диалектика пространства/роскошный минимализм
Выставочная архитектура занимает отдельное место в истории искусства — это всегда несущее в себе пропагандистский элемент высказывание, через которое заявляют о себе те или иные научно-технические достижения, эстетические предпочтения или политический курс. Нередко павильоны становились мощными катализаторами развития конструкций, архитектуры и технологий. С некоторого момента предопределенная краткосрочность существования таких построек стала способствовать свободе и раскованности их пространственно-художественного решения. Одним из легендарных представителей выставочной архитектуры является павильон Германии, сооруженный в рамках Всемирной выставки 1929 года в Барселоне по проекту известного немецкого архитектора-модерниста Людвига Миса ван дер Роэ.
Павильон Германии в Барселоне, 1929. (детали)
Мис ван дер Роэ известен, прежде всего, как один из пионеров модернизма, провозглашающего служение современных технологий современной архитектуре, призванной активно участвовать в создании нового, лучшего общества. В начале карьеры Мис создал прогрессивные проекты стеклянных небоскребов и несколько позже спроектировал «Стеклянный зал» для стекольной промышленности. Все работы демонстрировали прежде невероятные конструктивные возможности и эстетические эффекты этого материала. Национальный павильон Германии представляет собой принципиально иную архитектурную концепцию. Необходимо учесть, что Всемирная выставка пришлась как раз на период временной стабилизации немецкого государства после Первой мировой войны, повергшей страну в чрезвычайно критической положение. Поэтому барселонский павильон был нацелен на реабилитацию Веймарской республики посредством обозначения ее колоссального культурного потенциала и совокупности политических и промышленных амбиций.
Павильон Германии в Барселоне, 1929.
В своем первозданном виде здание просуществовало с мая 1929 по январь 1930 гг., после чего было разобрано и долгие годы существовало лишь на фотографиях. Со временем стало ясно, что эта постройка стала ключевым ориентиром не только в карьере Миса ван дер Роэ, но и в архитектуре двадцатого века в целом. Учитывая значение и репутацию павильона, назрела актуальность его реконструкции, и в 1980-х группа каталонских архитекторов с высокой степенью точности воспроизвела Мисовский павильон, опираясь на оригинальные чертежи и черно-белые фотографии.
Павильон находится у подножья горы Монжуик на главной оси выставки, справа от большого фонтана и парадной лестницы, ведущей к Национальному Дворцу. В его основании лежит вытянутая вдоль центральной оси платформа, общей площадью около 1000 м. На нее вольно поставлены стены из стекла или срезов мрамора и оникса, а также 8 стальных хромированных опорных столбов, крестообразных в плане, независимых от композиции, образуемой стенами. Столбы несут большую крышу с северной стороны, под которой находится основное внутреннее пространство. Ближе к югу, под малой крышей, — служебное помещение. В платформу встроены большой и малый бассейны, располагающиеся под открытым небом. С северо-восточной стороны платформы, напротив большого бассейна, помещена небольшая лестница.
План павильона Германии в Барселоне, 1929.
Основными материалами служат натуральный камень, сталь и стекло. Платформа и огибающие ее южные стены облицованы травертином. Стена, отделяющая павильон от небольшого сада, и стоящая вдоль нее скамья выполнены в этом же материале. Темные серо-зеленые мраморные плиты с причудливым натуральным узором составляют П-образную комбинацию из трех стен в другом конце платформы. За ними скрывается малый бассейн, в котором, подобно жемчужине, таится бронзовая скульптура Георга Кольбе «Утро». Фигура обнаженной девушки отражается в расположенной напротив стене из нескольких сопряженных стеклянных блоков бутылочного цвета. Крытое пространство включает две эффектные декоративные стены из оникса и темного мрамора, несколько кресел и перегородку из матового стекля, выполняющую функцию осветительного прибора в темное время суток.
Кольбе «Утро», копия, 1929.
В здании фигурируют своего рода бинарные оппозиции, пронизывающие его на разных семантических уровнях.

Несмотря на свои классические архитектурные реминисценции, камень выступает в совершенно новом качестве. В композиции павильона он количественно преобладает над стеклом и сталью и вступает в разные типы отношений с остальными составляющими здания. В немецком павильоне Людвиг Мис ван дер Роэ, как никогда прежде, реализует свое мастерство работы с камнем. Он использует несколько его видов в трех уровнях обработки: срезы мрамора и оникса отшлифованы до зеркального блеска, травертиновые плиты демонстрируют природные пятна и поры, а маленькие необработанные камушки, хаотично покрывающие дно большого бассейна, с одной стороны, отсылают к природному началу и естественному состоянию этого материала, а с другой, полемизируют с упорядоченной монументальностью мрамора и травертина, тем самым подчеркивая ее.
Павильон Германии в Барселоне, 1929. (интерьер)
Гладь полированных мраморных стен (при входе в гостиную и завершающие здание в северной части) подобно стеклу отражает окружающие объекты и одновременно сочетает их с собственным рисунком. Получаемая в результате картина отсылает к коллажным приемам дадаистов, однако, в отличие от них, Мис не наделяет ее кричащим деструктивным содержанием, а скорее использует этот прием как чисто синтаксический, отбросив семантику дада.
Еще более многогранно амплуа стены из оникса. Некоторые исследователи пишут об отсутствии иерархии в пространственном решении павильона [1], однако на мой взгляд, можно обосновать обратное. Безусловно это здание выпадает из ряда тех, которым присуща привычная принудительная стереометрия, но параллельно с этим есть, как минимум, два компонента, обладающих бóльшим весом в пространственной режиссуре. Стена из оникса является как раз одним из них. Ее позиция — практически в центре гостиной — заявляет о ней, как об акцентном элементе в крытом пространстве, и нарочито подчеркивает отсутствие конструктивной нагрузки. В этом смысле данная стена является наиболее декоративным структурным компонентом. Насыщенные медово-янтарные оттенки оникса контрастируют с общей цветовой гаммой павильона, выдержанной в светло-бежевых и серых тонах. Неслучайно и то, что оникс, наиболее дорогой и редкий камень из всех используемых, занимает самую выгодную позицию для саморепрезентации. Центральное расположение стены также обуславливает ее «вездесущность»: помимо того, что она сама отражает окружающие объекты и создает живописные эфемерные изображения в сочетании со своим имманентным психоделическим узором, она отражается во всех обозримых полированных поверхностях, преследуя взор посетителя, в каком бы направлении он ни двигался.
Павильон Германии в Барселоне, 1929. (детали)
Мис ван дер Роэ преодолевает общепринятое понимание благородного камня как материала и стены как конструктивной архитектурной категории. Иными словами, он вырывает их из привычного контекста, наделяя новыми функциями и содержанием. В этом ключе интересно сопоставить стены, в особенности ониксовую, и скульптуру Кольбе. Бронзовая девушка, идеально расположенная в углу бассейна, — единственный антропоморфный, не абстрактный предмет в павильоне. Более того, это единственный ярко выраженный предмет, довлеющий к вертикальности, что контрастирует с общей тенденцией павильона к горизонтальному направлению и причисляет ее к структурно значимым элементам пространства вкупе с ониксовой стеной. Скульптура, репрезентирующая образ человеческого тела и дух жизни, спиритуализирует абстрактные формы современной архитектуры и снова привносит в нее антропоморфное присутствие, которое было утрачено в процессе методичного развития геометризированной абстракции.[2] Вместе с тем, девушка Кольбе намекает на возможность прочтения ониксовой стены, первично архитектурного элемента, но освобожденного от несущей функции, в парадигме самодостаточной абстрактной скульптуры. Равно как и наоборот, данную скульптуру, расположенную близ двух стен, можно рассмотреть, как эквивалент архитектурного элемента, отсылающий к античной колонне, которая, как известно, тесно связана с человеческим телом.
[3] В дополнении, стоит отметить специфический контраст между поверхностями скульптуры и камня. В то время как мрамор и оникс поражают своей зеркальностью, тело бронзовой девушки весьма фактурно.
Кольбе «Утро», копия, 1929. (деталь)
То, что могло бы быть самым гладким и нежным, оказалось самым шерховатым.
Даже более, чем травертин с его порами и вкраплениями.
Это наводит на мысль о выборе размещения именно скульптуры Кольбе в композиции павильона. Не вдаваясь в его анализ, можно было бы задаться вопросом, почему в столь современном, очевидно тяготеющем к абстракции здании экспонируется лишь один предмет искусства и, при том, фигуративный? Как отметил Фриц Ноймеер, «Современная абстрактная геометрическая скульптура никогда не приходила Мису в голову.* Это было бы бессмысленно в сочетании с современной архитектурой, принимая в расчет то, что ее формы уже абстрактны. В основе концептуальной этики Миса лежит привлечение взаимодополняющих противоположностей.»[4]
* до 1950-х гг.
Вся эта игра материалов была бы невозможна без присутствия человека. Отсюда следует, что пространство павильона в высшей степени иммерсивно. Оно предполагает необходимость наблюдающего субъекта, ведь лишь в тот момент, когда посетитель начинает взаимодействие с павильоном, «запускается» уникальная умозрительно-эмпирическая игра, не поучаствовав в которой, бессмысленно претендовать на знакомство со зданием. Еще на начальном этапе проектирования Мис ван дер Роэ наделил постройку интерактивной характеристикой: зная, что к нему будут вести два пути (с севера и востока), архитектор преградил простой, прямо ведущий маршрут, разместив глухую мраморную стену в северной части и предусмотрев лестницу, перпендикулярную восточному пути, так, что движение из любого направления потребовало бы обхода и, как следствие, созерцания пространства.[5] «Свободная планировка» павильона диктуется не только «неопластическим» планом. Привычные границы между внутри и снаружи, сверху и снизу стираются посредством синхронных и диахронных отражений. Так гладь воды большого бассейна с определенного ракурса дублирует образ крытой гостиной, а в элементы гостиной вкрапляются виды экстерьера; скульптура размножается в сопоставленных напротив нее стеклянных блоках и зеркальной поверхности малого бассейна и т.д.
Стул «Барселона», 1929.
Рефлектирующие материи комбинируются с текстурными яркими тканями, которые, предположительно, ввела в интерьер Лили Райх [6]. Среди них красный бархатный занавес, черный шерстяной ковер и кожа цвета слоновой кости, покрывающая подушки стульев. Мебель в павильоне также заслуживает внимания. Мис ван дер Роэ проявил себя и как блестящий проектировщик мебели. Стул и табурет «Барселона» были созданы специально для немецкого павильона. В их основе лежит элегантный стальной каркас, созвучный опорным балкам здания. Мягкие крестообразные линии изгиба отсылают к разработкам другого немецкого архитектора, оказавшего влияние на Миса, — Карла Шинкеля. Довершают образ подушки, обитые кожей цвета слоновой кости.
Пространственная концепция Людвига Миса ван дер Роэ диалектична по своей природе. Выбор дорогих роскошных материалов как формальных средств отдаляет архитектора от общих модернистских тенденций. Другим представителям этого направления, все же, была более близка социальная проблематика, что подтверждается более выраженной аскетичностью их работ. Это различие и выделяет архитектора среди остальных в выигрышном для него ключе: органично слив диаметральные по своей семантике и качеству материалы в элегантное современное архитектурное сооружение, он выступил гениальным выразителем амбиций.
Примечания
1. Напр. Detlef M. Architectures of Becoming: Mies van der Rohe and the Avant-Garde // Terence Riley, Barry Bergdoll, Mies in Berlin. New York: MoMA, 2001. P. 132
2. Mies van der Rohe — Barcelona 1929 / ed. by Juan José Lahuerta, Celia Marín, Llorenç Bonet & Joana Teixidor. Barcelona: Editorial Tenov & Fundació Mies van der Rohe, 2017. P. 109
3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt_with-big-pictures.html (дата обр. 29.03.19)
4. Mies van der Rohe — Barcelona 1929 / ed. by Juan José Lahuerta, Celia Marín, Llorenç Bonet & Joana Teixidor. Barcelona: Editorial Tenov & Fundació Mies van der Rohe, 2017. P. 114
5. Bergdoll B. The Nature of Mies’s Space //Terence Riley, Barry Bergdoll, Mies in Berlin. New York: MoMA, 2001. P.93
6. Лили Райх — немецкий дизайнер, одна из первых женщин в этой сфере, которая смогла сделать независимую карьеру. Изначально была дизайнером одежды, к моменту знакомства с Мисом ван дер Роэ уже имела богатейший опыт создания выставочного дизайна и обширную базу клиентов. Именно она привлекла Миса в выставочную сферу и свела со своими заказчиками. С 1912 года Райх уже входила в состав Немецкого Веркбунда, а в 1920-м становится первой в истории женщиной-директором.
Приложения
Fundació Mies van der Rohe
Alice Gao
БАРСЕЛОНСКИЙ ПАВИЛЬОН И АРХИТЕКТУРА ПЕРЕТЕКАЮЩИХ ПРОСТРАНСТВ.

Чтобы понять, что означают и как строятся перетекающие пространства, предлагается рассмотреть это явление на примере Барселонского павильона Мис ван дер Роэ, поскольку именно это сооружение – общепризнанный образец, обладающий подобными свойствами.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ВЫСТАВКИ
С середины 19 века международные выставки являются полигоном для демонстрации архитектурных достижений. Хрустальный дворец, Эйфелева башня, Советский павильон со скульптурой Мухиной, Фуллеровский купол, павильон фирмы «Филипс»… Список можно продолжить. Но четыре павильона, построенные в 20 веке, можно отметить особо. Два из них: павильон «Эспри Нуво» Ле Корбюзье и «Павильон СССР» Константина Мельникова были представлены на международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925 году. Ле Корбюзье в модуле (16х14х6 метров) разместил квартиру со сложнейшей гаммой пространств. Двухсветную гостиную с балконом из спальни. Дворик с садом и «воздушным» переходом. Обслуживающий коридор и т. д. При этом модули можно было складывать в многоэтажные дома.
К.Мельников впервые сознательно ввел в архитектуру острый угол, а также диагональный проход с «косой» лестницей и контрфорсной крышей. С годами слава этих павильонов росла. В конце восьмидесятых при строительстве парка Ла Виллет в Париже Бернард Чуми собирался их воссоздать. Можно отметить и павильон Заха Хадид, построенный под крышей гигантского зала в Бирмингеме в 1995 году. Предлагалось осматривать строительные экспонаты внутри угловатой формы, напоминающей ленту Мебиуса. Учитывая растущую популярность нелинейной архитектуры, он может стать одним из символов конца века.
Наконец, четвертый – павильон Германии на международной выставке в Барселоне 1929 года, построенный Людвигом Мис ван дер Роэ. О нем и пойдет речь.
Однокадровый проход по павильону под музыку Бела Барток. Камера GoPro.
О МАСТЕРЕ
В 1951 году в Чикаго на Мичиган авеню Мис ван дер Роэ построил два двадцатишестиэтажных жилых дома. Поначалу эти здания ничем не выделялись. В Нью-Йорке уже появились «Импайр стэйтс билдинг», «Крайслер билдинг». В Чикаго – башня газеты «Трибюн» и «Вригли билдинг». Но через несколько лет эти два близнеца, а также построенный позже Мисом «Сиграм билдинг» определили стиль совершенно нового поколения небоскребов из стекла, стали и бетона. Сейчас в мире появляется огромное количество высотных зданий. В последние годы центр их строительства переместился из Америки в Западную часть Тихого океана. Только в Шанхае за прошедшие 20 лет возведено 600 зданий высотой более 100 метров. В Гонконге возник самый плотный в мире небоскребный центр. Высотки строятся в Японии, на Тайване, в Корее, Малайзии, Сингапуре, Индонезии, Австралии. Несмотря на огромное разнообразие фасадов, многие из этих сооружений можно считать прямыми потомками «четы» из Чикаго. Таким потомством не может похвастаться ни один из великих мастеров основателей современной архитектуры. Но как это ни странно, с годами не небоскребы стали символом творчества Миса, а маленький павильон, построенный им в 1929 году в Барселоне.
Именно его ведущие теоретики называют одним из наиболее значимых произведений двадцатого века.
В 1929 году Мис ван дер Роэ сорок три года. У него за плечами удивительные эскизы небоскребов (1919 г.). Памятник коммунистам Карлу Либкнехту и Розе Люксембург (1926 г.). Несколько неосуществленных проектов вилл. Четырехсекционный жилой дом на выставке жилья в Штутгарте (1927 г.). Кроме этого, он создал несколько выставочных интерьеров, а также великолепные мебельные серии из стекла, стали, кожи и текстиля.
Когда павильон построили, он не был воспринят профессиональным сообществом как нечто из ряда вон выходящее. Пресса не обратила на него никакого внимания.1
1.(Bonta, Janos P. Anatomia de la interpretacion en arquitectu resena semiotica de la critica del pabellon Barcelona de Mises van der Rohe, anatomie de la interpretacion en arquitecture Gili).
Через шесть месяцев, в начале 1930 года, его снесли. Остались чертежи и дюжина фотографий. С конца тридцатых годов их стали публиковать все чаще и чаще. Слава его росла, пока в 1986 году он не был восстановлен на прежнем месте. Беспрецедентное событие! Теперь это музей.
ОПИСАНИЕ ПАВИЛЬОНА
Павильон расположен на главной оси Барселонской выставки, справа от большого фонтана. Он имеет удлиненную форму, ориентированную по меридиану. С восточной стороны к павильону примыкает небольшой сад, ограниченный дорогой, ведущей к «испанской деревне». Общая площадь его застройки около 1000 м2. В длину павильон имеет 55,6 метра. Ширина колеблется от 17,85 метров в центральной части, 23 метров в северной и 13 метров в южной.
Павильон стоит на рельефе и располагается на платформе, поднятой по фасаду на 1,2 метра и на 20 см со стороны сада. На платформу ведет лестница из восьми ступеней, идущая параллельно фасаду. Высота потолков и всех стен павильона 3,10 м.
На платформе стоят два строения. В северо-восточной части небольшой сувенирный магазин, состоящий из двух комнат и санитарного узла (44 м2). Со стороны террасы он ограничен стеклянной стеной, состоящей из четырех панелей 3,10 х 2,00 м. С южной стороны – основной выставочный зал (169 м2 под крышей). Этот зал мы условно будем называть «гостиная» .
На платформе расположены два бассейна. Оба под открытым небом. Большой бассейн (с лилиями) занимает большую часть террасы (208 м2), а малый (со скульптурой) примыкает к гостиной со стороны южной стены (48 м2). Весь пол платформы покрыт травертиновыми плитами 1,05 х 1,05 м, которые создают зримую модульную сетку для всего сооружения. По контуру платформы идет узкая метровая терраса, выполняющая, видимо, роль отмостки.
С севера платформу (включая контур магазина) фланкирует скобообразная стена из травертина. По фасаду эта стена на 8 метров закрывает большой бассейн. От магазина на юг к гостиной уходит длинная (21 м) стена со скамьей (15,5 м), тоже из травертина. (Будем называть «стена со скамьей»). С юга павильон также фланкирует каменная скобообразная стена, но уже из зеленоватого тиносского мрамора (14,7 м по фасаду, 11,55 м с торца и 13,65 м с востока) .
Каменная стена по фасаду продолжается стеклянной стеной, состоящей из трех гигантских панелей по 3,80 м каждая. За стеклянными панелями на расстоянии двух метров находится еще одна стена из зеленого мрамора (9,45 м). Она «разворачивает» входящего на платформу и направляет его в гостиную. Между этой мраморной стеной и стеклянными панелями находятся распашные стеклянные двери.
В центре гостиной свободно стоит стена из оникса (5,5 м), фиксирующая центральное место всего сооружения. За ониксовой стеной расположена стеклянная стена, состоящая из десяти метровых панелей, которая отделяет гостиную от сада. К этой стене примыкают вторые распашные стеклянные двери, ведущие на небольшую террасу, выходящую в сад. Из гостиной можно пройти в небольшой дворик (патио) с бассейном, омывающим мраморное каре. Между гостиной и патио находится стена, аналогичная предыдущей, но из восьми метровых панелей. Слева и справа от нее открытые полутораметровые проемы, соединяющие гостиную и патио.
Между мраморной стеной, стоящей у входа, и стеной, отделяющей гостиную от сада, расположена еще одна стена, состоящая из двух слоев матового стекла, отстоящих друг от друга на метр. В это пространство помещены лампы. Ночью стена превращается в гигантский (7 м по фронту) фонарь, освещающий центральную часть павильона.
В павильоне два перекрытия. Магазин перекрыт плитой 100 м2 с трехметровой консолью по фасаду и метровой над обходной галереей. Крыша опирается на каменный контур стен и одним углом на длинную стену «со скамьей». Вторая крыша (380 м2), накрывающая частично гостиную, опирается на восемь отдельно стоящих стальных крестообразных в плане колонн с шагом 7,35 х 6,40 м. Таким образом, все каменные стены, находящиеся в гостиной, ничего не несут. Интересно, что многие исследователи, изучая павильон по плану и нескольким фотографиям, были убеждены, что крышу несут именно стены. Однако, на фотографиях времен первого строительства. Видна четкая, симметричная стальная конструкция с более тонкими облегченными балками, несущими двух- и трехметровые консоли. 2
2. (Фото в книге Mies van der Rohe. Architecture and Design in Stuttgart, Barcelona, Brno. Vebra Design Museum, 1998, Skira)
Все стены были построены позже и носят явно декоративный характер. (Это относится только к «большой» крыше. «Малая» крыша опирается на стены).
Похожую конструктивную систему Мис ван дер Роэ использовал в Новой национальной галерее в Берлине (1968 г.). Там же присутствует платформа, «координатная сетка» пола и система свободно стоящих стен. Причем эти стены ничего не несут, поскольку они в два раза ниже колонн, поддерживающих перекрытие. Интересно, что лестницы, ведущие на платформу, расположены не перпендикулярно, как, например, в архитектурном факультете ИТИ в Бостоне, а врезаются в фасад, как в Барселонском павильоне.
АНАЛОГИИ
Первое впечатление, возникающее при знакомстве с Барселонским павильоном – схожесть с некоей выставочной площадкой. Это может быть основа для мебельной экспозиции или демонстрации рекламных стендов. Напоминает он также «выгородки» для кинодекораций в съемочном павильоне. Если выгородки или стенды закрыть крышей, получится нечто похожее на Барселонский павильон. О деятельности Миса в кино ничего не известно, а вот выставок он делал множество, причем на них обычно демонстрировалась мебель, им спроектированная. Особенно много таких работ появляется с 1924 года, когда Мис стал работать с известным немецким дизайнером Лилли Райх.
В 1927 году в Штутгарте создается экспозиция стекольной промышленности и интерьеры гостиных в жилом доме поселка Виссенхоф. В 1927 году в Берлине проходит международная выставка шелка, которую оформляли Мис и Райх. В 1928-30 годах, параллельно с павильоном, Мис ван дер Роэ строит виллу Тугендхата в Брно. Интерьер гостиной этой виллы фактически явился копией мебельной инсталляции с ониксовой стеной из Барселонского павильона.
Нет сомнений, что вся эта дизайнерская деятельность оказала большое влияние на архитектуру павильона, который, в сущности, и был очередной выставкой.
Есть более глубокая и менее заметная аналогия. Это аналогия с японскими храмовыми постройками. Стилистика их интерьера предельно аскетична (кроме алтарной части). Перекрытие опирается на сетку колонн. Стены легкие, ничего не несущие, разбиты на вертикальные полупрозрачные панели, доходящие до пола. Внутри стоят изящные расписанные ширмы. Пол храма всегда поднят на невысокую платформу и покрыт модульной стекой татами. Части стен раздвижные и, как правило, открыты, что создает иллюзию перетекания пространств.
Все перечисленные элементы есть в Барселонском павильоне. Платформа, поднятая над землей. Модульная сетка пола. Полупрозрачные панели. Ничего не несущие стены в виде узорчатых ширм. Открытые проемы, соединяющие пространства и т.д. Но есть несколько мест, где японская тематика особенно ярко проявляется. Это, например, открытая терраса за длинной травертиновой стеной, выходящая в небольшой сад. Это водная гладь большого бассейна с лилиями, перед которой стоит каменная скамья для обряда созерцания. Это, наконец, патио с малым бассейном. В этом месте возникает аналогия с садами типа Хиранива, например, с садом в монастыре Реандзи в Киото (15-16 века), где грабленый гравий символизирует водяную рябь, а отдельно стоящие камни – живые существа. Смотрящий в сад камней находится под навесом на помосте. Сад окружен скобой каменных стен, над которыми с внешней стороны нависают деревья. Люди садятся на ступени широкой лестницы и созерцают в этом замкнутом пространстве «жизнь» пятнадцати камней.
Человека, находящегося в патио Барселонского павильона, охватывает то же созерцательное настроение. Глубокая черная вода, в которой отражается орнамент каменных стен, окружающих бассейн. Колеблющиеся кроны внешних деревьев и пластически сложная скульптура, оживляющая это строгое пространств. За спиной созерцателя две тонкие колонны и стеклянная стена, разбитая на панели с вертикальными «японскими» пропорциями. Японские аналогии не случайны. Сказалось, видимо, всеобщее увлечение этой страной в конце XIX — начале ХХ века, а также творчество Франка Ллойда Райта. Райт в 1915 году строит в Токио Империал-отель и продолжает там работать до 1921 года. «Его влияние ощущалось очень сильно, даже если не было заметно буквально», – говорил Мис ван дер Роэ о Райте.3
3.(Mies van der Rohe. A tribute to Frank Lloyd Wright, “College art journal”, vol.6, N 1, p.41-42).
ЭКСПОНАТЫ ПАВИЛЬОНА
Что же демонстрировалось в Барселонском павильоне? В политическом плане он выражал миролюбие Веймарской Республики, видимо, через пуризм, поскольку по настоянию Мис ван дер Роэ, единственным экспонатом в нем должна была быть «современная архитектура». Какова же эта архитектура? Less is more – известный лозунг Мис ван дер Роэ обычно переводят как «меньше есть больше». Но точнее было бы сказать «минимальными средствами достигайте максимального эффекта». Действительно, изучая чертежи и фотографии павильона, может создаться впечатление, что он прост. Даже примитивен. Однако знакомство с реальной постройкой убеждает, что сооружение насыщено разнообразными артефактами и сложными пространственными сочетаниями. Опишем наиболее примечательные места Барселонского павильона.
Чтобы попасть в павильон, надо пройти мимо стены из состаренного зеленого тиносского мрамора, стоящей на постаменте из травертина. (Надо сказать, что все каменные стены сделаны из массива с удивительно тонко подобранными рисунками распила.) Поднимаясь по ступенькам через стеклянную витрину, можно рассмотреть интерьер гостиной. Взойдя на платформу, мы видим перед собой гладь бассейна, а слева ничем не защищенный край, обрывающийся до земли. Справа под навесом стена из того же темно-зеленого мрамора. Эта стена уходит сквозь стеклянную дверь в помещение. Перед стеной стоят, фланкируя ее, две стальные колонны, крытые бронзой. Пространственная ситуация вынуждает нас развернуться и войти в помещение гостиной. Лестница, терраса, бассейн, навес, стена и узкая передняя, из которой, обернувшись, мы через стеклянные витрины видим ступени входа – наиболее сложный пространственный узел павильона. В нем умело расставлены преграды, управляющие движением людей. Разнообразные перепады высот. Великолепные фактуры стен и сложные визуальные связи пространств.
Мраморная стена у входа как ширма скрывает то, что за ней находится. Поскольку она ничего не несет, это единственная ее функция. Обойдя стену, мы попадаем в другой мир. Сзади сложный рисунок прожилок темного мрамора, а прямо, вдалеке, пол и крыша павильона, обрывающиеся в сад. Слева стоит одна из восьми колонн, поддерживающих крышу, а за ней стена из травертина, достигающая «магазина» в северо-восточном углу павильона. Таким образом, мы оказываемся в сложном пространстве, в основе которого квадрат. Одна из сторон квадрата – стена из матового стекла. (Мы упоминали ее, описывая структуру здания.) Эта стена удивительна. Она состоит из двух, отстоящих на метр друг от друга, стеклянных матовых панелей 600 х 310 мм. Внутри находятся светильники. Днем она пропускает слабый свет, а ночью превращается в гигантский фонарь, освещающий как интерьер гостиной, так и описываемое нами «квадратное» пространство. Даже сейчас это воспринимается как некий дизайнерский «аттракцион» .
С фактурами полированного камня и стекла контрастируют восемь тонких стальных крестообразных колонн. Для «красоты» они покрыты бронзовыми накладками и до сих пор привлекают внимание архитекторов всего мира. Они видят в этих колоннах попытку эстетизировать новый, современный тип стальных опор.
Определенный интерес представляет пространство, образуемое длинной терракотовой стеной со скамьей. Стена отгораживает широкую террасу с бассейном от сада: утром скамью покрывает тень, а вечером греет солнце. С обратной стороны стены образуется терраса двухметровой ширины, обрывающаяся небольшим уступом в сад. Во второй половине дня там прохладно. Шумят деревья. Слева небольшой домик, стоящий в зелени. Такое впечатление, что нет никакого павильона, а это дорожка вдоль стены, отделяющей сад от внешнего мира. Дорожка ведет к стоящей под навесом стеклянной двери, примыкающей к мраморной стене, а вдалеке видна одинокая скульптура девушки.
Особого описания заслуживает гостиная. Мы говорили о том, что в ее центре свободно стоит стена из полированного золотистого оникса. Перед этой стеной выставлена уникальная мебельная композиция. На полу от стены до внешних стеклянных панелей лежит черный шерстяной ковер, закрывая прямой проход в патио. Перед ониксовой стеной на ковре стоят два стула и стол из темного стекла. У стеклянной стены еще два стула, и спинкой к патио поставлены два кресла, обтянутые белой кожей. Эти кресла – одни из самых интересных экспонатов павильона. Кресла были созданы Мастером специально для этой выставки и носят название «барселонские». Надо сказать, что Мис до 30-х годов профессионально занимался мебельным дизайном, и даже работал над образцами на заводах. Барселонские кресла оказались настолько удачными, что с 1944 года американская фирма Кнолл стала их выпускать. Очередная серия из 240 номерных экземпляров увидела свет в 2004 году к 75-летию открытия павильона. Так что мебельная инсталляция перед ониксовой стеной – важнейший и драгоценнейший артефакт павильона.
Справа от ониксовой стены находится патио с небольшим бассейном (мы говорили о нем, сравнивая с садом камней). Патио отделено от гостиной стеклянным витражом с двумя открытыми проемами, расположенными симметрично. Перед стеклом у проемов стоят две бронзированные колонны, усложняя пластический рисунок преграды. В отличие от всех других пространств павильона, патио удивительно спокойное, замкнутое место. Терраса закрыта крышей, но бассейн открыт небесам. Патио по трем сторонам окружено стеной из зеленоватого состаренного тиносского мрамора с очень сложным и красивым рисунком. Дно бассейна покрыто черным стеклом и мрамор эффектно отражается в темной воде.
Симметричность патио нарушает скульптура девушки, стоящая у левой стены. Она несколько смягчает жесткость линий павильона. Эта скульптура заслуживает особого внимания. Ее появление в «минималистском» павильоне многих удивило. Ле Корбюзье, например, украшал виллы своей абстрактной живописью. Можно было ожидать в Барселонском павильоне появление скульптуры, близкой по стилю Цадкину, Бранкузи, Боциони или хотя бы Матиссу. Но Мис неожиданно заказал работу реалисту Георгу Кольбе. И не ошибся. Эта пластичная фигура стала душой павильона. Самым дорогим ее экспонатом. Этого мало. Фото девушки, закрывающей лицо от лучей утреннего солнца, на фоне каменных плоскостей, металлических стоек и стеклянных панелей, наиболее часто публикуется не только в работах посвященных павильону. Оно стало фирменным знаком всего творчества Мис ван дер Роэ. А в последние годы это фото используется как символ западной архитектуры двадцатых годов.4
4.(Например, в двухтомнике: Architecture. The 20th century. Peter Gessel and Gabriele Leuthauser, 2005. Taschen).
Невозможно описать все значимые пространства павильона. Можно упомянуть о большой террасе, открытой жаркому солнцу, и бассейне, который занимает большую его часть (Бассейн этот, как указывают исследователи, должен быть покрыт водяными лилиями, однако я их не обнаружил ни в натуре, ни на снимках). Можно описать и странное пространство галереи шириной в метр, частично закрытой деревьями и кустами, которая опоясывает павильон. Можно описывать эффекты, создаваемые разнотонными витражами: дымчатыми, бутылочными, хрустальными, матовыми, обычными… Но вернемся к описанию крупных архитектурных приемов, демонстрируемых Мастером.
Мис не хотел иметь в павильоне никаких «чужих» экспонатов, и это не удивительно. Несмотря на аскетичность, павильон очень элегантен. Все детали доведены до совершенства. В этой ситуации любой «внешний» экспонат выглядел бы совершенно неуместно. Рисунок плана павильона напоминает живописные работы группы. Де Стиль, Пита Мондриана и Тео Ван Дусбурга. Влияние группы Де Стиль чувствуется во многих работах Миса. Например, в проекте «Сельского дома из кирпича» 1923 года, где стены из единого ядра разлетаются в разные стороны, захватывая окружающее пространство. В отличие от «кирпичного дома» в Барселонском павильоне, стены подчеркивают лишь одно направление. Платформа вытянута в пропорции 1:3. Все, что на ней находится, подчинено этой удлиненности. Впечатление, что все летит с юга на север. Летят стены, летит перекрытие, которое напоминает кусок фанеры, брошенной на случайные опоры. Летит большой бассейн. Летит каменная скамья. Летит край платформы. Летит ритм колонн, поддерживающих крышу. Даже ступени входа подчеркивают направление на север.
Удлиненные пропорции свойственны многим произведениям Мис ван дер Роэ. Например, вилла Тугендхата или архитектурный факультет ИТИ. Даже в Берлинском музее, квадратном в плане, все внутренние стены и лестницы ориентированы в одном направлении. Интересно, что на авторских планах павильона, публикуемых практически во всех изданиях, распашные стеклянные двери, ведущие в гостиную, отсутствуют. Это придает объекту еще большую стремительность. (Видимо, первоначально в проекте они отсутствовали, и только технология эксплуатации павильона заставила их появиться.)
Стремительностью павильон напоминает «Робби Хаус» Райта. Однако у Райта этот эффект достигается тянутыми пропорциями плана, террас и крыш, а у Миса – летящими стенами. Аналогия с произведениями Райта интересна еще и тем, что именно его считают «открывателем» принципа перетекающих пространств. В Барселонском павильоне стены заканчиваются в разных координатных точках. Они «перехлестывают» друг друга, и тем самым создают подобие кулис. Находясь на платформе, мы вынуждены огибать кулисы и, благодаря этому, не ощущаем сравнительно небольшую (всего 18 метров) ширину павильона. Частое «огибание» стен – еще одна причина появления эффекта перетекания пространств.
Продолжение в следующей статье.
Павильон Мис ван дер Роэ, немецкий павильон на Всемирной выставке 1929 года в Барселоне
Методы строительства, которые Мис ван дер Роэ применил в немецком павильоне для Всемирной выставки 1929 года, стали новаторскими для архитектуры во всем мире.
После выставки павильон был демонтирован и восстановлен после нескольких инициатив в период с 1983 по 1986 год на прежнем месте.
Вы можете забронировать входной билет здесь.
Наш совет: выходите из автобусов-кабриолетов всего в нескольких шагах от павильона. С картой Barcelona Card вы получаете скидку на вход в кассу.
Билеты в павильон Мис ван дер Роэ
Павильон Мис ван дер Роэ Билет
- Билет на посещение павильона Мис ван дер Роэ, сада и книжного магазина
- Посмотреть знаменитое кресло Барселоны
- также на смартфоне
- Вход без очереди
- Немедленная доставка билетов
Показать цены и наличие
Mies van der Rohe Pavillon Karte
- Посещайте павильон Миса ван дер Роэ сколько угодно раз в течение года
- Посмотрите знаменитое кресло «Барселона»
- Билет также на смартфоне
- Вы получите 5 бесплатных билетов, чтобы пригласить кого угодно
- Скидки до 15% на Павильон Закупки в магазине
Показать цены и наличие
Павильон Мис ван дер Роэ
В павильоне четко узнаваем стиль Баухаус. «Меньше значит больше» — Мис ван дер Роэ был одним из архитекторов, планировавших свои здания в соответствии с этим девизом. С четкими линиями и простыми формами, которые используются во многих небоскребах и офисных зданиях, павильон является образцом стиля для современной архитектуры.
Павильон Мис ван дер Роэ
Мис ван дер Роэ воплотил в павильоне два важных основных принципа современной архитектуры:
- Благодаря конструктивному принципу так называемого «свободного фасада » ван дер Роэ освободил здание от ограничения несущих внутренних стен. Несущая функция была передана наружным стенам или опорным сваям.
- Пространственный принцип « открытого плана этажа » рассматривал объем, включенный в здание, как единое целое пространство, в котором отдельные функции не разделены на разные помещения. Комнатные единицы сливаются друг с другом, разделяющими элементами могут быть светильники, разная напольная плитка, разные цвета, светлые перегородки или особая мебель.
Стальная бетонная крыша поддерживается изящными, ненавязчивыми хромированными сваями. Между ними от потолка до пола простираются стеновые элементы и окна. Для стен и пола использован мрамор разных цветов, а также травертин, легкий и пористый камень, и алебастр, узнаваемый по его накладкам.
Здесь Немецкий павильон снова стал эталоном стиля: каменные плиты были прикреплены к стенам с помощью крепления из природного камня. Эта процедура в настоящее время очень популярна среди планировщиков, потому что она предлагает так много вариантов дизайна.
Большие оконные фасады не имеют четкой разделительной функции внутри здания, но намекают на граничащие элементы, например, на фасады. светлый двор, где в бассейне с водой установлена бронзовая статуя «Морген» работы Георга Кольбе. Этот тип плавного перехода из внутренних помещений во внешние часто можно встретить в жилых домах.
Реконструкция павильона
Администрация Барселоны начала реконструкцию павильона на прежнем месте в 1983 году.86, исполнилось 100 лет со дня рождения Миса ван дер Роэ. Сегодня обслуживанием павильона занимается Фонд Миса ван дер Роэ. В здании несколько выставочных объектов демонстрируют работы ван дер Роэ. К павильону примыкает документальный центр.
Стул «Барселона»
«Кресло «Барселона», пожалуй, один из самых известных предметов мебели, выставленных в павильоне. Кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ, является важной вехой в истории современного дизайна и использовалось для сидения королевской четы во время открытия павильона в 1919 году.29. Дизайн считается классическим и до сих пор встречается во многих залах ожидания и вестибюлях престижных зданий.
Если дизайн мебели не завершает структуру здания, в интерьере нет гармонии. Эта концепция почти вынудила Мис ван дер Роэ разработать подходящую мебель для своих зданий. Сообщается, что Мис ван дер Роэ однажды сказал, что проще спроектировать небоскреб, чем стул, который должен быть легким, но при этом устойчивым и удобным.
Все это было достигнуто с помощью кресла «Барселона», поэтому оно стало стильной иконой.
Каркас состоит из сварной стальной полосы, кожаная обивка состоит из квадратов с помощью кнопок. К стулу прилагается табуретка и стеклянный столик.
Покупка стула Barcelona
В 1953 году компания Knoll приобрела все права на стул. Существует множество подделок, но компания Knoll по-прежнему производит кресла из оригинальных материалов по оригинальной технологии. Бесценно – ну, почти: стул стоит около 3200 евро. Подделки значительно дешевле, но обычно уступают по качеству.
Оригинальные стулья Knoll Studio имеют логотип компании и подпись Мис ван дер Роэ, выгравированные на раме. Список официальных поставщиков можно найти на сайте Knoll Studio.
Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ
Мис ван дер Роэ считается одним из самых выдающихся архитекторов современности. Он разработал несущие конструкции, которые обеспечили большую гибкость при проектировании полезного пространства. Его здания всегда подчеркивают главное. Поэтому цитату «Больше значит меньше» часто приписывают Мис ван дер Роэ.
Мис ван дер Роэ родился 27 марта 1886 года в Аахене, Германия, в семье каменщика Михаэля Миса и его жены Амалии Роэ. В 1905 году Мис начал работать дизайнером мебели у архитектора Бруно Поля. В то же время он посещал Берлинскую академию изящных искусств.
Он спроектировал свой первый жилой дом для супружеской пары Риль, которая стремилась продвигать новых архитекторов. Его дизайн был положительно воспринят критиками.
С 1908 года Мис работал над крупными проектами с Петером Беренсом, где он также познакомился с Вальтером Гропиусом, который вместе с Мисом считается одним из основателей современной архитектуры.
В 1913 году он основал собственную контору. В течение следующих десяти лет он спроектировал несколько довольно обычных жилых зданий. Между 1915 и 1917 годами он построил неоклассическое здание для банкира Франца Урбига, сегодня известное как Вилла Черчилля, потому что премьер-министр Великобритании проживал здесь в 1945 году во время Потсдамской конференции.
В 1921 году Мис ван дер Роэ вступил в ассоциацию художников «Ноябрьская группа», архитектурным отделом которой он руководил. Здесь он пропагандировал современный архитектурный стиль, который привлек к нему большое внимание. Его проект стеклянного небоскреба на вокзале Фридрихштрассе в Берлине был отклонен. Его так называемая архитектура «кожа да кости» считалась слишком авангардной. От имени Коммунистической партии Германии он разработал надгробные плиты для могил Розы Люксембург и Карла Либкнехта в 1926.
В 1929 году он был назначен главным художественным художником Немецкого павильона на Всемирной выставке. Бесполезный павильон стал одной из главных достопримечательностей выставки благодаря своей нестандартной архитектуре и дизайну. В 1930 году Мис ван дер Роэ закончил работу над виллой Тугендхат в чешском городе Брюнн. Это жилое здание занесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В том же году Вальтер Гропиус сделал его директором Баухауза. Он занимал эту должность до 1932 года, когда Баухаус был закрыт городским советом Дессау. Есть много факторов, указывающих на то, что Мис ван дер Роэ пытался договориться с национал-социалистическим режимом, но его предложения были отвергнуты национал-социалистами. С тех пор работа архитектора становилась для него все более сложной. В 1937 году его исключили из Прусской академии изящных искусств, членом которой он был шесть лет.
В 1938 году эмигрировал в США, где получил высокую оценку как архитектор. Он стал гражданином США в 1944.
Его последней работой было строительство Новой Национальной галереи в Берлине в 1968 году, до открытия которой он не дожил. Мис ван дер Роэ умер 17 августа 1969 года в Чикаго.
Почему стоит посетить павильон Мис ван дер Роэ
Может быть, вы работаете в современном офисном здании или заметили что-то в новом офисном здании: конструкция очень минималистична. Бетонный потолок, несколько опорных столбов, еще один потолок и так далее. Позже окна будут крепиться к фасаду, а стены внутри оформляться гипсокартоном.
Или вам когда-нибудь приходилось ждать в вестибюле и садиться в вечно красивое кресло.
Конструкции и дизайну уже более 90 лет, и они по-прежнему актуальны и современны. Мы думаем, что возможность увидеть истоки чего-то столь значительного стоит посетить.
Барселона: билет в павильон Миса ван дер Роэ и аудиогид
Перейти к содержимому
Входной билетДобавить в список желаний
Входной билетПоставщик активности: Фонд Мис ван дер Роэ
Откройте для себя павильон Мис ван дер Роэ, здание, которое вдохновляло поколения архитекторов. Полюбуйтесь архитектурной простотой и смелым дизайном с этим входным билетом и аудиогидом.
Об этом билете
- Бесплатная отмена
- Отмена не позднее чем за 24 часа для полного возмещения средств.
- Забронируйте сейчас и заплатите позже
-
Сделайте свои планы поездок гибкими — забронируйте место и ничего не платите сегодня.
- Действителен 1 день
- Проверьте наличие мест, чтобы увидеть время начала.
- Пропустить билетную очередь
- Аудиогид в комплекте
- испанский, каталанский, английский, французский, немецкий
- Подходит для инвалидных колясок
- Полюбуйтесь архитектурой, урезанной до ее сущности, в павильоне.
- Наслаждайтесь спокойным посещением одного из самых красивых мест в городе.
- Исследуйте павильон с аудиогидом на 5 языках.
- Откройте для себя историю этого модернистского шедевра
-
Узнайте о реконструкции сооружения в 1980-х годах.
Посетите легендарный павильон Миса ван дер Роэ в Барселоне, купив входной билет с аудиогидом.
Павильон, спроектированный Мис ван дер Роэ и Лили Райх, был немецким национальным павильоном 19-го века.29 Международная выставка в Барселоне.
По окончании мероприятия Павильон был демонтирован. Однако, учитывая значение сооружения, павильон позже был реконструирован и вновь открыт на своем первоначальном месте в 1986 году. также заложил основы современной архитектуры.
Чистота его форм, сдержанность, линейная игра между интерьером и экстерьером, четкие контрасты в палитре материалов, изысканно подобранных и привезенных из Альп, Тиволи, Атласа и Тиноса, — все это вместе образует идеальный баланс. эта жемчужина современной архитектуры.
Открыть на Google Картах ⟶
Общий рейтинг
4,5 /5
на основе 15 отзывов
Итоги обзора
- Цена денег 4/5
Сортировать по:
Тип путешественника:
Все типы путешественников
Пары
Группа друзей
Индивидуальные путешественники
Семьи
Звездный рейтинг:
Все звездные рейтинги
5 звезд
4 звезды
3 звезды
2 звезды
1 звезда
Хороший опыт с подробным объяснением, но было бы лучше, если бы фонд предоставил аудиогид, а не мобильный телефон посетителей.