Архитектор барселона: Саграда Фамилия, парк Гуэль, дома Гауди

Мы говорим «Барселона» — подразумеваем «Гауди»

По данным Министерства промышленности, энергетики и туризма Испании, только за первую половину прошлого года Барселону посетили около 7,5 миллиона туристов. При этом учитывались только те, кто останавливался в отелях, хостелах и на частных квартирах, оплачивая туристический налог. Между тем в условиях кризиса многие каталонцы охотно пускают гостей в свои жилища, не уведомляя об этом налоговые органы. Мэр Барселоны Аду Колау даже стал изыскивать меры для того, чтобы ограничить количество «понаехавших». Ведь и в мертвый сезон в столице Каталонии полно туристов.

При этом Барселона не может похвастаться большим количеством достопримечательностей: Готический квартал с кафедральным собором, который вряд ли произведет впечатление на побывавших в Милане или Руане туристов, бульвар Рамбла, тянущийся от площади Каталонии до памятника Колумбу. Гости Барселоны охотно посещают музей Пабло Пикассо, аквариум, стадион «Камп Ноу», где играет «Барселона» и расположен музей футбольного клуба.

Кстати, третий по посещаемости в Каталонии после музеев Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Вот, пожалуй, и весь джентльменский набор, к которому непременно прибавляют творения знаменитого архитектора Антонио Гауди.

ИСТОРИЯ ГЕНИЯ

На выпускном экзамене в архитектурной школе Барселоны один из профессоров сказал: «Гауди либо сумасшедший, либо гений». С тех пор эти два слова чаще всего используют, описывая жизнь зодчего и его творения. Будущий архитектор родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городке Реус. Он был пятым, самым младшим ребенком в семье котельных дел мастера Франческо Гауди. Именно в мастерской отца, по признанию самого Антонио, в нем пробудилось ощущение пространства.

Два брата Гауди умерли в младенчестве, а третий скончался, когда Антонио было 24 года. Вскоре ушла из жизни мать, а затем и сестра, оставившая на попечение младшего брата маленькую племянницу. К этому времени Антонио переехал в Барселону. Долгое время его не принимали в школу архитектуры.

Пять лет пришлось учиться на подготовительных курсах. Лишь в 1878 году Антонио получил диплом архитектора. В столицу Каталонии он перевез отца и племянницу.

Свою жизнь Гауди посвятил служению избранной профессии, так и не создав собственную семью. В молодости он оказывал знаки внимания учительнице Жозефе Моро, но та не ответила взаимностью. В 1906 году скончался отец архитектора, а спустя шесть лет — не отличавшаяся крепким здоровьем племянница. После этого Антонио с головой ушел в работу и стал правоверным католиком, хотя в юности был рьяным антиклерикалом.

В молодости Гауди стремился выглядеть как денди: носил дорогие костюмы, стригся у лучших парикмахеров Барселоны. Он был гурманом, любил посещать театр и оперу, а строительные участки, где возводились здания по его проектам, объезжал в собственном экипаже. В зрелом возрасте получивший известность в Каталонии архитектор перестал обращать внимание на подобные мелочи жизни. На улице его принимали за нищего.

Когда на одной из центральных магистралей Барселоны, Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес, которую жители каталонской столицы называют просто Гран-Виа, 7 июня 1926 года трамвай сбил старика в лохмотьях, подоспевшие к месту событий извозчики отказывались везти пострадавшего в больницу. Боялись, что никто не оплатит их услуги. Лишь на следующий день в пациенте больницы для неимущих опознали знаменитого архитектора Гауди, который к этому времени работал над своим главным творением — храмом Саграда Фамилия. Помочь архитектору не смогли даже лучшие каталонские медики. Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в крипте недостроенного и по сей день храма.

СТИЛЬ ГЕНИЯ

За свою жизнь Гауди реализовал всего 18 архитектурных проектов. Большинство построенных им зданий находятся в Барселоне. Столица Каталонии стала для гения (или сумасшедшего?) не только домом, но и лабораторией, в которой он ставил свои странные, с точки зрения коллег, архитектурные опыты.

На протяжении веков зодчие украшали свои постройки статуями и лепниной, скрывая простые геометрические конструкции. Гауди и не думал их прятать. Он просто не использовал прямые линии и углы в своих творениях. Стены, крыши, окна, двери у него изгибались и искривлялись, поэтому построенные по проектам Гауди здания «дышали».

Безудержная фантазия архитектора сочеталась с тонким математическим расчетом, умением и желанием экспериментировать с новейшими строительными материалами. Гауди придумал безопорную систему перекрытий. Он часто начинал стройку, не имея готовых чертежей, а каждое возведенное здание считал живым существом. Порой целые помещения, не понравившиеся автору проекта, шли под снос по ходу строительства. Спорить с Гауди мало кто решался. Вмешательства в творческий процесс он не терпел.

Лучшими из интерьеров каталонский архитектор считал небо и море, идеальными скульптурами — деревья и облака, а образцом совершенства — куриное яйцо. Правильные геометрические фигуры доводили его до бешенства. Он даже сформулировал знаменитый постулат: «Прямая линия — это порождение человека, а круг — творение Бога».

При всех своих чудачествах Гауди был на удивление разносторонним мастером. Кроме жилых домов и храмов он проектировал причудливые решетки и необычную мебель. Творения Гауди принято относить к стилю модерн, хотя это скорее условность. Произведения каталонского гения (или сумасшедшего?) не вписываются ни в один канонический стиль.

Работы мастера, конечно, были известны в его родной Каталонии и привлекали внимание коллег. В путевом альбоме совсем молодого французского архитектора ле Корбюзье, ставшего пионером модернизма и функционализма, можно обнаружить зарисовки причудливых сводов Гауди. Хотя долгое время оценить творения мастера могли только барселонцы.

Испания в эпоху генералиссимуса Франко была довольно закрытой страной, а Барселону как туристический центр вообще открыли только после проведенной здесь в 1992 году Олимпиады. Да и о гении Гауди заговорили спустя четверть с лишним века после его смерти, когда в 1952 году состоялась большая ретроспективная выставка его работ.

ДОМ КОСТЕЙ

В последние годы для удобства туристов в любом городе выделяют десяток мест, которые непременно нужно посетить. В Барселоне в этот список входят несколько шедевров Гауди. После приезда в столицу Каталонии вас непременно направят на улицу Пассеч де Грассиа, где находится Дом Бальо. О богатом промышленнике, носившем эту фамилию, никто бы сегодня и не вспомнил, если бы в начале ХХ века он не решил снести свой обветшавший дом и построить на его месте новый.

Эту работу поручили Гауди, но у архитектора был свой взгляд на поступивший заказ. Он сохранил несущие конструкции старого дома, а фасады и интерьеры изменил кардинально. Именно перестройка Дома Бальо считается отправной точкой в формировании архитектурного стиля каталонского гения (или сумасшедшего?). Первое, на что обращаешь внимание, подойдя к зданию, — это полное отсутствие симметрии в фасаде и в то же время гармоничное сплетение декоративных элементов из камня, дерева, металла и цветного стекла.

Создается впечатление, что дом построен из костей и черепов великанов. Собственно, с первых дней введения в эксплуатацию новостройки барселонцы окрестили ее Домом костей.

Первоначально владелец планировал использовать дом в качестве доходного со всеми вытекающими из подобного статуса ограничениями. Только разве можно было скрывать такую красоту от широкой публики! Каждый год 22 мая в День святой Риты владельцы здания открывали ворота дома и пускали всех желающих на мессу. Эта традиция была заложена еще в 30-е годы прошлого века и ревностно соблюдалась даже в годы гражданской войны. Республиканцы хотели запретить службу, но им пришлось отступить.

В 1962-м Дом Бальо был объявлен памятником архитектуры, а в 2005-м включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас он используется как площадка для проведения престижных городских и международных мероприятий. Страшно даже подумать, что какой-то другой архитектор мог пойти на поводу у сеньора Бальо и построить традиционное здание с прямыми углами.

ПАРК ГУЭЛЯ

У Гауди, как и у многих гениев (или сумасшедших?), был свой покровитель. Граф Эусеби Гуэль в конце XIX века был известным в Каталонии промышленником, политиком и меценатом, но его имя осталось в истории во многом благодаря той поддержке, которую он оказал земляку-архитектору. Их знакомство состоялось на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Именно Гуэль ввел Гауди в высшие слои барселонского общества и помог получить несколько заказов. Скептически настроенные каталонские аристократы и буржуа не спешили принимать эксперименты архитектора, а Гуэль был от них в восторге.

В 1900 году Гауди начал работу по созданию парка Гуэля. Он был задуман как зеленая жилая зона, мода на которые пришла в Европу из Великобритании. Для реализации проекта Гуэль приобрел 15 га земли в верхней части Барселоны, которые разделил на 62 участка под строительство частных особняков. Все они были выставлены на торги, но продать удалось всего два.

Пустынная в ту пору местность, удаленная от центра города, не привлекала жителей столицы Каталонии.

Неудача с коммерческой частью проекта не охладила творческих порывов Гауди и пыла Гуэля. В результате появился знаменитый парк, который сегодня является одним из центров притяжения для приезжающих в Барселону туристов. Наследники Гуэля продали свои владения мэрии каталонской столицы, которая превратила его в городской парк. Долгие годы полюбоваться причудливыми строениями Гауди можно было бесплатно. Как и отдохнуть жарким летним днем в тени деревьев.

Только кризис вкупе с наплывом туристов подвиг власти каталонской столицы к довольно очевидному коммерческому решению. Если уж Остап Бендер успешно реализовывал билеты за «вход в провал», то не брать плату за посещение парка Гуэля — это просто нонсенс. С октября 2013 года желающие полюбоваться шедевром Гауди должны выложить 8 евро в кассу или списать со своей банковской карточки семь при покупке билетов в Интернете.

Для детей предусмотрены скидки, и, что самое интересное, наплыв туристов после введения входной платы не иссяк.

Толчея заставила барселонские власти даже ограничить количество посетителей. Ежедневно побывать в парке Гуэля могут 800 человек. Потомки барселонцев, не купивших участки в начале ХХ века, сегодня кусают локти.

САГРАДА ФАМИЛИЯ

В ноябре 1883 года Гауди взял на себя руководство строительством храма Святого семейства, которое не оставлял до самой смерти. Район Эшампле в конце XIX века был местом массовой застройки. Общество почитателей святого Иосифа построило здесь целый квартал для каталонских крестьян, переселившихся в Барселону. Община выкупила и участок под церковь, обязавшись строить ее только на пожертвования прихожан, без привлечения средств из городского бюджета.

В планах было и сооружение небольшой базилики — храма Святого семейства, или Саграда Фамилия. Ее проект разработал местный архитектор Франсиско дель Вильяр. Церковному совету он не понравился, и обиженный зодчий отказался от продолжения работы, передав ее своему ученику Гауди. Строить скромную церквушку гению было неинтересно. К тому же нашелся и спонсор проекта. Гению Гауди было где развернуться. Он поклялся завершить строительство храма за 18 лет.

Стройплощадка стала местом жительства и самого архитектора, и работавших под его началом мастеров. Строители селились рядом с будущим храмом, обзаводились огородами, пасли коз. Район будущей Саграды Фамилии облюбовали студенты школы архитектуры, желающие познать секреты Гауди. Сам зодчий не брал ни песеты за свой труд. Наоборот, вкладывал все сбережения в строительство храма, который должен был стать вершиной его творчества.

«Это будет подобно лесу, — описывал архитектор свой замысел. — Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды». За шесть лет Гауди завершил крипту, начатую его предшественником, добавив высокий свод. Это позволило открывать окна наружу. Сам свод украшен барельефом на тему Благовещения.

По проекту Гауди храм должен быть увенчан монументальными башнями, а все элементы декора связывались с Евангелием или традиционными церковными обрядами. На стенах рядом со святыми поселились черепахи, саламандры, улитки. Они словно перебрались в святую обитель из парка Гуэля, где резвились на природе.

Строительству Саграды Фамилии самый известный каталонский архитектор отдал 43 года жизни, а с 1910-го вообще занимался лишь им. Как считали современники, Гауди знал, что ему не суждено увидеть завершение строительства. На месте будущего главного фасада даже было построено здание временной школы для детей строителей. Она не имела несущих стен, а прочность и безопасность достигались за счет использования криволинейных перегородок и кровли.

Многие до сих пор полагают, что тайный замысел Гауди состоял в идее вечного строительства собора. На сегодняшний день это самый грандиозный долгострой в мире. Из 18 запланированных Гауди башен построены всего восемь. После трагической гибели гения архитекторы много лет пытаются воссоздать замысел Гауди, изучая его работы и воспоминания учеников.

Сейчас для этого используются самые современные технологии. Единственной программой, которая смогла сделать необходимые для продолжения строительства Саграды Фамилии расчеты, оказалась разработка НАСА для космических полетов. Городские власти Барселоны рассчитывают завершить строительство в 2026 году.

ПО 15 ЕВРО ЗА ВХОД НА СТРОЙПЛОЩАДКУ

В 2008 году видные деятели культуры Испании призвали остановить работы по строительству храма. Письмо с этим требованием подписали свыше 400 человек. По их мнению, гениальное творение Гауди стало жертвой небрежной и неумелой реставрации в угоду туристической индустрии. С каждым годом количество желающих посетить раскрученное с помощью рекламы место растет и достигает уже трех миллионов человек ежегодно. По популярности Саграда Фамилия может соперничать со знаменитым мадридским музеем Прадо. Барселонские музеи остались в плане посещаемости далеко позади.

Входной билет в храм стоит сейчас 15 евро, но у касс очереди даже в мертвый сезон. В храмовый комплекс входят и музей Гауди, и магазины, где можно приобрести сувениры на память о посещении самой знаменитой стройки мира. Она продолжается денно и нощно, несмотря на присутствие туристов. Нужно отдать должное современному застройщику: строительная техника подъезжает к объекту с противоположной туристическому потоку стороны. Даже запах стройки и неизбежная пыль каким-то образом минуют японских и российских гостей Барселоны, которые составляют большинство в очередях. Свою лепту в строительство вносят и международные компании. Поставкой стальных конструкций занимаются финны.

На площади у Саграды Фамилии всегда оживленно. Опустошить кошельки туристов, уже выложивших 15 евро за вход в храм, стремятся торговцы сувенирами, книгами о Гауди и хот-догами. В ноябре 2010 года в истории Саграды Фамилии произошло поистине знаковое событие. Папа Римский Бенедикт XVI освятил храм, и отныне он признан пригодным для совершения церковных служб. Попасть на них можно и без входной платы.

В последние годы во всем мире идет кампания за причисление самого Антонио Гауди к лику святых. Его хотят сделать покровителем архитекторов. Своеобразную поддержку этой идее оказал интернет-поисковик Google. В 161-ю годовщину со дня рождения каталонского архитектора на своей главной странице буквы в названии компании были стилизованы под узнаваемые образы работ мастера.

В Барселоне образы Гауди можно встретить в самых неожиданных местах. В нескольких кварталах от Саграды Фамилии современный дом, построенный явно в конце ХХ века рядом с ничем не примечательными строениями, стилизован под работы гениального архитектора. На бульваре Гауди, который начинается от Саграды Фамилии и тянется вверх к Музею современного искусства, сосредоточены модные бутики и выставочные залы с работами современных дизайнеров, афрокаталонец непременно порекомендует вам заглянуть в ресторан «Гауди» и будет уверять, что там подают любимые зодчим блюда. Естественно, той поры, когда он еще был гурманом, любителем оперы и владельцем собственного экипажа.

Цены там, правда, не рассчитаны на бюджетных российских туристов, особенно при нынешнем курсе евро. Сфотографировать интерьеры заведения, стилизованные, естественно, под работы Гауди, разрешили бесплатно. Если направиться в другую сторону от Саграды Фамилии, не миновать сувенирный магазин, в котором традиционный набор продается чуть дороже, чем в других туристических местах. Надбавка за имя Гауди.

Рядом со стройкой трех веков в кратчайшие сроки был сооружен торговый центр, носящий, как можно догадаться, имя Гауди. Цены в нем не выше, чем в других туристических местах, а вот туристов явно больше. После знакомства с достопримечательностями самое время для шопинга. На бульваре Рамбла, где жизнь кипит днем и ночью, летом и зимой, на развалах, торгующих путеводителями на разных языках, хитом продаж тоже является книга «Барселона Гауди».

Даже знаменитый футбольный клуб, не нуждающийся в дополнительной рекламе при наличии в составе Лионеля Месси, Неймара и Луиса Суареса, не остался в стороне от гаудиомании. Фирменный клуб-магазин, где можно не только приобрести сувениры с логотипом «Барсы» и майки с именами ее игроков, но и познакомиться с выставкой об истории и легендах клуба, включая Ладислао Кубалу и Йохана Кройфа, расположился на площади рядом с творением Гауди. В качестве дополнительного бонуса посетители имеют возможность сделать фотографии собора с необычного ракурса.

…Что же будет, когда храм все же достроят! Несмотря на протесты деятелей культуры Испании, число туристов ежегодно растет. Какой будет цена за вход, даже сложно спрогнозировать. Это ведь раньше изгоняли оттуда торговцев. Сейчас стремятся использовать гениальное творение Гауди как коммерческий проект. С него имеют дивиденды и церковь, и городские власти Барселоны. Самому гению досталась только посмертная слава.


Читать онлайн «Барселона и шедевры Гауди» – Литрес

Вместо предисловия

…Чтобы избежать разочарования, не надо предаваться иллюзиям…

Антонио Гауди

Рано утром 7 июня 1926 года в Барселоне состоялось торжественное открытие первого трамвайного пути. В тот же день вечером под первый пущенный в городе трамвай попал неизвестный нищий. Смертельно раненного, его доставили в приют для бездомных, где он и скончался, не приходя в сознание.

Управляющий приютом распорядился было похоронить старика в общей могиле. Однако в тот час в доме для нищих оказалась женщина, которая смогла опознать человека, попавшего под первый барселонский трамвай. Им оказался не кто иной, как… выдающийся мастер, гениальный барселонский зодчий, имя которого уже в то время не сходило с уст настоящих ценителей искусства по всему миру, уважаемый гражданин Барселоны, своими руками сотворивший этот город, архитектурой которого теперь восхищаются миллионы жителей планеты, Антонио Гауди.

Гауди создавал свои творения на протяжении почти 48 лет. Несмотря на столь большой для любого мастера срок, жизнь и творчество этого архитектора до сих пор остаются величайшей загадкой не только для любителей архитектурного искусства, но также и для профессиональных знатоков. Мистикой и тайной покрыты дни жизни зодчего, его творения и этапы их создания.

Почти полвека было отведено судьбой Антонио Гауди на то, чтобы он создавал свои произведения. Большая часть принадлежащих прославленному мастеру шедевров находится в Барселоне. Многие искусствоведы склонны считать, что именно Гауди принадлежит заслуга создания облика города.

Памятник Антонио Гауди в Барселоне

Антонио Гауди смог завершить работу над образом Барселоны, который в глубокой древности начали создавать Ганнибал (247–183 гг. до н. э.) и император Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.). С рождением архитектурных творений Гауди Барселона обрела свой собственный, неповторимый стиль.

Говоря о творчестве Антонио Гауди, величайшего мастера архитектурного искусства рубежа XIX–XX веков, искусствоведы часто называют его королем железа, архитектуры и модерна. Действительно, ему принадлежит заслуга создания в Барселоне особой, волшебной страны под названием Архитектура, в которой воплотились принципы зодчества нового времени, принципы модернистского искусства. Современную Барселону трудно спутать с каким-либо другим городом мира. Она является своеобразным хранилищем произведений выдающегося зодчего, ее архитектура неповторима и прекрасна.

Искусствоведы говорят о том, что творческая манера Антонио Гауди выражает его эстетические взгляды на мир, а также его понимание искусства как науки и, наоборот, науки как искусства.

Однако подобная трактовка смысла произведений Гауди является лишь одной стороной многогранника. Значение творчества знаменитого архитектора гораздо шире и заключается в том, что автор стремился разглядеть и запечатлеть в архитектурных формах прежде всего человеческое начало и творческую натуру, созвучную природе.

В настоящее время все еще не существует школы Гауди и не появились работы, которые можно было бы охарактеризовать как продолжение и подражание манере знаменитого мастера. Однако в ряде работ современных архитекторов можно выявить те тенденции и художественные принципы, которые были разработаны знаменитым барселонским зодчим.

В этой связи необходимо прежде всего упомянуть о его понимании архитектуры как искусства, которое находится в прямой связи с живой природой, а также о найденных им и непосредственно использованных на практике средствах пространственной геометрии.

Сам мастер, рассуждая о поиске художником собственного стиля и формы, не раз замечал: «Мы обладаем силой чувства, но нам не хватает точности, недостает совершенного владения познанием. Не хватает той неустающей настойчивости, той жажды познания и созидания, которые были характерны для Леонардо да Винчи или Бенвенуто Челлини. Это дало подлинную силу произведениям мастеров: через страдания, через самопожертвование возникает та простота, которая придает произведениям характер возникших тотчас и непринужденно».

Спустя несколько десятилетий после трагической гибели выдающегося мастера можно с уверенностью утверждать, что той же мудрой простотой обладают и созданные им произведения.

Антонио Гауди и архитектурное искусство Европы XX века

Гауди-и-Корнет, испанский архитектор, работал в Барселоне, создал своеобразный вариант стиля модерн…

Новый энциклопедический словарь

В начале 1970-х годов в архитектуре Западной Европы постепенно возникло новое направление, родоначальники и последователи которого попытались противопоставить свои творческие принципы идеологии и идеалам искусства модернизма. Они именовали себя сторонниками постсовременного искусства, так называемого искусства эпохи постмодернизма.

В 1977 году в свет вышла работа главного идеолога и сторонника постсовременного искусства Чарльза Дженкса (р. 1939). В книге «Язык архитектуры постмодернизма» он сделал попытку представить читателям и ценителям зодчества образ некоего последователя идей постмодернистского искусства.

Как ни странно, символом нового художественного направления в архитектуре стал… Антонио Гауди. Дженкс писал: «Если бы я был принужден указать на совершенно явного постмодерниста, я бы привел в пример Антонио Гауди. Но это невозможно, потому что он был предмодернистом. Я все же считаю Гауди именно пробным камнем для постмодернизма, образцом, с которым нужно сравнивать любые недавно построенные здания, чтобы увидеть, действительно ли они метафоричны, “контекстуальны” и богаты в точном смысле этого…»


Чарльз Дженкс

Казалось бы, родоначальник постмодернизма оговорился или несколько поспешил с подобной оценкой творчества Гауди. Однако и в заключение своей работы Дженкс говорил о знаменитом мастере не только как об основоположнике, прародителе нового течения в искусстве XX века, но и как о художнике, опередившем свое время на несколько десятилетий.

В той же книге «Язык архитектуры постмодернизма» Дженкс писал: «Вкус здания, его запах и осязаемая фактура привлекают чувствительность, так же как это делают зрение и размышления. В совершенном произведении архитектуры, как у Гауди, значения суммируются и работают вместе в глубочайшем сочетании. Мы еще не достигли этого, но нарастает традиция, которая осмеливается предъявить это требование будущему».

На самом деле Дженкс вовсе не случайно упомянул в своей работе о произведениях Антонио Гауди и соотнес его манеру архитектурного изображения с принципами искусства постмодернизма. Наконец-то настало время творческого метода Гауди, архитектора, имя которого еще несколько лет до выхода в свет книги Дженкса даже не вспоминали летописцы мирового зодчества.

Разработанные Гауди на рубеже XIX–XX веков особенная творческая манера и способы архитектурных решений выбивались из общего строя создававшихся в то время сооружений. Произведения талантливого мастера были настолько самобытны и оригинальны, что оказались невостребованными в этот период развития европейского зодчества. Впервые всерьез о таланте Антонио Гауди, его новаторстве и связи его творчества с предыдущими поколениями художников заговорили постмодернисты, которые считали мастера основоположником нового течения, значительно опередившим свое время.

Действительно, невозможно не согласиться с тем, что творчество Гауди возникло несколько преждевременно. На самом деле, казалось, зодчество, равно как и искусство в целом, развивалось как бы по прямой линии, согласно законам логики.

Даже в 1960-е годы, у самого порога зарождения постмодернизма, искусствоведы видели в развитии искусства логичную преемственность принципов одного течения другим, новым. Так, в 1920-е годы из противоречий идеологии социального утопизма и художественного модернизма в искусстве вырастает новое направление, которое получило название современного, или модернистского. Основоположники движения модернизма выступали за соблюдение в искусстве принципов строгости и геометричности изображаемых форм, а также за их обусловленность конструктивно-технологическими требованиями. При этом последователи модернистского искусства призывали художников на пути к искусству будущего отказаться от следования сложившимся к тому времени традициям художественного изображения и построения. Главным лозунгом модернистов стало создание стилистически единого архитектурного образа.

Модернисты часто называли себя не иначе как провозвестниками нового искусства, искусства будущего. При этом они говорили о том, что в искусстве будущего не будет места творческой манере художников и зодчим прошлого. Такой же критике подвергались и мастера, чья творческая манера шла вразрез с идеологическими установками, предложенными модернистами.

После окончания Второй мировой войны принципы художественного изображения действительности и архитектурного построения распространились по всему миру. Таким образом, считали последователи современного искусства, модернизм доказал свое доминирующее положение и право на существование.

Умами большинства мастеров середины XX века владели идеи, ставшие основой современного движения. Казалось, искусству модернизма уже ничто не угрожает, его будущее виделось многим ясным и безоблачным. Действительно, модернизм смог занять в искусстве привилегированное положение. Именно поэтому незамеченными в то время оставались произведения, созданные такими талантливыми мастерами-архитекторами, работавшими в начале XX века, как Огюст Пере (1874–1954) во Франции, Марчелло Пьячентини (1881–1960) в Италии, Эрих Мендельсон (1887–1953) в Германии, Рагнар Эстеберг (1866–1945) в Швеции, Эро Сааринен (1910–1961) в США и конечно же Антонио Гауди в Испании.

 

Словно в стороне от общего развития искусства начала XX столетия оставались даже целые художественные направления. Среди них необходимо особенно отметить следующие: экспрессионизм, органичная архитектура и неоклассицизм. Последователи указанных течений неизменно объявлялись сторонниками модернизма бесталанными неудачниками, не сумевшими доказать жизнеспособность проповедуемых ими принципов художественного видения. Все то, что не отвечало требованиям современного искусства, не имело права на жизнь и не могло быть признано ценным.

Многочисленные высказывания последователей принципов модернистского искусства в отношении представителей других течений отличались противоречивостью. Так, Мишель Рагон, знаменитый автор книги «О современной архитектуре», вышедшей в начале 1960-х годов, с величайшим восхищением говорит о Гауди: «Гауди – поэт камня… Гауди превосходит всех “одержимых творцов” силой своего дарования…» Столь же лестно автор отзывается и о произведениях, созданных известным зодчим. Однако далее, за прославляющей мастерство архитектора тирадой, следует критика его творческой манеры. Словно бы опомнившись и в то же время вступая в противоречие с самим собой, Рагон замечает: «Гауди мало что изобрел. В истории современной архитектуры Гауди не принадлежит место новатора. Он не продвинул архитектуру ни на один шаг…»

Подобную оценку теоретиков и последователей искусства модернизма не смогли опровергнуть даже слова Шарля Ле Корбюзье (1885–1965), высказавшегося как-то по поводу творчества Гауди следующим образом: «Я увидел в Барселоне Гауди – произведения человека необыкновенной силы, веры, исключительного технического таланта… Его слава очевидна в его собственной стране. Гауди был великим художником…» Однако следует заметить, что в данном случае в глубине души автора восхваляющей тирады настоящий ценитель архитектурного искусства все же возобладал над идеологом и последователем идей модернизма.


Шарль Ле Корбюзье

Долгое время мастера, работавшие в первой половине XX века, не принимали творчество Гауди. Не раз со стороны архитекторов-функционалистов и академистов в адрес мастера звучали обвинения в бесталанности и сумбурности.

Тем не менее и среди функционалистов находились такие, кто видел в творчестве Антонио Гауди будущее архитектурного искусства. Так, известный испанский зодчий Хосе-Луис Серт (1902–1981), опубликовавший в 1955 году работу, посвященную анализу художественных принципов Гауди, писал: «Вполне вероятно, что при дальнейшем развитии современной архитектуры последние опыты Гауди приобретут все большее значение и будут по достоинству оценены. Тогда будет признано величие его роли пионера и зачинателя…»

В 1960–1970-е годы столь же противоречивым было и отношение к творчеству Гауди советских зодчих. Творческую манеру испанского мастера чаще всего определяли как иррационалистическую (в негативном понимании слова), содержащую декоративистские черты архитектуры. Советские искусствоведы говорили о том, что произведения Гауди носят «мрачно-фантастический характер», а образы, им созданные, заключают «крайне субъективистскую трактовку художественных проблем архитектуры».

Более или менее положительная (правда, с массой оговорок) оценка творчества Антонио Гауди была дана в то время только лишь в посвященной испанскому зодчему и написанной М. Гарсиа статье, вошедшей во «Всеобщую историю архитектуры», первое издание которой появилось в 1972 году.

Несмотря на столь противоречивое отношение модернистов к творчеству Гауди, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что созданные им произведения имеют огромное значение для развития мирового архитектурного искусства XX столетия.

Современные российские любители зодчества знают о творчестве Антонио Гауди в основном из немногочисленных монографий зарубежных авторов. Наиболее полно жизнь и творческие принципы испанского мастера представлены в работе профессора, доктора архитектуры, в настоящее время заведующего кафедрой Гауди в Барселонском политехническом университете, Жоана Бассегода-и-Нонеля (р. 1930), который в течение 25 лет занимался изучением художественного метода великого архитектора.

Плодом столь длительного труда стала книга, в которой автор, пытаясь понять творческие принципы зодчего, рассуждал о связи творчества Гауди и того времени, в котором он жил. Речь также шла и о связи художественного метода, выработанного испанским архитектором, с тем культурным движением, которое последовало за ним.

Нонель не раз подчеркивал то обстоятельство, что некоторая неизвестность Гауди в Европе середины XX столетия в большей степени была обусловлена доминирующим положением модернистского искусства. Однако уже тогда многие (пожалуй, наиболее дальновидные) из последователей новых, современных принципов в искусстве по достоинству оценивали творчество Гауди.

Ряд академистов также видел в художественных принципах испанского зодчего шаг вперед в развитии мирового архитектурного искусства. Так, в одной из своих статей основоположник современной бразильской архитектурной школы Оскар Нимейер (1907–1989) (сам, кстати, отдававший предпочтение старинной архитектуре) писал в те годы: «У наиболее одаренных архитекторов рождалось неудержимое стремление к поискам новых форм и решений; стремление, особенно четко заявившее о себе в нашу эпоху дерзаний и побед, которую наша реформистская функциональная архитектура просто-напросто не в состоянии выразить, поскольку она лишена смелости и фантазии. Этим объясняется и обращение к Гауди с его необузданной архитектурой, столь симптоматичной для современной эпохи; этим объясняется и то новаторское движение… отмеченное повышенным интересом к новым прекрасным художественным формам».

Нужно сказать, что Оскар Нимейер, создатель Бразилиа, признанный корифей архитектурного искусства XX века, мастер, которого называли не иначе как творец города будущего, не переставал восхищаться произведениями Гауди, считая его зодчим нового поколения (и это несмотря на то, что Гауди жил и работал несколькими десятилетиями раньше!). Анализируя современное ему искусство и творчество Антонио Гауди, он писал: «Современная архитектура, преодолев период борьбы, нанесший ей такой ущерб, пошла по пути художественной свободы к новым решениям, насыщенным исканиями, новаторством и поэзией. Мы представляем себе образ мыслей Гауди, которые нас всегда привлекали, когда обращаемся к архитектуре барокко в нашем прошлом в надежде вернуть современной архитектуре причудливость, новизну и изысканность».

На самом деле явление неприятия творческой манеры Антонио Гауди в первой половине XX столетия достаточно легко объяснить: слишком уж отличны созданные им произведения от всех тех архитектурных сооружений, что появлялись в то время. Творения испанского мастера никак не могли вписаться в рамки, как тогда говорили, «правильного, нормального и магистрального» в искусстве.


Оскар Нимейер

Многих современников невероятно удивлял интерес мэтра архитектуры XX века, Оскара Нимейера, к творчеству Гауди. Действительно, в то время казалось невероятным увлечение знаменитого зодчего творениями провинциального мастера, имя которого нередко упоминали вместе с эпитетом «юродивый».

Однако причина живого интереса Нимейера к творчеству Гауди вполне объяснима. Мастера всегда привлекали свободные живописные и криволинейные архитектурные формы, словно бы находившиеся в оппозиции к общепринятому функционализму. Кроме того, появление свободного от ортодоксов зодчества Нимейер считал вполне закономерным этапом в развитии мировой архитектуры.

Значимость и глубина творений Гауди по-настоящему открылись любителям и мастерам архитектурного искусства только во второй половине XX века.

Архитекторы, работавшие в то время, стремились к тому, чтобы открыть новые способы построения и изображения действительности.

Следует заметить, что творения Гауди поразили Оскара Нимейера не только и, пожалуй, не столько свободой линий. Долгое время искавшего новые методы в архитектуре Нимейера привлекали в творчестве провинциального мастера прежде всего его самобытность, близость к природе, эмоциональное наполнение и глубокая содержательность. Той же цели добивался в своем творчестве и сам Нимейер, однако происходило это в несколько ином измерении – в рамках другого архитектурно-художественного направления.

На протяжении всего творчества Оскар Нимейер, равно как Ле Корбюзье, Эро Сааринен или Кендзо Танге (1913–2005), пытался отойти от сложившихся к тому времени стереотипных представлений о взаимодействии формы и функции и разработать новые способы художественного изображения, которые отвечали бы требованиям искусства нового времени. Наверное, именно поэтому Нимейеру оказалось настолько близким и понятным творчество Антонио Гауди, человека невероятной внутренней свободы, профессионала, обладавшего талантом безграничного потенциала.

Творчество Оскара Нимейера можно считать своеобразным выражением искусства трех наций: европейской, южноамериканской и африканской. Возможно, именно поэтому знаменитый архитектор смог ощутить обособленность творчества Антонио Гауди не только в мировой, но и в национальной, испанской, культуре.

Необходимо заметить, что искусство Испании имеет особенное значение в истории развития европейской культуры. Еще в XIX веке впервые прозвучали слова о том, что Африка начинается за Пиренеями. Но с данным утверждением можно было бы поспорить.

За Пиренеями находилась не только Африка. На протяжении нескольких десятков столетий на Иберийском полуострове формировалась своя неповторимая культура, выросшая из гармоничного соединения самых разных культур Европы, Африки, Азии, Америки. Таким образом, было бы справедливее утверждать о существовании за Пиренеями искусства, ставшего своеобразным синтезом искусства Запада и Востока.


Кафедральный собор города Бразилиа

На основе подобного смешения возникали явления, в значительной степени обогатившие мировую культуру. Среди них первый европейский университет, появившийся не где-нибудь, а в Саламанке (испанский город, находящийся на западе страны), произведения испанских живописцев или знаменитый «Дон Кихот». Таким образом, именно упомянутые выше противоречивые влияния стали основой для рождения гармоничной и цельной культуры, одним из ярчайших проявлений которой и стала испанская архитектура.

Как известно, административные районы Испании называются землями. Необходимо сказать о том, что культура каждой из испанских земель развивалась самостоятельно.

В результате среди прочих наиболее развитой с точки зрения культуры и искусства оказалась Каталония, которая находилась на побережье Средиземного моря, открывавшего путь в Европу и Азию.

Однако подобное географическое положение вовсе не помешало развитию на территории Каталонии самобытной национальной культуры. В одной из своих статей испанский журналист М. Висенталь справедливо заметил, что «Каталония переводит, торгует, обменивается товарами, но не теряет родного языка и собственной индивидуальности».

Наиболее ярко культурное своеобразие Каталонии было выражено в ряде работ мастеров искусств, творивших на рубеже XIX–XX веков. Именно тогда и появились поздние творения Антонио Гауди. В архитектурных сооружениях Гауди, первые из которых были созданы во второй половине XIX столетия, наиболее полно отразились те сепаратистские тенденции и идеи, которые зародились в испанском обществе того времени.

Несколько позднее советский литературовед, академик Арсен Арутюнович Тертерян (1882–1953) так написал о культурном феномене Каталонии: «Способность испанских мастеров преображать любые заимствования своим мировосприятием, своей фантазией сохранилась до новейших времен. Так, воплощенное в камне причудливое воображение барселонского архитектора Антонио Гауди то уносилось в прошлое, к рыцарским временам (епископский дворец в Асторге), то воспаряло к небу, как в детской грезе (церковь Святого Семейства в Барселоне)».

Полный список известных архитекторов Барселоны, Испания

ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Если Мадрид — город музеев, то Барселона — город архитектуры. Его здания уже с незапамятных времен украсили горизонт города знаковыми достопримечательностями. Но за зданием есть кто-то, кто это придумал и поставил на место. Если вам нужен список лучших зданий Барселоны, он уже есть в нашем блоге. Но кто стоит за городской архитектурой? Это то, что мы узнаем сегодня в этом посте.

Где знаменитые средневековые архитекторы Барселоны?

Беренгер де Монтагут (XIV век)

В большинстве случаев средневековые архитекторы не получали никакого признания. У них не было специального образования, но они сначала служили учениками других мастеров-строителей, пока не достигли уровня мастера. Но в Барселоне есть одно имя: Беренгер де Монтагут. Он был выдающимся мастером каталонской готики, создателем элегантной церкви Санта-Мария-дель-Мар, считающейся одним из чистейших образцов каталонской готической архитектуры. Он также работал в соборе Манресы и в соборе Пальма-де-Майорка, а также мог бы сотрудничать в Санта-Мария-дель-Пи в Барселоне.

Если вы интересуетесь строительством старинных церквей и любите исторические романы, бестселлер «Морской собор» Ильдефонсо Фальконеса расскажет о том, как была построена Санта-Мария-дель-Мар, и о (вымышленном) персонаже Беренгера де Монтагута. имеет несколько эпизодов на нем.

Собор Моря: Роман

Величайшие архитекторы модернизма Барселоны

Луис Доменек-и-Мунтанер (1849-1919 гг.

)23)

Доменек-и-Мунтанер считается лидером барселонского модернизма. Два из его зданий, Castell dels Tres Dragons в парке Ciutadella и Editorial Montaner (ныне фонд Antoni Tapies), считаются первыми модернистскими зданиями, когда-либо построенными в городе. Среди его шедевров — великолепный концертный зал Palau de la Musica Catalana, а также больница Сан-Пау. Вот несколько советов, как познакомиться с его работами:

  • Посетите госпиталь Сан-Пау. Получить билеты здесь >>
  • Посетите редакцию Montaner – Fundacio Tapies. Получите билеты здесь >>
  • Посетите Palau de la Musica Catalana. Получите билеты здесь >>
  • Посетите шоу фламенко в Palau de la Musica Catalana. Купить билеты здесь >>
  • Посетите испанский гитарный концерт в Palau de la Musica Catalana. Получите билеты здесь >>
  • Остановитесь в отеле Casa Fuster. Забронируйте номер здесь >>
  • Остановитесь в отеле Espanya. Забронируйте номер здесь >>
  • Пообедайте в столовой Mermaids отеля Espanya. Забронируйте столик здесь >>
  • Примите участие в нашей частной пешеходной экскурсии по модернизму, чтобы узнать больше о нем и его коллегах.

Антони Гауди и Корнет (1852-1926)

Фигура Антонио Гауди дана не просто для очередной записи в блоге, а для нескольких книг. Вы можете начать узнавать о нем со всех наших сообщений в блоге о Гауди и его работах. Он был мастером, преобразившим пейзаж Барселоны. Провидец, которого в свое время понимали лишь немногие и чьи работы не были известны до конца XX века, с Олимпийскими играми. Начав работать в рамках модернизма, он вывел свою архитектуру на совершенно новый уровень, которого не смог достичь никто другой. Не только с визуальной и эстетической точки зрения, но и благодаря своим творческим инженерным решениям.

Лучший способ познакомиться с работами этого удивительного архитектора — совершить один из наших специальных туров по Гауди. У нас самое большое предложение экскурсий по архитектуре Гауди в Барселоне: шедевры, полный день, мелкие работы, работы за городом… Но если вы предпочитаете делать их самостоятельно, не забудьте купить билеты заранее, так как они, как правило, распродано:

Хосеп Пуч и Кадафальч (1867-1956)

Самый молодой из золотой триады барселонского модернизма, он был не только архитектором, но также историком и политиком. Как историк искусства он специализировался на древнем и средневековом искусстве, руководил важными археологическими исследованиями, а также реставрацией средневековых зданий. Как политик он был советником в Барселоне, депутатом в Мадриде и президентом Mancomunitat de Catalunya (эквивалент нынешнего Женералитата).

Оба аспекта этой жизни отражены в его архитектуре, которая показывает сильное влияние готического стиля, а также сильное чувство каталонского патриотизма. В основном он работал на состоятельных местных семьях, строя для них многоквартирные дома и частные дома. Забронируйте столик здесь >>

  • Посетите его Casa Amatller. Получите билеты здесь >>
  • Посетите Палау-дель-Баро-де-Квадрес. Получите билеты здесь >>
  • Посетите художественную выставку Caixaforum на его фабрике в Casaramona. Получите билеты здесь >>
  • Съездите за город и посетите монастырь Сан-Бенет-де-Бажес. Получите билеты здесь >>
  • Съездите за город, чтобы посетить погреб Codorniu. Получите билеты здесь >>
  • Другие модернистские архитекторы, которых следует держать в поле зрения

    Барселонский модернизм был настолько творческим и плодотворным временем, что история должна была быть избирательной. Здания и архитекторы, которые в других городах были бы обязательными для посещения, в Барселоне становятся «еще одним красивым зданием». Но если вы любитель архитектуры, есть и другие названия модернизма, о которых стоит знать. Позвольте мне поделиться с вами некоторыми другими архитекторами, которые работали вместе с громкими именами:

    ПРОВЕРЬТЕ НАШИ ЧАСТНЫЕ ТУРЫ GAUDI

    • Хосеп Фонсере и Местрес (1829-1897) . Из семьи строителей строительство было у него в крови. Молодой Антонио Гауди помогал ему в качестве ассистента в проектировании водопада в парке Цитадели. Он также построил рынок Эль-Борн (ныне место археологических раскопок) и великолепный парк Сама в пляжном городке Камбрильс, который, возможно, вдохновил Гауди на создание парка Гуэля.
    • Энрик Санье и Вильявеккья (1858-1919 гг.)31) . Имея более 300 проектов, он был, вероятно, самым занятым и успешным архитектором своего времени. Он сделал многое, от частных домов и многоквартирных домов до церквей и общественных зданий. Триумфальная арка и церковь Святого Сердца на горе Тибидабо — одни из самых известных его проектов.
    • Сальвадор Валери и Пупурулл (1873-1954) . Не такой плодовитый, как другие, вам нужно увидеть его Casa Comalat — не только главный фасад на проспекте Диагональ, 442, но особенно его красочная задняя сторона, выходящая на улицу Корсега: вы никогда не подумаете, что это одно и то же здание!
    • Хосеп Мария Жужол (1879-1927) . Один из ближайших сотрудников Антонио Гауди, его гениальность и креативность всегда были в тени его босса. Он работал в основном за городом, но в Барселоне его Casa Planells на проспекте Диагональ, 332 напомнит вам Фреда и Джинджер Фрэнка Гери в Праге.
    • Мануэль Сайрах и Каррерас (1886-1937) . Не упустите возможность отведать изысканные блюда в La Dama, в его Casa Sayrachs.

    Лучшие современные архитекторы Барселоны

    Хосеп Луис Серт (1902-1983)

    Один из испанских архитекторов-основателей GATPAC, движения, продвигавшего современную архитектуру в начале, на его работу оказали сильное влияние архитекторы-рационалисты, такие как французский Ле Корбюзье. Профессор архитектуры Йельского и Гарвардского университетов, он строил здания для кампусов Гарвардского и Бостонского университетов. В Барселоне он построил несколько жилых домов, из которых выделяется его Casa Bloc и белое здание, в котором находится Фонд Миро. Павильон, который он спроектировал для Французской международной выставки, представляющей Испанскую Республику, был перестроен, и теперь в нем находится университетская библиотека.

    РАСПРОДАЖА

    Хосеп Луис Серт/Хоан Миро: Дуэты

    РАСПРОДАЖА

    Хосеп Луис Серт

    РАСПРОДАЖА

    Хосеп Луис Серт: Архитектор городского дизайна,. ..

    Ориол Бохигас Гвардиола (1925-2021)

    Профессор университета и советник городского совета Барселоны по вопросам градостроительства, как архитектор он получил множество наград и работал в сотрудничестве с Хосепом Марией Мартореллом и Дэвидом Маккеем для их совместного офиса MBM. Port Olimpic Marina и музей DHUB — некоторые из его общественных проектов.

    Рикардо Бофилл Леви (1939-2022)

    Учитывая, что большинство его проектов находятся в Испании и Франции, очень вероятно, что один из его проектов встретит вас, как только вы войдете в Барселону: и Терминал 1, и Терминал 2 аэропорта Барселоны были спроектированы им. Национальный театр Каталонии (TNC) и отель W также принадлежат ему.

    Олимпийская деревня. Барселона 92: Архитектура,…

    РАСПРОДАЖА

    Рикардо Бофилл: Видение архитектуры

    РАСПРОДАЖА

    Рикардо Бофилл

    (1)

    Энрик Миральес Мойя (1955-2000)

    умер преждевременно в возрасте 45 лет, что не помешало ему выиграть несколько архитектурных премий и поработать по всей Европе, а также в США и Японии. В начале своей карьеры он делился проектами со своей женой, также архитектором Карме Пинос, а после короткого 4-летнего периода он начал работать со своей второй женой, Бенедеттой Тальябуэ, тоже архитектором. Она завершила работы, которые уже были начаты, когда Миральес умер.

