«Пещера Альтамира» — Опиши мне
Пожалуй, Альтамира — это самая известная пещера, в которой представлена наскальная живопись. Есть легенда, будто Пабло Пикассо сказал о ней: «После Альтамира – всё упадок!» Пещера «Альтамира» лежит в двух километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Она была открыта в конце девятнадцатого века. Рисунки на потолке заметила дочь археолога. Довольно долго эти рисунки считались фальсификацией. Скептики мотивировали это несколькими причинами. Первое: рисунки слишком хорошо сохранились. Второе: они цветные. Ну, и наконец, самое последнее и самое важное: первобытный человек просто не мог так рисовать!
И лишь когда подобные находки стали делать в других пещерах, скептикам пришлось замолчать.
Рисунки в этой пещере относятся ко времени верхнего (позднего) палеолита (двадцать – десять тысяч лет назад). Рисунки, скорее всего, несли культовое значение и были призваны помогать на охоте. На них изображены преимущественно животные.
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками. Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи. Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно, это первый 3D эффект в истории человечества.
Пещера длиной почти триста метров состоит из серии многочисленных коридоров и залов. Самый известный зал, который называют «Сикстинской Капеллой каменного века», носит название «Большой Зал Полихромов». Его протяженность восемнадцать метров. Высота сводов от двух до шести метров. Здесь как минимум шестнадцать четких изображений. В основном, бизоны. (Бизон – это дикий бык).
Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок площадью в 100 квадратных метров полностью покрыт цветными рисунками этих диких парнокопытных.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью. Это явно не имеет ничего общего с абстракцией и схематичностью.
Предложенное фото дает общее представление о потолке «Большого зала». Однако по нему нельзя оценить художественное мастерство первобытного человека – дан лишь общий ракурс, который не позволяет различить детали. Чтобы сделать это, нужно приглядываться к каждому рисунку отдельно, а здесь представлена общая панорама.
А вот детальное описание фрагмента росписи, самого известного из бизонов «Большого зала».
Вернемся к фото. Оно важно, поскольку именно так это пространство воспринимает сегодня турист, которому посчастливилось попасть в Альтамира.
Перед нами изображение потолка «Большого зала». Оно занимает всю площадь кадра и буквально нависает над фотографом. Потолок подсвечен. Подсветка сделана специально для туристов.
Как выглядит пещера для туристов, читаем здесь:
Однако есть на фото и темные области – все углы, за исключение левого верхнего.
За счет подсветки мы хорошо считываем цвет самого потолка – он охристо-желтый. Также благодаря подсветке нам понятно, что потолок объемный, с полукруглыми и круглыми выступами и мягкими по контуру впадинами.
Сами изображения нанесены красной краской, можно также заметить небольшое количество коричневого пигмента. При первом знакомстве мы воспринимаем изображение как непонятные цветные пятна, расположенные хаотично. Также можно вычленить и части фигур животных: хвосты, головы, ноги. Но если быть более внимательным, в нижней части можно различить двух бизонов, которые стоят друг к другу спиной на некотором отдалении. Вдаль, слева-направо, в правой части изображения, уходят еще трое животных. Однако мы видим только общую массу формы, детали нам недоступны.
Потолок покрыт трещинами – где-то небольшими, где-то более заметными.
Главное, что нужно усвоить про Альтамира – именно «Большой зал Полихромов» и его бизоны являются ее сердцем и жемчужиной, хотя она скрывает еще массу других помещений и произведений искусства.
***
При создании материала был использован следующий источник:
***
Автор описания: Елена Ланикина
Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини
Please use this identifier to cite or link to this item:
https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/7811
Title: | Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини |
Other Titles: | Research of Altamira cave – the source of data about the paleolithic cult of great goddess |
Authors: | Миронова, Е. А. |
Issue Date: | 2018 |
Publisher: | УГЛТУ |
Citation: | Миронова, Е. А. Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини = Research of Altamira cave – the source of data about the paleolithic cult of great goddess / Е. А. Миронова // Эко-потенциал. – 2018. – № 3 (23). – С. 127–147. |
Abstract: | The research is devoted to the artifacts from Altamira cave (Spain). They confirm connection of iconographic images complex: corner anthropomorphic images on the stones, heart-like anthropomorphic drawings, stone/pebble polyeiconic sculptures presenting a partial image (muzzle) of an elk/deer on one side and a whole figure of a bear on the other side, with the Great Goddess cult. This Goddess was the supreme power of the mountains (and caves), stones, water, fertility, life and death. This cult dates back to the Upper Paleolithic time and is traced in many regions of Eurasia, Oceania and Americas. Исследование посвящено артефактам из пещеры Альтамира (Испания), которые подтверждают связь комплекса иконографических изображений: объёмных угловых антропоморфных изображений на камнях, сердцевидных антропоморфных рисунков, каменных/галечных полиэйконических скульптур в виде парциального изображения (морда) лося/оленя на одной стороне и полнофигурного изображения медведя на другой, с культом Великой Богини, которая являлась божеством гор (и пещер), камней, воды, плодородия, жизни и смерти. Этот культ берёт начало в верхнем палеолите, а его маркеры присутствуют во многих регионах Евразии, Океании, Америки. |
Keywords: | GREAT GODDESS CULT ICONOGRAPHY CORNER ANTHROPOMORPHIC IMAGES HEART-LIKE ANTHROPOMORPHIC DRAWINGS SCULPTURAL POLYEICONIC IMAGES OF AN ELK/BEAR КУЛЬТ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ ИКОНОГРАФИЯ УГЛОВЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СЕРДЦЕВИДНЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОЛИЭЙ-КОНИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛОСЯ/МЕДВЕДЯ |
URI: | https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/7811 |
Origin: | Эко-потенциал. – 2018. – № 3 (23) |
Appears in Collections: | Эко-потенциал: журнал междисциплинарных научных публикаций |
Show full item record Google Scholar
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.
Пещера Альтамира — Немецкий музей
Выставка закрыта
Фото: Немецкий музей
Коммуникация, информация, СМИ
Эта выставка позволит вам лично познакомиться с наскальными рисунками пещеры Альтамира в Испании. Первоначальная пещера была закрыта для публики уже много лет.
Выставка закрыта
Вторая половина музея в настоящее время находится на реконструкции, поэтому с июля 2022 года эта территория закрыта. Модернизацию экспозиции планируется завершить в 2028 году, к 125-летию со дня основания музея.
подробнее
Что такое Пещера Альтамира?
Центральным элементом выставки является копия потолочной росписи каменного века в Альтамире, пещере на севере Испании, которая в настоящее время закрыта для широкой публики. Оригинальные картины были созданы около 15 000 лет назад в период верхнего палеолита, последней эпохи древнего каменного века. В комнате перед пещерой Альтимира текстовые панели дают общее представление обо всей эпохе каменного века, ее искусстве и, в частности, ее наскальных рисунках.
15 000 Возраст картин в оригинальной Пещере Альтамиры в годах.
1962Год, когда копия пещеры Альтамира была открыта в Музее Германии.
2 Только это количество слепков было сделано с фотограмметрического оттиска потолка пещеры.
Вид внутри выставки пещеры Альтамира. Фото: Немецкий музей | Кристиан Иллинг
Тематика выставок
- Комната-пещера
Здесь воспроизведены климатические условия, которые позволили древним рисункам сохраниться до наших дней. Панели предоставляют информацию как об оригинальной пещере, так и о ее сложной реконструкции. - Репродукция
Работа над репликой пещеры каменного века Альтамира началась в 1950-х годах и была завершена к открытию выставки в 1962 году. Непосредственно слепить потолок пещеры было невозможно, поэтому пришлось вместо этого измерять с помощью фотограмметрии. - Картины
На них изображены животные ледникового периода: лошадь, олениха и особенно бизон. Картины написаны охристыми красками. Лежащие зубры нарисованы на естественных горбах скал и поэтому выглядят как картины и рельефы одновременно.
Выставка внутри пещеры Альтамира
Пропустить карусель контента
Изображение на потолке пещеры лежащего бизона: животное кажется трехмерным из-за формы потолка пещеры. Фото: Немецкий музей
Пещера Альтамира также иллюстрирует примеры доисторических технологий: копии украшений и инструментов, таких как ручные топоры и шила.
Есть вопросы?
Неорганическое разрушение, затрагивающее пещеру Альтамира, Северная Испания: количественный подход к процессам коррозии стен (травление раствором), вызванным посетителями
. 1999 г., 15 декабря; 243–244:67–84.
doi: 10.1016/s0048-9697(99)00348-4.
С Санчес-Мораль 1 , В. Солер, Дж. К. Каньяверас, Э. Санс-Рубио, Р. Ван Грикен, К. Гизелс
принадлежность
- 1 Департамент геологии, Национальный музей естественных наук (CSIC), Мадрид, Испания. [email protected]
- PMID: 10635591
- DOI: 10. 1016/s0048-9697(99)00348-4
S Санчес-Мораль и др. Научная общая среда. .
. 1999 г., 15 декабря; 243–244:67–84.
дои: 10.1016/s0048-9697(99)00348-4.
Авторы
С Санчес-Мораль 1 , В. Солер, Дж. К. Каньяверас, Э. Санс-Рубио, Р. Ван Грикен, К. Гизелс
принадлежность
- 1 Департамент геологии, Национальный музей естественных наук (CSIC), Мадрид, Испания. [email protected]
- PMID: 10635591
- DOI: 10. 1016/s0048-9697(99)00348-4
Абстрактный
Для изучения процессов коррозии стен, вызванных посетителями в пещере Альтамира (север Испании), в пещере было проведено междисциплинарное исследование. В течение 1 года эксплуатировалась система мониторинга микроклимата, измеряющая температуру, относительную влажность, концентрацию СО2 и 222Rn. Были собраны образцы вмещающих пород, а также атмосферные твердые частицы внутри и снаружи помещений. Эти данные используются для количественной оценки процессов коррозии стенок. Установлено, что присутствие посетителей усиливает коррозионные процессы до 78 раз по сравнению с естественными процессами. Загрязнение атмосферного воздуха не оказало существенного влияния.
Похожие статьи
-
Проблемы управления в тасманской туристической пещере: потенциальные микроклиматические воздействия модификаций пещеры.
Рассел М.Дж., Маклин В.Л. Рассел М.Дж. и соавт. J Управление окружающей средой. 2008 май; 87(3):474-83. doi: 10.1016/j.jenvman.2007.01.012. Epub 2007 21 марта. J Управление окружающей средой. 2008. PMID: 17368916
-
Обнаружение антропогенных нарушений окружающей среды в выставочной пещере.
Фернандес-Кортес А., Куэзва С., Санчес-Мораль С., Каньяверас Х.К., Порка Э., Хурадо В., Мартин-Санчес П.М., Саис-Хименес К. Фернандес-Кортес А. и соавт. Environ Sci Pollut Res Int. 2011 июль; 18 (6): 1037-45. doi: 10.1007/s11356-011-0513-5. Epub 2011 7 мая. Environ Sci Pollut Res Int. 2011. PMID: 21553035
-
Пространственно-временное распределение δ(13)CCO2 в неглубокой пещере и его потенциальное использование в качестве индикатора антропогенного давления.
Газкес Ф., Киндос-Понсела Л., Сайнс-Фернандес С., Фернандес-Вильяр А., Фуэнте-Мерино I, Селайя-Гонсалес С. Гаскес Ф. и др. J Управление окружающей средой. 2016 15 сентября; 180: 421-32. doi: 10.1016/j.jenvman.2016.05.078. Epub 2016 3 июня. J Управление окружающей средой. 2016. PMID: 27266647
-
Микробиология пещеры Ласко.
Бастиан Ф., Хурадо В., Новакова А., Алабуветт К., Саис-Хименес К. Бастиан Ф. и др. Микробиология (чтение). 2010 март; 156 (часть 3): 644-652. doi: 10.1099/мик.0.036160-0. Epub 2010 7 января. Микробиология (чтение). 2010. PMID: 20056706 Обзор.
-
Иммунологическая реактивность организма при пребывании в закрытых помещениях.
Константинова И. В., Антропова Е.Н. Константинова И.В. и соавт. пробл косм биол. 1980;42:191-213. пробл косм биол. 1980. PMID: 6117067 Обзор. Русский. Аннотация недоступна.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
-
Сравнение сообществ актинобактерий из антропогенных и нетронутых карстовых пещер.
Буресова-Фаитова А., Копецки Дж., Сагова-Марецкова М., Алонсо Л., Вотрин Ф., Моэнн-Локкоз Ю., Родригес-Нава В. Буресова-Фаитова А., и соавт. Микробиологияоткрыть. 2022 Февраль;11(2):e1276. doi: 10.1002/mbo3.1276. Микробиологияоткрыть. 2022. PMID: 35478281 Бесплатная статья ЧВК.
-
Использование радона и СО -2- для выявления и анализа кратковременных колебаний вентиляции полихромной комнаты в пещере Альтамира.
Сайнс С., Фабрега Х., Рабаго Д., Селайя С., Фернандес А., Фуэнте И., Фернандес Э., Киндос Х., Артече Х.Л., Киндос Л. Сайнс С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022 19 марта; 19 (6): 3662. дои: 10.3390/ijerph29063662. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2022. PMID: 35329349 Бесплатная статья ЧВК.
-
Характеристики микробного сообщества древних расписных скульптур в гротах Майцзишань, Китай.
Дуань Ю, Ву Ф, Ван В, Хе Д, Гу ДД, Фэн Х, Чен Т, Лю Г, Ан Л. Дуан Ю и др. ПЛОС Один. 5 июля 2017 г .; 12 (7): e0179718. doi: 10.1371/journal.pone.0179718. Электронная коллекция 2017. ПЛОС Один. 2017. PMID: 28678844 Бесплатная статья ЧВК.
-
Материалы наследия и смягчение последствий биологического обрастания с помощью УФ-излучения в демонстрационных пещерах: передовые методы и задачи на будущее.