Антонио Гауди. Сказка ценою в жизнь – Солонеба
Бог управляет рукой ребенка, строящего из сырого песка.
Антонио Гауди
Он мыслил и чувствовал в трех, а то и в четырех измерениях. Технические аспекты построенных им зданий с трудом рассчитываются даже при помощи современной компьютерной техники. Он исповедовал принципы «естественной архитектуры», считая, что для художника важно уметь наблюдать за матушкой-природой и следовать ее законам.
Портрет Антонио Гауди, 1878 / Portrait of Antoni Gaudí, 1878 / photo by Pablo Audouard Deglaire (1856–1919)
Нет ничего придуманного, все изначально существует в природе.
Антонио Гауди
Оригинальность – это возвращение к истокам.
Читайте также: Готфрид Бём: храмовый зодчий по наследству
Заложник смертиС самого появления на свет Антонио Гауди смерть была его верной спутницей. По странному стечению обстоятельств даже темой его дипломной работы были кладбищенские ворота. Старуха с косой готова была забрать мальчика еще при рождении. Ни тяжелые роды, ни повышенный уровень смертности в семействе не говорили в пользу новорожденного. Его спешно крестили, стремясь спасти если не тело, то хотя бы душу.
Семейный крест был не из легких. Все братья и сестры Антонио умерли в молодости. Названный в честь матери, Антонии, он неизменно ощущал ее внимание и ласку, однако в возрасте 24 лет потерял и эту опору. Врачи предрекали ему самому гибель от хворей еще в младенчестве. Антонио и вправду с детства был наделен букетом заболеваний, главное из которых, ревматизм, мешало играм с другими детьми. Активные развлечения пришлось заменить одиночными прогулками. К ним он питал пристрастие всю свою жизнь. Прогулки и наблюдения открыли Гауди мир природы, ставшей точкой опоры, учителем и источником вдохновения.
Скульптурная композиция в Парке Гуэль, Барселона /
The sculptural composition, Parc Güell, photo by Nicolas Janberg / structurae.net
Будучи человеком верующим, Гауди считал, что все законы природы созданы Богом, и обходить их или же убегать от них бессмысленно.
Лучше использовать их в полной мере и во благо человеку. Поэтому он изучал природные явления с детства: любил часами наблюдать, как плывут облака или течет река. В круг интересов юного отшельника не попадали столь привычные для подростков игры – прятки, классики или чехарда. Его интересовало, как устроен цветок, как вода точит камень, почему улитка оставляет след и почему деревья растут корнями в землю, а не наоборот. В число его излюбленных занятий входило рисование, а самым необычным увлечением стало исследование полуразрушенных монастырей.
В студенчестве Гауди на время увлекся светской жизнью и даже приобщился к кругу любителей лайковых перчаток и черных шелковых цилиндров. При этом щегольство и дендизм довольно-таки быстро потеряли свой вес во внутренней системе координат фееричного зодчего. В противовес своим сказочно ярким творениям он сначала перевел свою жизнь в русло простоты и умеренности, а позже и вовсе подался в аскеты.
К концу своих дней, несмотря на вселенское признание и возможность сибаритствовать, Гауди довольствовался поношенным костюмом и одноразовым овощным питанием, изредка разбавляя свое скромное меню фруктами и молоком.
Барселоне, где сосредоточено большинство шедевров архитектора, крупно повезло с Гауди. А Гауди, уж так выражаться, крупно повезло и с Барселоной, и с моментом своего появления, и с покровителями. Творческий расцвет зодчего совпал с периодом, когда Каталония как раз обрела независимость и ее столица преображалась кардинально и стремительно. Люди – на всех уровнях – были готовы к переменам. Чего только стоит тот факт, что в 1860 году барселонцы разрушили городскую стену, потом сломали мрачную крепость Сьютаделью, а на ее месте устроили красивый парк с фонтанами и музеями.
Мозаичная ящерица, Парк Гуэль, Барселона /
A mosaicked lizard, Parc Güell, photo by apomares / iStock
Что же касается покровительства и меценатства, то для архитектора этот вопрос был решен весьма благодатным образом. Ведь, как известно, для воплощения замыслов поэтам и художникам необходима свобода самовыражения без оглядки на смету.
У Гауди такой шанс появился после встречи с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем. Этот богатейший в Каталонии человек не был чужд эстетического восприятия и мог позволить себе любые, порою даже весьма рискованные эксперименты. Так встретились неограниченный творческий потенциал и практически неограниченные финансовые возможности.
Антонио очень быстро вошел в круг доверия семейства Гуэль и в довольно короткие сроки реализовал ряд амбициозных проектов. Денег на строительство не жалели, о чем говорит хотя бы такой случай. Однажды бухгалтер заказчика имел наглость указать на безумные расходы: «Я наполняю карманы дона Эусебио, а Гауди их опустошает». Гуэль, просмотрев счета, парировал: «И это все, что потратил Гауди?».
