданные поклонники, а есть не менее активные «хейтеры».

Это в равной степени относится к Готическому кварталу Барселоны, в том числе, и к его самому что ни на есть центру: кафедральному собору Святого Креста и Святой Евлалии. Лично, своими ушами не раз доводилось слышать мне, что «никакая это не готика, всё обман, и на самом деле кафедральный собор построен в лишь 19-ом столетии, доказательством чему служат многочисленные фотографии той поры…»

Давайте же разберемся, что к чему, и расставим  точки в нужном месте. 

Для начала вкратце коснемся истории кафедрального собора Барселоны — по определению, главного храма города. Христианство пришло в Барселону достаточно рано. Мученица Святая Евлалия, именем которой и назван собор — яркое свидетельство того, что уже в конце 3-го века н. э. в городе была достаточно значимая христианская община.

 

Раскопки, относительно недавно произведенные под Графской улицей, примыкающей к собору с востояной стороны, позволили обнаружить трехнефное здание с двумя рядами колонн из белого мрамора, которое было однозначно идентифицировано спеиалистами как раннехристианская базилика, построенная в 4-м веке н. э. 

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне

Именно эта церковь являлась храмом барселонских епископов (т.е. кафедральным собором города) вплоть до 1046 г, когда граф Барселоны Рамон Беренгер Первый, по прозвищу Старый, инициировал строительство нового храма, построенного в романском стиле и освященного уже в 1058. 

А вот строительство готического здания собора, которым, собственно, многочисленные туристы и любуются сейчас, началось 1 мая 1298 — то есть, 700 с лишним лет назад, и длилось в общей сложности полтора века.

Первым архитектором был Жауме Фабре, ответственный за планировку здания и возведение крипты, абсиды и окружающих ее часовен. На этом посту его сменил Бернат Рока, прикотором были построены колонны  и верхняя галерея, а также начато перекрытие сводов.

После смерти Берната архитектором был назначен Арнау Баргес, ответственный за строительство Капитулярного зала. За ним пришел Бартоломе Гуаль, начавший работы по возведению клуатра (церковного дворика), а также построивший деревянный симборио (световой фонарь храма).

Для этого, как свидетельствуют итсточники, она даже предпринял путешествие в Валенсию, чтобы изучить световой фонарь кафедрального собора Валенсии — настоящий шедевр среди себе подобных. 

Также Гуаль продолжил строительство клуатра. Последним в череде зодчих, чьми усилиями и было за полтора века возведено здание, стал Андрес Эскудер. Единственное, что не удалось построить тогда, на излете Средневековья — это фасад храма.

Уже в 1408 проект фасада существовал и был выполнен Карлесом Гальтесом Руанским, более известным, как «Карли» — однако возникли серьезные проблемы с финансированием, и в 1417 вместо готической стометровой красоты, увенчанной стройным шпилем, на месте фасада выстроили простую стену с порталом и несколькими окнами — и в таком виде кафедральный собор Барселоны просуществовал вплоть до 19-го столетия.  

Именно в таком виде угодил он и на фотографии, которые как раз и дают «хейтерам» барселонской готики основания заявлять, что кафедральный собор Барселоны — самый настоящий «новодел», ничего общего с готикой не имеющий.

Однако, как видим, дело обстоит не совсем так: бОльшая часть собора со всем его содержимым восходит именно к Средневековью  и, доложу я вам, кафедральный собор Барселоны — один из наиболее богатых и хорошо сохранившихся готических ххрамов не только в Испании, но и вообще.

А слово «новодел», или, скажем, термин «неоготика», применительно к барселонскому собору, справедлив лишь в отношении фасада, а также симборио, который также был заново выстроен из камня. 

Интересно, что инициатива престройки фасада и светового фонаря, равно как и финансирование этих масштабных и невероятно дорогих работ — целиком и полностью заслуга всего одного человека, имя которому — Мануэль Жирона-и-Аграфель. Чтобы понять, как такое стало возможным, коснемся биографии этой поистине незаурядной личности. А Мануэль Жирона так был незаурядным! 

Свое первое предприятие он основал уже в 16 лет. Женился на дочери банкира и сам стал основателем первого частного банка Испании — Банка Барселоны, который затем поглотил, среди прочих, и банк его тестя, хорошо знал лондонский рынок, путешествовал по всему свету. Помогал выдающемуся каталонскому изобретателю Нарциссу Монтуриолю в организации погружений его первой подлодки Ихтинео-1.

Стал первым президентом Союза коммерции, промышленности и навигации, который сам же и основал. Принимал финансовое участие в строительстве оперного театра «Лисео». Купил титул барона. Строил железные дороги и совместно с тестем Эусеби Гуэля, маркизом де Комильяс, основал Трансатлантическую табачную компанию…

Но прервемся, ибо список его деловых начинаний можно продолжать поистине бесконечно! 

О богатстве, хитрости и деловой хватке этого человека ходили легенды.

О его жадности слагали стихи. Но когда Барселона начала готовиться к Певрвой Всемирной Выставке, Мануэль Жирона, занимавший тогда пост Мэра города, не дрогнув, выложил из своего собственного (бездонного) кармана огромную сумму денег на то, чтобы кафедральный собор был, наконец, достроен, и барселонцам не пришлось бы краснеть за жалкое подобие фасада, которое их главный храм имел до того.

Вот это отличительная черта каталонцев — их патриотизм всегда нкаходился в тонусе, и временами, случалось, мог  даже перебороть их природную жадность. Так произошло и в этом случае: как бы скуп и жаден, по врожденной привычке истинного бизнесмена, не был Мануэль Жирона, когда речь зашла о престиже города, которым ему доверили управлять, он не колеблясь пожертвовал на общественное дело если не все, то многое из «нажитого непосильным трудом». 

Финансирование симборио с высоким стройным шпилем осуществлялось уже его детьми: сыном Мануэлем и дочерью Аной — и было осуществлено в период 1906 — 1913. Что же, город не забыл благие дела банкира и его детей: сам Мануэль похоронен в одной из часовен клуатра, одна из барселонских улиц носит его имя, а у главного входа в кафедральный собор закреплены мемориальные доски, повествующие о славном деянии отца семейства и его потомков. 

ЭКСКУРСИЯ ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ЦЕНТРУ БАРСЕЛОНЫ

ГОТИЧЕСКИЙ КВАРТАЛ БАРСЕЛОНЫ

ОТЗЫВЫ НАШИХ ТУРИСТОВ

Любопытные факты о соборе Барселоны, которых вы не знали

Travel Safe

Советы по безопасности путешествий Последние новости

Фасад собора Святой Евлалии в Барселоне

Barcelona

Barcelona

Помимо Храма Святого Семейства, среди узких улочек расположен Кафедральный собор Барселоны. Путь в Готический квартал — это как путешествие во времени. Вы оставляете позади Лас-Рамблас, идете по узким улочкам и попадаете в сердца города. Здесь до сих пор сохранились остатки древнего Баркино (старое римское название Барселоны), а также символы в еврейском квартале, и можно пройтись по следам самых богемных модернистов. Без сомнения, это один из самых живописных районов, в центре которого находится Кафедральный собор Барселоны. Несмотря на то, что это одно из самых известных зданийИспании, оно все еще таит в себе несколько секретов.

Перейти к моим закладкам

Вам интересно узнать любопытные факты

о соборе Барселоны?- Его официальное название — Собор Святого Креста и Святой Евлалии, так как он посвящен одной из покровительниц Барселоны; но все знают его под сокращенным названием, как собор Барселоны.- Он начал строиться более 720 лет назад на месте старой романской церкви, на месте которой ранее была раннехристианская церковь. В настоящее время их археологические остатки можно увидеть в Музее истории города Барселона. — Фасад и купол собора Барселоны были возведены лишь в конце XIX века – начале XX века. Таким образом, его стиль, на самом деле, неоготический.  

Внутреннее убранство собора Святой Евлалии в Барселоне

— Во внутреннем дворике собора, где находится клуатр, живет 13 белых гусей святой Евлалии, по одному за каждую перенесенную ей пытку (и за каждый год).- У собора 21 колокол, все они носят женские имена. «Томаса» — самый большой и звучит по самым особым случаям, в то время как «Онората» — самый революционный: его расплавили в 1717 году, так как он звучал во время восстаний против Филиппа V.- Если вы хотите увидеть, как танцует яйцо, то вам сюда: в готическом клуатре находится фонтан святого Георгия, который оказывается в центре внимания в день Праздника Тела и Крови Христовых в ходе l’ou com balla («танцующее яйцо») — одной из любопытнейших традиций Барселоны.Это лишь предисловие ко всей истории, скрытой в соборе Барселоны. Если вы хотите узнать больше любопытных фактов, то обязательно посетите собор.

 

Гуси в клуатре собора Барселоны

Узнайте подробнее о…

Чем заняться

Идеи, которые вдохновят вас

Искусство и культура

Барселона: храм модернизма Гауди

Городской туризм

B Cool, B Barcelona

Искусство и культура

От Камарона до Росалии: несколько любопытных фактов о фламенко в современной Испании

Дополнительная информация

Собор (Ла Сеу) в Готическом квартале Барселоны

Римляне уже построили храм на слегка приподнятой площади Пла-де-ла-Сеу, где сегодня находится Кафедральный собор Барселоны.

Собор посвящен мученице Санта-Эулалии, покровительнице Барселоны. Она была замучена до смерти около 290 г. н.э. Тело Евлалии погребено под главным алтарем. Он всегда отмечается 12 февраля.

Официальное название церкви — Catedral de la Santa Creu i Santa Eulàlia, что означает «Собор Святого Креста и Святой Евлалии». Название «Ла Сеу» больше относится к положению церкви. Ла Сеу примерно означает штаб-квартиру или штаб-квартиру, то есть резиденцию епископа.

Несмотря на то, что настоящая готическая церковь была построена уже в 1448 году, внешний вид церкви менялся на протяжении столетий в результате перестроек и дополнений. Последняя крупная перестройка была завершена в 1913 году, когда была достроена средняя башня.

Покровительница города Санта-Эулалия

Наряду с La Mercè, Санта-Эулалия является самой важной покровительницей Барселоны. Жизнь и смерть мученика окружает множество мифов и легенд. Эулалия была бандиткой на окраине Барселоны, где сейчас находится район Сарриа.

Кор Франсеск Вальс: Бенджамин Бриттен — Роза Мистика

Евлалия обратилась в христианство, но местные власти преследовали их по приказу императора Диоклетиона. 13-летняя девочка обратилась к губернатору Десиа с просьбой прекратить преследование. Десия был так зол на ее просьбу и тот факт, что она не хотела отворачиваться от веры, что он замучил ее до смерти в возрасте 13 мучеников, по одному на каждый год ее жизни. В конце концов, ее глаз был выжжен на кресте. Предполагается, что ее смерть произошла около 29 лет.0 или 12 февраля 303.

Говорят, что после ее смерти пошел снег, и снег обернул ее безжизненное тело, как плащ. Культ Евлалии начался в 877 году. Епископ Фродои искал документы, которые прояснили бы местонахождение Евлалии. Говорят, что останки находились очень близко к церкви Санта-Мария-дель-Мар. В 878 году для нее была построена гробница в соборе, и она была похоронена.

Сегодня она лежит в крипте собора в саркофаге.

Ученые расходятся во мнениях относительно того, действительно ли это кости Евлалии, существовали ли они на самом деле и когда они действительно умерли.

Архитектурная история собора

В Барселоне «христианизация» началась в начале 3-го и 4-го веков. На это указывает мученическая смерть святой Евлалии во время гонения на христиан при римском императоре Диоклетане (император с 284 по 305 год).

На основании раскопок вдоль Carrer dels Comtes на восточной стороне современного собора мы знаем, что раннехристианская церковь должна была стоять здесь еще в 4 веке. Это было трехнефное здание. Хотя научно подтвержденных документов этого времени нет, предполагается, что в то время это уже был собор, т.е. епископство.

Мощи святой Евлалии также хранились в часовне этой раннехристианской церкви. После завоевания Пиренейского полуострова маврами в 711 году он был спрятан в другой церкви — вероятно, в Санта-Мария-дель-Мар или Санта-Мария-де-лес-Арене. Кости Евлалии были вновь обнаружены в 877 году.

Простой собор пережил разрушение Барселоны мавританским правителем Альмансором в 985 году. Раннехристианская церковь простояла до тех пор, пока граф Барселоны Рамон Беренгер не начал строительство романского собора в 1046 году.

Эта романская церковь была завершена в 1058 году («Второй собор»), но уже 1 мая 1298 года работы были восстановлены на оставшихся фундаментах раннехристианской церкви и романского собора Рамоном Беренгером: нынешний готический собор возведен.

Следующие 150 лет с 1298 года можно разделить на три периода:

  • Планировалось здание, возводились апсида и радиальные часовни, пресвитерий с алтарем и склепом и трансептами
  • Три нефа с боковыми часовнями и пристройкой к хорам
  • Строительство базилики, закрытой простой стеной в 1417 году. Монастырь с его галереей был завершен в 1448 году. : по инициативе промышленника Мануэля Жироны Аграфеля строительство фасада началось в конце 19 века на основе первоначальных планов 15 века. Неоготический фасад и две боковые башни были открыты в 19 в.13.

    Интерьер нынешнего здания

    Кафедральный собор Барселоны имеет три нефа, но только одну апсиду. Нефы состоят из пяти секций, самая длинная — фасадная.

    Чтобы можно было использовать пространство между меньшими контрфорсами проходов, каталонская готическая структура предусматривает второстепенные часовни вокруг всего здания. Каждая из секций, граница которой обозначена мощными колоннами между нефами, имеет по две таких открытых внутрь капеллы.

    Размеры

    Внешние размеры церкви: длина 93 метра, ширина 40 метров, высота центрального нефа 28 метров.

    Внутри церковь имеет ширину 25 метров, не считая часовни. Каждая часовня имеет высоту 9 метров, ширину 5 метров и глубину 6 метров. В церкви их 28. Центральный неф имеет высоту 26 метров и ширину 13 метров. Проходы имеют высоту 21 метр и ширину 6 метров. Несущие колонны имеют высоту 15 метров до арки.

    Хоровые партера

    Строительство хоров собора в середине нефа началось в 1390 году по приказу епископа Раймунда д’Эскаля. Прилавки являются одними из самых важных готических скульптурных произведений в Каталонии. Эта деталь собора также строилась в течение длительного периода времени и дополнялась снова и снова: в конце 15 века скульптор Михаэль Лохнер и его ученик Йохан Фридрих создали навесы и зубчатые стены. Памятные доски были написаны Хуаном де Боргонья в 1517-1518 гг. Они относятся к рыцарям ордена Золотого руна, призванным в Барселону в 1519 г..

    Деревянная канцелярия справа от входа на хоры датируется 1403 годом.

    Замковые камни

    Когда было обнаружено, что 215 замковых камней собора были полихромными, а не однотонными, они были восстановлены в 1970 году. На замковых камнях изображены изображения святых. почитается в церкви.

    Орган

    Орган расположен под колокольней в нефе, в галерее над входом в Сант-Иво. Художественно, литургически и исторически значимый объект строился с 1537 по 1539 годы.. С 1985 по 1994 год он был капитально отреставрирован. С 1990 года раз в месяц проводится органный концерт. Орган также сопровождает евхаристические богослужения и богослужения.

    Монастырь, гуси и танцующее яйцо

    Вам обязательно стоит увидеть монастырь с небольшими часовнями, садами, фонтанами, средневековыми надгробиями и даже гусями, кудахтанье которых можно услышать изнутри здания церкви.

    Прохладный монастырь особенно полезен в жаркие летние дни.

    Из монастыря можно попасть в небольшой музей. В этом музее вы найдете две очень драгоценные статуи, изображающие Санта-Эулалию, и столь же драгоценную дарохранительницу из чистого золота. Дароносица — это литургическое устройство отображения, в котором представлен хозяин. В «Sala Capitular» вы также можете полюбоваться красивыми потолочными росписями.

    Белые гуси

    13 белых гусей, которые каждый день бегают по монастырскому саду, символизируют возраст Евлалии, когда она приняла мученическую смерть. Это вполне может быть правдой, а также то, что Эулалия была пастухом гусей. Однако существованием этой традиции содержания гусей мы обязаны очень практичной характеристике гусей: их оглушительный шум был хорошим сдерживающим фактором против нежелательных злоумышленников и воров.

    Обычай танцующего мороженого (L’ou com balla)

    Монастырский фонтан в монастыре всегда украшен цветами на праздник Тела Христова. Обычай состоит в том, чтобы заставить яйцо танцевать на воде. Эта традиция восходит как минимум к 1636 году.

    Почему стоит посетить собор

    Собор — очень красивое и уникальное церковное здание. Готическое здание церкви фактически было закончено в 1417 или 1448 году с завершением монастыря. Унылый фасад и отсутствие «настоящей» церковной башни побудили Мануэля Жирону Аграфеля расширить церковь с неоготическим фасадом и репрезентативной церковной башней. Собор, безусловно, может служить хорошим примером того, как много сакральных зданий построено на протяжении веков в смешанных стилях.

    Интерьер церкви более чем впечатляет, здесь можно прикоснуться к многовековой истории Барселоны. С крыши открывается фантастический вид на Готический квартал. 13 гусей во дворе монастыря особенные, но комплекс очень красивый и тихий.