Жоан миро барселонская серия: Барселонская серия — это… Что такое Барселонская серия?

Барселонская серия — это… Что такое Барселонская серия?

Барселонская серия (англ. Barcelona Series) — серия из пятидесяти чёрно-белых литографий, сделанных и опубликованных Жоаном Миро в 1944 году. На данное время находятся в постоянной коллекции Фонда Жоана Миро.

Описание

Серия считается печатной версией масляной серии Миро «Созвездия». Литографии показывают искажённые образы животных, в том числе людей. Картины являются реакцией на Гражданскую войну в Испании, проходившую в то время. Даже до войны Миро рисовал фигуы, показывающие боль грядущей войны в своих «Диких рисунках», включая «Мужчину и женщину перед кучей экскрементов»[1]. Миро использовал навыки печати, с которой экспериментировал с 1930х[2], чтобы создать не то 50 произведений, не то по сути одно[3]. Он показывает бессильных людоедов, которыми могут быть Франциско Франко и его генералы, или выдуманный диктатор Убю Рои, придуманный Альфредом Жарри в 1898 году[4] .

Для печати данной литографии во время войны потребовалось 350 листов бумаги. Видимо, ограниченный доступ к бумаге привёл к тому, что было напечатано лишь семь наборов

[5]. После публикации отпечатков Миро в 1947 году поехал в Париж, где занял ведущее место на выставке сюрреализма, что подтвердило силу его позиции в этом зарождающемся движении[6].

Происхождение

Рисунки были созданы между 1939 и 1944 годами. Впервые они были напечатаны в Барселоне, когда Миро вернулся после добровольного изгнания. На данный момент известно местонахождение лишь двух наборов из семи созданных: один набор находится в Фонде Жоана Миро, второй принадлежит наследникам Жоана Платса[3]. Из-за цензуры литографии было не выставить в Испании. Миро к тому времени отправился в изгнание на Мальорку[4].

Связанные выставки

  • 1984 — Casa Elizalde — Joan Miró Barcelona series[3]

Примечания

  1. Barcelona Travel Guides, New York Times, accessed 24 September 2011
  2. Barcelona Series, Miro Foundation, accessed September 2011
  3. 1 2 3 Navarro Arisa, JJ. «The series ‘Barcelona’, Miró, is exposed as a tribute to the artist of the city»  (исп.) El Pais , 26/01/1984. [Accessed: 18 August 2011]. (Clavero, 2010) p.84.85
  4. 1 2 Searle, Adrian. Joan Miró: A fine line (11 April 2011). Проверено 28 сентября 2011.
  5. Gale, Matthew Joan Miró’s ‘Barcelona Series’. The Tate. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 27 сентября 2011.
  6. Joan Miro. Weinstein Gallery. Архивировано из первоисточника 30 августа 2012. Проверено 27 сентября 2011.

Литература

  • Clavero Jordi.J Fundació Joan Miró. Foundation’s Guide. — Barcelona: Polígrada, 2010. — ISBN 978-84-343-1242-5

Жоан Миро. Абстрактные качества объектов

Жоан Миро — один из самых влиятельных авангардных художников ХХ века в Европе. Он был вдохновлён сюрреалистическими и кубистическими движениями, которые возникали по всей Европе в начале столетия, и продолжал развивать свой собственный отличительный стиль, создавая необычные, а порой и вовсе причудливые вещи.


Жоан Миро был влиятельным художником ХХ века, скульптором, керамистом и гравёром, который родился в 1893 году в каталонском регионе Испании, недалеко от Барселоны. Он начал рисовать ещё в детстве, а позже посещал бизнес-школу, а также Школу изящных искусств Ла-Лонха.

В юности он познакомился с богатым фольклором Каталонии, который позже повлиял на его образы, в которых он видел все природные формы как существа, включая гальку и деревья. Во время посещения музея Каталонии в Барселоне он также познакомился с завершёнными интерьерами церквей с фресками IX-XII веков, с их относительно грубым исполнением и простыми, плоскими и карикатурными изображениями.

Все эти элементы можно увидеть в работах художника, а также использование различий масштаба, когда одна форма непропорционально больше, чем другие, метод, часто используемый детьми, когда они делают наиболее важные для них объекты самыми большими объектами на изображении.

После трёх лет обучения в бизнес-школе Жоан устроился на работу бухгалтером в аптеку, которую выбрали для него родители. Там он переутомился и серьёзно заболел, на грани «нервного срыва», за которым последовал приступ брюшного тифа. Затем родители отвезли его на свою новую загородную ферму Монтроиг, расположенную в уединенной каталонской деревне. Состояние его здоровья заставило родителей позволить ему заниматься тем, чем он больше всего хотел заниматься — рисовать. Он посещал Академию Гали в Барселоне (свободолюбивая академия с влиянием современных иностранных художников, где также был интерес к литературе и музыке). Он также научился рисовать одним лишь осязанием, а не зрением.

В период дадаизма Ферра начал читать авангардных поэтов-сюрреалистов, таких как Аполлинер и Пьер Реверди. Он познакомился с Хосепом Льоренсом-и-Артигасом, который стал его другом на всю жизнь и с которым ему предстояло сотрудничать в гончарных проектах в последующие годы. Жоан также находился под влиянием фовизма (в частности, Анри Матисса) и кубизма, начавшегося в первые годы XX века, изначально отдав своё предпочтение написанию натюрмортов.

С 1915 по 1918 год он писал обнажённую натуру, затем портреты и пейзажи. А после он начал геометризировать формы и использовать цвета независимо от их существования в природе (как фовисты, которые использовали яркие цвета, не видимые в природе). Он также начал искать знаки и символы, изображающие людей и животных в напряжении или движении. В молодости на него оказали наибольшее влияние Поль Сезанн, Мане, Клод Моне и Винсент Ван Гог. Галерея Далмау в Барселоне была местом сбора иностранных посетителей. Именно там Жоан познакомился с Франсисом Пикабиа, художником-дадаистом.

На протяжении всей своей жизни он находился под влиянием своего каталонского наследия, такого как украшенная каталонская керамика и каталонские фрески, которые были восстановлены в 1920-х годах и окрашены плоскими узорами в народном стиле. Со временем он стал тяготеть к сюрреализму.

Миро демонстрировал свои работы на сюрреалистических выставках, и особенно на него повлияли поэты-сюрреалисты, которые в своём стремлении проникнуть в подсознание играли в такие игры, как «Изысканный труп», чтобы сочинять стихи. Изысканный труп (последствия) — это техника, при которой словарь передавался группе поэтов, каждый из которых выбирал слово случайным образом. Какие бы слова ни возникали, они выстраивались в стихотворение. Именно так было создано выражение «Изысканный труп». Они также использовали техники психического автоматизма (например, свободной ассоциации) и «систематического расстройства чувств».

В итоге, Жоан и другие художники разработали способ переноса этих техник на свою визуальную среду, используя свои сновидения и визуальные свободные ассоциации. На тот момент Ферра написал около ста картин из своих снов и это был его самый сюрреалистический период. Он также иллюстрировал сюрреалистические стихи в сотрудничестве с поэтами.

После переезда в Париж, в искусстве Жоана произошли большие перемены: он перешёл к более знакоподобным формам (например, иероглифам), геометрическим фигурам и общему ритму. Его формы включали кошек, бабочек, манекенов и каталонских крестьян, и в его образах было визуальное движение.

Позже он стал рисовать фигуры, заимствованные из каталонского народного искусства и картины, основанные на открытках некоторых голландских интерьеров, которые он видел в Голландии, таких художников, как Ян Стин. Образы, с которыми он работал, были переполнены формами. Жоан постепенно упрощал формы и сильно урезал изображение, используя геометрические деления и изгибные движения в композициях.

Затем он завершил первый этап своего творчества и начал подвергать сомнению и переоценке свою работу в течение следующих десяти лет, которые были для него борьбой, финансовой и художественной. Он начал экспериментировать с материалами — делал папье-коллажи и коллажи, используя изображения обычных предметов, таких как домашняя утварь, машины, а также настоящие гвозди, верёвки и т. д. Этот период экспериментов помог ему отбросить любые традиционные практики и избавиться от привычных деталей и техник в работе.

Используя объекты, не имеющие никакого значения, художники могут концентрироваться на абстрактных качествах объектов, а не на связанных с ними значениях или эмоциях, что обеспечивает большую формальную свободу. Эти нейтральные предметы, не имеющие особой эстетической ценности или значимости, отвлекают внимание от предмета и направляют его на формы и содержание изображения. После создания таких коллажей Миро переносил изображение коллажа на холст.

Хотя Миро часто характеризуют как абстрактного художника, сам он считал, что это не так — он даже считал оскорблением называть свою работу абстрактной, поскольку утверждал, что каждая форма в его изображениях основана на чём-то во внешнем мире, просто упрощенном в его характерные биоморфные формы и изогнутые линии.

Во время Гражданской войны в Испании произошло много зверств, совершённых фашистскими войсками Франко, как это изображено Пикассо в его знаменитой «Гернике». Несмотря на то, что Миро не был политическим художником, его формы в это время изображают определённую жестокость, с искажениями и кричащим цветом. Он создал фреску для испанского павильона на парижской выставке «Жнец».

В 40-41 годах он начал свою знаменитую серию из двадцати двух созвездий, состоящую из чёрных точек, представляющих звёзды на белом фоне, используя гуашь и разбавленное масло на бумаге. Во время Второй мировой войны художник остался в Испании и его творчество стало находиться под влиянием ночи, музыки и звёзд. Его формы стали ещё более абстрактными, и он использовал в своей работе целый ряд техник, например, когда линии пересекались, возникал всплеск основного цвета, когда красный и чёрный накладываются друг на друга, появляется жёлтый.

Спустя пару лет он вернулся к живописи, теперь добавляя каллиграфические качества своим изображениям и к 44 году начал приобретать международную известность благодаря своей ретроспективной выставке в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке и присутствию на международной выставке сюрреалистов в Париже, организованной Марселем Дюшаном и Андре Бретоном.

После выставок его пригласили сделать заказ на фреску для отеля в Цинциннати, штат Огайо. А затем он сделал ещё одну фреску для аспирантского центра в Гарварде. На протяжении 40-х годов он также рисовал некоторые «палочные фигуры», а в 50-х годах его изображения содержали формы, которые были почти как примитивные пиктограммы. Он рисовал керамику и вырезал из глины маленькие фигурки, похожие на примитивных богинь плодородия, и простые вазы с птицами и головами. Его стиль и техники постоянно меняли, привнося в творчество новые и более интересные штрихи и направления.


Жоан Миро (Joan Miró i Ferrà). Биография и картины. Художники Ротко и Поллок. Биографии и картины

Жоан (Хуан) Миро-и-Ферра (1893-1983) – испанский художник, скульптор, график и дизайнер, ведущий представитель абстрактного искусства.

Жоан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне в семье ювелира-часовщика. Талант к рисованию проявился в нем достаточно рано. Уже в возрасте 8 лет он создавал картины, по которым можно было понять – мальчик станет известным художником.

Родители Миро были рады успехам сына, но настояли на получении им прежде всего «настоящей» профессии. В 1907 году Жоан поступает в школу коммерции, параллельно посещая занятия в Барселонской Школе изящных искусств де ла Лонха. С успехом закончив обучение, в 1910 году Миро устраивается на должность помощника бухгалтера в «Дом Дальмо-и-Оливерас», торгующий аптечными и колониальными товарами. Но уже через год он тяжело заболевает тифозной лихорадкой и для поддержания ослабшего здоровья переезжает на только что приобретенную родителями ферму в Монтройге. Здесь, вдохновленный каталонской природой, Миро решает посвятить себя и свою жизнь искусству.

В период с 1912-1915 гг. Жоан обучается в частной художественной академии Франсиско Гали в Барселоне. В это время молодой художник пишет свои первые серьезные работы («Фермер», 1914). Здесь он также знакомится с каталонскими живописцами, в том числе будущим своим помощником, керамистом Л. Артигасом.

Не ограничиваясь занятиями в Академии, Миро черпает знания и вдохновение на выставках, экспонирующих картины различных передовых направлений – импрессионизм, фовизм, кубизм. Все они в дальнейшем оказали влияние на дальнейшее развитие его творчества. Так, в традициях фовизма с его яркими цветами, выполнены картины «Натюрморт с розой» (1916), «Портрет В. Нубиолы» (1917), «Север-Юг» (1917). «Портрет Рикарта» (1917) несет в себе черты синтетического кубизма, а сюрреалистические тона улавливаются в работе «Монтройг, церковь и деревня» (1919).

В 1917 году в галерее «Дальмау» состоялась первая персональная выставка картин Жоана Миро, которая не принесла ему столь ожидаемого успеха. Ни одна из его 64 картин не нашла своего покупателя.

В следующем, 1918 году, Миро вместе с художниками-единомышленниками основывает «Группу Курбе», участники которой противопоставляли свое творчество традиционному консерватизму в испанском искусстве.

В это же время происходят изменения в живописной манере самого художника – наступает поворот в сторону «поэтического реализма». Для пейзажей Монтройга, написанных в 1918 году, характерны углубление перспективы, насыщенность деталей, прописанность каждого образа до мелочей («Следы телеги», «Огород с ослом», «Дом с пальмой»).

В 1920 году в поисках вдохновения Миро переезжает в Париж. С этого времени жить и работать он будет здесь, а лето проводить на родительский ферме в Монтройге. В столице Франции он знакомится с известными художниками – П. Пикассо и А. Массоном. Встреча с основателем кубизма не проходит для Жоана бесследно – проникаясь идеями новой живописи, он создает кубистические работы «Стол. Натюрморт с кроликом» (1920), «Стоящая обнаженная» (1921).

В Париже (1921-1925) Жоан Миро работает в мастерской по улице Бломе, 45, по соседству с А. Массоном. Постепенно вокруг художников формируется «Группа с улицы Бломе», объединяющая деятелей искусства с общими идеями и одинаково бедственным положением: А. Арто, Ж. Батай, Ж. Лимбург, Ж. Дюбуффе, П. Элюар.

В этой мастерской Миро пишет картину «Ферма» (1921-1922), ставшую вершиной его «поэтического реализма». Полотно насыщенно множеством повседневных объектов, каждый из которых имеет особое символическое значение и дает возможность каждому зрителю интерпретировать ее смысл по своему. «Ферма» была куплена у Миро Э. Хемингуэем, который был частым гостем его мастерской.

Весной 1921 года в парижской галерее «Ликорн» проходит первая международная выставка Миро, так же не имевшая значительного успеха.

В 1923-24 гг. художник пишет картины «Вспаханное поле» и «Каталонский пейзаж (Охотник)», ознаменовавшие собой плавный переход творчества Миро в сторону сюрреализма. Природные формы и элементы здесь замещаются геометрическими фигурами и чертежной графикой.

В 1924 году Миро сближается с группой сюрреалистов во главе с А. Бретоном. Вдохновленный их идеями, на своих полотнах этого периода он изображает ирреальный, полуфантастический мир с глубокой прорисовкой деталей и ярким насыщенным колоритом. Таковы работы «Пашня» (1923-24), «Карнавал Арлекина» (1924) и «Материнство» (1924).

Во второй половине 20-х творчество художника приобретает все более абстрактное содержание, наполненное органичными формами. Постепенно складывается индивидуальный язык живописных идеограмм, используемый мастером при создании картин. В живописном словаре Миро выделяются пространственные знаки – линия горизонта, звезды, солнце в верхней половине полотна; волнистые линии и элементы растительности в нижней. Две части пространства объединяются при помощи вестников – связующих знаков: лестница в небеса, летящая птица, части тела (ухо, глаз), фигуры людей с несоизмеримо большими ногами («Собака, лающая на луну», 1926; «Пейзаж. Заяц», 1927; «Человек, бросающий камень в птицу», 1926).

Впервые за долгое время, художник в 1927-28 гг. покидает Париж и отправляется в Голландию. Путешествие на родину Ван Дейка нашло отражение в работах Миро. Он создает 3 «Голландских интерьера» — «мироморфозы» с картин Сорга и Стина. Именно тот стиль, в котором выполнены «…интерьеры», принес художнику наибольшую известность в дальнейшем.

Жоан Миро – один из немногих художников своего времени, который не мог похвастаться большим количеством любовных связей. Впервые он женился уже в возрасте 36 лет. Его избранницей стала Пилар Ханкоса, уроженка Пальма-де-Майорки, родины матери художника. Молодожены поселяются в Париже, где, в 1931 году рождается их дочь – Мария Долорес.

Важное место в творчестве Миро в начале 30-х годов занимают коллажи, создаваемые с привлечением материалов различной природы и вырезанных иллюстраций из газет и журналов. Подобные коллажи-эскизы художник затем использует для написания живописных полотен: «Живопись» (1 и 2, 1933), «Композиция» (1933). С этого момента работы Миро начинают завоевывать внимание и интерес зрителей и художественных критиков, организуемые выставки (1930, Нью-Йорк; Барселона) заслуживают успех и одобрение публики.

Как уроженец Испании, Жоан тяжело переносит страдания, выпавшие на долю его народа с началом Гражданской войны (1936-1939). Художник не принимает непосредственного участия в ходе военных действий, но, проживая в Монтройге, сражается на стороне республиканцев с помощью искусства: «Голова мужчины», 1937; «Мужчина и женщина перед кучей дерьма», 1936.

В 1937 году, скрываясь от фашизма, художник с семьей возвращается в Париж. Не имея жилья и средств на пропитание, Миро пишет картину «Натюрморт со старым ботинком», олицетворявшую тяжелое положение, в котором оказались многие в столь суровое военное время.

Одержав победу в Испании в 1939 году, фашизм продолжил свой военный марш по Европе. Беспокоясь за безопасность своей семьи, Миро решает уехать из Парижа и поселяется в Нормандии. Здесь в 1940-1941 гг. он пишет величайшие свои произведения – серию гуашевых работ «Созвездия». На 23 картинах изображены звезды, месяц, круги, птицы, животные, глаза, человеческие фигуры, то приближающиеся, то удаляющиеся друг от друга.

В 1942 году семья художника уезжает от войны в Испанию, где Миро заканчивает начатую во Франции работу над «Созвездиями». И уже в 1945 в Нью-Йорке при поддержке Пьера Матисса «Созвездия» были продемонстрированы американской публике и возымели оглушительный успех, а сам художник завоевал мировое признание.

Завершилась Вторая мировая война. Теперь перед художником были открыты безграничные возможности для реализации своей давней мечты о монументальном искусстве.

В 1947 году Миро создает фреску для отеля Хилтон в США, расписывает стены в ресторане «Ле Гурме», спустя 3 года исполняет фреску для Гарвардского университета.

В 1955 году художник получает заказ на роспись стен отделения ЮНЕСКО в Париже. Миро привлекает к сотрудничеству своего давнего друга керамиста Артигаса. Плодом их совместной работы становится керамический фриз «Солнце и Луна», получивший Гран-При Фонда Гуггенхайма.

В это же время, в возрасте 60 лет, художник обзаводится своей первой личной мастерской, построенной для него в Испании архитектором и близким другом Сертом.

На рубеже 60–70-х Миро увлекается скульптурой, создавая ее из подручных материалов. Некоторые из изваяний позже были отлиты в бронзе.

В 1975 году в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро, открытый для всех молодых художников.

Жоан Миро ушел из жизни в 1983 году. За свои прожитые 90 лет художник проявил свой талант практически во всех областях искусств от живописи до керамики и поэзии, создав 2000 картин, 500 скульптур, 5000 рисунков и коллажей, 400 керамических работ.

Жуан (Жоан) Миро

 
• Испания
• Знаменитые испанцы
 
• Веласкес
• Гауди
• Гойя
• Дали
• Иглесиас Хулио
• Кабалье Монсеррат
• Кармен
• Католические короли — Фердинанд и Изабелла
• Колумб
• Лопе де Вега
• Миро
• Пикассо
• Сервантес
• Эль Греко

Жуан (Жоан) Миро — один из лидеров абстрактного и сюрреалистического направлений в искусстве ХХ века. Послужил стимулом для многочисленных художников, в том числе, для создателей комиксов и анимационных фильмов. Содействовал возникновению и успеху важнейших художественных течений, возникавших в Испании, Японии, Франции, США и других странах.

Жуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, Испания. В 1900 году посещает ближайшую школу на улице Регомир. Не проявляет большого интереса к занятиям, но охотно рисует, особенно во время каникул на Мальорке или вблизи Таррагоны.

После успешного обучения в художественной школе (1910) поступает на работу в торговый дом Дальмо-и-Оливерас помощником бухгалтера. В 1912 Хуан Миро получает разрешение посещать класс Франческо Гали в Художественной школе, здесь возникают дружеские отношения с однокашниками Э. Рикаром и Л. Артигасом. Вместе с Рикаром Миро снимает мастерскую, посещает художественный кружок в Сант Люк.

В начале 1918 года Миро была обещана его первая персональная выставка. Вдохновленный этой перспективой, он начинает рисовать быстрее, чем когда-либо до этого. Одна из наиболее заметных картин того времени — Следы Повозки. В 1920 Миро переезжает в Париж, где знакомится с Пикассо, который, в свою очередь, представляет художника своим знакомым. К 1924 году Миро, по его собственным словам, «использовал реальность скорее как отправную точку». В том же году Андре Бретон опубликовал свой «Манифест Сюрреализма». Эта работа сильно повлияла на Миро. В частности, один из базовых принципов сюрреализма, связанный с использованием сновидческих образов (бессознательного) был источником вдохновения для многих его работ.

С коммерческой точки зрения Хуан Миро — один из самых продаваемых современных художников. Его абстрактные композиции ценятся за декоративизм, прекрасно подходящий для оформления банковских холлов и роскошных вилл на Лазурном берегу.

В 1976 в Барселоне открыт Фонд Миро — Центр изучения современного искусства. Хуан Миро умер в 1983 году в Пальма де Мальорка.

Годы учебы и начало творческой деятельности
В 1907-10 учился в Академии художеств Барселоны («Ла Лонха») у пейзажиста М. Ургелла Инглада и у профессора декоративных искусств Х. Паско Мериса. В 1912 возобновил занятия искусством в частной академии Ф. Гали. В 1918 создал со своими друзьями «Группу Курбе», противостоявшую консервативно-почвенническим тенденциям в каталонской культуре. В живописных работах 1913-17, с их радужными переливами цветов, наиболее отчетливо проявились фовистские влияния («Прадес, деревня», 1917, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма).

От «поэтического реализма» к знакописи
В 1918 в творчестве Миро наступает период, получивший название поэтического реализма. В написанных с натуры пейзажах глубокие перспективы наполняются тщательно выписанными подробностями, тонкий рисунок мелких деталей образует ажурные узоры, обеспечивающие сквозной обзор глубины («Огород с ослом», 1918, Стокгольм, Музей современного искусства). В 1921 Миро переехал в Париж. Высшее достижение его «поэтического реализма» — «Ферма» (1921-22, Вашингтон, Национальная галерея), где в формат картины вписан целый космос, необъятность которого — не в бесконечно большом, а в бесконечно малом. Среда обитания человека трактуется как неглубокий слой переднего плана, за которым открывается бездна живой органики, витальных энергий, творящих мириады мельчайших биоформ.

Две последующие картины — «Вспаханное поле» (1923-24, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма) и «Каталонский пейзаж (Охотник)» (1923-24, Нью-Йорк, Музей современного искусства) — свидетельствуют о стремительной эволюции художника от наблюдения реальности к ее условно-знаковому претворению. Органические формы вытесняются геометрическими — конусами, шарами, треугольниками, появляются элементы чертежной графики — прямые и пунктирные линии, обозначающие функциональные связи и траектории движения.

Сюрреализм
В 1924, в год выхода «Манифеста сюрреализма» Миро сближается с А. Бретоном, П. Элюаром, Л. Арагоном и другими участниками сюрреалистической группировки. Его первая сюрреалистическая картина -«Карнавал Арлекина» (1924-25, Буффало, Художественная галерея Олбрайт-Нокс), где текучие, невесомые существа произвольно меняют свою форму и положение в пространстве, уподобляясь колышущимся цветным теням или образам сновидений.

Во второй половине 1920-х годов сложился словарь идеограмм Миро. В его составе можно выделить знаки, маркирующие пространство (условная линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений — в нижней), и символы-посредники, или вестники, осуществляющие коммуникацию между двумя сферами: порхающая в воздухе птица, бегущий кролик, лестница, уходящая в небо, органы дистанционного восприятия — глаз и ухо, человеческая фигура со стопами, прилипшими к земле, и головой, спроецированной на фон неба («Персонаж, бросающий камень в птицу», 1926, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Собака, лающая на луну», 1926, Филадельфия, Музей искусств).

Экспериментальные поиски 1930-х годов
В 1932-36 Миро создал серию картин по эскизам-коллажам. Вырезанные из каталогов изображения технических деталей в живописных композициях превращались в мягко очерченные биоморфные массы, являя парадоксальный изоморфизм механических и органических образований («Композиция», 1933, Берн, Художественный музей; «Живопись», 1933, Прага, Национальная галерея).

Откликом на события Гражданской войны в Испании стали два значительных произведения: крупномасштабное панно «Жнец» для Испанского павильона на Всемирной выставке в Париже (ныне утрачено) и «Натюрморт со старым башмаком» (1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства), в котором обыденные вещи испускают ирреальное свечение, словно они представлены в мгновение их гибели, растворения в грозовой стихии.

В 1940-41 была создана серия гуашей «Созвездия», ставшая одним из высших достижений в творчестве Миро. Поверхность листа трактуется как экран с двухсторонней проекцией, на котором запечатлеваются отображения и далеких небесных светил, и малых земных организмов. Соединяющие их линии создают впечатление упругой сетки, раскачивающей красочные тела и одновременно удерживающей их около некой точки равновесия.

Монументальные работы послевоенных лет
По окончании Второй мировой войны художник смог осуществить свою мечту о монументальном искусстве, открытом для широких масс. В 1947 он исполнил крупномасштабное настенное панно для отеля Хилтон в Цинциннати. В 1956 поселился в Пальма-де-Мальорка в доме с большой мастерской. Здесь совместно с керамистом Л. Артигасом им был выполнен заказ на оформление двух ограждений в комплексе ЮНЕСКО в Париже (1956-58). В последующие годы Миро создал ряд монументальных керамических панно, украсивших столовую в Гарвардском университете (1960-61), здание Высшей школы экономических наук в Санкт-Галлене (1964), ограду Фонда Мэг в Сен-Поль-де-Вансе (1968), аэропорт в Барселоне (1970).
Многогранный талант Миро проявился и в других областях — в скульптуре, керамике, сценографии, печатной графике, в поэтическом творчестве. В 1975 в Барселоне был основан Фонд Жоана Миро. В 1992 мастерская художника в Пальма-де-Мальорка была преобразована в музей.

Творчество каталонского художника Жоана Миро вдохновляет на создание музыкальных произведений. Испания по-русски

Подпишитесь на наши новости и узнавайте первыми обо всех предложениях

Многие недооценивают тот факт, что окружающие ребенка объекты искусства оказывают на него глубокое влияние. Так произошло с композитором Эктором Парра, в детстве которого в столовой висела картина Жоана Миро. Именно творчество гениального каталонского художника вдохновило уже повзрослевшего Эктора на создание собственных музыкальных произведений. Так родился цикл так называемых музыкальных стихотворений, вдохновленных серией картин Constel·lacions. Картина Personatges i gos davant del sol из этого цикла как раз и висела в доме композитора, чья мама была поклонницей творчества Миро. Женщина даже взяла сына на похороны каталонского художника. Мальчику тогда было всего лишь 6 лет, но воспоминание о величии творчества Миро осталось с ним навсегда.

Идея создания музыкальных произведений, вдохновленных картинами Миро, пришла Эктору Парее три года назад, но временная пауза и изоляции этого года позволили ему реализовать свою идею. В это время он еще раз проникся творчеством каталонского художника, но его воображение каждый раз возвращалось к серии из 23 картин под названием Constel·lacions (Созвездия). Пианистка Кармен Мартинес Пьерет, которую Парра знает с юных лет, предложила ему идею создания фортепианного цикла с компактными пьесами, каждая из которых посвящена одной из 23 картин серии. Любопытным фактом является то, что в 1958 году французский поэт Андре Бретон посвятил стихотворение каждой картине этой серии. Теперь Созвездия Миро объединяют несколько произведений искусства.

Сам Эктор Парра называет свое творение поэтическим фортепианным циклом, музыкальной мелодрамой. Его готовятся исполнить в четыре руки пианисты Мартинес Пьерет и Имма Сантакреу (жена композитора). Но пока не принято решение, в каком концертном зале Барселоны будет представлен этот музыкальный проект, вдохновленный художественным наследием Миро. Будем следить за развитием событий.

 

Читайте новости Испании теперь и в Telegram – @espanarusa_news. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе ключевых событий первыми!

АГ

Статья оказалась полезной?