описание, история, экскурсии, точный адрес
Кносский дворец (Греция) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Греческий Крит, с виду такой безмятежный и беззаботный, таит множество загадок. Остров и постройки на нем упоминаются еще в мифах Древней Греции, а в результате раскопок и изучения литературных памятников становится очевидно, что люди еще далеко не все знают об истории этого места.
Один из наиболее впечатляющих памятников критской архитектуры — Кносский дворец. Именно его изображение украшает путеводители по Криту, открытки и сувениры. Нынешний вид дворца во многом является заслугой Артура Джона Эванса, посвятившего изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств. Ученые до сих пор спорят, стоило ли проводить реконструкцию столь древней постройки, но именно благодаря ей наши современники могут представить себе масштабы и красоту Кносского дворца и познакомиться с минойской архитектурой.
Вид, который имеет дворец в наши дни, во многом является заслугой Артура Джона Эванса, посвятившего изучению и реконструкции этого сооружения много времени, сил и средств.
Немного истории
Ученые выделяют два периода существования дворца. Первый (ранний), относится к 2000—1700 годам до н. э., тогда был возведен дворец, который разрушило землетрясение в 1700 году до н. э. На руинах минойцы построили новый дворец, именно этим шедевром минойской архитектуры позднего периода можно полюбоваться и сейчас. На пике расцвета своей цивилизации, в 1700—1450 гг до н. э., минойцы достигли замечательного мастерства в архитектуре, живописи, инженерных технологиях, и Кносский дворец яркое тому подтверждение.
Это самый большой из дворцов, построенных минойцами: 130 метров в ширину и 180 метров в длину, в нем более тысячи комнат и залов различного назначения. Это была не просто резиденция царя и высших сановников, а административный и экономический центр, вокруг которого раскинулся город Кносс.
Кносский дворец глазами туриста
Архитектура и особенности строения
В середине дворца довольно обширный двор. Вокруг него, на первый взгляд, совершенно беспорядочно разбросаны, прилеплены, втиснуты разнообразные помещения: залы, лестницы, галереи, колоннады, переходы. Стены многих помещений изящно декорированы: фрески изображают юношей, занимающихся спортом, и девушек, прыгающих через быка.
Все фигуры на фресках изображены очень искусно, с большим количеством деталей. Изображения эти складываются в приятный глазу ритм.
Помещения также отличаются изысканностью — никаких излишеств. Широкая лестница ведет в царские покои. Здесь все строго и лаконично: черные и красные колонны чередуются, расширяются кверху и образуют световую шахту. но сделано это не только для красоты: колонны направляют воздушный поток нужной температуры, который поступает с внешней колоннады.
Западная часть дворца предназначалась для церемоний, три каменных колодца использовались для ритуалов.
В тронном зале, где могли разместиться до шестнадцати человек, пришедших на аудиенцию, перед входом стоит большая порфировая чаша.
Лабиринт Минотавра
Нередко именно Кносский дворец считают тем самым лабиринтом, в котором обитало страшное существо с телом человека и головой быка, пожиравшее людей и наводившее страх на греков. Выбраться из ловушки считалось невозможным. Согласно мифу, когда Тесей отправился в лабиринт искать чудовище, дочь царя Ариадна дала герою волшебный клубок. Убив Минотавра, Тесей смог выбраться на свободу, найдя путь по той нитке, которой отмечал свой путь по дороге.
Существовали ли на самом деле этот лабиринт? Дворец и в самом деле огромен, планировка его невероятно запутанна, а на стенах часто встречается знак лабиринта — лаброс. Видимо, именно поэтому возникла такая гипотеза.
Практическая информация
Находится Кносский дворец в 4 км от моря, неподалеку от столицы Крита Ираклиона, поэтому добраться до него несложно. Из Ираклиона до дворца курсируют регулярные автобусы с автостанции и от фонтана на площади Львов.
Есть бесплатная парковка и указатели по дороге, так что можно спокойно доехать и на арендованном автомобиле.
Некоторые проблемы могут возникнуть возле самого дворца: множество туристов, прибывших в разное время, перемещаются здесь хаотично, пытаясь найти самые выразительные сувениры, или свою группу, или просто-напросто кафе. В этом столпотворении не слишком большая вывеска с многоязычной надписью «KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PFLFIS.» можно заметить не сразу, но именно она означает начало осмотра этой достопримечательности.
Купить билет онлайн.
Билеты: 15 EUR (для льготных категорий — 8 EUR), время работы с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 с ноября по май. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.
Веб-сайт: www.minoancrete.com
Скоро на «Тонкостях»: Что спрашивают при приеме на работу у будущих стюардесс: 10 каверзных вопросов
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.
Греция Крит Кносский дворец — «Где минотавр? Назад в прошлое»
По пути на первую остановку и самую историческую из всей экскурсии в Кносский дворец вы обязаны потренировать свое зрение и найти павлина:
Мы справились!)
Он скрашивал нам ожидание, пока все туристы вашей группы не купили билет. Хвост так и не развернул. И по ощущениям он пытался перекричать цикад.))
- По тем временам (2016 год) билет за вход стоил 5 евро.
Такие дома, разрушенные вулканом и землетрясениями, мы проходили, пока шли до места начала экскурсии.
На данной экскурсии гид много рассказывает о быте богатых, то есть королей, греков и немного о быте бедных.
Вот, например, такие рисунки отражали, что если человек бедный, то он загорелый.
Богатые отличались бледность.
Баня богатой женщины
Конечно же, всех на эту экскурсию соблазняют 2 слова: «Лабиринт Минотавра».
Шел я по этим руинам, мечтал, когда покажут, где жил столь ярко-описанный Минотавр. И подходим мы к данному объекту:
- Это он. Лабиринт. Минотавра.
Предположительно, здесь был заточен Минотавр. Раскопки пока прекращены, так как нет спонсора.
Камнем по голове. По рассказам он казался больше и…БОЛЬШЕ!
Ну ладно, обломали с лабиринтом, пошли дальше.
Второе самое интересное место из всей экскурсии — это увидеть ЭТО:
Ничего из рассказа не запомнил, потому что гид начал отвечать на вопросы — что было очень даже хорошо со стороны гида. Обычно гиды ждут вопросы уже в автобусе.
Но красиво, не правда ли?
Вторая часть экскурсии была у местных продавцов масел-вин-медов, с целью затарится. Все дорого, но дают пробовать почти все, что съедобно и можно пить, или мазать.
Третья часть экскурсии состояла из аппетитного обеда из нескольких(многих) блюд, которые приносили на огромных тарелках — порция на 4 человек. Сопровождалось все красивым анимационным фильмом о том, каким Кносский дворец был раньше. А после фильма было шоу о мифических событиях прошлого Кносса.Начало шоу, в зале было очень темно, пришлось осветлить фото
Может вас заинтересует:
Греция, экскурсия Бухта Балос, там где встречаются 3 моря — самое необычное из бюджетных райское место из всех, что я видел.
Греческий ад на время — ущелье Самарья.
В 2018 вышел новый мульт — Разочарование от создателей самых топовых мультов, +16.
Мисо-суп, Рю Мураками.
Badoo — сайт знакомств.
NordWind Airlines — супер-эконом в Северном ветре.
Обзоры сматрфонов: Xiaomi Redmi 6A, Xiaomi Redmi 4A
Кносский дворец (The Palace of Knossos), Ираклион — где находится, описание, цены, фото, отзывы 2019
Где находится
Кносский Дворец находится в городе Кноссос, который находится южнее столицы острова Крит Ираклиона.
Как добраться
Мы жили в городе Херсониссос и наш путь был перекладным. На автобусе от своего отеля мы доехали до столицы Ираклиона(дорога пролегала по трассе Е75). В Ираклионе вышли на конечной станции Автовокзал. Далее спросили у водителей автобусов, как нам добраться до Кносского Дворца и они любезно нам подсказали, что туда с этого вокзала идет автобус. На нем так и было написано, что он идет в Кноссос.
В целом получился неблизкий путь. Первый путь составил 30 минут примерно, а второй около 40 минут. Но время летит быстро. По дороге получается рассмотреть в окне все прилегающие к дороге территории — в автобусах огромные тонированные окна. Надо сказать, автобусы вообще очень комфортабельные в Греции. Есть кондиционер и бесплатный Wi-Fi. Проезд стоит 5 евро/человека.
Режим работы:
Ежедневно с 8.00 до 19.00
Вход
Входной билет — 15 евро на взрослого, дети до 18 лет – бесплатно. Можно купить комбинированный билет за 16 евро на взрослого и по нему посетить два музея –Кносский Дворец и Археологический музей в Ираклионе.
Проводятся ли экскурсии
Да, экскурсии здесь проводятся ежедневно. Мы попали на одну из экскурсий, проводимую для русских туристов и нам удалось уловить немного познавательной информации у гида. Сюда так же можно купить организованную экскурсию в том туристическом городе, где вы будете отдыхать.
Или можно купить групповой тур в Кносский Дворец у гида.
Общие впечатления
Лично мне очень понравилось здесь гулять. Понравилось, что несмотря на то, что гуляешь по открытой местности, вокруг высоченные хвои, которые создают приятный тенек. И благодаря им нет ощущения, что гуляешь на сплошном солнцепеке. Вокруг все зелено, ты гуляешь по развалинам и находишься как бы в лесу.
Если вы любите посещать достопримечательности типа развалин, то и вам здесь понравится.
Моим двум подругам не понравилось в Кносском Дворце. Это связано с тем, что большая часть фресок была восстановлена и в их глазах эта достопримечательность уже не представлядла историческую ценность. И что нам всем не понравилось, что все путеводители острова Крит вовсю рассказывают, что именно в этом Дворце обитал знаменитый Минотавр, известный по греческой мифологии.
Однако оказавшись на месте, сразу информационный стенд при входе рассказывает, что это не то место и, что Минотавр здесь никогда не обитал.
Многоуровневые развалины, в том числе и под землей, придают этому месту особенную ценность. Пока гуляешь здесь, тут и там возникает все больше интереса узнать, что же скрывается за тем или иным сооружением. А вообще, мне наоборот, понравилось, что здесь все так красочно восстановлено и можно наиболее близко прочувствовать, каким видели его жители тех древних времен.
Красивых видов здесь нет, поэтому если кто-то любит приезжать к достопримечательностям и делать красивые фотографии на фоне непередаваемых словами видов(как мои попутчицы), то здесь не будет вам интересно.
Где поесть
Поесть здесь негде. Возможно только купить воды и перекус типа шоколадки или мороженого. Но это уже немало, потому что ходить и лазить много нужно будет. Мы взяли воду с собой, поэтому спокойно удалось переждать и утолить чувство голода уже в Ираклионе по возвращению.
Стоит ли взять сюда детей
Мне кажется, стоит брать сюда детей, если они интересуются историей.
Или же по школьной программе уже есть история. Если же нет, здесь им будет скучно. Но может быть интересно просто полазить по развалинам и ощутить при этом дух древности.
Кносский дворец на острове Крит. Архитектура, описание, история, фото
Развалины Кносса
Остров Крит — место необычайное. Он расположен в середине Средиземного моря и соседствует с тремя континентами одновременно: Европой, Африкой и Азией. История острова окутана легендами, повествующими о фантастических или реальных событиях минувших времен (по меньшей мере, это родина самого Зевса!). Издавна остров был центром Минойской цивилизации — древнейшей в Европе (2500– 1400 гг. до н. э.). С того времени на острове осталось много свидетельств его былого величия. И, пожалуй, наиболее яркая среди исторических жемчужин — дворец в Кноссе.
Как добраться
Из Москвы в Афины есть прямой рейс (Aeroflot, от €330) и рейс с пересадками, что выйдет немного дешевле (Air Moldova/ Malev, от €200/250).
Шедевр древней архитектуры минойцев Кносс относительно хорошо сохранился до наших дней. Он расположен на большом холме, приблизительно в 5 км от северного берега острова Крит и примерно на таком же расстоянии на юго-восток от современного города Ираклион, столицы острова.
Руины Кносского дворца
Многие фрагменты дворца хорошо сохранились и до наших дней
Развалины дворца, дошедшие до наших дней, относятся к так называемому новодворцовому периоду, после 1600 г. до н. э. Дело в том, что дворец несколько раз разрушался и строился вновь. Так, первый раз он был возведен около 1800 г. до н. э., вскоре был разрушен, и на его месте построен другой. Около 1600 г. до н. э. здесь произошли сильные землетрясения, в итоге многие постройки сровнялись с землей. Впрочем, ведутся ремонтные работы и строятся другие великолепные сооружения. Однако неудача за неудачей преследуют критян: извержение вулкана Санторин около 1450 г. до н. э. стало началом конца минойской цивилизации. Вторжение ахейцев (в начале II тыс. до н. э.) усугубило положение критян, а военные конфликты, связанные с приходом дорийцев (начало I тыс. н. э.), довели дворец до разрухи. С этого момента территория дворца не была заселена, хотя Кносс продолжал оставаться важным городом вплоть до раннего Средневековья, но во время венецианского владычества (X–XI вв.) он медленно ушел в небытие.
Вторая жизнь Кносса
Больше тысячи лет никто не обращал внимания на развалины Кносса, пока в 1900 г. А. Эванс, хранитель музея Эшмолеан в Оксфорде, не организовал здесь массовые раскопки, которые увенчались удивительными находками. Раскопки велись с перерывами в течение 30 лет (до 1931 г.) и открыли миру настоящие археологические сокровища. Так, был обнаружен огромный дворец. Его площадь — около 22 000 м2 (чуть больше 2 га). Ученые насчитали около 2 тыс. комнат. Местами высота дворца достигала 5-этажного дома. Скорее всего, из-за жаркого климата во дворце почти не было окон. Зато было немало световых колодцев, которые помимо освещения обеспечивали и вентиляцию помещений.
Открытия Эванса можно назвать действительно колоссальными. С севера, запада и юга ко дворцу вели мощеные дороги (считается, что они самые древние в мире). Толстые стены первого этажа дворца сложены из камня, а верхний этаж, вероятно, был возведен из более легких сырцовых кирпичей. В самом дворце — бесчисленное количество помещений, коридоров, залов, ходов, которые несколько хаотично группируются по сторонам широкого открытого четырехугольного двора.
Самая древняя мощеная дорога Европы, которая вела ко дворцу
Особого упоминания заслуживает водопроводная система дворца. Глиняные трубы — признак владения технологией строительства водопровода и канализации на высоком уровне. Вода бралась из близлежащего горного источника. Археологи нашли также признаки того, что шедшая по трубам вода подогревалась! Так что на Крите были доступны все блага цивилизации уже четыре тысячи лет назад!
Многолетние исследования Кносса и других археологических памятников в различных районах Крита помогли Эвансу вернуть из забвения и реконструировать уникальную цивилизацию, которая некогда процветала здесь. Название ей он дал по имени легендарного царя Миноса. Хотя сам дворец, вернее то, что от него осталось, представляет историческую ценность, куда больше внимание ученых привлекли предметы, найденные здесь, и настенная живопись.
Кносс, дышащий преданиями
Помимо археологических находок есть еще и историческая память, хранимая в преданиях и легендах, оставшихся нам от древних народов. Эти предания, может, не совсем объективны, в них много надуманного и запутанного, но порой в них находят отражение и исторические факты. В любом случае, легенды создают романтический ореол былой эпохе. Кносский дворец в буквальном смысле «дышит» преданиями и легендами, оставленными древними греками.
Похищение Европы. Тициан, 1559-1562 гг.
Начнeм с того, что сам владыка олимпийских богов Зевс родом с острова Крита, где он втайне от своего отца Кроноса и вырос. Видимо, не зря Зевс в обличье белого быка украл Европу, игравшую с подругами на берегу моря, и увез на своей спине именно на Крит. Здесь Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились Сарпедон, Радаманф и Минос. Последний — личность историческая, сыгравшая роль в создании Кносса.
Так, по преданию, заложил город царь Минос (ему приписывают основание и других критских городов — Феста и Кидония), а зодчество доверил знаменитому мастеру Дедалу.
Дедал и Икар. Ф. Лэйтон, 1869 г.
По легенде, царь дал мастеру приют на острове и взамен очень долго пользовался его бесценным даром. На Крите Дедал вылепил статуи, изображающие Миноса и его дочерей, изготовил для жены Миноса Пасифаи деревянную корову на колесах, выдолбил ее изнутри, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг (в корове Пасифая скрывалась, чтобы тайно удовлетворять страсть к одному быку). Дедал создал также лабиринт. Миф гласит, что в нем обитал рожденный Пасифаей Минотавр (получеловек-полубык).
Когда герой Тесей бежал из лабиринта, убив Минотавра (об этой легенде речь пойдет чуть позже), Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте. В конце концов, такая жизнь, напоминающая плен, стала тягостной для Дедала и он решил бежать вместе с сыном. При помощи искусственных крыльев они спаслись от преследований Миноса. Икар погиб во время полета, неосторожно приблизившись к солнцу, растопившему воск, связывавший перья его крыльев.
Минотавр с лабрисом в руке, древнегреческая бронзовая статуэтка, IV в. до н. э.
Тесей, убивающий Минотавра, и Афина. Краснофигурный килик, мастер Эйсон, 425-410 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Мадрид
Кносс или лабиринт?
Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.
Суть этого мифа в том, что сын афинского царя Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его любимого сына. Он требовал, чтобы из Афин на Крит каждый год доставляли семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру. Тесей добровольно зачислился в юноши для ежегодного пожертвования и убил Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет знаком, что Тесей остался жив. Однако судьба распорядилась по-своему. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему одолеть Минотавра.
Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.
Происхождение слова «лабиринт»
У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.
Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.
Кносс настоящий
Из преданий о Кносском дворце можно узнать и о важных моментах мифической истории Греции. Выдумки переплетаются с реальными событиями и персонажами, последовательность повествования похожа порой на лабиринт, из которого подчас не спасает ни одна нить Ариадны. Хотя остров Крит и Кносс наполнены множеством мифов, эти места также хранят память об удивительном историческом прошлом.
Так, во всех перечисленных мифах поражают постоянные упоминания о быках. Это и Зевс в виде белого быка, и «увлечение» Пасифаи, и сам Минотавр, в конце концов. Скорее всего, это отсылает нас к далекому архетипу минойцев, поклонявшихся этому животному. Еще одно упоминание о быке — статуи в виде рогов, стоявшие по периметру Кносского дворца. Конечно, они строились и в сакральных целях, хотя многим могли внушать мысль: «Вот она истинная обитель Минотавра!»
Каменные рога в Кносском дворце
Мифы способны поведать множество интересных фактов, и многое из рассказанного в них можно увидеть, гуляя по руинам Кносского дворца. Впрочем, о самих жителях и об их мировоззрении больше расскажут фрески — картины, сохранившиеся на стенах дворца.
Фрески Кносского дворца
Почти все стены дворца были украшены фресками — настенной живописью, художественные образы которой свидетельствовали о богатстве духовного и эстетического мира критян минойской эпохи. Здесь слились одновременно каноны тех лет вместе с фотографическим реализмом, столь редким для того периода. Именно благодаря сохранившимся фрескам сегодня мы можем восстановить картину мира древних минойцев: посмотреть их глазами на историческую эпоху, в которую они жили, увидеть современников. Человеческим фигурам в этих фресках уделено особое внимание.
Откуда берет начало художественная традиция минойцев? В результате тесных торговых и культурных связей с египтянами их изобразительная традиция оказала значительное влияние на минойскую, хотя минойцы во многом превзошли своих учителей. По настроению и содержанию искусство минойского Крита неповторимо и не похоже ни на восточную, ни на эллинскую традицию.
Изображение юношей, несущих ритуальные сосуды
Характерная черта критского настенного искусства — большое разнообразие женских образов рядом с мужскими. Женщина присутствует на всех фресках, изображающих процессии, ритуалы или праздники. Критские художники рисовали женщин и мужчин с различным цветом кожи (у женщин — молочно-белая, у мужчин — красновато-коричневая, загорелая).
Особого внимания заслуживают изображения дам. Например, фреска «Дама в голубом». Это часть большой композиции, сюжет которой, увы, сегодня восстановить невозможно. Дамы нарисованы в изящных позах, со струящимися силуэтами, плавность линий которых постоянно повторяется в жестах, длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и прическах. Праздничные и детализированные прически (возможно, часть ритуального костюма) указывают на важность происходящего действа.
Критские мастера создали удивительные женские образы. Например, фреска «Парижанка» поражает точностью изображения черт женского лица. Изящество этой дамы, как у парижанки, а ее туалет не уступает нарядам современных модниц.
Парижанка. Фрагмент фрески, 1450 г. до н. э.
Другой популярный образ кносской живописи — животные. Частый сюжет — так называемая тавромахия: изображает ритуальные игры с быками, чем-то напоминающие корриду. Или дельфины, которые у древних минойцев были символом радости, освобождения души от бренного земного тела. Именно это настроение и передано наиболее живо во фреске, размещенной ниже.
Каждая фреска во дворце Кносса излучает жизнерадостность и миролюбие. Основная тематика минойской живописи — изображения людей, а также растений, животных, природных явлений. Особого внимания заслуживают многофигурные композиции. На фресках вы никогда не увидите сцен насилия или изображения воина — древние минойцы, если судить по живописи, были открытым и спокойным народом, не промышлявшим особенно военным делом. Впрочем, их любовь к жизни выразилась не только во фресках, создается впечатление, будто каждый предмет, некогда сделанный ими, наполнен энергией.
Кносские дельфины
Минойская керамика
Минойская керамика, как и все остальные предметы, оставшиеся от той далекой цивилизации, отличается оригинальностью. У критской керамики были своя эволюция и свой период спада.
Ранние геометрические узоры на первых вазах еще в III тыс. до н. э. к 2000 г. до н. э. сменяются различными цветочными и спиральными мотивами, которые наносились белой краской на черный матовый фон, и так называемым стилем Камарес. Дворцовый период (около 1700–1500 гг. до н. э.) внес существенные изменения, в том числе и в стиль росписи керамики, которая стала украшаться образами разнообразных морских обитателей: осьминогов и наутилусов, дельфинов и кораллов, выполняемых на светлом фоне темной краской.
Пифосы — сосуды для хранения продуктов — могут быть до 2 м в высоту
Сосуд в стиле Камарес с изображением осьминога
Начиная с 1450 г. до н. э. изображения на керамике подвергаются все большей стилизации и становятся грубее, что свидетельствует о начавшемся общем упадке этой яркой культуры.
Великолепие, созданное кносскими ювелирами
Пожалуй, наибольшего мастерства минойцы добились в ювелирном искусстве: утонченность и оригинальность изделий из золота нельзя перепутать ни с чем. Они были изобретателями, а может, умело переняли у кого-то передовые технологии того времени. Так, критянам было знакомо тонкое искусство грануляции: зернью, почти микроскопическими пупырышками из чистого золота покрывали они свои украшения. И это происходило более чем за тысячу лет до этрусков, которых археологи долгое время считали изобретателями грануляции. А минойские мастера делали уже тогда все как полагается: они не припаивали золотую зернь, а наваривали ее, зная необходимые приемы, позволявшие сохранить четкую форму зерна.
Перстень-печать с изображением танцующих ритуальный танец женщин
Все ювелирные изделия, дошедшие до нас с того времени, бесценны по историческому и художественному значению. Хотя мы никогда не узнаем имен ювелиров, искусство их сохранится навечно.
Заключение
Как мы увидели, Кносский дворец существует как бы в двух измерениях: реальном и мифологическом. Узкие коридоры-улицы превращаются в закоулки лабиринта, божественный бык встречает за каждым поворотом в виде гигантских каменных рогов, а тысячи бороздок, которые рассекают настенные мозаики, сплетаются в путеводную нить Ариадны.
Знаменитый тронный зал Кносского дворца
И каждый путешественник, который ступает по камням Кносского дворца, всегда пересекает границу этих миров. Здесь будто и нет никакого лабиринта, но из тронного зала путь ведет в театр, или к лесистому обрыву, или к остаткам погребений. Здесь все как бы в руинах, но вот сохранилась терракотовая колоннада, а вот и знаменитые фрески, ну а дальше вход в подземелье… и там, где наших знаний о реальной судьбе этого великолепного археологического памятника уже не хватает, этот пробел с лихвой восполняется образными мифами Древней Греции — и история оживает на наших глазах.
Поделиться ссылкой
Кносс | Кносс | the city
Центр минойской цивилизации и столица минойского Крита лежал в 5 км к югу от Ираклиона.
Кносс процветала около двух тысяч лет. У него был большой дворец здания, обширные мастерские и роскошная пещера, высеченная в скале и гробницы толосов. Как крупный центр торговли и экономики, Кносс поддерживал связи с большинством городов Востока Средиземноморье.
Богатство накопление и развитие городского образа жизни были отличительными чертами этого зенита, который начался примерно в 2000 году до нашей эры и характеризовался великолепные монументальные постройки и сложное социальное строение.
Минойский дворец — это главная достопримечательность Кносса, важного города в древности, который был заселен непрерывно с эпохи неолита до V в. ОБЪЯВЛЕНИЕ. Дворец был построен на холме Кефала и имел легкий доступ к морю и Критский интерьер. По преданию, это была резиденция мудрого царя. Минос. Кносский дворец связан с захватывающими легенды, такие как миф о Лабиринте, с Минотавром, и история Дайдалос и Икарос.
Первые раскопки на этом месте были проведены в 1878 г. Минос Калокеринос Ираклионский. Затем последовали длительные раскопки. 1900-1913 и 1922-1930) англичанина сэра Артура Эванса, который обнаружил практически весь дворец.
Самые ранние следы обитание на территории дворца восходит к эпохе неолита (7000-3000 гг. До н.э.). Сайт продолжал быть заселен в допалтийский период. (3000-1900 гг. До н.э.), в конце которого территория была выровнена для возведения большой дворец.Этот первый дворец был разрушен, вероятно, землетрясением около 1700 г. до н.э. Второй, более крупный дворец был построен на развалинах старого. Этот был частично разрушен около 1450 г. до н.э., после чего микенцы основали в Кноссе. дворец был наконец разрушен около 1350 г. до н.э. в результате крупного пожара. Сайт был снова заселен с позднего микенского периода до римских времен. Обширный реконструкция Кносского дворца производилась экскаватором, Сэр Артур Эванс.
Это был многоэтажный здание площадью 20 000 квадратных метров. Впечатляющие особенности этого это разнообразие используемых строительных материалов, а также крашеная штукатурка, мрамор облицовка и фрески, украшающие комнаты и коридоры. Продвинутый уровень технологий, достигнутый минойцами, также демонстрируется некоторыми оригинальные архитектурные и конструктивные особенности, такие как световые колодцы и политира, использование балок для усиления кладки и сложный дренаж и системы водоснабжения.
Дворец расположен вокруг Большой Центральный Суд, территория, используемая для общественных собраний. Второй двор, Западный двор, действовал как официальная подход к дворцу и парадной площадке.
Западное крыло было занято служебными помещениями для административных и религиозных мероприятий, в том числе Трехчастный Храм, Священные Хранилища и Склепы Столпов. В Среди них выделяется Тронный зал с его люстральным бассейном и гипсовым покрытием. трон по бокам скамейки.Наиболее важные зоны в южном крыле — это Южный Пропилон, Коридор Шествия и Южный вход, с фреска принца лилий. В восточном крыле располагались жилые помещения и большие приемные, наиболее важным из которых является Зал Двойные топоры и Королевский зал. К этим комнатам приближаются внушительные Большая лестница.
От Северного входа, а дорога вела к Кносской гавани. Северный вход окружен возвышенные стоа, та, что на западе, украшена фреской «Охота на быков».
Большой, вымощенный камнем Процессия, Королевская дорога, вела от Малого дворца и города на северо-запад фасад дворца, где находилась театральная площадка под открытым небом.
Вокруг дворца расширенный
Минойское поселение с кладбищами на холмах. Важные здания
из этого же периода включают: Южный дом, Дом Терезы.
Экран, Малый дворец, Караван-сарай, Королевская вилла
и Храм-Могила. Вилла Дионис с мозаикой на полу (2-й с / у.AD) является
важное здание римского периода.
Многочисленные находки из дворца, все произведения исключительно высокого качества,
керамика, сосуды, фигурки, архив табличек с линейным письмом Б и оригинал
настенные росписи находятся в музее Ираклиона.
Посетите страницу Кносса в году, город на протяжении веков
Телефон: +30 2810 231940
Факс: +30 2810 241515
Электронная почта: протокол @ kgepka.culture.gr
Веб-страница: http://odysseus.culture.gr/h/3/eh455.jsp?obj_id=2369
В этом домене такого URL-адреса нет
Греция расширяет запрет на несущественные внутренние воздушные перевозки
18 января, 21 10:46 утра
В воскресенье Управление гражданской авиации Греции (HCAA) выпустило авиационную директиву (NOTAM), которая расширяет ограничения на поездки для внутренних рейсов ( путешествие между префектурами) в Греции на одну неделю, без…
Подробнее
Covid-19: Греция сохраняет ночной комендантский час, отменяет строгие меры изоляции в некоторых районах
18 января, 21 10:46 утра
Хотя розничные магазины и торговые центры откроются в Греции 18 января, ночь в стране комендантский час с 21:00 до 5:00 остается в силе, заместитель министра гражданской защиты Греции Никос Хардалиас сказал…
Подробнее
Греция вновь откроет розничные магазины и торговые центры в соответствии с правилами
18 января, 21 10:46
Греция начнет постепенно ослаблять ограничения на изоляцию, принятые для сдерживания распространения коронавируса (Covid-19), министр Греции Об этом заявил в пятницу Адонис Георгиадис.
Подробнее
Повышение риска Covid-19 в Центральных Афинах вызывает озабоченность экспертов
15 января, 21 10:17
Греческий комитет Covid-19 предупреждает, что объявления, касающиеся школ или магазинов, могут быть отменены в любое время из-за роста числа инцидентов с коронавирусом. особенно в более широкой области Афин.
Подробнее
Министр туризма: Сертификат о вакцинации против Covid-19 не требуется для въезда в Грецию
15 января, 21 10:17
Министр туризма Греции Гарри Теохарис исключил в четверг необходимость сертификата о вакцинации Covid-19 для путешественников, желающих посетить Грецию этим летом.Теохарис имел в виду предложение ma…
Подробнее
США потребуют отрицательные тесты на Covid-19 для иностранных путешественников
15 января, 21 10:17 утра
Все иностранные путешественники в США должны будут предъявить отрицательный результат теста на Covid-19 для допуска в страна по состоянию на 26 января Центры США по контролю за заболеваниями и…
Подробнее
Реплика Афинского Иродиона в натуральную величину сияет на китайском Ледяном фестивале в Харбине
15 января, 21 10:17
Впечатляющая копия Афинского Одеона Ирода Аттика (также известного как Иродион) в натуральную величину, сделанная эксклюзивно льда, был недавно представлен на 37-м Харбинском международном фестивале льда и снега в Китае…
Подробнее
Греция Covid-19 Ограничения: туризм и информация, связанная с путешествиями
15 января, 21 10:17 утра
Министерство туризма Греции недавно опубликовало информацию по ключевым вопросам, связанным с туризмом и путешествиями в Греции, после продления срока действия Ограничения по карантину, принятые для сдерживания распространения со…
Подробнее
Вся коллекция музея Акрополя переходит в цифровую форму
15 января, 21 10:10
Учитывая все большее знакомство публики с цифровым культурным опытом, недавно запущенное виртуальное издание музея Акрополя представляет собой восхитительное событие.Посетители цифрового мира будут удивлены…
Подробнее
Древний минойский костюм. Дворец Миноса в Кноссе.
Зал Трона
Минойский костюм. Дворец Миноса в Кноссе. 1600 до н. Э.
LA PARISIENNE
Фрески походных табуретов: чаша любви минойского ритуалаСудя по длинным одеяниям большинства фигур и их распущенным волосам, на первый взгляд можно было бы предположить, что они принадлежали к женскому полу, но красный цвет кожи имеет решающее значение в этом вопросе, и их следует рассматривать как молодых. или мальчики.Меньшая фигура явно молодой мальчик. Однако важный фрагмент E, судя по телесному белому цвету, явно изображает девушку.
Рис.319 — Парижская улицаГоловы фигур с их пристальными глазами, весьма условная рука c, а также чёткая поза и драпировка свидетельствуют об очень грубом стиле. Сидящая женщина E, действительно, повторенная здесь на рис. 319, добилась определенного успеха в современном мире, и ее часто называют «парижанкой». Ее замысловатая прическа и подозрительно алые губы, безусловно, являются признаками в высшей степени искусственной общественной жизни, такой как мы уже видели на Миниатюрной фреске значительно более ранней даты, изображающей беседующие группы женщин в первых рядах Большой трибуны.Но фигура перед нами, хотя и не лишена определенной живописности, но лишена живости и индивидуальности старшей группы.
На ней что-то вроде шарфа, скрученного сзади и завязанного, что по другим аналогиям следует рассматривать как «крестцовый узел». Ее платье с высокой талией показывает своего рода широкий рукав, украшенный тремя петлями с бахромой. Действительно, похоже, что материал имел прозрачную текстуру, и что светлый фон, на котором отображаются синие и красные оборки, следует принимать за просвечивающий белый телесный цвет.Крыловидные наросты, которые вырастают из спины сидящего мальчика D из сопутствующей группы, отличаются от «крестцовых узлов» женской фигуры. Однако, за исключением этих двух черт, в одежде лиц обоих полов существует тесное совпадение. Они облачены в необычные длинные мантии, доходящие до щиколоток.
Критский, минойский костюм
Эпоха великого развития, совпадающая с цивилизацией Древнего Египта и Финикии и датируемая примерно 2000-1500 гг. До н. Э.C., предшествовала цивилизации, пришедшей из Малой Азии на Крит и Грецию. Дошедшие до нас фрагменты критской культуры раскрывают красоту техники и тонкое чувство формы, с которым не может сравниться ни одна современная цивилизация.
Из-за отсутствия письменных документов процессы и методы производства все еще остаются в тени, но, хотя мы, таким образом, вынуждены делать предположения относительно использованных материалов, одежда того времени представляет наибольший интерес ввиду ее связи с костюмы других народов.Наше внимание особенно привлекает платье, которое носят женщины. Стройные, жилистые фигуры мужчин почти повсеместно одеты в набедренную повязку с богатым узором и великолепным декором. Кое-где мы видим широкие плащи, которые покрывают все тело, придавая ему большой вид. Казалось бы, женщины также носили короткую набедренную повязку, но мы находим их в дополнительных юбках, собранных почти фантастическим образом, что свидетельствует о высокоразвитых знаниях техники шитья.Эти юбки построены ярусами, разделенными полосами богатого орнамента.
Существуют даже примеры того, что называют волантами, или воланами, то есть узкими полосами узорчатого материала, верхними выступами которых выступают нижние и, если судить по перпендикулярным линиям, расположенными в тонких складках гармошкой. Над ними ниспадает закругленный фартук. Талия тонкая и окружена свернутым поясом. Верхняя часть человека одета в куртку с рукавами, пришитую к плечу, но грудь обнажена.Учитывая форму и богатую отделку золотых дисков, недавно было высказано предположение, что материалом этих курток была кожа.
Головной убор этих великолепно одетых женщин представляет собой свиток узорчатой ткани в виде тюрбана или высокую шапку. Фигуры женщин низших классов одеты только до талии, т. Е. Без пиджаков. Было высказано предположение, что юбки состояли из нескольких юбок, чем-то похожих на фартуки, которые носили одна над другой и которую носитель обматывал вокруг нее.Однако более вероятно, что это были колоколообразные одежды из эластичного материала, сотканные или скроенные круглой формы, которые до сих пор носят фессалийские крестьянки. Колоколообразная форма всегда выражена — широкая у основания, быстро сужающаяся кверху и плотно прилегающая к пояснице.
Куртка также была явно облегающей, что не давало повода для драпировки. Эти женщины в их очаровательных элегантных костюмах изображены для нас на многих настенных росписях и оттисках печати. Они полны интереса.Даже несмотря на то, что мы до сих пор не знаем, из какого материала была сделана одежда, у нас есть все основания полагать, что искусство костюмеров было высоко развито в эгейской зоне цивилизации вокруг Средиземного моря, включая этрусские территории. Многие настенные таблички выглядят как доисторические модные пластины. На одном из этих изящных произведений искусства изображена стройная женщина, одетая в простую юбку, держащую перед собой еще одну ярко орнаментированную юбку с диагональными полосами на бедрах.Ниже представлена часть с продольными складками, отделенная от верхней части поперечной обрезкой. Округлая деталь у ступни — своего рода волан.
Совершенно очевидно, что женская одежда играла большую роль в этой цивилизации. Ювелирное дело было столь же развито. Золотые пуговицы с красивой чеканкой и изображением листьев и фигур животных, изящно обработанные золотые ожерелья и т. Д. Дают нам представление о царящей роскоши. Лучше всего техническое мастерство проявляется в ожерельях из гранулированного золота.
Так же безупречно, как украшения женщин, было оружие мужчин — гибкого тореадора, борца, метателя копья и мужчин, которые охотились на льва и оленя и руководили своими командами скачущие кони.
Карл Кёлер
Мужчины в куртках с короткими рукавами
(Рис. 320) Мужчины в куртках с короткими рукавами.Это платье заканчивается сверху короткими рукавами, напоминающими обычные женские куртки, которые можно увидеть на статуэтках Богини в Храмовых Хранилищах и в других местах.Подобные короткие рукава действительно есть на передней части мужского персонажа, изображенного на расписном фрагменте штукатурки на юге дворца (рис. 320), и поэтому этот элемент костюма был известен как минойскому Криту, так и Материковые регионы, где это становится повсеместным в микенском искусстве.
Бусы из золота (включая теленка), аметиста, кизила, фаянса и стекла, имитирующего аметист, из месторождения возле Храмовой гробницы. Простые полосы здесь заменяют обычные узкие пояса, а длинные юбки состоят скорее из широких диагональных полос, чем из воланов.Такой наряд вполне мог надевать поверх обычного пояса и набедренной части мужского костюма.
В целом, костюм, несомненно, имеет женственный вид, и ассимиляция платья у обоих полов может иметь ритуальное значение.
Параллельный пример уже был приведен в случае с быками на Дворцовой арене, когда девушки-исполнительницы облачались в наиболее характерные предметы мужской одежды, включая минойский эквивалент ‘ Ливийская оболочка ».Точно так же и сама Богиня, как «Дама спорта», изображена в ее хризелефантовом образе с ее поясницей, одетой в ту же мужскую манеру, что и у исполнителей круллов.
О значении этих длинных одежд как свидетельства вторжения в это время сирийских влияний будет сказано ниже.
Фрагмент фрески, описанный как часть «Сидящей богини».
Рис. 330. Сидящая Богиня.В этой связи заслуживает особого внимания небольшой фрагмент из серии Camp-stool.Из спирали, в которой заканчивается верхняя часть сиденья, становится ясно, что в этом случае мы имеем дело с каким-то твердым основанием трона или алтаря — вероятно, из камня или лепнины — вместо складного стула. С другой стороны, одежда сидящей фигуры также очень отличается от одежды любого пола, связанной на этой фреске с походными стульями.
От нижней части платья сзади осталось ровно столько, чтобы показать, что оно было отшито в модном минойском стиле, который также обычно применялся самой Богиней.То, как ближайшая нога отведена назад, также очень характерно для ее положения в сидячем положении, как показано в этом и других случаях, при этом воланая нижняя граница находится в пределах передней линии самого сиденья.
Миниатюрные фрески сидящих дам на большой трибуне. (Восстановленный рисунок Э. Жильерона) Инкрустированная игровая доска«Фреска походного табурета».
Табличка XXXI. Фреска походного табуретаОстатки фрески находятся над верхней частью западной стены нижележащих журналов подвала и по обе стороны от нее, примерно в метре над уровнем земли.Однако об их первоначальном положении в самом Святилище не было никакой подсказки. Они находились в очень фрагментарном состоянии, и только после долгих исследований удалось провести реставрацию хотя бы одной сцены и предложить некоторые предложения относительно дальнейшего завершения и группировки других фигур. (См. Цветную табличку XXXI.)
В качестве рабочей гипотезы мы можем предположить, что изначально были две широкие полосы, разделенные одна от другой границей, состоящей из черных, красных и белых горизонтальных полос.Верхняя из этих полос состояла, по крайней мере, из двух рядов испытуемых, так как часть мужской стопы и наклонная ножка походного стула на синем фоне видны непосредственно над границей желтого поля подлежащей восстановленной зоны. Мы можем предположить, что эта верхняя полоса, от которой у нас есть только небольшой фрагмент, была обрамлена сверху черной, красной и белой рамкой, подобной той, которая находится под ней.
Раскрашенные фрагменты лепнины принадлежат как минимум двенадцати лицам2, девять из которых, по-видимому, сидят.По следам в трех ящиках складных стульев с ножками, которые, безусловно, должны были быть из металла, этой группе было дано общее название «фрески походных стульев». Верхние поверхности этих табуретов, которые, вероятно, состояли из кожи, были покрыты шерстяным руном, что вполне вероятно, принадлежало жертвенным животным.
Фреска на куропатке (секции 1 и 2). Из павильона «Караван-сарай». Восстановленный рисунок Э. Жильерона. Инкрустированные рисунки на микенском кинжале-клинке: коты Читас и Каффр, охотящиеся на уток на берегах Нила.Восстановленный рисунок, показывающий внутренние ворота северного входного прохода и портики с видом на восходящий проход за ним.Жрецы и царские персонажи в длинных одеждах на печатях из Кносса и Вафейо.
Восточные влияния на Кипре, на культ богини голубки — сирийские топоры.
Рис. 332 а, б. Фрагменты «Фрески Паланкина» с изображением священников в белых накидках.Обнаружение фресок походного табурета на границах того, что по разным причинам называлось «Залом святилища», у северо-западной проекции дворца, очень тесно связано с центральным культом дворца, так хорошо иллюстрированным благородными сосудами «дворцового стиля» и производными от него «амфорами», некоторые из которых демонстрируют священные Двойные топоры и другие ритуальные предметы.В то же время тот факт, что служители этих настенных росписей изображены как держащие чаши из драгоценных металлов, может свидетельствовать о том, что они принадлежали к высшему социальному положению. Может ли сам Зал находиться в особой связи с какой-нибудь Сакральной коллегией, состоящей из молодых людей обоих полов, принадлежащих к внутреннему кругу Двора царей-жрецов и включая, возможно, настоящих «Детей Миноса»? В любом случае поклонники этих фресок в длинных одеждах находятся в тесной связи с иерархической системой, модной во дворце в последнюю эпоху его истории.
Огромный ритуальный двойной топор из святилища Ниру Кхани, недалеко от Кносса, на расстоянии 1,20 метра в диаметре.Возвышенное отношение, в которое мы должны поместить персонажей этих фресок, придает особую важность их исключительной одежде, покрывающей всего человека, форма костюма, которая, как уже указывалось, полностью не соответствует минойской традиции. Но, как будет показано ниже, экзотический и несомненно восточный характер этих длинных мантий согласуется с другими свидетельствами вторжения в последний дворцовый период других элементов союзного класса из того же восточного квартала.Тесные отношения с Египтом не были прерваны, но рассматриваемая эпоха, несомненно, соответствует эпохе возобновления интенсивного влияния с сирийской стороны, напоминая культурную и религиозную волну, которая в самом начале эпохи дворцов достигла Крита с На запад расширились владения основателя Первой Вавилонской империи. В данном случае мы должны в значительной степени принять во внимание реакции на растущую связь минойского мира с сиро-анатолийскими регионами через Кипр, где процесс фактической колонизации уже начинался, и, возможно, действительно, после напротив него современные коммерческие плантации на материковом побережье.
Уже в «Фреске Паланкина», связанной с входным коридором с юга, казалось допустимым распознавать действие этого влияния в служителях в белых накидках, чьи облачения выделяются темной полосой, спускающейся с холма. плечо, и напоминая клавус римского и этрусского использования. (См. Рис. 332 а, б.)
Центральная фигура этой композиции, как и другие фрески, одетая так же и сидящая на складном стуле, поднята вверх и может быть отождествлена с минойским папой Ре в его sedia gestatoria.Наклонная обертка этих палантинов также демонстрирует явную аналогию с мантиями, изображенными на фресках походных табуретов, а общий стиль рисунков, включая суммарное исполнение, отмечает, как уже отмечалось, более менее современную работу. Церемониальная транспортировка царя-жреца по этой линии доступа приобрела большое значение после недавнего открытия фактической Храмовой гробницы Дома Миноса, лежащей прямо на проезжей части, начинающейся у подножия южного склона.
В более общем плане длинные мантии приверженцев «Фрески походного табурета» можно также сравнить с одеждой некоторых «габердинованных» фигур — там тоже обоих полов — замеченных на «Фреске шествия», и похожие костюмы мужчин и женщин-служителей участвовали в ритуальных сценах саркофага Святой Триады.
Сидящая фигура мальчика-хранителя
Рис. 335. Сидящая фигура мальчика-приверженца (частично завершена).Длинные мантии одного вида носили как мужчины, так и женщины.Это платье носят и девушка-приверженец, возливающая возлияния между священными двойными топорами на саркофаг Святой Триады, и юноша, играющий на лире из той же ритуальной сцены, а также еще одна мужская фигура из более позднего дворца. Появление нижних границ одинаковых длинных мантий на двух мужских фигурах «Фрески шествия» предполагает их восстановление как исполнителей на флейте и лире. Мы знаем, что семитская лира или киннор неотделима от имени Кинираса, царя-жреца Пафоса, возлюбленного кипрской богини.«Как провидец и культурный герой, красивый и владелец лиры, он, естественно, явился грекам (которые привели его в настоящие дружеские отношения с Аполлоном) двойником Китароэдосов».
Юный персонаж держит голубя
Рис. 336. Большая инталия с изображением юного персонажа, держащего голубя: Кносс.Инталия с изображением юного человека в длинных одеждах, держащего голубя. Глубокая печать вырезана на бусинке из зеленой яшмы, представляющей толстое удлиненное образование из класса «миндалины», и изображает юношу в длинных одеждах, держащего голубя.Придаток с бахромой, показанный на рис. 336, который ниспадает на спину и соединяется с коротким рукавом, представляет собой отчетливую параллель с платьем мальчика, упомянутого выше, принадлежащего к серии «Camp-Stool», воспроизведенного на рис. 335, хотя в этом случае два конца с бахромой свисают вниз, создавая вид крыльев. Наклонное положение пояса с полоской внизу с наклоном в противоположном направлении также является повторяющимся признаком конформности. У юноши или мальчика, изображенного на рис. 336, густые пряди волос падают на плечи.Птица, которую он несет, естественно, может рассматриваться как подношение божеству, и нет никаких сомнений в том, что она предназначена для изображения голубя. Хотя шея несколько вытянута, клюв, не будучи слегка вздернутым, как у утки, определенно зацеплен за кончик, как у голубя. Однако решающим фактором является аккуратное введение припухлости на верхнем конце купюры, четко очерченной на глубокой печати.
Археология: Кносский дворец, Крит.
Сэр Артур Дж. Эванс. Дворец Миноса.
Минойский быкИнтернет-ресурсы:
- Дворец Миноса: сравнительный отчет о последовательных этапах ранней критской цивилизации на примере открытий в Кноссе — Эванс, Артур, сэр, 1851-1941 гг.
