Пещеры Альтамира, Сикстинская капелла доисторического искусства
Открытие пещер Альтамира в конце XNUMX-го века означало поворот в знаниях, которые были известны доисторическому человеку: из того, что он считался диким существом, он стал восприниматься как существо с чувствительностью, способное формировать свою вселенную с помощью потрясающая техника. Это один из величайших и древнейших представителей человеческого творчества.
Пещеры Альтамира, расположенные в Кантабрии, считаются первым местом в мире, где было обнаружено наскальное искусство верхнего палеолита. Затем мы познакомимся поближе с одним из наиболее хорошо сохранившихся живописных сокровищ Испании.
Индекс
- 1 История открытия
- 2 Характеристики пещер Альтамира
- 3 Сохранение пещер Альтамира
История открытия
Пещеры Альтамира были обнаружены случайно в 1868 году собакой, которая охотилась в этом районе со своим хозяином по имени Модесто Кубильяс.
Среди людей, которым охотник сообщил эту новость, был также Марселино Санс де Саутуола, богатый владелец кантабрийского высшего общества, считавшийся ученым в этой области и увлекавшийся палеонтологией.
Только в 1879 году Саутуола в сопровождении своей восьмилетней дочери Марии обнаружил несколько картин на потолке, когда пошел в пещеры с намерением собрать остатки костей и кремня. Он был так воодушевлен открытием этих изображений животных, что в следующем году опубликовал небольшой научный трактат об Альтамире.
Однако в то время считалось, что картины не такие уж и старые, и что они были выполнены каким-то посредственным художником, что ставило под сомнение находку, особенно во Франции.
Смерть Саутуолы, казалось, обрекла пещеры Альтамира на забвение, но их ценность постепенно подтверждалась находками других подобных произведений искусства в различных пещерах на континенте.
Изображение | Причина
Характеристики пещер Альтамира
Пещеры использовались в разные периоды, в основном в магдалине и солютрее. Таким образом, можно сказать, что это добавляет около 22.000 лет заселения в верхний палеолит. Его стиль отражен в так называемой франко-кантабрийской школе, характеризующейся реализмом фигур животных и антропоморфных фигур, хотя есть и абстрактные рисунки.
Он имеет относительно небольшие размеры, так как его длина составляет всего 270 метров. В нем выделено несколько зон, наиболее важными из которых являются вестибюль и Полихромная комната. Его жители проводили большую часть дня возле входа, так как это было единственное место, освещенное Солнцем, и там они вели свою повседневную жизнь, находясь внутри пещеры, где к ней можно получить доступ только с искусственным освещением, где и появляются картины. Поскольку внутренняя часть пещеры полностью темная, считается, что для рисования использовали костные лампы, которые они делали из жира, извлеченного из костей животных.
Самая важная комната называется Полихромная комната, где главным животным является бизон. Доисторические люди прекрасно знали животных, которых они рисовали на стенах пещер Альтамира, поскольку жили охотой и проводили много времени, созерцая их. Кроме того, они знали методы их воспроизведения с большей реалистичностью, такие как использование областей, выступающих из потолка и стен, чтобы закрасить их и добиться более реалистичного эффекта. По этой причине он получил прозвище Сикстинской капеллы наскального искусства.
Изображение | Газета Montañés
Сохранение пещер Альтамира
В начале семидесятых годов прошлого века более 173.000 человек посетили пещеру Альтамира, что опасно изменило условия окружающей среды, сохранившие ее на протяжении всей истории. Из-за порчи картин было решено закрыть пещеры на несколько лет, пока они не будут вновь открыты для публики с определенными ограничениями.
Мероприятие длилось до начала XNUMX века, когда был закончен Неокаве, точная копия пещеры Альтамира, в которой использовались те же методы росписи, что и у древних жителей.
В настоящее время только пять человек могут войти в пещеры Альтамира, рисуя один раз в неделю, в течение получаса и всегда в сопровождении двух гидов с намерением сохранить их как можно дольше.
Хотите заказать гида?
Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры. Андрей Низовский.100 великих археологических открытий. История древней Евразии
Альтамира — обширная известняковая пещера на севере Испании, близ города Сантандер, в Кантабрийских горах. Сегодня она приобрела всемирную известность благодаря найденным здесь древнейшим наскальным изображениям животных. Ее называют «Сикстинской капеллой первобытного искусства». В историю навсегда вошло имя испанского археолога-любителя дона Марселино де Саутуолы, первооткрывателя росписей Альтамиры.
Пещера, вход в которую еще в древности был засыпан обвалом, была случайно обнаружена в 1868 году неким местным жителем — не то охотником, не то пастухом. Спустя несколько лет здесь побывал Марселино де Саутуола, страстный любитель древностей.
Он исследовал пещеры в окрестностях Сантандера, где жил в то время. Альтамиру он впервые посетил в 1875 году В пещере Саутуола нашел кости и зубы древних животных, скелет пещерного медведя и грубо оббитые обломки кремня, в которых опознал орудия древних людей.
Спустя три года Саутуола побывал на Всемирной выставке в Париже. Осмотрев экспонировавшиеся здесь материалы из раскопок французских археологов, он был особенно поражен миниатюрными изображениями зверей, выгравированных на кости и камне людьми каменного века. Места находок этих изображений позволяли сделать вывод, подобное может быть и в земле Испании. Саутуола решил еще раз осмотреть Альтамиру.
Возвратившись в ноябре 1879 года в Сантандер, Саутуола начал раскопки в пещере. Он обнаружил новые орудия из камня, кости, оленьих рогов и следы палеолитического очага. В один из дней он взял с собой девятилетнюю дочь Марию. Ей все здесь было интересно, а рост позволял свободно рассматривать своды пещеры там, где отец мог пройти лишь согнувшись.
Поэтому неудивительно, что именно Мария неожиданно обнаружила на низком потолке бокового грота удивительные рисунки, покрывавшие темные своды пещеры. Это были необыкновенно реалистичные изображен быков высотой в полтора-два метра, нарисованные яркими красными и оранжевыми красками.
Изучив рисунки, Саутуола пришел к выводу, что их автор несомненно был человеком сведущим и талантливым, его рука уверенно вписывала изображения в неровности скал. Пройдя из первого зала пещеры во второй, Саутуола и там увидел рисунки зверей и геометрические фигуры. В слое культурных отложений на полу пещеры он нашел куски охры того же цвета, каким выполнялись росписи. И самое главное — Саутуола после тщатель-; ных исследований собрал убедительные доказательства того, что в этих залах со времен каменного века никого никогда не было! То есть авторами рисунков могли быть только те самые голые и волосатые «троглодиты», которые, по представлениям тогдашней науки, лишь нечленораздельно мычали и остервенело бегали за дичью, размахивая корявыми дубинами.
Это была сенсация. Саутуола был убежден, что живопись Альтамиры — следы неизвестной до сих пор деятельности ископаемого человека. Но, трезво оценивая свои возможности, он понимал, что стоит всего лишь на пороге; открытия. Определить точный возраст изображений Альтамиры и вынести окончательный «приговор» ему, любителю, было не под силу.
Саутуола довольно долго раздумывал, стоит ли ему публично выступать с сообщением о своей находке. Лишь год спустя, в 1880 году, преодолев сомнения, он опубликовал небольшую брошюрку и отослал ее в редакцию французского журнала «Материалы по естественной истории человека» — печатного органа, вокруг которого в то время группировались все исследователи первобытности. В своей брошюрке Саутуола с удивительной для дилетанта скромностью писал, что всего лишь «обязан подготовить путь более компетентным лицам, которые захотят раскрыть истоки и обычаи первобытных обитателей этих гор». Объявив на весь мир о том, что найденные им рисунки являются, скорее всего, художественным произведением палеолитического человека, Саутуола предоставлял вынести окончательное решение по этому вопросу более искушенным, чем он, исследователям.
Забегая вперед, отметим, что собранных им доказательств оказалось вполне достаточно для такого решения. Но это, увы, выяснилось лишь через двадцать лет…
Известие о сделанном Саутуолой открытии попало в местную печать. Вскоре и мадридские газеты заговорили о находке росписей, принадлежащих доисторическим людям. Жители Сантандера и ближайших окрестностей были взволнованы открытием своего земляка. Альтамира стала местом туристского паломничества. Даже сам король Испании Альфонс XII побывал в пещере, оставив свой «автограф» на стене подземного зала, сделанный копотью от факела.
И тут наконец в дело вступила «артиллерия крупного калибра» — о находке заговорили крупнейшие ученые мужи того времени. «Дерзкая» брошюрка Саутуолы вызвала их единогласное возмущение. Во всем научном мире поднялась буря гнева и негодования. Саутуолу обвиняли в подлоге и в фальсификации находки. Более миролюбивые говорили, что он сам, скорее всего, стал жертвой обмана: было высказано подозрение, что автором рисунков мог быть один французский художник, друг Саутуолы, гостивший у него в момент открытия.
В это нелегкое время рядом с Саутуолой оказался лишь один человек — профессор геологии Мадридского университета Вилланова. Побывав вместе с Саутуолой в Альтамире, он обнаружил новые росписи, куски явно «несовременной» засохшей краски, и даже раковину, служившую когда-то палитрой первобытному художнику. В заложенных в пещере контрольных шурфах Вилланова обнаружил кости ископаемых животных, в том числе и пещерного медведя.
Ученый полностью поддержал выводы Саутуолы Но его голос был одинок в мощном хоре противников великого открытия. «Древность» и «каменный век» даже для многих людей науки были в те годы еще понятиями совершенно неопределенными. Большинство ученых находилось под влиянием в высшей степени сомнительных дарвиновских теорий Для них было невозможным поверить в то, что человек каменного века обладал столь развитым искусством, свидетельствующим о высокой художественной культуре и талантливости первобытных людей. Тогда, в середине XIX века, не знали искусства старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые еще могут быть открыты, неизбежно будут более примитивными.
Никому и в голову не могло прийти, что уже 20 тысяч лет назад в Европе существовало искусство, достойное восхищения. А между тем росписи Альтамиры ясно доказывали, что творческий гений человека не зависит от технического уровня цивилизации и что он был присущ уже охотникам на мамонтов. Иными словами, для существования высокоразвитой культуры вовсе не требуется высокоразвитая цивилизация, и проблема первичности духа и материи однозначно решается в пользу духа.
Восприятие этой, в общем-то простой идеи требует, однако, определенной широты взглядов и научной эрудиции. Но в науке тех лет господствовали Узкие рационалистические воззрения, и эта зашоренность не позволяла даже светилам первой величины увидеть подлинное значение открытия Саутуолы Находясь в плену вульгарно-материалистических теорий, они «прозорливо» видели в росписях Альтамиры… происки церковников1.
Габриэль де Мортилье — один из величайших археологов, человек светлого ума, ученый, создавший, по сути дела, современную археологию первобытного мира, — взывал к коллегам: «Будьте начеку! Остерегайтесь испанских клерикалов!.
«Картальяк, дружище, будь осторожен, — писал Мортилье своему другу, профессору Эмилю Картальяку. — Это фокус испанских иезуитов. Они хотят скомпрометировать историков первобытности». Но Эмиль Картальяк — один из крупнейших авторитетов той поры и главный редактор журнала «Материалы по естественной истории человека» — и без этих предупреждений встал в первые ряды противников Саутуолы и Виллановы. Впоследствии он вспоминал: «Бесполезно настаивать на моих впечатлениях при виде рисунков Саутуолы — это было нечто абсолютно новое, странное в высшей степени». Картальяком и его последователями руководила боязнь того, что новый факт потребует ревизии считавшейся тогда «прогрессивной» дарвиновской концепции о происхождении человека. Но вспомним, что археология каменного века делала тогда свои первые шаги. И лишь много лет спустя все новые и новые находки подточили абсурдные воззрения дарвинистов.
Но все это было еще впереди, а пока собравшийся в 1880 году в Лиссабоне Всемирный конгресс антропологов наотрез отказался обсуждать доклад Виллановы о рисунках Альтамиры.
Испанский ученый надеялся организовать для участников конгресса экскурсию в Альтамиру, но, едва заговорив об этом, увидел презрительные ухмылки. Картальяк демонстративно покинул заседание. Вилланова был вынужден замолчать. В кулуарах конгресса коллеги высказывали весьма нелестные мнения в адрес «изобретателя Альтамиры».
Впрочем, одно решение по проблеме конгресс все же принял: в 1881 году для экспертизы росписей Альтамиры и окончательного разоблачения «фокусов испанских иезуитов» в Сантандер был послан французский палеонтолог Арле, который должен был на месте провести экспертизу изображений. Саутуола с готовностью принял первого специалиста, заинтересовавшегося росписями, и проводил его в Альтамиру. Арле тщательно осмотрел пещеру.
Его заключение было беспощадным: рисунки имеют «новейшее происхождение» и, вероятно, могли быть исполнены в период между открытием пещеры и первым сообщением Саутуолы, то есть в 1875–1879 гг. Древними Арле счел лишь несколько неясных рисунков, но их возраст он определил как гораздо более поздний, чем палеолитический слой в пещере.
Основными аргументами в пользу своих выводов Арле назвал следующие:
1. Все изображения на стенах Альтамиры находятся в кромешной тьме, их не достигает дневной свет. Для создания же фресок требовалось долгое искусственное освещение, чего не мог обеспечить человек ледниковой эпохи. В пещере нет следов применения осветительных средств, например копоти от факелов. В то же время фрески на плафоне Альтамиры написаны с величайшим артистизмом. Автор их играл цветовыми и световыми гаммами, явно стараясь передать эффекты освещения.
2. Поверхности пещеры покрыты древними сталактитовыми натеками, росписи нанесены на эти натеки; лишь в нескольких местах (это и явилось основанием считать их древними) наблюдается обратная картина: сталактиты покрывают часть фигур — лошади и других животных. Краска росписей влажная, свежая, ее легко снять пальцем. Нельзя представить себе сохранение таких красочных изображений в течение многих веков.
3. Охра, которой были нарисованы фрески, встречается не только в палеолитическом слое, но повсюду в этой местности, ею даже обмазывают дома местные жители.
Результаты экспертизы Арле укрепили в научном мире скептическое отношение к открытию Саутуолы. Но «изобретатель Альтамиры» и его друг Вилланова еще надеялись убедить ученых в своей правоте. Они послали свой доклад в Берлинское антропологическое общество, где он был зачитан 11 марта 1882 года. Результат — ноль. Члены общества отказались от обсуждения доклада.
28 августа 1882 года на конгрессе Французской ассоциации поощрения наук в Ла-Рошели Вилланова выступил с энергичным протестом против заключения Арле. Он заявил, что рисунки, сопровождающие отчет Арле, грубо искажены и не соответствуют действительности. Вилланова также привел аргументы, полностью опровергающие выводы Арле.
Во-первых, все изображения, выполненные резьбой и красками, одинаково нанесены на поверхности тех же древних пород, кусками которых в результате обвала был закупорен вход в пещеру до момента ее открытия. Резные линии этих изображений сделаны грубыми кремневыми инструментами, которыми не смог бы работать современный художник, но которые находятся в слое с ископаемой фауной.
Более того, в этом же слое на костях четвертичных животных такими же кремневыми инструментами нарезаны ряды линий и даже фигурки зверей. Сделать их могли только древние обитатели пещеры. Для росписей ими был использован простейший красочный материал — размолотые натуральные охры разных тонов без последующей обработки, которой подвергаются краски современных рецептов.
Во-вторых, техника исполнения всех наскальных изображений Альтамиры одинакова, поэтому, признавая древними несколько из них, Арле должен перенести это заключение на весь комплекс. О большой его древности говорят несколько случаев перекрывания части изображений прозрачными пластинами сталактитовых натеков, а такие натеки есть в Альтамире лишь на бесспорно палеолитическом слое.
В заключение Вилланова призвал коллег не отметать открытие с порога, а тщательно разобраться в нем. Но его призыв не был услышан.
С точки зрения научной аргументации в пользу палеолитического возраста росписей Альтамиры выступление Виллановы было исчерпывающим.
Оставался, правда, один нерешенный вопрос — об искусственном освещении Альтамиры. Но это и не очень-то волновало слушателей. Выступление Виллановы просто не было воспринято всерьез. Как вспоминал один из Участников конгресса, «Вилланова говорил агрессивно и даже яростно, на плохом французском языке, который смешил всех, так же как ворох сомнительных аргументов, перемешанных с несколькими здравыми мыслями, и как обвинения в намеренных ошибках Арле, которыми он повергал слушателей в еще более громкий смех». То есть дискуссии не получилось: какая там дискуссия, когда так смешно!
Всласть похохотав, ученые мужи пошли искать «недостающее звено» цепи эволюции от обезьяны к человеку (самые твердолобые ищут его до сих пор). Альтамирские рисунки без сколько-нибудь серьезного изучения и без доказательств были осуждены как подделка.
Научная репутация Виллановы повисла на волоске. Испугавшись за свою научную карьеру, профессор отрекся от своих взглядов. Имя первооткрывателя Альтамиры Марселино де Саугуолы было осмеяно и обесчещено.
1888 году он умер, уйдя в могилу с репутацией «изобретателя Альтамиры» Пятью годами позже скончался и Вилланова. Стена презрительного осуждения на двадцать лет окружила одно из величайших открытий исторической науки. И уже мало кто помнил, что в громком хоре голосов, осуждавших альтамирскую «фальсификацию», звучали и другие мнения.
Один из крупнейших археологов той поры, Э. Пьете, писал: «Я не сомневаюсь, что эти росписи могут быть отнесены к мадленской эпохе», (то есть период позднего палеолита, около 16 тыс. лет. — Авт.). Палеонтолог Постав Шове в вышедшей в 1887 году книге «Начала гравюры и скульптуры поддержал выводы Саугуолы. Вокруг сенсационного открытия возникло что-то похожее на дискуссию. Но это была очень странная дискуссия: критика открытия здесь принималась за аксиому, а аргументация защитников открытия не удостаивалась внимания. Самое поразительное в этой истории было то, что открытие палеолитической живописи не было чем-то принципиально неожиданным в свете других фактов, накопленных первобытной археологией.
Ведь уже были хорошо известны миниатюрные фигурки созданные первобытным человеком в эпоху верхнего палеолита, и роспись Альтамиры были, по существу, их явной аналогией. Вспомним — именно; установленный факт того, что ископаемые люди занимались изобразительным искусством, и натолкнул Саутуолу на мысль искать ее следы в Альтамире. И открытие монументальных росписей, подобных альтамирским, можно было предсказать заранее, теоретически. Более того: в год открытия Саугуолы во Франции, в гроте Шабо, были обнаружены наскальные гравюры. Копии и фотографии этих рисунков публиковались в местной печати, но в ученом мире к ним отнеслись так же, как к сообщению Саугуолы. Может быть, и здесь сыграл свою роль фактор «вторжения дилетанта» в высокую науку? Но первооткрывателями грота Шабо были профессиональные археологи Л. Широн и Олье де Марешан. Причем открыли они изображения в гроте Шабо независимо друг от друга.
Спустя двадцать лет А. Брейль, оправдывая своих коллег, отказавших Саутуоле в праве на открытие, сказал, что «нужно винить лишь значение самих фактов, которые требовали менее спорных и гораздо более многочисленных избыточных доказательств.
Их продемонстрировали только через двадцать лет» Но подобные «избыточные доказательства» имелись задолго до признания Альтамиры. И все же на них внимания не обратили.
Между тем открытия наскальных рисунков в пещерах Европы множились. Одновременно множилось число находок различных скульптур и орнаментированных предметов, залегавших в культурных слоях, относящихся к верхнему палеолиту.
В 1895 году в пещере Ла Мут, расположенной в долине реки Везер (Цордонь, Франция), французский археолог Эмиль Ривьер обнаружил наскальные изображения ископаемых животных. Их древность не вызывала сомнений: они находились в галерее, закупоренной «пробкой» культурного слоя, содержащего палеолитические орудия. Однако судьба альтамирской находки заставила Ривьера быть предельно осторожным: по иронии судьбы, Ривьер еще недавно находился в числе яростных противников Саугуолы и хорошо помнил свои собственные инвективы в адрес «изобретателя Альтамиры». А тут судьба посылает ему самому сомнительный шанс прослыть «изобретателем» Ла Мута!
Тщательно изучив находку, Ривьер закрыл вход в пещеру и пригласил де Мортилье, Картальяка, Пьетта и других авторитетов осмотреть Ла Мут.
«Это очень древние рисунки», — уклончиво говорит Ривьер, не желая попасть в положение Саугуолы. Э. Пьетг говорит более определенно: «Палеолитические». Единодушное мнение высоких гостей: древность наскальных рисунков вне сомнений.
Светила науки отбывают восвояси, а через несколько дней появляется слух, что… изображения в пещере Ла Мут нарисовал один из помощников Ривьера! Называется даже фамилия фальсификатора — Бертумейру. В Париже этот слушок принимают за чистую монету. Ривьер в отчаянии: кто ему теперь поверит?
Он старается не появляться в столице. Раскопки в пещере Ла Мут продолжаются, и вскоре Ривьер и его коллеги находят… каменный светильник, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Так вот каким образом первобытные художники освещали стены пещеры! Единственное возражение, которое не смогли опровергнуть Саутуола и Вилланова, снимается этой находкой!
Тут можно было бы и поставить точку в споре, если бы… Если бы спор был. Факты, найденные Ривьером, были очевидны — но лишь для того, кто хотел с ними знакомиться.
А таких людей насчитывались единицы!
А тем временем…
Тулузский книготорговец и археолог Рейно обнаруживает в гроте Марсула наскальную живопись, сравнимую по технике с росписями Альтамиры. Его сообщение не принимается всерьез: Э. Картальяк отказывается осмотреть грот.
Археолог Дало в 1896 году в пещере Пэр-но-Пэр находит рисунки различных зверей, в том числе мамонта. Этот «зверинец» был хаотически разбросан на площади около 25 кв. м по вертикальной известняковой стенке, закрытой ранее культурным слоем древнекаменного века. Возраст рисунков тем самым доказывается неоспоримо. Дало публикует свои наблюдения и приглашает на место раскопок Мортилье. Мортилье долго, с сомнением изучает рисунки и в принципе признает, что красочные росписи на скальных поверхностях в темной глубине пещер могли быть созданы в палеолите. Значит, и живопись Альтамиры — тоже? Нет, отвечает Мортилье, «точная дата рисунков Альтамиры не может быть определена».
Таким образом, вопрос о существовании наскального искусства в эпоху палеолита остался открытым.
Но — только до 1902 года. В этом году на конгрессе французских антропологов в Монтабане профессор Люсьен Капитан и его молодые соавторы Анри Брейль и Дени Пейрони докладывают об открытии ими в 1901 году двух огромных пещер — Комбарель и Фон-де-Гом — с наскальными изображениями. Древность находки подтверждается тем, что некоторые росписи покрыты прозрачной броней древних кальци-товых натеков…
Аудитория оживляется. Слышатся привычные смешки: вот, опять эти подделки… «Ваши копии сняты хорошо, — шутит Эли Массена. — Но ведь авторы подлинников — не ископаемые люди, а местные крестьяне, пастухи. Вот они-то от нечего делать и рисовали свой скот».
Попытки авторов доклада оправдаться выглядят неуклюжими: «Был прецедент признания палеолитического возраста наскальных рисунков в Пэр-но-Пэр…», — лепечут они. «Были наблюдения и находки в пещерах Ла Муг, Марсула, Шабо. Наконец, Альтамира…» Глупости какие! Смех и негодующие возгласы в зале звучат все громче. Уж этих простаков учили-учили, а они все за свое! Да современные эти рисунки, современные, неужели не ясно! А вот, кстати, и сам Картальяк встает.
Допекли-таки маститого ученого эти мальчишки! Ну, сейчас он им врежет…
И Картальяк «врезал». Врезал так, что Эли Массена и другие весельчаки оцепенели с раскрытыми в припадке смеха ртами.
«Я призываю коллег не совершать той роковой ошибки, которую я совершил и продолжаю совершать вот уже на протяжении двадцати лет…»
В зале наступила звенящая тишина.
Картальяк заявил, что в ближайшем номере журнала «Антропология» будет опубликовано его раскаяние, а сейчас необходимо идти к самим пещерам и осмотреть те изображения, о которых докладывают доктор Капитан и его коллеги. И в день закрытия конгресса, 14 августа 1902 года, его участники направились сперва в Комбарель, затем в Фон-де-Гом, а оттуда в Ла Муг…
Вскоре весь ученый мир с волнением и изумлением читал статью Картальяка «Моя вина», в которой он публично признавался в своих ошибках. А 1 октября 1902 года Картальяк, сопровождаемый молодым аббатом Анри Брейлем — в будущем одним из крупнейших исследователей культуры каменного века, стоял у скрытой низким кустарником темной расщелины, ведущей в пещеру Альтамира.
Перед этим он встретился с дочерью покойного Саутуолы Марией и попросил ее о прощении за несправедливость к ее отцу и его величайшему открытию и за то, что поставил под сомнение доброе имя Марселино де Саутуолы.
Вдвоем с Брейлем они спустились в пещеру. И здесь Картальяк впервые увидел то, против чего так решительно боролся на протяжении двадцати лет. Действительность превзошла все его ожидания: перед его взором предстало не менее ста пятидесяти поистине великолепных изображений. «Речь здесь идет об одной из вершин искусства, о вершине, которая попадается раз во многие сотни лет, может быть, раз в тысячелетия» — таков был окончательный вердикт исследователей. В это же время и другой оппонент Саутуолы — Арле, как и многие другие специалисты, также посетил Альтамиру и также отрекся от своих предыдущих высказываний и признал подлинность рисунков.
Открытие рисунков в Альтамире стало началом изучения пещерной живописи времен палеолита. Многие десятки подобных пещер с палеолитическими рисунками были обнаружены позднее в самых различных местах Европы и Азии.
В числе самых значительных открытий палеолитического искусства- пещеры Ласко (1940), Руффиньяк (1956), Дель Ромито (1961), Капова пещера на Южном Урале (1959) и Хоит-Цэнкер Агуй (1972) в западной Монголии. На сегодняшний день расписных палеолитических пещер в одной лишь Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти, и они многое поведали о людях каменного века. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, что первобытные охотники были далеко не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для последующих поколений людей в течение многих тысячелетий. Но в отличие от позднейших эпох о том времени не осталось ни письменных сообщений, ни косвенных упоминаний, поэтому о смысле и назначении этого искусства специалисты могут только догадываться по размещению рисунков, гравюр и скульптур, по сюжетам изображений, а также на основании археологических находок.
Жемчужина доисторической Испании под угрозой исчезновения: можно ли засвидетельствовать и сохранить 35 600-летнее искусство пещеры Альтамира?
Обновлено 25 апреля, 2017 — 01:43 Наталья Климчак
Пещера, расположенная в Альтамире, была заселена тысячи лет назад и содержит замечательные образцы сложного искусства доисторического периода. Первые рисунки появились здесь, скорее всего, около 35600 лет назад. Изысканное место часто сравнивают со знаменитой пещерой Ласко, но Альтамира рассказывает свою историю о первых людях Кантабрии.
Использование пещеры
Сама пещера впечатляет своими коридорами длиной более 1000 метров (3280,84 фута). В нем есть ряд камер и извилистых проходов, каждая из которых имеет высоту от двух до шести метров (6,56–19,69 футов). Археологические раскопки доказали существование человеческого поселения внутри пещеры около 18500 лет назад. Когда туда прибыли первые люди? Точно неизвестно, но можно предположить, что это место было хорошо известно людям гораздо дольше, чем 35000 лет.
Репродукция росписи потолка пещеры в музее Альтамира. ( CC BY-SA 3.0 )
Это место было бы очень привлекательным для людей в эпоху палеолита и древнекаменного века. Те люди, чья жизнь остается загадкой для современных исследователей, казалось, проводили большую часть своего времени в поисках пищи. Однако в то же время им нужно было место для жизни, где они были бы защищены от опасностей диких животных. Расположение пещеры Альтамира обеспечивало и то, и другое.
Пещера перестала использоваться около 13 000 лет назад, когда камнепад запечатал вход. Он был вновь открыт в конце 19 века.
- Первый взгляд внутрь сибирской пещеры, которая хранит ключ к происхождению человека
- Деветашка — Болгарская пещера с 70 000-летним проживанием человека
- Комплекс Лаас-Гил и великолепное древнее наскальное искусство Сомали
Репродукция бизона из пещеры Альтамира в Музее и исследовательском центре Альтамира.
( Общественное достояние )
Знакомство с картинами
Пещера получила известность благодаря своим замечательным настенным росписям. Художники, изготовившие их, использовали охру, гематит и древесный уголь, чтобы нарисовать изображения бизонов, лошадей, кабанов и впечатляющих оленей. На картинах, датируемых мадленской оккупацией (ок. 16 500–14 000 лет назад), также изображены животные, в основном лошади и козы. Он также состоит из замечательных отпечатков ладоней, которые, возможно, принадлежат создавшим их художникам. Картины настолько хорошо пигментированы, что трудно поверить, что они были сделаны так давно.
Ученые до сих пор обсуждают датировку рисунков из пещеры, поэтому необходимо отметить, что даты, представленные в этой статье, считаются наиболее точными. Хотя исследователи пытались решить эту проблему в течение последних нескольких десятилетий, необходимы новые технологии, чтобы точнее определить точный период создания картин.
Споры о пещере
Вокруг картин из пещеры разгорелся большой спор. Когда в 1879 г.Марселино Санс де Саутуола исследовал и раскопал пещеру, люди не знали об искусстве. Пещера, которую он исследовал, была первой в Европе, где были обнаружены замечательные палеолитические рисунки. Из-за этого его обвинили в создании их в компании дочери. Когда девочка впервые вошла в пещеру, ей было около восьми лет. Хотя дальнейшие исследования доказали, что расписной потолок пещеры датируется периодом палеолита, при жизни Марселино Санс де Саутуолы исследователь-любитель немало пострадал из-за предположений, что сделанное им честное открытие было сфабриковано.
- Неизвестная пещера Мангиапане на Сицилии: доисторическая пещера и место современных праздников
- Десять удивительных пещер древнего мира
- Шаманские исследования сверхъестественных сфер: пещерное искусство — древнейший фольклор
Марселино Санс де Саутуола (1831-1888), археолог и доисторик, открыл пещеру Альтамира.
( Public Domain )
В 1880 году Хуан Виланова-и-Пьера и Марселино Санс де Саутуола опубликовали результаты своего исследования, но им пришлось ждать еще двадцать лет для признания, которое пришло только после того, как были обнаружены другие пещеры с таким же декором. обнаружены и проанализированы.
Эмиль Картайак, один из научных лидеров, который изначально отверг утверждения Санс де Саутуолы. ( CC BY-SA 3.0
)В поисках золотого решения
В 1960-х и 1970-х годах картины портились из-за углекислого газа, вызванного дыханием посетителей. Пещера была закрыта для публики в 1977 году и вновь открыта пять лет спустя. Однако на этот раз чиновники решили ограничить количество посетителей.
Хотелось бы, чтобы замечательные картины Альтамиры стали достопримечательностью. Понятно, что тысячи людей хотели бы это увидеть. К сожалению, тепло наших тел, воздух, который мы выдыхаем, и другие действия внутри пещеры очень опасны для хрупкого наследия.
Если в пещеру войдет слишком много людей, настенные росписи могут быть полностью стерты навсегда.
В случае с пещерой Ласко ситуация разрешилась весьма радикальным образом. Исследователи решили защитить его, даже если туризм пострадает. Как цитирует New York Times:
»Мюриэль Мориак, куратор Ласко, сказала, что «мы чувствуем, что наша пещера слишком хрупка, чтобы думать о ее строгой консервации, как о пожилой женщине, которая выздоравливает от болезни». Она сказала, что следит за развитием событий в Альтамире. «Я верю, что испанские власти в конечном итоге примут правильное решение», — сказала она. Г-н Лашерас также отметил, что «пещеры, обнаруженные за последние 40 лет, не были открыты для публики». До этого, добавил он, никто особо не задумывался об ущербе, который посетители могут нанести пещере, так же как «никто не беспокоился о том, чтобы накрыть Мону Лизу стеклянным колпаком».
Единственная разница между посещением оригинальной пещеры и ее копии, по словам г-на Лашераса, была эмоциональной, что-то вроде «рефлекса культурного обусловливания», который люди чувствуют, когда знают, что смотрят на доисторическое искусство, а не на современную копию. ![]()
«Это такая разница в эмоциях, которую мы можем почувствовать, когда смотрим на картину Рембрандта или подсолнухи Ван Гога, но затем нам говорят, что картины на самом деле подделки», — сказал он.
Испанские официальные лица пытаются защитить это место, как и ЮНЕСКО, которая признала пещеру объектом Всемирного наследия. Кроме того, чтобы люди могли насладиться красотой искусства, созданного в доисторическую эпоху, музеи Мадрида, Германии и Японии предлагают выставки с репродукциями картин в Альтамире. Музей в Альтамире состоит из коллекции артефактов, обнаруженных в пещере, и презентации картин.
Верхнее изображение: Бизон из мадленской оккупации пещеры Альтамира. Черным углем, c. 16500 – 14000 лет назад. Источник: CC BY-SA 3.0
Наталья Климчак
Ссылки:
Пещера Альтамира и палеолитическое наскальное искусство Северной Испании, доступно по адресу:
http://whc.unesco.org/en/list/310
Пещера Альтамира, доступно по адресу:
museodealtamira.mcu.es/Prehistoria_y_Arte/la_cueva.html Назад к пещере Альтамира в Испании, все еще вызывает споры Автор Рафаэль Миндер, доступно по адресу:
https:/ /www.nytimes.com/2014/07/31/arts/international/back-to-the-cave-of-altamira-in-spain-still-controversial.html
Связанные статьи о древнем происхождении
23 февраля, 2023 — 21:56 Натан Фальде
Охотились ли самые первые люди, достигшие Европы, с луком и стрелами? Новое исследование, опубликованное в журнале Science Advances, утверждает, что они это сделали, и что это произошло 54 000 лет назад в…
18 февраля, 2023 — 13:56 Sahir
В 1907 году в мезолитической пещере, расположенной в Рандаберге на западном побережье Норвегии, были обнаружены останки мальчика-подростка, жившего более 8300 лет назад. Назван как «один из старейших скелетов когда-либо…
7 февраля, 2023 — 21:52 Nathan Falde
Новое исследование еще раз показало, что неандертальцы не были ни примитивными, ни бесхитростными.
Это показывает, что неандертальцы, жившие в пещере недалеко от Лиссабона, Португалия, 90 000 лет назад наслаждались…
27 января, 2023 — 21:52 Натан Фалде
По мере накопления данных становится все более и более очевидным, что неандертальцы были высокоинтеллектуальными гоминидами, создавшими свою собственную уникальную и замечательную культуру. Некоторые из последних…
25 января, 2023 — 21:54 Эшли Коуи
Поразительная находка в пещере Хининг-Вуд-Кост на севере Англии позволила обнаружить самые древние человеческие останки, найденные в этом регионе, возраст которых составляет 11 000 лет. Команда из Университета Центральной…
6 января, 2023 — 17:59 Эшли Коуи
Группа нарисованных «точек и линий» возрастом 21 500 лет находится в центре научных дебатов о том, являются ли они формой протописьма. Хотя многие исследователи утверждают, что они представляют собой «древнюю…
Мария де Саутуола и наскальные рисунки Альтамиры
Темы: Вдохновляющие дети; любопытство; иметь смелость задавать вопросы.
Краткое изложение: Это собрание посвящено необычайному открытию, сделанному Марией де Саутуола, когда ей было всего восемь лет, и любопытству, которое ей понадобилось, чтобы сделать это.
Ресурсы: Рамка для скачивания/печати (pdf), репродукция изображения бизона из пещеры Альтамира и карта, показывающая расположение Альтамиры на севере Испании.
Видео
Мария была молодой девушкой, которая жила в Альтамире, Испания. Она принадлежала к богатой землевладельческой семье, а ее отец был археологом. Когда он отправлялся на поиски артефактов, Мария часто сопровождала его.
Земля рядом с домом Марии включала несколько пещер, в которые ее предупредили никогда не заходить в одиночку. Однажды ее отец решил исследовать одну пещеру, и Мария сопровождала его. Мария исследовала глубину пещеры, освещая себе путь только свечой. Затем, подняв свечу вверх, она обнаружила то, чего никто не видел уже очень, очень долгое время… картины на потолке пещеры, датируемые доисторическими временами.
Конец речи: ‘… пока девушка по имени Мария де Саутуола не отправилась на разведку.’
Видеовопросы
- Отец Марии — археолог.Что бы вы хотели найти, если бы вы были археологом?
- Марии сказали, что пещеры опасны.Что могло бы случиться с ней, если бы она зашла внутрь на ней
- Как вы думаете, почему она очень крепко сжала свечу?
- Как вы думаете, что она почувствовала, когда нашла картины? Как вы думаете, кто мог написать картины?
- Мария открыла то, чего никто никогда не видел. Каково это, узнавать что-то новое?
- Что сделало Марию хорошим исследователем?
Ключевые ссылки
Предлагаемая структура
Вы можете сыграть инструментальную версию одной из предложенных песен.
2. Введение
- Показать изображение наскального рисунка бизона. Что, по мнению школьников, это показывает? Что это за животное? Могут ли они сказать что-нибудь о том, где он нарисован или на какой поверхности он нарисован?
- Обсудите с учениками, что делает исследователь Кто? Что? Почему? Где? Когда? Это все хорошие слова, чтобы помочь нам исследовать!
- Показать изображение карты, показывающее расположение Альтамиры в Европе. Скажите собравшимся, что они собираются посмотреть короткое видео о девочке всего 8 лет, которая сделала известное открытие, потому что у нее хватило любопытства спросить: «Кто? Что? Почему? Где? Когда?’
3. Видео
Воспроизведение видео. Продолжительность составляет 4 часа 52 дюйма, а последние слова: «. .. пока девушка по имени Мария де Саутуола не отправилась на разведку».
4. После видео — Время поговорить
Рассказать об истории:
- Отец Марии был археологом Что бы вы хотели найти, если бы вы были археологом
- Марии сказали, что пещеры опасны Что могло бы с ней случиться, если бы она зашла внутрь одна?0026
- Как вы думаете, почему Мария так крепко сжала свечу?
- Как вы думаете, что она почувствовала, когда нашла картины? Как вы думаете, кто мог создать картины?
- Мария обнаружила то, чего никто никогда не видел. Каково это, узнавать что-то новое?
- Что сделало Марию хорошим исследователем?
5. Возможность петь
Ниже приведены предложения по включению песни из коллекций BBC.
6. Возможность поразмышлять
Сегодня мы узнали о Марии де Саутуола… молодой девушке, которая сделала необычайное открытие…
Мария была хорошим исследователем, потому что она была любознательна и любила задавать вопросы. ..вопросы, которые начинаются с «Кто? Что? Почему? Где? Когда?’
В окружающем нас мире так много интересного… новые места… новые люди… новые знания…
Как сегодня ты будешь хорошим исследователем, как Мария?. .? Что вы будете стремиться обнаружить ..?
7. Возможность помолиться Пока живем — учимся, (пока живем — учимся,) Пока мы живем, мы учимся, (пока мы живем, мы учимся)
Используйте свою обычную форму обращения («Дорогой Бог» и т. д.) и:
Спасибо за чудесные места и вещи, которые мы можем открыть для себя.
Спасибо за людей, которые помогают нам делать открытия и узнавать новое.
Помогите нам поделиться с другими тем, что мы узнали.
Предлагаемые песни Песня: ‘Пока живем — учимся’ (Все о нашей школе, № 3. Вокальная версия)
Пока мы учимся, мы растем (пока мы учимся, мы растем)
И чем больше мы растем (и чем больше мы растем),
Чем больше мы знаем, (тем больше мы знаем),
И чем больше мы Знай, (и чем больше мы знаем,)
Тогда мы будем готовы
На все большие приключения жизни
И на все тайны жизни.
Пока мы учимся, мы растем (пока мы учимся, мы растем),
И чем больше мы растем (и чем больше мы растем),
Чем больше мы знаем (тем больше мы знаем)
И чем больше мы знаем, (и чем больше мы знаем),
Тем мы будем готовы
Ко всем большим приключениям жизни
И ко всем жизненным загадкам.
