Барон тиссен борнемиса: «Экспрессионизм — это наркотик»: к 100-летию барона Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса

«Экспрессионизм — это наркотик»: к 100-летию барона Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса

Как младший сын немецкого предпринимателя и коллекционера Генриха Тиссен-Борнемиса Ханс Генрих воссоздал свою личную историю искусства XIX -XX веков и за что Испания должна быть благодарна его пятой супруге – в материале специалиста по искусству авангарда, официального гида-искусствоведа в Мадриде Маши Коваль.

 

13 апреля 2021 года Национальный музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде отмечает 100-летний юбилей со дня рождения его основателя, выдающегося коллекционера XX века, барона Ханса Генриха вон Тиссен-Борнемиса де Касом (1921 – 2002).

Празднование этой знаменательной даты началось ещё в октябре прошлого года открытием выставки «Немецкий экспрессионизм в коллекции барона Тиссен-Борнемиса», завершившей свою работу 14 марта, и продолжится серией выставок и различных мероприятий, главной темой которых станет личность барона-коллекционера.

 

В октябре 1992 года в бывшем дворце Вийаэрмоса на бульваре Прадо, по соседству с двумя всемирно известными музеями Прадо и Королевы Софии, открылся Музей частной коллекция Тиссен-Борнемиса, а девять месяцев спустя испанское правительство подписало соглашение с бароном о покупке 775 произведений, составивших ядро коллекции будущего Национального музея.

Собранная двумя поколениями баронов Тиссен-Борнемиса (отцом и сыном), по своему богатству и разнообразию коллекция считается одним из лучших частных собраний XX века. Знаменитая своим энциклопедическим характером, она охватывает основные стили и направления западного искусства XIII-XX вв., а также представляет североамериканское искусство XIX-XX вв.

 

Известно, что начало созданию коллекции положил патриарх династии Тиссен, основатель их семейной экономической империи, Август Тиссен (1842 – 1926).

Но настоящим методическим коллекционированием занялся в 1920-е годы его

третий сын барон Генрих Тиссен-Борнемиса (1875 – 1947). Это было поистине золотое десятилетие для собирания шедевров классического искусства, которым так увлекался барон. Согласно его художественным вкусам, в искусстве после XVIII века ничего «достойного» создано не было!

Свою богатейшую коллекцию, насчитывающую более 500 произведений старых мастеров, Генрих Тиссен-Борнемиса разместил в приобретённой им в 1932 году вилле Фаворита в Швейцарии.

 

После его смерти в 1947 году, младший сын, барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса («Хейни») не только возглавил семейный бизнес, но и продолжил великую миссию коллекционирования. Он поставил своей задачей восстановить коллекцию отца, разрозненную во время передела наследства. До начала 1960-х годов, следуя исключительно вкусам отца, он собирал произведения классического искусства

, выкупая в том числе произведения, выставленные на продажу родственниками.

Но новые тенденции в коллекционировании конца 1950 -х начала 1960-х, влияние и вкусы его друзей коллекционеров Давида Рокфеллера и Ставроса Ниархоса, а главное – желание придать своей коллекции личный индивидуальный характер, привели к тому, что Ханс Генрих обратил своё внимание на искусство XX века.

 

 

1961 год станет поворотным в истории коллекционирования Тиссен-Борнемиса: барон приобрает акварель Эмиля Нольде и ряд произведений художников экспрессионистов группы «Мост». С этого момента зародится настоящая страсть барона к искусству художников этого направления, чьё творчество подвергалось преследованиям и было объявлено «дегенеративным» в годы нацизма. Большую роль в формировании уникальной коллекции немецких экспрессионистов сыграет его друг известный арт-диллер Роман Норберт Кеттерер.

В какой-то момент Хейни признаётся своему другу, что «экспрессионизм – это наркотик».

После увлечения экспрессионистами внимание барона распространилось в 1970-е на все главные направления искусства со второй половины XIX и на весь XX век: от импрессионизма, постимпрессионизма, кубизма, футуризма и русского авангарда до сюрреализма, абстрактного экспрессионизма и поп-арта. К этому списку добавились и произведения американских пейзажистов XIX-XX гг, практически не представленные в европейских коллекциях.

Актуализировав, таким образом, коллекцию отца, Ханс Генрих воссоздал свою личную историю искусства XIX -XX веков.

 

В 1980-е Тиссен проводит серию передвижных выставок по всему миру своей разросшейся коллекции искусства XX века. Желая сохранить в целостности коллекцию и сделать ее доступной широкой публике, барон начинает вести переговоры с разными странами о создании будущего музея.

Решающую роль в перемещении коллекции из Швейцарии в Испанию сыграет пятая супруга барона испанка Кармен Сервера. А открытие в 1992 году музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде станет бесценным вкладом в культуру Испании.

 

В память об этом историческом событии и о выдающейся личности барона-коллекционера, музей, носящий его имя, посвящает ему 2021 год серией выставок, реставраций, конференций и симпозиумов, что бы отметить великое наследие, оставленное нам бароном Хансом Генрихом Тиссен-Борнемиса.

 

 

С 23 марта по 18 апреля вход в музей был объявлен бесплатным (правда, бесплатные билеты, которые нужно было заказывать онлайн, закончились на сайте музея мгновенно).

Неделя празднования 100-летнего юбилея (12- 18 апреля) и день открытых дверей будут сопровождаться миниконцертами и специальной выставкой в залах постоянной экспозиции «Сокровища коллекции семьи Тиссен-Борнемиса» (12 апреля – 23 января 2022). На ней будет представлено около 20 произведений ювелирного и декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, входившие некогда в коллекцию Тиссен, до ее передела между наследниками при переезде коллекции из Швейцарии в Испанию.

 

В течение этого года в залах постоянной экспозиции также пройдет целая серия специальных выставок:

  • «Рыцарь Карпаччо: реставрация и технические исследования» (17 мая – 1 ноября). После года реставрации одной из знаковых картин коллекции – Витторе Карпаччо «Рыцарь на фоне пейзажа», произведение будет выставлено в сопровождении видеоматериалов, демонстрирующих процесс реставрации.

 

  • «Итальянская живопись XIV – XVIII вв. из коллекции барона Тиссен-Борнемиса в Национальном музее искусства Каталонии (MNAC)» (25 октября 2021 – 9 января 2022 года). В 1993 году музей Тиссен-Борнемиса предоставил на временное экспонирование важную часть коллекции итальянской и немецкой школ живописи в монастырь Педральбес в Барселоне. В 2004 году эти произведения были переданы во MNAC. Подборка из двеннадцати произведений из барселонского музея будет выставлена на временной выставке в Мадриде.

 

  • «Американское искусство в коллекции Тиссен» (13 декабря 2021 года – 26 июня 2022 года). Около 170 произведений американской живописи, малоизвестной европейскому зрителю, из коллекции барона Тиссен-Борнемиса, баронессы Кармен Тиссен-Борнемиса, а также семьи Тиссен будет представлено на этой уникальной выставке.

 

 

В этот юбилейный год, когда мы отмечаем столетие со дня рождения коллекционера Ханса Генриха Тиссен-Борнемиса, хочется вспомнить с какой страстью и любовью к искусству создавалась одна из лучших коллекций XX века.

«Моя страсть к искусству помогла мне пережить тяжелейшие моменты как в моей личной, так и в профессиональной жизни», – говорил барон.

 

 

Ну а я, Маша Коваль – ваш официальный гид-искусствовед в Мадриде, специалист по искусству авангарда, приглашаю посетить вместе со мной этот замечательный музей и мои авторские экскурсии «Русский авангард в коллекции музея Тиcсен-Борнемиса».

 

 

 

 

«Русского европейца» Алексея фон Явленского покажут в Мадриде

 

 

 

Барон Ханс Генрих Тиссен-Борнемиса де Касон и Имперфальва. ч.3.: ru_royalty — LiveJournal

Только в Тите, как звали близкие испанку Кармен Сервера, барон наконец увидел идеальную подругу. Тем более что она была таким же страстным коллекционером и внесла в его коллекцию 800 работ. Но Титу тянуло на родину, и она сумела внушить мужу, что на вилле «Фаворита» «больше нет места». Хотя Германия и Англия предлагали предоставить «подобающее пространство для коллекции», 850 картин были отправлены в Испанию. 775 картин размещены в специально перестроенном дворце Вильяэрмоса, получившем имя Тиссена, а еще 75 работ нашли приют на родине Титы, в Каталонии — в монастыре Педральбес в Барселоне.

Теперь Кармен Сервера ведет борьбу за сохранение контроля над коллекцией картин. В частности, она уже дала понять, что намерена вывести в Испанию и остаток коллекции виллы «Фаворита», закрыв знаменитый музей. Она сумела настроить против себя почти всех, и, как пишет Corriere della Sera, «старость ей суждено провести только в обществе адвокатов, бриллиантов и картин».

“У барона не принято было вдаваться в пространные объяснения для оправдания каждой из своих покупок, но нет сомнения что они верно отражают его вкус: он не прибегал к советам какого либо посредника, и не поручал никакому агенту или представителю совершать покупки за себя. Он охотился сам…»

1987

Барон Ханс Генрих любил картины и женщин. Картины больше, т.к. «они не разговаривают». Брак с Кармен Серверой  был пятым по счету, барону было 64, Кармен — 41. И этот брак, как бы помягче сказать, не улучшил его отношения с родственниками. Дочь барона, Франческа фон Габсбург (жена внука последнего императора Габсбурга, т.е. при иных обстоятельствах как бы королева Австрии) в своем интервью прямо говорит, что с самого начала злая мачеха ее невзлюбила, что в точности соответствует жанру. Нам же интересно другое. Франческа говорит, что отец назначил ее куратором коллекции.

Она была категорически против перевода коллекции в Мадрид, уговаривала отца не делать этого. Отсюда серьезная ссора с отцом. Итак, в 1993 г. 775 произведений искусства проданы в Испанию, деньги поделены между наследниками. Но это была далеко не вся коллекция, говорят, что было еще около тысячи объектов!! Чтобы свести дробление оставшейся части коллекции к минимуму, барон завещал большую часть картин Кармен Тита Сервера, т.е., простите, баронессе Кармен Тиссен-Борнемиса, разделив остальное, а остальное состояло преимущественно из образчиков прикладного искусства, между остальными наследниками.

1995

Сколько именно картин завещал барон своей пятой жене, точно определить не удалось. К тому же Кармен тоже почувствовала вкус к коллекционированию, и за время совместной жизни с бароном (да и позже) было сделано много приобретений. Коллекция Кармен впервые была показана в 1996 в мадридском музее Тиссен-Борнемиса, затем долго путешествовала в виде выставок (этакое повторение истории коллекции барона). В 1999 г. было подписано соглашение между фондом Тиссен-Борнемиса и испанским правительством о предоставлении зданий рядом со дворцом Вильяэрмоса для экспозиции коллекции.

Присвоение титула Леди Испании в 1986 году.

Кармен вручает награду победительнице конкурса “Леди Испании 1987” герцогине Каэтане Альба.

Отношения между бароном Хейни и его детьми старшего возраста усугублялись, когда барон обвинил своего старшего сына Георга в небрежности в управлении семейным предприятием, договор о котором был подписан  после того, как барон перенес инсульт.

К моменту женитьбы на Кармен барон уже разделил свое состояние между детьми, оговорив себе определенное содержание, но новая семья требовала новых расходов, и барон потребовал обратно контроль над деньгами. Опять ссора, теперь со старшим сыном, а потом и суд, начавшийся в 1999г. Суд происходил на Бермудских (!) островах, для процесса в местечке Гамильтон клан Тиссенов оборудовал специальный зал заседаний с новейшей техникой, компьютерами и пр. Это был один из самых дорогих судов, судебные издержки составили $65 миллионов. Суд завершился, когда все уже просто устали, а роль миротворицы сыграла Франческа фон Габсбург . Процесс закончился за 2 месяца до кончины барона в 2002г.

Впрочем, договорились об аренде всего 300 картин и всего на 11 лет. В результате музей Тиссен-Борнемиса состоит из двух зданий, соединенных коротким коридором. Наивный посетитель мог бы ожидать, что проданная бароном коллекция находится в старом здании, а коллекция Кармен — в новом. Реальная ситуация немножко сложнее: часть картин из коллекции Кармен встроила в старую экспозицию, где они выделяются цветом этикетки. Так, работа Симоне Мартини очень естественно вписалась в экспозицию ранних итальянцев. Но — если вы пройдетесь по залам обоих зданий, вы неизбежно почувствуете индивидуальность коллекционеров и различия в их вкусах.

2001

Кармен Тиссен-Борнемиса — пожизненный вице-президент Попечительского Совета Музея, и ее участие в жизни музея очень даже заметно, например, лососево-поросячий цвет стен в музее — это ее выбор. Баронесса продолжает пополнять свою коллекцию, которая состоит сейчас не менее, чем из 1200 объектов. В последнее время ее привлекает испанская живопись,  у нас бы сказали, отечественная, что придало бы правильный оттенок этой истории. Ее собрание испанской, преимущественно андалузской живописи XIX-XX вв, представлено в новом, открытом

только в 2011 г., музее в Малаге. А каталонская живопись — в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне (MNAC). Баронесса планирует открыть еще один музей. И все это отнюдь не бескорыстно. Каждая из экспозиций, в Мадриде, Малаге, Барселоне — это беспроцентный кредит баронессы государству, эдакая своеобразная аренда коллекции. И все это на время. Например, коллекция в Малаге предоставлена до 2025. Далеко не все в Испании восхищены активностью баронессы. Открытие музея в Малаге сопровождалось скандальным увольнением директора, жесткой критикой как условий аренды, так и собственно художественного уровня экспозиции музея .


Кармен Сервера с сыном Борха Тиссен и невесткой Мария-Куэста Бланка Unkhoff ( 1973).

Сын женился  в Terrassa, Барселона, 11 октября 2007 на Марии-Куэста Бланка, дочери доктора Мигеля Куэста и немецкой медсестры Хайди Unkhoff. Образование —  Диплом в области образования и ухода за больными.

У них четверо  детей:


  • Саша  31 января 2008 года

  • Эрик 5 августа 2010

  • Энцо 10 октября 2012 года.

  • Кала 30 ноября 2014 года.

(Кала родилась после трех мальчиков и будет в семье настоящей принцессой. Первыми внучку увидели баронесса Кармен и дедушка Мануэль Сегура.)

Разрыв между матерью и сыном произошел, когда  29-летний Борха, и бывшая модель Куэста Бланка поженились и у пары родился ребенок. Сервера были категорически против брака. Рожденного внука подвергли генетической экспертизе, которая показали, что ее сын был действительно отцом.

А тут еще суд Кармен с ее сыном Борха, молодым человеком без определенных занятий и увлечений.. Борха был когда-то усыновлен бароном и носит его гордое имя Тиссен-Борнемиса, и вы можете представить себе восторги остальных Тиссенов по этому поводу. Причина ссоры — недовольство Кармен невесткой, женой Борхи, и бог бы им судья, если бы не претензии Борхи на две картины из коллекции матери, в частности на одну картину Гойи 1786 года и Коррадо Джаквинто  1750 года. На момент написания нашего опуса мадридский суд отклонил иск о возбуждении уголовного дела, но возможность гражданского иска остается.

Все вместе, и кризис, и конец аренды, и ссора баронессы с сыном привели к тому, что пошли слухи о том, что Кармен может увезти свою коллекцию из Испании, что, конечно, было бы очень грустно. Барон завещал ей виллу Фаворита, опустевшую и разоренную после переезда картин в Мадрид. Вилла была выставлена на продажу. Потом как-то эта новость увяла, зато процесс сына против матери вызвал в местной швейцарской прессе обсуждение возможности возвращения хотя бы части коллекции в Лугано. Для справки: в экспозиции мадридского музея Тиссен-Борнемиса примерно треть картин принадлежит Кармен.

Итак, ядро коллекции продано Испании, и еще около 300 картин получила по завещанию Кармен Тита Сервера, пятая супруга барона. Но ведь это не все! Что же известно про остальное? Вернее, про остальных наследников?
Всего у барона было четверо родных детей (Георг, Франческа, Лорн и Александр) и приемный сын Борха, о нем см. выше. Старшего сына, Георга, барон назначил главой клана, и по-видимому, это далеко не номинальная должность. Лорн — режиссер и продюсер.

С 2011 года Лорн является куратором фирмы Indus-Becken Holdings (фирма создана, чтобы направить инвестиции в сельское хозяйство Пакистана). Про Александра известно только то, что одно время он входил в попечительский совет мадридского музея. А вот дочь, Франческа фон Габсбург, по-видимому, действительно продолжает семейную традицию любви к искусству, как она сама говорит, «унаследовала гены любви к искусству».

Барон Лорн Тиссен со своей мачехой Кармен Сервера.

В прошлом буйный подросток, а ныне мама троих детей, недоучившийся искусствовед, куратор коллекции, которую увели из под носа в Мадрид, несостоявшаяся королева Австрии неугомонная Франческа фон Габсбург превратилась в весьма уважаемого деятеля культуры. Еще будучи Тиссен-Борнемиса она создает в 1991г. фонд ARCH (Art Restoration for Cultural Heritage ) для восстановления пострадавших во время югославской войны памятников Дубровника. Среди проектов фонда — реставрация Медины Марракеша в Марокко, реставрация восьмидесяти исламских манускриптов из Эрмитажа в 1993-1996гг (за это отдельное спасибо!!), в общем, рекомендую посмотреть и остальные проекты.

Франческа.

После того, как существенная часть коллекции отца уехала в Мадрид, Франческа стала сама коллекционировать произведения современного искусства. Причем настолько радикально-современного, что ее злая мачеха Кармен не разрешила выставку во дворце Вильяэрмоса, мотивируя отказ уж слишком сильным отличием от остальной экспозиции музея Тиссен-Борнемиса. Ну и что? Уже в 2002 г. Франческа организует фонд поддержки современного искусства, Thyssen-Bornemisza Art Contemporary (TBA 21) который поддерживает самые неожиданные арт-проекты, например, презентации архитектурных звуковых структур Мэтью Ричи, (семнадцатитонной «Линии утра»). Фонд организует выставки и презентации как в залах Вены, так и по всему свету, в общем, если интересно, см. сюда
Сама же Франческа считает себя скорее продюсером и меценатом, заказчиком произведений искусства, нежели просто собирателем. Ее коллекция достигла вполне уважаемых размеров, но это другая коллекция, это коллекция-продолжение, а мы говорим о судьбе коллекции барона.


Все следы ведут в Австрию.
Итак, у барона была вполне достойная коллекция золотых и серебряных изделий, от украшений до подсвечников, табакерок и супниц 15-19вв. В 1986г. в СССР из Лугано приезжала выставка под названием «Сокровища из золота и серебра» (чуть более 100 предметов).

Коллекция никогда не имела постоянной экспозиции, а была рассеяна по жилым помещениям виллы Фаворита в Лугано и особняка «Daylesford House» в пяти милях от Мортон-ин-Марш (Англия, Глостершир). Особняк давно продан, история с продажей виллы вяло продолжается, а в Граце, в замке Эггенберг в 2010 г. была выставка «Шедевры ювелирного искусства из собрания Тиссен-Борнемиса», было выставлено 33 предмета позднего Возрождения и барокко. Предисловие к каталогу написано Франческой фон Габсбург. Но — кто хозяин сокровищ, не понятно.
Это не единственный пример вполне успешного взаимодействия Ф.Габсбург со славным городом Грацем. В Старой Галерее замка Еггенберг на условиях долгосрочной аренды выставлены 16 работ старых мастеров, ранее хранившиеся на вилле Фаворита И город благодарит за это Франческу.

Вилла Фаворита.

А в 2008г ее фонд устраивал выставку современного искусства «Коллекция как Алеф» в Доме Искусств Граца. Стоит заметить, что и вышеупомянутые дом, и замок — подразделения старейшего австрийского музея, Universalmuseum Joanneum, являющегося еще и крупнейшим музеем такого рода в Центральной Европе.
Резюме, надо ехать в Грац.

Александр Тиссен, Борха Тиссен, Франческа фон Габсбург у Кармен Сервера,  Барселона.


Франческа Габсбург живет в Вене (уехала туда из Зальцбурга от мужа и детей?) , если про таких людей вообще можно сказать, что они где-то живут. Вернемся в Вену. Здесь находится офис ее детища, фонда ТБА 21, здесь галерея фонда, долговременные выставки современного искусства (например, проект в Аугартене — результат сотрудничества с Галереей Бельведер). Но этим далеко не исчерпывается деятельность Ф.Габсбург. В музее Леопольда в 2006-2007 гг. проходила грандиозная выставка немецких экспрессионистов.

Картины для этой выставки приехали из мадридского музея Тиссен-Борнемиса, из других европейских музеев, а часть картин была предоставлена наследниками барона, и особенно благодарил музей Франческу Габсбург. За что благодарил? За предоставленные сокровища? За помощь в переговорах с другими наследниками? Или за лоббирование в попечительском совете мадридского музея? Почему-то, кажется, что за все сразу.

Дело этим не кончилось, во время выставки Франческа так подружилась с Рудольфом Леопольдом (он скончался позже, в 2010г., история его музея также заслуживает внимания), что разрешила ему отобрать несколько картин из коллекции отца, которые висели в «отчем» доме (в каком? В Фаворита?). А затем Рудольф и Франческа подписали договор о долгосрочной аренде отобранных картин, об аренде четырнадцати шедевров экспрессионизма, кубизма и русского конструктивизма. Аренда длилась 4 года, летом 2011г. истек ее срок Что дальше? Неизвестно. И, похоже, что только Франческа фон Габсбург знает, сколько картин было в коллекции барона, и где что лежит или висит, или стоит теперь.

Франческа – активный член попечительского совета мадридского музея Тиссен-Борнемиса и строго следит за собранием отца. Относительно недавно именно она не дала своей мачехе Кармен продать картину Констебля из мадридского музея. Воспитывает детей так, чтобы они понимали долг богатых перед обществом. Ну и вообще,  веселится и на богемных, и на аристократических вечеринках, ведь королевой Австрии ей так и не стать.
А нам остается только надеяться на ее любовь к прекрасному и пожелать успехов ее двум фондам.

«И всё-таки картины лучше женщин, — сказал престарелый барон при последнем посещении своего музея. – Их вешаешь на стену – и они молчат».

В Швейцарии развернулась борьба за наследие крупнейшего коллекционера произведений искусства ХХ века и бывшего стального короля — барона Ханса Генриха фон Тиссена-Борнемисса, скончавшегося 26 апреля в возрасте 81 года.

Дело в том, что последняя жена покойного барона Кармен Сервера (Carmen Cervera) со своим сыном Борха (Borja), родившимся до брака с фон Тиссеном, и трое детей от его предыдущих браков — Георг, Франческа и Александр — порвали «пакт», заключенный в Базеле 15 февраля.

Им есть что делить: полторы тысячи знаменитых полотен, не считая $3 млрд в оффшорном семейном холдинге на Бермудских островах.        Коллекционирование картин, унаследованное от родителей, стало подлинной страстью барона. За 60 лет он приобрел на аукционах и в художественных галереях 1500 полотен. «Если я неделю не покупаю картину,— говорил он,— то чувствую себя подавленным». Фон Тиссен собирал только старых мастеров — Эль Греко и Ван Эйка, Гольбейна-младшего и Кранаха-старшего, Караваджо и Гойю, Ренуара и Моне, Дега и Ван Гога. Из «современных» художников согласился лишь на Пикассо и отослал обратно портрет четвертой жены Денизе Шорто (Denise Shorto) работы Энди Уорхола, который счел «совершенно заурядным». Он всю жизнь жалел, что так и не сумел приобрести Леонардо Да Винчи: «Князь Лихтенштейна мне его обещал, но потом продал американцам».

Зато схватка за наследство барона фон Тиссена обещает стать настоящим Клондайком для адвокатов. За три года юридической войны до базельского «перемирия» из оспариваемого имущества уже утекло $150 млн. При таких темпах денег покойного и его коллекции хватит для оплаты тяжбы между вдовой и пятью детьми еще на два десятка лет. Если только не вмешаются правительства Испании и Швейцарии, пустив в ход все законодательные уловки, чтобы воспрепятствовать исчезновению знаменитой коллекции виллы «Фаворита».

Ханс Генрих умер 26 апреля 2002 года на 81 году жизни. Барон умер от сердечной недостаточности в связи с подозрением на легочную эмболию в своем доме в Сан-Фелиу-де-Гишольс на северо-востоке Испании, с женой у его постели.

Около 250 человек приняли участие в траурной церемонии барона Ханса Генриха фон Тиссен-Борнемиса, одного из величайших коллекционеров искусства в мире в церкви Сан Херонимо-эль-Реаль,  в Мадриде.

Потом состоялся траурный прием  в Музее Тиссен.

Все бывшие жены присутствовали на похоронах Ханса. Дениз продолжает жить в деревне на Сардинии, где ее навещают друзья и дизайнер Валентино. Ее предшественник Фиона, в настоящее время живет в Швейцарии, недалеко от того места, где когда-то была счастлива с бароном. В последний раз они виделись на похоронах Ханса  в замке Ландсберг  в 2002 году. Была также и принцесса Тереза, которая  умерла в 2008 году. Ну и, естественно,  Сервера. Каждый сохраняет самый большой подарок, который дал им «Хейни»  — фамилию Тиссен.

После мессы, гроб с останками барона на руках мужчин семьи установлен в  машину и перевезен на родовое кладбище в Германии. Он будет похоронен в семейном склепе замка Ландсберг в долине Рура, около Эссена, Германия.

Останки барона перевозятся в немецкий замок Schloss Ландсберг, в фамильном склепе которого он был будут похоронены в 17-00 в тот же день.

Замок Ландсберг, Эссен.

После мессы,  аристократическая семья пошла на кладбище, которой предшествует священник. Первой шла Кармен Сервера и ее сын Борха, после другие  жены и дети барона. Семья была там в течение получаса.

Кармен Сервера и Борха были  последними, кто покинул крепость, приобретенную патриархом Тиссен в 1903 году и где барон отдыхает,  на вершине холма, в окружении лесов.

После смерти мужа Кармен получила кроме картин — дом в Ла Моралеха с садом 38000 метров — 25000000 €; ювелирные изделия — € 27000000; яхта 38 метров в длину Мата MUA, Ибица, —  € 18 млн. И на все это ее сын имеет свои виды.

P.S.

В мае 2006 года баронесса стала многодетной матерью

В мае 2006 года, баронесса Кармен Сервера, увеличила семью, удочерив двух девочек-близняшек —  Мария дель Кармен и Гуадалупе Сабина, которые  родилась в Лос-Анджелесе. С тех пор много было известно слухов о личности донора-мужчины был использования оплодотворения  суррогатной матери.

Баронесса Кармен Тиссен и ее близнецы-дочки Кармен и Сабина  В Малаге — 5 января 2014.

Журнал Сердце  предполагает, что баронесса Тиссен поддерживает отношения  с Мануэлем Сегура, отец Борха, который провел день с ее дочерьми и они вместе  ходили по Сан-Фелиу-де-Гишольс
Журнал пишет, что Мануэль был посредником между своим сыном и баронессой,  для улаживания спорных вопросов между матерью и ребенком.
Фото из журнала очень любопытны, и в них чувствуется любовь, которую испытывают  Мануэль и  баронесса к близнецом Кармен и Сабине.  А что  —  все возможно.  Медицина сейчас всесильна.

Барон Генрих фон Тиссен |

Швейцарский миллиардер барон Ганс Генрих фон Тиссен Борнемиса, скончавшийся в возрасте 81 года, собрал, возможно, самую большую частную коллекцию произведений искусства в мире. Всю свою взрослую жизнь он вкладывал свое состояние в искусство, чтобы пополнить коллекцию, унаследованную от отца.

В начале 1990-х, поняв, что его коллекция из почти 800 картин переросла его дом в Лугано, Швейцария, барон начал искать новое место. Испания выиграла день в жесткой конкуренции за коллекцию, которая, как говорят, превосходит даже коллекцию королевы. И принц Чарльз, и миссис Тэтчер прилетели в Швейцарию, чтобы подать заявку на приобретение Британии; Президент Миттеран лоббировал интересы Франции; Фонд Гетти предложил Соединенным Штатам миллионы долларов; а швейцарское правительство пыталось заблокировать экспорт картин.

Но в 1993 году давление спальни решило дело в пользу места рождения пятой жены барона, Кармен «Тита» Сервера, бывшей королевы красоты и вдовы актера «Тарзан из обезьян» Лекса Баркера. Она вела переговоры с испанским правительством, которое заплатило за коллекцию более 241 миллиона фунтов стерлингов, и пожертвовала дворец Вильяэрмоса в Мадриде, недалеко от Прадо, для ее размещения. Контракт был заключен на 10 лет, но после дальнейших переговоров было решено, что Вильяэрмоса станет его постоянным домом.

Отношения между «Бароном Хейни» и его старшими детьми, давно напряженные, обострились после его женитьбы на баронессе Тите, которую его дочь Франческа однажды назвала «злой мачехой». Четыре года назад он обвинил своего старшего сына, 52-летнего Георга (или Хейни-младшего), в небрежном управлении семейным трастом, который был передан ему пятью годами ранее.

Барон начал судебное разбирательство против Хейни-младшего, чтобы восстановить контроль над миллиардными активами на Багамах. Это было дело, грозившее обогатиться только дорогим адвокатам, нанятым обеими сторонами; наконец, в прошлом году они пришли к частному соглашению.

Фон Тиссен родился в Схевенингене, Голландия, и был четвертым и младшим ребенком Генриха фон Тиссена, богатого немецкого промышленника, и Маргит Борнемисы, венгерской аристократки. Семейная империя, основанная на кораблестроении, угле, стали и железе, была основана дедом барона, Августом, который в 1926 году оставил свое состояние двум своим сыновьям, Фрицу и Генриху.

Дед не был коллекционером на масштаба своего сына и внука, но был поклонником Огюста Родена, у которого он заказал набор из шести мраморных скульптур (они остаются одной из жемчужин коллекции). Отношения между братьями были напряженными: Фриц сочувствовал и финансово поддерживал нацистов; его промышленные интересы в конечном итоге легли в основу группы Тиссен-Крупп.

Генрих-старший унаследовал любовь Августа к искусству, наряду с другими финансовыми преимуществами. Он собрал коллекцию с разумными инвестициями, покупая по бросовым ценам у американских магнатов, разорившихся во время краха 1929 года. Генрих и его жена развелись в 1931 году, и 10-летний Хайни переехал с отцом в Швейцарию, где в следующем году они приняли швейцарское гражданство.

Хайни было всего 26 лет, когда в 1947 году умер его отец, оставив детям свое состояние, а также 525 картин и других произведений искусства. Будучи единственным братом и сестрой, унаследовавшим отцовскую любовь к искусству, после ожесточенного судебного разбирательства Хайни приступил к выкупу коллекции у своего брата Стефана и сестер Маргит и Габриэль.

Генрих-старший вложил значительные средства в произведения искусства вплоть до 18-го века, но интересы его сына отдавали предпочтение произведениям 19-го и 20-го веков; его покупки создали бесценную коллекцию и курс истории искусства под одной крышей. В течение многих лет его огромное состояние позволяло ему занимать свое место среди международной элиты, посещать все лучшие вечеринки и останавливаться в лучших отелях, а также входить в советы директоров примерно 30 компаний, многие из которых связаны с ИТ и техническими сектор.

Пока его здоровье не начало ухудшаться, Хейни и баронесса Тита продолжали этот образ жизни, курсируя между своими особняками в Швейцарии, тремя в Испании, Ямайке, Париже и Лондоне, которые они заполнили бесценными и любимыми картинами.

У барона остались Тита, его пятая жена, и пятеро детей. Это Хайни-младший, сын его первой жены, австрийской принцессы Терезы цур Липпе Вайссенфельд; Франческа (замужем за Карлом фон Габсбургом) и Лорн от его третьей жены, бывшей британской модели Фионы Кэмпбелл-Уолтер; Александр от четвертого брака с бразильянкой Дениз Шорто; и Борджахе, сын Кармен Сервера, которого он усыновил. Его второй женой была Нина Дайер.

· Барон Ганс Генрих фон Тиссен Борнемиса де Касзон, промышленник и коллекционер произведений искусства, родился 13 апреля 1921 года; умер 27 апреля 2002 г.

Барон Ганс Тиссен, 81 год; Миллиардер-коллекционер произведений искусства

Барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса, миллиардер-промышленник и светский деятель, который собрал лучшую частную коллекцию произведений искусства, уступающую только коллекции британской королевы Елизаветы II, умер. Ему был 81 год.

Тиссен умер рано утром в субботу от сердечного приступа в своем доме в Сан-Фелиу-де-Гишольс к северу от Барселоны, Испания, согласно объявлению Музея Тиссена в Мадриде.

Хранитель состояния трех поколений и титула двух поколений, Тиссен, казалось, наслаждался дурной славой, которую порождали его обширные интересы.

Настоящий джетсеттер 1960-х и 70-х годов, он пересек Атлантику, чтобы заседать в советах директоров около 30 корпораций, покупать предметы искусства и ухаживать за мировыми красавицами.

Родившийся в семье немца и венгерки по матери, он был уроженцем Нидерландов, стал гражданином Швейцарии в 1950 году и из-за налоговых льгот жил в основном в Монте-Карло.

Он женился на пяти женщинах и развелся с четырьмя: немецкой принцессой Терезой из Липпе, моделью Ниной Дайер из Англии, моделью Фионой Кэмпбелл-Уокер из Шотландии и наследницей Лилиан Дениз Шорто из Бразилии. Его пятая жена, бывшая Мисс Испания, Мария дель Кармен Росарио «Тита» Сервера Фернандес, выжила и была с ним, когда он умер.

Состояние началось с деда Тиссена, Августа Тиссена, сына немецкого фармацевта и основателя сталелитейного завода в промышленном Рурском районе, который производил проволочную сетку и другие основные продукты XIX века.век.

Хотя Август и не стал основателем легендарной коллекции произведений искусства, он любил искусство и подружился со скульптором Огюстом Роденом.

Отец Тиссена, которого также звали Генрих, начал кочевое странствие, диверсификацию деловых интересов и покупку старых мастеров, которые Тиссен довел до совершенства.

Третий из сыновей Августа Тиссена, Генрих иммигрировал в Венгрию в 1905 году и женился на баронессе Маргит Борнемисе де Касзон, дочери королевского камергера. Не имея собственных сыновей, камергер передал свой титул своему зятю, который добавил к своему имени «Борнемиса» (что означает «не пьет вина», описание, которое никогда не подходило ни к отцу, ни к сыну Тиссена).

Спасаясь от коммунизма в Венгрии после Первой мировой войны, он перевез семью в Нидерланды, где 13 апреля 1921 года родился Ганс Генрих, или «Хейни», как его называли.

Спасаясь от нацистского влияния и приближения мира Во время Второй мировой войны семья переехала в Швейцарию, где Тиссен-старший купил виллу 18 века недалеко от Лугано и назвал ее Вилла Фаворита. Там растущая коллекция произведений искусства будет висеть несколько десятилетий.

По иронии судьбы старший сын Августа Тиссена и дядя Хайни, Фриц, оставшийся в Германии и занимавшийся семейным сталелитейным бизнесом, стал одним из первых и самых ярых сторонников Гитлера, предоставляя средства для дела нацистов.

Позже он осудил Гитлера и был заключен в тюрьму нацистами, а после войны и союзниками за смену пристрастий.

После смерти отца в 1947 году Хайни Тиссен унаследовал титул барона, а также любовь и страсть своего отца к искусству, деньгам и женщинам — в произвольном порядке.

Поскольку его отец перешел от стали к банковскому делу и судоходству, Тиссен еще больше диверсифицировал интересы семейного бизнеса, включив в него стекло, пластмассу, автомобильные запчасти и аренду контейнеров.

Постепенно он начал разнообразить свою коллекцию произведений искусства, включив в нее работы 20-го века, которые его отец назвал «мусором». Однако первоначальная коллекция из более чем 400 работ была разделена между двумя братьями и сестрами Тиссена, и он потратил 15 лет или около того, чтобы выкупить ее обратно, чтобы сохранить коллекцию в целости.

Хайни Тиссен значительно увеличил коллекцию произведений искусства, добавив немецких и французских импрессионистов, фовистов, русского авангарда и американского раннего искусства, включая работы Джона Сингера Сарджента и Уинслоу Гомера, а также современное и поп-арт таких художников, как Рой Лихтенштейн и Дэвид. Хокни. Открыв Виллу Фаворита для публики, он также щедро предоставил свои картины для выставок по всему миру.

«Вы можете запереть картины в спальне или на полке, но они написаны не для этой цели», — сказал Тиссен The Times в 1980 году, когда тур по девяти городам 57 «Картин старых мастеров из коллекции барона Тиссена -Борнемиса» остановился в Художественном музее округа Лос-Анджелес.

Аннемари Х. Поуп, президент и основатель базирующегося в Вашингтоне Фонда международных выставок, который организовал и распространил выставку, охарактеризовала ее для The Times как «примерно лучшую из 100 [выставок], которые мы отправили за 15 лет». история года».

В 1983 году в Художественном музее Сан-Диего была выставлена ​​коллекция Тиссена «Американские мастера: коллекция Тиссена-Борнемисы», в которую вошли работы Джона Синглтона Копли, Сарджента, Эдварда Хоппера и Джорджии О’Киф. В 1985 году его «Мастера ХХ века: Коллекция Тиссена-Борнемисы», в которую вошли работы Пикассо и Кандинского, была представлена ​​в Музее современного искусства Сан-Франциско.

Находку Тиссена стоимостью 2 миллиарда долларов искали правительства и музеи по всему миру, что побудило его пошутить: «У меня есть список стран от Албании до Зулуленда, которым нужна моя коллекция».

За ним ухаживали местные Художественный музей округа Лос-Анджелес и Музей Гетти, которые, как сообщается, однажды предложили 3,5 миллиарда долларов на покупку его картин, скульптур и гобеленов для своего нового выставочного комплекса стоимостью 1 миллиард долларов.

Подходя к искусству так же, как и к бизнесу, и разгневанный отказом Швейцарии помочь оплатить показ коллекции в Лугано, Тиссен положил конец спекуляциям в 1988 году, обратившись к Испании. Он сдал большую часть своей коллекции в аренду правительству Испании примерно за 6 миллионов долларов в год с правом выкупа.

Несмотря на споры и гнев со стороны поклонников искусства, которые считали, что Тиссен должен дарить, а не продавать произведения искусства, испанский парламент одобрил сделку в 1990 году и купил 775 работ в 1993 году по бросовой цене в 350 миллионов долларов.

Пятая жена Тиссена убедила его перевезти бесценную коллекцию в ее родную страну.

Испания добилась еще большего расположения, потратив 45 миллионов долларов на ремонт дворца Вильяэрмоса начала 19-го века рядом с музеем Прадо в центре Мадрида, в котором разместилась большая часть работ. Остальные купленные произведения искусства выставлены в отреставрированном монастыре за пределами Барселоны.

Джон Уолш, директор музея Гетти в то время, когда Испания приобрела это искусство, философски относился к продаже Тиссена, а не к дарению его коллекции, отметив для The Times: «Он должен был уладить [свои финансовые дела] со своими детьми, а большая часть его активов была связана с произведениями искусства. Он хороший бизнесмен, который знает, что его коллекция имеет большую ценность и что она юридически не связана с Лугано …. Он изучил множество возможностей, чтобы договориться со своими наследниками и разместить коллекцию в том месте, которое ему понравилось. ”

Ранее в этом году Тиссен урегулировал длительный и дорогостоящий судебный процесс на Бермудских островах со своим старшим сыном Георгом по поводу контроля над семейной империей стоимостью 2,7 миллиарда долларов. Он утверждал, что сын, который контролирует Thyssen-Bornemisza Group, не выплатил ему около 232 миллионов долларов доходов от семейного траста на Бермудских островах. Годовой судебный процесс стоил около 100 миллионов долларов судебных издержек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *