описание, история, фото, точный адрес
Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар (Испания) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Изумительный храм Богоматери Пилар в Сарагосе, чьи четыре высокие башни горделиво взмывают в небо на берегу реки, — не только центральная достопримечательность города, но и один из самых красивых соборов Испании. Он входит в число наиболее крупных барочных храмов страны. Базилика была построена в честь явления Богородицы в окрестностях в первой половине первого тысячелетия н. э. Согласно большинству источников, это первый в мире храм, посвященный Деве Марии. Он обладает двумя бесценными сокровищами: священной статуэткой Девы Марии и фресками Франсиско Гойи. Кроме того, это второе по популярности место для паломничества в Испании после Сантьяго-де-Компостелла. А осенний фестиваль Пилар — один из самых популярных в Испании.
Ежегодно в воскресенье накануне 12 октября в Сарагосе устраивают фиесту в честь Богоматери Пилар, покровительницы города. Праздник длится 9 дней, и во время фиесты огромное количество цветов и фруктов приносят в капеллу Богоматери в базилике, а улицы наполняются процессиями, уличными актёрами, музыкантами и танцорами. В это же время проходят бои быков и театральные представления. В этот период популярность Сарагосы среди туристов утраивается, так что места в гостиницах лучше бронировать заранее.
Когда расстроенный святой молился на берегах реки Эбро, ему явилась Богородица и дала маленькую деревянную статуэтку с собственным изображением, а также яшмовую колонну и наказала построить церковь в её честь.
Первая христианская церковь была построена в этом месте во 2 веке н. э., это была всего лишь маленькая часовенка. В начале 12 века после освобождения Сарагосы от мусульман армией короля Альфонсо I на месте капеллы выстроили романскую церковь, которая сгорела при пожаре тремя столетиями спустя. На месте руин была отстроена готическая церковь, а ту базилику, которую мы можем видеть сегодня, начали возводить в конце 17 века. Строительство основной конструкции заняло почти два столетия, а две башни достроили только в 20 веке, последнюю — в 1961 г. Во время гражданской войны в Испании перед Второй мировой три бомбы были сброшены на церковь, но ни одна из них не взорвалась. Две из этих бомб до сих пор выставлены внутри базилики.
Габариты базилики — примерно 130 на 65 м, и она насчитывает всего 11 куполов. Здание прямоугольной формы с нефом, двумя приделами и двумя часовнями имеет типичный арагонский вид. Двенадцать огромных колонн поддерживают своды нефа и приделов, покрытых куполами. Меньшие купола снаружи отделаны яркими изразцовыми плитками азулежу. Кроме того, в базилике есть 9 меньших часовен. Основа церкви в её нынешнем виде была заложена при короле Карле II, выстроена за 5 лет и впоследствии модифицирована Франсиско Эррерой-младшим. В 1725 г. Вентура Родригес расширил первую постройку до её настоящих размеров, и в 1754 г. в восточной её части была построена Св. часовня Вентура Родригеса, где и установлена статуя. Своды и купола вокруг капеллы расписаны фресками Франсиско Гойи «Царица мучеников» и «Прославление имени Господня».
Базилика Богоматери за мостом через Эбро и рекой на переднем плане — самый знаменитый и обязательный для фотографов вид Сарагосы. Храм изумительно выглядит в вечерней подсветке.
Виды базилики Главное сокровище храма — яшмовая колонна со статуей Девы Марии с младенцем Иисусом, созданная в 15 веке. Статуя невелика — всего 39 см — и сделана из дерева. Но множество испанских королей, правителей других стран и выдающихся средневековых деятелей, включая Игнатия Лойолу, прибывали в Сарагосу для того, чтобы поклониться этому изображению. Согласно легенде, св. Иаков проповедовал Евангелие в Испании, но безуспешно. Когда расстроенный святой молился на берегах реки Эбро, ему явилась Богородица и дала маленькую деревянную статуэтку с собственным изображением, а также яшмовую колонну и наказала построить церковь в её честь. В 1905 г. на статуе появилась корона, которая была оценена в огромную сумму в 450 000 песет. В музее Пилар, расположенном в базилике, выставлены ювелирные изделия, которыми украшали статую Пилар, а также рисунки Гойи и другие предметы искусства.Практическая информация
Как добраться: базилика находится на площади Пилар, добраться можно автобусами № 22, 23.
Время работы: базилика открыта с понедельника по субботу, с 6:45 до 20:30, воскресенье и праздничные дни — с 6:45 до 21:30. Музей работает ежедневно, с 10:00 до 18:00 (перерыв с 14:00 до 16:00), в субботу — с 10:00 до 14:00. По воскресеньям и праздничным дням закрыто. Панорамным видом с башни можно полюбоваться с 9:30 до 20:00 летом и с 10:00 до 18:00 зимой, перерыв с 14:00 до 16:00.
Вход в Базилику свободный. Посещение башни — 3 EUR (дети от 0 до 9 лет — бесплатно). Посещение музея — 2 EUR.
Веб-сайт: www.basilicadelpilar.es
Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.
Одна из главных достопримечательностей Сарагосы — собор Девы Пилар, величественная базилика в стиле барокко [41.6567938N -0.8785039W]. В глубокой древности на ее месте стояла раннехристианская часовня. Затем, в VIII и XII веках на этом же месте были возведены еще две церкви и храм в мавританско-готическом стиле. Внутренний объем здания буквально поражает своими внушительными габаритами. Потрясающее декоративное убранство купола и сводов выполнено из мрамора, бронзы, яшмы. Купол украшен фреской с изображением Святой Девы, которая была написана в 1773 году. Роспись свода в барочном стиле была выполнена молодым начинающим художником Франсиско Гойей. Спустя десятилетие, Гойя расписал свод, находящийся сбоку от ризницы, в ней уже чувствует твердая рука опытного мастера. Великолепно украшены три алтаря собора, в одном из которых хранится статуя Девы Марии. Одним из главных сокровищ собора Девы Пилар является главный заалтарный образ, выполненный в 1515 году скульптором Дамианом Форменте.
Кафедральный собор-базилика Богородицы Пилар находится на одноимённой площади в трёх минутах ходьбы на северо-запад от кафедрального собора Спасителя и в 1,5 км на восток от дворца Альхаферия. Собор поражает своими размерами: 130 метров в длину, 67 метров в ширину, 11 куполов, 4 башни высотой 90 метров каждая, 9 часовен внутри. В отделке использованы мрамор, бронза, яшма. Росписи некоторых сводов и куполов выполнил Франсиско Гойя.
2.
3.
4.
5.
Собор получил свое название в честь явления Богородицы в районе Сарагосы, произошедшего, согласно легенде, около 40 года, возле колонны «Пилар». Богородица Пилар является покровительницей города. Праздник в ее честь отмечается в Сарагосе ежегодно 12 октября. В соборе находится колонна из яшмы, которую по преданию Дева Мария вручила апостолу Иакову вместе с собственной деревянной статуэткой 2 января 40 года, когда тот крестил на берегу реки Эбро первых христиан. Считается, что первая капелла в честь Богородицы была построена уже через год после явления Богородицы святому Иакову, в связи с чем ее считают первым христианским храмом, построенным в честь Девы Марии в мире.
7.
После отвоевания Сарагосы у арабов в 1118 г. Альфонсо I Арагонским, церковь была почти полностью разрушена. В XIII в. на месте часовни была построена романская церковь, от которой до нас дошла колонна из яшмы в одном из маленьких залов. В 1293 г. здание снова было разрушено, и началось строительство новой готическо-мавританской церкви (окончено в 1515 г.), от которой до нас дошел основной зал, а также необыкновенной красоты главный алтарь, спроектированный Дамианом Форментом. Базилика Богоматери Пилар известна также тем, что ее посетило много выдающихся паломников, в том числе святые Тереза из Авилы, Иоанн Креститель и Игнатий Лойола, а также практически все короли Испании и папа Римский Иоанн Павел II.
Современный храм является результатом сложного и длительного строительного процесса, который начался в конце XVII в. и завершился в середине XX столетия. Несмотря на такие обширные временные рамки, архитекторам удалось добиться целостности и гармоничных пропорций в архитектонике храма. Первоначальный проект строительства принадлежит Фелипе Санчесу. Впоследствии его частично изменили Франсиско Эррера и Вентура Родригес. Последний спроектировал новую капеллу Девы Марии, а также изменил декор интерьера собора, значительно упростив украшение капителей и светильников колонн и придав им неоклассический вид в соответствии с требованиями времени.
9.
10.
Во внешнем убранстве собора выделяются одиннадцать огромных куполов, покрытых изящной разноцветной черепицей и украшенных фонарями и стройными башенками на углах, которые акцентируют монументальность постройки. Башни, в большинстве своём построенные в XX столетии, достигают более 90 метров в высоте.
В 1944 году было собраны общественные пожертвования на перестройку южного фасада храма, выходящего на площадь. Проект Теодоро Риоса был претворен в жизнь между 1945 и 1950 годами. Между двумя портиками с треугольными фронтонами на колоннах коринфского ордера были помещены два главных входа.
12.
Фасад собора был украшен пилястрами, которые сделали его менее монотонным, а в центре, на уровне главного купола, был построен ещё один портик, образованный нишей со скульптурой Явления Девы Марии работы Пабло Серрано (1969). Надо всем фасадом был выстроен антаблемент с широким выступом, декорированный лепниной. Аттик был украшен балюстрадой со статуями местных святых работы Феликса Бурриэля и Антонио Торреса Клаверо.
13.
14.
Храм прямоугольной формы имеет три нефа одинаковой высоты, из которых центральный — самый широкий, а по периметру его окружают капеллы с контрфорсами. Таким образом, собор представляет собой типичную паломническую церковь, которая построена так, чтобы паломники могли перемещаться по ней, не мешая службе. Купола и своды динамично сменяют друг друга по всему периметру здания.
16.
17.
18.
19.
Внутреннее убранство собора выполнил Вентура Родригес; он реконструировал декоративные элементы барокко в соответствии с традициями классической архитектуры. Из его работ особо стоит выделить Святую Капеллу овальной формы, расположенную во втором пролете центрального нефа. Именно там находится ризница Девы Марии, где хранится легендарный столб из яшмы, на котором установлена 39-сантиметровая фигурка Богоматери, переданная самой Девой Марией, которые, по преданию, должны находиться там вечно. Для поклонения святыне часто выстраивается очередь верующих.
20.
21.
22. Главный купол базилики
Некоторые своды около Святой капеллы расписал Франсиско де Гойя, особенно примечательна его фреска купола Богородицы под названием «Поклонение Имени Бога» 1772 г.
23. Фреска работы Франсиско Гойи
24. Фреска работы Франциско Бауи
Святая капелла (La Santa Capilla del Pilar)
В восточной части Базилики Богоматери Пилар находится главная святыня. В 1754 году Вентура Родригес создал здесь Святую Капеллу — храм в храме. Статуя Богородицы Пилар высотой всего 39 сантиметров, выполнена из дерева. Она стоит на яшмовой колонне. Ежегодно 12 октября в Испании отмечается праздник Богоматери Пилар, в ознаменование первого явления Девы Марии испанцам.
25.
26.
27.
Над алтарями Святой Капеллы находятся две мраморные скульптурные группы (автор — Хосе Рамирес де Арельяно, XVIII в.), которые изображают семь первых христиан с апостолом Иаковом и явление Девы Марии. В интерьере также стоит особо выделить свод около Святой Капеллы, расписанный молодым Гойей сценами под названием «Поклонение Имени Господа».
28.
В храме захоронены большинство сарагосских архиепископов Нового Времени, а также епископ Сарагосы, св. Браулио Сарагосский и генерал Палафокс, участвовавших в Войне за независимость. Кроме того, собор располагает сокровищницей, где хранится большое число литургических ювелирных изделий. Стоит отметить так называемую шкатулку с драгоценностями Богородицы: коронами, диадемами из драгоценных камней, а также коллекцию из более 350 мантий Девы Марии.
29. Капелла св. Браулио (Capilla de San Braulio)
Стоит отметить, что в церкви висит не только испанский флаг, но и флаги латиноамериканских государств, поскольку Богородица Пилар покровительствует всем испаноговорящим странам.
Во время Гражданской войны в Испании на Базилику Богородицы Пилар были сброшены 3 бомбы, но ни одна из них не взорвалась. Две из них до сих пор хранятся в соборе. По легенде, они не разорвались благодаря божественному Чуду.
30.
31.
32.
В интерьере следует отметить главный алтарь из алебастра работы испанского скульптора Дамиана Формента и хоры, сохранившиеся от предыдущего здания храма. Алебастровый алтарь церкви был сохранён, когда в XV веке церковь была уничтожена, и поставлен обратно в XVII веке после её восстановления. Центральная часть алтаря содержит композиции, изображающие Рождество Мадонны, Вознесение и Введение в храм, а в нижней части расположены семь сцен, заполненные небольшими рельефами.
33.
34.
35.
Хор и орган
36.
37.
38.
Для детального изучения отдельных элементов собора желательно использовать план Собора.
39.
40. Капелла св. Иоанна Крестителя (Capilla de San Juan Bautista)
41. Капелла св. Анны (Capilla de Santa Ana)
42. Капелла св. Иосифа (Capilla de San José)
43.
44. Капелла св. Антония Падуанского (Capilla de San Antonio de Padua)
45.
46. Капелла Розария (Capilla del Rosario)
47. Капелла св. Августина (Capilla de San Agustín o Parroquia del Pilar)
48.
49. Капелла св. Педро де Арбуэз (Capilla de San Pedro Arbués)
50. Капелла св. Лаврентия (Capilla de San Lorenzo)
51. Капелла Сантьяго или Причащения (Capilla de Santiago o de la Comunión)
52.
Скульптурная группа Приход Богородицы работы Вентура Родригеса и Карлоса Саласа.
53.
54.
55. Входные двери
56.
57. Распятие XVIII в.
58. Часовни траскоро
59.
60. Напротив Святой капеллы находится Coreto de la Virgen (если кто сможет дать корректный перевод термина, буду очень благодарен)
Вход в собор бесплатный. Фотографировать внутри собора официально не разрешается, но охрана не свирепствует и лишь изредка поругивает особо зарвавшихся туристов. Если действовать аккуратно и неназойливо, то фотографировать как правило, получается.
При подготовке отчета частично были использованы материалы сайта www.cult-turist.ru.
Парочка небольших видео о соборе Богородицы Пилар:
1.
Кафедральный собор-базилика Богородицы Пилар находится на одноимённой площади в трёх минутах ходьбы на северо-запад от кафедрального собора Спасителя и в 1,5 км на восток от дворца Альхаферия. Собор поражает своими размерами: 130 метров в длину, 67 метров в ширину, 11 куполов, 4 башни высотой 90 метров каждая, 9 часовен внутри. В отделке использованы мрамор, бронза, яшма. Росписи некоторых сводов и куполов выполнил Франсиско Гойя.
2.
Полностью пост читать здесь.
Итак, красавица Базилика….Она видна практически из каждой точки города, поэтому снимала я ее много раз, в разные дни, утром, вечером, днем, ночью, и во всех своих ракурсах она хороша….Ее главные башни взмывают в небо на высоту около 90 метров, а сама она является одним из самых больших храмов Испании в стиле барокко.
Этот снимок сделан из-за реки, это задний фасад Базилики, но он производит не меньшее впечатление, чем главный фасад, выходящий на площадь Пилар.
На главной площади Сарагосы Кафедральный Собор Нуэстра сеньора дель Пилар (поскольку он не один в городе, а их целых два, и стоят они рядом, приходится все время оговариваться, какой именно я имею ввиду 🙂 является главным украшением и местом, куда приходят все туристы и очень много верующих: Собор действующий, в нем в течение дня регулярно проводятся мессы.
Базилика имеет 11 куполов, которые украшены глазурованной плиткой желтого,зеленого, синего и белого цветов.
Фотография конца 19-го века: как видно из нее, из четырех угловых башен пока построена только одна.
Эта фотография — 1865 года, сделанная с Каменного моста.
