Каталония вышла из-под прямого правления Мадрида — РБК
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 30 марта
EUR ЦБ: 83,49
(+0,71)
Инвестиции, 29 мар, 16:18
Курс доллара на 30 марта
USD ЦБ: 76,98
(+0,38)
Инвестиции, 29 мар, 16:18
Чем узбекская реформа Конституции отличается от российской и казахской Политика, 07:30
Путин поручил провести на ВДНХ выставку-форум «Россия» Экономика, 07:19
Москалькова предложила перенять у ЕСПЧ механизм выплаты компенсаций Общество, 07:17
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
МОК оставил сборную России без лидеров. Как можно избежать санкций Спорт, 07:15
Наместник Киево-Печерской лавры обратился к Зеленскому фразой «бойтесь» Политика, 07:13
Бесплатная аналитика для шести сфер бизнеса: спрос, продажи и конкуренты РБК и СберБизнес, 07:06
«Дочка» «Сбера» спрогнозировала рост грузовых автоперевозок до ₽3 трлн Бизнес, 07:00
Спите по 8 часов, но не высыпаетесь?
На интенсиве РБК Pro вы узнаете, как улучшить качество сна и с легкостью вставать по утрам
Прокачать навык
Премьер госсовета Китая призвал мир противостоять односторонним санкциям Политика, 06:52
Disney уволила продавшего Marvel миллиардера Бизнес, 06:37
При пожаре на корабле у берегов Филиппин погибли 12 человек Общество, 06:21
Трутнев предупредил о дефиците провозных мощностей на Дальнем Востоке Экономика, 05:49
В Минобороны сообщили об уничтожении трех украинских ДРГ под Купянском Политика, 05:24
Разработчик Sims и FIFA Electronic Arts уволит 6% сотрудников Технологии и медиа, 05:17
Лишь 16% россиян выступили против работы в пятницу до обеда Общество, 05:01
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
В субботу, 2 июня, члены нового правительства Каталонии были приведены к присяге. После этой процедуры автоматически завершился период прямого правления в регионе Мадрида, который длился более семи месяцев
Ким Торра (Фото: Jordi Boixareu / Zuma / ТАСС)
Новое правительство испанской провинции Каталония во главе с Кимом Торрой принесло присягу и вступило в свои полномочия, сообщает Reuters.
C приведением к присяге нового правительства автоматически завершился период прямого правления Мадрида, который длился более семи месяцев.
Глава правительства Каталонии заявил, что привержен идее независимости региона и хочет вступить в переговоры с новым премьер-министром Испании Педро Санчесом, с тем чтобы положить конец противостоянию Мадрида и Барселоны. В своей речи в честь приведения к присяге он открыто обратился к главе испанского правительства. «Премьер Педро Санчес. Будем вести переговоры между двумя правительствами. Сложившуюся ситуацию нельзя затягивать ни на один день», — сказал он, цитирует его слова La Vanguardia. Кроме того, говоря о действиях Мадрида, направленных против каталонских сепаратистов, он выразил сожаление из-за «государственного переворота против демократии и каталонских институтов». Всем пострадавшим от политических преследований после каталонского референдума о независимости Торра пообещал помощь.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
«Это правительство привержено движению к независимому государству в форме республики», — сказал Ким Торра на церемонии присяги правительства.
Сам Торра вступил в должность 17 мая. Однако при этом он, вопреки традиции, не стал заявлять о своей верности испанской Конституции и не стал присягать королю Испании Филиппу VI. Вместе с тем он пообещал быть преданным «народу Каталонии».
Каталония — регион с сильными сепаратистскими настроениями на востоке Испании. Предыдущий глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон стал организатором референдума о независимости региона от Мадрида. Тогда 90% каталонцев поддержали отсоединение от Испании при явке 43%. Однако власти Испании отказались признать референдум законным. Организаторы референдума были привлечены к ответственности, руководство Каталонии ушло в отставку. В регионе в соответствии со статьей 155 Конституции Испании было введено прямое управление. Главный вдохновитель сепаратистского движения, Пучдемон, был вынужден покинуть страну. В настоящее время он находится в Германии. Испанские власти выписали ордер на его арест, в связи с чем в Германии решается вопрос о его экстрадиции. 22 мая высший суд Шлезвиг-Гольштейна, несмотря на запрос прокуратуры, отказался арестовать Пучдемона.
После ухода предыдущего правительства Каталонии в регионе были организованы выборы, по итогам которых успеха вновь добились каталонские сепаратисты.
Авторы
Теги
Украинизация ЕС: пример Каталонии | Мнения
На улицах Барселоны и по всей пока еще испанской Каталонии беспорядки. За минувшую неделю обстановка накалилась до предела. Мадрид готов ввести чрезвычайное положение в благополучной и богатой провинции.
Всё дело в том, что парламент Каталонии назначил дату референдума о независимости на 1 октября. И чем ближе плебисцит, тем выше градус истерики в Мадриде.
ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
Вместо того чтобы наладить конструктивный диалог с властями автономии, центральные испанские власти пошли путем репрессий и давления. Что, конечно, не вписывается в декларируемые Европейским Союзом принципы свободы мнений и права на референдум в любом вопросе.
Прошла серия арестов среди лидеров автономии, изъят тираж подготовленных бюллетеней. Мадридский суд в спешном порядке клепает решения в отношении каталонских лидеров. От ареста до ежедневного штрафа в €12 тыс. за призывы к референдуму.
Что же так напугало кастильцев? Почему они так боятся референдума?
К примеру, в Великобритании три года назад состоялся референдум о независимости Шотландии по инициативе Шотландской национальной партии. И тогда британские власти не пошли силовым путем сохранения территориальной целостности страны, как это сегодня демонстрирует Мадрид. Британское правительство сохранило лицо и приверженность европейской демократии. Тогда, сильно рискуя карьерой, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон сам возглавил партию против выхода Шотландии из Объединенного Королевства. Отложив все дела, он лично руководил агитационной кампанией и ездил, уговаривая шотландцев.
Спустя год уговорить британцев остаться в Европейском Союзе ему не удалось. За что Кэмерон и поплатился карьерой. В Брюсселе шутить не любят. Собственно, за такими не по-европейски жесткими действиями Мадрида в отношении благополучной Каталонии сегодня многие наблюдатели видят позицию евробюрократии. Без согласования в Европейской Комиссии испанские власти на такой «отвязный кастильский дивертисмент» не решились бы.
Историки сегодня вспоминают события 80-летней давности, когда Каталонию фактически захватили войска Франко, подавив очаг демократии. Сегодня Мадрид ввел национальную гвардию в Каталонию. Завтра объявят чрезвычайное положение.
В отчаянии взывая к разуму и европейской демократии, лидер автономной Каталонии опубликовал свою статью в одной из самых тиражных газет Европы — The Guardian — с разъяснением позиции Каталонского парламента относительно предстоящего референдума. С апеллированием к международному праву и праву наций на самоопределение, указанием на отдельный государственный статус автономии и прямые легитимные выборы каталонского парламента, в конце концов противоречии самих испанских законов. Упрекая Мадрид в том, что вместо диалога о статусе Каталонии и совместном проживании по соседству каталонцы получили волну чрезмерного насилия и репрессий.
Евробюрократы ответили сухо. Мол, Брюссель не вмешивается во внутренние дела стран – членов Европейского Союза.
Каталонцы вышли на улицы. Вышли не за отсоединение от Испанской короны или против. Вышли за свое право проводить референдумы по значимым вопросам. Что, конечно, закреплено и в законе.
То есть теперь вопрос стоит уже не «за» или «против» независимости. А «за права». За так громко декларируемые в ЕС права европейского человека, что уже несколько поколений европейских народов рождается с убеждением реальности этих прав.
Причем если исход возможного референдума еще неделю назад был, что называется, «середина на половину» (как и в Шотландии в 2014-м), то сегодня это уже борьба народа против деспотии метрополии в отстаивании прав европейского гражданина.
Центральные испанские власти блокировали официальные сайты каталонских властей и ввели в Барселону войска и тяжелую бронетехнику.
Представить себе такой сценарий в просвещенной Европе еще 10 лет назад было невозможно. Сегодня это реальность. Как было невозможно представить себе, что в Германии на выборах в бундестаг на волне миграционного кризиса могут пройти ультранационалисты «Альтернатива для Германии» и стать чуть ли не третьей политической силой в ведущей стране Евросоюза.
Куда же катится Европа в жестких веригах Европейского Союза? Представляется, что забавные сентенции украинских лидеров последних лет, что «Украина цэ Эуропа», в свете развития событий не так уж и лишены здравого смысла.
Мы сегодня наблюдаем процесс «украинизации» ЕС. Те методы, которыми действовали украинские власти в Донбассе и по всей стране, сегодня берут на вооружение евробюрократы. Пример Испании, боюсь, не последний.
В этом смысле совершенно другими красками играют все проблемные вопросы к России со стороны коллективного Запада относительно Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья, Донбасса и так далее. И, конечно, Крыма, который нашел силы и мужество вопреки всему и опираясь на международное право, вернуться в «родную гавань» в марте 2014 года.
Флер красивых слов про демократию и права человека слетает с ЕС как осенние листья с деревьев. За осенью всегда приходит зима.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Отделение и государственность: уроки Испании и Каталонии
Содержание Описание книги
ISBN 9780367774202
272 страницы
Опубликовано 9 сентября 2021 г. к Рутледж
Бесплатная доставка (7-14 рабочих дней)
вариантов доставки
Формат Электронная книга VitalSource в твердом переплете
фунтов стерлингов £ 140,00
КОЛ-ВО
добавить в корзину
Добавить в список желаний
ISBN 9781003200772
272 страницы
Опубликовано 8 сентября 2021 г. к Routledge
Узнайте об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна
Также доступно в виде электронной книги:
- Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
-
Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
(покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне
Формат Электронная книга VitalSource в твердом переплете
Купить электронную книгу 38,99 фунтов стерлингов 35,09 фунтов стерлингов 38,99 фунтов стерлингов Аренда на 6 месяцев 21,45 фунта стерлингов 21,45 фунта стерлингов 21,45 фунта стерлингов Аренда на 12 месяцев 25,35 фунтов стерлингов 25,35 фунтов стерлингов 25,35 фунтов стерлингов
- Любой соответствующий налог с продаж будет применяться во время оформления заказа.
добавить в корзину
Добавить в список желаний
Продолжить покупки
В этой книге анализируется сложное явление отделения как формы создания государств с точки зрения международного права. В отличие от других подходов, основанных на анализе политической основы сепаратистских процессов или на построении правовой базы, оправдывающей существующую практику, цель состоит в том, чтобы дать объяснение сецессии как практики, не подпадающей под действие правового режима Организации Объединенных Наций для самоопределения колониальных народов, ни постановлениями и руководящими принципами, касающимися прав человека меньшинств и коренного населения, как в ООН, так и в региональных организациях (Организация американских государств, Совет Европы или Африканский союз).
Утверждается, что сецессия — это практика, не соответствующая международным императивным нормам, например тем, которые запрещают нарушение территориальной целостности государств, применение силы или вмешательство во внутренние дела других государств. Даже зная о неизбежных последствиях фактического создания государств и других образований де-факто для торговых отношений, коммуникаций и прав отдельных лиц, отделение является практикой, которая должна привести к обязательству непризнания государствами и международными организации. В качестве примера этой практики объясняется и изучается сепаратистский процесс в Каталонии с 2014 года.
1. Сецессионистские процессы: понятие, классификация и обоснование. Политические основы каталонского сепаратизма 2. Невозможная основа сецессии в праве на самоопределение народов, разработанном Организацией Объединенных Наций. Предполагаемые правовые основы каталонского сепаратизма 3. Создание государства и присоединение к государственности в международном праве. Первый урок, который следует иметь в виду при сепаратистских попытках, таких как Каталония 4. Роль признания в присоединении к государственности и обязательство не признавать сепаратистское образование в качестве государства. Второй урок для Каталонии и других сепаратистских образований
Биография
Ана Джемма Лопес Мартин — профессор международного публичного права Мадридского университета Комплутенсе, Испания.
Хосе Антонио Переа Унсета — профессор международного публичного права Мадридского университета Комплутенсе, Испания.
.
Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.
- Бесплатная доставка (7-14 рабочих дней)
Добавить в корзину
Между верховенством права и принципом демократии
Наука Блоги
Главная
Эврика!
Alberto López Basagurennull — © Auriane Clement/Unsplash
Притязания сепаратистов в Испании: от Страны Басков до Каталонии в последние десятилетия.Первый касался плана
Ibarretxe в Стране Басков (план был назван в честь его инициатора, тогдашнего главы правительства Басков Хуана Хосе Ибарретхе).Кризис длился все 2000-е, вплоть до парламентских выборов 2009 года.когда Баскская националистическая партия потеряла власть. Второй — это заявление о независимости Каталонии, известное как «процесс», которое развивалось с 2012 по 2017 год, хотя и с последствиями, которые продолжаются и по сей день.Оба политических процесса были основаны на идее «права решать». Иногда сторонники «права решать» утверждали, что речь идет исключительно о праве граждан выражать свое предпочтение политическому статусу своего сообщества. , Это было бы через референдум или «консультацию», термин, предназначенный для того, чтобы избежать юридических ограничений на возможность референдума, установленных Конституционным судом Испании. определение, которое позволило бы политическому сообществу (Стране Басков или Каталонии) свободно определять свой политический статус, включая создание независимого государства.
Несмотря на этот общий принцип, два политических процесса различались как по содержанию своих требований, так и по способу их выдвижения и развития. Во-первых, радикальный характер каталонского стремления к независимости контрастирует с более умеренными целями плана Ибарретче. Независимость была явной целью каталонского «процесса». Напротив, план Ибарретче предлагал конфедеративный статус, основанный на исторических правах, закрепленных в Конституции. План намекал на возможность того, что Страна Басков может сделать выбор в пользу независимости только в том случае, если испанское государство не примет это предложение или если не удастся достичь соглашения путем переговоров.
Во-вторых, два процесса разошлись по уровню политической и социальной поддержки, которую они получили. План Ibarretxe был разработан с большим нежеланием со стороны руководства собственной партии Ibarretxe (PNV), что вызвало кризис, приведший к отставке ее президента. План пользовался ограниченной поддержкой населения, с одной стороны, и столкнулся с серьезной политической оппозицией, с другой. Это резко противоречит каталонскому сценарию. Заявление о независимости в Каталонии было подкреплено впечатляющим уровнем общественной мобилизации, в том числе публичными выражениями поддержки со стороны соответствующих деятелей. Подобных заявлений против независимости поразительно не было.
Непродуманная основа независимости Каталонии и ошибочная реакция испанской политической системы
Движение за независимость Каталонии развивалось на основе трех фундаментальных утверждений. Во-первых, требование независимости было чисто демократическим вопросом. Если бы независимость была поддержана большинством каталонского общества, не было бы возможности демократически противостоять ей. Во-вторых, независимость Каталонии была достижима в краткосрочной перспективе (в 2014 году президент Каталонии предложил независимость в течение 18 месяцев). Третье утверждение заключалось в том, что независимость была достижима полностью законным путем (концепция перехода от закона к закону, введенная К. Вивером), путем утверждения парламентом Каталонии соответствующих «законов об отключении».
Эти три утверждения вскоре оказались неверными и неосуществимыми, как утверждали многие наблюдатели. Тем не менее, это не оказало ни малейшего влияния на тех, кто руководил движением и каталонскими институтами, от реализации своих устремлений. В этом смысле замысел процесса независимости был неправильно понят, поэтому вряд ли он мог бы преуспеть на этих предположениях.
Но есть и четвертый элемент, влияющий на характер сепаратистского вызова в Каталонии: отсутствие неоспоримого большинства сторонников независимости. Как уже отмечалось, общественная поддержка стремления к независимости была значительной, но недостаточно высокой, чтобы составить большинство электората. Эволюция поддержки независимости электоратом от парламентских выборов 2012 г. до «консультации» 9-N 2014 г., плебисцитарные выборы 2015 г. и референдум 1 октября 2017 г. ослабли в абсолютном выражении (процент правомочных голосов) и в относительном выражении (голоса за независимость по сравнению с голосами против).
Это ослабление усилилось на выборах 2017 года, созванных вследствие приостановки центральными властями автономии Каталонии (ст. 155 Конституции Испании). Это было кульминацией напряженности и реактивной мобилизации движения за независимость, и, несмотря на это, партии, выступающие за независимость, получили процент чуть выше 45%, в то время как партии, выступавшие против независимости, получили поддержку более 50%. Опросы ICO (Каталонский институт общественного мнения) после этой даты показывают продолжающееся снижение поддержки независимости, достигнув в 2022 году самого низкого уровня с 9 сентября. 0115 запущен процесс .
То, как испанская политическая система противостояла вызову независимости Каталонии, также было глубоко ошибочным. Столкнувшись с претензиями на право на самоопределение и чисто «децизионистской» концепцией демократии как права материализовывать то, что решает большинство, посредством прямой консультации (референдума), ответом была жесткая и узкая концепция принципа законности. Этот ответ не только отрицал возможность независимости Каталонии, но даже отрицал легитимность любой инициативы, связанной с этим вопросом. Конституционный суд воспрепятствовал обсуждению вопросов, связанных с этим вопросом, и принятию резолюций декларативного характера в парламенте Каталонии.
Важным последствием стал переход поля дебатов к движению за независимость. Политические силы, выступающие против независимости, ответили не политическими аргументами, а только аргументами о ее незаконности. Это означало, что противостояло между законностью, с одной стороны, и демократическим принципом (независимо от проблем в его формулировке) — с другой.
Характер этой конфронтации представляет огромную опасность в испанском контексте. История Испании показала, что консолидированная демократическая система невозможна без мощной системы территориальной автономии. В то же время это также показывает, что признание территориального разнообразия и уважение самоуправления возможно только в контексте надежной демократической системы. С этой точки зрения, недавний толчок каталонского национализма, с одной стороны, и реакция испанской политической системы, с другой, серьезно угрожают здоровью демократической системы и ее системы территориальных автономий.
Эти ошибки ярко проявились в событиях 6 и 7 сентября в парламенте Каталонии, когда выступающее за независимость парламентское большинство попирало права парламентского меньшинства, чтобы продвинуть «законы об отключении» (Закон о референдуме о независимости и Законе о правовом и фундаментальном переходе республики), а с другой стороны, в событиях 1 октября, в день референдума о независимости, событиях, которые наводнили СМИ всего мира.
Перспективы на будущее
Много лет назад Уилл Кимлика утверждал, что федерализм не отвечает требованиям отделения данного сообщества. Тем не менее, за исключением отделения, также нет ответа на удовлетворительное признание и интеграцию этого сообщества за пределами здоровой федеральной системы.
Независимость Страны Басков и Каталонии пользуется поддержкой населения на основе политического дискурса, в котором решающую роль играет дискредитация системы территориальной автономии. Ограничения и проблемы испанской системы автономии являются элементом, без которого невозможно понять успех, каким бы относительным он ни был, дискурса в поддержку независимости. Следовательно, решение этих проблем и ограничений является необходимой задачей в попытке ослабить поддержку отделения. Таким образом, реформа территориальной системы является необходимой задачей. Те, кто добивается этой реформы, должны учиться на опыте федеральных систем, которые продемонстрировали большую политическую гибкость в решении подобных проблем.
Но реформа территориальной модели политически неосуществима, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, в результате политического тупика, в котором застряла испанская политическая система. Это усугубляется крайней раздробленностью общегосударственной партийной системы последних лет. Помимо систематической реформы системы территориальной автономии, можно сделать многое, чтобы сделать систему политически более здоровой. Одна включает в себя совершенствование системы и практики многоуровневого управления, особенно когда речь идет о межгосударственных отношениях. Другой – разработка и внедрение более рациональной, сбалансированной и менее поддающейся дискредитации системы территориальных финансов, чем действующая.
Если бы эти две цели, ни одна из которых не требует далеко идущей конституционной реформы, были бы решены, автономная система была бы наделена несравненно большей согласованностью и силой; и было бы намного сложнее подорвать. Однако нынешняя политическая ситуация в Испании затрудняет достижение этих целей.
Эта статья была впервые опубликована в блоге Центра конституционных изменений.
Альберто Лопес Басагурен
Альберто Лопес Басагурен — профессор конституционного права Университета Страны Басков (Испания).
Подробнее
метки
- Серия Catalonia
- Catalonia
Цитация
https://doi.org/10.57708/b122953051
. Закон и принцип демократии . https://doi.org/10.57708/B122953051
Этот контент находится под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International.
Похожие сообщения
Наука Блоги
eureka
ЕС-Эфиопия: Демократизация Эфиопии тоже вместе?
Zemelak Ayitenew Ayele
Science Блоги
Eureka