Испания, Барселона. Храм Святого семейства
Церковь Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família) в Барселоне — один из самых знаменитых храмов мира. Правильней называть сооружение — Искупительный храм Святого Семейства. Какое-то совершенно неземное здание, как и многие творения Гауди, впрочем…
Башни храма Саграда Фамилия видно из многих точек Барселоны. При поездке по городу храм постоянно мелькает между домов и деревьев.
Уникальное здание было заложено в 1882 году и строится на частные пожертвования до сих пор. В последние годы работы идут значительно быстрее, так как подключились крупные инвесторы.
Первый проект Собора Святого Семейства был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (Francisco de Paula del Villar). В конце 1883 года возглавить работы был приглашен Антонио Гауди, значительно изменивший первоначальный замысел. К сожалению, законсить свое творение мастер не успел.
Храм призван демонстрировать торжество христианской веры и величие модернистского стиля с его оригинальными архитектурными решениями и причудливыми формами.
Законченный фасад «Рождество» — истинный шедевр Антонио Гауди. Это единственный фасад, законченный великим мастером. Скульптурные группы изваяны в натуральную величину с необыкновенным мастерством. Чтобы получить максимально реалистические изображения для скульптурной сцены избиения младенцив Антонио Гауди даже делал слепки с умерших малышей.
После смерти Гауди строительство собора продолжили его ученики, затем ученики учеников. Во время гражданской войны в Испании чертежи Антонио Гауди были уничтожены. Стройку остановили, долгое время были споры о целесообразности продолжения строительства.
Второй фасад собора «Страсти Христовы» был выполнен испанским скульптором и художником Иосифом Марией Субирачесем в кубическом стиле и кардинально отличается от стиля Гауди, подчеркивая таким образом, что создать подобие уже созданному шедевру невозможно. Хотя, надо отдать должное скульптору — он тоже создал, несомненно, очень значимое произведение.
Тяжело больной Гауди оставил эскизы портала, отразившие последние события земной жизни Иисуса.
Сейчас Субирачес возглавляет работы по строительству третьего фасада Славы (Воскресение).
Виноград на небольших башнях слева от строящегося фасада символизирует Святое причастие. В декоре храма Святого Семейства вообще очень много всякой символики, можно увидеть даже нумерологию.
У законченного собора будет 18 башен. 12 из них символизируют апостолов, 4 более высоких — четырех евангелистов. Самая высокая центральная башня — символ Иисуса Христа.
О соборе Саграда Фамилия столько всего сказано и написано, что, наверно, можно было бы вести отдельный блог о ходе строительства. Дарю кому-то идею…
Собор Святого Семейства не так велик по площади, но быстро обойти его не удается. Забываешь о реальном времени, разглядывая детали. Начинала обход храма под дождем, с каплями на стекле объектива фотокамеры, а заканчивала под ярким солнцем…
Ежегодно к собору Саграда Фамилия приезжают около 3 миллионов туристов со всего мира. Вокруг собора — огромная очередь желающих попасть внутрь.
Несомненно, Собор Святого Семейства — самая известная достопримечательность Барселоны и одна из наиболее известных достопримечательностей Планеты, создаваемая на наших глазах.
Рядом с храмом расположены сувенирные магазины. Все доходы магазинов идут в фонд строительства собора. Здесь в стеклянной витрине можно увидеть точный макет Искупительного храма Святого Семейства.
В магазине приобрела комплект из золота Толедо (традиционные испанские украшения). Надеюсь, мой вид в новых серьгах ускорит завершение строительства, которое сейчас ожидается в 2026 году.
Обновлено Автор: Victoria Camilleri Метки: Святые места
Барселонские шпили. Почему храм Саграда‐Фамилия так долго строят
Общество
19 октября 2018, 20:04
РИА «Новости»
Читать 360tv в
Одержимый архитектор, почти полтора века работ, миллиард евро и узнаваемость по всему миру: церковь Саграда-Фамилия стала визитной карточкой Барселоны, но ее строительство было незаконно. Случайная ошибка или неизбежное столкновение гения и бюрократии? Подробности в материале «360».
Храм Святого Семейства известен далеко за пределами Европы, хотя был открыт для верующих всего восемь лет назад. Ничего удивительного, ведь большинство из миллионов ежегодно приезжающих туристов просто хотят взглянуть на одно из главных архитектурных чудес в мире.
Вот уже более века творение Антонио Гауди привлекает в Барселону людей со всего света. Причудливые пики колоколен церкви похожи на веретено, внутреннее убранство напоминает о лесе, а все вместе выглядит словно гигантский песчаный замок или муравейник из бетона и камня.
На днях выяснилось, что вот уже 133 года этот грандиозный проект строят незаконно. Итог — штраф в 36 миллионов евро, который частями будет выплачен руководством храма в городскую казну. Как же местные власти умудрились не заметить у себя под боком то, что называют лицом Каталонии, а иногда и всей Испании?
Безумие гения
Архитектор Антонио Гауди в молодости был денди, любил модные костюмы и дорогие рестораны. В 31 год блестящий молодой человек получил подряд на строительство храма Святого Семейства (Саграда-Фамилия) — это навсегда перевернуло его жизнь. Архитектор отдал ему более 40 лет и заработал репутацию одержимого. Он перестал носить модную одежду, отказался от личного экипажа и стал похож на обитателя городского дна.
Два года он пытался следовать изначальному плану строительства, но потом отбросил старый проект и создал свой собственный, сохранив только планировку в форме латинского креста. Разрешение на строительство уже было получено, и, видимо, сотрудники мэрии Барселоны поленились и не стали выписывать новую лицензию. Это и привело к казусу, который был разрешен буквально на днях.
В этой истории хорошо заметна характерная для Каталонии беззаботность. Несмотря на отсутствие нужных бумаг, архитектору, а позже и его наследникам никто не мешал вести работы, растянувшиеся почти на полтора века.
Границы поначалу небольшого проекта были расширены до таких масштабов, что храм Саграда-Фамилия до сих пор часто называют собором. Это неверно, Барселонский собор — главная церковь города и резиденция местного епископа — был построен еще семь веков назад. Но сердцу не прикажешь, на открытках и селфи туристов все равно гораздо чаще встречаются «песчаные» колокольни Саграда-Фамилия.
Если верить воспоминаниям современников, Гауди черпал вдохновение не в пыльных книгах, а в окружающей природе, придавая колоннам форму деревьев и вводя в декор ящериц и улиток, которые часто встречались в окрестностях стройки. Его фантазии были настолько грандиозны, что он сам понимал невозможность увидеть конец строительства при жизни и оставил после себя подробные указания, чертежи и макеты.
Великий мастер, заложивший одно из красивейших зданий в мире, погиб нелепо — однажды он так задумался во время прогулки по улице, что попал под трамвай. Никем не узнанный Гауди сначала был доставлен в больницу для нищих, потом был перевезен в другое место и вскоре умер от полученных травм.
12 июня 1926 года архитектора похоронили в фундаменте его каменной мечты — крипте Саграда-Фамилия.
Налог на популярность
Гражданская война в Испании прервала строительство церкви и совпала со страшным пожаром в мастерской Гауди, во время которого сгорели многие оригинальные чертежи и макеты.
В 1952 году строительство было возобновлено и продолжается по сей день. Одной из главных проблем остается необычная форма большинства элементов храма — чтобы в точности следовать плану, необходимо вручную обработать и подогнать почти каждый каменный блок. Не помогают даже компьютерные программы моделирования и другие современные изыски.
Другая причина затянувшихся работ — денежный вопрос. За все время на строительство не было потрачено ни толики государственных денег. С 1882 года и по сей день все оплачивалось за счет частных пожертвований, что иногда приводило к длительным задержкам, пока вновь не находился богатый спонсор.
В последнее время финансовый вопрос снят — ежегодно туристы оставляют в казне храма, признанного объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, до 50 миллионов евро. Прибыль приносят и билеты стоимостью 15-20 евро, и туры с официальным гидом, и продажа сувенирной продукции.
Это главная причина решения мэрии Барселоны — 36 миллионов евро за 10 лет, по сути, не штраф, а налог, который пойдет на благоустройство кварталов вокруг храма Саграда-Фамилия — отсутствие старинной бумаги лишь формальный повод. Руководство траста, отвечающего за бюджет строительства, похоже, не слишком возражает — бюджета от пяти до 30 миллионов евро в год вполне хватает, чтобы кормить всех причастных.
Недавно энтузиасты подсчитали, что если сложить все последние траты и прибавить приблизительную стоимость работ за 100 лет, то реальная цена храма Саграда-Фамилия равна миллиарду евро. Очевидно, что работы над одним из самых известных зданий в мире выгодны не только для репутации, но и для кармана.
В 2008 году более 400 испанских деятелей искусства даже призвали остановить работы, якобы идущие только в угоду туристической индустрии. Однако нынешний главный архитектор проекта Жорди Фаули клятвенно обещает — к столетию кончины Гауди в 2026 году великий долгострой все-таки будет завершен.
Авторы:
Алексей Йесод
Саграда Фамилия | Описание, история, дизайн, церковь и факты
Саграда Фамилия , полностью Templo Expiatorio de la Sagrada Família , английский Искупительный храм Святого Семейства , малая римско-католическая базилика в Барселоне, Испания, спроектированная Антони Гауди. Начатый в 1882 году и все еще незавершенный в первой четверти 21-го века, Саграда Фамилия, известная своей тактильной органической формой, является одной из самых известных достопримечательностей Барселоны. Это неожиданное зрелище в его городской среде, с его смелыми аркадными контрфорсами и изогнутыми башнями, нависающими над городом.
Проект, первоначально задуманный Франсиско де Паула дель Вильяр, финансировался за счет пожертвований для поощрения христианства в Барселоне, которое становилось все более светским. В 1883 году Гауди стал главным архитектором, и этот проект будет занимать его до конца его карьеры.
Помимо того, что он был предан христианству, Гауди был важным участником Renaixense, художественного возрождения декоративно-прикладного искусства в сочетании с политическим возрождением в форме яркого антикастильского «каталонизма». Оба возрождения были направлены на то, чтобы оживить образ жизни в Каталонии, который долгое время подавлялся правительством Испании, в котором доминируют кастильцы и ориентированы на Мадрид, а Саграда Фамилия стала религиозным символом Renaixense в Барселоне.
Дизайн и модели Гауди, большинство из которых были уничтожены во время гражданской войны в Испании, демонстрируют огромную форму, способную вместить около 13 000 человек. Латинский крест, построенный по базовому плану базилики, с трех сторон окружен портиками. На востоке возвышается фасад Рождества со сценами, посвященными рождению Иисуса; на западе фасад Страстей, изображающий Распятие Иисуса; а главный вход может похвастаться фасадом Славы, показывающим, как люди могут праздновать божественную славу. Над головой возвышаются 18 огромных веретенообразных башен, каждая из которых символизирует разные библейские фигуры: 12 апостолов, четырех евангелистов, Деву Марию и Иисуса (представленного тем, что в конечном итоге станет самой высокой центральной башней). Каждый из трех фасадов окружен четырьмя колокольнями, изображающими апостолов; предателя Иуды и евангелистов св. Иоанна и св. Матфея заменяют св. Варнава, св. Матфий и св. Павел. Шесть центральных башен, изображающих Иисуса и Марию в окружении четырех евангелистов, служат фонарями для главного нефа и пропускают свет сверху.
Когда Гауди умер в 1926 году, были закончены только фасад Рождества, одна колокольня, апсида и склеп; его ученик Доменек Суграньес впоследствии взял на себя проект. Гауди, чья могила находится под собором, знал, что не доживет до завершения своего видения, полагая, что это займет 200 лет, но, как он сказал, «покровитель этого проекта не торопится». Работы Гауди, в том числе фасад Рождества и склеп Святого Семейства, были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 19 году.84. В 2010 году недостроенная церковь была освящена для религиозного поклонения и определена Папой Бенедиктом XVI как малая базилика.
Работа над проектом продолжается после смерти Гауди. Остальные три колокольни фасада Рождества были завершены в 1930 году. Гражданская война в Испании в конце 1930-х годов прервала строительство, а последующая потеря большинства проектов и моделей Гауди сильно затруднила дальнейшие усилия. Нынешний дизайн, некоторые части которого подверглись критике, основан на сохранившихся и реконструированных материалах и ряде современных приспособлений. В 1954 был заложен фундамент Страстного фасада, четыре колокольни которого были завершены в 1976 году. Своды центрального нефа были завершены в 2000 году и окончательно покрыты в 2010 году. Строительство было остановлено в начале 2020 года из-за пандемии COVID-19 и было возобновился в октябре того же года. Башня Девы Марии, расположенная над апсидой церкви и поднимающаяся на высоту 138 метров (453 фута), была открыта в декабре 2021 года. Она увенчана 12-конечной звездой, которая подсвечивается ночью. В 2022 году были завершены башни, изображающие евангелистов Св. Марка и Св. Луки; их высота составляет 135 метров (443 фута). Остальные башни и большую часть конструкции церкви планировалось завершить к 2026 году, к столетию со дня смерти Гауди. Ожидается, что это будет самое высокое церковное здание в мире.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Джейми МиддлтонМелисса Петруцелло
1882 – Храм Святого Семейства, Барселона | Archiseek
Перейти к содержимому
Архитектура Каталонии
Случайное здание
1905 – Casa Terrades (Casa de les Punxes), Барселона
Архитектор: Антони Гауди
Храм Святого Семейства, который должен быть завершен к 2041 году, строится с 1882 года.
Церковь по проекту будет иметь восемнадцать башен, по четыре на каждом фасаде, символизирующих двенадцать апостолов, и массивную центральную башню над пересечением нефа, символизирующую Христа. Остальные пять будут символизировать четырех евангелистов и Деву Марию. На трех основных фасадах будут изображены: Рождество Христово; страсть; и Слава Христа. Здание будет 310 футов в длину и 197 футов в ширину. Центральная башня будет иметь высоту 560 футов, а остальные — более 329 футов. В готовом виде он будет вмещать 13 000 человек.
Гауди черпал вдохновение в природе. Несмотря на извилистые формы и органичность архитектурной детали, на Фасаде Рождества гигантские черепахи поддерживают колонны, а на апсиде — гигантские раковины.
Фасад Рождества, единственный фасад, завершенный при жизни Гауди, представляет собой шедевр барокко — фасад из закрученных излишков резного камня. Фасад имеет три главных портала, как у традиционных готических соборов – каждый из них завершается шпилем, за которым в небо взмывают четыре башни.
В центральном дверном проеме изображено рождение Христа с ангелами, возвещающими его рождение, парящими над семьей. По обе стороны — волхвы и пастухи. Левая дверь изображает свадьбу Иосифа и Марии, бегство в Египет и убийство невинных. На правой двери изображены эпизоды из ранней жизни Иисуса. Фасад покрыт роскошной цветочной скульптурой, которая обвивает фигуры и связывает ансамбль воедино.
Работа продолжалась на протяжении многих лет, оставляя здание в разных цветах от выветривания и различных скульптурных обработок. Работа над Фасадом Страстей началась в 1954, а неф был перекрыт в 2000 году. Фасад Страстей изображает последние два дня жизни Христа. Фигуративную работу здесь выполнял скульптор Хосеп Мария Субиракс с 1987 года.