Альтамира наскальная живопись: Наскальная живопись периода палеолита на территории Зеленой Испании (расширение пещеры Альтамира) в городе Santillana del Mar

Наскальная живопись в пещере Альтамира

Сегодня мало кто не знает о том, что наши древние предки помимо охоты и собирательства, вытёсывания орудий труда и трудной борьбы за выживание создавали настоящие шедевры живописи и скульптуры, посвящали долгие часы украшению боевого снаряжения и обычной домашней утвари.
Но еще в конце XIX века ученые были уверены в том, что пещерные люди не обладали ни художественным воображением, ни талантом для создания настоящих шедевров. А пересмотреть устоявшуюся теорию помог один удивительный случай…

История открытия пещеры Альтамира и ее рисунков

 

Пещера Альтамира

 

Пещера Альтамира, расположенная неподалеку от города Сантандер, что в испанской Калабрии, была открыта еще в 1868 году. Местный житель – охотник Модесто Перес – заметил полуобвалившийся, засыпанный землей и камнями вход. О находке вскоре стало известно ученым, и на место прибыл владелец земельного участка Марселино Сан де Суатуола. Он очень активно интересовался историей и археологией, поэтому начал исследовать пещеру.
В течение нескольких лет, он сантиметр за сантиметром прочесывал подземные переходы и сделал несколько важных и интересных находок. Здесь были древние орудия труда, кости доисторических животных, в том числе пещерного медведя, следы очага.
Год за годом изучая пещеру, де Суатуола все же пропустил главное ее сокровище.

 

[ShortConst name=»mult_kz»]

 

Низкие потолки пещеры не позволяли взрослому человека передвигаться внутри нее в полный рост. Именно поэтому яркие фигуры животных на потолке увидела девятилетняя дочь археолога – Мария, которую он взял с собой.

Именно ее фраза: «Папа, смотри! Там быки!» вошла в учебники истории и стала отправной вехой в развитии новой науки — изучении наскальной живописи.

Но путь к этому был очень долгий. Марселино долго не решался рассказать о своей находке. В конце-концов, он опубликовал небольшую статью в популярном научном журнале, предлагая более опытным и знающим ученым ознакомиться с изображениями и вынести свой вердикт.
К сожалению, научное сообщество не было готово к такому повороту событий, поэтому де Суатуолу обвинили в фальсификации. На него посыпался град насмешек. Говорят, что именно это стало причиной ранней смерти археолога. Он не дожил до того дня, когда открытия новых доисторических «пещерных галерей» стали столь частым явлением, что даже самые упертые скептики уже не могли отрицать того, что все эти рисунки созданы руками палеолитического человека.

 

Рисунки в пещере

 

Знаменитые быки пещеры Альтамира

 

Что же увидела маленькая девочка, разглядывая невысокие потолки?
Всего удалось найти 15 различных рисунков животных, на которых находятся 23 изображения. На потолке и стенах нарисованы бизоны, олени, кабаны, лошадей, а также оставлены отпечатки ладоней.
В природе эти животные вместе не встречаются. Более того, шерстистые бизоны на территории современной Испании вымерли несколько тысячелетий назад. Это было одним из основных доводов в пользу того, что создателями этого своеобразного полотна были древние люди.
Наиболее известная часть росписи – это так называемый плафон, низкий потолок, который расположен в небольшом зале слева от центрального тоннеля пещеры. Общая площадь рисунка около 100 квадратных метров.

Но самое удивительное то, как грамотно использовал древний художник естественные выпуклости рельефа потолка. В результате мы можем видеть не только очень красочное, но объемное изображение.

Рассматривать нарисованных животных можно бесконечно. Каждая отдельная фигура не похожа на остальные.
Бизоны стоят, лежат, бегут, готовятся к броску. Они нарисованы с помощью угля, охры, гематита и других природных красок. Большая часть животных выкрашена в красный цвет.
Различные оттенки воссоздают фактуру шерсти и делают фигуры еще более достоверными. Мельчайшие детали прорисованы с любовью и удивительной точностью – копыта, глаза, высунутые языки быков удивляют и поражают своим совершенством.

[ShortConst name=»sputnik8″]

Помимо зала с плафоном в пещере есть небольшая комнатка, которая до сих пор является загадкой для ученых. Низкий потолок позволяет находиться в ней только лежа, а вместить она может не больше трех человек.
И при этом стены и потолок этой комнаты украшены рисунками и орнаментами из охры. Для чего понадобилось древним людям это помещение? Зачем они вложили столько сил в его роспись? Ответа на эти вопросы пока нет.

 

Музей пещеры Альтамира

 

Еще один зал примечателен тем, что находящиеся там изображения нельзя точно интерпретировать. На потолке нарисованы странные существа – полулюди-полуживотные. Являются ли они вымыслом художника или он стремился запечатлеть какой-то древний ритуал, об этом мы не узнаем никогда. Но эти изображения дают нам четкое представление о том, что внутренний мир древних людей был гораздо богаче, чем мы привыкли себе представлять.

Еще одна загадка пещеры, связанная с рисунками состоит в том, были ли они творением одного мастера или в росписи принимало участие несколько человек и может быть даже на протяжении долгого времени. Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Но ученые говорят о том, что общая композиция и замысел у всей этой работы, несомненно, присутствовали.

Как увидеть? Где находится пещера Альтамира?

Сама пещера, расположенная на севере Тенерифе. Чтобы попасть туда, лучше всего арендовать автомобиль или присоединиться к какой-нибудь экскурсионной группе.
Из-за большого потока посетителей ее уже несколько раз закрывали на длительную реставрацию. До недавнего времени внутрь пускали не более 20 человек в день. В настоящее время пещера закрыта для посещения.

 

[ShortConst name=»mult2_kz»]

 

Но насладиться шедеврами наскальной живописи можно в расположенном неподалеку от пещеры музее. Он воссоздает саму пещеру и росписи стен и потолка. Посетить музей можно с 9.30 до 20.00 с мая по октябрь или с 9.30 до 18.00 в другие месяцы. В выходные и праздничные дни музей работает до 15.00. По понедельникам экспозиция закрыта, также ее невозможно увидеть 1 января, 1 мая, 27 июня, 16 сентября, 24, 25 и 31 декабря.


Стоимость входного билета 3 евро. Но вы можете побывать в музее и бесплатно. Свободный вход бывает каждую субботу после 14.00 и весь день воскресенья, 18 апреля в День всемирного наследия, 18 мая в Международный день музеев, 12 октября в День Колумба и 6 декабря в День испанской Конституции.
Полюбоваться копиями рисунков также можно в Мадриде, Барселоне, Мюнхене, Брно и нескольких других городах мира.

Пещера Альтамира — уникальный памятник первобытного искусства

В наши дни человек изобрел и освоил множество техник и приемов в живописи. Это позволяет современным художникам создавать настоящие шедевры искусства. Но не менее величественными выглядят наскальные рисунки древнего человека, найденные в Альтамире – одной из испанских пещер. Интернет-журнал Factinteres расскажет об этом месте немного подробнее.

История открытия пещеры

Открытие пещеры Альтамира связано с именем Марселино Санс де Саутуола — графа, который владел местными территориями. Удивительные разноцветные рисунки на сводах пещеры первой увидела 9-летняя дочь графа, показавшая их своему отцу.

Марселино осветил находку общественности в конце 19 века, но был обвинен учеными в предоставлении ложных сведений. Причиной недоверия стал скептицизм специалистов-современников, которые отказывались верить в то, что человек эпохи Палеолита был способен на создание подобных творений. Подлинность открытия графа была признана лишь после его смерти.

Наскальная живопись

Пещера Альтамира – целый комплекс естественных, созданных природой залов и коридоров. На потолке и стенах пещеры расположены рисунки человека эпохи позднего палеолита. Выполненные естественными красками – углем, охрой и красным железняком – эти рисунки изображают узнаваемые образы животных: оленей, бизонов, лошадей и многих других. А также показывают очертания ладоней людей, обитавших в пещере.

Изображения наносились первобытным человеком на стены как подушечками пальцев, так и с помощью специальных приспособлений. Рисунки, выполненные на неровной поверхности стен, приобретают объемный вид и будто оживают при попадании на них света.

Особое внимание исследователей и посетителей привлекает потолок главного зала пещеры. Площадь около 100 кв.м. полностью покрыта рисунками животных, вместе создающих по-настоящему величественную картину.

Правила посещения пещеры в наши дни

В 60-70-хх годах прошлого века войти в пещеру и восхититься творениями древних людей мог каждый желающий. Альтамира принимала под своими сводами до 1500 гостей. Но результатом такого ажиотажа стало изменение температуры и влажности воздуха в пещере, что повлекло за собой появление на ее сводах вредоносной плесени.

После реставрации Альтамиру снова открыли, но посещать ее могли не более 20 человек ежедневно. Кардинальные ограничения не принесли желаемого результата, и к 2015 году число посетителей было сокращено до 5 человек в неделю.

В настоящее время в пещеру Альтамира можно попасть, лишь купив в прямом смысле слова счастливый билет. 5 человек – счастливчиков старше 16 лет – выбираются случайным способом из гостей музея пещеры. Все, кому не улыбнулась удача увидеть настоящие творения первобытного искусства, могут познакомиться с их точными копиями в музее Альтамиры.

Понравился материал — расскажи друзьям!

Запущен новый проект для документирования пещерного искусства Альтамиры

Новости

21 сентября 2022 г.

Сегодня Министерство культуры и спорта Испании подписало соглашение о сотрудничестве с Всемирным фондом памятников Испании и фондом Стюарта Вайцмана Fundación de Las Cuevas de Cantabria для создания новой цифровой документации высокого разрешения о пещере Альтамира.

Национальный музей и исследовательский центр Альтамира, основной задачей которого является получение научных знаний о пещере Альтамира, десятилетиями изучает документацию художественных представлений этого места. С подписанием этого соглашения эта работа будет облегчена за счет внедрения технологий, которые позволят повысить степень точности.

Основная цель этого институционального сотрудничества — предоставить музею Альтамиры самые современные технологические инструменты, которые позволят ему расширить научную документацию о пещере Альтамира, способствуя сохранению, изучению и распространению его художественные представления, а также повышение управленческого потенциала учреждения.

Для этого будет проведена фотограмметрическая съемка стен и потолка всей пещеры, от входа в Финальную галерею, с разрешением 200-250 микрон для общих зон и 50 микрон для панелей с наскального искусства. В Полихромном зале, самой известной части пещеры Альтамира, где обитают легендарные бизоны, будут созданы новые ортоизображения за счет комбинированного использования лазерного сканирования и фотограмметрии. Благодаря этой технологии на всю поверхность Большого Потолка будет сгенерировано не менее 25 000 фотографий, то есть около 160 фотографий на квадратный метр. Знание используемых пигментов и различных этапов технического процесса будет расширено за счет методов мультиспектрального анализа и применения алгоритмов.

Проект также позволит расширить документацию окрестностей пещеры. В ближайших окрестностях и на территории музея Альтамира будет проведена кампания геофизических исследований, чтобы выяснить морфологию пещеры до того, как произошли древние обрушения. Другие пещеры рядом с Альтамирой, такие как Ла-Кастаньера, будут топографически исследованы и оцифрованы в 3D, чтобы понять точную взаимосвязь между ними и определить, связаны ли эти пещеры друг с другом.

Документация для сохранения

Подписание этого соглашения будет иметь жизненно важное значение для сохранения пещеры Альтамира. Благодаря актуальной и современной документации время, затрачиваемое техническим персоналом музея Альтамира на исследования внутри пещеры, будет сокращено до минимума.

В то же время сравнение нового ортообраза с сделанным в 2013 году позволит получить систему отсчета для объективного измерения изменений, которые могли произойти при консервации картин. Кроме того, эти новые технологии позволят обнаруживать, количественно определять и документировать физические и микробиологические изменения.

Таким образом, результаты позволят более точно оценить состояние сохранности рисунков и улучшить мониторинг их состояния, тем самым обеспечив будущую защиту пещерного искусства Альтамиры.

Институциональное сотрудничество

Национальный музей и исследовательский центр Альтамира будет контролировать разработку работ, а также результаты. Для этого будет создана рабочая модель на основе Плана превентивной консервации пещеры Альтамира с соблюдением указанных в нем рекомендаций по продолжительности пребывания и грузоподъемности. Таким образом, технические специалисты учреждения будут находиться внутри пещеры на время полевых работ.

Со своей стороны, Всемирный фонд памятников Испании и Фонд Стюарта Вайцмана Fundación de Las Cuevas de Cantabria будут отвечать за финансирование и заключение контрактов на необходимые работы, максимальная сумма взноса которых составляет 30 000 евро, а сумма может быть увеличена до 150 000 евро. в последующих фазах. Благодаря их вкладу в пещере Альтамира будут самые современные технологические инструменты, которые улучшат документацию как пещерного искусства, так и его сохранение.

Пещера Альтамира, Сикстинская капелла наскального искусства

Наскальные рисунки — одна из первых известных форм художественного самовыражения человека. Это рисунки, сделанные на скалах или на стене пещеры, изображающие животных, людей или символы доисторических времен.

Группа австралийских археологов обнаружила древнейший из известных наскальных рисунков с изображением животных в пещере Леанг-Тедонгнге в Индонезии. Это изображение кабана и двух рук, нарисованное около 45 000 лет назад. Есть картины с более старыми нефигуративными символами. Например, в Испании были найдены картины возрастом около 64 000 лет, до прибытия современных людей в Европу. Считается, что их сделали неандертальцы.

Значение этих рисунков для первых людей точно неизвестно, но считается, что они имели магико-религиозный характер, благоприятствующий охоте, так как большинство из них представляют собой сцены охоты.

Однако значительная разница между датами одних картин и других не позволяет обобщить значение, которое она могла иметь для разных поколений людей.

Самые важные и древние образцы наскального искусства Европы собраны в Испании и Франции. Наиболее известными и всемирно известными являются пещера Ласко во Франции и пещера Альтамира в Испании. Однако следует отметить, что образцы наскального искусства обнаружены разбросанными по всем континентам (кроме Антарктиды). В этой статье мы расскажем вам все подробности о пещере Альтамира, известной как Сикстинская капелла наскального искусства.

Наскальная живопись Леанг Тэдонгнге — Фото Басрана Бурхана (лицензия CC) —

Дискавери

Пещера Альтамира была обнаружена недалеко от города Сантильяна-дель-Мар (Испания) охотником по имени Модесто Кубильяс в 1868 году. Он обнаружил ее, когда отправился на поиски своей собаки после погони за добычей. Он не уделял этому столько внимания, как открытию пещер.

в этом районе было нормально, и он просто рассказал о пещере соседу района, Марселино Санс де Саутуола. Марселино отправился исследовать его только несколько лет спустя.

Во время первого посещения Альтамиры Санс де Саутуола не заметил драгоценного камня, спрятанного в пещере. Во время второго визита в сопровождении его 8-летней дочери именно девочка впервые увидела картины на потолке пещеры. Она побежала рассказать об этом отцу, который был впечатлен увиденным.

Фото музея Альтамира и Д. Родригеса (лицензия CC)

Картины в интерьере

Исследования показали, что картины, найденные в Альтамире, были созданы между 30 000 г. до н.э. и 15000 г. до н.э. Пещера была заселена хотя бы изредка в течение 22 000 лет до 13 000 г. до н.э. У входа стоял отряд, облегчавший доступ и облегчавший сохранность картин.

Внутренняя часть пещеры состоит из множества комнат. Самый важный из них известен как «Гран Сала» (Большая комната). Он образован большим потолком, заполненным разноцветными картинами, за что получил прозвище Сикстинской капеллы четвертичного искусства. В доисторические времена они получали немного естественного света, но недостаточно для дизайна, поэтому считается, что все проекты были сделаны с искусственным светом от огня.

Самое представленное животное в Большом зале — бизон. Бизон представлен 16 красочными экземплярами и одним черным, нарисованными в разных положениях и размером от 1,40 до 1,80 метра. Помимо бизонов, встречаются также различные экземпляры лошадей, оленей или кабанов. Пещерные художники использовали формы скал, чтобы придать своим рисункам объем и реалистичность.

Такой огромный набор доисторических рисунков был найден впервые. Это вызвало определенный скептицизм у ученых того времени. Они считали, что их нарисовал сам Санс де Саутуола, потому что до этого считали, что искусство появилось в результате эволюции и что дикари каменного века не могли рисовать такие картины.

Однако последующие открытия подобных наскальных рисунков во Франции и достижения в научных методах подтвердили подлинность рисунков и большое значение их открытия.

Доступ в пещеру

Пещера была открыта для посещения в 1917 году. Интерес к ее посещению возрастал вплоть до 1970-х годов. В то время он достиг ежегодных показателей более 170 000 посещений в год. Это поставило под угрозу сохранность картин из-за ухудшения микроклимата в помещении и в 1977 году закрыло для посещения. В 1982 году он вновь открылся, разрешив ограниченный ежедневный доступ посетителей, так что ежегодно его посещают только 8 500 человек.

Система посещения заключалась в том, чтобы подписаться на бесконечный список ожидания с ожиданием посещения до года. Это привело к созданию копии пещеры, которая облегчила бы интерес к доступу к оригинальной пещере. Таким образом, в 2001 году рядом с оригинальной пещерой был построен Национальный музей и исследовательский центр Альтамира. Внутри этого музея выделяется «Неокуэва», наиболее точная копия оригинальной пещеры. В нем вы можете увидеть картины Большой комнаты. Он был разработан в соответствии с теми же методами, которые использовались оригинальными палеолитическими художниками.

Фото Алонсо де Мендоса (лицензия CC)

После того, как музей был завершен, первоначальная пещера снова была закрыта для публики в 2002 году из-за незавершенных исследований по оценке воздействия посещений. Хотя исследования рекомендовали не открывать пещеру для публики, в 2014 году ее вновь открыли. Открытие прошло с очень строгим режимом посещений. Оттуда разрешено только 5 посетителей в неделю в течение тридцати семи минут. Они должны иметь доступ в специальных костюмах, чтобы ограничить ущерб, наносимый пещере. Счастливчики определяются путем жеребьевки среди посетителей музея по пятницам с 9.00 до 20.00.:30 и 10:30.

В настоящее время из-за ограничений COVID-19 розыгрыш отменен, а люди, которые были сохранены в старом списке ожидания, перезваниваются, без возможности регистрации новых людей, чтобы избежать скопления людей, которое произошло в пятницу. Такая ситуация продлится до окончания пандемии, когда будет пересмотрена система посещений.

В заключение, если вы хотите узнать больше об испанском искусстве и культуре, вы можете заглянуть на Tripode de Viaje.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *