Альтамира что это: Home — Museo Nacional y Centro de Investigación de Altamira

Альтамира — это… Что такое Альтамира?

(altamira), пещера в Кантабрийских горах (Испания) с наскальными росписями эпохи позднего палеолита (эпоха Мадлен, 15—10-е тыс. до н. э.). Обнаружена в 1868 г.; в 1875 г. исследована испанским археологом Марселино де Саутуола, нашедшим в ней каменные орудия, а в 1879 г. – множество изображений животных. Саутуола назвал Альтамиру «Сикстинской капеллой наскального искусства». Опубликованная в 1880 г. книга археолога не получила признания среди учёных; лишь после того, как в пещерах Франции были открыты другие образцы искусства палеолита, живопись Альтамиры признали подлинной. Сначала доступ посетителей в пещеру не ограничивали; позднее, заметив, что это вредит сохранности уникальных росписей, свободное посещение запретили. В 1964 г. в подземном помещении Национального археологического музея в Мадриде немецкими учёными была создана точная копия пещеры.


Бизон. Наскальный рисунок в пещере Альтамира. Верхний палеолит. 15–10!е тыс. до н. э. Испания

 

Альтамира тянется под землёй почти на 380 м, но основные изображения (быков, лошадей, кабанов, оленей, горных козлов и бизонов) находятся недалеко от входа в пещеру в т. н. «главном зале» длиной 18 м. Прекрасно переданы облик и повадка каждого зверя: животные то спокойны, лениво отдыхают, то грозно нападают, прыгают, подобрав ноги и выставив вперёд рога. Первобытные мастера, использовав естественную неровность стены, сумели виртуозно передать объём и движение. Безупречно владея линией, уверенно и без поправок, одним движением руки, древние художники обводили чёрным контуром грузную тушу бизона или стройный силуэт оленя.
Изображения зверей имели для первобытного человека магическое значение: нанося на стену фигуру пронзённого копьём кабана или бизона, древний живописец обеспечивал племени удачу на охоте. Изображения поверженных зверей повторялись на стенах пещеры снова и снова многими поколениями первобытных мастеров, как бесконечно повторяется священный обряд; поэтому роспись в целом представляет собой беспорядочное скопление нависающих над головой крупных изображений, между которыми нет ни сюжетных, ни композиционных связей и которые часто накладываются друг на друга.
Росписи исполнены яркими минеральными красками (охра, марганец, каолин, лимониты, гематиты), которые смешивались с водой или животным жиром. Изобразительная достоверность и жизненная сила настенной живописи Альтамиры стали классическим примером монументального первобытного «реализма».

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Пещера Альтамира: наскальные рисунки

Что нам известно о древних людях? Всё, что сохранилось до наших дней, в основном раскопано во время археологических экспедиций, иногда находилось при строительстве домов, но всё равно полную картину жизни и деятельности древнего человека составить до конца не удаётся. Телевидения ведь тогда не было, книг тоже. Передавали свою историю древние люди с помощью сказаний и легенд, а также с помощью рисунков, понятных всем.

В 1868 году некто Модесто Кубильяс совершил открытие – он совершенно случайно набрёл на удивительную пещеру в Кантабрийских горах в Испании. А десять лет спустя палеонтолог Марселино Санс де Саутуоло посетил эти места с исследовательскими целями, не особенно рассчитывая на ценность находки. Рисунки на стенах разглядела маленькая дочь учёного. Это были рисунки первобытного человека, обитавшего когда-то в этих пещерах – около 10-15 000 лет назад. Таким образом, уникальный образец палеотического наскального искусства стал известен миру благодаря ребёнку!

Открытие альтамирской наскальной живописи было первым в своём роде, о жизни первобытного человека миру ещё доподлинно ничего не было известно, и именно поэтому учёному не поверили и сочли всё за фальсификацию. Доказать же, что рисунки подлинные, смогли только после смерти так и не признанного учёного, так как в то же время и чуть позже были открыты и другие пещеры древних людей с подобными рисунками на стенах. С 1985 года пещера Альтамира включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Альтамира – это целый пещерный комплекс, находящийся в Испании, неподалёку от живописной деревушки Сантильяна дель Мар. Пещера длиной около трёх тысяч метров тянется далеко под сводами гор. Древние люди, обитавшие здесь, оставили рисунки животных, на которых охотились в ближайших лесах. На стенах и потолке воспроизведены бизоны, кабаны, зайцы, лани и другие животные, рассказывается о жизни и о повадках диких животных. Животные показаны как на отдыхе, так и во время охоты или игр. Объёмность рисункам придаёт неровность стен пещеры.

Рисунки были цветными, использовались природные красители: красный цвет придавался с помощью охры, для других цветов в распоряжении людей были марганец, каолин, гематит, с добавлением жира животных или разведённые водой.

Древние люди были поистине уникальными художниками, так как смогли создать эти великолепные шедевры, о которых Пабло Пикассо, например, был очень высокого мнения и восторженно о них отзывался.

В комплексе пещер есть зал, в котором на потолках и стенах нарисованы сюжеты с полулюдьми-полузверями. Исследователи считают, что это изображения шаманов, у которых на головах надеты маски животных. Вероятнее всего, именно в таком обличье проводились всевозможные обряды, которыми изобиловал древний мир. Но могло быть и так, что в те времена водились подобные чудища! Существуют легенды, повествующие о том, что в древности были другие виды млекопитающих, и кто знает, что это были за виды. После всевозможных землетрясений, наводнений, ураганов и других катаклизмов многие виды млекопитающих и водных животных вымирали, уступая дорогу следующим ступеням эволюции.

В наше время доступ в пещеру строго регламентирован, постоянно ведутся работы по поддержанию и сохранению уникальной наскальной живописи. В разных музеях мира на тематических выставках демонстрируются копии. А рядом с самой пещерой Альтамира в Испании построен музей – реплика оригинального места, где воспроизведены на стенах некоторые рисунки, передана атмосфера. Здесь можно послушать экскурсовода, рассказывающего (на испанском!) о возникновении и развитии человека, изучить интерактивные экспонаты.

Летний лагерь в ЭТНОМИРе: смена «Цивилизация»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Летом 2018 года на территории ЭТНОМИРа будет организован детский лагерь – всего четыре яркие смены для детей от 7 до 15 лет. Одна из смен – это погружение в игровой мир разных исторических эпох, от зарождения жизни на Земле до создания футуристического проекта будущего «Оазис-5», совместно с корпорацией «Марс-Тефо» и Космической академией.

Участники смены «Цивилизации» познакомятся с основными историческими этапами развития эпох и изучат поворотные моменты в истории человечества. Приобретут теоретические знания и практические навыки в области древнего искусства наскальной живописи, узелкового письма, освоят азы морского дела и научатся завязывать настоящие морские узлы. Узнают о значении компаса и астролябии, о ключевых научных открытиях и великих изобретениях. Познакомятся с новейшими достижениями в области экологии и охраны окружающей среды. И конечно, проявят свой неповторимый творческий потенциал в разработке проекта «Город будущего», который будет оценён уважаемыми гостями.

Пещера Альтамира

Марселино Санс де Саутуола, археолог-любитель случайно набрел на удивительную пещеру с рисунками, вместе со своей девятилетней дочерью. Это случилось в 1879 году.

Годом позже два археолога из мадридского университета, Саутуоло и Хуаном Виланова-и-Пьера приступили к раскопкам пещеры. Они опубликовали результаты своего исследования и отнесли пещеру и ее рисунки к эпохе палеолита. Другие ученые восприняли новость неоднозначно, посыпались многочисленные обвинения в фальсификации рисунков. Все обвинения с археолога Сатуоло отпали сами собой, когда уже после его смерти были найдены такие же рисунки в других частях пещеры.

Раскопки в пещере проводились в 1902-04, 1924-25 и 1981 годах. В период 1960-70 годов пещеру посещали более 1500 человек в день. Это привело к тому, что на рисунках стала появляться плесень от сырости. Испанские власти закрыли пещеру на реставрацию в 1977 году и вновь открыли только в 1982, ограничив количество туристов до 20 человек в день. Очередь на посещение на данный момент растянулась на три года.

Сама пещера состоит из серии коридоров и зал и составляет 270 метров. Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Долгое время пещера служила домом только животным.

Рисунки, самая главная ценность пещеры выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками, и представляют собой изображения бизонов, кабанов, лошадей, отпечатков ладоней и много другое. Рисунки расположены как на стенах, так и на потолке пещеры. Большая их часть находится в главном зале, но и по остальной территории пещеры разбросана значительная их часть.

Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно, это было связано с их религиозными воззрениями на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.

Находится «древняя недвижимость» около Сантильяна дель Мар в Кантабрии, в 30 км западнее Сантандера. С 1985 года пещера занесена в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО.

Любой, кто интересуется историей человечества и древнего мира, просто обязан побывать в этой пещере. Для тех, у кого нет терпения ждать три года, чтобы посмотреть на подлинники, в 2001 в музейном комплексе Альтамира, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии знаменитого живописного панно Большого плафона, а также некоторых других изображений пещеры, позволяющие ознакомиться с рисунками, не посещая пещеру.

Другие копии рисунков Альтамиры можно отыскать в Национальном археологическом музее Испании в Мадриде, Немецком музее в Мюнхене, в Японии.


Альтамира. Импрессионизм 15 000 лет до н.э.? Часть 2 |  Капля света

Главная » После Альтамиры » Альтамира. Импрессионизм 15 000 лет до н.э.? Часть 2

Рубрика «После Альтамиры»

Автор: Юлия Риа

Открытие в 1879 году наскальных рисунков в испанской пещере Альтамира дало толчок к исследованию ранее не изученного пласта художественной культуры. Да какого пласта!

Альтамиру называют «Сикстинской капеллой» каменного века. И не зря. Сикстинская капелла — это церковь в Ватикане с искусно расписанными стенами и потолком известными художниками Боттичелли, Перуджино, Россели и Микеланджело. Древние художники Альтамиры не известны, но по праву сравнимы с великими зодчими.

Лошадь, копия из Альтамиры, взята с сайта http://tlamatzinco.blogspot.com

Однако если про Сикстинскую капеллу можно просто найти много информации: план расположения рисунков, подробные описания, то с Альтамирой дело обстоит хуже. Мало публикаций, мало книг, посвящённых ей, и пришлось потрудиться, чтобы найти больше фотографий рисунков.

Характеристика рисунков Альтамиры.

Место нахождения: север Испании, провинция Сантадер, в Кантабрии.

Датировка: около 15 тысяч лет до нашей эры. Относится к солютрейской археологической культуре*, или позднему палеолиту**.

Сейчас, с 1985 года, пещера Альтамира является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I и III: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» и «Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла».

Картины Альтамиры в основном изображают зубров, а также, в небольшом количестве, кабанов, лошадей, лань; найдены нечёткие рисунки людей, людей со звериными головами. Изображены на стенах и различные знаки, может быть символы, значения которых разгадать, наверное, невозможно.

Расписной потолок в Альтамире, автор фотографии Matthias Kabel

Пещера Альтамира простирается на 280 метров. Её можно разделить на 3 «зала». В перовом «зале» находится знаменитый Большой плафон — потолок Альтамиры, заполненный росписями: более 15 изображений отдыхающих бизонов, а также оленей, лошадей, и одним изображением кабана.

Схематичное изображение Большого плафона

Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Изображение кабанов было редкостью.

Почти все животные изображены в натуральную величину, кое-где бизоны достигают 2,5 метров.

Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Самка бизона.

Наскальные рисунки выполнены углём, охрой, гематитом и другими естественными красками. При этом палеолитический художник, используя довольно скудную красочную палитру, смог изобразить животных в полной мере ярко и красочно. Используя где-то фактуру стен пещеры, где-то затенения, он реалистично воссоздал шкуру животных. Кроме этого, для дополнительного объёма, использовались выступы и углубления.


В других залах есть изображения представителей кошачьих, схематичные очертания человеческих фигур и непонятных, неясных существ. Много (около 60) знаков: чёрточек, точек, процарапанных линий. Оставляли древние художники и длинные линии собственными пальцами: эти изображения получили названия «макароны».:)


Знаки на стене пещеры. Что это может значит?:)

Здесь же в Альтамире зародилась гравировка — нанесение краски (на камень, металл) путём резания.

Наскальные рисунки выполнены уверенными размашистыми линиями, свободными. Древний художник умел запечатлеть движение, сиюминутное действо. Он показывал окружающее его в динамике, изменчивости. Разве, не те же цели преследует импрессионизм? Удивительно, но 17 000 лет назад мастер вовсю использовал приёмы живописи конца 19 века.

К сожалению, сейчас пещера закрыта для посещений. С момента открытия в ней побывало много людей. Это изменило микроклимат внутри неё, и на рисунках появилась плесень.

В 2001 году недалеко от Альтамиры был открыт музей, воссоздавший оригинальную пещеру. Два испанских художника, Матильда Мусквис и Педро Саура, скопировали рисунки Альтамиры. Много лет они подробно изучали их, фотографировали, и с помощью современного оборудования воссоздали. Они нарисовали 70 гравюр и около 100 цветных изображений! Копии рисунков из пещеры также хранятся в Мадридском музее и музеях Германии и Японии.

По сообщению агентства Daly Telegraph в 2011 году Альтамиру откроют для посещения туристами. Насколько это точная информация, не берусь судить, но, по заверениям учёных, повышение температуры внутри и практически любое воздействие на микроклимат пещеры, может уничтожить древние росписи. Надеюсь, испанские технологи и учёные, что-нибудь придумают, тогда я обязательно осуществлю своё желание — увидеть наскальные рисунки Альтамиры своими глазами!

Фотография взята с сайта https://maxalvarez.wordpress.com

Рекомендую прочитать первую часть статьи про Альтамиру: драматическая история открытия Альтамиры.

* Солютрейская культура (18-15 тыс.лет до н.э.) — это археологическая культура Франции и Северной Испании. Отличительная черта — тщательно обработанные кремневые орудия труда, также наконечники в форме продолговатого листика.

** Поздний палеолит — период, датируемый около 33 000 — 10 000 лет до н.э.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Ещё почитать:



К записи 16 комментариев

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Альтамира, Ласко, Шове | Наука и жизнь

О том, что люди древнекаменного века умели рисовать, я узнал ещё мальчишкой в 1945 году. Помню просторный зал исторического музея Грузии, куда нас, пятиклассников, привели на экскурсию. Помню стену слева от входа и яркое, красное по белому, изображение бизона на ней. Рогатый зверь казался живым, готовым сорваться со стены и помчаться, круша всё на своём пути. Из надписи я узнал, что это копия рисунка, сделанного в незапамятные времена где-то в Испании на стене пещеры с таинственным названием Альтамира. А потом была чудесная книга «Борьба за огонь» Рони-старшего, подаренная мне нашей добрейшей преподавательницей истории. Детский интерес к жизни и художественному творчеству людей палеолита остался у меня на всю жизнь, как и неосуществлённая мечта о посещении этого грота.

Рисунок бизона на стене пещеры Альтамира. Фото: Henri Brenil, Emile Cartailhac/Wikimedia Commons.

Первой «расписной» пещерой, о которой узнала вся планета, была как раз Альтамира, расположенная на севере Испании, между побережьем Бискайского залива и склонами Кантабрийских гор. А обнаружила живописные изображения девятилетняя девочка, дочь испанского археолога-любителя графа Марселино де Саутуолы. Во время посещения пещеры с отцом в 1879 году именно она разглядела на потолке цветные изображения бизонов. Саутуола тщательно изучил рисунки, датировал их эпохой палеолита и годом спустя опубликовал сообщение о находке. Публикация Саутуолы была встречена в штыки ведущими археологами тех дней. Палеолит и реалистическая полихромная живопись были понятиями абсолютно несовместимыми, противоречившими общепринятой концепции развития доисторического общества, согласно которой освоение и совершенствование людьми новых навыков, в том числе и художественных, могли происходить исключительно от простых форм к более сложным. Специалисты были убеждены: монументальные рисунки Альтамиры, возникшие «из ниоткуда», не могли быть сделаны людьми древнекаменного века — бродячими охотниками–собирателями, которые едва научились разводить огонь и не могли даже лепить горшки из глины, чтобы сварить пищу…

Рисунки пещеры Альтамира в Испании — секреты наскальной живописи

У пещеры Альтамира, которая находится в Испании, очень интересная история. Я узнала о ней, побывав в тех краях на экскурсии. Итак, когда в 1879 году в столице Франции была организована Всемирная выставка, испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола поразили фигурки животных, разные поделки, которые ранее нашли археологи. И Марселино захотелось найти что-то похожее.