    Его самым важным проектом был парламент Шотландии. В Барселоне обязательно посетите рынок Санта-Катерина, штаб-квартиру компании Gas Natural и парк Диагональ.

    Архитектор, сценограф и цифровой художник, его проекты включают как здания, так и декорации для выставок, музеев и сценических художественных выставок. Его стиль чувствителен и подвижен, он включает в себя новые технологии и материалы, которые становятся ключевыми для формирования органичности его проектов. Его офисное здание Media-Tic является одним из лучших и самых захватывающих примеров устойчивости и эффективности, которые вы найдете в районе 22@ Барселоны.

    ПРОВЕРЬТЕ НАШИ ЧАСТНЫЕ ТУРЫ GAUDI

    Другие современные испанские архитекторы в Барселоне

    Рафаэль Монео Вальес (1937 г.

    р.)

    Этот знаменитый испанский архитектор родился в Туделе (Арагон), учился и работал в Мадриде, затем стал профессором Гарварда. Хотя он наиболее известен аудиторией Kursaal в Сан-Себастьяне (Страна Басков, Испания), в Барселоне вы можете увидеть две его работы: Auditori (также штаб-квартира музыкальной школы и Музея музыки) и торговый центр. и офисное здание La Illa.

    РАСПРОДАЖА

    Рафаэль Монео: Строительство, обучение, письмо

    РАСПРОДАЖА

    Рафаэль Монео: Замечания о 21 произведении

    Рафаэль Монео: свобода архитектора:…

    Сантьяго Калатрава Вальс (1951 г.р.)

    Родился в Бенимамете (Валенсия), испанский архитектор, инженер и скульптор. Его стиль определяется использованием параболических и гиперболоидных арок и куполов, часто чисто белого цвета, и, хотя он создавал здания, он наиболее популярен своими выдающимися мостами. У нас есть один из них в Барселоне, на улице Бак-де-Рода над полем железных дорог — к сожалению, его нелегко разглядеть. Но вместо этого вы можете увидеть его тощую телекоммуникационную башню на Олимпийском кольце в Монжуике.

    Калатрава. Полное собрание сочинений с 1979 г. по настоящее время

    г.

    Сантьяго Калатрава: структура и выражение

    РАСПРОДАЖА

    Калатрава. Полное собрание сочинений с 1979 г. по настоящее время

    г.

    Известные международные архитекторы с проектами в Барселоне

    Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)

    Мис ван дер Роэ был одним из пионеров современной архитектуры. Он известен своим девизом «Меньше значит больше». В 1929 года он отвечал за проектирование немецкого павильона для Всемирной выставки в Барселоне. Его проект разительно выделялся среди гораздо более консервативных и традиционных павильонов других стран-участниц. Для этого павильона он также разработал культовое кресло «Барселона».

    К сожалению, после ярмарки павильон был разобран, а следы исходных материалов, использованных для его создания, были утеряны во время Второй мировой войны. Однако в 1980-х годах группа барселонских архитекторов сделала возможной его реконструкцию. Он был перестроен на том же месте на первоначальном фундаменте из тех же материалов и в настоящее время открыт для публики.

    Страх перед стеклом — Павильон Миса ван дер Роэ в…

    Павильон Мис ван дер Роэ: Размышления

    Случайный шедевр: Мис ван дер Роэ…

    Фрэнк Гери (родился в 1929 г.)

    Канадец Фрэнк Гери был самым важным из архитекторов, которых пригласили украсить Барселону к Олимпийским играм 1992 года. Этот проект, однако, был довольно скромным: он построил скульптуру-перголу, чтобы завершить окружение двух небоскребов новенькой Олимпийской деревни. Металлические листы в форме рыбы отражают свет и привлекают всеобщее внимание. В последующие годы его также попросили спроектировать новую станцию ​​скоростных поездов в Ла-Сагрера. Он спроектировал величественное здание, вдохновленное формой платья невесты. К сожалению, это был дорогостоящий проект, от которого отказались, когда в 2009 году разразился экономический кризис..

    Арата Исодзаки (1931-2022)

    Японский архитектор также был приглашен для участия в строительстве объектов к Олимпийским играм 1992 года. Его работа заключалась в том, чтобы спроектировать крытый стадион для соревнований по гимнастике, который можно было бы использовать для различных мероприятий после окончания игр. Действительно, его Palau Sant Jordi можно считать одним из самых универсальных зданий в Барселоне. Затем в 1999 году он вернулся, чтобы спроектировать новый доступ к выставочному центру Caixaforum, модернистской фабрике Puig i Cadafalch.

    ПОСМОТРЕТЬ НАШИ ЧАСТНЫЕ ТУРЫ GAUDI

    Его элегантное решение соединяет уровень улицы с входом в подземный уровень через открытые эскалаторы, покрытые металлической скульптурой в форме дерева.

    Ричард Роджерс (1933-2021)

    Этот британский архитектор также был лордом: лорд Роджерс из Риверсайда. Он был одной из икон современной архитектуры, получив множество международных наград за свои здания, в которых ценились и выделялись инженерные коммуникации, которые традиционно считались «уродливыми» и поэтому были скрыты от глаз. Это включает в себя балки, провода, трубы, кондиционеры… В Барселоне вы можете делать покупки на бывшей арене для корриды, которую он переделал в торговый центр Las Arenas. И вы также можете остановиться в отеле, который он построил в пригороде, Hyatt Regency (бывшая Hesperia Tower).

    Ричард Мейер (1934 г.р.)

    Олимпиада 1992 года также дала возможность улучшить бедные районы города. Одним из наиболее важных проектов в этом смысле было открытие культурных центров в проблемном районе Раваль. Ричард Мейер отвечал за флагманский проект: новую штаб-квартиру Музея современного искусства (MACBA).

    Норман Фостер (1935 г.

    р.)

    Сэр Норман Фостер, впоследствии лорд Фостер из Thames Bank, был еще одним из ведущих международных архитекторов, приглашенных для участия в 19-й92 олимпийская архитектурная вечеринка. Его работа заключалась в том, чтобы построить телекоммуникационную антенну для радио и телевидения на вершине холма Тибидабо. Его форма, напоминающая шприц, вызвала тогда немало критики со стороны местных жителей. В 2006 году у него могла появиться новая возможность подружиться с «Барселоной» благодаря реконструкции стадиона «Камп Ноу». К сожалению, деньги и смена президента в клубе означали, что проект не увидит свет.

    Тойо Ито (1941 г.р.)

    Француз Жан Нувель часто появляется на горизонте Барселоны. В 2005 году он сделал заявление, которое никого не оставило равнодушным с его Torre Agbar (теперь Torre Glories). Это здание навсегда изменило городской пейзаж и ознаменовало новую эру современной архитектуры Барселоны. Немного позже он спроектировал Центральный парк дель Побленоу неподалеку. В том же году он построил отель Catalonia Fira (теперь Reinassence Barcelona Fira) в пригороде между городом и аэропортом. Если все пойдет хорошо, новый облик стадиона ФК «Барселона» будет разработан им.

    Жан Нувель (1945 г.р.)

    Француз Жан Нувель часто появляется на горизонте Барселоны. В 2005 году он сделал заявление, которое никого не оставило равнодушным с его Torre Agbar (теперь Torre Glories). Это здание навсегда изменило городской пейзаж и ознаменовало новую эру современной архитектуры Барселоны. Немного позже он спроектировал Центральный парк дель Побленоу неподалеку. В том же году он построил отель Catalonia Fira (теперь Reinassence Barcelona Fira) в пригороде между городом и аэропортом. Если все пойдет хорошо, новый облик стадиона ФК «Барселона» будет разработан им.

    Жак Эрцог и Пьер Демерон (оба 1950 г.р.)


    Знаменитые швейцарские архитекторы были призваны создать флагманское здание Форума культур 2004 года, международного мероприятия, которое должно было стать новой концепцией Всемирных выставок, и в то же время помочь улучшить очень обветшавший район Барселоны. В их Голубом здании, также называемом Edifici Forum, сейчас находится Музей естественных наук.

    А женщины-архитекторы в Барселоне?

    Карме Пинос и Деспла (1954 г.р.)

    Первая жена Энрика Мираллеса, они работали вместе с 1985 по 1994 год, затем она продолжила свою карьеру в собственной архитектурной студии. Со времени его работы с Мираллесом в Барселоне вы можете насладиться прогулкой под перголами, которые они построили на проспекте Икария, и, к сожалению, их инновационный павильон для соревнований по стрельбе из лука на Олимпийских играх 1992 года был демонтирован, и от него мало что осталось. В последние годы она сделала несколько вещей в Барселоне, так как большая часть его работы находится за пределами города. Исследуйте заднюю часть рынка Бокерия и станцию ​​Zona Universitaria на линии L9.(ветка L3 не ее).

    Бенедетта Тальябуэ (1963 г.р.)

    Вторая жена Энрика Мираллеса, они работали вместе с 1991 года (но только в 1994 году они открыли объединенную студию Miralles Tagliabue EMBT) до смерти Мираллеса в 2000 году. С тех пор она завершила проекты, которые они начали вместе, которые не были реализованы. еще не закончили и продолжают руководить своей студией. Парк Диагональ Мар, рынок Санта-Катерина, штаб-квартира компании Natural Gas — вот некоторые из их общих проектов.

    ПОСМОТРЕТЬ НАШИ ЧАСТНЫЕ ТУРЫ GAUDI

    Она самостоятельно спроектировала центр эмоциональной поддержки больных раком Kalida в больнице Сан-Пау, который элегантно вписывается в модернистскую обстановку.

    Марта Байона Мас (1971 г.р.)

    Профессор университета и дипломированный архитектор, делит студию со своим партнером Альбертом Валеро. Она специализируется на общественных проектах (городское оборудование, общественные здания, урбанистика…), но также занимается частными проектами, такими как жилища и работы по реконструкции. Чистые линии и адаптация к пространству и использованию зданий — ее визитная карточка. Посетите их веб-сайт, чтобы узнать больше.

    Анна Боне и Джине (1979 г.р.

    ) и Дарья де Сета (1972 г.р.)

    Эти две женщины-архитектора сотрудничают с Жорди Гарсесом в их отмеченной наградами студии, реализующей множество государственных и частных проектов за рубежом, а также несколько проектов в Барселоне. Новое крыло задней части музея Пикассо принадлежит им. Посетите их веб-сайт, чтобы узнать больше.

    Наслаждайтесь работой лучших архитекторов Барселоны!

    Значок Facebook Значок LinkedIn Иконка Ютуб Иконка Пинтерест Значок Instagram

    БИОГРАФИЯ АВТОРА

    Марта — основатель ForeverBarcelona. Она страстный гид, любит Барселону и любит писать. Она является основным автором нашего блога и стремится делиться своими знаниями о Барселоне и своими лучшими советами с нашими читателями.

    ПОИСКИ ПОЕЗДКИ ОТНИМАЮТ ВРЕМЯ…
    Нужно больше вдохновения?

    Наша 100% БЕСПЛАТНАЯ коллекция «Барселона» предоставит вам все необходимое для организации поездки в Барселону на всю жизнь.

    ЛУЧШИЕ СОВЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ!

    Последнее обновление от 01. 03.2023 / Партнерские ссылки / Изображения из Amazon Product Advertising API

    «Другой» великий архитектор Барселоны: пять его лучших зданий | Праздники Барселоны

    Барселона по праву славится своей архитектурой, но в ней есть нечто большее, чем Гауди и еще незаконченный храм Святого Семейства. В этом году Каталония празднует столетие со дня смерти Луиса Доменека-и-Монтанера (1849-1923), одного из современников Гауди и видного представителя каталонской модернизм движение,

    В течение года будут проходить доклады, видеоролики и конференции, посвященные творчеству этого плодовитого архитектора, а также маршрут по некоторым из его 26 зданий, 11 из которых находятся в Барселоне. Доменек, сыгравший важную роль в каталонском культурном возрождении, известном как renaixença , сочетал современные методы, такие как стальной каркас, с ностальгическими и часто романтическими концепциями испанской и каталонской культуры. Декоративные изделия из железа, керамика и витражи характеризуют его богато украшенные здания.

    Вот пять самых символичных зданий архитектора.

    Castell dels Tres Dragons включает в себя средневековые влияния. Фотография: Alamy

    Расположенный в северо-западном углу Парка де ла Сьютаделья, замок Трех драконов был построен в 1888 году как кафе и ресторан для Всемирной выставки. Несмотря на раннюю работу, Доменек уже разработал свой характерный стиль открытой кирпичной кладки и железных конструкций. Есть средневековые отсылки, а также дань уважения испано-арабскому 9.0331 стиль мудехар , с геральдическими мотивами и изображениями растений и животных. Капители и колонны в кафе основаны на синагоге XII века в Толедо. У Кастелла была более поздняя жизнь в качестве городского музея естественной истории, но теперь он переехал, и здание восстанавливается.

    В оформлении концертного зала использованы испанские и арабские элементы. Фотография: Brian Jannsen/Alamy

    Концертный зал со стальным каркасом, построенный для хора Orfeó Català в 1908 году, финансировался за счет государственных пожертвований и обычно считается самым законченным шедевром Доменека. Как и в случае с Кастель, фасад состоит из кирпича, железа и декоративной мозаики с элементами испанской и арабской архитектуры. Внутри доминирующим элементом являются витражи. Даже балясины на лестнице стеклянные, а сам концертный зал обнесен стеклянными стенами, так что летом концерты начинаются при дневном свете, создавая ощущение прослушивания музыки в саду. Потолок поддерживает гигантский световой люк, похожий на солнце, а полукруглая сцена украшена резными фигурками 18 «муз». Акустика на удивление хороша, учитывая количество стекла, а чтобы в полной мере оценить Палау, сходите на концерт. Круглый год здесь проходят концерты классической музыки, джаза и фламенко. Также доступны экскурсии с гидом.

    Больница — «буйный праздник керамики, стекла и украшений». Фотография: Alamy

    Работа над самым большим в Европе зданием в стиле модерн началась в 1901 году, но не была завершена до 1930 года, после смерти архитектора. Здание, обращенное к морю, чтобы пациенты могли наслаждаться средиземноморским бризом, воплощает в себе то, что было тогда современными представлениями о здравоохранении и гигиене, с достаточной вентиляцией и открытыми пространствами. Он состоит из ряда взаимосвязанных зданий, каждое из которых предназначено для различных медицинских условий. Изогнутые, покрытые плиткой поверхности операционных без щелей, в которых может скапливаться грязь, отражают растущее осознание необходимости стерильной среды. Главное административное здание представляет собой буйный праздник керамики, стекла и украшений, в отличие от любой больницы, построенной до или после. Сан-Пау продолжал служить одной из главных больниц города до 2009 года.. Наряду с Дворцом каталонской музыки он был объявлен объектом наследия ЮНЕСКО в 1997 году.

    Institut Pere Mata — психиатрическая больница в Реусе. Фотография: Cavan Images/Alamy

    Реус, расположенный в часе и 20 минутах езды на поезде к югу от Барселоны, сейчас представляет собой захолустье, но когда-то был богатым текстильным городом. Дом был заказан Хоакимом Навасом Падро, торговцем текстилем, и Доменек начал работу над ним в 1901 году вместе с дизайнером интерьеров Гаспаром Хомаром. Вместе они создали замысловато украшенный дом, богатый деталями, где снова главными героями являются витражи и керамика.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *