Кейсы
Проект 22@ — район инноваций
#креативная экономика #устойчивое развитие #пространственное развитие #управление проектами #девелопмент и недвижимость
Авторский коллектив: Антони Вивес и Томас, Аврора Лопес Кордуенте, Андреу Романи Бланкафорт, Рамон Сагарра Риус
Заказчик: Мэрия Барселоны
Площадь: 198 га
Статус: в процессе реализации
Комментарии экспертов
Исторический контекст и постановка проблемы
Побленоу (дословный перевод – «Новая деревня») – исторический район Барселоны, расположенный в округе Сан-Марти на периферии центра города примерно в полутора километрах от собора Саграда Фамилия. С XIX века он считался индустриальным центром города: из-за обилия ткацких фабрик район даже называли барселонским Манчестером. Однако в 1960-х в Барселоне начался процесс деиндустриализации, и к 1980-м Побленоу постепенно пришел в упадок.
Промышленный район Побленоу и состояние производственных помещений в конце ХХ века (источник: 22barcelona.com)
После Олимпийских игр 1992 года Барселона получила мировую известность: это событие во многом определило дальнейший путь развития города как глобального центра. Пришло время принять новую интегрированную модель развития города, в которой решающая роль отведена улучшению инфраструктуры и разработке конкретных проектов с участием в разных долях частного капитала. Район Побленоу стал полигоном для испытания новых концепций территориального развития в силу близости к побережью и различным точкам притяжения.
Постановление о городском планировании 2000 года было направлено на преобразование давно заброшенных или просто устаревших фабрик. Проект ревитализации Побленоу получил название 22@ по индексу промышленного зонирования района. Проект предусматривал создание центров притяжения для новых видов деятельности и был направлен на смену промышленного назначения на постиндустриальное. Пилотный проект 22@, который развернулся на площади 1,8 кв.км в историческом районе Барселоны в 2000-х, позднее станет прототипом развития других районов города.
Цели и задачи
Проект 22@ предусматривал развитие шести зон общей площадью 925,4 тыс. кв.м (47% от общей площади района) с привлечением частного капитала. Цель проекта заключалась в том, чтобы указанные шесть зон стали новой основой района, выступив в качестве двигателя его трансформации в целом.
Проект подразумевал работу с городским пространством по трем направлениям. Во-первых, изменение территории и создание сбалансированной среды для улучшения условий работы, жизни и обучения. Во-вторых, экономическое переоснащение района через создание научного, технологического и культурного центра для всей страны. В-третьих, усиление социального капитала посредством кластеризации постиндустриальных видов деятельности в одном районе и интенсификации отношений между специалистами.
В процессе преобразований предполагалось решить такие задачи, как создание условий и соответствующих стимулов для поддержки обновления во всем районе, создание новых квалифицированных рабочих мест, привлечение в район «экономики знаний», создание площадей под жилую и коммерческую застройку, оживление десятков километров улиц, создание новых общественных пространств и зеленых зон.
|
|
Проект ревитализации 22@Barcelona (источник: 22barcelona.com)
Краткое описание деятельности
Проект городского планирования 22@ включал в себя элементы, которые должны были отвечать новым вызовам для города в контексте ограниченного бюджета. Чтобы обеспечить баланс различного функционала территорий и городской среды, в плане 22@ изначально отсутствовало подробное зонирование для конкретной части территории. Оно определяется индивидуально для каждого участка, исходя из конкретных локальных параметров.
Ключевым решением проекта стало изменение назначения земли, которое сохраняло промышленную специализацию до конца ХХ века. Относительно свободное зонирование позволяет территории стать многофункциональной. Проект предусматривает восстановление более 4600 жилых домов, построенных рядом с фабриками и постепенно пришедших в упадок, а также строительство нового жилья, в том числе субсидированного. По проекту потенциал защищенного жилья удваивается с 5,2 до 10 тыс. кв.м площадей, а общий потенциал для новых квартир вырастает с 9,3 до 15,8 тыс. кв.м.
На смену предприятиям пришли научные центры, бизнес и арт-индустрия, однако производство не исчезло полностью, а стало более компактным, современным и экологичным. Идет работа над введением в эксплуатацию 1 млн кв.м застройки, что создаст около 60 тыс. рабочих мест. При разработке проекта были досконально изучены архитектурные и исторические особенности зданий, что позволило выявить несколько десятков памятников архитектуры.
Проектировщики 22@ не ограничились возведением зданий. Были пересмотрены или созданы с нуля концепции развития всех коммуникаций района, в первую очередь электричества и связи. Транспортная система района тоже изменилась: сократилось количество магистральных транзитных улиц, при этом увеличилось количество районных проездов. По проекту каждая третья улица станет зеленой осью для восстановления и увеличения зеленых пешеходных пространств. Авторы проекта предполагают, что это будет способствовать развитию общественного транспорта и велосипедного движения на всех улицах основной сети.
|
|
Проект и реализация заполнения перекрестка в Побленоу (проект: ajuntament.barcelona.cat; фото: Олег Яковлев)
Предусмотрены варианты развития для территорий Побленоу, не включенных в исходные шесть зон 22@.
Большое внимание в проекте уделяется общественным пространствам. По замыслу проектировщиков, 22@ должен был стать точкой притяжения жителей района для обмена идеями, мыслями и чувствами. Разнообразный социальный состав района, в котором соседствуют представители креативных индустрий и инновационных центров, предприниматели и обычные жители, делает его устойчивым и наполняет «уличным балетом» – так американская урбанистка Джейн Джекобс называла мимолетные встречи на улицах и в парках, спонтанное взаимодействие жителей города.
|
|
Улицы Побленоу (фото: Олег Яковлев; aspasios.com)
Фрагменты авторского фильма «Любимое место: Барселона» (2019): жители Роберт Маркес и Берджер Капоти о себе и районе Побленоу (источник: фильм Олега Яковлева «Любимое место: Барселона»)
Побленоу, Барселона (фото: Михаил Шварц)
Побленоу, Барселона (фото: Sergio Montero)
Побленоу, Барселона (источник: suitelife. com)
Школа BAU, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Школа BAU, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Школа BAU, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Граффити на стене в Побленоу, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Фургон-кофейня в Побленоу, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Реконструированный перекресток в Побленоу, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Схема движения транспорта в Суперблоке Побленоу (источник: ajuntament.barcelona.cat)
Велодорожка в Побленоу (источник: commons.wikimedia.org)
Роберт Маркес рядом с BCN media HUB, Побленоу, 2018 год (фото: Олег Яковлев)
Достигнутые результаты
Летом 2020 года мэрия Барселоны опубликовала отчет о реализации проекта и планах дальнейшего развития. В нем собраны основные результаты. За 20 лет трансформации 22@ на территории появились 4,3 тыс. организаций, треть из которых – наукоемкие услуги и высокотехнологичные компании. Компании создали 47,4 тыс. рабочих мест и агрегируют валовую добавленную стоимость в размере €2,684 млрд. Развитие 22@ вызвало мощный агломерационный эффект: с учетом прилегающей территории, ограниченной улицей Гран-Виа, прибрежной зоной, проспектом Сан-Хуан и рекой Бесос, количество созданных предприятий возросло до 10,3 тыс., а количество рабочих мест достигло 92 тыс.
Развитие района 22@ было запланировано примерно на десять лет, но наступление финансового кризиса замедлило динамику процесса. Фундаментальная часть, связанная с инфраструктурой, была выполнена до спада экономической активности.
В общей сложности было создано 4 млн кв.м офисных, коммерческих и исследовательских площадей, проведена трансформация 35 км улиц. На 220 тыс. кв.м расположились новые общественные объекты и зеленые зоны. Авторы проекта 22@ стремились не только привлечь на территорию бизнес, но создать привлекательные условия для жизни. Эта задача была реализована: за 20 лет численность жителей района выросла на 23%, превысив 33 тыс. в 2016 году.
Проект 22@ создал новые рабочие места в пяти наукоемких кластерах (идея их создания тоже принадлежит создателям проекта): информационные и компьютерные технологии, СМИ, биомедицина, энергетика и дизайн. В районе расположилась Школа BAU – университетский центр дизайна, примыкающий к Центральному университету Каталонии. Его миссия – «Пространства для обучения и экспериментов, продвижения инноваций и исследований» – идеально вписывается в концепцию развития района.
|
|
Школа BAU (фото: Олег Яковлев)
Физические, экономические и социальные преобразования 22@ происходили неравномерно. В южной части района (120 га) шло динамичное изменение городской среды и запускались экономические процессы, в то время как северную часть района (79 га) затронули минимальные преобразования. На юг 22@ приходится 84% компаний, 85% рабочих мест, 86% валовой добавленной стоимости всей площади 22@. Количество предприятий не прекращает расти с 2009 года, в основном на территорию приходят компании IT-сектора, которые практически не представлены на севере, где концентрируются торговля и обрабатывающая промышленность.
Возврат пространства пешеходам – важная часть проекта, реализуемая и сегодня. Отдельные улицы становятся недоступными для частных автомобилей, ограничивается транзитное движение, а освободившееся пространство начинает осваиваться местными жителями. Советник по вопросам транспорта Барселоны Мерседес Видал утверждает, что большинство горожан стали передвигаться пешком, в то время как автомобильное движение занимает бóльшую площадь города, поэтому реорганизация городского пространства является вопросом городской справедливости.
Помимо положительных преобразований городской среды и существенного экономического эффекта, реализация проекта не избежала и критики. Развитие проекта способствовало частичной джентрификации района. Местное сообщество негативно воспринимает растущий интерес других жителей города и бизнеса к Побленоу, так как повышается арендная ставка жилья и коммерческих площадей, а малые предприятия и мастерские вытесняются более крупными компаниями.
Напряженность между различными интересами, присутствующими на территории, а также разнообразие в развитии 22@, побудили городской совет Барселоны начать размышления о будущей трансформации Побленоу, позволяющей уравновесить интересы различных социальных, соседских и экономических агентов. В ноябре 2018 года был подписан пакт «На пути к Побленоу с более инклюзивным и устойчивым 22@», который собирает, синтезирует и упорядочивает набор согласованных с различными участниками действий с целью составления дорожной карты для достижения лучшего объединения районов Побленоу.
Бюджетные параметры и финансовая успешность
По данным мэрии Барселоны, реализация проекта 22@ потребовала инвестиций в размере более €180 млн. Помимо возведения нового жилья и реконструкции старого, финансирование потребовалось для создания современной сети энергоснабжения, телекоммуникаций, централизованного теплоснабжения и пневматических систем сбора и удаления мусора. Отдельной статьей расходов стала работа с общественными пространствами и озеленением, а также работа с объектами культурного наследия.
Компании, созданные на территории района, агрегируют валовую добавленную стоимость в размере €2,7 млрд. Сохраняется положительная динамика экономического развития: в 2010 году доля предприятий с прогнозом на экономический рост составляла 53%, а в 2015-м увеличилась до 72%.
Сегментирование экономики также влияет на 22@: с 2001 года в округе наблюдается снижение производственной активности, которое сменяется почти исключительной ориентацией на сферу услуг. Если в 2001 году на нее приходилось 76,5% экономической деятельности в районе, то в 2015-м уже 87,7%. В то же время обрабатывающая деятельность снизилась с 22,9% в начале 2000-х до 11,5% в 2015 году.
Сопоставление количества предприятий в районе 22@ за 2012 и 2015 годы по сравнению со всей Каталонией, провинцией Барселона и городом Барселона показывает растущее значение района в этот период. Количество компаний в 22@ увеличивает свой удельный вес по отношению ко всем трем территориям более чем на один процентный пункт во всех случаях.
Аналитика
Стремительные изменения, пришедшие в Побленоу, – важный кейс городской трансформации, который, как и любой процесс, имеет положительные и отрицательные стороны. Положительные изменения связаны с экономическим подъемом и улучшением качества городской среды, отрицательные – с изменением социального состава района и вытеснением менее обеспеченных жителей и малого бизнеса. Это свидетельствует о том, что ревитализация исторических территорий должна ориентироваться не только на «жесткую» инфраструктуру и физическое пространство города, но и работать с социальным пространством в поисках баланса между развитием экономики и поддержанием социального разнообразия на территории. Такие процессы, как старение населения или повышение культурного разнообразия населения Барселоны (которое выросло с 2% иностранного населения в 2000 году до 20% в 2020-м), требуют уделять больше внимания жителям, создавать пространства взаимодействия сообщества.
Вызванный COVID-19 кризис и последующий этап возобновления экономической деятельности вынуждают городской совет адаптировать управление – как в области экономического развития, так и в области городского планирования – к чрезвычайным обстоятельствам, вызванным пандемией. Она обострила потребность в доступном государственном и арендном жилье. В ноябре 2020 года жители общины Побленоу обратились к городской администрации с требованием пересмотра жилищной политики. Кроме того, пандемия продемонстрировала, что модель развития района, основанная на туризме, неустойчива, и проекту 22@ следует ориентироваться на ситуацию, в которой мы будем жить после пандемии: более доступное жилье и снижение туристического потока.
В 2015 году анализ проекта и его результатов был проведен Советом по бизнесу и туризму Барселоны и факультетом экономики и бизнеса Университета Барселоны. Анализ выявил, что трансформация района 22@ повысила мировую узнаваемость города в целом, а также закрепила инновационный статус экономики города. Модель трансформации исторической территории с обновлением инфраструктуры, развитием сферы услуг, научного и IT-сектора оказалась более устойчивой во время экономического кризиса в сравнении с другими районами города, а при возобновлении экономического роста 22@ показал большую динамику.
Проект 22@ – яркий пример использования модели кластерной экономической активности, которая способствует развитию района и росту экономики города в целом. Она распространилась на другие районы Барселоны, например, поспособствовала созданию научного кластера Sarrià-Sant Knowledge District под руководством городского совета Барселоны и местных сообществ. Район Побленоу может считаться образцом для подражания для многих городов, которые сталкиваются с проблемой трансформации старых индустриальных зон.
|
|
Побленоу: суперблок 6 и сквер рядом с Университетом (фото: afasiaarchzine.com; Олег Яковлев)
Взгляд изнутри
«Весной 2019 года я снимал документальный фильм про агломерацию Барселоны и не раз оказывался в районе Побленоу. Пожалуй, основной замысел проекта 22@ удался: район цветет разнообразием. По тенистым бульварам гуляют каталонские бабушки с внуками, бизнесмены в дорогих костюмах ведут переговоры за кофе, экспаты в шлепках выгуливают собак. Мы сидим за столиком на веранде одной из многочисленных кофеен и разговариваем про жизнь района с Робертом, радиоведущим и дрэг-квин родом из Лос-Анджелеса. Здесь, в «Барселона медиахаб» (BCN media HUB, телерадиовещательная и медиа-продакшн компания – прим.ред.), находится его эфирная студия. Каждый день он берет интервью у нового героя, и нередко ими становятся прохожие с соседних улиц. То и дело он здоровается с кем-то из проходящих мимо, а значит, на улице есть сообщество, есть те, кто знаком друг с другом, – это не просто толпа незнакомцев», – делится впечатлениями автор статьи Олег Яковлев.
Материал подготовлен Олегом Яковлевым, магистрантом программы «Управление проектами территориального развития», кафедра территориального развития им. В.Л. Глазычева, ИОН, РАНХиГС
Дешевые авиабилеты в Барселону онлайн
Дешевые авиабилеты в Барселону онлайн | Покупка / Transavia.kzTransavia.kz подбирает наиболее выгодные авиабилеты в Барселону из Казахстана. Наш сайт находит самые дешевые, удобные и быстрые рейсы в Барселону.
Где лучше купить билеты на самолет в Барселону – решать только вам.
Самое популярное время для поездок в Барселону это конец зимы и начало осени. Прямые рейсы в Барселону осуществляют 76 авиакомпании
Купить авиабилеты в Барселону онлайн
Популярные авиабилеты в Барселону из Казахстана:
Из Алматы в Барселона
Из Нур-Султан (Астана) в Барселона
Из Актобе в Барселона
Помните, приобретать билеты заранее выгоднее на 60%.
Краткая информация о г. Барселоне
г. Барселона располагается в Испании, код данного города BCN, численность населения 1 622 000 человек на 2019 год.
Время в Барселоне на 5 часов отстает от времени по г. Нур-Султан. Внимательно обращайте внимание на время прилета, время всегда указывается местное.
Желаем Вам отличных путешествий!
Круглосуточная поддержка 24/7
Вы можете обратиться к нам в любое время, наши менеджеры подскажут всю необходимую информацию по бронированию/покупке авиа и ж/д билетов
Удобные способы оплаты
С помощью нашего сервисы вы с легкостью
можете забронировать и выкупить нужный
билет картой Kaspi Gold, а также любыми
другими картами Visa/Mastercard, также если
Вам удобнее прийти в авиакассу и приобрести
билет там, то для этого Вы можете
воспользоваться одной из 33 авиакасс
по всему Казахстану.
Огромный выбор авиакомпаний
При выборе направления, поиск осуществляется среди более 700 авиакомпаний по различным направлениям по Казахстану и миру.
Опыт работы 22 года
Наша компания работает в области авиаперевозок 22 года, за данный промежуток времени нашим сервисом более 3 млн пассажиров, среди которых много крупных и уважаемых компаний Казахстана. Таким образом мы знаем и подбираем для пассажира оптимальный/быстрый/ удобный и самый выгодный билет в любом направлении.
Авиагентство полного цикла
Для удобства своих клиентом мы предлагаем
не только авиа и ж/д билеты, но и осуществляем
бронирование Vip залов на прилёт/вылет,
бронирование отелей, осуществление
трансферов в любой точке мира,
VIP сопровождение прилёт/вылет во всех
аэропортах мира, а также грузоперевозки
и ПЦР-тесты в г. Алматы. Таким образом,
обратившись к нам Вы можете получить
полный комплекс не только туристических услуг,
но и логистики.
С какими авиакомпаниями мы работаем?
Страна | Авиакомпании |
---|---|
Казахстан | Scat (Скат) , Fly Arystan (Флай Арыстан), Qazaq Air (Казак Эйр), Air Astana (Эйр Астана), Южное небо (South Sky), Жезкаган Эйр (Zhez Air) |
Международные рейсы |
Аэрофлот, Turkish Airlines (Туркиш Эйрлайнс), Lufthansa (Люфтганза),
S7 (Сибирские авиалинии), Asiana Airline (Азиана Эйрлайнс),
Emirates (Эмирайтес), Belavia (Белавиа), LOT (Лот), KLM (КЛМ) и др.![]() |
авиакомпаний выбирают Transavia.kz!
4 главные проблемы, которые присутствуют при покупке авиабилетов
Невнимательность при заполнении паспортных данных
Бывает так, что пассажир невнимательно заполняет паспортные данные с допущением ошибки в имени/фамилии пассажира. Это приводит к невозможности перелёта, в таком случае Вам нужно оперативно обратится в наш call – центр или написать на почту [email protected]
Непонятный интерфейс
На большинстве сайтов непонятный интерфейс, при бронировании выходит очень много лишней информации, на нашем же сайте Transavia.kz вы можете найти нужный рейс по любому направлению и с очень удобным функционалом
Сложности при оплате
Сложность оплаты на сайте насущный вопрос, некоторые платформы не пропускают определенные системы
оплаты (Visa/Mastercard), в то время как на сайте или в приложении Transavia. kz вы можете оплатить картой Kaspi Gold
и любой другой платежной системой Visa или Mastercard.
Отсутствие нужного Вам рейса
При работе с сайтом Transavia.kz вы больше не столкнетесь с отсутствие какого-либо рейса, так как на нашей платформе более 700 авиакомпаний по различным направлениям в Казахстане и мире.
Население Барселоны достигает исторического максимума в 20% жителей с иностранным гражданством. абсолютные и относительные термины новейшей истории города.
Согласно данным о населении, зарегистрированном в Барселоне на 1 января 2019 года, каждый пятый житель имеет иностранное гражданство: 333 516 иностранцев 179 национальностей . Цифра, представляющая 20,2% от общей численности постоянного населения , является максимальной как в абсолютном, так и в относительном выражении за новейшую историю города.
Самая многочисленная национальность из – это итальянцы (36 276 человек), численность которых значительно увеличилась за последний год, значительно опередив китайцев (21 658, второе место), пакистанцев (20 643, третье место), Французский (16,940, четвертый), марокканский (14 418, пятый) и колумбийский (12 290, шестой).
Что касается страны рождения жителей, 433 846 человек родились за границей , что составляет 26,3% от общего числа жителей города. Шесть основных стран рождения жителей Барселоны: Аргентина, Перу, Эквадор, Колумбия, Пакистан и Италия .
42,2% иностранцев, проживающих в Барселоне, имеют высшее образование или цикл повышения квалификации . По континентам больше всего представлены иностранцы европейцы и американцы. Районом с наибольшим количеством иностранцев в 2018 году был Эшампле с 61 546 иностранцами, за ним следуют Сьютат-Велья с 52 214 и Сан-Марти с 45 556.
В течение 2019 года число зарегистрированных жителей увеличилось в Италии (+4776), Венесуэле (+2249), Гондурасе (+2202), Колумбии (2098) и Франции (+1680). Увеличение числа жителей из Венесуэлы, Гондураса и Колумбии совпадает с основными национальностями происхождения просителей убежища и беженцев в Барселоне.
С другой стороны, население, зарегистрированное в Барселоне на 1 января 2019 года , составляет 1 650 358 человек, что является самым высоким показателем с 1991 года . В нем подчеркивается тот факт, что население увеличивается самыми высокими темпами за последние одиннадцать лет, с увеличением в абсолютном выражении на 21 422 человека за последний год (+ 1,32% в относительном выражении).
Все данные взяты из отчетов о зарегистрированном населении, подготовленных и представленных Департаментом статистики и распространения данных при Управлении муниципальных данных городского совета Барселоны, опубликованных в июле 2019 года..
Дополнительная информация и доступ к отчетам в пресс-релизе пресс-службы городского совета Барселоны (на каталанском языке)
Отчет: Иностранное население в Барселоне. Население Барселоны родилось за границей. Январь 2019 г. (PDF, 197 страниц на каталанском языке)
Поддержка озеленения и социальной справедливости в городе Барселона — английский
Описание примера
Проблемы
Барселона — плотно застроенный город, сталкивающийся с растущим числом городских проблем. Наводнения, повышение уровня моря и экстремальные температуры, усугубляемые эффектом городского острова тепла, являются наиболее распространенными угрозами, связанными с изменением климата в Барселоне. В 2014 году анализ городского острова тепла показал, что Эшампле является самым жарким районом города (Ajuntament de Barcelona, 2014). Кроме того, ожидается, что к концу века количество волн тепла увеличится в восемь раз: ожидается от 50 до 80 дней с температурой выше 30 °C к концу века, в зависимости от репрезентативного пути концентрации (RCP) – 4,5 или 8.5 используется для проекций. Город также подвержен наводнениям из-за сильных дождей, которые вызывают проблемы с канализационной системой. В основном это ожидается в районах Побленоу и оси Диагональ, Сан-Андреу, Сантс-Бадаль и Баррио-де-Сан-Антони. В последние годы Барселона инвестировала в сеть деревьев как в зеленую инфраструктуру, что, помимо преимуществ для адаптации к изменению климата, привело к некоторым проблемам: рискам для здоровья и безопасности из-за пыльцы, риску падения деревьев или ветвей, древесным вредителям или болезни и ограничение наличия пространства для других целей.