Вернувшись на родину, Саутуола вспомнил про недавно найденную пещеру в Испании. Она была совершенно неприметной и заросла кустарником. Тёмные коридоры и мрачные залы одновременно и привлекали и пугали. Но Марселино всё равно решился найти там доказательства жизни древних людей. Однажды Саутуола даже пошёл в пещеру вместе со своей дочерью Марией. И именно ей удалось найти рисунки на стенах пещеры.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира и их фото

В скором времени люди узнали, что таит в себе пещера Альтамира. Археологом была издана брошюра о достопримечательностях города Сантандера, которая позже попала в редакцию одного из журналов.

Наскальные рисунки древних людей из пещеры Альтамира

Альтамира заинтересовала профессора Мадридского университета дона Хуана Виланова-и-Пиера. Благодаря этому человеку люди посетили лекции про наскальные рисунки. Испанский король Альфонс XII тоже приехал увидеть Альтамиру.

Но учёные сначала не могли признать это великим открытием. Они даже не приехали, чтобы увидеть пещеру. На протяжении многих лет над профессором доном Хуаном Виланова-и-Пиера только смеялись другие учёные. Марселино умер, ему так и не удалось дождаться того часа, когда его открытие признают великим.

пещера Альтамира внутри

И лишь в 1902 году, когда уже было сделано много похожих открытий, профессор Картальяк подтвердит, что петроглифы в Альтамире и других пещерах являются подлинными.

Интересно, что рисунки делались с помощью естественных, природных красок — угля, охры. Внутрь пещеры никогда не проникали лучи солнца, однако древним художникам удалось создать изображения таким образом, что выходит трёхмерный эффект. Когда смотришь на каждый рисунок при горящем огне — кажется, будто животные двигаются.

рисунки в пещере Альтамира при освещении

Но почему в то время было столь настороженное отношение к наскальным рисункам? Палеонтология является молодой наукой, для которой важны накопленные знания. В таком случае трудно принять что-то новое. Археологи не могли поверить в универсальный эволюционизм. Им казалось, что древние люди не могли быть столь развиты, талантливы для создания подобных шедевров в условиях полной темноты.

Где находится пещера Альтамира и как до нее добраться?

Альтамира располагается неподалеку от северного испанского города Сантандера, провинция Кантабрия. Много туристов приезжает в город, чтобы полюбоваться на Кафедральный собор, построенный в традициях готического стиля. Из-за пожара в 1941 году здание сгорело, но через некоторое время его полностью восстановили. В соборе хранятся мощи святого покровителя города, а на городском кладбище похоронен известный испанский писатель Менендес-и-Пелайо. В честь этого человека назвали городскую библиотеку Сантандера.

Самые темпераментные девушки в мире — испанки. Не упустите возможность поподробнее почитать про это.

Наверняка вы слышали голоса испанских певцов. Узнайте о них всю подноготную.

Как опытная туристка могу Вам сказать, что до города Сантандер лучше всего долететь на самолёте. Аэропорт расположен на расстоянии нескольких километров от самого города. Вы можете также воспользоваться общественным транспортом (автобус или такси), чтобы добраться до места назначения в городе.

От города Сантандер до местонахождения пещеры лучше всего доехать на машине. Магистраль 67, после чего будет указатель Сантильяна-дель-Мар, а потом шоссе № 611 либо автономная дорога № 6316. Пещера находится по адресу Santillana del Mar (Cantabria).

Лучшим вариантом будет взять автомобиль в Испании напрокат — это позволит Вам самостоятельно планировать собственную экскурсию.

Сколько стоит экскурсия в пещеру Альтамира?

По прибытии в музее можно приобрести билеты в кассах. Детям до 18 лет вход свободный. Касса закрывается за полчаса до закрытия музея.

Цены на экскурсию:

  • Входной билет: € 3
  • Годовая карта: € 25

Вход свободный:

  • По Субботам с 14. 00 и весь день в воскресенье
  • 18 апреля День всемирного наследия
  • 18 мая Международный день музеев
  • 12 октября День Колумба
  • 6 декабря День Конституции

Также в пещере Альтамира регулярно проводятся бесплатные экскурсии для детей, если вы захотите познакомить своих детей с наскальной живописью заранее, покажите им небольшое видео.

http://youtu.be/TB3U4TywM2U

Оформите визу в визовом центре Испании, чтобы скорее посетить все достопримечательности самостоятельно.

Узнайте всё о населении Испании, его составе, численности и древней истории.

Не менее важной достопримечательностью Испании является Монтсеррат — гора очень причудливой формы. Она находится на расстоянии пятьдесят километров от Барселоны (столица Каталонии). Что же значит это слово с каталонского?

Разрезанные или зубчатые горы. И они действительно так выглядят. Там, где сейчас находится Каталония, много лет назад было море, которое спустя продолжительное время стало горным хребтом. Пиренеи образовались после схождения ледника. Монсеррат было суждено отколоться от главного хребта, теперь она стоит в одиночестве.

Обратите внимание на эти экскурсии



Альтамира: у истоков искусства | Институт археологии Российской академии наук

26 июня 2020 г.

Электронная библиотека ИА РАН пополнилась электронной копией книги, которая, хотя и выпущена в 2004 г., до сих пор является наиболее полной историей открытий и изучения пещерной живописи на русском языке – «Альтамира: у истоков искусства». Автор книги – Екатерина Георгиевна Дэвлет, доктор исторических наук, профессор РГГУ, учёный секретарь Института археологии РАН, руководитель центра Палеоискусства ИА РАН (1965–2018 гг.).

Книга, в которой дан обзор наскальных изображений самых известных пещер Франции, Испании, Нового Света, а также Каповой и Игнатьевской пещер в России, состоит из четырех разделов. В первом  рассказывается об истории открытия и изучения пещер,  перечисляются самые известные изображения.

Второй раздел посвящён образам и сюжетам искусства палеолита, и их соотношению с древнейшими мифологическими представлениями и этнографическими наблюдениями, описанию способов создания рисунков в эпоху палеолита, а также методам, позволяющим выявить подделки.

В третьем разделе автор анализирует символы и образы наскальной живописи пещер Антильских островов. Схожесть сюжетов  с изображениями в Сибири и Монголии и их связь с шаманизмом позволяет предположить, что истоки этой общности лежат в функциональных особенностях деятельности головного мозга, порождающих бинарность  человеческого мышления.

Четвертый раздел повествует о судьбе наскальных изображений в исторический период: о том, как их воспринимали в средние века, Новое время, и об удачных способах музеефикации и создании полномасштабных копий, как для исследований, так и для показа широкой публике.

Начинает и замыкает книгу драматическая история Альтамиры – памятника, который был сначала не признан официальной наукой, затем, после признания, пережил всплеск интереса, который впоследствии чуть не погубил его. Не менее трагичной была и история первооткрывателя памятника – испанского археолога-любителя Марселино Санс де Саутуола, который в 1879 г. обнаружил росписи в пещере: точнее, их увидела восьмилетняя дочь ученого, Мария. Ее знаменитую фразу: «Папа, гляди, волы!» позже сравнили с криком матроса с корабля Колумба, который первым увидел землю на горизонте, и этим положил начало новой страницы мировой истории. Но научное сообщество не принимало открытие вплоть до начала ХХ в., до того времени, когда были обнаружены росписи в других пещерах. Саутуолу обвинили в фальсификации, и он умер, так и не получив признания, измученный спорами с оппонентами и назвавший историю открытия «горем, которое пройдет лишь со смертью».

Екатерина Георгиевна написала книгу «Альтамира. У истоков искусства» в 2003 г. , после защиты докторской диссертации. 

«У Кати было собрано много интересного материала, по соображениям жанра, не вошедшего в книгу, послужившей основой диссертации — «Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002», – вспоминает Эдуард Аркадьевич Грешников, муж Екатерины Георгиевны. – «Пегтымельская эпопея» (прим. речь идёт об экспедициях Е.Г. Дэвлет на Чукотку) ещё не началась, и была потребность добавить в  историю изучения наскального искусства интересные эпизоды, вошедшие позже в книгу, которые Катя излагала в беседах с особым блеском в глазах. Прежде всего это была история маленькой Марии. Почему-то очень долго и тщательно Катя уточняла, сверяясь по разным источникам и переписываясь со специалистами, какую именно фразу произнесла маленькая девочка, увидев впервые изображения на стенах пещеры Альтамира. Еще ее очень забавляла легенда про зверя-мамонта, который рыл подземные норы-ходы.

В этот период она очень тесно общалась с членами московского культурно-просветительского общества «Алетея», которые в арендованном помещении школы на ул. генерала Захарова организовали гуманитарный центр, кружки и секции для детей в духе классического филологического образования. Великолепные греческие статуи и барельефы в фойе, потрясающий сад с фонтаном во внутреннем дворе, невиданные интерьеры, оформленные детьми под руководством талантливых специалистов-художников, греческий язык и латынь, художественная лепка, заграничные поездки детей в стиле культурного туризма и экологические экспедиции – все  это создавало творческую атмосферу в общении с людьми, вложившим в это начинание свою душу (и деньги). Катя часто посещала тогда этот центр. Кто-то из руководителей «Алетеи», всерьёз интересовавшихся историей и искусством, предложил ей издать книгу, так как общество занималось еще и издательским делом. Так появилась «Альтамира. У истоков искусства».

Изображение на Большом плафоне Альтамиры

9 октября 2019 г. в странах Европы впервые был отмечен День наскального искусства. Эта дата выбрана не случайно: в письме от 9 октября 1902 г., которое было адресовано Марии де Саутуола, известный французский археолог Эмиль Картальяк признал ошибку всего научного сообщества, отрицавшего открытие ее отца и не признававшего палеолитического возраста росписей Альтамиры и других пещерных памятников.

Полный текст книги можно загрузить по ссылке.


Выходные данные книги:
Дэвлет Е.Г. Альтамира: У истоков искусства. М.: Алетейа, 2004. 277 с.

6 невероятных фактов о доисторических наскальных рисунках Альтамира

Фото: Stock Photos from EQRoy / Shutterstock

Когда мы думаем о том, какой должна была быть жизнь в доисторические времена, мы не часто оставляем много места для размышлений об искусстве, которое, возможно, оставили эти люди. На самом деле, даже 30 000 лет назад люди производили то, что в то время было сложными произведениями искусства в качестве средства самовыражения. Ничто не иллюстрирует это лучше, чем наскальные рисунки в Альтамире.

Пещера Альтамира, расположенная недалеко от Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии, Испания, представляет собой кладезь информации о жизни в период палеолита. От примитивных каменных орудий до резных фигурок по кости — есть множество артефактов, которые дают представление о повседневной жизни каменного века. Но, прежде всего, этот объект всемирного наследия ЮНЕСКО известен своей огромной коллекцией наскальных рисунков.

Обнаруженные только в 19 веке (потому что вход был закрыт во время камнепада), хорошо сохранившиеся картины произвели революцию в нашем представлении о доисторическом искусстве.Эти невероятные изображения животных, рук и абстрактных символов по-прежнему жизненно важны для демонстрации того, насколько сложными стали определенные культуры в период палеолита.

Задержано ли ваше любопытство? Читайте дальше, чтобы узнать 6 невероятных фактов о революционных наскальных рисунках Альтамира.

Большой зал Альтамиры. Полихромная репродукция из публикации М. Санс де Саутуола 1880 года. (Фото: общественное достояние через Википедию

Наблюдения молодой девушки помогли сделать это открытие.

Пещеры были впервые обнаружены в 1868 году местным охотником по имени Модест Кубильяс. Он рассказал владельцу пещеры, дворянину Марселино Санс де Саутола, о том, что он нашел, но Санса де Саутола не приходил в пещеры до 1876 года. Оказавшись там, он не был впечатлен тем, что он воспринимал как бессмысленные символы. . Но после поездки на Всемирную выставку 1878 года в Париже, где он увидел куски раздробленной кости, похожие на те, что он видел в пещере, он понял, что это что-то особенное.

Это привело к его партнерству с Хуаном Вилановой-и-Пьера, археологом из Мадридского университета, чтобы начать раскопки в 1879 году. Сначала они начали раскапывать кости животных и небольшие инструменты. На самом деле 8-летняя дочь Санса де Саутола Мария, которая однажды сопровождала его в пещеры, первой заметила изображения бизонов в одной из комнат.

Результаты раскопок были опубликованы в 1880 году, но большинство ученых отвергло нас, приняв картины за современные подделки.Только на рубеже двадцатого века, когда в этом регионе были обнаружены другие похожие картины, они были признаны подлинными произведениями искусства, которые мы знаем сегодня.

Фото: Стоковые фотографии из EQRoy / Shutterstock

Наскальные рисунки Альтамира создавались на протяжении 20 000 лет.

Мы знаем, что пещера была заселена на протяжении тысячелетий в эпоху палеолита, но ученые все еще работают над тем, чтобы сузить временные рамки, чтобы определить, когда именно были созданы рисунки пещеры Альтамира.

Основываясь на датировке различных предметов, найденных в пещерах, археологи уверены, что это место использовалось двумя основными культурами — солютрейской (около 21000-17000 лет назад) и магдаленской (возрастом от 11000 до 17000 лет). Эти народы символизировали вершину культуры в период верхнего палеолита и были известны своим мастерством изготовления орудий труда и мастерством. Они будут отвечать за большинство картин в Альтамире.

Используя уран-ториевое датирование, исследователи в 2008 году обнаружили, что сами картины, вероятно, создавались в течение 20 000 лет.Более позднее исследование, проведенное в 2012 году, подтвердило, что между разными рисунками в пещерах прошло не менее 10 000 лет.

Копия пещеры Альтамира в Национальном музее и исследовательском центре Альтамиры. (Фото: Стоковые фотографии из EQRoy / Shutterstock)

Художникам было тесно для исполнения своих картин.

Пещера Альтамира имеет длину 971 фут, и хотя люди населяли только входную камеру, по всей длине пещеры можно найти рисунки.У художников не было проблем с просмотром других, предыдущих картин, и поэтому пещера стала палимпсестом искусства.

Большая часть того, чем известна Альтамира, нарисовано на крыше, что удивительно, если учесть, что камера, в которой находится большинство картин, имеет переменную высоту от 3,8 футов до 8,7 футов. Это означало, что большинству художников приходилось приседать во время работы.

Работа в этой камере представляет собой сочетание гравюры и живописи. Большинство фигур сначала были выгравированы на камне с помощью инструментов, а затем закрашены черным, красным и фиолетовым оттенками.Как наиболее реалистичные и сложные картины, они были созданы более поздней магдаленской культурой.

Фото: Stock Photos from Jesus de Fuensanta / Shutterstock

.

Животные — главный объект наскальных рисунков.

При таком продолжительном периоде производства неудивительно, что наскальные рисунки весьма разнообразны. Самыми известными картинами в пещере, вероятно, являются 25 цветных изображений бизонов, оленей и лошадей, выгравированных, а затем нарисованных на крыше пещеры. Поразительно, что одна самка оленя ростом более 6,5 футов. Что касается материала, уголь использовался для создания черных линий, а гематит измельчался для создания красной охры, используемой для заполнения форм.

Более старые рисунки в пещерах включают в себя положительные и отрицательные изображения рук, множество изображений оленей и «маски», созданные путем стратегического рисования глаз и рта вокруг выступов на камне. Фактически, эта техника использовалась на протяжении всей истории наскальных рисунков Альтамира, поскольку трехмерное качество скал использовалось для придания объема фигурам.

Фото: Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Общественное достояние через WikiCommons

Альтамира представляет собой важный шаг вперед в истории искусства.

Альтамира жизненно важна для изучения повседневной жизни эпохи палеолита. С точки зрения истории искусства, наскальные рисунки, выполненные в эпоху поздней магдалины, включая бизонов и оленей, имеют жизненно важное значение. Они демонстрируют беспрецедентный для того времени реализм и изысканность.На самом деле лучший образец искусства Магдалины находится в Альтамире.

Хотя отдельные картины не обязательно связаны между собой отношениями или композиционной связью, есть сложность в том, как объем, выражения и перспектива были показаны, что делает их высшей точкой доисторического искусства.

Фото: Stock Photos from Jesus de Fuensanta / Shutterstock

.

Картины могли быть использованы в религиозных ритуалах.

Хотя исследователи точно не знают, почему были созданы эти наскальные рисунки, их создание определенно показывает, что у этих культур было свободное время для их создания. Это указывает на культуры, которые не только выживали, но и процветали. Что касается конкретной цели, некоторые эксперты полагают, что картины могли использоваться во время ритуала, когда шаман входил в пещеру и впадал в транс, чтобы войти в контакт с духами.

Статьи по теме:

Как эта 30 000-летняя статуэтка продолжает очаровывать сегодня

7 увлекательных фактов о загадочном Стоунхендже в Англии

Богомол возрастом 30 миллионов лет хранится в нетронутом куске янтаря

Открытие, посвященное резьбе по камню, возрастом 3500 лет может изменить историю искусства в том виде, в каком мы ее знаем

Пещера, копия и музей Альтамиры, Испания

История Альтамиры

Сама пещера была обнаружена в 1868 году местным охотником, но прошло чуть более десяти лет, прежде чем открылось истинное великолепие того, что было в пещере.Краткое и первое наблюдение бессмысленных черных знаков было сделано в 1876 году доном Марселино Санс де Саутуола, владельцем пещеры. Поскольку они не казались особенными и определенно не имели для него никакого смысла, он отклонил их. В 1878 году де Саутола посещал Всемирную выставку в Париже и увидел кусочки резной кости. Взволнованные перспективой найти похожие объекты в своей пещере, де Саутуола и Хуан Виланова-и-Пьера, археолог из Мадридского университета, начали раскопки отложений в 1879 году.

Мария Санс де Саутуола

Пока де Саутуола раскапывал пол пещеры, его восьмилетняя дочь Мария исследовала пещеру. Отец Марии сосредоточился на месторождениях, которые он раскапывал, в то время как пытливость Марии привлекала ее взгляд повсюду. Неудивительно, что именно Мария первая увидела изображения зубров на потолке пещеры. Мария думала, что изображения вымерших бизонов — это быки, она кричала, чтобы привлечь внимание отца. Много лет спустя Мария скажет немецкому доисторику Герберту Кюну, что открытие зубра было…
Самое большое приключение в моей жизни… а также самое горькое разочарование.


Хотя отец Марии осознавал важность ее открытия, этого нельзя сказать о европейских археологических раскопках, какими они были тогда.

В следующем году де Саутуола опубликовал очень скромный отчет о своей работе в Альтамире. В нем он подробно описал артефакты, обнаруженные при его раскопках. Он также идентифицировал изящно раскрашенных зубров и связал их с резными фигурками зубров, которые он видел в Париже годом ранее. Он пришел к выводу, что картины были выполнены теми же людьми, которые ответственны за каменные и костяные артефакты, выкопанные из пещер.К сожалению, его выводы высмеивали и даже обвиняли в том, что он сам написал картины. Он умер в 1888 году осмеянным и сломленным человеком.

Только в 1902 году доисторики согласились с тем, что дон Марселино Санс де Саутуола предположил более двух десятилетий назад, что нарисованным бизонам в Альтамире много тысяч лет.

Пещера Альтамира

Вход в пещеру Альтамира

© Museo de Altamira. Фото М. Отеро

Пещера

Пещера Альтамира, расположенная недалеко от города Сантильяна-дель-Мар в Кантабрии на севере Испании, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.

Этот регион был занят верхнепалеолитическими группами на протяжении тысячелетий; действительно, группы сформировали культурное общество, используя эту и другие близлежащие пещеры, такие как Ла Клотильда, Эль-Линар, Лас-Агуас, Куальвенти, Ла-Меаса, Кудон, Эль-Кастильо, Ла-Пасьега, Лас-Чименас, Лас-Монедас, Орнос-де-ла-Пенья, Морин, Эль-Пендо, Сантьян, Эль-Хуйо, Камарго и Эль-Русо и другие.

Пещера Альтамира с ее извилистыми проходами и камерами составляет примерно 270 метров. Высота главного прохода порой составляет шесть метров.Археологические раскопки в пещере выявили палеолитические артефакты от граветта (примерно 22000 лет назад) до среднего магдалины (примерно от 16 500 до 13 000 лет назад).

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Между этими двумя периодами в пещере жили разные группы людей. Расположение пещеры было явно благоприятным для проживания, с ландшафтом долин и гор, а также близлежащим прибрежным районом.Примерно 13 000 лет назад каменный обвал перекрыл вход в пещеру; Альтамира оставалась закрытой до своего повторного открытия в 1868 году.

В то время как человечество занималось только входом в пещеру, живопись, рисунок и гравировка происходили по всей пещере. Художники использовали охру и уголь. Как и другие художники эпохи палеолита, они использовали естественные контуры стен пещеры, чтобы усилить полихромные изображения; контуры могли вдохновить конкретное изображение, или художники могли использовать эту технику, чтобы придать трехмерный элемент искусству.Искусство Альтамиры сочетает в себе натурализм, абстракцию и символизм.

Наскальное искусство

Роспись и гравюры Альтамиры были начаты в период ориньякского периода, первой главы искусства верхнего палеолита в Европе. Искусство создавалось в течение 20 000 лет, между 35 559 и 15 204 кал. Пещера неоднократно использовалась повторно: художники либо уважали и избегали существующих изображений, либо добавляли их и использовали в новых фигурах. Остается захватывающий палимпсест эпохи палеолита.Искусство во всей пещере Альтамира впечатляет, но на потолке Зала картин оно становится поистине впечатляющим.

Потолок с полихромным зубром

Это главная достопримечательность Альтамиры. На 25 больших полихромных фигурах изображены бизон, лань и две лошади. Их длина составляет от 125 до 170 см, а длина задней части — 2 метра. Фигуры были изготовлены путем гравировки и рисования контуров. Более высокая детализация была достигнута за счет более глубокой гравировки.Большинство фигур затем были заполнены красной краской, полученной из охры, хотя некоторые были окрашены желтой или коричневой краской, снова полученной из охры. На некоторых рисунках для штриховки использовался черный пигмент. Использование цвета для изображения анатомии было очень избирательным; чтобы отделить ноги от груди, бедра от живота и так далее.

Для перспективы и объема использованы естественные выступы на потолке (№ 34, 35, 36, 39, 50). Трещины также использовались для обозначения контуров (No.34). Завершает грандиозную композицию большая голова лошади (№ 41) с фигурой жеребенка (№ 46).

Потолок красных коней

Это самый старый этап в декоре главного потолка, с животными, нарисованными красным, выгравированными знаками, руками и несколькими рядами точек. Одиннадцать больших (от 150 до 180 см в длину) красных фигур, в основном лошадей, изначально были разбросаны по большей части потолка. Ни в одном из них нет рельефа или других естественных форм потолка.

Возле Зала живописи очень узкий боковой проход украшен красными вывесками. Один знак состоит из четырех неправильных овалов, разделенных внутренне. Другой знак длиной 3 метра, образованный длинными красными полосами параллельных линий, пересекаемых небольшими поперечными линиями, спрятан под недоступным выступом скалы.

Зубр
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Зубр
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Hind
Потолок с полихромным зубром

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный конь
Потолок Красных коней

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный конь
Потолок Красных коней

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Красный знак
Потолок красных коней

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Магдаленские черные фигурки с гравировкой

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Все черные фигуры в Альтамире были нарисованы углем. Это позволило датировать некоторые из них радиоуглеродным методом AMS. Возраст — нижняя магдалина — вместе с определенным стилистическим и техническим единообразием (уголь в качестве пигмента и линейный стиль) предполагает, что они принадлежат к одному ансамблю, хотя, вероятно, были созданы в разное время.

Темы в искусстве Магдалины разнообразны; лошади, зубры, бизоны, ибисы, олени и лани благородных оленей, получеловеческие лица и знаки.

В Альтамире всего четыре зубра, но все они похожи друг на друга. На главном потолке под полихромным зубром частично скрыт большой бык длиной почти 3 метра. Очертания лба и линия живота повторяют естественные трещины в каменной стене. Спинная линия представляет собой широкую угольную полосу с многочисленными выгравированными отметками.

При изображении бизона отправной точкой для композиции становится естественная скала — полоса кальцита, отмеченная черным цветом, играет роль рога.

Группа четырехугольных черных знаков в последнем отрывке была углеродной датой нижней магдалины (15 440 +/- 200 лет назад GifA-91185). Рядом и с использованием естественных форм в скале были созданы человеческие лица, известные как «маски», с минимальным использованием отметин, чтобы обозначить глаза, брови и рты.

Гравированная пещера

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Гравированные изображения встречаются по всему Альтамире. Благородный олень — это вид, который чаще всего изображается с помощью этой техники. Одна большая группа гравюр, кажется, принадлежит к одному семейству.

Последний бизон

Дата появления этого монохромного зубра (№ 16) является самой недавней датировкой, основанной на углеродном датировании — 13 130 +/- 120 лет назад, и поэтому представляет работы последних художников.

Отражает созревший художественный стиль и манеру исполнения; выборочное нанесение древесного угля, растушевка угля для достижения затемнения.

Вскоре после обрушения входа в пещеру — и невозможности повторного входа в пещеру — интересно задаться вопросом, как это священное пространство могло бы продолжить художественное развитие.

Открытие

Марселино Санс де Саутуола

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

«Смотри, папа, волы!» — эти слова воскликнула Мария, дочь Марселино Санс де Саутуола, войдя в зал пещеры.

Пещера была запечатана из-за камнепада и была заново открыта в 1868 году местным охотником. Марселино Санс де Саутуола, местный житель, который был археологом-любителем, услышал об открытии и посетил пещеру в 1875 году. В 1879 году он начал всерьез исследовать пещеру, вдохновленный недавним посещением Всемирной выставки 1878 года в Париже, где он видел экспонаты каменного века.

Время здесь было важным — изучение предыстории как наука находилось в зачаточном состоянии, и многие идеи, основанные на научных доказательствах, считались спорными в обществе, укоренившемся в жестких религиозных убеждениях.Отодвигать создание искусства все дальше и дальше назад во времени встречало яростный скептицизм по двум направлениям.

Марселино Санс де Саутуола, однако, был уверен, что картины относятся к эпохе палеолита. В 1880 году он опубликовал «Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander» — «Краткие заметки о нескольких доисторических находках в провинции Сантандер».

Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander

Последовали жаркие дебаты не только среди ведущих членов церкви, но и среди видных археологов и доисториков.Действительно, картины в пещере считались современными подделками. Хотя концепция «пещерного человека» стала общепринятой, этот же «пещерный человек» определенно не был достаточно сложным, чтобы создавать произведения искусства такого уровня. Тот факт, что это искусство могло быть создано женщинами так же, как и мужчинами, даже не принимался во внимание.

Последовало публичное унижение Саутуолы. Лишь в 1902 году, когда несколько других находок доисторических картин помогли сделать гипотезу о крайней древности картин Альтамиры менее шокирующей (и менее вероятной), научное сообщество отказалось от возражений против предложения Саутуолы.В том же году ведущий французский археолог Эмиль Картайак, который был одним из ведущих критиков, решительно признал свою ошибку в знаменитой статье Mea culpa d’un sceptique, опубликованной в журнале L’Anthropologie.

Предметы, найденные Саутуолой в пещере Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.

К сожалению, это оправдание было слишком поздно для Саутуолы, который умер 14 лет назад. Только тогда его предложение было сочтено ключевым. Пещера Альтамира была первым местом в мире, где было обнаружено существование наскальных изображений эпохи верхнего палеолита.

Его уникальность и качество, потрясающая консервация и свежесть пигментов означали, что его принятие будет отложено на четверть века. В то время это была научная аномалия, открытие, которое представляло собой гигантский скачок, а не постепенный шаг, и это явление было трудно понять обществу девятнадцатого века, охваченному чрезвычайно жесткими положениями.

Breves apuntes sobre algunos objetos prehistóricos de la provincia de Santander

Аэрограф времен палеолита

Краски по птичьей кости из пещеры Альтамира

© Museo de Altamira.Фото П. Саура

Эти аэрографы остались незамеченными, потому что они изначально были каталогизированы как подвески Эрмилио Алькальде дель Рио.

Аэрографы были сделаны из трех сегментов костей ноги или крыла большой птицы (хищника или болотной птицы). На них видны следы удаления мякоти и порезов в виде поперечных канавок. Теперь считается, что две части подходят друг к другу, потому что они являются частью одной кости.

Поскольку на них видны следы пигмента как на внешней, так и на внутренней поверхности, исследователи полагают, что это инструменты, используемые для нанесения красной жидкой краски.Кусочки кости должны были быть размещены под прямым углом друг к другу; если продуть одну часть, другая часть впитает краску и распылит ее наружу.

Алькальде дель Рио обнаружил эти артефакты в трещинах в проходе пещеры, и, таким образом, отсутствие дальнейшего стратиграфического контекста препятствует точному датированию в настоящее время.

Лопатка благородного оленя

Лопатка благородного оленя с двумя мелко выгравированными наложенными друг на друга головами оленей

Лопатки с выгравированной задней частью

В 2008–2009 годах в современном входе в пещеру проводились раскопки, чтобы определить, существовала ли часть археологических отложений в области, которая сейчас находится за пределами входа под обрушившимся обвалом. Конец археологического уровня толщиной 20 см находился на внешней границе обрушения, что было защищено от эрозионных процессов, которые привели к удалению уровня в районе рядом с ним. В нем были обнаружены многочисленные раковины, остатки фауны, каменные и костяные предметы, а также лопатка благородного оленя с двумя наложенными друг на друга мелко выгравированными головами лани.

Этот тип гравюры того же типа, что и найденные Алькальде дель Рио с 1903 по 1905 год. Три даты для этого уровня под обрушением помещают его между 15 370 +/- 60 и 15 610 +/- 80 BP, что совпадает с уровнями 2–4 во внутренних отложениях, в нижнем магдалине.

Эти даты относятся к очень точному времени и представляют особый интерес для Альтамиры, поскольку на них изображены бороздчатые изображения оленей в проходах пещер, совпадающие с полихромным бизоном на потолке Зала картин. Невозможно определить, в каком порядке были созданы два вида изображений.

Museo de Altamira

Вход в музей Альтамира

Автор: Пилар Фатас Монфорте, Директора, Национальный музей и Центр исследований Альтамиры,

Музей Альтамира — это место, посвященное изучению, наслаждению и переживанию жизни тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира.Самое привлекательное предложение музея — это возможность познакомиться с первым искусством человечества — искусством палеолита.

Музей отвечает за самое ценное наследие, пещеру Альтамира, веху в мировой истории искусства, открытие которой означало открытие пещерного искусства палеолита и одно из самых ярких его проявлений. Эффектность художественного самовыражения обитателей пещеры была признана ЮНЕСКО, которая в 1985 году внесла ее в Список всемирного наследия.

Неокаве Альтамира

Neocave.Полихромный потолок

© Museo de Altamira. Фото NXO

Репродукция пещеры, Неокаве, представляет Альтамиру как место палеолита, место проживания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение, выполненное в полном масштабе, воссоздает пещеру Альтамира, какой она была между 22000 и 13000 лет назад, когда она была населена группами охотников-собирателей. Остатки повседневной жизни его жителей можно найти в зоне зала, где есть большие коллекции фауны, ракушек, древесного угля и посуды из кремневого камня, рога и кости, а также остатки пигментов и предметов. мебели, дающей информацию об их образе жизни.

Искусство удивляет посетителя, особенно красочная крыша с бизонами, лошадьми, оленями, козами, а также нарисованными и выгравированными символами. Именно в этой части пещеры, почти не пронизанной дневным светом, начинаются пространства ритуалов и мифов. Эта коллекция животных и символов представляет собой мировоззрение, духовность охотников эпохи верхнего палеолита и начало нашей истории.

Искусство Альтамиры выделяется качеством своих картин и гравюр, а также разнообразием техник и стилей, а также коллекцией произведений искусства, охватывающей период более двадцати тысяч лет.Это наиболее яркое воплощение наскального искусства и шедевр гениальных художников.

The Times of Altamira

«The Times of Altamira» — это исследовательская программа, инициированная музеем в 2003 году с целью тщательного изучения археологии Альтамиры, как изнутри, так и снаружи. Программе удалось реконструировать историю пещеры и консолидировать документацию по ее коллекциям артефактов. Следовательно, исследования археологического месторождения и новые даты для искусства внесли свой вклад в новое понимание пещеры Альтамира.

Из множества обнаруженных артефактов два особенно заслуживают внимания. Солютрейец и острие копья из пещеры Альтамира © Museo de Altamira, фото П. Саура.

Постоянная экспозиция «Времена Альтамиры» знакомит посетителей с доисторической эпохой Пиренейского полуострова. Показаны различные аспекты доисторической жизни Альтамиры: искусство, культура, быт и т. Д.

Жизнь охотников и собирателей эпохи верхнего палеолита раскрывается через представленные археологические объекты, которые принимают во внимание их первоначальный контекст и показывают, как они использовались и создавались.

Охотники и собиратели удовлетворяли свои потребности в выживании, отбирая природные ресурсы посредством охоты, рыбалки и собирательства. Часть их распорядка дня проходила в пещерах, у костра. Посетители могут узнать об их диете, приготовлении шкур для изготовления одежды и личных украшений, об организации общества и его отношениях с окружающей средой, об экономике использования окружающей среды, сезонных передвижениях по стране и об основных археологических памятниках. в Кантабрии.

Неокаве, вид
Пещера Альтамира

© Museo de Altamira. Фото П. Саура

Neocave
Полихромный потолок

© Museo de Altamira. Фото В. Гаскон

Выставка «Времена Альтамиры»
Сектор перед Альтамирой

© Museo de Altamira. Фото М.Отеро

Выставка «Времена Альтамиры»
Сектор Повседневная жизнь

© Museo de Altamira.Фото М.Отеро

Времена Альтамиры
Выставка Сектор IV

© Museo de Altamira. Фото М.Отеро

Охотничья мастерская
на Альтамире

Сеть рок-арта

Пилар Фатас Монфорте и Арон Мазель из сети наскальных рисунков в пещере Альтамира

© Фонд Брэдшоу

В 2019 году состоялся третий коллоквиум Rock Art Network, организованный Невиллом Агнью из Института охраны природы Гетти в Лос-Анджелесе, в котором приняли участие исследователи наскального искусства и связанные с ними профессионалы со всего мира.Он стал продолжением двух предыдущих коллоквиумов: коллоквиума 2017 года в Намибии «Искусство на скалах — мировое наследие» и коллоквиума 2018 года в США «Искусство на камнях — разработка планов действий для общественных и профессиональных сетей», проведенных в Калифорнии и Техасе. На коллоквиуме 2019 года во Франции и Испании «Репликация как сохранение: Шове, Ласко, Альтамира» были проведены презентации и дискуссионные группы, чередующиеся с посещением пещер и их точных копий.

В музее Альтамиры — Museo Nacional y Centro de Investigación de Altamira — расположенном рядом с пещерой Альтамира, группу принимала директор музея Пилар Фатас, сама член Сети наскального искусства.

Сеть наскальных рисунков в пещере Альтамира

© Фонд Брэдшоу

Музей Альтамира — это великолепно спроектированное здание, посвященное изучению, наслаждению и переживанию жизни тех, кто рисовал и населял пещеру Альтамира. Воспроизведение пещеры — Неокаве — представляет Альтамиру как место палеолита, место проживания и святилище. Это тщательное и точное воспроизведение, выполненное в полном масштабе, воссоздает пещеру Альтамира, какой она была между 22 000 и 13 000 лет назад, когда ее населяли группы охотников-собирателей.Остатки повседневной жизни его жителей можно найти в выставочной зоне музея, где представлены большие коллекции фауны, ракушек, древесного угля и посуды из кремневого камня, рога и кости, а также остатки пигментов и предметов. мебели, дающей информацию об их образе жизни.

«Цвет и сила: наскальные изображения охотников-собирателей сан в Ухахламба-Дракенсберге». Визит совпал с новой выставкой в ​​Музее Альтамира, на которой были представлены изображения наскальных рисунков Ухахламба-Дракенсберга, где сконцентрировано наибольшее количество этого вида искусства, а также предметы материальной культуры сан.Выставка является результатом сотрудничества двух членов сети Rock Art Network, нашей ведущей Пилар Фатас и Арона Мазеля, археолога и исследователя из Университета Ньюкасла в Великобритании.

Пещеры Альтамира

Пещеры Альтамира

пещеры Альтамира

Альтамира, пещера, известная своими великолепными доисторическими картинами и гравюры, расположенные в 30 километрах (19 милях) к западу от Сантандера, в северной Испании. Пещера, открытая охотником в 1868 г., была посещена в г. 1875 г. — Марселино де Саутуола, дворянин из Сантандера, который нашли здесь кости животных и кремневые орудия. Саутуола вернулся в летом 1879 г. и в один визит его сопровождала маленькая дочь Мария; именно она первая заметила изображения быков (на самом деле бизонов) на потолок. Убедившись в древности картин и предметов, Саутуола опубликовал описания своих находок в 1880 году. зарубежные эксперты, однако, признали картины подделками, а не до первого десятилетия 20 века они считались подлинными.

Пещера Альтамира имеет длину 270 метров (890 футов).В вестибюле многочисленные археологические находки, относящиеся к ориньяку (перигороду), верхний солютрейский и нижний или средний магдаленские периоды были найдены, в том числе церемониальные посохи и выгравированные лопатки животных. В большая боковая камера, в которой находится большинство картин, имеет размер 18 метров на 9 метров, высота свода от 1,15 метра до 2,65 метров. Крыша камеры покрыта картинами, в основном зубрами, выполнен в великолепной яркой полихромии красного, черного и фиолетового тонов.Также есть два кабана, несколько лошадей, лань и другие фигурки. в более простом стиле; кроме того, есть восемь гравированных антропоморфных фигурки, различные отпечатки ладоней и очертания рук. Остальные галереи содержат многочисленные фигурки, окрашенные в черный цвет или гравированные. Во многих случаях создатель в дизайне использовались естественные контуры поверхности скалы.


ПОЭЗИЯ ГЛАВНАЯ | АНГЛИЙСКИЙ 88 СПИСОК ДЛЯ ЧТЕНИЯ | НОВОСТИ ПОЭЗИИ | FILREIS HOME

URL документа: http: // www.english.upenn.edu/~afilreis/88/altamira-caves.html
Последнее изменение: среда, 18 июля 2007 г. 16:24:31 EDT

Пещера Альтамира — объект всемирного наследия

Когда я впервые узнал, что существует такая вещь, как «всемирное наследие», пещера Альтамира быстро заняла первое место в моем списке для посещения. Такой великолепный, но в то же время эксклюзивный сайт. За 3 года до этого приходилось бронировать посещение заранее! «Однажды я пойду туда», — подумала я. Я просто зарезервирую место и поеду туда, чтобы увидеть это произведение искусства. Но что случилось? Пещера была полностью закрыта для публики в 2001 году!

Спустя годы (и много лет назад) я останавливался на пару дней в Льянесе, городе, достаточно близком для поездки в Альтамиру. В настоящее время можно посетить только точную копию, а с 2008 года к этому конкретному WHS были добавлены другие палеолитические пещеры в этом районе. Так что пещера Алтимара уже не такая уникальная. Однако на официальном сайте Альтамиры я заметил, что можно / рекомендуется заранее забронировать посещение пещеры-реплики!

В субботу в августе я решил рискнуть и просто появиться.Я прибыл в 9.50, достаточно рано, чтобы победить большинство испанцев, которые, похоже, не выходят раньше 11 часов утра. Купить билет тогда не было проблемой. Вход в музей бесплатный, и вы платите 3 евро за посещение пещеры-реплики. Вам разрешают войти в то, что они называют «Новой пещерой», только в фиксированный временной интервал, группами по 40-50 человек с 10-минутным интервалом. Они создают ожидания с помощью большой открывающейся двери и видео. Но как же все остальное разочарование! Это подделка и похоже на нее. Знаменитая Комната картин превратилась в уголок в музейной обстановке.Я всерьез подумал, что «пещера-копия» еще должна появиться, когда увидел знак Salida (Выход).

Чтобы смыть грязный привкус, я решил пойти и посетить другую пещеру в указанной области. Многие другие либо закрыты для публики, либо имеют строгие ограничения на количество посетителей, поэтому вам придется делать предварительный заказ или приходить раньше. Я заранее провел небольшое исследование и остановил свой выбор на Эль-Кастильо, который, похоже, не имел этих ограничений. Пещерная система Эль-Кастильо расположена недалеко от Пуэнте-Вьесго (20 минут от Альтамиры).

И, к счастью: да, это пещера, какой она и должна быть. В салоне холодно, темно и скользко. Это довольно большая пещерная система, в которой в изобилии образовался капельный камень. За 3 евро вы получаете 45-минутную экскурсию с гидом в небольшой группе примерно из 15 человек. Гид указывает на картины светом. Зубры разных размеров и позы. Символы. И руки, много рук. Я думал, что они существовали только в Куэва-де-лос-Манос в Аргентине, но они довольно часто встречаются среди наскальных рисунков эпохи палеолита.Я рад, что смог их увидеть.

P.S .: Я хотел бы прочитать обзор этого WHS от человека, который побывал в «настоящей» пещере Альтамира (до 2001 года)!

Пещеры Альтамира в Кантабрии

Пещеры Альтамира расположены в Сантильяна-дель-Мар, небольшом городке в Кантабрии. Эти пещеры являются одной из самых важных достопримечательностей Испании и ежегодно принимают более 250 000 посетителей. Они являются объектом наследия ЮНЕСКО.

Сантильяна-дель-Мар известен 3 вещами.Первый — это пещеры Альтамиры, второй — его красота, а третий — своего рода шутка, так как его название, как широко говорят, содержит 3 лжи: это не святой (Санти), он не плоский ( llana) и это не рядом с морем (мар).

Пещеры Альтамира расположены в 30 км к западу от Сантандера и в 125 км к западу от Бильбао.

Когда были обнаружены пещеры Альтамира?

Альтамира была обнаружена случайно в 1879 году и входит в число лучших доисторических картин в мире.Альтамиру много раз сравнивали с Ласко во Франции. Найденные предметы искусства похожи, и обе пещеры были обнаружены детьми случайно. Альтамира была обнаружена за 60 лет до пещер Ласко, и в то время это не было таким огромным открытием, и это не сразу изменило восприятие жизни каменного века.

Пещеры Альтамира были заселены около 22 000 лет назад и были заброшены, и, вероятно, около 13 000 лет назад вход был закрыт, что способствовало высокой влажности и стабильным температурам.

Что можно найти в Альтамире?

Длина оригинальной пещеры 270 метров. Чтобы сохранить эту пещеру, была построена копия. Это настоящая пещера, которую сегодня можно посетить (хотя каждый день есть 5 счастливчиков, которые выбираются случайным образом и имеют возможность посетить оригинальную пещеру). Пещеры разделены на несколько комнат, и картины находятся не в самых внешних помещениях, где жили люди, а во внутренних комнатах, где должны были происходить обряды.

На рисунках изображены животные (олени, лошади, зубры, козы), руки и другие геометрические формы. В Большом зале, самом известном зале пещер Альтамира, можно найти до 25 зубров.

Музей Альтамира — Тропы доисторического наскального искусства

Природная среда:

Пещера Альтамира находится на вершине небольшого известнякового холма между долиной Сантильяна-дель-Мар и долиной реки Саха. В окружающем пейзаже преобладают луга и эвкалиптовые плантации.Тем не менее, палеолитический парк вокруг музея воссоздает растительность, существовавшую в этом районе в позднем плейстоцене.

Региональный археологический контекст:

Альтамира — одна из самых важных святынь эпохи палеолита наскального искусства в мире. На севере Испании пещеры, такие как Эль-Кастильо, Ла-Пасьега, Ла-Гарма, Экаин и Тито Бустильо, имеют похожие ансамбли наскального искусства. Однако самый непосредственный контекст пещеры Альтамира состоит из близлежащих мест, таких как Эль-Линар, Куальвенти и Лас-Агуас.

История сайта:

Пещера была обнаружена Модесто Кубильясом примерно в 1872 году. Ее изучал Марселино Санс де Саутуола, который в сопровождении своей дочери Марии впервые увидел картины в 1879 году. С тех пор пещера изучалась и раскапывалась несколько раз, хотя самые важные из них Работа была выполнена Алькальде дель Рио в 1902 году и Х. Обермайером в 1925 году. Наиболее полное исследование пещеры было опубликовано Х. Брейем и Х. Обермайером в 1935 году. Музей Альтамиры недавно начал несколько исследовательских проектов, направленных на обновление научных знаний. о палеолитических занятиях в пещере и проблемах ее сохранения.

Археологические свидетельства на месте:

Палеолитические наскальные изображения и доисторическая археология.

Краткое описание:


Пещера Альтамира : Пещера содержит сотни наскальных изображений самых разных видов. «Зал полихромий» славится эффектными изображениями бизонов, лошадей, оленей и «булавовидными» знаками. Далее внутри пещеры есть еще много гравюр и картин черного цвета. Возраст изображений варьируется от граветтианского (около 23000 лет назад) до магдаленского (13000 лет назад).

Копия Альтамиры. Новая пещера: Из-за проблем с сохранением, обнаруженных в пещере Альтамира, которая сильно ограничивает доступ к ней, музей Альтамира предлагает захватывающую альтернативу посетителям, интересующимся пещерой и ее искусством. Основываясь на точном исследовании и документировании каждой геологической и художественной детали, была построена почти идеальная копия, включая не только «Зал полихромов», но и оригинальный вход в пещеру (жилое пространство в палеолите), археологические раскопки, район медвежьих ям и часть прохода, известная как «Конский хвост».Хотя она может не воспроизводить эмоции оригинальной пещеры, эта копия — лучший способ получить точное представление об Альтамире. С помощью новейших технологий объясняется, как была расписана пещера и какой была повседневная жизнь ее обитателей.

Музей Альтамиры (Постоянная экспозиция: «Времена Альтамиры»): Открытый королем Испании в 2001 году, современный музей полностью посвящен палеолиту и включает Новую пещеру, а также выставку «Времена Альтамиры». »С большим количеством археологических объектов, реплик, дисплеев и аудиовизуальных презентаций, чтобы показать жизнь людей, живших и украшенных Альтамира.Здесь также есть помещения для временных выставок, образовательные мастерские, магазин, кафе и большой парк. В исследовательской зоне есть лаборатория, реставрационные помещения, магазины и библиотека.

Возраст:

Gravettian, Solutrean и Magdalenian

Время работы:

  • Круглый год.
  • Закрыто: каждый понедельник / 1 и 6 января / 1 мая / 24, 25 и 31 декабря

Расписание:

  • С мая по октябрь: 9.С 30 до 20.00 час.
  • С ноября по апрель: с 9:30 до 18:00.
  • Воскресенье и праздничные дни: с 9.30 до 15.00 ч.

Продолжительность экскурсий:

  • Экскурсии в Неокаве продолжительностью около 30 минут

Стоимость билетов:

  • • Общий билет: 3
  • евро
  • Льготный билет: 1,50 €
  • Годовая карта: 25 €
  • Вход свободный: до 18 лет; более 65 лет. Для всех: суббота с 14.00 ч, а по воскресеньям весь день. 18 апреля, День всемирного наследия. 18 мая, Международный день музеев. 12 октября, День Колумба. 6 декабря, День Конституции.

Бронирование:

Предварительная продажа:

  • Банк Сантандера: отделение банка; банкомат –ATM-, тел. +34 902 24 24 24 и на сайте: www.gruposantander.es

Музей:

Современный музей основан на постоянной экспозиции «Времена Альтамиры».Он показывает палеолитический образ жизни, а также репродукции некоторых наиболее важных групп наскального искусства в Кантабрии.

Мастерские и мероприятия:

Доисторические мастерские, мастерские для детей и семей, образовательные туры, временные выставки и культурная программа.

Ближайшие культурные центры:

Средневековая деревня Сантильяна-дель-Мар находится недалеко от пещеры, с домами 12-17 веков и романской коллегией Санта-Джулиана.Епархиальный музей «Регина Цели». Зоопарк Сантильяна с разделом о «фауне Альтамиры».

Ближайшие природные направления:

Побережье Кантабрии (пляж Санта-Джулиана в Убиарко). Долина Саха. Лесной заповедник Монте-Корона.

Размещение рядом с участком:

Сантильяна-дель-Мар имеет большое количество заведений любого типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *