Каминито – Королевская тропа в Андалусии

Королевская тропа Испании известная как El Caminito del Rey является одним из самых мистических мест Андалусии и топовой экстремальной достопримечательностью мира. Сюда, в город Малагу, ежегодно приезжают сотни тысяч туристов, чтобы пощекотать себе нервы, испытать силу воли, избавиться от страхов. И тут есть чего бояться, потому что тропа представляет из себя узкую дорожку, выложенную из деревянных дощечек, которые крепятся на сваях и рельсах, прибитых к скалистому основанию и нависает эта конструкция над грозным и глубоким горным ущельем Эль Чорро (La Garganta del Chorro).

Королевская тропа или «Каминита», как ее любят называть испанцы, первоначально возводилась не как экстремальный аттракцион для отважных туристов, это была необходимость, возникшая для транспортировки строительных материалов при сооружении двух электростанций и дамбы Конде дель Гвадалорсе. Электростанции строили по обоим краям ущелья Эль Чорро, там же возводили и плотину, это происходило в период с 1901 по 1905 годы.

Ущелье Chorro – это гигантская пропасть, протянувшаяся на три километра в длину и имеющая глубину в четыреста метров, по дну которой протекает река. Высокогорную тропу поручили возвести морякам, привыкшим лазить на высоте на мачтах. Этим отважным людям, ловко маневрировавшим над глубокой пропастью, помогали осужденные на смертную казнь заключенные испанских тюрем, хотя нет никаких официальных данных об этом, кроме воспоминаний родственников первых строителей Каминито. Осужденным поручали наиболее опасные и практически безнадежные задания. Тропу строили из песка с цементом, а упор делался на металлические кронштейны и рельсы.

Официальное открытие дамбы и электростанций проводилось в двадцатых годах прошлого столетия, на церемонию был приглашен испанский король Альфонсо Тринадцатый, которому для того, чтобы попасть на территорию пришлось преодолеть тропу, по которой ежедневно двигались бесстрашные строители, переносившие стройматериалы и инструменты. Монарх отважно преодолел путь, протяженностью в три километра, по узкой тропке, ютившейся вдоль изгибов скалы, любуясь завораживающими видами природных красот Андалусии, открывающихся отсюда. С тех пор, было решено назвать эту опасную дорогу над пропастью «El Caminito del Rey», то есть «Тропинка короля».

Этот страшный путь, опоясывающий скалистые отроги El Chorro, в несколько месяцев после его открытия вызвал горячий интерес у многочисленных туристов, особенно после признания Каминито – самым опасным в мире местом. Тут гибли люди, причем не только во время строительства, но и после открытия пути, даже несмотря на то, что тропа имеет сетчатое ограждение. В напоминание о жертвах Королевской тропы здесь есть мраморная памятная табличка с их именами. Об этом месте сложено много страшных легенд, а по Интернету ходит масса мистических отзывов, но это совершенно не уменьшает притока туристов, жаждущих экстрима.

Прошло несколько десятилетий, и тропа пришла в упадок: несколько пролетов провалились, доски местами прогнили, несчастные случаи гибели людей участились. А в 2000 году Каминито закрыли для посещений с целью глобальной реконструкции. Городские власти Малаги выделили несколько миллионов евро для реализации этих задумок, также часть денег пошла на возведение еще одной семикилометровой тропы «Нового Каминито» неподалеку. Была улучшена туристическая инфраструктура этого района, построены парковки, уложены хорошие дороги. Официальное открытие обновленной и реконструированной Королевской тропы Малаги произошло летом 2015 года. В течении полугода после этого, с целью привлечения посетителей, которые могли пройти по экстремальной Королевской тропе и полюбоваться красотами каньона, по дну которого протекает стремительная река, можно было бесплатно. В эти месяцы Каминито снова стала одной из самых популярных экстремальных достопримечательностей Андалусии и Испании.

Стоит знать, что любой турист, собирающийся пройти по опаснейшему пути Эль Каминьо дель Рэй, обязательно должен купить комплект тросов и карабинов для страховки, а еще ему выдадут каску. Без такого обмундирования вы не можете быть допущены администрацией на тропу. От себя можно посоветовать надеть удобную устойчивую обувь, взять с собой бутылку воды и что-то перекусить, потому что путь предстоит долгий и сложный, по времени он занимает несколько часов, а еще, на высоте довольно ветрено, стоит взять ветровку. Когда порывы ветра достигают тридцати пяти километров в час, тропу закрывают для посещений. Поход по маршруту проводится по расписанию. Кстати, для туристов, решивших приехать с детьми, стоит сказать, что их пропускают в сопровождении взрослых с восьмилетнего возраста.

Путь идет параллельно железной дороге на другой стороне обрыва, потом он проходит через красивейшую долину Valle del Hoyo, поросшую деревьями. Здесь для туристов есть лавочки, где они могут неспешно сделать перекус, полюбоваться чудными видами, сделать памятные фото. Часть пути проходит по темному тоннелю, поэтому возьмите с собой небольшой фонарик.

Билеты на посещение Королевской тропы Малаги стоит приобрести заблаговременно, это можно сделать онлайн через официальный сайт Каминито-дель-Рей. Цена билета – десять евро. Одновременно на тропу допускается не больше четырехсот человек, каждая, набираемая по пятьдесят человек группа, запускается с интервалом в полчаса.
Часы работы Королевской тропы:
В период с первого апреля до тридцатого октября — с десяти утра до пяти часов вечера; в период с первого ноября до тридцать первого марта с десяти утра до двух часов дня. Не работает Королевская тропа: двадцать четвертого, двадцать пятого, тридцать первого декабря, первого января.
Как добраться до Каминито?
Королевская тропа Испании расположена в пятнадцати километрах от курорта Малаги, в окрестностях городков Ардалес и Алора, в деревеньке Чорро, расположившейся на краю ущелья.
На поезде:
В деревне Эль Чорро имеется железнодорожная станция «El Chorro- Caminito del Rey» на которую приходит поезд из Малаги. Поезд выгоден, если вы путешествуете компанией или семьей. Из Малаги каждый день ходят два поезда, отправляющиеся от малажской станции «Maria Zambrano» до Эль Чорро: в 10.05 до Ронды и в 16.48 до Sevilla Santa Justa. Путь займет сорок минут, билет стоит шесть евро. Назад в Малагу из Эль-Чорро можно уехать на трех поездах: в 9.33; 15.03; 18.03. по испанскому времени.
На автомобиле:
Можно доехать из Малаги на арендованном автомобиле, путь идет через город Алора и через Ардалес, через последний ехать до Эль Чорро быстрее по времени, главное не пропустить резкий поворот на него. Перед вами будут открываться просто неземной красоты пейзажи: водохранилище «Guadalhorce» с ярко-бирюзовой водой, чудные леса, горы, потом водохранилище El Chorro и частично Каминито.
На автобусе:
Тропа линейная, она начинается на одной стороне, а завершается на другой. Местный автобус ходит раз в полчаса от входа к выходу, билет на него обойдется в один евро пятьдесят пять центов.
Автобус от Эль Чорро ходит на железнодорожную станцию. Автобус от Ардалес идет к достопримечательности «El Sillon del Rey» — «Кресло Короля» — каменному столу и стулу.
puteshestvie.net
? Caminito del Rey — Королевская тропа в Испании ? Эль Чорро
Эль Чорро — Caminito del Rey
Дорога королей (Королевская тропа, Caminito del Rey) — самая «страшная» горная тропа на подвесных мостках. Петляющими волнами огибает она крутые склоны ущелья в Эль Чорро в провинции Малага.
Ущелье Эль Чорро в Испании
Сколько пугающих и холодящих душу рассказов скопилось в интернете об этой тропе, но на самом деле она надежно огорожена плотной сетчатой металлической перегородкой с перилами, за которые можно держаться при ходьбе, да и укреплена дорога неплохо.
За сохранностью и надежностью дороги постоянно следят: местным властям тоже не нужны неприятные инциденты. В 2001 году с тропы сорвались 5 туристов, власти закрыли ее для посещения, но затем было принято разумное решение — дорогу реконструировали и оградили надежными перегородками. С 2015 года на тропу снова стали водить туристические группы: теперь здесь совсем не страшно.
Впрочем, пощекотать нервы очень даже можно: достаточно глянуть вниз с дороги на
каменистое дно ущелья. От высоты перехватывает дыхание! Многих туристов пугает подвесной мостик над ущельем. Хоть он и металлический, на прочных канатах, но качается от ветра. Жутко, но очень захватывающе!
Почему дорога в Эль Чорро называется тропа Королей? История!
Построили навесную дорогу в начале XX века для обслуживания водохранилища и плотины Конде на реке Гвадалорсе. Первым на тропинку ступил король Альфонсо XIII, и дорогу сразу окрестили Королевской. Красивое название числится за ней и поныне.Окрестности Эль Чорро изобилуют горными потоками
рек, есть здесь два шикарных водопада — Чорро и Гайтанехо. До сих пор работают и перегорожены плотинами три водохранилища.
Изумительный вид открывается с тропы: вокруг живописные утесы, ломаные линии скал, ленты голубых рек. Растительности на скалах не так много, но она сочная, изумрудных оттенков, богатая и пышная. Любителям селфи здесь точно понравится!
Как доехать до Эль Чорро и Королевской тропы?
Добраться до Эль Чорро можно на машине или на поезде из Малаги: поезд останавливается на одноименной станции El Chorro. На поезде дороже, а вот арендовать машину на несколько человек выгоднее, да и быстрее можно доехать до места. Машину можно оставить на привокзальной парковке (есть и платные, и бесплатные места), далее следовать по дороге за указателями.
Движение по тропе обычно идет только в одну сторону: с севера на юг. Обратно туристов везет по асфальтированной дороге автобус, движение идет в объезд скалы с тропой, но автобусы могут не ходить, тогда придется идти обратно тем же маршрутом.
Стоимость входа на Королевскую тропу
Билеты на тропу следует приобретать заранее (лучше за 1,5–2 месяца) на сайте caminitodelrey.info. Учтите, что детей до 8 лет на тропу не пускают.
Стоит билет €10 на саму тропу. Стоимость билета на автобус — €1,5.
На саму дорогу пускают строго по расписанию: небольшими группами в определенное время. После парковки вас проводят по небольшому туннелю в скале, затем до тропы добираемся по проходной дороге. Здесь — перед выходом на тропу — расположен первый и единственный туалет, который следует посетить в обязательном порядке: на самой дороге такой возможности уже не будет, а гулять по ней придется около двух часов, плюс потом еще ехать обратно на автобусе, а это еще час-полтора.
От железнодорожной станции и прилежащей парковки
до входа на тропу — примерно 2 километра. Примерно посередине дороги до тропы построен Центр приема посетителей, в котором вы можете прослушать вводную лекцию о тропе, посмотреть визуальный тур, полюбоваться из панорамных окон на окрестности. Здесь вам дадут распечатку брони, выдадут каски с одноразовыми подшлемниками. Каски по прохождении тропы сдают и складывают в большую корзину.
Попасть на тропу без брони не получится: учет строгий. Делается это для безопасности туристов: одновременно тропа может выдержать не более определенного количества людей.
Зачем перед выходом на тропу выдают каски. Кажется, что предосторожность факультативная, но все же они могут понадобиться. Вдруг со скалы сорвется камень?
Каски выдают платно под залог паспорта, если у вас нет брони (купленного билета), но так можно сделать только по утрам, когда посетителей мало.
Если же идут дневные группы, то такой вариант невозможен. На саму тропу пускают всех, кто в фирменной каске, уже не проверяют входной билет. Дорога тут одна, поэтому хитростью заполучить каску (попросить у кого-то из туристов, кто уже прошел по тропе и возвращается), не выйдет. Да и не нужно так рисковать.
На тропе в летнее время обычно стоит пекло: спасает от жары только сильный ветер, поэтому одеваться следует в плотные ветровки и брюки, лучше даже прихватить шарфик. Оптимальное время для посещения — май и июнь. И не жарко, и не холодно.
Что вы увидите на Королевской тропе
Хищных птиц, кружащих над скалистыми пейзажами. Здесь их много: охотятся они на грызунов, которых свысока и не разглядеть, ловят рыбу.Великолепные панорамы скалистых отвесов и изрезанных временем скал, чередующими с лесистыми плато.
Время от времени видны кусочки железной дороги, ныряющей в туннели под скалой. Любители экстрима ухитряются ходить (нелегально) даже по ним, но делать это мы категорически не рекомендуем.
Кое-где на тропе установлены скамеечки: можно отдохнуть, перекусить, полюбоваться окрестностями.
Движение по дороге завершается переходом по туннелю, далее добираемся до места
парковки автобусом. А здесь можно напоследок подняться на смотровую площадку: с нее видно водохранилище Embalse Tajo de la Encantada.
Что еще стоит знать об Эль Чорро и Королевской тропе
Во время, когда Королевская тропа была закрыта, нелегальных экстремалов штрафовали на €6 000. Часть старой тропы специально разрушили, чтобы пройти по ней было невозможно. Поверх старой дороги проложили новые защищенные тропы, вместо старого арочного моста в начале тропы подвесили железный мост. И хоть он прочно закреплен, когда идешь по нему под порывами ветра, ощущения возникают жутковатые.
Первая часть моста выводит в долину, где там и сям видны старинные коммуникационные сооружения, использовавшиеся ранее для работы дамбы. Теперь они запущены и поросли зеленью.
Долина заканчивается ущельем, и дорога вновь переходит в навесную тропу с перилами над очередным ущельем. В этой части тропы видны старые мосты, железная дорога, убегающая в туннель, старая тропа.
Учтите, что автобус может курсировать не всегда, могут вестись ремонтные работы, поэтому следует учитывать общее время прохождения тропы туда и обратно. Только в одну сторону идти придется от трех до четырех часов, учитывая время на прохождение расстояния от Центра для посетителей до начала тропы с одного входа и такое же время от конца тропы до другого Центра для посетителей. Эти расстояния составляют еще 2,7 и 2,1 километра, к ним плюсуем длительность самой дороги от северного хода до южного — 2,9 км.
Вот вам и общая длина маршрута — 7,7 километра, но интересная часть располагается
лишь между северным и южным входом. Учтите, что часть дороги — это прохождение в гору под небольшим уклоном — это гораздо тяжелее, чем подниматься в гору с большим градусом уклона. Если вы мало ходите пешком, вы очень устанете. Будьте готовы к нагрузке!
Берите с собой много питьевой воды, белую косынку, салфетки для лица, освежитель для лица.
Расписание поездов и автобусов выложено на официальном сайте, также можно уточнить в Малаге на любом ж/д вокзале, как добраться до Эль Чорро
caminitodelrey.info/en/5243/frequent-questions
Озеро в горах Эль Чорро
Прогулку по Caminito del Rey (Королевская тропа в Эль Чорро) нужно объединить с посещением горного озера. В летний период тут очень хорошо, а потрясающие виды разбавят морской отдых на побережье Средиземного моря. Вода на озере очень прозрачная и освежающая – пресный рай! Рядом с озером большое количество ресторанов с разумными ценами, на самом озере можно взять в прокат катамаран или доски для сапсёрфинга, на самом озере много мест для пикника и можно пожарить шашлык. Стоянка для автомобиля будет стоить 2 евро, а вход на оборудованную территории 1 евро с человека. По выходным тут очень много народу, так как собираются местные жители, которые стараются не посещать морское побережье.
Если вы турист, то лучше приезжать на озеро в Эль Чорро в будини — вы останетесь очень довольны. При наличии своего автомобиля — можно заехать в горы и посмотреть удивительные пейзажи этих мест.
На вершине горы есть испанский бар Bar La
Mesa, где готовят вкусный кофе и испанские блюда. Это обычный испанский дом, там живёт семья, которая встречает гостей Эль Чорро — вы не ошибётесь в дорогах, а ехать придётся по серпантину и упереться в тупик, там будет смотровая площадка и маленькая дорожка в Bar La Mesa.
С высоты птичьего полёта будет видно весь горный массив и маленькую железнодорожную станцию El Chorro, куда приходят поезда из Малаги — это если вы собираетесь ехать своим ходом, но лучше взять машину в прокат на любом пляже, тогда ваш охват будет больше.
Зарядите хорошенько свою технику, фотографировать будете много — 100%, ведь посмотрев наше фото и видео с Эль Чорро, вам обязательно захочется разнообразить свою коллекцию!
Всего вам доброго!!!
Видео Королевской тропы в Эль Чорро
Видео с Эль Чорро — тропа Королей №1
Видео с Эль Чорро — тропа Королей №2
Видео с Эль Чорро — тропа Королей №3
Видео с Эль Чорро — тропа Королей №4
22 Мая 2018
Просмотров статьи: 1128
kak-gde-zachem-pochemu.ru
Caminito del Rey (Королевская тропа)
Caminito del Rey (Malaga, Espana) — один из известнейших туристических маршрутов во всем мире. Эта тропа была построена в 1901-1905гг из цемента и металлических кронштейнов в ущелье под названием El Chorro для транспортировки грузов и передвижения людей между двумя электростанциями.
Название ущелья El Chorro можно перевести с испанского как «рывок» — это действительно был рывок в те далекие года в строительстве ГЭС: разница в перепаде высот между двумя водохранилищами, созданными человеком в разных концах ущелья, давала уникальные возможности для развития электростанций и, в то время, это была почти революционная концепция. В 1920 году, на официальной церемонии открытия этого маршрута для всех желающих, присутствовал Король Испании Альфонсо XIII, который одним из первых прошел этот путь. С той поры маршрут получил официальное название – Caminito del Rey. Шли года, под воздействием естественных природных факторов тропа постепенно разрушалась и, в 2000 году, из — за аварийного состояния, повлекшего за собой гибель нескольких туристов, маршрут был официально закрыт властями, но смельчаки со всего света продолжали приезжать в ущелье El Chorro, чтобы испытать свою судьбу. Власти пытались это предотвратить: ввели штраф за нахождение на тропе (6000 евро) и даже разрушили первую часть маршрута, но это мало помогало. Риск и опасность при прохождении этой тропы стали легендарными для альпинистов и любителей приключений во всем мире! Именно в это время за трудность и опасность в прохождении Caminito del Rey получает другое название — Тропа Смерти. Несколько смельчаков так и не смогли завершить свой путь по этому опасному в те годы маршруту….
После долгих дебатов, в 2013 году правительство Малаги приняло решение восстановить известный туристический маршрут и, уже весной 2015 года, тропа снова была открыта для всех желающих. Сегодня это безопасный и довольно широкий путь: 1 метр ширины, с прочными деревянными настилами, надежными перилами и бетонными креплениями, который проложен немного выше старого маршрута. Но многие части старого пути сохранились, и вы можете увидеть их во время вашего путешествия. Сам маршрут занимает по протяженности около 7,7 км и на момент написания этой статьи он пролегает с севера — Ардалес, на юг- Алора/Эль Чорро. Время прохождения всего маршрута около 5 часов. Добраться до начальной точки пути можно либо на машине (рядом с началом пешего пути есть платная парковка за 2 евро) или, от южной точки маршрута, каждые полчаса ходит автобус (1,55 евро с человека), там же находится железнодорожная станция El Chorro. Но, расстояние от самой близлежащей парковки до входа на Caminito del Rey около 2х км. На момент написания этой статьи я с моей группой входила через Северный вход (Ardales), рядом с рестораном Mirador, прежде чем попасть на тропу мы шли по каменному туннелю (не освещенному на тот момент) и далее по живописной долине к информационному пункту где мы показали распечатку брони, получили каски и, когда группа набралась до 50 человек, наш гид начал экскурсию по Caminito del Rey.
Условно маршрут можно разделить на три части:
- Первая — начало пути со стороны водохранилища Embalse de Gaitaneja . Это спокойный и простой путь протяженностью 2,7 км с захватывающими видами, который идет через ущелье Desfiladero de los Gaitanejos и как будто падает вниз у контрольной точки на стороне Ардалес
- Вторая — тропа ведет вас вниз в Valle del Hoyo. Это очень красивая долина утопающая в зелени и наполненная цветами, куда на протяжении многих лет по причине закрытия маршрута никто не мог попасть. Здесь вы можете расположиться на пикник. По долине течет река в русле которой лежат огромные камни-валуны самых причудливых форм. А вдоль тропы, параллельно, идут инженерные сооружения, ранее использовавшиеся для работы дамбы
- Третья часть маршрута начинается из долины и ведет путников в другое ущелье Desfiladero de los Gaitanes. Так как на всем протяжении Caminito del Rey параллельно маршруту проходит железная дорога виды на мосты между ее тоннелями в этом ущелье невероятно красивые! В конце ущелья вы пересечете подвесной мост Puente Colgante и выйдете на южную сторону маршрута к водохранилищу Embalse de Tajo de la Encantada. Здесь вас поразит контраст рельефа скалистых гор ущелья с остальными. Далее вы постепенно спуститесь вниз к широкой тропе вдоль водохранилища, вдоль которой стоят величавые многовековые эвкалипты и , продолжая свой путь мимо железнодорожного арочного моста , вы выйдете к южным воротам маршрута.
Несколько важных правил Caminito del Rey
- Не советуется идти маршрутом, если вы страдаете от головокружений или очень нервные.
- В начале вам выдается шлем — не снимайте его на протяжении всего пути.
- На протяжении всего маршрута нет туалетов.
- Возьмите с собой воду и еду.
- Дети допускаются только старше 8 лет и в сопровождении взрослых, для подтверждения возраста детей требуются документы.
- Тропа может быть закрыта, если ветер достигнет отметки выше 35 км/ч. или начнется дождь.
- Прогулка — линейная. Вы начинаете и заканчиваете маршрут в разных местах.
- Две стороны соединяет автобус. Он отходит каждые полчаса, цена билета 1,55 евро.
Билеты нужно бронировать заранее на официальном сайте маршрута Caminito del Rey.
В основном, за два месяца вперед! Так как есть ограничение — в день на Camino del Rey может находится не более 400 человек.
Стоимость билета – 10 евро. Обратите внимание, что билеты предлагаются в том числе и с гидом, они стоят дороже (18 евро) , но чаще остаются в свободном доступе. Обращаю ваше внимание на то, что до начальной точки маршрута вам предстоит идти пешком не менее 2х км, поэтому планируйте свое время заранее.
Расписание работы маршрута:
- 1 апреля — 30 октября: 10.00 — 17.00
- 1 ноябрь — 31 марта: 10.00 — 14.00
- Закрыто 24, 25, 31 декабря и 1 января.
vtorrevieje.com
Королевская Тропа в Малаге: karhu53
Открытие реформированной Королевской Тропы, известной как El Camino del Rey, было одним из самых ожидаемых событий за последние годы.
Новая тропа красовалась в заголовках газет и журналов по всему миру
Caminito была построена в период между 1901-1905 гг и использовалась для транспортировки материалов и людей между двумя электростанциями, которые были построены по обе стороны ущелья Эль Чорро. Официальное же открытие состоялось лишь в начале 1920х гг. Король Испании Альфонсо XIII, чтобы посетить церемонию открытия, прошел по этой тропинке, дав ей свое имя (Тропинка Короля). С этого момента Camino стала одним из чудес Испании.
Ущелье Эль Чорро (La Garganta del Chorro) — удивительное место с огромными каменными стенами протяженностью в 3 км и высотой — 400 метров. Эль Чорро можно перевести как «рывок», это самое подходящие слово для описания того, как течет вода сквозь узкие ущелья и овраги. Разница в высоте между двумя главными водохранилищами, созданными человеком в разных концах ущелья, предоставляет уникальное возможность для развития ГЭС. В то время это была почти революционная концепция.
Гениальное сооружение, но тем не менее, самой привлекательной частью этой конструкции является именно сам путь, El Caminito del Rey, который проходит вдоль всего ущелья. Говорят, первоначальная конструкция была возведена моряками, которым приходилось лазить и работать в подвешенном состоянии на пустотой. Некоторые источники (неподтвержденные) заявляют, что заключенные, осужденные на смертную казнь, так де участвовали в строительных работах и выполняли самые опасные задания.
Тропа была построена с использованием песка и цемента, а удерживается на месте благодаря металлическим кронштейнам. Так же без лишних излишеств были использованы железнодорожные рельсы. В течение нескольких лет Caminito медленно, но верно пришла в упадок, и была официально закрыта в 2000 году после того, как несколько людей погибло, упав в ущелье.
Такая опасность и риск стали легендой для альпинистов и любителей адреналина со всего мира. Многие люди ссылаются на Caminito как на самую опасную тропу в мире, привлекая всех этих искателей приключений. Вот так Caminito выглядела в 2013 году до начала реконструкций.Правительство поднимало вопрос о реконструкции Camino годами. И в конце 2013 года наконец-то осуществило свои замыслы. Местные органы власти и Малага поделили между собой стоимость реформирования — €5.5 миллионов. 2.2€ были использованы для постройки нового Caminito, а оставшаяся часть была использована на дополнительные услуги в этом районе, дороги, парковки и все необходимое для автобусов. По предварительным оценкам, около 250,000 людей посетят Caminito только в первый год после открытия, пополнив казну на 20€ миллионов и создав 180 рабочих мест. Это станет достопримечательностью номер 1 во всей Андалусии, если не во всей Испании.
Билеты
Билеты нужно забронировать онлайн, Вы можете сделать это здесь . Первые полгода вход бесплатный. После — вход будет стоить 6€ за человека.
Максимальное количество людей, которое может находится на Caminito одновременно, — 400 человек. Группы до 50 человек могут пройти через начальные контрольные посты с интервалом во времени в полчаса. По оценкам, в первые полгода Королевская Тропа будет принимать 600 гостей в день.
The New Caminito Del Rey

Общая протяженность новой тропы — 7,7 км; сколько идти же зависит непосредственно от отправной точки. У Вас есть выбор, с какой стороны начать: с севера — Ардалес, или же с юга — Алора/Эль Чорро.
Хотя маршруты идентичные, есть некоторые моменты, которые стоит учесть, например, — разница в высоте.
Если хотите увидеть больше фотографий новой Caminito — зайдите на страницу Spain Holiday на Facebook.Алора — южная точка. El Chorro / вокзал Caminito del Rey
Если Вы едете на поезде, то тогда этот маршрут для Вас. Из двух возможных вариантов, этот тяжелее, так как идет в гору. Хотя с разницей около 100 метров в высоте на протяжении 7 км это не так и сложно, и почти незаметно.
Маршрут от начала до конца займет приблизительно 5 часов, в то время как, если идти с другой стороны, то на дорогу у Вас уйдет около 4 часов.

Начав путь с ж/д вокзала, Вам нужно пройти 1,5 км пешком до первой контрольной точки. Вы проходите мимо старого лагеря и следуйте дальше по указателям. Из кабины у контрольной точки есть крутой подъем в гору в сторону ж/д путей и тоннеля — 800м.
Вы начинаете свое путшествие по Caminito с наивысшей точки, откуда множество различных вертикальных участков проходят через Desfiladero de los Gaitanes, пересекая подвесной мост Balconcillo de los Gaitanes.

Отсюда начинается 3 км пути с захватывающими видами ущелья. Затем Тропа ведет Вас вниз в Valle del Hoyo. Нереально красивая долина, куда на протяжении многих никто не мог попасть, а теперь она наполнена цветами и деревьями с рекой, которая извивается между ними. Идеальное место для пикника. Есть несколько специальных мест для перекуса — со столиками и стульями. Мусор не оставляйте: все свое — с собой!
Следующая часть пути — спокойная и простая — 2,7 км. Есть еще один вертикальный участок местности, который идет через Desfiladero de los Gaitanes и как будто падает вниз у контрольной точки на стороне Ардалес.
На момент написания статьи, была возможность повернуть обратно и пройти Caminito еще раз или же дойти до Ардалес и взять автобус обратно в Эль Чорро — см. ниже.
Aрдалес — северная точка
Из двух маршрутов этот является, пожалуй, легким, так как Вы идете вниз по реке и дорога займет на час меньше. Маршрут начинается в непосредственной близости от подъездной дороги М-444. Дорога, которая извивается вокруг озер Ардалес. Отсюда Вы можете начать с разных точек. Вам нужно перебраться на другую сторону горы.

Недалеко от ресторана Kiosk, прямо у водохранилища Conde de Guadalhorce, находится небольшой туннель. Он короткий, но Вам нужно продолжить свой путь, еще около 2,5 км. Это дорога очень живописная. следуйте течению реки и Вы дойдете до контрольного поста/входа.
Есть и более продолжительный туннель , который находится рядом с рестораном Mirador. Он немного длиннее предыдущего туннеля, но в обшей сложности Вы сэкономите немного времени. На момент написания статьи, там не было никакого освещения. Поэтому возьмите с собой факел или фонарь.
Если Вы не большой фанат туннелей, то можете пройти через горы вниз к реке. Следуйте по тропинке, что пролегает за рестораном Mirador. Вы ее не пропустите.

Пункт управления находится в непосредственной близости от старой ГЭС. Как только Вы пройдете мимо, тропинка начинает сужаться и становится похожей на подъем в гору, что так и есть, так как Вы приближаетесь к Desfiladero de los Gaitanes. А в конечном итоге Вы оказываетесь в долине Valle del Hoyo.
Старая Caminito была оставлена без изменений, насколько это было возможно, а новую тропу соорудили прямо над прежней. Преимущественно она сделана из деревянных панелей с опорами, пробуренными в скале. Шириной в 1м тропа предлагает Вам насладиться завораживающими видами через стеклянный пол в некоторых местах дороги. А завершается Ваше приключение прекрасным мостом, нависающим над Balconcillo de los Gaitanes.
Такое зрелище точно не для слабонервных — мост висит на высоте 100 метров плюс еще ущелье Gaintanes.
Всегда помните —
- Не советуется посещать тропы, если Вы страдаете от головокружений или очень нервные.
- В начале Вам выдается шлем — не снимайте его на протяжении всего пути.
- На протяжении всего маршрута нет ванных комнат.
- Возьмите с собой воду и еду.
- Если Вы прибываете на поезде, убедитесь, что Вы забронировали билеты со стороны Алора.
- Ж/д станция Эль Чорро (El Chorro) будет переименована в станцию Эль Чорро — Королевская тропа (El Chorro — Caminito del Rey).
- Дети допускаются только старше 8 лет и в сопровождении взрослых.
- Тропа может быть закрыта, если ветер достигнет отметки выше 35 км/ч.
- Прогулка — линейная. Вы начинаете и заканчиваете в разных местах.
- Две стороны соединяет автобус. Он отходит каждые полчаса, цена билета €1,55.
- Автобус со стороны Эль Чорро отправляется до прибытия на ж/д станцию.
- Автобус со стороны Ардалес отправляется из El Sillón del Rey — Кресло Короля — несколько сотен метров вниз по дороге от ресторана Kiosk. El Sillón del Rey представляет собой каменный стол и стул, посвященные открытию водохранилища. Из этого же водохранилища их приходилось вытаскивать, после того как их скинули туда во время Гражданской войны в Испании.
На машине
Есть два способа добраться до Эль Чорро из Малаги. Вы можете поехать туда через Алора или Ардалес. Самый быстрый путь — через Ардалес (показано ниже). Выезжая из Малаги поезжайте по дороге A-357 на север по направлению к Cártama. По магистрали Вам нужно проехать 65 км. После того как проедете деревню Ардалес (по левой стороне дороги), будьте внимательны и не пропустите резкий поворот направо (указатель — М-442 / Ардалес / MA-5403 / Эль-Чорро).
Затем поверните налево на второстепенную дорогу MA-444, которая быстро начинает наматывать круги вокруг водохранилища Guadalhorce, давая возможность Вам насладиться фантастическими пейзажами. Продолжайте движение по этой дороге, извивающейся вокруг озера. В конечном итоге Вы доберетесь до развязки, где нужно резко повернуть направо к деревне Эль Чорро.
Если следовать маршруту Эль-Чорро, сделав правый поворот, продолжайте двигаться в том же направлении. Дорога пойдет вниз и будет проходить сквозь леса. После приблизительно 5 км Вы выберетесь из лесов и даже сможете увидеть, частично правда, Caminito и водохранилище Эль Чорро.
Следуйте указателям на деревню. Вы должны пересечь водохранилище.
В настоящее время есть всего 2 поезда, которые отправляются ежедневно со станции Мария Самбрано (Maria Zambrano) в Малаге до Эль Чорро — Caminito del Rey. Первый стартует в 10.05 — место назначения — Ронда; второй — в 16.48 в Севилья Санта Хуста (Sevilla Santa Justa). Дорога займет 40 минут, цена билета — 6€.
Обратно в Малагу из Эль-Чорро идут три поезда: в 9.33, в 15.03 и 18.03.
Дополнительные поезда пока только в планах. Для более подробной информации посетите Renfe website или позвоните 902 320 320.
karhu53.livejournal.com
Королевская тропа. Что получилось из одного из самых опасных маршрутов в мире?
Этот пеший маршрут считался одним из самых опасных во всем мире. Будоражащие воображение снимки оттуда я заприметил в интернете, будучи еще студентом. Узкая, метр шириной, вереница бетонных плит при помощи железнодорожных рельсов прикреплена на высоте сотни метров прямо к отвесной скале внутри каньона. Эта тропа создавалась как вспомогательная дорога для рабочих, занятых на постройке гидротехнических сооружений. Перед открытием сооружений по тропинке прошелся сам король Испании, в честь него и была названа дорога «Каминито дель Рей», то есть «тропа короля». За век существования от тропы осталось лишь основание: ограждающие конструкции если и были, то канули в лету, часть бетонных плит осыпалась, арматура пришла в негодность. Образовались провалы, связанные между собой только куском рельсы. От одного вида этих кадров захватывало дух. Каждый день экстремалы преодолевали эту тропу с минимальной страховкой, рискуя жизнями, пока после нескольких несчастных случаев правительство не перекрыло оба выхода на тропу. Но и потом люди находили способы испытать себя в преодолении Каминито дель Рей. Даже хозяин жилья в Сааре, Саша из Германии, неоднократно ходил по тропе.
Имея билеты в Испанию, я случайно увидел, что эта тропа находится совсем рядом с Малагой, и прочитал, что пару лет назад тропу реконструировали, превратив в безопасный туристический маршрут. Прямо над искрошившейся тропой, оставив все старое, как есть, соорудили новый широкий путь и снабдили его ограждением.
Какое-то время после открытия тропа была бесплатной, как и раньше, но в начале этого года сменилась управляющая организация, и за вход стали брать деньги. Несколько недель, пока готовили портал по продаже билетов и решали организационные вопросы, тропа и вовсе не работала. Купить билет в начале работы аттракциона было не так просто: на тропе может одновременно находиться только определенное количество человек, и временные слоты заполнялись уже за несколько недель. Но я каждый день заходил на сайт и отслеживал начало продаж, став одним из первых, кто купил билет. Удалось даже выбрать удобное время. Лучше брать время ближе к началу или концу работы — утром и вечером гулять не так жарко, да и фотографии будут приятнее.

Туристический маршрут имеет небывалую популярность среди местных жителей. Все, с кем бы мы ни говорили, либо уже были на Каминито дель Рей до или после реновации, либо хотят побывать, либо по крайней мере заинтересованы в теме. Стоянка перед выходом на маршрут заставлена машинами и многолюдна. Тропа находится недалеко от городка Эль Чорро. Заканчивается она прямо в нем, а начинается в нескольких километрах севернее, у красивого водохранилища, где можно искупаться до или после прохождения маршрута. В Эль Чорро помимо машины можно добраться от Малаги еще и поездом, что делает посещение тропы отличной поездкой на один день. От города до точки старта раз в полчаса-час ходит специальный автобус-шаттл (расписание на сайте достопримечательности). Мы же подъезжаем прямо ко входу на машине и оставляем ее на стоянке.
Тропа начинается небольшим тоннелем, и потом долго идет через лес вдоль реки. Минут сорок прогулочным шагом — и мы непосредственно у точки входа. Там проверяют билеты и выдают белые каски — теперь здесь все строго. Отсюда начинается скальный участок с тем самыми плитами, положенными на карнизы. Справа и слева высятся отвесные скалы каньона, внизу — бурная река. Новая тропинка органично вписывается в пейзаж. Деревянное покрытие под ногами, аккуратные стропы ограждения — все это смотрится стильно и по-современному.

Первый участок достаточно короткий, и после него тропа, освободившись от оков каньона, снова уходит в тень деревьев. По пути на этом участке поставлены скамейки, можно перевести дух, перекусить. Еще немного прогулки, и тропа снова начинает цепляться за стены каньона, на этот раз настолько впечатляющего и массивного, что первый участок меркнет в сравнении. По другую сторону ущелья видны участки железной дороги, пробуренной тоннелями в складках скалы. Здесь высота пропасти под ногами достигает сотни метров. Шум реки доносится откуда-то снизу, отражаясь от стенок каньона и разливаясь мощным гулом вокруг. Кульминация маршрута — металлический подвесной мост с сетчатым полом. Сквозь него где-то далеко внизу, прямо под ногами, можно увидеть дно ущелья. Мост нещадно раскачивается ветром, который, попадая в каньон, как в подобие трубы, набирает немалую силу. После моста тропинка выходит из каньона и превращается в обычную поселковую улицу, еще минут пятнадцать ведущую до Эль Чорро и остановки автобуса.

Под новым настилом можно увидеть остатки старой тропы. Еще пару лет назад по ней гуляли экстремалы со всего света.

На весь путь от входного тоннеля до автобусной остановки в неспешном темпе, с паузами, чтобы полюбоваться и отдохнуть, надо потратить часа четыре. Но можно и зависнуть подольше, никто никого не выгоняет. Главное идти по течению, а не против него. Раньше можно было ходить и в обратном направлении, но сейчас только в одном, за чем следят несколько инструкторов на протяжении маршрута. Оно и хорошо — дорога все время идет вниз, не давая излишне устать. Особой физической подготовки не требуется, любому здоровому человеку этот маршрут по силам, устать можно так же, как от долгой прогулки, но не более того.
Алора. Как выглядит пригород Малаги?
Под вечер на остановке скапливается народ. Автобусов не хватает. В один мы не влезаем и ждем еще час следующего. Вокруг есть несколько кафешек, где хорошо скоротать время. Мы спешим к нашей машине, которую оставили с другого конца маршрута, чтобы успеть к назначенному времени приехать на ночлег. Это наш последний день в насыщенном путешествии по Андалусии, и останавливаемся мы недалеко от коньона, в городке с красивым названием Алора.
Алора находится в двадцати минутах езды от тропы Каминито дель Рей, и это самый ближайший к ней более менее крупный город. В самом Эль Чорро предложений жилья очень мало, и надежда остановиться там, чтобы не крутить баранку после насыщенной прогулки, растаяла, как только я принялся бронировать ночевки. Я снова обратился к Airbnb и нашел хороший вариант в Алоре. Подкупило еще и то, что Алора расположилась как раз по направлению Малаги, откуда нам завтра утром улетать домой. А одно из моих собственных правил автотуризма за рубежом — не хочешь опаздать на рейс, крайнюю ночь ночуй недалеко от аэропора отправления. На дороге случается всякое. Здесь, конечно, все близко, и при желании от тропы можно было за час доехать до Малаги и заночевать там, но в крупный город совсем не хотелось. Уж больно понравилось мне в андалусской провинции.
Мы в мгновение домчали до Алоры, но еще столько же времени плутали по ее односторонним, мощеным улицам. Нас встретила прекрасная пара лет пятидесяти пяти: он
шотландец, она — англичанка. Эти люди меня покорили с первой минуты. Мы говорили обо всем на свете, показывали друг другу фотографии из путешествий, ели вкусную кашу, рецепт которой, по словам шотландца, у него в крови. Супруги жили долгое время в Лондоне, потом переехали в Шотландию. Но местный климат не сильно хорошо сказался на здоровье. Семья решила купить квартиру и перебраться в теплые края, в Испанию. Квартирой их жилье назвать сложно, скорее это трехэтажный таунхаус, старый дом на исторической улице Алоры, один из тех, что образуют сплошную застройку, пристраиваясь один к другому. Когда супруги купили дом, он был в плачевном состоянии, но за несколько месяцев они своими руками довели его до ума. Помещения внутри оформили в традиционном андалусском стиле, а о ремонте теперь напоминает книга “marrakesh by design”. Шотландец рассказывал, как он во время работ вскрывал кладку многовековой давности и чувствовал себя археологом.
Мне понравилась Алора. Это был один из множества белых городков Андалусии, не лишенный своей истории, но тихий и обычный, свободный от туристов, жилой. Вечером мы прогуливались по его улицам, и меня удивило, как много вокруг молодежи, детей, подростков. Они гуляют и общаются, сидят на ступеньках перед церковью, играют на гитаре, ходят за руку и смеются, не доставая при этом смартфон из кармана. «Здесь все друг друга знают. Вечерами собираются и гуляют. Удивительно, как эта привычка здесь сохранилась? Это так здорово, прямо как раньше», — подтвердила наши наблюдения англичанка. Немногочисленные бары многолюдны. Мы тоже радуемся субботе и присоединяемся к потоку жизни в Алоре, чтобы хотя бы на мимолетный вечер стать ее частью.
На утро мы улетели. Нас провожали в аэропорт, любезно, будто бы родных, снабдив бутербродами и булками в дорогу. В первую ночь в Москве мне снилось, словно я просыпаюсь в Алоре. Немного таких мест, про которые могу сказать «я бы здесь жил». Но Алора — место именно такое. Его белоснежные дома и немноголюдные улицы, непременно заканчивающиеся обширным видом на окружающие город холмы, теперь долго будут олицетворять для меня городской уют. Такие места надо запоминать, чтобы когда-нибудь туда вернуться.
Все заметки о путешествии по Андалусии и Марокко:
Южный край Европы. Андалусия. Гранада.
Фестиваль патио в Кордобе
Севилья и окрестности. Хороша ли природа Андалусии?
Из Европы в Африку. Яркие краски Марокко.
Гибралтар: пролив и скала
Королевская тропа. Что получилось из одного из самых опасных маршрутов в мире?
gur-095.livejournal.com
Королевская тропа в Испании снова открыта!: nodima
Еще год назад Королевская тропа (El Caminito del Rey), проложенная по отвесным скалам в ущелье Эль Чорро в провинции Малага в Испании, считалась самой опасной пешеходной тропой в мире. В начале XX века она была построена здесь для обслуживания плотины Конде на реке Гвадалорсе и получила свое название в честь короля Альфонсо XIII, прошедшего здесь одним из первых на церемонии открытия. В последствии тропа стала туристическим маршрутом, но состояние его с каждым годом ухудшалось. Наконец, в 2001 году, после того, как в течение двух лет здесь погибли пятеро туристов, власти Испании приняли решение о закрытии Королевской тропы для посетителей. Но, несмотря на запрет, это место продолжало привлекать любителей пощекотать нервы, и для многих из них это заканчивалось плачевно. И тогда, убедившись в том, что этот запретный плод так и будет манить маньяков-скалолазов, было принято мудрое решение реконструировать тропу. Строительные работы начались в феврале 2014 года, и уже 28 марта 2015 года Каминито-дель-Рей была снова открыта для посетителей.
Новость об открытии Королевской тропы появилась за несколько дней до начала нашего путешествия, и я решил во что бы то ни стало побывать здесь, тем более что это место находилось как раз на нашем пути из Гранады в Ронду. Добраться сюда можно на машине или на поезде до станции Эль-Чорро (El Chorro).
Машину можно оставить на парковке возле вокзала, а дальше указатели выведут к началу маршрута. По пути можно увидеть красивый железнодорожный мост.
Уже издалека при виде тропы, подвешенной к отвесным скалам, начинает захватывать дух.
В первые полгода после открытия посетить Королевскую тропу можно бесплатно, позже скорее всего за вход начнут брать плату и по рассчетам экспертов этот туристический объект сможет ежегодно приносить в бюджет провинции до 20 миллионов евро. Уже сейчас желающих попасть сюда хоть отбавляй, а одновременно на маршруте допускается находиться 400 посетителям, поэтому была создана система предварительной записи. На официальном сайте предлагается записаться на определенный день и время, но в данный момент все места уже забронированы до конца сентября. Когда я начал интересоваться, еще можно было записаться на месяц вперед, но поскольку мы не еще знали, когда туда доберемся, то записываться я не стал. Но, как вы понимаете, по маршруту я все-таки прошелся, поэтому мой опыт, возможно, поможет тем, кто тоже по какой-то причине не смог или не успел забронировать билет. Кстати говоря, детям до 8 лет доступ сюда вообще запрещен, поэтому всей семьей нам сюда было никак не попасть. Пришлось детей оставить Юле и прорываться одному.
Расстояние от железнодорожной станции и парковки до входа около двух километров. Где-то посередине находится информационный пункт. Сюда подходят с распечаткой брони и получают каски и одноразовые подкладки для них, а на обратном пути эти же каски здесь сдают, складывая в большую корзину. Я решил сначала попробовать попасть по-честному и сказал, что брони у меня нет, но я умираю, как хочу попасть сюда, пропустите меня, пожалуйста, а? Но молодой человек у стойки сказал, что ничем не может помочь.
Растроенный, я вместе с Юлей и детьми прогулялся до входа на маршрут и заметил, что здесь бронь вроде как уже не проверяют, а пропускают всех, на ком надета фирменная каска. Этим я и решил воспользоваться. Я спросил у уже возвращающихся назад молодых людей, не мог бы кто-либо из них отдать мне каску, ведь на выходе их уже не проверяют. Но оказалось, что они получили каски под залог паспорта и рассказали, что у них тоже не было брони, но им и многим другим посетителям так же разрешили пройти, оставив залог. Тогда я вернулся к информационной стойке и сказал парню: эй, бро, пропусти меня, пожалуйста, вот, возьми тоже паспорт, только дай на красоту поглядеть. Но тот был неумолим: под залог пропускали людей только утром, но теперь слишком много с билетами, так что извини.
Тогда я вышел на улицу и, не долго думая, просто достал одну из касок из корзины, где их оставляют, и уверенно пошагал ко входу. Там молодая сотрудница спросила по-испански что-то про «резервасьон», но, видя мое замешательство, спросила по-английски: «Did you leave your pass on the information?» На это я только кивнул, и прошел через турникет.
Длина маршрута Каминито-дель-Рей 7,7 км, из которых самая интересная часть находится между северным и южным входами составляет 2,9 км (подвесные настилы — долина — подвесные настилы). Я, как и большинство других посетителей, зашел через южный вход (Álora), прошел через долину до северного (Ardales), и тем же путем вернулся обратно. На это у меня ушло 2 часа, но я очень торопился, чтобы жена и дети не заскучали, а вообще тут можно хоть целый день провести. Обратно, кстати говоря, можно вернуться на автобусе (вот здесь есть расписание).
В самом начале пути находится мост между скалами. Точнее теперь их два.
Вместо старого арочного моста действует новый подвесной.
Как можно заметить, новая тропа проложена на полметра выше старой и имеет по всей длине надежные перила, так что не совсем понятно ограничение посетителей по возрасту.
На следующих фото можно видеть, в каком состоянии была старая тропа.
А для не очень впечатлительных рекомендую посмотреть видео, как выглядела прогулка по Королевской тропе до ее открытия:
В период, когда Королевская тропа была закрыта, первая часть пути была специально разрушена, чтобы попасть сюда было еще сложнее, а штраф за проникновение сюда составлял 6000 евро. Но и это не останавливало обезбашенных экстремалов. К сожалению, для некоторых из них цена за вход сюда стала неоправданно высокой.
На всем протяжении Каминито-дель-Рей паралельно ей проходит железная дорога. На следующем фото виден еще один мост между тоннелями.
После первого участка с подвесными настилами начинается живописная долина.
Вдоль всего пути по долине параллельно идут инженерные сооружения, ранее использовавшиеся для работы дамбы.
Вся тропа даже была когда-то электрифицирована.
Долина заканчивается еще одним ущельем.
Здесь снова появляются настилы с перилами.
Еще один старый мост, проход по которому в настоящее время запрещен.
И снова слева пешеходная тропа, а справа железная дорога.
В этой части тропа напоминает ущелье Партнахкламм в Баварии. Причем там ограждения не такие надежные, как здесь, но мы спокойно там гуляли и с четырехлетним Лео, и с новорожденным Мартином.
Дошел до северного входа, можно разворачиваться и топать назад, к семье.
Оригинал записи: Королевская тропа в Испании — больше не самая опасная пешеходная тропа в мире
Смотрите также:
Маршрут и карта нашего автопутешествия с детьми по Европе
Княжество Лихтенштейн
Швейцарский городок Букс
По дорогам Швейцарии
Долина реки Верзаска в Швейцарии
Колоритные итальянские деревни Чинкве-Терре
Город-призрак Буссана-Веккья в Италии
Ницца и Монако
Франция. Грас и окрестности
Франция. Город Ним и акведук Пон-дю-Гар
Эко-поселение Кабрафол во Франции
Франция. Город-крепость Каркассон
Франция. Монсегюр и другие замки катаров
Андорра
Испания. Пляжный отдых в Ллорет-де-Мар
Испания. Многоликая Валенсия
Испания. Картахена и Ла-Манга
Испания. Природный парк Кабо-де-Гата
Испания. Гранада и окрестности
Из Испании в Португалию. Один мой день в автопутешествии с детьми
Швейцария. Стильный велопробег в Цюрихе
Меня также можно найти здесь:
nodima.livejournal.com
Королевская тропа или «Дорога смерти»
12 февраля 2016
Королевская тропа или «Дорога смерти»
Пусть вас не вводит в заблуждение благородное название «Королевская тропа» (исп. Caminito del Rey), рождающая в голове ассоциации с ухоженной тропинкой, устланной ковровой дорожкой, в обрамлении благоухающих садов и цветников, с охраной в сверкающих доспехах. Сегодня речь пойдет совсем о другой тропе, по которой до недавнего времени пробирались не с короной на голове, а в каске альпиниста, обвешанные скалолазными карабинами, веревками и прочими страховочными устройствами.
Королевская тропа. Фото: © shutterstock.comЛюбители экстрима находятся в постоянном поиске новых мест, как природных, так и созданных искусственно, где можно получить очередную дозу адреналина. Одним из таких необычных творений человека является возведенный вспомогательный проход для рабочих при строительстве плотины гидроэлектростанции Конде-дель-Гуадалорсе в испанской провинции Малага в Андалусии в начале прошлого века.
ДОРОГА НА СКАЛЕ
Окрестные горы считаются одними из самых красивых природных мест Малаги. Неподалеку от деревни Эль-Чорро река Гуадалорсе вырезала в известняково-доломитовых скалах трехкилометровое узкое ущелье, называемое Десфиладеро-де-лос-Гаитанес и достигающее в некоторых местах ширины 10 и глубины 700 метров. Такой вот весьма непростой рельеф местности, где вознамерились соорудить передовое для тех времен гидросооружение, поставил перед строителями задачу облегчения передвижения рабочих к месту стройки, подвоза материалов и контроля за отсыпкой дамбы. Поэтому было решено проложить навесную тропу по стенам ущелья, протянувшуюся с одной стороны на другую.
Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес. Фото: © angellico11 / flickr.comВ 1901 году, что называется, забили в гору первый костыль, и через 4 года строительство тропы было закончено. По своей конструкции она представляла собой прикрепленные к металлическим подпоркам рельсы с уложенными поверх бетонными плитами. Протяженность пути составляла почти 3 километра, а ширина полотна в отдельных местах – всего 1 метр, причем расстояние до земли в самой высокой точке тропы было около 100 метров. Само собой разумеется, тропа была оборудована ограждениями и перилами, поэтому передвигаться по ней можно было с относительной безопасностью.
|
|
|
Но как за этим сугубо утилитарно-техническим сооружением закрепилось гордое название «Королевская тропа»? На момент начала ее возведения испанскому королю Альфонсо XIII было всего 15 лет, и он вряд ли имел хоть какое-то отношение как к тропе, так и гидросооружению в целом. Зато через двадцать лет, в 1921 году, когда происходила торжественная укладка последнего каменного блока плотины, монаршая особа почтила своим присутствием сие мероприятие и даже изъявила желание совершить променад по расположенному на головокружительной высоте маршруту, любуясь бушующей у подножия скал рекой и открывающими живописными пейзажами. Вот с этого момента тропа и получила королевский «титул», коим ее величают и по сей день.
|
|
|
«БАЙКИ ИЗ СКЛЕПА»
Королевская тропа за годы своего существования не могла не обрасти всевозможными легендами и домыслами. Самая главная байка – дорогу построили приговоренные к смертной казни заключенные в обмен на аннулирование жестокого приговора. Сообщу тем, кто не в курсе – единственным способом казни в Испании в те времена являлась гаррота. Это «законное» орудие умерщвления преступников представляло собой металлический обруч, надеваемый на шею осужденного, который палач затягивал сзади винтом, постепенно удушая привязанную к столбу жертву. Никаких надежд на быструю и легкую смерть. Поэтому «смертники» якобы охотно записывались в строители навесной тропы, надеясь избежать подобной средневековой экзекуции. Те же, кто срывался вниз с высоты 100 метров, получали стремительное избавление от мирской суеты, проведя последние секунды жизни в свободном полете. И теперь их призраки бродят по ущелью, завывая и пугая туристов.
Но вынужден буду разочаровать любителей сверхъестественного и паранормального. За время возведения навесной тропы не погиб ни один строитель. Да и не было там никаких заключенных и приговоренных. В высотной стройке были задействованы отставные военные моряки из Малаги, служившие на парусных судах. «Трепал нам кудри ветер высоты, и целовали облака слегка» – это и про них. Постоянная работа на верхотуре корабельных мачт научила их снисходительно поплевывать сверху на «мазуту сухопутную», у которой страх высоты вызывает головокружение, дрожь в коленях и слабость в желудке.
Вид на ущелье с высоты Королевской тропы. Фото: © Manuel Puentes Rojas / flickr.comКстати, после окончания строительства плотины Королевская тропа еще долго служила верой и правдой жителям Эль-Чорро и других близлежащих деревень. Отныне дети могли гораздо быстрее добираться до школы, женщины – до продуктовых магазинов, а мужчины – ну, конечно, до своих любимых баров. Движение по тропе не прекращалось ни днем, ни ночью, причем не только пешком, но и на велосипедах и даже лошадях.
Видимо поэтому возникла еще одна легенда, которую гиды пытаются навешать на уши доверчивым туристам. Это байка о некой прекрасной англичанке, которая, будучи замужем за одним из местных сеньоров, не выдержала тягот и лишений супружеской жизни в испанской глубинке и верхом на коне на всем скаку сбросилась с тропы вниз. «В общем, все умерли…»
После окончания строительства ГЭС местные жители активно пользовались Королевской тропой. 30-е годы XX века. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЕМ МЫ ПЕСНЮ…»
Как говорится, ничто не вечно под луной. Вот и Королевская тропа, которую с момента окончания строительства так больше никто и никогда не ремонтировал, постепенно ветшала и приходила в запустение. Для владельцев гидроэлектростанции она утратила свое предназначение, ну а местную администрацию, как это обычно бывает, мало заботили нужды и чаяния собственного электората.
Разрушенный пролет Королевской тропы. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.comСо временем сваи и рельсы, составляющие основу тропы, стали ржаветь, расшатываться и утрачивать свою прочность. Бетонные плиты крошились, кусками обрушиваясь вниз. Настил зиял огромными дырами, а металлические перила и ограждения разрушились и попросту отсутствовали. Прохождение по Королевской тропе стало смертельно опасным и, казалось, что на этом она прекратила свое существование.
Ветхие бетонные плиты Королевской тропы. Фото: © David Domingo / flickr.comОднако, именно в таком своем состоянии тропа получила широкую известность среди любителей острых ощущений, «возродившись» из небытия. Профессиональные искатели адреналинового блаженства со всего мира принялись с энтузиазмом покорять рискованный маршрут. Следом за ними неизбежно потянулись прочие безбашенные дилетанты, предвкушая возможность сделать крутые сэлфи над пропастью. Королевская тропа вновь «заработала»! В неофициальном рейтинге самых опасных мест Испании она прочно заняла верхнюю ступень пьедестала, а некоторые присваивали ей и первое место в мире!
|
|
|
При таком ажиотажном интересе к покорению Королевской тропы вероятность несчастного случая была вопросом времени. Так оно и случилось. В 1999 году произошла первая трагедия со смертельным исходом. В следующем году уже четверо горе-экстремалов внесли свой посильный вклад в летопись новой «черной» легенды Королевской тропы. И думаете, что кого-то это остановило? Щаз! Аура реальной опасности маршрута только плеснула «керосинчика» в костер нездорового хобби адреналиновых фанатов, которые отныне стали называть тропу не иначе, как «Дорогой смерти».
«Что бы ты ни делал, не смотри вниз!» – совет от бывалого экстремала Мэттью Карстена, который покорял Королевскую тропу в сланцах на босу ногу. Фото: © Matthew Karsten / expertvagabond.comАдминистрация провинции Малага, справедливо решив, что пять смертельных случаев на Королевской тропе – это уже перебор, запретила ее посещение под страхом штрафа в 600 евро. Однако это еще не самая большая сумма. Совсем близко от тропы проходят железнодорожные туннели и акведуки скоростных поездов. Так вот, если вас обнаружат где-то на них или возле них, там вас будут ждать совсем уже дикие санкции – от 6˙000 до, приготовьтесь, 30˙000 евро! Кроме того, были искусственно разрушены несколько пролетов тропы с обеих сторон маршрута, чтобы пресечь опасные прогулки. Но, как вы уже, видимо, догадались, эти меры не остановили паломничество экстремалов на «Дорогу смерти», зато отсекли значительный контингент «любителей». Теперь попасть на Королевскую тропу можно было только обладая альпинистским снаряжением и мало-мальскими навыками скалолазания. И с этого момента, надо сказать, несчастных случаев со смертельными исходами на тропе больше зафиксировано не было.
|
|
|
На волне всеобщего интереса к Королевской тропе некоторые туристические фирмы обращались к властям с просьбой разрешить официально проводить скалолазные туры по этому опасному маршруту. Они готовы были за свой счет организовать профессионально подготовленную трассу с точками страховки, с протянутыми по всей длине стальными тросами, но получали неизменный отказ. Поэтому весь туристический бизнес на Королевской тропе существовал (а он существовал!) в «тени». Предложений по организации экстремальных туров было хоть отбавляй. «Идеальное место для путешественника, желающего открыть для себя один из самых красивых горных пейзажей провинции Малага и испытать грандиозное и безопасное приключение!» – такими объявлениями завлекали туристов в интернете. Ключевое слово здесь – «безопасное». Другое предложение звучало так: «Все, что вам нужно, это вода, удобная обувь для ходьбы, солнцезащитный крем и хорошее чувство юмора!» Ни слова о мертвых альпинистах, ни слова о запретах и штрафах. Фирмы предоставляли полную экипировку, а группы водили опытные инструкторы-скалолазы. И ни Гражданская гвардия, ни местная полиция не могли полностью перекрыть этот поток желающих поставить на кон свою жизнь.
Королевская тропа. Фото: © littlecow77 / flickr.comНОВАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВСКОЙ ТРОПЫ
2006-ый год стал для Королевской тропы поворотным моментом. Видимо поняв, что поток желающих «отметиться» на Дороге смерти никогда не иссякнет, андалузские власти приняли решение начать работы по восстановлению культового сооружения. В 2009 году прошел конкурс проектов реставрации тропы. Решено было оставить старую полуразрушенную навесную дорогу в том виде, в каком она сохранилась до наших дней, и возвести полностью новую тропу поверх нее. Таким образом, старая тропа навсегда осталась памятником техническому мастерству предыдущих поколений в назидание, так сказать, потомкам.
Обновленная Королевская тропа. Фото: © albertoadpm / flickr.comБывалые экстремальщики, конечно же, встретили эту новость без энтузиазма. «Позорное решение, – так выразился один из них. – Реконструкцию Королевской тропы можно сравнить с кастрацией. У нее отнимут самое ценное – способность вызывать неповторимые острые ощущения. И я уверен, что нас еще и заставят платить за то, чтобы мы могли пройти по ней!» Кстати, в последнем он оказался прав, но вот с остальной аргументацией можно поспорить. Тем, что раньше было достоянием горстки смельчаков, теперь могут пользоваться все, даже бабушки с дедушками, причем безо всякого риска для жизни.
Толпы туристов без риска для жизни прогуливаются по новой Королевской тропе. Фото: © Ricardo Fernandez / flickr.com28 марта 2015 года после четырехлетней реконструкции произошло торжественное открытие новой Королевской тропы. Когда устроители «аттракциона» запустили онлайн-бронирование желающих побывать в некогда смертельно опасном месте, то за несколько минут с начала работы сервиса его одновременно посетило около 10 тысяч человек. Сервер, нетрудно догадаться, тут же «упал». За первые полгода по крепкому деревянному настилу нового дорожного полотна прогулялось более 300 тысяч новоявленных «альпинистов», как положено – в касках, без них на тропу не выпускают! Местные власти потирают руки и подсчитывают доходы (измеряющиеся несколькими десятками миллионов евро) от нового туристического направления. При этом популярность маршрута продолжает набирать обороты. А знаменитый во всем мире туристический путеводитель Lonely Planet назвал Королевскую тропу одной из самых интересных достопримечательностей, появившихся в 2015 году.
![]() |
oleghalimov.ru
Ущелье Десфиладеро-де-лос-Гаитанес до начала строительства Королевской тропы на почтовой открытке конца XIX века. Источник: caminitodelrey.info
Начало строительства Королевской тропы. Фото из коллекции Педро Канталехо Дуарте. Источник: caminitodelrey.info
Прибытие короля Испании Альфонсо XIII на плотину Конде-дель-Гуадалорсе в 1921 году. Фото из архива Фонда Севильяна-Эндеса. Источник: caminitodelrey.info
Плотина Конде-дель-Гуадалорсе на почтовой открытке первой половины XX века. Источник: caminitodelrey.info
Покорители Королеской тропы. Фото: © Eivind Andås / flickr.com
Покорители Королеской тропы. Фото: © Gabi / flickr.com
Скалолазы готовятся преодолеть разрушенный участок Королевской тропы. Фото: © Rod Kirkpatrick / flickr.com
Снимок на 30 тысяч евро. Такую сумму штрафа мог заплатить фотограф, если бы его заловили в охранной зоне железной дороги возле Королевской тропы. Фото: © Eiker86 / flickr.com