Кроме великолепных проектов часовни и крипты колонии Гуэля, усадьбы в Педральбесе и винных погребов в Гаррафе тандему Гуэль – Гауди удалось воплотить еще несколько удивительных замыслов. К примеру, граф Эусебио мечтал «о практичном здоровом доме с красивыми формами», и Гауди смог воплотить эти мечты в жизнь.
Он втиснул в довольно небольшое городское пространство особняк, напоминающий одновременно мечеть и венецианское палаццо, с просторным цокольным этажом, каретным двором и конюшнями. За серым мраморным фасадом Дворца Гуэля кроются роскошные интерьеры с отделкой из черного дерева, палисандра, черепахового панциря и слоновой кости. Одна из комнат облицована эвкалиптом, другая – буком. Резные потолки украшены накладными листьями из золота и серебра.
Крыша Каса-Мила / Rooftop for Casa Milà, photo by PumpizoldA / iStock
Позже финансово-творческий дуэт вплотную подошел к реализации проекта «Город-сад». И хотя города не получилось (под застройку на Лысой горе было продано только два земельных участка), зато парк получился отличный. Гауди соорудил эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Посередине парка Гуэля возвышается «Зал ста колонн». В парке только два дома, один из которых стал последним пристанищем Гауди.
Архитектор жил в маленьком садовом павильоне, занимая одну из его комнат, скромную до минимализма. Дом служил для него только ночлегом, все остальное время он проводил на стройках. Теперь в садовом домике открыт музей Гауди.
Кто светел, тот и святГауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, избегал прямых линий, считая, что прямая линия – это порождение человека, а круг – порождение Бога. Образцом совершенства, сколь дивно это ни звучало бы, он считал куриное яйцо и в знак уверенности в его природной прочности одно время даже носил сырые яйца, которые брал с собой на завтрак, прямо в кармане.
Безусловно, что за столь загадочной фигурой стоят не менее загадочные творения. А за ними, в свою очередь, тянутся сонмы легенд и мифов. Постройки Гауди сродни сакральным головоломкам, скрытый смысл которых возможно понять лишь с точки зрения поэзии и уж никак не логики.
Сады Артигас в Побла-де-Лилле, Каталония / The Jardin Artigas in the village of Pobla de Lillet, Catalonia, photo by jqmj (Queralt) / flickrЕсли учесть тот факт, что детство будущего зодчего прошло у моря, становится очевидным, почему большинство его строений отдаленно напоминают замки из песка.
Подобные аллегории прослеживаются и в самом главном детище Гауди, ради которого он в конце концов отказался от всех остальных проектов, – Искупительном храме Святого семейства. Несмотря на то, что первый проект Саграда Фамилиа был разработан архитектором Франсиско дель Вильяром, именно Гауди, который был приглашен позже и значительно изменил первоначальную планировку, считается истинным автором этого архитектурного чуда.
Собор, как и вся жизнь Антонио Гауди, полон скрытых и явных знаков. Двенадцать башен посвящены апостолам, центральная, с крестом, является символом искупительной жертвы Спасителя. Внутреннее пространство обустроено в виде великолепного сада. Здание в форме латинского креста проектировалось так, чтобы колокола в нем звучали, как единый орган, а ветер, проходя через отверстия башен, пел, как настоящий хор. Каждый из трех фасадов сооружения задуман как иллюстрация трех великих миссий Христа. Восточный фасад Гауди посвятил Рождеству Христову, западный – страстям Господним, а южный фасад с главным входом – славе Божьей.
Церковь Святого семейства, строившаяся на частные пожертвования, в последние годы жизни зодчего была его единственной целью, болью, страстью и заботой. Он практически переселился из парка Гуэля в Саграду, жил в крохотной каморке при стройке, выглядел как бездомный и ел только тогда, когда кто-то из учеников совал ему хлеб прямо в руки. Архитектор был одержим идеей поскорее закончить начатое дело.
Интерьер храма Саграда Фамилиа, БарселонаСмерть, не раз дышавшая ему в затылок и давшая отсрочку на целых 74 года, настигла зодчего неподалеку от творения всей его жизни. Гауди погиб, попав под первый пущенный трамвай у подножья горы Тибидабо недалеко от храма Святого семейства. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. Он умер, не приходя в себя, в больничном приюте для нищих. Только через три дня Гауди начали искать, но успели спасти лишь от захоронения в общей могиле. Барселона оплакивала архитектора, вывесив траурные флаги.
За гробом шел весь город. Гауди похоронили в крипте недостроенного собора. Храм продолжают возводить по сей день. Согласно последним данным, полностью закончить его сооружение удастся не ранее 2026 года. Примечательно, что сейчас Ватикан рассматривает вопрос о причислении Антонио Гауди к лику святых.