С другой стороны, деревья испытывают водный и тепловой стресс в летний засушливый сезон, который, вероятно, усугубится в будущем из-за ожидаемого изменения климата. Интенсивный солнечный свет и высокие температуры вызывают высокую скорость эвапотранспирации и потери воды листьями. Более того, городские деревья имеют лишь небольшой запас воды из-за преобладания непроницаемой почвы (например, асфальта, тротуаров), вызывающей стресс от засухи и уязвимости растений к болезням и преждевременной дефолиации.
Кроме того, Барселона борется с социально-экономическими проблемами, такими как экологическая несправедливость, связанная с климатическими проблемами, плохое качество воздуха и отсутствие продовольственной безопасности. Экологическая несправедливость относится к неравному доступу к зеленым насаждениям и зеленой джентрификации. Это связано с увеличением стоимости жилья, стоимости недвижимости и частного капитала в районах, где было создано или улучшено озеленение. Как следствие, жители и малые предприятия с низким доходом могут быть вынуждены покинуть свои кварталы. Барселонская лаборатория городской экологической справедливости и устойчивого развития (Anguelovski et al., 2017) проанализировала тенденцию зеленой джентрификации, связанную с 18 новыми зелеными насаждениями/парками. Исследователи обнаружили, что зеленая джентрификация в социально уязвимых районах представляет собой сложное явление, зависящее как от контекста, так и от существующей застроенной среды. Зеленая джентрификация в Барселоне была наиболее сильной в наиболее востребованных районах, расположенных недалеко от центральной части или побережья. И наоборот, низкий уровень озеленения в других районах может быть связан с удаленностью от культурных объектов и центра города. Люди, наиболее подверженные риску джентрификации в Барселоне, — это домохозяйства с низким и средним доходом и иммигранты из стран глобального юга.
Цели
Город Барселона реализует амбициозную стратегию городского озеленения. Он также интегрирован в стратегию города в области изменения климата и направлен на расширение (?) доступа к городским зеленым насаждениям, чтобы обеспечить многочисленные преимущества: защиту биоразнообразия, чистый воздух, взаимодействие с природой и поддержку многих медицинских, социальных и развлекательных мероприятий, а также для охлаждения открытых пространств. Самый последний план предусматривает увеличение городских зеленых насаждений более чем на 160 га в период с 2020 по 2030 год в дополнение к увеличению на 58 га, достигнутому в период с 2016 по 2019 год.(Программа стимулирования городской зеленой инфраструктуры города – Ajuntament de barcelona, 2017 г.). Инициатива по озеленению направлена на создание связи как с городской, так и с природной средой. Он также стремится увеличить биоразнообразие и точно отобрать виды для повышения устойчивости и адаптации городского озеленения к изменению климата. Это также повышает осведомленность горожан о ценности городского озеленения и его преимуществах. Барселона хочет, чтобы зеленые зоны были доступны и полезны для всех ее жителей. Понимая, что озеленение городов ведет к повышению привлекательности города, что может привести к росту цен на жилье, городские власти стараются активно противодействовать этим тенденциям, делая жилье доступным для всех. Городской совет принял конкретные политические меры, чтобы обеспечить социально справедливое развитие Барселоны без дальнейшего усиления джентрификации, в том числе зеленой джентрификации.
Решения
Решения для справедливого озеленения исходят от двух городских департаментов: департамента окружающей среды и жилищного департамента. Департамент окружающей среды города в основном сосредоточен на том, чтобы сделать зеленые зоны доступными и полезными для всех социальных групп, а департамент жилищного строительства вводит меры по джентрификации по всему городу.
Инклюзивный и основанный на участии подход лежит в основе стратегии озеленения города, которая была инициирована Планом зеленой инфраструктуры и биоразнообразия 2020 (GIBP) в 2013 г., Программой стимулирования развития зеленой инфраструктуры (Ajuntament de barcelona, 2017 г.) и «Генеральный план дерева», принятый в 2017 г., с временным горизонтом до 2037 г.
До 2020 года GIBP представлял собой «зонтичный» стратегический план действий, связанных с зеленой инфраструктурой и биоразнообразием в Барселоне. GIBP Barcelona стремился улучшить экологические, экологические, социальные и экономические услуги города, соединив различные районы с растительностью для создания эффективной экологической инфраструктуры. Цель состояла в том, чтобы создать модель города, в которой природа и урбанизация взаимодействуют и усиливают друг друга на благо горожан. В этой модели граждане извлекают выгоду из природного наследия и активно участвуют в защите и улучшении всех территорий.
Принимая во внимание важность городских деревьев для городского климата, Генеральный план по деревьям играет большую роль в реализации городской стратегии озеленения. Согласно инвентаризации деревьев, которая все еще находится в стадии разработки, город Барселона несет ответственность за примерно 310 800 отдельных деревьев, из них 65% расположены в городских районах (включая деревья вдоль улиц и площадей), около 12% — в муниципальных парках и садах. , и около 23% находятся в лесных массивах. План специально направлен на поддержание и расширение покрытия городских деревьев. С его 10 стратегическими направлениями и 46 действиями он охватывает управление деревьями как в общественных, так и в частных зонах. Для общего управления деревьями рекомендуется тесное сотрудничество между различными муниципальными департаментами. .
В 2021 году город Барселона обновил эту стратегию, добавив «План охраны природы Барселоны до 2030 года», в котором количественные цели GIBP перенесены на более поздний срок. Одной из ключевых целей является добавление дополнительного 1 м² зелени на каждого жителя к 2030 году, что эквивалентно 160 га новых зеленых насаждений, из которых 8,6 га должны быть реализованы в течение первых двух лет. К 2030 году план увеличит долю городских зеленых зон Барселоны с 2077 га до 2237 га (+160 га, что равно +7,7%). В 2020 г. по отношению к 2016 г. площадь городских зеленых насаждений увеличилась на 40 га, что позволило достичь 25% от цели 2030 г. План охраны природы Барселоны также предусматривает реализацию 40 проектов совместно с жителями в рамках программы «Все руки». к зелени» («Mans al verd») Таким образом, количество участников мероприятий по сохранению биоразнообразия или адаптации к климату должно быть удвоено. В целом, реализация модели городского озеленения соответствует критериям справедливости, гендерной проблематики, доступности, размера и количества, а также связности на уровне города и мегаполиса. Зеленые зоны предназначены для удовлетворения разнообразных социальных потребностей различных социальных групп.
Кроме того, стремясь повысить устойчивость к изменению климата во всех районах города, город Барселона создает сеть климатических убежищ, мест, где люди охлаждаются в жаркую погоду. Инициатива стартовала в 2019 году в рамках совместного проекта Climate Shelters (2019-2020), финансируемого программой Urban Innovation Actions (UIA) Европейской комиссии. Этот проект превратил 11 выбранных школ в климатические убежища, открытые для всех жителей города в жаркие периоды. Дети принимали участие в разработке и оценке климатических решений. Синие, зеленые и серые вмешательства применяются для борьбы с жарой. В результате было восстановлено 1000 квадратных метров естественного пространства с растительностью на детских площадках и создано 2213 квадратных метров новой тени с помощью пергол и навесов. Кроме того, было посажено 74 дерева и установлено 26 новых источников воды. При этом всего 19Доступно 7 приютов, в том числе библиотеки, муниципальные спортивные центры, парки и сады, музеи. Эти приюты распределены таким образом, что 95% населения могут добраться до приюта за 10 минут ходьбы.
Озеленение, наконец, происходит в рамках плана Barcelona Superblock, который направлен на повышение устойчивости города вместе с горожанами. Суперблоки — это способ совместить смягчение последствий и адаптацию. Идея состоит в том, чтобы сделать повседневную жизнь основой развития района, соединить районы и способствовать инклюзивному преобразованию в сторону устойчивой мобильности, зеленых зон и районов с низким уровнем выбросов. Создавая пригодные для жизни общественные пространства, районы становятся более зелеными, с большим пространством для устойчивой мобильности. Также появляются новые магазины, рестораны и местная коммерческая недвижимость. Чтобы избежать джентрификации вследствие повышения привлекательности, с 2016 года либо построено, либо находится в стадии строительства 6 100 государственного жилья, а также приобретено почти 1 000 квартир для защиты жизни в районе и сохранения доступного жилищного фонда. Текущие и завершенные работы по плану суперблока в Барселоне можно найти на интерактивной карте. После завершения этих проектов миллион квадратных метров асфальта будет передан в пользование местным жителям, а 40 гектаров новых зеленых насаждений будут добавлены.
Эта концепция суперблока теперь распространяется на всю Барселону в рамках проекта Superilla Barcelona . Проект Superilla предполагает строительство нескольких суперкварталов в разных районах Барселоны. Цель состоит в том, чтобы позволить горожанам добраться до привлекательных открытых пространств на расстоянии 200 м. Вовлечение людей и их благополучие лежит в основе, чтобы будущее города было более справедливым, здоровым, более инклюзивным и разнообразным местом для жизни.
Наряду с этими инициативами жилищный департамент города принимает меры по джентрификации города, что обусловлено ростом туристической и экологической привлекательности. Барселона подписала соглашение, и мэр берет на себя инициативу на уровне ЕС по объединению городов для разработки подхода к борьбе с джентрификацией:
- чтобы сделать покупку недвижимости менее прибыльной,
- , чтобы контролировать и снижать цены на аренду и предотвращать несправедливое повышение арендной платы, чтобы сделать жилье в центральных городских районах доступным и предотвратить социальную изоляцию.
В частности, город Барселона внедрил механизм выделения 30% нового жилья или ремонта социальному жилью, что означает, что ежегодно строится от 300 до 400 доступных домов. Кроме того, у города есть возможность корректировать налоги на недвижимость для домохозяйств с низкими доходами в районах, где цены растут, предотвращая джентрификацию. Это особенно важно для районов, стоимость недвижимости которых увеличилась благодаря мерам по озеленению.
Актуальность
Кейс разработан и реализован и частично профинансирован в качестве меры ОСО.
Дополнительная информация
Участие заинтересованных сторон
Участие заинтересованных сторон является важным элементом обеспечения того, чтобы озеленение происходило социально справедливым образом. Поэтому все программы по экологизации поощряют участие заинтересованных сторон из разных социальных групп, включая наиболее уязвимые. Активное участие заинтересованных сторон широко распространено, и подход описан на городском веб-сайте, посвященном процессам участия.
Что касается разработки зеленых планов, городские власти Барселоны полагаются на «Совет по участию в устойчивом развитии», который состоит из избранных представителей сети «Более устойчивая Барселона» (B+S), созданной в 2002 году. сеть, включающая школы, предприятия, неправительственные организации и университеты, которые участвовали в процессе разработки коллективного плана действий и обязательств: Приверженность Барселоны климату. «Гражданский совет по устойчивому развитию» занимается разработкой ключевых планов устойчивого развития в Барселоне.
План по зеленой инфраструктуре и сохранению биоразнообразия на 2020 г. привлек общественность к управлению городскими зелеными насаждениями и продвижению новых мероприятий по озеленению, таких как создание огородов, школьных или общественных садов; участие в муниципальных огородах в качестве пользователей или организаций; посадка и обслуживание ям для деревьев; содержание зеленых зон (например, уход за зелеными стенами или школьными прудами) и установка скворечников и «отелей для насекомых». Стратегическими способами привлечения общественности были коммуникации и образование, участие бизнеса, общественных и профессиональных объединений, профсоюзов, фондов, университетов, школ и различных областей и районов местной администрации; и сотрудничество, такое как развитие технических услуг сообществами.
План Nature 2030 , , который является продолжением GIBP 2020, также разрабатывается при участии ключевых экспертов и практиков. Была собрана обратная связь от широкой общественности, чтобы согласовать долгосрочные задачи и цели, а также собрать предложения по защите биоразнообразия и мероприятиям по озеленению, которые будут включены в План охраны природы до 2030 года. Всего в период с декабря 2020 года было организовано 10 сессий, в которых принял участие 141 человек. и май 2021 г.
Проект Climate Shelter был ориентирован на школы и на превращение парков, объектов и городского оборудования в климатические убежища. Начальные школы, участвующие в проекте, организовали массовые мероприятия, в которых приняли участие учителя, ученики, родители и представители партнеров проекта «Климатические убежища». Мероприятия были направлены на: мотивацию школьного сообщества к проекту, оценку потребностей каждой школы, сбор идей и предложений по адаптации школы и ее двора(ов) к изменению климата, содействие взаимодействию с учеными и архитекторами и развитие право собственности на проект со стороны школьного сообщества. Школы стали более мотивированными после того, как были применены процессы совместного производства и появилось пространство для инноваций и творчества. Учитывая, что они могут действовать как центры для района, их роль является центральной для социальной сплоченности, а также для осведомленности о климате. Кроме того, в рамках Гражданского совета по устойчивому развитию была создана рабочая группа для работы над концепцией климатического убежища.
Программа Barcelona Superblock осуществляется при активном участии жителей, организаций и социальных групп. Инклюзивность лежит в основе этой программы, и участие открыто для всех заинтересованных людей посредством встреч и мероприятий как на уровне района, так и на уровне города. Процессы участия обычно включают информационные сессии и семинары, открытые для жителей, городских властей и всех заинтересованных сторон. Кроме того, в каждом районе есть руководящая группа, сформированная из представителей городской власти и городского совета, которая выступает в качестве постоянных промоутеров.
Факторы успеха и сдерживающие факторы
Озеленение Барселоны, особенно для реализации генерального плана развития деревьев, до сих пор было успешным благодаря широкому участию заинтересованных сторон. Это помогло создать сети и укрепить институциональные отношения с организациями, занимающимися сохранением биоразнообразия и зеленой инфраструктуры в городе.
Другим фактором успеха, безусловно, является политическое руководство и международное сотрудничество, установленное мэром Барселоны. Муниципалитет тесно сотрудничает с такими городами, как Париж, для разработки соответствующих политических мер, направленных на предотвращение джентрификации и поддержку доступного жилья. Сильная поддержка лиц, принимающих решения на высоком уровне, помогает успешно внедрять новые стратегии, планы и инструменты. Городской совет Барселоны является членом нескольких городских сетей, занимающихся вопросами устойчивого развития, таких как C40 и Eurocities. Будучи членом организации «Местные органы власти за устойчивое развитие» (ICLEI), она стала одним из первых участников программы ICLEI «Местные действия по сохранению биоразнообразия».
Кроме того, тесное и долгосрочное сотрудничество с исследователями принесло научно обоснованные данные, а также внешнее финансирование и опыт для внедрения, пилотирования и тестирования различных мер адаптации и экологизации. Город Барселона является и был активным участником нескольких проектов, финансируемых ЕС, таких как OpenNESS (2013-2017 гг.), Naturvation (2017-2021 гг.) или GreenLULUs (2016-2022 гг.). Эти проекты направлены на разработку нового метода (т. е. индекса, называемого индексом справедливого озеленения городов), чтобы оценить расовые и социальные последствия проектов по озеленению городов и сравнить показатели городов с течением времени и друг с другом. Кроме того, Барселонская лаборатория городской экологической справедливости и устойчивого развития играет важную роль в предоставлении данных о тенденциях джентрификации, а также о потенциальных решениях для решения этих проблем. Партнерство в Барселоне тесно сотрудничает с международными партнерами для изучения вариантов и политических мер по зеленой джентрификации.
Муниципальное управление, основанное на сотрудничестве между отделами городского планирования, окружающей среды и жилищного строительства, наряду с долгосрочными обязательствами на всех уровнях, способствует успеху инициатив по озеленению. Однако при этом нехватка кадров может стать проблемой. Технические и организационные инновации также являются ограничивающим фактором, поскольку они должны быть поняты и приняты заинтересованными сторонами, связанными с проектом, и обществом. В этом смысле потребности в обучении и социальном участии являются ключевыми элементами, которые еще предстоит решить для более быстрой реализации мер по экологизации. Еще одно ограничение заключается в том, что отдел охраны окружающей среды, работающий над стратегией озеленения, в значительной степени зависит от пространств, которые могут стать доступными для озеленения. Если необходимо оценить социально-экономические критерии, выбор подходящих территорий для озеленения может стать более сложной задачей.
Еще одна проблема, связанная с мерами этого типа, заключается в том, что они вызывают ожесточенные споры со стороны различных заинтересованных групп и легко могут стать предметом правового конфликта. Кроме того, не всегда ясно, какой государственный уровень отвечает за их реализацию.
Кроме того, зеленую инфраструктуру необходимо поддерживать и контролировать с течением времени, чтобы избежать возможных рисков падения деревьев или ветвей, вредителей или болезней деревьев, дефолиации и водного стресса.
Затраты и выгоды
Генеральный план «Деревья в Барселоне» стоит 9,6 миллионов евро в год. Из этого бюджета 8,3 миллиона евро в год уже выделяются на уход за деревьями. Разница в 1,3 млн евро в год связана с необходимыми инвестициями в основном в области улучшения управления почвой и водой.
Затраты на проект Barcelona Superblock включают в себя совместную и внеплановую работу по озеленению общественных пространств. Общая оценка составляет 37,8 млн евро.
Климатическое убежище в школах — совместный проект (2019 г.-2021) финансируется городским советом Барселоны (1 млн евро) и внешним финансированием в рамках программы финансирования ЕС Urban Innovation Action (UIA) (4 млн евро). Общий бюджет проекта составил 5 млн евро. Партнерами проекта являются городской совет Барселоны, Образовательный консорциум Барселоны, поставщик государственных услуг Barcelona Cicle de l’Aigua SA (BCASA), Агентство общественного здравоохранения Барселоны (ASPB), Институт экологических наук и технологий UAB (ICTA-UAB). ), Барселонский институт глобального здравоохранения (IS Global) и школа Vila Olímpica. Бюджет составляет в среднем 200 000 евро на школу.
Меры по джентрификации, в основном связанные с изменением правил, не требуют больших затрат. Наиболее существенные затраты включали создание программ субсидирования, экспроприацию небольшого количества зданий городским советом и небольшую потерю государственного дохода из-за снижения налогов на имущество некоторых домохозяйств. Снижение налогов на недвижимость также означает отказ от будущего повышения налогов при росте цен на недвижимость.
Что касается преимуществ, новые деревья, посаженные в рамках Генерального плана деревьев, и новые зеленые насаждения улучшают городской микроклимат и смягчают климатические условия Барселоны, обеспечивая охлаждение. Кроме того, деревья и зеленые зоны могут предотвратить возможные локальные наводнения, помогая уменьшить количество ливневых стоков. Деревья также могут обеспечить ряд дополнительных преимуществ, таких как очистка воздуха, хранение углерода, снижение шумового загрязнения, балансировка водного цикла, улучшение биоразнообразия. Они могут сделать жилую среду более привлекательной. Инициативы, предпринятые в рамках Плана зеленой инфраструктуры и сохранения биоразнообразия до 2020 года и Плана охраны природы Барселоны до 2030 года, обеспечивают Барселоне расширенные зеленые зоны, доступные для всех ее жителей, включая наиболее уязвимые группы. Эта инициатива определенно может избавить людей от усиливающегося воздействия волн тепла на здоровье из-за изменения климата.
Юридические аспекты
Сохранение биоразнообразия и укрепление зеленой инфраструктуры были включены в местные политические обязательства, и для этого были выделены человеческие и финансовые ресурсы. Кроме того, городские работы по озеленению осуществляются скоординировано, гарантируя, что цели согласованы с другими аналогичными муниципальными местными проектами и планами, другими учреждениями и органами, предоставляющими знания, энергию и действия для построения перспективной Барселоны.
Природоохранное законодательство города считает все деревья частью древесного наследия Барселоны, как в государственной, так и в частной собственности. В то время как городской совет занимается управлением деревьями муниципальной собственности, устанавливая и внедряя руководящие принципы управления и защиты, его общая ответственность заключается в сохранении более широкого древесного наследия с целью улучшения качества окружающей среды города и обогащения биоразнообразия и сопутствующих экосистемных услуг. .
Предотвращение джентрификации в Барселоне включало в себя внесение изменений в законодательство и новые правила, устанавливающие, например, долю социального жилья в отремонтированных районах, индекс арендной платы, корректировку налогов на недвижимость и распределение туристических лицензий.
Время реализации
Генеральный план развития деревьев начался в 2017 году и рассчитан на 20 лет. Некоторые действия происходили довольно быстро после запуска, другие действия требуют больше времени. Планирование озеленения Барселоны началось в 2013 году с Плана зеленой инфраструктуры и биоразнообразия (GIBP). Меры в настоящее время реализуются в рамках широкого круга проектов, и ожидается, что к 2030 году будут достигнуты количественные цели, установленные в обновленной стратегии озеленения (Barcelona Nature Plan). Проект климатических убежищ и школ, финансируемый ЕС, действует с 2019 года.-до 2021 года, и была расширена как муниципальная политика с целью создания большего количества климатических убежищ. Пилотные проекты в программах Barcelona Superblock и Superilla начались в 2014 году и продолжаются.
Life Time
Несмотря на то, что срок действия Генерального плана деревьев составляет 20 лет, а Природный план Барселоны нацелен на 2030 год, ожидается, что новые зеленые зоны продолжат существовать после этой даты, а также муниципальное управление и политика сохранения для озеленения городов. Барселона. И наоборот, большинство правовых мер, связанных с джентрификацией, могут быть временными и могут быть отменены после возможных юридических конфликтов или когда у власти находится другая политическая партия.
Справочная информация
Контактный телефон
Лаборатория городской экологической справедливости и устойчивого развития Барселоны
Carrer del Dr. Aiguader, 88
08003 Барселона, Испания
Эл.
Torrent de l’Olla 218-220, Barcelona
Электронная почта: [email protected]
Toni Pujol Vidal
Городской совет Барселоны
Департамент экологии, городского планирования и стратегии мобильности
Диагональ 240, 4-й этаж
Эл. -план биоразнообразия/зеленого и биоразнообразия
- http://ajuntament.barcelona.cat/ecologiaurbana/en/services/the-city-works/maintenance-of-public-areas/management-of-biodiversity-and-green-areas
- https://www.barcelona.cat/barcelona-pel-clima/en/
- https://www.uia-initiative.eu/en/news/indicators-tools-adaptation-climate-change-city-scale-climate-shelters-project-city-barcelona
- https://storymaps.arcgis.com/collections/008137197bd7411f88e7125018005ac9
Ссылка
Ajuntament de Barcelona, 2021. План охраны природы Барселоны на 2021–2030 годы , Ajuntament de Barcelona; Зона городской экологии, Барселона, Испания,
BCNUEJ, 2021 г. Политика и инструменты планирования для обеспечения городской зеленой справедливости. Борьба с перемещением населения и джентрификацией, а также улучшение доступности и инклюзивности зеленых насаждений
PLA CLIMA. Возобновить выполнение. Эффект калорийности
Суперилья Барселона.