Почему Каталония хочет выйти из состава Испании
Барселона является оплотом каталонского сепаратизма, история которого уходит далеко в прошлое. В этом городе вы не найдете ни одного дорожного знака, указывающего на Мадрид. Отношения столицы Испании с Каталонией всегда были натянутыми, однако задавали определенный стандарт государственности. Переломный момент случился в 2017 году, когда Барселона в ходе референдума доказала свои намерения навсегда выйти из состава Испании. Несмотря на жесткий ответ на это Мадрида, 2021 год в силу определенных обстоятельств может стать решающим в отношениях королевства и сепаратистского региона.
ПредысторияВсего в Испании 17 регионов, где каждый имеет свое правительство и парламент, однако Каталония более самостоятельна в принятии решений. В 1978 году регион получил автономию и в полномочия местной власти вошли вопросы образования, судов и полиции. Необходимо отметить, что приобретение контроля за образованием являлось ключевым достижением для региона, поскольку местные власти самостоятельно стали определять языковую политику. Каталонский язык стал обязательным для изучения в школах, начало развиваться книгопечатание и театральное искусство. В итоге наличием своей культуры и языка каталонцы обосновывали необходимость независимости.
В 2012 году на выборах депутаты партий — сторонников независимости Каталонии получили рекордное количество мест, а спустя несколько месяцев парламентом была провозглашена Декларация о суверенитете, которая положила начало активной борьбы каталонцев за независимость своего региона. Уже в 2015-м каталонский парламент проголосовал за принятие резолюции об отделении от Испании, а в начале 2017 года противоречия Мадрида и Барселоны достигли предела.
Каталония провела непризнанный референдум о независимости, чем спровоцировала новый виток противостояния. На нем порядка 90% жителей региона проголосовали за отделение от Испании, однако центральные власти отреагировали жестко на подобный акт сепаратизма. Полиция Мадрида подавила в Барселоне протестные акции, а правительство, согласно статье 155 Конституции, взяло власть региона в свои руки. Более 14 высокопоставленных чиновников были арестованы, среди которых и лидер Каталонии Карлес Пучдемон.
ЭкономикаОдной из основных причин нежелания каталонцев оставаться в составе Испании являются экономические факторы. Согласно официальным данным испанского правительства, Каталония, которая занимает лишь 6% от всей территории Испании, формирует более 20% общенационального ВВП. Естественно, подобные показатели не могли не стать поводом для политических спекуляций, которые вылились в лозунги о независимости региона.
Переломным моментом экономической биографии Каталонии стал 2010 год, когда власти Мадрида решили «закрутить гайки» и не дали сепаратистскому региону налоговых послаблений. Королевство стремилось избежать получения Барселоной полной самостоятельности, поскольку это могло бы привести к созданию прецедента. Мадрид и правда боится, что за Каталонией могут выйти из состава государства Андалусия или Баски.
В Барселоне производятся автомобили, в частности, Audi и Nissan, там же находится крупнейший морской порт, который играет важную роль в товарообороте Испании. Но при этом экономисты делают неутешительные прогнозы об одиночном плавании региона.
Как пишет исследователь Civismo, специализирующийся на международной торговле, Антонио О’Муллони: «В случае отделения Каталонии соотношение долга к ВВП резко возрастет до 112–126%. Регион также выйдет из еврозоны, а это означает, что ему нужно будет создать новую денежно-кредитную политику практически с нуля. Наконец, вопрос иностранных инвестиций, из которых 78% имеют европейское происхождение. Выход из ЕС почти остановит приток капитала«. Да и в целом большинство экономических достижений Каталонии сопряжены с политикой центральных властей Испании. Королевство является главным рынком сбыта для каталонских товаров.
ПолитикаКак пишут в своей статье корреспонденты The New York Times Николас Кейси и Рафаэль Миндер, в течение многих лет правительство Испании считало сепаратистское движение в Каталонии суфле — «его легко надуть, но затем оно рушится». События 2017 года подтвердили это сравнение, однако в 2021-м каталонская борьба выйдет на новый уровень.
Недавно прошли выборы в парламент Каталонии, где впервые три партии, выступающие за независимость, получили более половины голосов, забрав 74 места из 135 возможных. Однако, несмотря на это, социалистическая партия премьер-министра Педро Санчеса фактически выиграла выборы, набрав 23% голосов. В истории Каталонии сейчас наступает переломный момент, где есть два варианта развития. Либо власть возьмут сепаратисты, либо правительство будет образовано на принципах компромисса.
Политолог Даниэль Домби в своей статье в Financial Times склоняется ко второму варианту: «Вероятно, сейчас социалисты и левые республиканцы попытаются сформировать коалицию«. Масла в огонь подобному союзу подливают общественные волнения вокруг ареста популярного каталонского рэпера Пабло Хаселя, которому грозит девять месяцев тюрьмы по обвинению в том, что его тексты прославляют терроризм и порочат монархию. 17 февраля на улицы Барселоны вышли тысячи людей в его поддержку. Подобные акции закончились массовыми беспорядками и столкновениями с полицией. И митингующие указывают в соцсетях, что эти протесты не будут иметь разовый характер.
Но все же лейтмотивом в отношениях Каталонии и центра станут последствия недавних выборов в парламент Барселоны. Как заявила представитель правительства Каталонии в ЕС Меритчель Серрет, «движение за независимость становится все более и более последовательным. А его поддержка продолжает расти«. Однако, несмотря на подобные националистические идеи, никто из каталонских интеллектуалов не может дать четкого ответа — в чем плюс независимости. Сепаратизм этого региона уже укладывается в некую политическую традицию, с которой каталонцы рождаются и живут до конца своих дней, закладывая идеи независимости региона в фундамент следующих поколений.
Что будет дальше?Если анализировать самые яркие движения сепаратизма в Европейском союзе, то Каталония по праву занимает первое место, обойдя даже попытки Шотландии получить независимость от Великобритании. К слову, бывший премьер-министр Соединенного Королевства Дэвид Кэмерон в 2014 году решил полностью закрыть вопрос сепаратизма в Шотландии, проведя референдум об отделении. Тогда 55% шотландцев проголосовали против этой инициативы, и территория Соединенного Королевства осталась без изменений.
Подобная авантюра просто невозможна в Испании. Мадрид прекрасно знает масштабы сепаратистских настроений в Каталонии, и проведение референдума о независимости закончится игрой в одни ворота. По данным многочисленных социологических опросов, более 90% жителей Барселоны стремятся к независимости региона. После победы сепаратистского движения на парламентских выборах подобные настроения получили новый импульс. Мадрид знает, что политика предоставления Каталонии новых свобод приведет только к ее отделению. Автономизация Каталонии 1978 года провалилась и породила еще больший сепаратизм.
Действующий премьер-министр Испании Педро Санчес понимает, что удержание региона в составе королевства сопровождается двумя важными факторами: экономическим и политическим. Помимо потерь в финансовом секторе независимость Каталонии может создать прецедент. Нет никакой гарантии, что после выхода Каталонии из королевства подобной практикой не захотят воспользоваться Баски или Андалусия. Европейский союз также не хочет увидеть этот прецедент, поскольку это подтолкнет Шотландию, Фландрию и другие регионы к борьбе за независимость.
Брюссель уже заявил, что независимость Каталонии не будет означать автоматического членства в ЕС, тем самым дав понять, что в выборе между Мадридом и Барселоной ставка будет делаться именно на первый вариант. Да и в любом случае, как Мадрид имеет свои рычаги влияния на Барселону, так и Барселона на Мадрид. Это уже некая историческая драма вечного противостояния, заканчивать которую не хочет ни одна сторона.
Материал опубликован в газете «Вести» от 25 февраля №034. Полный выпуск газеты «Вести» вы можете приобрести в местах распространения прессы или оформить онлайн-подписку.
причины и предпосылки сепаратизма – тема научной статьи по политологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка
Серия «Политология. Религиоведение»
2013. № 2 (11), ч. 2. С. 148-156 Онлайн-доступ к журналу: http://isu. ru/izvestia
Иркутского государственного университета
И З В Е С Т И Я
УДК 323.17
Движение за независимость Каталонии причины и предпосылки сепаратизма1
А. Ю. Тамарович
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Рассматриваются причины националистических и сепаратистских настроений в Каталонии, их исторические предпосылки. Анализируются процессы сепаратизма в современном Европейском союзе.
Ключевые слова: Каталония, Испания, каталонский сепаратизм, каталонский национализм, суперрегион, каталанизм.
Современный, все более глобализирующийся мир стремится к кооперации. Создание Европейского союза можно рассматривать как настоящий прорыв в единении различных народов, которые, отбросив все предыдущие разногласия, отдали часть своего суверенитета наднациональному органу. Создание Европейского союза имело положительные эффекты, но оно спровоцировало и серьезные проблемы.
Одна из них — региональный сепаратизм. В 2012 г. власти Шотландии и Каталонии объявили о желании провести референдумы о независимости от Великобритании и Испании соответственно. Сепаратизм является важнейшей формой процесса становления национальных государств в Западной Европе. После 90-х гг. он получил новый импульс. Это привлекло внимание ученых всего мира. В большинстве своем они характеризуют сепаратизм как движение к переформатированию Старого Света на основе регионов. Подробный анализ нового сепаратизма проведен Майклом Китингом в статье «Новый регионализм в Западной Европе» [12].
В вопросе изучения европейского сепаратизма особенно интересным является случай Испании. Этническое разнообразие, исторические традиции и диспропорции экономического развития регионов являются причинами популярности сепаратистских настроений. Они царят практически во всех провинциях. Каталония, Андалузия, Астурия и Канарские острова отказались от плана правительства по сокращению дефицита бюджета. Случай с каталонским национализмом стал общеиспанским политическим феноменом. Он активно используется региональной элитой как инструмент в полемике с Мадридом по поводу политических, экономических проблем и каталонского участия в европейской политике [10, с. 1].
1 Статья подготовлена при частичной финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., соглашение № 14.B37.21.0271.
А. Н. Кожановский рассматривает националистический каталонский дискурс через исторические истоки [14-16]. И. М. Бусыгина определяет Каталонию как «исторический регион, который столетиями отстаивает свой самобытный характер» [3]. В испанской политологии распространено конструктивистское прочтение феномена каталонского национализма, появление которого связывается с постепенной трансформацией социальных институтов и отношений, в рамках которых распад традиционности совпал с формированием модерновых политических идентичностей [5; 37]. Поэтому каталонские исследователи склонны применять конструктивистские теории, интерпретируя феномен каталонского национализма как результат интеллектуальной деятельности местных каталонских националистов [33]. Большинство интерпретаций каталонского национализма исходит из предположения, что он опирался на исторические истоки и мощный интеллектуальный и литературный бэкграунд, представленный текстами на каталанском языке [27; 30; 31; 35].
Рассмотрение исторических предпосылок роли каталанского языка во вновь возникшей проблеме каталонского национализма в XXI в. и влияния на Каталонию вступления Испании в единый европейский рынок и станет основной темой данной работы.
Сепаратизм в данной работе определяется как требование суверенитета и независимости для этнически обозначенной территории, и это требование направлено против государственной власти страны проживания [2, с. 2]. Автор придерживается классического определения национализма, данного Э. Геллнером. Национализм — это убеждение, что нация как культурная общность должна совпадать с государством как политической общностью, что каждый народ должен иметь собственное государство, способное не только защитить, но даже создать свою самобытную культуру и традиции [4, с. 23].
Каталония — исторически сложившийся регион и автономное сообщество на северо-востоке Пиренейского полуострова с населением 7,5 млн человек (16 % населения Испании). Столица — город Барселона. Имеется свой язык — каталанский.
История Каталонии насчитывает более десяти веков. В XII в. было образовано Королевство Каталонии и Арагона, в котором Каталония сохранила внутреннюю автономию и собственные законы, а также особые привилегии в рамках единого государства — фуэрос. С восшествием на престол в 1714 г. испанского короля Филиппа V Каталония утратила все свои привилегии. В 1901 г. испанское правительство признало существование каталонской нации, что ускорило развитие представлений населения о возможности существовать независимо.
В 1931 г. после образования Испанской республики каталонцам было предоставлено самоуправление. Поэтому во время гражданской войны большинство каталонцев выступило на стороне Второй Республики. В 1934 г. начал осуществляться проект создания независимой Каталонии, однако поражение республиканцев оставило этот план неосуществленным. При диктатуре генерала Франко любые проявления национальных чувств, отличных от кастильских, подавлялись. В Стране Басков, Галисии, Каталонии, Валенсии было запрещено не только использовать родной язык в деловой и обществен-
ной жизни, но и говорить на нем. В Барселоне полицейские могли забрать человека в участок только за то, что он говорил на улице на родном, каталанском языке. Ему мог грозить штраф и даже тюремный срок. Национальные и политические чувства можно было выразить, только болея за футбольный клуб «Барселону» [9, с. 3]. В 1978 г. в ходе дефранкизации принимается новая конституция, по которой Каталония получает автономный статус, за которым следует официальное признание каталанского языка. Конституция стала настоящим выходом для страны, которой полвека правил фашистский режим. Однако она не смогла урегулировать противоречия между народами Испании, существовавшие в скрытом виде во время диктатуры.
Большую роль в осознании себя как нации сыграло для каталонцев литературное возрождение в XIX в., уходящее своими корнями в историю региона, его сопротивления кастилизации и связанное с европейскими течениями романтизма и сентиментализма. Но идея нации имела мало потенций к реальному достижению независимости [20, с. 120]. Становление литературного каталанского языка в XIX в. стало одним из опорных аргументов националистов.
Знание каталанского языка стало сейчас важным каналом социальной и политической мобильности [10, с. 35]. По подсчетам итальянского исследователя Дж. Поггесчи, на каталанском языке говорит 90 % населения региона. Процент понимающих каталанский язык приближается к 100 [34, с. 1107-1141]. В том, что касается знания и равноправного использования кастильского и каталанского языков в административных органах и учреждениях, а также в крупных компаниях, 82 % каталонцев высказываются в поддержку билингвизма [17, с. 218]. Как пишет каталонский исследователь С. Хинер, «оба языка — часть гражданской жизни Каталонии, сосуществующие с непринужденностью и совсем небольшими трениями. В зависимости от окружения у них разный вес… каталанский язык имеет больший вес в школе, но намного больший вес имеет кастильский в средствах массовой информации» [26, с. 46].
Несмотря на большое количество носителей каталанского языка (более 10 млн человек) и его распространение в различных сферах социальной жизни, он не обладает статусом официального языка ЕС. Для его продвижения и популяризации существует специальное Управление по языковой политике, главной целью которого является укрепление положения каталанского языка в ЕС, отказ от статуса языка меньшинства и в итоге включение его в список официальных языков ЕС. А главной проблемой на пути к реализации этой цели встает сложный процесс признания каталанского языка не в качестве языка, находящегося на грани исчезновения и нуждающегося в поддержке и защите, а в новом качестве полноценного и развитого члена содружества европейских языков [25].
В отношениях между каталонским и кастильским сообществами доминируют идеи политической толерантности. Но даже в условиях реального билингвизма произошла политизация языка, превратившая его в инструмент, негласно и неформально используемый в процессе рекрутирования политических элит, а также способствующий консолидации каталонского национализма.
Националисты подчеркивают также, что Каталония имеет свою уникальную самобытную историю, отличную от других регионов Испании. епуега», четыре горизонтальные полосы на желтом фоне.
Теоретики каталонского национализма стремятся позиционировать Каталонию как самостоятельное политическое сообщество. Активную роль в продвижении идеи каталонской идентичности, как национальной, так и политической, играет правительство Кастилии — Женералитет. Оно выводит свои корни из периода независимости региона, создавая исторические обоснования своих требований автономии и возможной независимости. Женералитет проводит активную издательскую деятельность, выпуская книги не только на каталанском, но и иностранных языках. Официальные публикации Женера-литета на английском, немецком, русском и других языках Европы призваны способствовать в мире восприятию Каталонии не как части Испании, а как отдельной страны. Показательно одно из официальных изданий Женералите-та «Каталония, страна с большой буквы», подготовленное, помимо каталанского, на нескольких языках. Оно позиционирует Каталонию как «европейскую страну» [6, с. 2], «страну XXI в. с собственным языком и самобытной культурой», на территории которой «вековая традиция народных праздников, многообразие ландшафтов и превосходная местная кухня сочетаются с высокими стандартами, соответствующими всем требованиям современности на уровне других стран Европейского союза, что позволяет нам с уверенностью и надеждой смотреть в будущее» [24, с. 1].
Успехом националистов стала международная институционализация особого статуса Каталонии. Регион получил право участвовать в реализации испанской внешней политики в той ее части, что касается членства в Европейском союзе [1, с. 26-35]. Уже после этого, в 2006 г., был принят ключевой документ — Статут Каталонии. В нем содержатся моменты, которые позволяют говорить о Каталонии как о политической нации [11, с. 116]. В ходе принятия документа бушевала полемика вокруг постановления Конституционного суда Испании, гласящего, что «не имеют интерпретативного юридического содержания в преамбуле Статута ссылки на Каталонию как нацию». Опрос социологического центра Metroscopia показал, что для 61 % каталонцев вердикт суда — оскорбителен, однако 55 % испанцев не увидели в этом унижения [19, с. 114]. Еще один опрос того же агентства показал, что 79 % испанцев не признают за Каталонией права называться нацией. Однако 54 % каталонцев считают себя нацией, а 42 % отвергают это понятие.
События вокруг Статута обострили непростую ситуацию вокруг региона. В 2009-2011 гг. в ряде городов состоялась серия неофициальных референдумов по вопросу независимости, организованных сепаратистскими организациями. Последний из них был проведен в марте 2011 г. в Барселоне и закончился победой сторонников отделения (89,7 %). В тот же день партия «Каталонская солидарность за независимость» представила в каталонский парламент законопроект о выходе региона из состава Испании, который был отклонен подавляющим большинством голосов. (Сами по себе итоги референдума не были репрезентативными — в нем приняли участие только 18 % каталонцев, имеющих право голоса) [29].
В 2012 г. 11 сентября Каталония отметила Диаду (Diada Nacional de Catalunya) — день, когда она потеряла свою независимость. Это событие переросло в полуторамиллионную демонстрацию под лозунгами «Каталония -новое государство Европы». В это же время центральное правительство отказало в просьбе предоставить автономии возможность самостоятельно определять уровень налоговых отчислений в местный бюджет [8]. Эти события стали причиной проведения 25 ноября 2012 г. досрочных региональных выборов, позиционировавшихся как референдум о самоопределении. Абсолютное большинство в парламенте получили партии сторонников независимости. 23 января 2013 г. парламентом была провозглашена Декларация о суверенитете («Каталония — суверенный политический и правовой субъект в составе Испании»). Был запланирован референдум об отделении, который предполагается провести в 2014 г. [7].
Основным препятствием на пути обретения Каталонией независимости является Конституция Испании, которая не подразумевает свободного выхода из состава страны. Статья 2 Конституции устанавливает «неразрывное единство испанской нации», сама Испания представляет собой государство автономий, которое исходит из единого суверенитета испанской нации. Нацией считается только испанская. Чтобы изменить данную статью, необходимо собрать две трети голосов в парламенте, а затем утвердить это решение на общенациональном референдуме. Более того, в 2010 г. Конституционный суд Испании постановил, что правовой основы для отделения Каталонии нет, а каталанский язык не должен получать преимущество перед испанским.
Однако это не останавливает радикалов, так как дальнейшее благополучие страны стало связываться с ее независимостью. Каталонский сепаратизм приобрел новую прочную основу для себя — экономическую1. Может быть, поэтому он и не выродился в терроризм, как в Стране Басков. Каталония производит около 19 % валового национального продукта. В 2011 г. объем ВВП Каталонии составил пятую часть ВВП страны (200 млрд евро). Ежегодно Каталония вносит в госбюджет от 5 до 16 млрд евро больше, чем получает обратно [18, с. 62]. Это позволило местным националистам говорить о том, что Каталония фактически «кормит» всю страну. Это находит серьезную поддержку у населения [37]. ВВП автономии равняется ВВП Фин-
1 Экономическая мотивация сепаратизма имеет довольно длительную историю. С потерей последних заокеанских владений Испанией каталонская текстильная промышленность — главная и, к тому же, экспортная отрасль экономики региона, работавшая на привозном латиноамериканском хлопке, — лишилась традиционных рынков сырья. Причины неудач местные предприниматели были склонны видеть в кризисе испанского государства. В 1892 г. собрался съезд представителей каталонской буржуазии и интеллигенции, на котором была принята программа региона-листского движения, ставшая чуть позже, в 1901 г., основой политической платформы партии «Лига регионалиста». В программе были выдвинуты требования предоставления каталонским провинциям автономии в рамках испанского государства и создания своего правительства, уравнивания в правах каталанского и кастильского (собственно испанского) языков. Каталонизм сводился к защите экономических интересов Каталонии — точнее, местной крупной буржуазии и части дворян-землевладельцев, для которых важен был общеиспанский рынок, — и пропаганде каталонской культуры. Основным итогом каталонизма того периода стало признание существования каталонской нации испанским правительством в 1901 г. [20, с. 120-121].
ляндии и Дании и выше, чем у Ирландии, ВВП на душу населения почти такой же, как в Германии, и выше, чем в Греции и Португалии, уровень экспорта приближается к значениям Финляндии и превышает показатели Португалии [8].
Однако большинство бизнесменов мало озабочено проблемами отделения. Вопросы преодоления экономического кризиса волнуют их куда больше. Случай предпринимателей региона, не участвующих в политических дискуссиях, а занятых проблемами рынка ЕС, является весьма показательным. Автор солидарен с исследователями, считающими, что главная причина стремления региона к большей, а то и полной независимости от Мадрида — это членство Испании в Европейском союзе [23]. Европа воспринимается испанцами позитивно — 88 % их испытывают гордость от того, что они европейцы [32]. «Европеизация» превратилась в синоним модернизации страны. Присоединившись к ЕС, Испания получила значительную экономическую помощь и вошла в общий рынок.
Каталония, в результате, стала феноменом «продвинутого» региона. Наряду с немецкой землей Баден-Вюртемберг, итальянской Ломбардией и французскими Рона — Альпами, она вошла в число тех регионов, которые считаются локомотивами Европы [18, с. 62] и формируют собственный интерес в системе Евросоюза. Каталония сейчас — ядро нового экономически специализированного региона с высокой конкурентоспособностью и вовлеченностью в глобальную экономику, «регион-государство», развивающий самостоятельную деятельность в рамках Европейского союза, помимо воли национального центра [25]. Мадридское правительство стало восприниматься как бремя для ее развивающейся экономики, а также как некий угнетатель с замашками генерала Франко.
По мнению каталонских националистов, Каталония — часть Испании, но не Испания. Показательным является не только символическое обращение к народным традициям, но и стремление позиционировать Каталонию именно в европейском ракурсе (согласно результатам опросов общественного мнения, каталонцы, поддерживающие планы по отделению, не хотели бы покидать зону Евросоюза) [18, с. 61]. Вообще региональные идентичности лучше совместимы с европейской идентичностью, чем с национальной: представители автономных сообществ чаще идентифицируют себя со своей провинцией, а затем с Европой, пропуская национальный уровень идентичности. Таким образом, членство в ЕС, его экономическая помощь Каталонии, общий рынок как раз и вернули из глубин исторической памяти «каталонскую нацию».
Ослабление единого экономического и социального пространства вследствие переживаемого современной Европой кризиса дает Каталонии как наиболее экономически развитому региону страны лишний стимул к обособлению [21, с. 121]. Язык в данном случае выступает лишь как инструмент в политической борьбе и на самом деле не является раздражающим фактором для других испанцев.
По словам руководителя Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимира Швейцера, в Каталонии причины сепаратизма глубоко исторические, но не стоит упускать из внимания и влияние
экономических факторов. «Сам кризис не играет столь активную роль возбудителя этих настроений, даже наоборот — с кризисом легче бороться в рамках единого и большого государства, а не отдельных областей. Всем становиться сепаратистами не очень хочется, а вот выдавить из центра что-то для своих областей они хотят» [22].
Среди тех, кто выступает против сепаратистов, много каталонцев. Алехо Видаль Куадрас, вице-президент Европарламента, полагает, что сепаратисты бросают вызов Испании, конституции, единству страны, на страже которого стоит правительство. Каталонский экономист Хавьер Оркахо считает, что часть населения стала жертвой пропаганды сепаратистов. Он добавил, что выделение Каталонии — самого промышленно развитого региона — может отрицательно отразиться на всей испанской экономике, задержать выход ее из кризиса. Его точку зрения поддерживает глава медиагруппы Libertad Digital -Федерико Х. Лосантос, который уверен, что власти больше не могут идти на поводу у сепаратистов. Иначе Испания почти ничего не теряет, а Каталония многое. В первую очередь внутренний рынок Испании, где реализуется почти 90 % ее товаров. Также основная каталонская партия, Конвергенция и Союз, выступает скорее за перераспределение полномочий в рамках государства и в целом в Европе, нежели за создание собственного государства в классическом смысле слова [12, с. 113].
Однако, как показывает серия опросов Центра изучения общественного мнения, популярность идеи отделения выросла с 13 % в 2005 г. до 34 % в 2012 г. Число сторонников единого государства уменьшилось с 40 до 25 %. Экономический кризис подталкивает население к идее отделения как единственному выходу из сложившейся ситуации [28].
Таким образом, современный каталонский сепаратизм порожден богатством, отсутствием кризисных явлений в региональной экономике и исторической памятью о временах прежней независимости [8]. Само же стремление к отделению региона не что иное, как продукт, пропагандируемый в своих целях властями региона, и который с каждым годом становится все популярнее среди населения. Реальное же отношение населения региона и всех испанцев к этому стремлению весьма различное, но все же решающим остается понимание того, что как Каталония зависит от Испании, так и Испания зависит от Каталонии, а отделение несет с собой для всех больше минусов, чем плюсов.
1. Аларкон Мартинес М. Д. Международная проекция деятельности регионов / М. Д. Аларкон Мартинес // Территориальная организация в Испании модели институционального развития. Испанский опыт для России: рынок и социальное развитие / отв. ред. А. Захаров. — М., 2005. — С. 26-35.
2. Белова К. А. Особенности развития сепаратизма в Испании после падения диктатуры Ф. Франко (Страна Басков, Каталония, Галисия) : автореф. дис. д-ра ист. наук / К. А. Белова. — М., 2004. — 24 с.
3. Бусыгина И. М. Практика территориально-политического строительства в Испании и России: попытка сравнительного анализа // Казанский федералист. -2003. — № 3. — С. 32-33.
4. Геллнер Э. Нации и национализм : пер. с англ. / Э. Геллнер ; ред. и послесл. И. И. Крупника. — М. : Прогресс, 1991. — 320 с.
5. Жария и Манзано Ж. Распределение полномочий в государстве автономий как динамическая стратегия различных самобытных общностей / Ж. Жария и Манзано // Казанский федералист. — 2003. — № 3. — С. 99-112.
6. Каталония — европейская страна // Каталония, страна с большой буквы. — Барселона, 2008. — С. 28.
7. Каталония провозгласила себя суверенным субъектом [Электронный ресурс] // РосБизнесКонсалтинг. — URL: http://top.rbc.ru/politics/24/01/2013/841914.shtml (дата обращения: 26.07.2013) .
8. Каталония: сепаратизм богатых [Электронный ресурс] // Голос России. -URL: http://rus.ruvr.ru/2012_10_01/89823103/ (дата обращения: 26.07.2013)
9. Каталония: страна с тысячелетней историей // Каталония, страна с большой буквы. — Барселона, 2008. — С. 28.
10. Кирчанов М. В. Основные проблемы развития каталонского национализма в 2000-е годы // Общество: политика, экономика, право. — 2011. — № 1. — С. 33-37.
11. Кирчанов М. В. Проблемы принятия нового статута Каталонии и перспективы развития каталонского национализма // Вестн. Екатерининского ин-та. — 2010. -№ 4 (12). — С. 114-118.
12. Китинг М. Новый регионализм в Западной Европе // Логос. — 2003. -№ 6 (40). — С. 67-116.
13. Кожановский А. Н. Быть испанцем… Традиции. Самосознание. Историческая память / А. Н. Кожановский. — М., 2006.
14. Кожановский А. Н. Испанский случай: этнические волны и региональные утесы / А. Н. Кожановский // Национализм в мировой истории / ред. В. А. Тишков, В. А. Шнирельман. — М., 2007. — С. 227-258.
15. Кожановский А. Н. Народы Испании во второй половине ХХ века (опыт ав-тономизации и национального развития) / А. Н. Кожановский. — М., 1993.
16. Кожановский А. Н. Этническая ситуация в Испании: взгляд из России // Пограничные культуры между Востоком и Западом: Россия и Испания / ред. В. Е. Багно. — СПб., 2001. — С. 185-209.
17. Ларионова М. В. Язык и политика в коммуникативном пространстве испанского политического дискурса [Электронный ресурс]. — URL: http://www.vestnik. mgimo.ru/fileserver/17/29_Larionova.pdf (дата обращения: 26.07.2013)
18. Медяник В. И. Почему регионы европейских стран стремятся к независимости // Актуальные проблемы международных отношений и современного мира : сб. науч. ст. — Минск, 2012. С. 59-70.
19. Орлов А. Национализм Каталонии — фактор риска для Испании // Обозреватель — Observer. — 2010. — № 11. — С. 108-120.
20. Прохоренко И. Региональный национализм в Испании: «Другие» правые Каталонии и Страны басков // Мировая экономика и международные отношения. -2008. — № 4. — С. 118-126.
21. Пузырев К. С. Проблемы типологизации и оценки потенциала различных типов регионального сепаратизма в странах Западной Европы // Вестн. КемГУ. -2011. — № 4 (48). — С. 120-124.
22. Сепаратизм идет с севера [Электронный ресурс] // Час. — URL: http://www.chas-daily.com/win/2012/10/18/v_009.html?r=3& (дата обращения: 26.07.2013)
23. Трошин В. Европейский сепаратизм — «Каталония — не Испания» // East-West Review. — 2010. — Авг.
24. Угет-и-Биоска Ж. Каталония, страна с большой буквы // Каталония, страна с большой буквы. — Барселона, 2008. — С. 28.
25. Халитов Б. Н. Регионы Европейского Союза в процессе интеграции: Каталония [Электронный ресурс]. — URL: http://elibrary.ru/download/92107369.htm (дата обращения: 26.07.2013)
26. Хинер С. Языки Испании // Испания — Каталония. Империя и реальность : сб. ст. / сост. Е. Висенс. — М., 2007.
27. Anderson E. N. Political Institutions and Social Change in Continental Europe in the Nineteenth Century / E. N. Anderson, P. R. Anderson. — Berkeley, 1967.
28. Barometre d’Opinió Política [Electronic resource] // Centre d’Estudis d’Opinió. -URL: http://ceo.gencat.cat/ceop/AppJava/pages/estudis/categories/llistaCategoria.html? colId=3&lasttitle=bar%f2metre+d%27opini%f3+pol%edtica (дата обращения: 26.07.2013)
29. Coll G. P. Catalonia’s independence: the Catalan Parliament says «no» and the popular consultation process says «yes» [Electronic resource] // Catalan News Agency. -URL: http://www.catalannewsagency.com/news/politics/catalonia%E2%80%99s-indepen dence-catalan-parliament-says-%e2%80%9cno%e2%80%9d-and-popular-consultation-process (дата обращения: 09.02.2013).
30. Cor cuera J. Orígenes, ideología y organización del nacionalismo vasco (1876-1904) / J. Corcuera. — Madrid, 1979.
31. Jáuregui G. Los nacionalismos minoritarios y la Unión Europea / G. Jáuregui. -Barcelona, 1977.
32. Jimenez Antonia Maria Ruiz. La identidad europea de los españoles: sentido pasado y presente de la identificacion con Europa en Espana. — Real Instituto Elcano, Area: Europa — DT № 61/2004, diciembre 2004.
33. Llorens Via J. El primer catalanisme independentista // Etd’H. — 2005. — Abril 12-18. — P. 16-20.
34. Poggeschi G. La nuova legge linguistica catalana nel quadro dell evoluzione dello Stato regionale spagnolo // Le Regioni. — 1998. — N 5. — P. 1107-1141.
35. Rubio Pobes C. Revolución y tradición. El País Vasco ante la Revolución liberal y la construcción del Estado español, 1808-1868 / C. Rubio Pobes. — Madrid, 1996.
36. Sala-i-Martin X. The independence of Catalonia: The economic viability [Electronic resource]. — URL: http://www.columbia.edu/~xs23/papers/independ%20english.htm (дата обращения: 26.07.2013)
37. Sepulveda Munoz I. La investigación del Nacionalismo: evolución, temas y metodología / I. Sepulveda Munoz // ETF. — 1996. — Vol. 9. Serie V. — P. 315-336.
The Movement to the Independent Catalonia. Background and Reasons for the Rise of Separatism in the Region, as well as the Attitude of the Catalans in the Process
A. Yu. Tamarovich
Irkutsk State University, Irkutsk
The article deals with the reasons for nationalist and separatist sentiments in Catalonia through the historical background, as well as the situation in the present.
Key words: Catalonia, Spain, Catalan separatism, Catalan nationalism, a super — region katalanizm.
Тамарович Антон Юрьевич — соискатель кафедры мировой истории и международных отношений Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2, тел. 89246152217, e-mail: [email protected]
Tamarovich Anton Yuryevich — Postgraduate student of the Department of World History and linternational Relations, the Irkutsk State University, 664003, Irkutsk, Chkalov St., 2, phone 89246152217, e-mail: [email protected]
Почему Каталония хочет независимости от Испании?
Эта статья была первоначально опубликована 22 октября 2014 года, за несколько недель до того, как Каталония провела свое первое голосование за независимость, 80,8% избирателей заявили, что хотят, чтобы Каталония была независимым государством.
История Каталонии
Каталония была независимым регионом Пиренейского полуострова – современной Испанией и Португалией – со своим языком, законами и обычаями.
В 1150 году в результате бракосочетания Петронилии, королевы Арагона, и Рамона Беренгера IV, графа Барселоны, образовалась династия, оставившая их сыну наследство всех территорий, относящихся к региону Арагона и Каталонии.
Это продолжалось до правления короля Филиппа V. Война за испанское наследство закончилась поражением Валенсии в 1707 г., Каталонии в 1714 г. и, наконец, последним из островов в 1715 г., что привело к рождению современной день Испания.
Последующие короли пытались навязать региону испанский язык и законы, но в 1931 году отказались от своих попыток и восстановили Женералитат (национальное каталонское правительство).
Однако генерал Франсиско Франко намеревался уничтожить каталонский сепаратизм и своей победой в битве при Эбро в 1938 г. он взял под свой контроль регион, убив 3500 человек и заставив многих покинуть страну.
В 1977 году, когда в страну вернулась демократия, регион снова получил определенную степень автономии.
Призывы к полной независимости неуклонно росли до июля 2010 года, когда Конституционный суд в Мадриде отменил часть статута об автономии 2006 года, заявив, что нет никаких юридических оснований для признания Каталонии в качестве нации в составе Испании.
Экономический кризис в Испании только усилил призывы к независимости Каталонии, поскольку считается, что богатый регион Барселоны поддерживает более бедную остальную часть Испании.
Политика региона
Консервативная Народная партия Мариано Рахоя, премьер-министра Испании, является лишь пятой по величине партией в Каталонии и решительно выступает против любых шагов по обеспечению независимости региона.
Президента Каталонии Карлеса Пучдемона поддерживает коалиция каталонских националистических сил из консервативной CDC и левых партий Esquerra Republicana de Catalunya (ERC), которые вместе с радикальной левой партией CUP имеют большинство в парламенте региона.
В сентябре 2017 года это большинство одобрило проведение обязательного референдума о независимости Каталонии, но Конституционный суд Испании приостановил этот процесс.
Каталонские власти провели голосование, что привело к насилию внутри и вокруг избирательных участков, когда испанские силы безопасности конфисковали урны для голосования и попытались закрыть голосование. Они сказали, что было подсчитано 2,26 миллиона голосов, из которых 90 процентов – за независимость.
Г-н Пучдемон говорит, что результатом является мандат на одностороннее провозглашение независимости, хотя он говорит, что предпочел бы обсудить условия отделения от Испании с правительством в Мадриде.
Как их экономика влияет на проблему?
Каталонский регион долгое время был промышленным центром Испании – сначала благодаря морской мощи и торговле такими товарами, как текстиль, а в последнее время – финансовыми, сервисными и высокотехнологичными компаниями.
Это один из самых богатых регионов Испании — на его долю приходится 19 процентов ВВП Испании, столько же, сколько на регион Мадрид. Мадрид, однако, имеет более высокий ВВП на душу населения, как и регионы Страна Басков и Наварра.
Таким образом, отделение обойдется Испании почти в 20% ее экономического производства и вызовет спор о том, как Каталония вернет долг в размере 52,5 млрд евро, который она должна центральной администрации страны.
Согласно расчетам ОЭСР, ее валовой внутренний продукт составит 314 миллиардов долларов (195 миллиардов фунтов стерлингов), что сделает ее 34-й по величине экономикой в мире. Это сделало бы его больше, чем Португалия или Гонконг.
Его ВВП на душу населения составит 35 000 долларов, что сделает его богаче, чем Южная Корея, Израиль или Италия.
А вклад Каталонии в экономику Испании вдвое превышает вклад Шотландии в экономику Великобритании.
Еда и футбол
Каталонцы считают себя другими не только в политике, экономике и языке.
Они очень гордятся своей едой и своими поварами, такими как Ферран Адриа из El Bulli и Хорди Крус, который получил свою первую звезду Мишлен в возрасте 25 лет, став самым молодым испанцем, получившим эту награду. Ресторан El Celler de Can Roca был назван лучшим рестораном мира 2013 года и в этом году занимает третье место.
Футбольное соперничество между «Барселоной» и «Мадридом» стало легендой. «Эль-Класико», которое проводится раз в два года между двумя командами, является огромным событием для обоих городов.
Почему Каталония должна получить независимость от Испании? — 2805 слов
Независимость, с политической точки зрения, считается, когда страна или провинция отделены и больше не находятся под властью противостоящей колонии или правительства. Этот термин представляет собой множество важных проблем на протяжении всей истории многочисленных империй и правительств по всему миру. Классические и хорошо известные случаи независимости оказали огромное влияние на множество других стран и провинций, заставив их встать и заявить о своих правах. Каталония с более высоким ВВП, чем в самой Испании, считается одним из самых богатых и промышленно развитых регионов Испании (Crameri 2014).
Большая часть доходов и источников дохода провинции поступает из промышленности и сектора услуг за счет экспорта текстиля и других товаров, а также высокоразвитого туризма, который сделал Каталонию одним из самых привлекательных направлений в Европе, если не во всем мире. Он состоит из четырех провинций, в которые входят Барселона, Таррагона, Жирона и Лерида.
В Каталонии были проведены многочисленные референдумы и голосования по вопросу о том, должна ли Испания предоставить региону независимость (Diaz & Zamorano 2016). Большинство избирателей согласились с тем, что Испания должна предоставить Каталонии полную независимость. Референдумы преуменьшаются критиками, которые утверждают, что они проводятся в районах, поддерживающих независимость. Кроме того, Конституционный суд признал незаконным крупный референдум 2014 г. (Diaz & Zamorano 2016). Каталония должна получить независимость от Испании, потому что у нее есть свой уникальный язык и культура, она делает огромные финансовые взносы, которые финансируют инвестиции в другие регионы, и у нее есть собственная политическая система в соответствии со статусом автономии.
Основным препятствием на пути к независимости Каталонии является пункт конституции Испании, запрещающий отделение. Следовательно, предоставление региону независимости противоречило бы конституции, которая является высшим законом страны (Morato 2016). Несмотря на это препятствие, региональный парламент Каталонии принял предложение начать процесс отделения, шаг, который настолько разозлил испанское правительство, что премьер-министр обратился за юридической помощью в Конституционный суд. Он утверждал, что каталонцы пытались свергнуть нацию, настаивая на процессе, который подорвал бы верховенство конституции.
Каталонцы настолько привержены достижению независимости, что провели несколько опросов, чтобы оценить готовность людей к отделению от Испании. В опросе 2014 года более 80 процентов избирателей поддержали отделение (Morato 2016). Однако голосование не было признано законом, потому что Верховный суд вынес решение о признании его незаконным. Сторонники отделения утверждали, что результаты опроса были признаком того, что каталонцы готовы отделиться от Испании. Опрос подвергся резкой критике, потому что низкой явки в 2,2 миллиона человек было недостаточно, чтобы отразить волю народа (Morato 2016).
Каталония практиковала свою автономию в течение нескольких лет, особенно в критических областях управления, таких как полиция, образование и здравоохранение (Orwell 2012). Лидер региона призвал к большему самоуправлению, особенно в таких областях, как дипломатическая служба, вооруженные силы и центральный банк. Действия каталонцев представляют угрозу центральному правительству Испании и могут вынудить премьер-министра ввести в действие статью 155 конституции. Статья дает право национальному правительству принуждать автономную региональную державу, такую как Каталония, выполнять свои обязанности, как описано в конституции (Orwell 2012).
Предполагается, что политическая борьба между Каталонией и центральным правительством Испании продолжится, поскольку обе стороны предъявили требования, которые другая сторона не желает выполнять. После того, как опросы 2014 года были признаны незаконными, исполняющего обязанности президента Каталонии Артура Маса обвинили в исполнении судебных постановлений. Политические активисты призвали к диалогу между лидерами обеих сторон. Испанское правительство не может заставить Каталонию отказаться от стремления к независимости, потому что до сих пор требования об отделении выполнялись мирно и в соответствии с законом.
Одной из причин полной независимости является налоговый дефицит, от которого страдает Каталония. Каталония является регионом с самым высоким налогообложением в Европе с высокими налоговыми отчислениями, выплачиваемыми центральному правительству (Crameri 2014). Например, отчет за 2011 год показал, что регион выделил центральному правительству 6 миллиардов фунтов стерлингов, что представляет собой избыток того, что было инвестировано обратно в регион. Несмотря на высокие налоговые отчисления, инфраструктура Каталонии, службы здравоохранения, школы и дороги находятся в очень плохом состоянии.
Более того, большинство решений, принимаемых центральным правительством, не идут на пользу региону. На самом деле они имеют негативные последствия. Например, аэропорт Барселоны находится в очень плохом состоянии, хотя это самый загруженный аэропорт Испании. Его дороги разваливаются; у него плохое железнодорожное сообщение, нет метро и прямых международных рейсов (Diaz & Zamorano 2016). В порту Барселоны нет грузовой железнодорожной линии, хотя она очень прибыльна. Бюджетные ассигнования центрального правительства Каталонии сокращаются и сократились до 90,5% в 2015 г.
В 2013 г. бюджетные ассигнования составили 16% республиканского бюджета. Это сокращение бюджетных ассигнований разозлило многих каталонцев, потому что, похоже, центральное правительство приняло решение оттеснить их на второй план. Националисты из этого региона обвиняют правительство в том, что оно оттесняет их на второй план и использует их деньги для инвестиций в другие регионы (Orwell 2012). Они утверждают, что если бы им предоставили независимость, они бы использовали все свои деньги для финансирования своих общественных услуг и улучшения жизни людей в регионе.
Одной из причин процветания Каталонии как независимого государства является ее экономический успех благодаря индустриализации, которая связана с торговлей текстильными товарами и развитием морской индустрии (Alexander 2014). В последнее время регион добился больших успехов в сфере финансов, услуг и технологий. Согласно государственной статистике, на этот регион приходится более 18% ВВП Испании (Александр, 2014). Хотя у Мадрида более высокий ВВП на душу населения, у Каталонии более высокий ВВП. В этом отношении предоставление независимости Каталонии имело бы негативные экономические последствия, поскольку почти 20% экономической производительности исчезло бы (Александер 2014).
Экономические эксперты утверждают, что независимая Каталония была бы богаче, чем Португалия и Гонконг, и была бы 34 -я -я крупнейшая экономика мира. По ВВП на душу населения она была бы богаче Италии, Южной Кореи и Израиля (Александр, 2014).Каталония имеет уникальную культуру, которая во многом отличается от остальной части Испании. Их политика, язык и экономика полностью отличаются от других регионов (Desquens 2003). Жители славятся трудолюбием и подлостью. Они приобрели эти черты благодаря коммерческой деятельности, которой они занимались во время промышленной революции. У них есть культура единения, о чем свидетельствует существование клубов, которые варьируются от сбора грибов до занятий спортом (Crameri 2014).
Дух командной работы и единения лежит в основе их культуры. Каталония подвергалась напрасным нападкам за свою национальную идентичность и язык (Crameri 2014). Кроме того, его школьная модель подвергалась нападкам и обесценивалась. Несмотря на яростные нападки, каталонская школьная модель была описана как хороший пример культурного смешения, потому что и испанский, и каталонский языки используются для обучения и обучения (Desquens 2003). Испанские националисты напали на Каталонию и пригрозили разрушить каталонский язык (Diaz & Zamorano 2016). Враждебность между регионом и остальной частью Испании свидетельствует об их различиях. Например, два лучших клуба Испании («Барселона» и «Реал Мадрид») — отличные соперники. Оба считаются основными частями культуры страны. Они больше, чем просто спортивные соперники. По сути, они представляют огромные политические направления и мнения в стране.
Таким образом, независимость может быть лучшим решением проблемы культуры и языка, она не приведет к еще большему конфликту языка и общения, а определенно остановит его. Каталония имеет более чем 10-вековую историю, это самый промышленно развитый регион Испании, в нем проживает более 6 миллионов человек, а его полицейский сектор, здравоохранение и образование хорошо развиты (Morato 2016). Это достаточно веские причины, по которым Каталонии должна быть предоставлена независимость.
Было несколько попыток рецентрализовать Испанию и ликвидировать национальную идентичность и самоуправление Каталонии. Усилия по нормализации положения в Испании замедлились после падения Франсиско Франко в 1975 г. (Desquens 2003). Смерть Франко вернула демократию, и Каталония смогла восстановить свое самоуправление. Однако испанские националисты прилагают все усилия, чтобы лишить Каталонию независимости, сократив использование ее языка и урезав ее институты самоуправления). Кроме того, Испания – это страна, состоящая из нескольких независимых общин.
Акт об автономии Каталонии действует как конституция региона. Он разъясняет права и обязанности своих граждан и определяет роли и обязанности органов самоуправления. Было несколько нападок на акт самоуправления, который управляет Каталонией. Тот факт, что Каталония имеет свою собственную политическую систему, является достаточным доказательством того, что регион должен получить независимость от Испании. Он может стоять сам по себе, потому что у него есть необходимые ресурсы для работы и он управляет собой как независимая нация.
Последние статистические данные правительства Каталонии показали, что примерно 20% населения региона составляют люди, родившиеся в разных регионах Испании (Orwell 2012). Противники независимости Каталонии настаивают на конституционной реформе, которая предоставит региону больше полномочий, а не отделение. Каталония — жизненно важная часть Испании, имеющая большое культурное, политическое и экономическое влияние (Orwell 2012). Маловероятно, что центральное правительство согласится на их требования об отделении.
Каталония имеет уникальную политическую систему, основанную на Статуте автономии. Его институциональная система называется Женералитатом, а его полномочия регулируют систему самоуправления региона, основанную на Статуе автономии, а также на Конституции Испании (Morato 2016). Система включает в себя Президентуру, Правительство, Парламент, органы местного самоуправления и другие учреждения. Парламент представляет каталонцев и является наиболее важным компонентом системы самоуправления Каталонии.
Парламент является независимым, неоспоримым, и его состав отличается от испанского. Например, есть несколько политических партий, которые имеют большое количество представителей в палате. Несмотря на наличие у партий различных политических идеологий, все партии придерживаются схожих мнений относительно каталонско-испанских отношений (Orwell 2012). Каталонская политика очень влиятельна, потому что несколько каталонских партий представлены в испанском парламенте и играют важную роль во влиянии на важные политические решения (Morato 2016). Статут автономии определяет права и обязанности каталонцев и регулирует деятельность правительства.
Кроме того, он определяет политические институты региона, а также его отношения с остальной частью Испании. Статут дает Каталонии полномочия самоуправления, которые позволяют ей иметь собственную полицию. Автономия Каталонии и многолетнее самоуправление региона являются достаточной причиной, по которой Каталония должна получить независимость от Испании (Morato 2016). Статут автономии был впервые ратифицирован в 1932 году, но позже отменен после гражданской войны в Испании, поскольку каталонцы выступали против вооруженных сил Франко (Morato 2016). Франко был против самоуправления Каталонии и добивался подавления их языка и культуры. Однако каталонцы объединились из-за политического подавления после смерти Франко. В 1979, Спан стал демократической страной, и в результате был принят второй статут. В этот статут были внесены поправки на референдуме 2005 г., который дал Женералитату больше руководящей власти (Morato 2016).
Противники отделения Каталонии от Испании утверждают, что независимость региона вызовет много проблем из-за малочисленности населения и отсутствия адекватных ресурсов (Desquens 2003). Они утверждают, что у Каталины нет ресурсов, необходимых для поддержки ее как независимого государства. Однако эти утверждения были подтверждены экономическими экспертами, которые представили противоположные аргументы в поддержку правопреемства. Во-первых, они ссылаются на отсутствие экономической теории, которая постулирует требования размера страны для гарантированного экономического успеха.
Тщательное изучение 10 богатейших стран мира по ВВП на душу населения показывает, что их население близко к населению Каталонии (Desquens 2003). Население Кататонии составляет шесть с половиной миллионов человек, что достаточно для образования независимого государства. Еще одним аргументом против наследования является отсутствие достаточных природных ресурсов. Оппоненты утверждают, что если бы Каталония стала независимым государством, она потерпела бы экономический крах, поскольку у нее не было бы достаточных ресурсов для поддержки своей экономики (Morato 2016).
Сторонники преемственности возражают против этого аргумента, заявляя, что экономисты еще не установили связь между экономическим процветанием страны и наличием ресурсов. Несмотря на то, что Венесуэла имеет богатые запасы нефти, ее экономика терпит неудачу (Desquens 2003). С другой стороны, у Японии меньше экономических ресурсов, чем у многих стран, и она вошла в десятку крупнейших экономик мира. Таким образом, нехватка ресурсов не является достаточной причиной для отказа Каталонии в независимости от Испании. Лучший способ для Каталонии добиться экономического процветания — заниматься международной торговлей и привлекать прямые иностранные инвестиции. Испания является основным рынком сбыта товаров и услуг из Каталонии (Morato 2016). Следовательно, правопреемство Испании приведет к экономической катастрофе, поскольку приведет к потере основного рынка.
Этот аргумент ошибочен, потому что, если Каталония станет независимой, маловероятно, что Испания будет бойкотировать ее продукцию. Даже если бы это было так, в Европейском союзе все равно оставался бы большой рынок. Основная причина, по которой Испания является основным рынком сбыта Каталонии, связана с доступностью и высоким качеством предлагаемых продуктов и услуг (Desquens 2003). Можно было бы ожидать, что преемственность не повлияет на рынок до тех пор, пока качество и цена продукции будут поддерживаться на разумном уровне.
Оппоненты также утверждают, что Каталония продолжит получать экономическую выгоду, если останется частью Испании. Расходы на военный персонал и дипломатические представительства распределяются между собой, в результате чего Каталония испытывает небольшое экономическое давление (Morato 2016). Однако этот аргумент игнорирует тот факт, что вклад Каталонии, который каталонцы внесли бы в случае обретения независимости, составляет половину того, что они вносят в настоящее время (Desquens 2003). Кроме того, стоимость некоторых услуг в будущем будет оплачиваться жителями Европейского Союза.
Каталония должна получить независимость от Испании, потому что у региона есть свой язык и культура, а также системы здравоохранения, образования и полиции, которые считаются основными характеристиками независимой страны. У него сильная экономика, основанная на успехе морской, технологической, финансовой и сервисной отраслей. Более того, этот регион является наиболее промышленно развитым в Испании, и центральное правительство облагает его высокими налогами для финансирования инвестиций в другие регионы. Недостаточное финансирование его государственных услуг было серьезной проблемой в дебатах об отделении.
Статут Автономии служит его политической основой. Каталония была независимой в течение очень долгого времени, и все проведенные референдумы привели к голосованию за независимость региона от Испании. Однако испанские националисты и граждане отказались. Они решительно нападали на каталонский язык и культуру и во многих случаях пытались нормализовать Испанию, чтобы урезать ее институты самоуправления. Огромный налоговый и доходный вклад Каталонии в центральное правительство Испании является доказательством того, что регион может стоять сам по себе как уважаемая страна, которая также может быть частью Европейского Союза. Опасения исключения из ЕС и потери испанского рынка для своей продукции беспочвенны.
Многие другие регионы, требующие независимости, не содержат столько преимуществ и особенностей, которые есть у Каталонии, которые могли бы квалифицировать их как независимую и хорошо развитую страну. Его вклад в центральное правительство и культуру Испании является доказательством того, что Каталония готова к отделению от Испании. Его вклад в национальный бюджет и экономические прогнозы его ВВП на душу населения в случае отделения достаточны, чтобы сделать его самодостаточным независимым государством.