- На титульной фотографии: Ceiling of Antoni Gaudi’s Sagrada Familia, photo by Nikada / iStock
Antoni Gaudí Antonio Gaudí architecture Catalonia modern Spain Антони Гауди Антонио Гауди архитектор архитектура Испания Каталония модерн
Архитектурное наследие Гауди: воплощение духа великого гения — Знаменитые каталонцы
Большинство архитектурных творений современной Каталонии и её столицы Барселоны являются частью обширного наследия всего одного поистине гениального человека – Антонио Гауди. Этот незаурядный по своей натуре зодчий, выходец из сельской глубинки в действительности не только посвятил искусству свою жизнь, но и полностью отдал себя творчеству.
В Гауди сочетались набожность и честолюбие, скромность и напускная важность, титаническая сила воли и природная мягкость характера. Не имея собственного дома, он с энтузиазмом и самозабвенно строил дворцы для других. Будучи известным архитектором Испании, он в тоже время ютился в маленькой коморке в ходе строительства Саграда Фамилия. Являясь представителем высших кругов Барселоны, он скончался в больнице для неимущих граждан. Все эти факты являются дополнительным подтверждением экстраординарной натуры Антонио Гауди. При всем этом, оценивая масштабы его наследия и созерцая причудливые образы, линии и элементы его творений можно осознать, что в каждом шедевре автор оставил частичку своей поистине великой души.
Антонио Гауди родился в бедной семье простого сельского кузнеца Реуса. Детство будущего гения прошло в провинции, где сохранились архитектурные творения различных эпох – постройки римского типа, готические замки, древние руины, загородные особняки и простые сельские домики.
Такое разнообразие стилей и техник зодчества, безусловно, запечатлелось в памяти юного Гауди и нашло отражение в его творчестве много лет спустя.
Юный Антонио любил наблюдать за животными, птицами, растениями, природными явлениями, а также рассматривать камни и строения. Во многом подобные занятия определило то, что с малых лет ребенок страдал тяжелой формой ревматизма и не мог принимать участие в веселых и подвижных играх сверстников. Болезнь зачастую препятствовала и посещению школы, поэтому учился Гауди удовлетворительно. Тем не менее, по рисованию и геометрии у мальчика были отличные оценки.
Первые шаги юного Гауди
Устроить сына в университет бедный сельский кузнец не мог в силу отсутствия средств, да и школьная успеваемость Антонио оставляла желать лучшего. Тем не менее, Гауди все же поступил в Провинциальную школу архитектуры, где, как оказалось, он нашел себя. Именно в течение этих лет в нем закладывается и развивается незаурядный талант архитектора.
Здесь ему нравится все – интересные занятия у известных художников и скульпторов, создание чертежей на заказ, реализация себя в ремеслах, сопряженных с делом зодчего.
В ходе учебы Антонио Гауди участвует в нескольких проектах. В частности им был разработан гениальный
Гений и безумец Гауди и встреча с Э.Гюэлем
Последующие годы жизни и деятельности Гауди можно назвать тропой проб и ошибок. По-видимому, талант великого создателя прекраснейших архитектурных шедевров был настолько велик, что постичь его умом простого обывателя оказалось нереальной задачей.
Так,
проект освещения старой части Барселоны, который Гауди выполнил по желанию муниципальных властей, оказался непонятым его заказчиками и недоделанным. А созданная им модель машинного зала в фабричном здании кооператива Обрера Матаронесе показалась руководству предприятия слишком вычурной.
Неудачи не расстроили Антонио Гауди, а напротив закалили его. Кроме того, архитектор начал осознавать силу своего таланта и то, что воплотить его в пространстве ограниченном строгими правилами и регламентами ему не удастся. В этом ключе, он решает распространить свою деятельность на частных заказчиков.
Знаковым событием в судьбе Гауди стало знакомство с каталонским промышленником и меценатом Эусебио Гуэлем, которое переросло в крепкую дружбу двух единомышленников. Ведь и Гуэль, и молодой Антонио, которого он взял на свое попечение, были глубоко верующими, ценящими искусство, стремящимися к новому людьми. Во многом именно поддержка этого влиятельного человека помогла Гауди стать известным, получить всеобщее признание, возглавить крупные проекты строительства в Каталонии.
Дом Висенс
Первой серьезной работой Гауди стало здание летней резиденции владельца крупного завода по производству керамической плитки Мануэля Висенса. Последний обратился именно к молодому архитектору, поскольку считал, что только он сможет воплотить в жизнь его замысел: строительство яркого, выделяющегося из окружающей обстановки здания. Это было весьма характерным отражением натуры буржуа – бахвальство собственным богатством.
Когда Антонио пришел на участок, выделенный под строительство дома, его взгляд упал на растущую неподалеку пальму, окруженную насаждением из бархатцев. Несколько минут пристального созерцания этого обыденного для Барселоны сюжета породили идею дома Висенса. Да, он должен выглядеть именно так! Забытый испано-арабский стиль – все гениальное просто. Проект был начерчен архитектором в считанные дни. Заказчик, ознакомившись с ним, остался очень доволен. Здание планировалось построить из красного необработанного камня, отделать яркой керамической плиткой и литой металлической решеткой, напоминающей ветви той самой вдохновляющей пальмы.
Дворец Гюэля
Немного позднее Антонио Гауди с особым рвением взялся за обустройство загородной усадьбы своего друга Гуэля, который приобрел ветхое поместье в местечке Лес Кортс де Сарриа. Запущенная растительность и разрушающиеся строения – эта удручающая обстановка несказанно обрадовала архитектора. Вот оно – широкое поле для полномасштабного приложения его таланта. Примечательно, что Гауди начал перестраивать усадьбу Гуэля не с центрального здания, а с мелких внешних деталей. В частности, им было создано экстраординарное трио – ворота, домик привратника и конюшня, которые своим нестандартным сочетанием и по сей день привлекают внимание ценителей искусства. Так, ворота, названные Драконовыми, имели всего одну створку. Их нижняя часть была оформлена крайне скупо, в то время когда верхняя просто пестрела великолепным литьем, увенчанным металлической фигурой дракона.
После завершения грандиозного строительства, на которое Гуэль не жалел средств, меценат приобрел в Барселоне небольшой участок земли, где он поручил своему другу построить небольшой городской дом. Однако то, что архитектор умудрился уместить на куске земли в 300 квадратных, метров поразило не только заказчика, но и всех, кто видел это строение. Великий Гауди, не имея возможности расширять здание, максимально удлинил его ввысь. Несколько лет зарисовок, исправлений, смены проектов строительства имели своим результатом мини-дворец в городской черте. Прекрасный особняк вместил в себя удобный зал для экипажей, величественный холл, высотой в 17 с половиной метров и 127 изящных тонких колонн из белого камня.
Купол здания был создан по примеру храмовых сооружений эпохи ренессанса – с прорезями и отражающей поверхностью, что позволило обеспечить во вместительном холле приятное освещение. Ныне дворец Гуэля выкуплен муниципалитетом Барселоны. В нем располагается Музей сценического искусства. В холле установлены бюсты Гуэля и Гауди, а также экземпляры экстравагантной мебели, созданной великим мастером.
Гауди: дом Кальвета
Дворец Гуэля обеспечил Гауди своего рода рекламу, вследствие чего в 1899 году ему было поручено возведение доходного дома Кальвета, который должен был стать одним из общественных зданий каталонской столицы. Безусловно, здесь полет фантазии автора был ограничен рамками требований к строениям подобного типа. Тем не менее, за несколько лет Гауди удалось создать дом, своей структурой напоминающий современные торгово-офисные здания. Так, верхние этажи строения должны были занять торговые залы и конторы, средние – предполагалось сдать в аренду состоятельным горожанам, а нижние – занял склад заказчика строительства Кальвета, который на тот момент был владельцем крупной суконной фабрики.
Строение сразу понравилось горожанам, а муниципалитет удостоил создателя премии. Тем не менее, сам Гауди эту свою работу не любил, ведь в ней ему пришлось свести на нет свой вычурный и яркий стиль.
Усадьба Бельесгуард
В 1900 году к уже известному на тот момент архитектору поступил заказ владелицы усадьбы в Бельесгуард. Богатая вдова попросила Гауди построить для нее дом, дав ему при этом полную свободу действий. В частности, он сам выбирал стиль и технику постройки здания, рисовал его эскиз, набирал рабочих, руководил строительством и даже подписывал сметы расходов.
В итоге в живописной провинциальной местности вырос особняк, весьма четко напоминающий мистический средневековый замок с характерными для него крестами, вытянутыми стрельчатыми окнами, острыми шпилями, смотровой площадкой и красивым каменным виадуком. Следует отметить, что идею постройки архитектору навеяло название местности. Ведь в переводе с испанского «Бельесгуард» означает «прекрасный вид».
Парк Гюэль
По возвращении в Барселону Гауди взялся с особым энтузиазмом за реализацию своего давнего замысла – создание парка в центре мегаполиса. Впоследствии парк был назван именем человека, финансировавшего его строительство – Эусебио Гуэля. Этот оазис среди многочисленных многоэтажных серых зданий стал новым способом выражения таланта Гауди. На входе в парк, по своему обыкновению архитектор установил домик привратника, а рядом с ним – общественное здание, по своему оформлению напоминающее сказочный замок. Решетки ворот и ограды похожи на те, которыми мастер некогда обстраивал резиденцию Висенса.
Однако главной достопримечательностью парка, без сомнений, является дорический храм. Это прекрасное сооружение, выполненное в духе античного зодчества, планировалось использовать в качестве небольшого рынка. Тем не менее, оно по большей части так и осталось всего лишь красивой достопримечательностью.
Дорический храм включает каменную лестницу, разделенную четырьмя площадками с уникальными архитектурными шедеврами на каждой из них. Так на первой – чаша с гигантскими сталактитами, на второй – герб Каталонии с украшением в виде змеиной головы, на третьей – сказочный змей, а на четвертой – литая скамья в гроте.
Любой путешественник, попадающий в парк Гуэля, теряет ощущение времени и пространства – тенистые деревья и множество узких, выложенных камнем дорожек, разбегающихся в самые укромные уголки этого таинственного и сказочного места.
Дом Батльо и Дом Мила
После завершения работы над парковым комплексом под руководством Гауди в Барселоне было возведено ещё два здания – дом Батльо и дом Мила. Оба строения сохранили на себе печать сказочного мира, ярких фантазий, абстрактных образов.
Так, дом Батло сочетает в себе черты средневекового храма и современного здания в стиле модерн. В то же время, есть в нем что-то не совсем реальное – быть может, изогнутая черепичная крыша, а может и использованный автором прием чешуйчатой облицовки битой керамической плиткой.
В свою очередь, дом Мила больше напоминает постройки времен ренессанса – светлое, с большими окнами и резными округлыми узорами, оно поражает мягким изгибом линий и обилием растительности. Некоторые приемы, использованные автором – решетки под окнами, линия кровли носят некий абстрактный характер. В целом здание ярко выделяется на фоне других домов и создает атмосферу света и праздника.
Искупительный храм Саграда Фамилия
Несмотря на такое обилие уникальных архитектурных шедевров, главным творением великого Гауди был и остается Собор Саграда Фамилия, строительство которого началось в 1883 году по инициативе книготорговца Хосе Мария Бокабелья, ранее совершившего паломничество в Ватикан.
Первоначально руководителем строительства был назначен Франциско Вильяр – преподаватель Провинциальной школы архитектуры. Однако позднее его заменили Антонио Гауди. Для последнего возведение Саграда Фамилия стало делом всей жизни и самым масштабным заказом.
Можно с уверенностью утверждать, что великий архитектор жил им.
Переделав до неузнаваемости эскиз Вильяра, Гауди задумал постройку поистине грандиозного собора. «Вместилище христианской веры», как называл его сам мастер, должно было включать 18 башен, из которых 12 посвящались апостолам, а центральная – Христу. Современники отмечают, что во время строительства Гауди буквально жил на стройке, мало спал, ел и постоянно работал. Он самостоятельно вычерчивал каждую деталь интерьера и экстерьера, лично руководил созданием скульптур для библейских стен, делал разметку для арочных сводов и колонн.
Архитектор плохо видел, но не зрение, а какое-то природное чутье подсказывало ему витиеватую цепь деталей громадного собора.
Антонио Гауди был постоянно погружен в мысли о своем главном детище – Саграда Фамилия. Кроме него он никого и ничего не замечал вокруг, что в конечном итоге стало причиной его гибели. Летним вечером в 1926 году престарелый мастер направился на ежедневную исповедь.
Будучи совершенно погруженным в свои мысли, он брел отрешенно, совершенно не глядя по сторонам, и не заметил, как из-за угла вывернул трамвай. Водитель не успел затормозить и сбил несчастного. Поскольку опознать в оборванном старике архитектора никто не смог, его отправили в больницу для неимущих граждан, где он в скором времени скончался.
Великого зодчего похоронили в подземной часовне храма. Но не скромная могильная плита напоминает каталонцам об их светлом гении, а многочисленные шедевры и главная достопримечательность Барселоны – Саграда Фамилия. Грандиозное творение планируется завершить к 2026 году, так как строится он по завещанию Гауди исключительно на пожертвования граждан.
В этом же году Ватикан собирается причислить Гауди к лику святых за преданность христианской вере, которую архитектор хранил на протяжении всей жизни и за вклад в её развитие, воплощенный в центральном поистине грандиозном искупительном храме Барселоны.
Материалы по теме:
- Жоан Миро: творец ярких сюрреалистических образов
- Пабло Пикассо: реформатор искусства XX века
- Сальвадор Дали: гений с характером бунтаря
Антонио Гауди VS Гектор Гимар
Ар-нуво — художественное направление, расцветшее в Европе с конца 1800-х до первой четверти 1900-х годов.
Обычно известный как модерн, потому что он зародился в Париже, Франция, он получил другие названия в зависимости от местоположения. В Барселоне, Испания, это называлось Modernisme (модернизм).
Эктор Гимар был ведущим архитектором стиля модерн в Париже. Антонио Гауди, возможно, не считался лидером в свое время, так как его проекты были слишком нестандартными для того времени. Вместо этого лидерами считались его более традиционные коллеги Доменек-и-Мунтанер и Пуч-и-Кадафальч. Но, в конце концов, история признала Гауди его выдающуюся роль. Давайте посмотрим, что общего у этих двух архитекторов!
Как сравнить Гектора Гимара и Антонио Гауди?
Биография
Гектор Гимар был младшим из двоих. Он родился в 1867 году, Антонио Гауди в 1852 году. Но они прожили почти одинаково долгую жизнь, 75 лет французский архитектор и 74 года каталонец. Никто из них не родился в столице. Гауди родился в Реусе, маленьком городке, который в то время был оживленным торговым центром.
Гимар родился в Лионе, втором по значимости городе Франции. Но оба переехали в мегаполис, чтобы изучать архитектуру и работать. Гауди приехал в Барселону, Гимар направился в Париж.
Однако Гимар был лучшим учеником, получившим упоминания и награды, в то время как Гауди был средним учеником, который выделялся только в тех областях, которые он считал действительно интересными. После окончания учебы в области архитектуры Гимар вскоре начал строить свои первые проекты и преподавать. В период с 1885 по 1888 год он проектирует замок Беранже, который считается первым зданием в стиле модерн в Париже и первой крупной работой Гимара. Вместо этого Гауди несколько лет ведет себя сдержанно. Только в 1883-85 годах он строит свой первый проект, Casa Vicens. Его первый шедевр появится не раньше 1905 с Домом Бальо.
Однако оба художника достигнут зрелости своего стиля между 1900-1915 гг., после чего их популярность пойдет на спад. Для обоих одна из основных причин заключалась в том, что щедрость их проектов делала их очень дорогими, и не многие могли их себе позволить.
Кроме того, ни с одним из них не было легко иметь дело.
Для Гауди это была также смерть графа Гуэля, его лучшего друга, покровителя и защитника. Затем он погрузился в строительство церкви Саграда Фамилия, проект, на завершение которого, как он знал, уйдут поколения. Для этого он создал уникальные математические расчеты, которые не будут признаны исключительными до наших дней. Он никогда не был женат. Он умер в 1929, попал под трамвай. Одевшись нищим, его никто не узнал, и он попал в больницу для бедных, пока друзья не нашли его в самый последний момент.
Для Гимара Первая мировая война вывела из моды ар-нуво, и ар-деко никогда особо его не привлекал. Он переезжает из Парижа в сельскую местность и, в конце концов, в Нью-Йорк прямо перед началом Второй мировой войны. Его жена была американской еврейкой, и они не рискнули остаться в Европе. Он умирает в 1942 году в роскошном кондоминиуме на 5-й авеню.
Антонио Гауди: Архитектор и Художник (Время.
..
Создатели современной архитектуры, том III: From…
(8)
Гауди: Биография
РАСПРОДАЖА
Гектор Гимар
(7)
РАСПРОДАЖА
Гектор Гимар: архитектор, дизайнер (1867-1819 гг.).42)
Мебель
В начале 1900-х архитекторы часто проектировали мебель для своих зданий. И Гауди, и Гимар работали над деревянной мебелью, и здесь их стиль более схож. Элегантные округлые формы, которые повторяют природу и адаптируются к человеческому телу.
Вы можете увидеть мебель Guimard в нескольких музеях Франции. Лучшие коллекции находятся в Музее Орсе, Музее декоративного искусства и Музее изящных искусств в Париже, а также в Музее изящных искусств в Лионе.
За пределами Франции другими наиболее замечательными коллекциями владеют MOMA в Нью-Йорке и Музей изящных искусств Вирджинии в Ричмонде.
Что касается Гауди, то его произведений меньше. Дом-музей Гауди в парке Гуэля — это то место, куда стоит отправиться, а затем церковь Саграда Фамилия (в основном религиозные предметы) и музей MNAC.
Металлообработка
Входы в парижское метро, пожалуй, самая известная работа Эктора Гимара. Его пригласили спроектировать их после того, как официальный архитектурный конкурс не предоставил подходящего проектировщика. Проект предусматривал входные перголы, уличные фонари и балюстрады. Они являются прекрасным примером стиля Гимара с органическими формами « coup de fouet » и цветочным вдохновением.
Отец Гауди был изготовителем котлов, и он вырос, наблюдая за тем, как его отец занимается практическими работами по металлу. Как архитектор, металл становится материалом, который он лелеет и использует в декоративных целях.
Он делал перголы, балюстрады, балконы и уличные фонари, но его самая совершенная работа из кованого железа — это, безусловно, Ворота Дракона в павильонах Гуэля.
Сравнение зданий
Здания Гауди и Гимара на первый взгляд кажутся совсем другими. Гауди использует цвет и плитку во многих своих работах. Вместо этого Гимар наслаждается цветом простого кирпича. Однако, когда вы смотрите на линии, именно тогда вы находите сходство.
Hector Guimard архитектура:
CASTEL BÉRANGER (1895-1898) HOTEL MEZZARA (1910-1911) HOTEL GUIMARD (1909–1912)
Антонио Гауди Архитектура:
КАЗА ВИСЕНС (1883) КАСА БАЛЬЛО (1905) КАСА МИЛА (1906-1912)
Церковь, синагога и концертный зал
Антонио Гауди стал ревностным католиком в последней четверти своей жизни. Он работал над проектом церкви Саграда Фамилия, который он принял в 1883 году после ухода первоначального архитектора. И он будет работать над этим до конца своих дней. Это была его мечта и его страсть, предприятие, на завершение которого уйдут поколения.
Церковь стала самой важной туристической достопримечательностью Барселоны. Он еще не достроен, еще 10 башен еще строятся, но внутренняя отделка завершена и уже используется для обслуживания.
Эктор Гимар родился католиком, но в 1909 году женился на еврейке. Это принесло ему связи, которые привели к заказу на строительство синагоги в парижском районе Марэ. Сильно поврежденная во время нападений во время Второй мировой войны, она была восстановлена и продолжает оставаться действующей православной синагогой.
В отличие от Саграда Фамилия Гауди, эта синагога не является одним из самых важных произведений Гимара. Его самым большим проектом был концертный зал Salle Humbert de Romans (189 г.8-1901). Он вмещал 1150 зрителей, 120 музыкантов и 100 хористов. К сожалению, просуществовал он недолго: в 1905 году его снесли.
Гауди так и не построил концертного зала (хотя акустика Саграда Фамилия великолепна). Но его учитель и конкурент Доменек-и-Мунтанер сделал это, и это потрясающе.
Он называется Palau de la Música Catalana и продолжает оставаться одним из самых важных музыкальных центров Барселоны.
И БОНУС! Что было общим источником вдохновения для обоих мастеров?
Природа и деревья
Природа является основным элементом стиля модерн и модерн. Но что меня удивило в моем исследовании для написания этого поста, так это то, что я обнаружил две цитаты, одну Гимара, другую Гауди, которые так похожи по сути:
Ветви деревьев, стебли растений, иногда прямые , иногда волнообразные, разве это не архитектурные модели?
Гектор Гимар
Дерево возле моей мастерской — мой учитель.
Антони Гауди
Какой архитектор вам больше всего нравится? Эктор Гимар или Антонио Гауди?
Фейсбук Линкедин YouTube Пинтерест Инстаграм
БИОГРАФИЯ АВТОРА
Марта — основатель ForeverBarcelona.
Она страстный гид, любит Барселону и любит писать. Она является основным автором нашего блога и стремится делиться своими знаниями о Барселоне и своими лучшими советами с нашими читателями.
ПОИСКИ ПОЕЗДКИ ОТНИМАЮТ ВРЕМЯ…
Нужно больше вдохновения?
Наша 100% БЕСПЛАТНАЯ коллекция «Барселона» предоставит вам все необходимое для организации поездки в Барселону на всю жизнь.
ЛУЧШИЕ СОВЕТЫ ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ!
БОЛЬШЕ СОВЕТОВ ПО БАРСЕЛОНЕ ДЛЯ ВАС:
ПОДЕЛИТЕСЬ С СОПУТНИКАМИ ПО ПУТЕШЕСТВИЯМ
Ле Корбюзье и Гауди – Фонд Антонио Гауди
Ле Корбюзье и Гауди
«Дом должен быть делом жизни, машиной счастья»
Архитектор, градостроитель, живописец и скульптор Ле Корбюзье, одна из ведущих фигур авангарда 20 века, не скрывал своего восхищения работами Гауди, о которых он знал во время своего визита в Барселону в мае 1928 г.
лекции. ( 1 ) Шарль-Эдуар Жаннере, такое его настоящее имя, родился 6 октября в Швейцарии и стал гражданином Франции. В прологе к книге, посвященной Гауди в 1958 он вспоминал об этой поездке и о впечатлении, которое произвело на него созерцание винодельни Гуэля в Гаррафе и работ в Барселоне: «На Пасео-де-Грасиа мое внимание привлекли большие здания; на заднем плане — Саграда Фамилия… событие Гауди появилось!» . ( 2 )
Ле Корбюзье рисовал во время своих путешествий. Выразительный набросок визита в Барселону ( 3 ) анализирует геометрию школ Святого Семейства, ( 4 ) которую он сопровождает конструктивной схемой тонкого кирпичного сводчатого строения. ( 5 ) Эта система будет применяться в таких работах, как дома Jaoul, хотя там она будет использоваться только в качестве несъемной опалубки для железобетонных сводов.
Прилагаемая имитация подписи Гауди показывает, что ему показывали планы его работ, вероятно, во время посещения мастерской, где они хранились до их уничтожения в 1936.
Он так выражает свое восхищение: «Гауди был великим художником. Остаются и останутся лишь те, кто трогает чуткие сердца людей».
Гауди, с другой стороны, не имел столь благоприятного мнения о зданиях Ле Корбюзье и его соратников по архитектурному авангарду. О них он сказал, например, что «похожи на станционный док, где разгрузили контейнеры». ( 6 ) Следует отметить, что в то время формировалась наиболее догматичная стадия функционализма и рационализма, преобладали авангардные течения, которые под влиянием немецкой и голландской школ сделали функциональность и утилитаризм.
Несмотря на то, что он был соучредителем «Пуризма», связанного с эстетикой машины, и что его слава была основана на его роли посла «современной архитектуры», Ле Корбюзье всегда понимал архитектуру как искусство, в котором красота и эмоции играют фундаментальную роль, постепенно отказываясь от жестких позиций, чтобы исследовать выразительные возможности материалов и принять видение, в котором пластическая свобода получила признание.
Его известное определение дома, придуманное примерно в 1920 году, как «живая машина» включает в себя все факторы, связанные с идеей жизни, а не только минимальные пространства и функциональные отношения. «Дом должен быть делом жизни, машиной счастья» добавил он, расширяя эту концепцию. Примечательно, что это было близко к тому, что Гауди заявил почти полвека назад в своем произведении «La Casa Pairal»: дом должен быть местом, где формируются сильные и здоровые существа, наделенные цельным характером.
Обращение к машинизму также было связано с его идеей промышленного производства качественной архитектуры, воплощенной в его проекте «Дом-Ино» и доведенной до совершенства в «Доме Ситрохана» 1920-х годов, что выходит за рамки концепций радикального функционализма. придавая окружению пространственное качество, способное удовлетворить не только базовые потребности, но и психологические и эмоциональные.
Вилла Савойя работы Ле Корбюзье. Экстерьер и интерьер. © Фонд Антонио Гауди
Примерно в середине века такие работы, как часовня Роншампа или здания Чандигарха, полностью ввели поэтику в панораму архитектуры «международного стиля» — любопытное выражение, придуманное для описания того, что предполагалось как отсутствие стиля. ( 7 ) Таким образом, он присоединился к тем, кто не увлекался модой, таким как Райт или Аалто, которые ставили человека и природу в центр архитектуры.
Часовня Роншан © https://megaconstrucciones.net/?construccion=capilla-notre-dame-du-hautДворец собраний, Чандигарх. © duncid/CC BY-SA (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0) Несмотря на большие конструктивные, выразительные, контекстуальные и философские различия между работами Ле Корбюзье и Гауди, существует схожее отношение к потребностям пользователя архитектуры и стремление к творчеству путем слияния полезного и прекрасного. Искусство способно преодолеть все идеологические разногласия и пропагандистские замыслы, и в конце концов остается то качество, которое воплощают в себе произведения великих творцов.
Не случайно мы находим совпадения в некоторых их высказываниях. Знаменитое выражение Ле Корбюзье «Архитектура — это мудрая, правильная и великолепная игра объемов, собранных вместе под светом» ( 8 ) соответствует высказыванию Гауди «Архитектура — это первое пластическое искусство. Все его совершенство происходит от света. Архитектура — это порядок света».
Когда Ле Корбюзье объяснил, что архитектура — это гораздо больше, чем строительство, выразив «Архитектура — это дело искусства, феномен эмоций, который остается вне и вне вопросов строительства. Цель строительства — скреплять вещи, цель архитектуры — радовать нас»9.0054 ( 9 ) сказал то же самое, что и Гауди: «Строй! Стройте красоту! Ищите в природе образ тайны и превращайте его в архитектуру».
( 1 ) Ла Авангардия. Барселона. 15 мая 1928 г. стр. 10; 15 мая 1928 г. Стр. 6,27 и 28; и 17.05.1928. С. 30.
( 2 ) Предисловие.
Гауди. Гомис, Жоаким и Пратс Валлес, Жоан. Барселона. Эд. Р. М. 1958.
( 3 ) Ле Корбюзье. Проездной С11. 1928.
( 4 ) Хотя это могла быть и исчезнувшая мастерская Саграда Фамилия, с той же системой крыши, но с плоскими стенами вместо волнистых, как в школах. http://jaumeprat.com/las-otras-pedreres-y-4-un-le-corbusier-posible/
( 5 ) По форме и размерам оно может соответствовать кооперативным винодельням Gandesa или Sant Cugat, обе работы Сезара Мартинелла, или Masia Freixa de Terrassa Луиса Мункунилла.
( 6 ) Отношение Гауди к «современной архитектуре» после посещения выставки проектов муниципального театра Барселоны. Бергос Массо, Хуан. Гауди Эль Хомбре и ла Обра. Политехнический университет Барселоны. 1974. С. 135.
( 7 ) Рассел-Хичкок, Генри. Международный стиль: архитектура с 1922 года . WW Norton & Co., Нью-Йорк. 1932.
( 8 ) «L’architecture est le jeu savant, correct et magnifique des volumes assemblés sous la lumière».
