Каталония когда референдум: Глава Каталонии заявил о намерении провести новый референдум о независимости: Общество: Мир: Lenta.ru

Референдум в Каталонии: бессмысленный и беспощадный

2017.10.02 08:41

Владимир Есипов, DW 2017.10.02 08:41

День хаоса в Барселоне знаменует прощание Каталонии со спокойной жизнью. Нелегальное голосование о независимости обернулось столкновениями с полицией и политической неопределенностью в будущем. Репортаж DW.

Клочок бумаги со словами «Si» и «No» (да или нет) стал поводом для самого серьезного внутриполитического кризиса в Испании за последние три десятка лет. Утром в воскресенье, 1 октября, по всей Каталонии выстроились очереди людей, желающих проголосовать на референдуме об отделении Каталонии от Испании и создании нового государства с республиканской формой правления. Референдуме, который противоречит конституции страны и поэтому незаконен. Впрочем, региональное правительство Каталонии избрало путь конфронтации с центральными властями Испании.

Пилар Прието, лингвист из Барселоны, вышла вместе со своим мужем к избирательному участку напротив своего дома в квартале Олимпийская деревня в пять утра, за четыре часа до начала голосования, и сотнями других активистов ждала открытия участка под дождем .

«Чтобы защитить участок от полиции», — говорит она. И сама Пилар, и ее супруг настроены оптимистично по поводу перспектив будущего каталонского государства — за создание которого они собираются проголосовать, как только подойдет  очередь.

80 процентов каталонцев поддерживают референдум

«Мы 15 лет требуем от центрального правительства уважения к нашему языку и законам, которые принимает наш парламент, — говорит Пилар Прието. — И каждый раз ответ один и тот же: отказ. Нас не слушали и не уважали. И поэтому движение за независимость от Испании набирало обороты». 

Ее муж Пере Гифра ссылается на опросы общественного мнения, согласно которым 80 процентов жителей Каталонии поддерживают проведение референдума само по себе — независимо от того, хотят они отделения от Испании или нет. И единственный выход из этого тупика — честный и легальный референдум по примеру Шотландии. Но упорство центрального правительства в Мадриде подтолкнуло каталонцев к тому, чтобы организовать референдум самостоятельно.

«Мы понимаем, что нас ждет, — отвечает он на вопрос о гигантских расходах независимой Каталонии на вступление «с нуля» в Европейский Союз, зону евро и шенгенское пространство. — Первые несколько лет будут тяжелыми. Но мы теряем огромные суммы, которые уходят в Мадрид и не возвращаются нам. Так что мы хотим сегодня защитить наши права, прекрасно понимая, что легко не будет».

На сам участок журналистов не пускают — сотрудники избирательной комиссии боятся репрессий со стороны испанских судов. Штраф за организацию нелегального референдума составляет 300 тысяч евро. И при всем стремлении к отделению от Испании, очевидно, многие исходят из того, что Каталония останется под юрисдикцией Мадрида. 

Столкновения демонстрантов с полицией

В полутора километрах на север, рядом с всемирно известным храмом Саграда Фамилия ситуация совсем иная. Полиция заблокировала школу, внутри которой расположен участок для голосования. На улице сотни демонстрантов под проливным дождем требуют реализации своего, как им кажется, гражданского права — проголосовать на референдуме, объявленном незаконным. Бюллетени раздают в толпе юные активисты всем желающим — без всяких удостоверений личности и прочих формальностей.

Страсти накаляются в тот момент, когда под прикрытием полицейского спецназа из здания школы выбегают агенты в штатском с урнами для голосования в руках. Демонстранты бросаются им под ноги, пытаются заблокировать проезд полицейских фургонов. Агенты в штатском грузят урны в багажник легкового автомобиля, спешно прыгают внутрь и давят на газ. Полицейские оттаскивают по асфальту демонстрантов, расчищая себе дорогу. Над центром города не утихает грохот полицейских вертолетов.

Дальнейший хаос запрограммирован

О полной бессмысленности происходящего никто уже не задумывается. Правительство Каталонии и правительство Испании обвиняют друг друга в провокациях. После полудня приходят сообщения о более 90 раненых в столкновениях с полицией, а также о 12 пострадавших полицейских. Правительство в Мадриде называет происходящее «фарсом». Люди в очередях на избирательные участки говорят о том, что по всей Каталонии готовится всеобщая забастовка- она может начаться на следующей неделе.

Эмоции хлещут через край, о возможных убытках региона от хаоса и политической нестабильности никто предпочитает не вспоминать. И это при том, что Каталония — самый промышленно развитый регион страны, на долю которого приходится чуть ли 20 процентов ВПП Испании. Уже до начала референдума по Барселоне ходили разговоры о всеобщей забастовке, намеченной на следующую неделю. Ее заложниками могут стать тысячи туристов, которые находятся в городе — одном из самых популярных мегаполисов Европы.

Предполагается, что голосование продлится до 21.00 по местному времени (22.00 мск). Правительство Каталонии заявило, что если большинство голосов будет отдано за отделение от Испании, то декларация о независимости будет принята в течение 48 часов. Если большинство выскажется «против», то Каталонию ждут новые выборы в региональный парламент.

В любом из этих случаев дальнейший хаос запрограммирован.

DW

Власти Испании пообещали не допустить референдума в Каталонии


Власти Испании назвали «ошибкой» подписание главой Каталонии Артуром Масом указа о референдуме о независимости, и пообещали не допустить его проведения 9 ноября 2014 года, сообщила газета El Pais со ссылкой на вице-премьера испанского правительства Сорайю Саенс де Сантамария.

«Референдум не будет проводиться, потому что он неконституционен», — заявила она на экстренной пресс-конференции в Мадриде. И сообщила, что утром 27 сентября правительство обратилось в Государственный совет с просьбой подготовить доклад о неконституционности референдума, который будет передан на рассмотрение конституционного суда. В соответствии с испанским законодательством, как только суд примет иск к рассмотрению, действие одобренного каталонским парламентом закона приостанавливается, что не позволяет проводить опрос 9 ноября.

«Мы глубоко сожалеем об ошибочной инициативе главы автономии», — отметила вице-премьер. И напомнила, что еще в декабре 2013 года, когда Мас сообщил о планах референдума, ему было заявлено о невозможности его проведения, потому что «это право всех испанцев решать, что такое Испания и как она организована». «Ни одно правительство не может через это переступить, так как это закон. И это суверенная воля, а не его или наша», — добавила вице-премьер.

Председатель правительства Каталонии Артур Мас подписал в субботу указ о проведении 9 ноября 2014 года референдума о независимости этой автономной области Испании. Указ за номером 129/2014 дал официальный старт подготовки к референдуму, цель которого — «узнать мнение» каталонцев о политическом будущем автономной области.

«Мы хотим проголосовать и хотим принять решение, и сейчас у нас есть адекватные рамки для того, чтобы это сделать», — заявил Мас сразу после подписания указа.

Участникам опроса 9 ноября будет предложено ответить на два 2 вопроса. Первый: «Хотите ли Вы, чтобы Каталония стала государством?». И в случае утвердительного ответа: «Хотите ли Вы, чтобы это государство было независимым?«

18 сентября референдум о независимости провела также Шотландия, По его результатам она осталась в составе Великобритании. Согласно итоговым результатам референдума, 55,3% избирателей, принявших участие в голосовании высказались против выхода Шотландии из Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии. За независимость проголосовали 44,7% шотландцев.

#Испания #Каталония #референдум

Рассылка Forbes

Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Информация:

  • Контактная информация
  • Правила обработки
  • Реклама в журнале
  • Реклама на сайте
  • Условия перепечатки

Мы в соцсетях:

  • Telegram
  • ВКонтакте
  • Flipboard
  • YouTube

Рассылка:

Наименование издания: forbes. ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.

AO «АС Рус Медиа» · 2023

16+

Каталонский референдум о независимости: конституционная загадка

Последствия референдума о независимости, состоявшегося в Каталонии 1 октября 2017 г. , вызвали широкие дебаты и еще предстоит оценить во всей их полноте. Фактически, голосование было лишь последним из десятилетней серии действий каталонского правительства и парламента, а также контрмер со стороны Испании, [1] поставивших под удар испанскую демократию и все ее ветви власти, поскольку никогда прежде в своей новейшей истории.

В этом обзоре   обсуждается конституционный и политический контекст, в котором произошли эти события, и подчеркивается роль исполнительной власти, законодательной власти и Конституционного суда. Основное внимание в нем уделяется основным вопросам, поднятым учеными и средствами массовой информации: конституционной уникальности Каталонии, важности Конституционного суда в урегулировании конфликта и законности инструментов, которые Каталония использовала для достижения своей независимости.

Всегда ли Каталония была «конституционно другой»?

Каталонская автономия не нова. Уже во Второй республике (1931–1939) Каталония, наряду со Страной Басков и Галицией, приняла статут автономии в соответствии с Конституцией 1931 года. Однако политическая централизация вскоре вернулась при диктаторском режиме Франко (1939–1975).

Когда действующая Конституция Испании вступила в силу в 1978 году, она предлагала специальный или ускоренный путь к автономии для регионов Каталонии, Страны Басков и Галисии. Для остальной территории Конституция предлагает обычный или медленный путь, посредством которого провинции (местные органы власти) могли бы совместно создать автономное сообщество, наделенное законодательной, исполнительной и административной властью.[2] Оба пути требуют автономного парламента и испанскому парламенту утвердить статут автономии, содержащий все соответствующие положения, касающиеся институтов и переданных законодательных вопросов. Особым автономным сообществам было разрешено взять на себя юрисдикцию в отношении всего списка законодательных вопросов, которые могут быть переданы субнациональным образованиям при принятии их первого статута автономии в конце 70-х и 80-х годов. Обычным общинам пришлось ждать пять лет после утверждения своего первого статута автономии, чтобы привести свою законодательную юрисдикцию в соответствие с особой.

Таким образом, было создано семнадцать автономных сообществ, в том числе четыре особых сообщества: Каталония, Страна Басков, Галисия и Андалусия.

От автономии к самоопределению? Десятилетие 2006–2016 гг.

К началу 2000-х годов все сообщества достигли одинакового уровня законодательной автономии. В этот момент новые усилия по расширению автономии начались с «Плана Ibarretxe», реформы баскского статута автономии, основанной на самоопределении «баскского народа». Эта реформа потерпела неудачу после того, как в 2005 г. она была отклонена испанским парламентом9.0003

Всего год спустя реформа каталонского статута была принята парламентом Каталонии и парламентом Испании. Однако консервативная Partido Popular (PP — Народная партия), выступавшая против реформы в каталонском парламенте, оспорила статут в Конституционном суде, утверждая, что он подрывает основы территориальной организации государства. PP оспаривал все компоненты каталонской идентичности статута, такие как определение каталонского народа и каталонской нации, предпочтительное использование каталонского языка, признание исторического различия Каталонии и регулирование прав и принципов, применимых только в Каталония. Четыре года спустя Конституционный суд вынес решение 31/2010[3], которое стало точкой невозврата в борьбе Каталонии за независимость. Судебное решение, якобы переосмыслив притязания на каталонскую идентичность через призму конституции, на самом деле лишило статут его цели.

Последовали протесты в Каталонии и изменения в парламентском большинстве в Барселоне и Мадриде. В 2010 году националистическая сила «Конвергенция и союз» (CiU) получила относительное большинство (62 из 135) в каталонском парламенте, а ее лидер Артур Мас стал президентом. На внеочередных выборах 2012 года CiU упал до пятидесяти и сформировал коалицию с левыми республиканцами. Это событие изменило политическое равновесие в каталонской политике.

Тем временем Народная партия, традиционно выступающая против сепаратистских притязаний, получила большинство на выборах в Испании в конце 2011 года, а премьер-министром стал Мариано Рахой. С тех пор он сохраняет этот пост.

В 2012 году новый каталонский парламент принял «Декларацию о суверенитете»[5], что спровоцировало более острый конфликт с испанскими институтами. Декларация назвала решение 2010 года радикальным отказом Каталонии в праве на самоопределение. Испанское правительство во главе с ПП оспорило Декларацию в Конституционном суде, который признал утверждения Декларации о суверенитете неконституционными.[6] В частности, Суд постановил, что определение каталонского народа как политически и юридически суверенного образования нарушает принцип конституционного первенства и единства Испании.

Каталония впервые проголосовала за независимость в ноябре 2014 года с помощью «народного опроса»[7], но Конституционный суд приостановил этот процесс. Вместо этого каталонское правительство организовало неофициальное и не имеющее обязательной силы голосование. Участие составило примерно 35 процентов имеющих право голоса избирателей, из которых 80 процентов высказались за независимость. Тем не менее, на выборах в сентябре 2015 г. основные силы, выступающие за независимость, не смогли набрать абсолютного большинства в каталонском парламенте и были вынуждены добиваться поддержки антикапиталистической и сепаратистской партии 9. 0005 Кандидат народного единства (CUP). Последнее требовало назначения нового президента Каталонии (Карлеса Пучдемона).

Новый каталонский парламент намеревался взять на себя суверенное представительство каталонского народа в процессе выезда из Испании в соответствии с конституционным процессом.[8] Конституционный суд снова был вызван на арену и в декабре 2015 года вынес решение , защищающее единство Испании и ее суверенитет.[9] Позже каталонское правительство создало комитет, которому было поручено разработать конституцию, в прямое нарушение запрета Конституционного суда.[10]

В ответ парламент Испании принял поправку к регламенту Конституционного суда[11], наделив его более широкими полномочиями в случае неисполнения решений, включая наложение штрафов и отстранение от должности субъектов, виновных в неисполнении.[12] ]

В 2017 году власти Каталонии в одностороннем порядке назначили референдум на 1 октября, когда он был проведен, несмотря на постановление Конституционного суда о приостановлении. Вопрос заключался в том, хотят ли избиратели, чтобы Каталония стала независимой республикой. Более 90 процентов избирателей сказали «да», но окончательный подсчет оспаривается, поскольку несколько избирательных участков были закрыты, а компьютерные программы для голосования заблокированы полицией по распоряжению суда.

Испанское правительство отреагировало, впервые задействовав чрезвычайные полномочия статьи 155 Конституции («Государственное принуждение»), позволяющие государству любыми необходимыми средствами принуждать автономные учреждения подчиняться закону. Стремясь восстановить верховенство закона, Испания сняла с постов президента Каталонии и его правительство и распустила парламент, назначив новые выборы в Каталонии, которые должны состояться  21 декабря.

В целом политического диалога между испанским и каталонским правительством не было. Хотя первоначальные требования Каталонии были в основном экономическими и фискальными, отсутствие диалога способствовало повороту к заявлениям об идентичности, которые требовали политического решения.

Был ли референдум незаконным?

Полномочия Каталонии проводить референдумы ограничиваются вопросами, отнесенными к компетенции автономного сообщества, из которых исключается независимость.[13] Альтернативная процедура всенародного опроса, которая использовалась в 2014 году, также недоступна как средство обеспечения независимости.[14]

Конституция Испании предусматривает проведение референдумов, инициируемых центральным правительством,[15] но многие ученые соглашаются, что в таком консультативном процессе должно участвовать все население Испании. Законопроект 2014 года, предложенный Каталонией и направленный на передачу полномочий правительства по проведению референдумов Каталонии, был отклонен более чем 80 процентами голосов в испанском парламенте. Даже если правительство санкционировало региональный референдум, конституционная юриспруденция не допускает проведения референдумов о единстве Испании. Аналогичные выводы были сделаны в Италии, когда Венето призвал к референдуму о независимости[16], и в Германии в отношении Баварии[17].

Наиболее эффективным решением было бы внесение поправки в конституцию в соответствии со статьей 168 («полная реформа»), изменяющей положения о территориальном единстве государства и/или вводящей пункт, позволяющий территориям принимать решение о своей принадлежности Испании.[18] Конституционный суд неоднократно заявлял, что все политические цели законны, если они достигаются конституционными средствами. Сторонники независимости Каталонии никогда не добивались такой поправки, вероятно, из-за низкой вероятности ее успеха.

В целом привлечение Конституционного суда стало тенденцией, если не стратегией, для решения каталонского вопроса. После всенародного консультационного голосования в 2014 году произошла постепенная «урегулирование» территориального конфликта посредством активного участия Конституционного суда, в основном по указанию правительства Испании.[19] Поскольку каталонские учреждения неоднократно выставляли напоказ свои решения, Конституционный суд потерял авторитет. Более того, судебная власть в целом была вовлечена в конфликт, когда были возбуждены уголовные дела против организаторов как всенародного опроса 2014 года, так и референдума 2017 года.

Решения Конституционного суда строго следуют конституционной системе Испании. С европейской точки зрения правила расширения потребуют новой процедуры присоединения Каталонии и единодушного принятия всех государств-членов.[20] С международной точки зрения главным вопросом остается применимость права на самоопределение к Каталонии.[21] В частности, Каталония не является колониальной территорией и не находится в состоянии порабощения, господства или эксплуатации. В отличие от ситуации в Косово, которая привела к заключению Международного Суда в 2010 г.[22], сомнительно, что Каталония может рассматриваться в качестве «исправительного» отделения, доступного, когда внутренний правовой порядок полностью препятствует осуществлению право на самоопределение[23].

Об авторе: Сабрина Рагоне — адъюнкт-профессор сравнительного правоведения в Болонском университете, Италия. Ранее она проводила исследования в Институте сравнительного публичного права и международного права им. Макса Планка в Гейдельберге, в Центре политических и конституционных исследований (CEPC) в Мадриде и в Автономном университете Барселоны.


[1] См. Заявка Каталонии на независимость: как мы к этому пришли? Что такое европейское измерение? Что дальше? , Королевский институт Элькано (23 октября 2017 г.), http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_es/contenido?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/elcano/elcano_es/zonas_es/catalu….

[2] Охватывать. Пост. искусство. 143.

[3] S.T.C., 28 июня 2010 г. (B.O.E., No. 172, p.1) (Испания), доступно по адресу https://boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE- A-2010-11409, доступно на английском языке по телефону https://www.tribunalconstitucional.es/ResolucionesTraducidas/31-2010,%20of%20June%2028.pdf.

[4] Об этих событиях см. Сабрина Рагоне, Недавнее стремление Каталонии к независимости: юридический подход , в Автономии в Европе: решения и вызовы (изд. Золтана Кантора, 2014 г.), доступно по адресу http:/ /bgazrt.hu/_dbfiles/htmltext_files/1/0000000181/Sabrina%20Ragone.pdf.

[5] Resolución 5/X del Parlamento de Cataluña, por la que se aprueba la Declaración de soberanía y del derecho a decidir del pueblo de Cataluña, , доступно по адресу https://www.parlament.cat/document/intrade /7217.

[6] S.T.C., 25 марта 2014 г. (B.O.E. № 87, стр. 77), доступно по адресу https://www.boe.es/diario_boe/txt.php?id=BOE-A-2014 -3885.

[7] Каталонский закон 10/2014 регулирует всенародные консультации и участие, которые отличаются от референдумов.

[8] Резолюция 1/XI парламента Каталонии, sobre el inicio del proceso político en Cataluña como consecuencia de los resultsados ​​selectionles del 27 de septiembre de 2015, , доступна по адресу https://www.parlament.cat/document /intrade/153125.

[9] STC, 2 декабря 2015 г. (B.O.E., № 10, стр. 1951), доступно по адресу https://www. boe.es/buscar/doc.php?id=BOE-A- 2016-308.

[10] О событиях до 2016 года см. специальный выпуск журнала Teoría y Realidad Constitucional , 37/2016, по адресу http://revistas.uned.es/index.php/TRC/ выпуск/просмотр/974.

[11] Ley organica del Criminal Constitucional [L.O.T.C.], B.O.E. н. 239, 3 октября 1979 г. (Испания). Поправка была принята через L.O., B.O.E n. 228, 22 сентября 2015 г. (Испания).

[12] См. новую статью 92 L.O.T.C.

[13] Departamento De La Presidenciad, O.G.C. н. 5595, De Consultas Populares por vía de Referéndum, 17 марта 2010 г.

[14] См. S.T.C. 103/2008, 11 сентября 2008 г. относительно закона, принятого баскским парламентом, о проведении аналогичного всенародного опроса, доступно по адресу https://www.boe.es/boe/dias/2008/10/10/pdfs/ T00003-00014.pdf.

[15] См. Диапазон. Пост. искусство. 92.

[16] См. Corte Costituzionale (Конституционный суд), 29 апреля 2015 г. , н. 118 (Ит.), доступно по адресу https://www.cortecostituzionale.it/documenti/download/doc/recent_judgments/S118_2015_en.pdf.

[17] См. Bundesverfassungsgericht [Федеральный конституционный суд] 16 декабря 2016 г., 2 BvR 349/16 (нем.), доступно по адресу https://www.bundesverfassungsgericht.de/SharedDocs/Entscheidungen/DE/ 2016/12/rk20161216_2bvr034916.html.

[18] В настоящее время дебаты сосредоточены на федеральном устройстве. См. документ группы испанских ученых, Ideas para una Reforma de la Constitución (21 ноября 2017 г.), стр. 9.0005 доступно по адресу http://idpbarcelona.net/docs/actual/ideas_reforma_constitucion.pdf.

[19] См. Josep M. Castellá Andreu, Конституция трибунала y proceso secesionista catalán: resuestas urídico-constititucionales un conflicto político-constitucional , 37 Teoria y RealidAd, имеющийся в 2016 году. //revistas.uned.es/index.php/TRC/article/view/17021/14608.

[20] Кроме того, бывшие президенты Европейской комиссии Романо Проди и Хосе Мануэль Дуран Баррозу в 2004 и 2012 годах соответственно утверждали, что договоры больше не будут применяться к новым независимым государствам.

[21] О различиях между случаями «непривилегированного» отделения и «привилегированного» отделения, поддерживаемого международным правом, см. Marc Weller, Secession and Self-determination in Western Europe: The Case of Catalonia , EJIL: Talk ! (18 октября 2017 г.), https://www.ejiltalk.org/secession-and-self-determination-in-western-europe-the-case-of-catalonia/.

[22] Соответствие международному праву Односторонней декларации независимости в отношении Косово, Консультативное заключение, 2010 г. I.C.J. Респ. 403 (22 июля), доступно по адресу http://www.icj-cij.org/files/case-related/141/141-20100722-ADV-01-00-EN.pdf.

[23] Энн Питерс, Популистское международное право? Приостановление независимости и нормативное значение референдума по Каталонии , EJIL: Talk! (12 октября 2017 г.), https://www.ejiltalk.org/populist-international-law-the-suspended-independence-and-the-normative-value-of-the-referendum….

Референдум о независимости Каталонии назначен на октябрь | Каталония

Долгожданный и вызывающий острые споры референдум о независимости Каталонии от Испании наконец состоится 1 октября, объявило в пятницу региональное правительство, вызвав очередное политическое и судебное противостояние с Мадридом.

Президент Каталонии Карлес Пучдемон заявил, что избирателям на одностороннем референдуме будет задан вопрос: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимой страной в форме республики?»

Администрация Пучдемона, выступающая за суверенитет, настаивает на том, что богатый северо-восточный регион имеет политическое, экономическое и культурное право на самоопределение.

Но правительство Испании категорически против отделения, утверждая, что это нарушение конституции, и пообещало использовать все возможные средства, чтобы помешать проведению референдума.

Пучдемон сказал, что Мадрид не оставил своему правительству иного выбора, кроме как объявить голосование.

«Когда нас спросили, чего мы, каталонцы, хотим, мы дали им предложения — всевозможные предложения», — сказал он. «Но все они — без исключения — были отклонены или серьезно урезаны».

Заместитель премьер-министра Испании Сорайя Саенс де Сантамария отклонила это объявление как пустую угрозу, заявив: «Они могут объявить референдум столько раз, сколько захотят, отложить его на сколько угодно недель и провести столько мероприятий как хотят, но референдум не состоится».

Более 80% участников проголосовали за независимость в символическом опросе, проведенном три года назад, хотя в нем приняли участие лишь 2,3 миллиона из 5,4 миллиона избирателей Каталонии, имеющих право голоса.

Однако на этот раз правительство Каталонии настаивает на том, что результаты будут иметь обязательную юридическую силу.

В своем выступлении в Мадриде в прошлом месяце Пучдемон сказал, что его правительство имеет «демократически нерушимую» приверженность референдуму, и обвинил премьер-министра Испании Мариано Рахоя в том, что он не сделал ничего «серьезного, искреннего или реального» для решения проблемы.

Конституционный суд Испании постановил, что предыдущий референдум был незаконным за пять дней до его проведения 9 ноября 2014 года, но тогдашний президент Каталонии Артур Мас и другие протолкнули голосование при помощи более 40 000 добровольцев, которые открыли школы и установили избирательные участки.

В марте этого года Мас был признан виновным в неподчинении решению конституционного суда и лишен права занимать государственные должности в течение двух лет.

Пучдемон сказал, что готов столкнуться с последствиями неповиновения суду.

«Это очень серьезное дело и очень демократичное», — сказал он Guardian в прошлом году. «Я не мог не подчиниться воле каталонского парламента».

Испанское правительство, однако, уверено, что в первую очередь оно сможет помешать проведению референдума. Как и суды, он имеет право ссылаться на статью 155 конституции, что позволит ему предпринять решительные шаги, чтобы сорвать голосование, приостановив региональную автономию.

Такой шаг может привести к тому, что Мадрид прикажет закрыть школы в регионе, чтобы предотвратить их использование в качестве избирательных участков, и даже возьмет под контроль каталонскую полицию.

На прошлой неделе Венецианская комиссия — группа экспертов, консультирующих Совет Европы по конституционному праву, — написала Пучдемону, что референдум должен быть проведен «по согласованию с испанскими властями… и в полном соответствии с конституции и применимого законодательства».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *