Антонио гауди это кто: Гауди, Антонио | это… Что такое Гауди, Антонио?

Антонио Гауди и Барселона – свобода в камне

Каталония. Барселона. 7 июня 1926 года

На солнечном проспекте Барселоны Гран-Виа кипела жизнь. Прохожие бежали по своим делам, по дороге проносились машины. И никому не было дела до старого мужчины в потрепанном костюме, который валялся на обочине без сознания. Только что его сбил трамвай № 30. Человека приняли за бродягу, долго не подходили к нему, но через некоторое время полицейские все же отвезли пострадавшего в больницу для нищих Санта Круз. Не получив должного лечения, так и не придя в сознание, бедняга скончался на третий день. Это был великий архитектор Антонио Гауди…

Каталония. Барселона. Наши дни

Время летит неумолимо. Весна сменяет зиму, городская жизнь Барселоны по-прежнему кипит. Миллионы туристов со всех уголков мира едут Каталонию, чтобы лицезреть неповторимую архитектуру Гауди, того самого старика, умершего в одиночестве и нищете.

Великий архитектор Антонио Гауди — гений прошлого и современности, он отдавал всего себя работе, не признавал богатства, но проектировал роскошные здания для сильных мира сего. Его нестандартный ум художника с исключительным видением мира, выходил за рамки известных архитектурных стилей. Человек, ненавидящий прямые углы и строивший уникальные здания без перекрытий – Антонио Гауди навсегда изменил Барселону, во многом сформировав ее неповторимый облик и уникальную атмосферу.

Содержание:

История Гауди

Истинный патриот Каталонии

Личная жизнь архитектора Гауди

Друг, меценат и покровитель… Гуэль

Гауди и Барселона: главные шедевры архитектора

Парк Гуэль

Дом Бальо

«Каменоломня», или Дом Мила

Храм Святого Семейства

10 интересных фактов о жизни и архитектуре Антонио Гауди

История ГаудиАнтонио Гауди. 1878 г.

Провинциальный каталонский городок Реус, бедная многодетная семья, глубокое религиозное воспитание… С детства юный Гауди, чудом выживший в младенчестве, страдал от ревматических болей в ногах. Писать его научила малограмотная мать, а рисовать – отец. Сверстники не понимали Антонио, учителя не любили за дерзкий характер, считая его «не от мира сего».

Во время учебы Гауди удивлял своих однокурсников. Те не понимали, кто перед ними – гений или ненормальный. Уже тогда талантливый ученик и будущий гениальный архитектор Каталонии поражал своих однокурсников и учителей исключительным видением, выходящим за рамки известных архитектурных стилей. Он искренне протестовал против шаблонов в любых проектах, демонстративно, вызывая окружающих на острые дискуссии. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.

Позже, когда Гауди уже стал признанным мастером, эта непокорность буквально выводила из себя его заказчиков. О нем говорили: «Если Гауди с кем-то и ладит, то это сам Господь Бог!» – так противоречивы и неординарны были многие его поступки, и так противоречиво и неординарно он относился даже к самому себе.

Антонио Гауди — истинный патриот Каталонии Антонио Гауди в 1910 году, в возрасте 58 лет

Гауди был преданным своей стране каталонцем, прославлял свою родину и редко покидал ее границы. Он говорил только на родном каталонском языке, хотя, конечно, знал испанский, а еще французский и немецкий. И даже король Испании Альфонсо XIII, однажды посетивший стройку базилики Саграда Фамилия, не смог «разговорить» каталонского гения. Они так и общались через переводчиков: Антонио – на каталонском, а король – на испанском. Хотя Гауди прекрасно понимал собеседника.

Личная жизнь архитектора Гауди

Казалось бы, такой умный, талантливый, видный молодой человек, как Гауди, должен был купаться в любви и внимании женского пола. Но увы, его робкие попытки обрести семейное счастье заканчивались неудачами. Он так и не создал семьи, после него не осталось наследников. В какой-то момент гений Антонио Гауди отказался впускать в свою жизнь и в свое сердце женщин. Возможно, причиной тому стала Пепета… Учительница Жозефа Моро (Josefa Moreu) ворвалась в жизнь Гауди, когда ему было двадцать два. Высокая, с волосами золотистого цвета и утонченными манерами, она прекрасно играла на рояле,  интересовалась политикой и даже была связана  с социалистами, анархистами и масонами. А за плечами такое прошлое… Побег из дома с любовником,  скитания без гроша  в одном из портов  Северной Африки, общение с проститутками и контрабандистами. Что и говорить, к тому времени Пепета, как ее звали дома, уже имела богатый жизненный опыт…. Эта эксцентричная особа даже осмеливалась заглядывать на пляж, что в то время считалось верхом неприличия. Гауди, тогда еще начинающий молодой художник, влюбился в нее без памяти, долгое время не решаясь признаться  в своих чувствах. К тому же, он никогда не был мастером по ухаживанию, да и манеры порой выдавали Гауди, напоминая о том, что он был внуком простого каталонского крестьянина. Несмотря на все старания, Жозефа ему отказала.

Исследователи биографии Гауди говорят, что у него были и другие женщины. Но… Одну он оставил сам из-за дикой ревности, а другая ушла от него в монастырь. Для Гауди это стало знаком свыше. Он решил, что с него хватит искушений. Отныне, вся его нерастраченная любовь предназначалась только Богу (он с головой ушел в католичество и до конца жизни оставался очень набожным) и, конечно, архитектуре.

Друг, меценат и покровитель… Гуэль

Не было у Гауди и близких друзей. Исключением можно считать Эусеби Гуэля, первого и самого главного заказчика Гауди, который помог таланту великого мастера стать достоянием многих поколений.

Это сегодня величие архитектора Антонио Гауди ни у кого не вызывает сомнения. А для своих современников он был просто талантливым, немного чудаковатым и весьма расточительным в своих строительных фантазиях архитектором. Мастер мог запросто забраковать уже готовый дом, снести его и начать все сначала. Но эстет и меценат Эусебио Гуэль был настолько очарован стилем молодого архитектора, что, нисколько не задумываясь, затевал с ним самые сумасбродные и дорогостоящие проекты.

Одним из таких амбициозных начинаний стал город-сад, который сейчас известен туристам как парк Гуэль. На самом деле граф Гуэль не собирался вкладываться в очередную площадку для променада горожан. У него были куда более амбициозные коммерческие планы – создать на холме удивительный город в стиле древнегреческой Дельфы, соединить природу и урбанистическое пространство, сформировать новую среду обитания для богатых и знаменитых.

Казалось, затея превосходная, особенно учитывая то, что воплотить в жизнь идею было поручено, конечно же, великолепному Гауди. Но, увы, Гуэль ошибся в своих прогнозах. Меценат сумел продать лишь три особняка, один из которых приобрел он сам, второй выкупил друг Гуэля известный адвокат Триаса, а третий достался самому Гауди – в нем художник прожил с отцом и племянницей 20 лет. К сожалению, богачи не оценили оригинальную идею. В своем творческом порыве созидатели не уделили должного внимания транспортному сообщению города-сада с центром Барселоны. Да и, говорят, условия продажи и эксплуатации были не самыми привлекательными. А что же сегодня?

А сегодня парк Гуэль — достопримечательность БарселоныПарк Гуэль в Барселоне

Восхитительное место для отдыха и прогулок, во время которых искренне удивляешься, как можно было отказаться жить в таком роскошном месте. В самом центре монументальной зоны парка находится площадка (эспланада), с которой, кстати, открывается чудеснейший вид на Барселону. Эта Эспланада изначально предназначалась для грандиозных театральных постановок под открытым небом, которые знатные горожане могли наблюдать прямо со своих террас. Именно на площади находится знаменитая витиеватая мозаичная скамейка, которая имеет свою интересную, можно сказать, забавную историю. Дело в том, что в «разрезе» скамейка повторяет контуры сидящего человека. Чтобы добиться такой формы, Гауди заставил строителя голым сесть на мягкую глину и запретил вставать, пока материал не затвердеет.

Парк Гуэль — первый пункт маршрута нашей аудиоэкскурсии «Шедевры модернизма и секреты Барселоны«.  

Как добраться до парка Гуэль в Барселоне

 Парк Гуэль находится на улице D’Olot и имеет три основных входа. На автобусах (обычные городские маршруты по Барселоне) добираться нужно до остановки Travessera de Dalt (№ H6, 32). Автобусы № 24 и 92 едут до остановки Carretera del Carmel-Park Güell у второго входа.

Режим работы парка Гуэль

Парк открыт круглый год.
с 29 октября по 31 декабря — 8:30-17:30;
с 1 января по 25 марта — 8:30-17:30;
с 26 марта по 30 апреля — 8.00-20.30
с 1 мая по 27 августа — 8:00-21:30;
с 28 августа по 28 октября — с 8:00 до 20:30.
Стоимость билета в парк Гуэль зависит о того, насколько полной будет ваша экскурсия. Цены начинаются от 10 евро. Дети до 6 лет проходят бесплатно.

Билеты в Парк Гуэля можно забронировать на официальном сайте. Бронирование на русском языке доступно здесь.

Конец XIX века. Новые архитекторы стремятся во что бы то ни стало выделиться из числа ремесленников и сотворить нечто, до сих пор не виданное. Еще бы! Разве можно иначе попасть в ряды избранных? Заказчики, большей частью сколотившие состояние в дальних странах, желают увековечить свой жизненный триумф и ищут архитекторов с оригинальными идеями. Самое разумное – построить дом, не похожий на дом соседа (вам это ничего не напоминает?)

Вегетарианец, гений-аскет Гауди буквально фонтанирует необычными идеями и создает причудливые образы, ломая все устоявшиеся архитектурные нормы. И становится очень популярным в среде богатых буржуа. Так мир узнает Гауди.

Дом Бальо (Каса Бальо, Casa Battlo)

Этот шедевр Гауди яркий пример того, как можно сделать из обычного жилого дома яркую достопримечательность Барселоны на все времена. А ведь история одного из самых знаменитых барселонских зданий начиналась весьма прозаично. Богатый человек, промышленник по имени Жозеп Бальо в 1904 году принял решение изменить облик одного из своих домов, считая его не слишком презентабельным для уровня собственной персоны. Реконструкцию поручил уже известному на то время по проекту парка Гуэля Антонио Гауди. Прошло всего 4 года, и в Барселоне появился дом, наполненный символами и архитектурными аллегориями. Балконы из костей и черепов – это жертвы дракона. Чешуя на крыше – сам дракон. А крест, вонзившийся в поверженное чудовище, – меч святого Георгия. Во всем этом, прежде всего, воплощена вечная библейская тема победы Бога над дьяволом, добра над злом. А для многих каталонцев это еще и аллегория победы Каталонии над Кастилией. Для мастера работа над Домом Бальо оказалась в каком-то смысле архитектурным дебютом, где он впервые продемонстрировал тот самый исключительный стиль «а-ля Гауди», отличающийся пластикой форм и отсутствием прямых углов, которые так не любил маэстро.

Сам дом, при всей своей причудливости и готичности, наполнен домашним уютом. Комнаты, коридоры, балкончики, лесенки – вся атмосфера дома мягко окутывает посетителей и бережно сопровождает все выше и выше, с каждым новым поворотом, с каждой комнатой покоряя очарованием этого места. Поднявшись по изогнутой, словно спина дракона, лестнице, вы оказываетесь в подводном царстве глубиной в пять этажей – эффект достигается благодаря особой голубой мозаике, которой выложены стены, и плавным изгибам. Лифт не бутафорский. И когда, наконец, появляется возможность задуматься о том, где же ты сейчас, понимаешь, что потерялся во времени и не хочешь уходить отсюда. Даже толпы туристов не могут помешать почувствовать и «услышать» это гениальное творение.

Как добраться до Дома Бальо

Достопримечательность находится практически в центре Барселоны по вдресу: Passeig de Gracia, 43. Ближайшая станция метро — Passeig de Gracia (линии L2, L3, L4).

Режим работы — 365 дней в году, с 9:00 до 21:00 (последний вход в 20:00).
6 июня и 30 сентября дом-музей Бальо закрывается в 20:00, 8 июня — в 19:30.

Билеты в Дом Бальо можно приобрести на официальном сайте музея.

С недавних пор Дом Бальо в Барселоне предлагает туристам уникальную экскурсию — Magic Nights. За 39 евро вы сможете насладиться музыкальным вечером на крыше уникальной достопримечательности Барселоны. Красивая живая музыка, яркие огни ночной Барселоны, дом, который построил Гауди – это сказка!

«Каменная пещера» или Дом Мила Гауди

Не успев закончить свой шедевр для Бальо, Гауди получает заказ на строительство доходного дома от еще одного каталонского дельца Пере Мила. Увидев, какое великолепие сотворил Гауди для Бальо, удачливый бизнесмен тоже захотел визуального подтверждения собственной значимости и богатства. Задача, которую поставил заказчик перед Гауди, была весьма тривиальна для того времени: на одном этаже планировал жить Пере с женой, а остальные этажи отдавались под съем. Но Гауди не был бы Гауди, если бы все, что он создавал, находилось в архитектурных рамках. Великий каталонец опередил время на несколько десятилетий, отказавшись от несущих стен, чтобы дать возможность менять конфигурацию комнат. В современном строительстве это называется свободной планировкой. А во времена Гауди такие эксперименты казались настоящим архитектурным вызовом.

Фасад дома Мила тоже не оставил никого равнодушным. Недоумение, негодование, неприятие внешнего вида строения – таковой была «благодарность» современников Гауди. Они не ценили уникальную технику обработки камней и металла, из которых был сделан фасад, не воспринимали его как объект искусства. Им виделась каменоломня или угрюмая пещера.

Возведение этого дома сопровождалось громкими скандалами и даже судебными тяжбами. Хозяин, как и большинство современников, не понял творческих экспериментов Гауди, К тому же, власти обязали заказчика выплатить штраф за нарушение действовавших тогда строительных норм. Последняя из размолвок хозяев с архитектором произошла, когда Гауди предъявил счет за сверхурочные работы. Супруги Мила наотрез отказались заплатить итоговую сумму, она показалась им чересчур высокой. Гауди обратился в суд, и решение было вынесено в его пользу. Хозяева вынуждены были взять ипотеку под вновь построенный дом, чтобы заплатить архитектору. А Гауди, чрезвычайно обрадованный своей победой, отдал деньги одному из женских монастырей.

Дому Мила, как и Дому Бальо, посвящены отдельные интересные рассказы в нашей аудиоэкскурсии «Шедевры модернизма и секреты Барселоны«. 

Как добраться до Дома Мила в Барселоне

Достопримечательность находится на улице Paseo de Gracia, 92. До дома-музея Каса Мила можно добраться на общественном транспорте.
Автобусы: V15, V17, h20, H8, 7, 22, 24, 6, 33, 34 до остановки «Passeig de Gràcia – La Pedrera».
Метро: зеленая линия L3 и синяя линии L5 до станции метро Diagonal.
Поезд: FGC, станция Provença.

Режим работы Каса Мила

C 1 марта по 3 ноября, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 20:30.
Ночное посещение: с 9:00 до 11:00.
С 4 ноября по 28 февраля, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 18:30.
Ночное посещение: с 7:00 до 21:00.
Рождественское расписание Каса Мила: с 26 декабря по 3 января, с понедельника по воскресенье: с 9:00 до 20:30.
Ночное посещение: с 9:00 до 11:00.
Стоимость посещения — от 22 евро и выше.

Билеты в Casa Mila

Билеты можно купить на официальном сайте. Бронирование на русском языке (посещение с русским аудиогидом) доступно здесь. А любители необычных экскурсий могут взять экскурсию «Дом Мила ночью»

Храм Святого Семейства — великое творение Гауди

Гауди с самого начала прекрасно понимал, что не закончит свой храм. Потому что, когда у архитектора спросили о сроках завершения проекта, Гауди ответил в свойственной ему философской манере: «Мой Заказчик никуда не торопится». И действительно, храм Саграда Фамилия стал делом всей жизни мастера – его строительству он отдал без малого 50 лет.

Что было задумано гением, а что реализовано

Архитектор задумал изобразить на фасаде кафедрального Собора Святого Семейства ключевые моменты земной жизни Христа. И все это должно быть выражено в камне – лепнине и скульптурах.

Храм Саграда Фамилия, каким мы видим его сегодня — великолепное, поражающее своими формами архитектурное изваяние. Но, к сожалению, Гауди не успел воплотить в жизнь все свои идеи, настолько они были грандиозны и сложны в исполнении. Из трех фасадов — «Рождество», «Страсти Христа» и «Воскресение», которые должны были олицетворять жизнь Христа, Гауди успел поработать лишь над одним — «рождественским» фасадом. Это восточная часть собора. Но и этого хватает, чтобы, приблизившись к Храму Саграда Фамилия, терять дар речи от того, что видишь.

Подробнее о соборе Саграда Фамилия читайте в этой статье.

Как добраться до Саграда в Барселоне

О, этот памятник архитектуры Гауди невозможно не найти. Туристы его видят в иллюминатор самолета, когда тот идет на посадку, с любой смотровой площадки Барселоны и даже в городе башни Базилики Святого Семейства то и дело попадаются в кадр.

Проще всего добраться до Саграда Фамилия на метро – ближайшая станция так и называется Sagrada Familia (линия L2 или L5, станция). Маршруты автобусов: 19, 3, 34, 43, 44, 50, 51, B20, B24 – выходить на остановке Sagrada Familia.

Билеты для посещения Базилики Святого Семейства можно приобрести в тот же день, когда запланирован визит. Проще купить билеты оналайн на официальном сайте Храма Святого семейства.

Саграда Фамилия открыта для посещения круглый год:
с октября по март – с 9:00 до 18:00;
с апреля по сентябрь – с 9:00 до 20:00;
25 и 26 декабря, 1 и 6 января – с 9:00 до 14:00.
Мессы в часовне проводятся с понедельника по пятницу в 9:00 и 20:15, в субботу в 9:00 и 19:30, а по воскресным и праздничным дням в 9:00, 11:45 и 20:15  и 10:30, 13:00 и 18:30.

10 интересных фактов о жизни и архитектуре Антонио Гауди
  • Гений Гауди не мог ограничиться простым воспроизведением «по памяти». Проникнуть в истинную сущность, ощутить причастность к происходящему – таков был стиль мастера. Антонио делал слепки с реальных «объектов» людей или животных. А для сцены «Избиения младенцев», получив специальное разрешение, он посещал больницу Санта Круз, где лично присутствовал при вскрытиях и впоследствии с леденящей душу точностью воспроизводил увиденное. Гипсовые отливки малышей, подвешенных под потолком чертежной студии, шокировали и вызывали трепет у всех, видевших их.
  • В наше время многое из сотворенного мастером продолжает жить своей жизнью и уже сейчас удивляет мифическими совпадениями. Так, на статуе одного из глашатаев проступил лик святого. «Пятна», которым сначала никто не придал значения, через какое-то время стали складываться и обретать форму лика святого, который можно видеть невооруженным взглядом.
  • Интересно, что история собора Святого Смейства начинается отнюдь не с фамилии Гауди. Первым проектировать и возводить храм по заказу городских властей начал архитектор Франсиско де Вильяру. И, скорее всего, это была бы очередная красивая церковь в стиле неоготики, если бы в 91 году проект не передали Гауди.
  • Антонио с детства страдал ревматоидным артритом, иногда его так скрючивало, что передвигаться он мог только верхом на ослике. Этот и другие многочисленные недуги привели к тому, что он стал вегетарианцем.
  • При взгляде на творения Гауди захватывает дух, и ты отчаянно боишься сойти с ума то ли от восторга, то ли от ощущения падения в какую-то неизведанную вселенную. Но неизвестно, кем бы стал строптивый каталонский архитектор, если бы не его дружба с промышленником Эусеби Гуэлем, благодаря которому гениальный зодчий получал заказы от очень богатых людей.
  • В 1914 году Гауди переехал жить в свою мастерскую в строящемся здании Саграда Фамилия и больше не брался ни за один другой проект. За такую преданность строительству храма Святого Семейства Гауди назвали «Божьим архитектором». А летом 1998 года епископ Барселоны начал процедуру причисления Антонио Гауди к лику святых.
  • Всю жизнь Гауди бросало из крайности в крайность. В молодости он водил дружбу с социалистами, любил веселье, хорошую шутку. А с тех пор, как начал зарабатывать приличные деньги, носил отлично сшитые костюмы, курил только дорогие сигары, ел изысканные блюда и приезжал на свои проектные площадки на модном конном экипаже. Но в зрелом возрасте архитектор Гауди отличался глубочайшей религиозностью, замкнутостью, угрюмостью и абсолютным безразличием к мирским благам. Более того, на склоне лет Антонио утратил всякий интерес к внешнему лоску. К концу жизни великий каталонец Гауди и вовсе стал выглядеть как нищий, неряшливый старик. Этот отказ ухаживать за собой, возможно, стоил ему жизни. Ведь после того, как Гауди сбил трамвай, он был все еще жив и имел шансы выжить, если бы получил немедленную квалифицированную медицинскую помощь. Но из-за старой, неряшливой одежды его приняли за бродягу, долго не подходили и не оказывали никакого внимания.
  • Гауди умер 10 июня 1926 года в возрасте 73 лет. К счастью, знаменитого каталонца в итоге всё же узнали – сначала медсестра в больнице, а потом и священник храма Святого Семейства признал в умершем знаменитого архитектора. Великий Гауди был похоронен в склепе своего главного творения — храме Саграда Фамилия.
  • На сегодняшний день не менее семи зданий Гауди были объявлены объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • С 1882 года и по сей день собор Святого Семейства возводится лишь на пожертвования прихожан, поэтому каждый, кто купил билет и побывал в этой знаменитой церкви, может считать себя причастным к ее созданию.

Узнайте еще больше интересных фактов о Гауди и его удивительных творениях с нашим аудиогидом! Изучайте Барселону с вдохновением и удобным мобильным приложением Travelry.

Антонио Гауди. Испания по-русски — все о жизни в Испании

 

Антонио Гауди.

 

Барселона не была бы самой собой без своего возлюбленного гениального мастера — уникального зодчего Антонио Гауди. Его называют “самым гениальным архитектором”, “величайшим каталонцем”. Его архитектура – феномен культуры ХХ века. Он оставил Испании двадцать шесть сооружений. Четырнадцать из них — в Каталонии, двенадцать — в Барселоне. Он жил своим городом, за всю жизнь почти не покидая его.

Он даже отказывался говорить по-испански, доходя до того, что общался с рабочими через переводчика, изъясняясь на своем любимом каталонском языке. Его творчество стало символом свободного духа в эпоху, когда европейская архитектура и культура находились в стадии поиска и открытий. Несомненно, именно Гауди определил стиль Современной Барселоны. В данном случае речь даже не о стиле арте-нуево, выдающимся мастером которого был Гауди. Он истинно показал всему миру, что дома, парки, церкви можно не строить, а ваять. Его строения, скорее, скульптурны, чем архитектурны. Его дома не воспринимаются конструкциями. Плавность, гладкость, обтекаемость, отсутствие прямых линий и острых углов, яркие цвета, декоративность – всё это так характерно для модерна. Все его объекты  прекрасны по-своему. Особо гармонична и притягательна из достопримечательностей Барселоны — созданный Гауди Парк Гуэль. Там павильоны напоминают вулканические горы Монтсеррат, а гроты и пещеры — фигуры дико — винных нестрашных монстров, а каменные пальмы поражают своей сказочностью.
Лес колонн, где бетонные деревья стоят, как пьяные. Длиннющая скамья с мозаикой из разноцветной битой керамики и стекла, словно морская волна, вьётся на сотни метров. Рыжеволосый и голубоглазый Гауди был в первую очередь глубоко набожным человеком, образ жизни вёл аскетический, не ел мяса и соблюдал посты. Он считал, что в природе лишнего не бывает, и часто в своих произведениях использовал битые бутылки, каменную крошку. Вот любопытный факт: над собором теперь это фирменный знак Барселоны. Может быть, главная загадка этого шедевра — в незавершенности. Это Храм Искупления Грехов. Гауди посвятил свою жизнь этому творению. Вы только представьте, что при создании этого гиганта автор не использовал в строительстве почти никаких чертежей, а собственноручно и наскоро делал эскизы и макеты. Его работа была глубокая, самоотверженная и экспрессивная импровизация. И представьте себе, импровизация на тему готики! Собор этот так и строится до сих пор, медленно и не без сложностей. Посетить его могут почти все, за исключением людей, не готовых к физическим нагрузкам.
Если вверх их поднимет лифт, то вниз придется спускаться пешком, причем это где-то 20-25 современных этажей узких, в один человеческий корпус, извилистых мрачных лестниц, переполненных разношерстной публикой со всего мира. В 36-м анархисты расстреляли в Каталонии десятки священников и разгромили десятки церквей (что-то это мне напоминает). Мастерские Гауди были сожжены. Целых двадцать лет храмом не занимались. С трудом собирались по кусочкам наброски, уцелевшие у помощников, разыскивались фотографии макетов. Изначально было задумано 12 разноцветных башен со шпилями, но при жизни архитектора воздвиглись только три. Рассказывают, будто один епископ однажды спросил Гауди, почему он так беспокоится о качестве отделки самих шпилей? Как ворчал священник, оно того не стоило – ведь их никто не увидит. Но в ответ на полном серьезе и с нотками обеспокоенности Гауди сказал: «Монсеньор, их же будут разглядывать ангелы».  Гауди никогда не был женат. Вера в Бога ему заменила всякую личную жизнь. Он вспоминал, что однажды в молодости пытался предложить  руку и сердце одной юной особе, но та уже была помолвлена с каким-то лесоторговцем.
Возможно, эта неудача на личном плане сохранила миру великого архитектора? А может, наоборот – творения Гауди были бы ещё ярче, не будь он так одинок? Этого нам уже не узнать. Каких-то сведений, опровергающих это, не обнаружено. А еще есть странный, трагический факт, завершивший столь богатую событиями жизнь гения. В день 7 июля 1926 года в Барселоне был пущен первый трамвай. Именно в этот день недовольный наглый водитель такси неохотно привёз в один из госпиталей Барселоны плохо одетого умирающего от потери крови старика, которого этот самый трамвай сбил при прохождении своего первого маршрута. А 12 июля 1926 года скорбная процессия, растянувшаяся на километры, медленно двигалась от госпиталя св. Креста в Старый город, к храму Саграда Фамилия. Хоронили старика, которого никто не знал в лицо, но чьи творения уже навсегда определили облик Барселоны. Хоронили Антонио Гауди, величайшего архитектора ХХ века. От которого остались нам, людям, два памятника — не завершенный храм и совершенный город.
Говорят, что если бы тот водитель немного поторопился и побыстрее ехал, то Гауди успел бы еще немало. Здоровье у архитектора для его возраста было очень неплохое.

Статья оказалась полезной?