Альтамир пещера: Пещера Альтамира, Испания — наскальная живопись, официальный сайт, музей, где находится

«Пещера Альтамира» — Опиши мне

Пожалуй, Альтамира — это самая известная пещера, в которой представлена наскальная живопись. Есть легенда, будто Пабло Пикассо сказал о ней: «После Альтамира – всё упадок!» Пещера «Альтамира» лежит в двух километрах к юго-западу от городка Сантильяна-дель-Мар в северной части Испании. Она была открыта в конце девятнадцатого века. Рисунки на потолке заметила дочь археолога. Довольно долго эти рисунки считались фальсификацией. Скептики мотивировали это несколькими причинами. Первое: рисунки слишком хорошо сохранились. Второе: они цветные. Ну, и наконец, самое последнее и самое важное: первобытный человек просто не мог так рисовать!

И лишь когда подобные находки стали делать в других пещерах, скептикам пришлось замолчать.
Рисунки в этой пещере относятся ко времени верхнего (позднего) палеолита (двадцать – десять тысяч лет назад). Рисунки, скорее всего, несли культовое значение и были призваны помогать на охоте. На них изображены преимущественно животные.
Наскальная живопись пещеры Альтамира выполнена древесным углём, желто-красной охрой, гематитом и другими натуральными красками. Интересна техника нанесения рисунков. Древние художники рисовали не только пальцами, но и специальными приспособлениями. Скорее всего, это были примитивные кисти, палочки или кусочки кожи. Выступы и впадины на потолке и стенах мастерски использовались художниками для придания естественного объема будущих рисунков. Возможно, это первый 3D эффект в истории человечества.

Пещера длиной почти триста метров состоит из серии многочисленных коридоров и залов. Самый известный зал, который называют «Сикстинской Капеллой каменного века», носит название «Большой Зал Полихромов». Его протяженность восемнадцать метров. Высота сводов от двух до шести метров. Здесь как минимум шестнадцать четких изображений. В основном, бизоны. (Бизон – это дикий бык).
Животные изображены в разных положениях. Они стоят, лежат или находятся в движении. Это самый впечатляющий участок пещеры. Потолок площадью в 100 квадратных метров полностью покрыт цветными рисунками этих диких парнокопытных.
Для рисунков в пещере характерны четкие продуманные линии. Они нанесены буквально одним движением без отрыва от поверхности. Большинство рисунков выполнено с фотографической точностью. Это явно не имеет ничего общего с абстракцией и схематичностью.
Предложенное фото  дает общее представление о потолке «Большого зала». Однако по нему нельзя оценить художественное мастерство первобытного человека – дан лишь общий ракурс, который не позволяет различить детали.  Чтобы сделать это, нужно приглядываться к каждому рисунку отдельно, а здесь представлена общая панорама.

А вот детальное описание фрагмента росписи, самого известного из бизонов «Большого зала».

Вернемся к фото. Оно важно, поскольку именно так это пространство воспринимает сегодня турист, которому посчастливилось попасть в Альтамира.
Перед нами изображение потолка «Большого зала». Оно занимает всю площадь кадра и буквально нависает над фотографом. Потолок подсвечен. Подсветка сделана специально для туристов.
Как выглядит пещера для туристов, читаем здесь:

Однако есть на фото и темные области – все углы, за исключение левого верхнего.
За счет подсветки мы хорошо считываем цвет самого потолка – он охристо-желтый. Также благодаря подсветке нам понятно, что потолок объемный, с полукруглыми и круглыми выступами и мягкими по контуру впадинами.
 Сами изображения нанесены красной краской, можно также заметить небольшое количество коричневого пигмента. При первом знакомстве мы воспринимаем изображение как непонятные цветные пятна, расположенные хаотично. Также можно вычленить и части фигур животных: хвосты, головы, ноги. Но если быть более внимательным, в нижней части можно различить двух бизонов, которые стоят друг к другу спиной на некотором отдалении. Вдаль, слева-направо, в правой части изображения, уходят  еще трое животных. Однако мы видим только общую массу формы, детали нам недоступны.
 Потолок покрыт трещинами – где-то небольшими, где-то более заметными.

Главное, что нужно усвоить про Альтамира – именно «Большой зал Полихромов» и его бизоны являются ее сердцем и жемчужиной, хотя она скрывает еще массу других помещений и произведений искусства.

***
При создании материала был использован следующий источник:

***
Автор описания: Елена Ланикина

Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини

Please use this identifier to cite or link to this item: https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/7811

Title: Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини
Other Titles: Research of Altamira cave – the source of data about the paleolithic cult of great goddess
Authors: Миронова, Е. А.
Issue Date: 2018
Publisher: УГЛТУ
Citation: Миронова, Е. А. Исследование пещеры Альтамира – источника данных о палеолитическом культе великой богини = Research of Altamira cave – the source of data about the paleolithic cult of great goddess / Е. А. Миронова // Эко-потенциал. – 2018. – № 3 (23). – С. 127–147.
Abstract: The research is devoted to the artifacts from Altamira cave (Spain). They confirm connection of iconographic images complex: corner anthropomorphic images on the stones, heart-like anthropomorphic drawings, stone/pebble polyeiconic sculptures presenting a partial image (muzzle) of an elk/deer on one side and a whole figure of a bear on the other side, with the Great Goddess cult. This Goddess was the supreme power of the mountains (and caves), stones, water, fertility, life and death. This cult dates back to the Upper Paleolithic time and is traced in many regions of Eurasia, Oceania and Americas.
Исследование посвящено артефактам из пещеры Альтамира (Испания), которые подтверждают связь комплекса иконографических изображений: объёмных угловых антропоморфных изображений на камнях, сердцевидных антропоморфных рисунков, каменных/галечных полиэйконических скульптур в виде парциального изображения (морда) лося/оленя на одной стороне и полнофигурного изображения медведя на другой, с культом Великой Богини, которая являлась божеством гор (и пещер), камней, воды, плодородия, жизни и смерти.
Этот культ берёт начало в верхнем палеолите, а его маркеры присутствуют во многих регионах Евразии, Океании, Америки.
Keywords: GREAT GODDESS CULT
ICONOGRAPHY
CORNER ANTHROPOMORPHIC IMAGES
HEART-LIKE ANTHROPOMORPHIC DRAWINGS
SCULPTURAL POLYEICONIC IMAGES OF AN ELK/BEAR
КУЛЬТ ВЕЛИКОЙ БОГИНИ
ИКОНОГРАФИЯ
УГЛОВЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
СЕРДЦЕВИДНЫЕ АНТРОПОМОРФНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОЛИЭЙ-КОНИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛОСЯ/МЕДВЕДЯ
URI: https://elar.usfeu.ru/handle/123456789/7811
Origin: Эко-потенциал. – 2018. – № 3 (23)
Appears in Collections:Эко-потенциал: журнал междисциплинарных научных публикаций

Show full item record   Google Scholar 

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Пещера Альтамира — Немецкий музей

Выставка закрыта

Фото: Немецкий музей

Коммуникация, информация, СМИ

Эта выставка позволит вам лично познакомиться с наскальными рисунками пещеры Альтамира в Испании. Первоначальная пещера была закрыта для публики уже много лет.

Выставка закрыта

Вторая половина музея в настоящее время находится на реконструкции, поэтому с июля 2022 года эта территория закрыта. Модернизацию экспозиции планируется завершить в 2028 году, к 125-летию со дня основания музея.

подробнее