А это — открытка (год не понятен)
Использованы материалы сайтов:
http://www.ecured.cu/index.php/Bas%C3%ADlica_de_Nuestra_Se%C3%B1ora_del_Pilar
http://zaragozaayeryhoy.com/category/1870-1879/
http://www.todocoleccion.net/postales-zaragoza/antigua-foto-postal-zaragoza-templo-nuestra-senora-pilar-puente-piedra-n-33-arriba~x25582833
http://www.basilicadelpilar.es/inicio.htm
О том, как я готовлюсь к своим самостоятельным поездкам, можно прочитать здесь: http://liorasun55.livejournal.co
Логистика поездки: http://liorasun55.livejournal.c
Что удивило в Сарагосе http://liorasun55.livejournal.c
О гостинице, в которой жила в Сарагосе: http://liorasun55.livejournal.c
О тапас-баре Лас Паломас http://liorasun55.livejournal.c
Блошиный рынок Сарагосы (один из, но я посетила только один) http://liorasun55.livejournal.com/6
О том, что такое «русский торт» в Испании — http://liorasun55.livejournal.com/658789.h
Вышивка крестиком на заборе http://liorasun55.livejournal.com/659897.h
Лягушка из Сарагосы http://liorasun55.livejournal.com/659682.h
Центральный рынок Сарагосы http://liorasun55.livejournal.c
Легкая прогулка по Сарагосе http://liorasun55.livejournal.c
Музей оригами в Сарагосе: http://liorasun55.livejournal.c
Квартал Тубо, где приятно посидеть вечрком http://liorasun55.livejournal.com/662069.h
Каменные кружева дворца Альхаферия http://liorasun55.livejournal.com/661693.h
Музей Гойи, он же музей Камона Аснара http://liorasun55.livejournal.co
Музей огня и пожарных http://liorasun55.livejournal.c
Биржа Сарагосы http://liorasun55.livejournal.com/664106.h
Церковь Санта Мария Магдалена http://liorasun55.livejournal.com/66605
Народные танцы на площади http://liorasun55.livejournal.com/666787.h
Университет Сарагосы, здание Медицинского факультета http://liorasun55.livejourna
Каменный мост http://liorasun55.livejournal.com/670470.html
Центр Сарагосы — площадь Пилар: lebkatvas — LiveJournal
Сарагоса (исп. Zaragoza) — город на северо-востоке Испании, столица автономного региона Арагон и провинции Сарагоса с населением около 700 тыс. человек является пятым по величине городом Испании.История Сарагосы восходит к началу нашей эры, когда (в 24 году до н. э.) на ее места римлянами была основана колония под названием Colonia Caesaraugusta (Колония императора Августа), от которого и произошло современное название города.
Центром Сарагосы, который является сосредоточением политической жизни, историко-архитектурной специфики города и его туристической сферы, является площадь Пилар.
Изначально на месте площади Пилар находилось кладбище, а первые упоминания о площади на данном месте относятся к XVI веку. Площадь постоянно расширялась (две крупнейшие реконструкции были в 1647 и 1717 гг.), а свой современный облик она приняла в 1939 г.
Центральная площадь Сарагосы также носит название Кафедральной, так как на нее выходят два кафедральных собора города: Пресвятой Богородицы Пилар и Собор Спасителя.
Собор Спасители (Сабор Сан Сальвадор) г. Сарагоса:
Собор Сан-Сальвадор (собор ла-Сео) сочетает в себе черты барокко (башня собора), ренессанса (здание собора) и стиля мудехар (неомавританского). При этом собор сохранил апсиды от романской церкви, построенной в конце XII века. Вследствии этого Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Детали фасада Собора Спасителя:
Барочная башня собора Сан-Сальвадор:
Детали башни Собора Сан-Сальвадор:
После захвата города маврами построенный к тому времени собор был превращен в мечеть и был восстановлен в качестве первого только после освобождения города. При этом, как это часто случалось в архитектурной истории Испании, мавританские черты собора тесно переплелись с европейскими. Северо-западный фасад собора носит ярко выраженный мавританский характер: он облицован кирпичом и разноцветными изразцами.
Элементы декора мудехарской части Собора Сан-Сальвадор:
Недалеко от Собора находится Музей форума Цезарагусты. В римские времена на месте Ла Сео (Собора Сан-Сальвадор) находился античный форум. За современным входом в Музей скрывается целый подземный мир античности: древнеримские улицы, остатки бывшего римского форума и системы водоснабжения.
За Музеем располагается скульптурный комплекс, посвященный творчеству Франсиско Гойя, известного испанского художника и гравера, одного из наиболее ярких представителей испанского романтизма, который родился в Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы.
Скульптурная группа посвящена одним интереснейших героев картин Ф. Гойя — махам.
Махо (мужчина) и маха (женщина) – испанские слова, обозначающие своеобразное культурно-историческое явление в испанском обществе конца XVIII в. Махи говорили на кастильском языке и носили исключительно национальные костюмы. Махами называли бедных горожан, недавних провинциалов, женщин свободных нравов, цыган и т.д. Данный образ (и мужской, и женский) был воспет испанскими художниками (в особенности Ф. Гойей) и музыкантами ребежа XVIII_XIX вв., а испанская аристократия того времени не чуралась подражания ему.
Махи-женщины:
Махо — мужчины:
На противополжной стороне Площади Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар сливается в один ряд со зданием мэрии города.
Мэрия Сарагосы:
Фасад и отдельные архитектурные элементы мэрии Сарагосы:
Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар — второй после собора в Сантьяго-де-Компостела центр паломничества в Испании.
Дева Мария Пилар считается покровительницей всей Испании. Согласно легенде, 2 января 40 г. апостолу Иакову явилась Дева Мария, стоящая на мраморной колонне (исп. «pilar»). После того, как видение исчезло, колонна осталась и скоро стала местом поклонения первых испанских христиан. Вокруг колонны была выстроена небольшая часовня, в VIII в. — церковь, а в XII в. — после освобождения Сарагосы от мавров — собор. В 1681 г. начал строиться новый собор — в стиле барокко — который приобрел свой современный вид только в XVIII в.
Одиннадцать огромных куполов собора покрыты разноцветной черепицей и украшенны фонарями и стройными башенками на углах. Башни достигают более 90 метров в высоте: они были выстроены в начале XX в.
Другой достпримечательностью Площади Пилар является фонтан Испанидад, построенный в 1991 г.в честь 500-летия со дня открытия Америки. Название фонтана символизирует сообщество 23-х испаноязычных стран.
Интересно отметить, что Колумб открыл Америку 12 октября — в тот же день, когда в Испании прославляется Богоматерь Пилар. Поэтому Дева Мария Пилар считается покровительницей всего испаноязычного мира.
Сам фонтан изображен в виде карты Латинской Америки, а водоем своими контурами напоминает Американский материк.
Находящийся рядом земной шар с картой старого мира (на который Америки еще не нанесены), так же является частью фонтана.
За фонтаном возвышается церковь Сан-Хуан, башня которой слегка налонена в сторону Базилики Богоматери Пилар (она была построена в XVI веке в стиле мудехар). В средние века на этом месте стояла церковь ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Строительство церкви Сан-Хуан в стиле барокко было завершено к 1725 г.
Напротив Собора Сан-Сальвадор (справа от церкви Сан Хуан), являясь естественной преградой для Площади с противоположной от него стороны, расположены остатки римских руин.
Если обогнуть Базилику Девы Марии Пилар, то можно выйти к набережной реки Эбро, через которую перекинуто несколько мостов, соединяющих ее берега в рамках города Сарагоса.
Самым древним из этих мостов считается так называемый римский мост, который, на самом деле, был построен в первой половине XV в. Однако уже в римский период на его месте действительно располагался мост (предположительно деревянный).
Римский мост иногда также называют Львиным, так как с обеих сторон моста на его колоннах высятся четыре льва, символы города.
С моста открывается великолепный вид на Эбро, Сарагосу и Базилику-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.
все о гидах, жилье и экскурсиях в фотообзоре
Честно сознаюсь: я путешествую по Испании так, как будто я не испанист и не изучала историю и культуру Пиренейского полуострова долгих пятнадцать лет. В памяти есть некие остаточные знания, но на стройное повествование, пригодное для проведения условной экскурсии по исторически важным городам и местам, их не хватит точно. Поэтому я всегда беру аудио гиды в соборах и музеях, а в их отсутствие — созерцаю.

Еще меня очень выручает то, что я свободно говорю по-испански. И я могу спросить, прочитать, уточнить любую заинтересовавшую меня информацию. А еще я в этих поездках я пользуюсь популярностью у очень пожилых испанцев, которые норовят побеседовать с иностранкой и блеснуть своей образованностью и осведомленностью о российской истории (вспоминают в разнобой, Екатерину Вторую, блокаду, Анну Нетребко, Ленинград, Сталина и т.д.)

В время краткого посещения Собора Нуэстра Сеньора дель Пилар (Basílica de Nuestra Señora del Pilar), что означает церковь явления Богородицы на Столбе — мне вызвался чуть-чуть рассказать милый местный сеньор преклонного возраста, даже в жаркий день, одетый в пиджак, вельветовые брюки и вязаный жилет. Пока мы ходили по собору, ему приветственно пожимали руку церковные служители и охрана, признавая в нем завсегдатая и давнего знакомого.
Поделюсь тем, что он мне рассказал за недолгую прогулку по нефам собора.
В центральной капелле смещено расположение основных изображений. Фигура Девы Марии расположена по центру, но ее взгляд направлен в сторону скульптурной группы, расположенной ниже слева, а указательный палец правой руки указывает на столб, на котором, согласно христианской легенде, и состоялось явление Богоматери в 40-м году нашей эры. Эта динамика в догматичном католическом сюжете весьма необычна для действующих соборов. Хотя стала она результатом упрямства церковных иерархов, запретивших передвигать священный столб с места, на котором он находился испокон веков. Скульптурно-архитектуртное решение капеллы является предметом гордости и стимулом к постоянному познавательному созерцанию для верных прихожан.
С собором и столбом Девы Марии связывают множество чудесных избавлений, произошедших в Сарагосе. Причем среди рассказанных историй присутствуют как вполне реальные, которые даже скептики, вроде меня, склонны отнести к воле Провидения, до невероятно сказочных.

К первым я бы отнесла тот факт, что собору удавалось уцелеть и во времена арабского владычества, и во время нападения французов, и во время гражданской войны. От этого последнего потрясения остались «предметные» свидетельства: во время бомбардировки Сарагосы в собор попало две бомбы, но снаряды не взорвались. Разоруженные гильзы трофеями висят по обе стороны от входа в Капеллу Девы Марии. Одно из отверстий было заделано и отреставрировано, а вот второе, появившиеся аккурат в углу одной из фресок Гойи, оставили в назидание и на память. В прошлом году, как утверждал мой «экскурсовод» — кто-то, предположительно левые радикалы, подложил в соборе бомбу. Снаряд взорвался, но чудесным образом никто не пострадал (я проверила, газеты писали об этом событии в октябре 2013 года).
Такую благословенную безопасность в соборе прихожане приписывают святости места и милосердии Пресвятой Девы. Приложиться к столбу Девы Марии, чтобы снискать себе малую толику благости, можно с обратной стороны от центральной капеллы, четко позади яшмового столба, в позолоченном «умильядеро», месте для преклонения колен, после, в благодарность, можно (или даже нужно?) опустить пожертвование в сосуд.
Для рассказа о совсем уж сказочном чуде провожатый подвел меня к картине на которой ангелы уносили у облака деревянный протез мирно спавшего на земле двуногого юноши. Оказывается, в 17-м веке у одноногого нищего, просившего на паперти у собора, заново появилась нога, через два года после того, как ему ее ампутировали. Он часто смазывал рубец лампадным маслом у скульптуры Девы Марии, и Богородица даровала ему свою милость. Событие наделало много шума: было судебное расследование и разбирательство, с приглашением свидетелей; искали и не нашли остов его ампутированной ноги; исцеленного навестил король и поцеловал ему вновь обретенную конечность; а архиепископ назначил день, когда произошло исцеление, «днем чуда 27 апреля».
Если судить по энтузиазму и уверенности испанца, для прихожан собор в Сарагосе — это место, где возможны настоящие чудеса. А, как известно, воздастся каждому по вере его. При прощании, он мне поведал, что обычно на следующий день после интересной встречи в соборе, он всегда молится за здравие человека, которого встретил, и за мир и процветание страны, из которой тот прибыл, и спросил, можно ли упомянуть меня и Россию в своих молитвах завтра. Находясь в эпицентре божественной милости, невозможно было не кивнуть с благодарностью утвердительно.



В городе невообразимое количество церквей. На любителя. Но практически все испанцы с которыми мы разговаривали во время поездки говорили о Сарагосе поокивая и причмокивая завидуя нам.

Совет №2 ‘Как найти отель дешевле на 20%?’
Все очень просто:- Подбираете отель на Booking.com
- Затем ищите его же на RoomGuru
- Бронируете отель с экономией до 20% если повезет!
Совет №3 ‘Как выбрать самую дешевую страховку для поездки’
Показываю как выбрать и купить страховку не вставая с дивана. Это проще и дешевле, чем вы думали.История Сарагосы восходит к началу нашей эры, когда (в 24 году до н. э.) на ее места римлянами была основана колония под названием Colonia Caesaraugusta (Колония императора Августа), от которого и произошло современное название города.
Центром Сарагосы, который является сосредоточением политической жизни, историко-архитектурной специфики города и его туристической сферы, является площадь Пилар.
Изначально на месте площади Пилар находилось кладбище, а первые упоминания о площади на данном месте относятся к XVI веку. Площадь постоянно расширялась (две крупнейшие реконструкции были в 1647 и 1717 гг.), а свой современный облик она приняла в 1939 г.
Центральная площадь Сарагосы также носит название Кафедральной, так как на нее выходят два кафедральных собора города: Пресвятой Богородицы Пилар и Собор Спасителя.
Собор Спасители (Сабор Сан Сальвадор) г. Сарагоса:
Собор Сан-Сальвадор (собор ла-Сео) сочетает в себе черты барокко (башня собора), ренессанса (здание собора) и стиля мудехар (неомавританского). При этом собор сохранил апсиды от романской церкви, построенной в конце XII века. Вследствии этого Собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Детали фасада Собора Спасителя:
Барочная башня собора Сан-Сальвадор:
Детали башни Собора Сан-Сальвадор:
После захвата города маврами построенный к тому времени собор был превращен в мечеть и был восстановлен в качестве первого только после освобождения города. При этом, как это часто случалось в архитектурной истории Испании, мавританские черты собора тесно переплелись с европейскими. Северо-западный фасад собора носит ярко выраженный мавританский характер: он облицован кирпичом и разноцветными изразцами.
Элементы декора мудехарской части Собора Сан-Сальвадор:
Недалеко от Собора находится Музей форума Цезарагусты. В римские времена на месте Ла Сео (Собора Сан-Сальвадор) находился античный форум. За современным входом в Музей скрывается целый подземный мир античности: древнеримские улицы, остатки бывшего римского форума и системы водоснабжения.
За Музеем располагается скульптурный комплекс, посвященный творчеству Франсиско Гойя, известного испанского художника и гравера, одного из наиболее ярких представителей испанского романтизма, который родился в Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы.
Скульптурная группа посвящена одним интереснейших героев картин Ф. Гойя — махам.
Махо (мужчина) и маха (женщина) – испанские слова, обозначающие своеобразное культурно-историческое явление в испанском обществе конца XVIII в. Махи говорили на кастильском языке и носили исключительно национальные костюмы. Махами называли бедных горожан, недавних провинциалов, женщин свободных нравов, цыган и т.д. Данный образ (и мужской, и женский) был воспет испанскими художниками (в особенности Ф. Гойей) и музыкантами ребежа XVIII_XIX вв., а испанская аристократия того времени не чуралась подражания ему.
Махи-женщины:
Махо — мужчины:
На противополжной стороне Площади Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар сливается в один ряд со зданием мэрии города.
Мэрия Сарагосы:
Фасад и отдельные архитектурные элементы мэрии Сарагосы:
Базилика-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар — второй после собора в Сантьяго-де-Компостела центр паломничества в Испании.
Дева Мария Пилар считается покровительницей всей Испании. Согласно легенде, 2 января 40 г. апостолу Иакову явилась Дева Мария, стоящая на мраморной колонне (исп. «pilar»). После того, как видение исчезло, колонна осталась и скоро стала местом поклонения первых испанских христиан. Вокруг колонны была выстроена небольшая часовня, в VIII в. — церковь, а в XII в. — после освобождения Сарагосы от мавров — собор. В 1681 г. начал строиться новый собор — в стиле барокко — который приобрел свой современный вид только в XVIII в.
Одиннадцать огромных куполов собора покрыты разноцветной черепицей и украшенны фонарями и стройными башенками на углах. Башни достигают более 90 метров в высоте: они были выстроены в начале XX в.
Другой достпримечательностью Площади Пилар является фонтан Испанидад, построенный в 1991 г.в честь 500-летия со дня открытия Америки. Название фонтана символизирует сообщество 23-х испаноязычных стран.
Интересно отметить, что Колумб открыл Америку 12 октября — в тот же день, когда в Испании прославляется Богоматерь Пилар. Поэтому Дева Мария Пилар считается покровительницей всего испаноязычного мира.
Сам фонтан изображен в виде карты Латинской Америки, а водоем своими контурами напоминает Американский материк.
Находящийся рядом земной шар с картой старого мира (на который Америки еще не нанесены), так же является частью фонтана.
За фонтаном возвышается церковь Сан-Хуан, башня которой слегка налонена в сторону Базилики Богоматери Пилар (она была построена в XVI веке в стиле мудехар). В средние века на этом месте стояла церковь ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Строительство церкви Сан-Хуан в стиле барокко было завершено к 1725 г.
Напротив Собора Сан-Сальвадор (справа от церкви Сан Хуан), являясь естественной преградой для Площади с противоположной от него стороны, расположены остатки римских руин.
Если обогнуть Базилику Девы Марии Пилар, то можно выйти к набережной реки Эбро, через которую перекинуто несколько мостов, соединяющих ее берега в рамках города Сарагоса.
Самым древним из этих мостов считается так называемый римский мост, который, на самом деле, был построен в первой половине XV в. Однако уже в римский период на его месте действительно располагался мост (предположительно деревянный).
Римский мост иногда также называют Львиным, так как с обеих сторон моста на его колоннах высятся четыре льва, символы города.
С моста открывается великолепный вид на Эбро, Сарагосу и Базилику-де-Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.