Деконструктивизм и бионика. Ранний деконструктивизм: Музей Гуггенхайма в Бильбао
Музей Гуггенхайма превратил промышленный город Бильбао в один из культурных центров мира. Узнаем, как одно здание может изменить экономику целого региона.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 1997
«Танцующий дом» — это рубежное здание, которое одной ногой еще стоит в постмодернизме. Дальше в деконструктивизме начнутся более радикальные, яркие формы. Пример такой архитектуры — знаменитый музей Гуггенхейма в Бильбао.
Что такое «эффект Бильбао» 👇
🇪🇸 Бильбао — город на севере Испании, который находится в депрессивной экономической зоне. В 90-е здесь началась большая реновация.
🖼 Руководство Бильбао предложило фонду Гуггенхайма открыть в городе музей. Деньги дал город, а фонд выбрал архитектора — Фрэнка Гери, восходящую звезду. Музей строили долго и открыли в 1997 году.
👏 Редкий случай — музей приняли все: архитекторы и архитектурные критики, журналисты, городские власти, туристы. Здание часто называют в числе главных работ последних десятилетий.
💵 За первые три года музей посетило 4 млн туристов — хотя до этого Бильбао был совсем не интересен для туризма. Это позволило городу окупить затраты на строительство.
📈 Кейс показал, как одно здание может изменить экономику целого региона. Его назвали «эффект Бильбао».
Теперь многие города приглашают звездных архитекторов в надежде повторить успех, но пока это не удалось никому.Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 1997
Теперь посмотрим на само здание Музея Гуггенхайма в Бильбао.
Что делает его уникальным 👇
➰ Очень сложная распадающаяся структура. Объемы здания сегментируются, искривляются, ломаются. Привычное разделение на каркас и оболочку не работает.
⚪️ Титановая оболочка. Титан очень красиво смотрится. Необходимо было сделать 2000 облицовочных панелей, и у каждой своя форма — толщина, ширина, изгиб.
👀 Внутри сразу не поймешь, где потолок,
⌨️ Все спроектировано на компьютере. Понадобились сложные расчеты: в разных местах у конструкции разное напряжение, и надо было учесть все. Это не первое здание, спроектированное на компьютере, но одно из первых, которое без компьютера было бы невозможно.
Еврейский музей, Берлин, Германия, 2001
Давайте изучим Еврейский музей в Берлине. Его спроектировал Даниэль Либескинд, назвавший проект Between the Lines («Между строк» или «между линий»).
Что интересного в этом здании 👇
〰️ Экстерьер. Очень выразительный внешний вид. План здания — зигзагообразная асимметричная линия. На фасадах беспорядочные окна-разрезы, будто оставленные скальпелем — фирменный стиль Либескинда.
➰ Интерьер. Музей рассчитан на посетителя, поэтому самое интересное происходит внутри. В пространстве музея легко дезориентироваться: ломаные коридоры, случайные полосы света, иногда высокие узкие пространства — а иногда, наоборот, протяженные. В одном из пространств нужно пройти по залу с кричащими масками на полу — ощущение, что идешь прямо по людям.
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Музей Гуггенхайма в Бильбао в Бильбао — подробная информация с фото
Музей Гуггенхайма в Бильбао — подлинное произведение искусства. Постройка из стекла, титана и известняка заняла площадь 3,25 га и спускается к реке, на 16 м ниже уровня Бильбао. Снаружи находится несколько фантастических инсталляций современных художников. Внутри — живописный атриум, потолок в форме лепестков цветка, шедевр Гехри, окруженный 19 галереями на трех этажах, причем соединяются они подвесными пандусами-переходами, держащимися на крыше.
Общая информация
www.guggenheim-bilbao.es
94 435 90 00
Закрыто по пн. в сент.- июне
Ежедн, беспл. экскурсии на англ. с 16.00
Сколько бы фотографий музея Гуггенхайма вы не видели, реальность все равно вызывает потрясение. Эти изогнутые титановые плиты, отражающие горы, облака и реку в бесконечной игре светотени, кажется, отрицают всякую логику. Благодаря архитектору Франку Гери Бильбао занесен на культурную карту мира. Это здание стало одним из символов Испании нового тысячелетия.
Мысль о создании музея возникла в конце 80-х гг., когда баскские власти решили преобразовать район старого порта, чтобы поднять экономику города. В 1992 г. к этому плану подключился фонд Соломона Гуггенхейма, а в октябре 1997 г. дерзкий проект архитектора Гери был осуществлен: под гром рукоплесканий музей открылся. Ядром здания является атриум высотой 50 м, окруженный сообщающимися блоками, включающими 19 галерей, зрительный зал, ресторан, служебные помещения.
Все это из стекла, стали и известняка. Прозрачные лифты, вьющиеся переходы, террасы и внутренние балконы вызывают восхищение. Это здание, где нарушены все архитектурные правила, стало ярким выражением отваги басков.Около половины общей площади (24 тыс. кв. м) составляет экспозиционное пространство. Выставочный зал, крупнейший в мире, имеет длину 130 м. Есть и другие залы, предназначенные для специальных показов и других мероприятий.
Наряду с музеями в Нью-Йорке и Венеции (Соломона Гуггенхейма и Пегги Гуггенхейм) музей в Бильбао обладает блестящей коллекцией искусства XX века. Выставки постоянно меняются, что дает возможность сравнить различные художественные течения и творчество художников США и Европы. Ранние авангардисты, такие как Василий Кандинский, Поль Сезанн и Пабло Пикассо могут соседствовать здесь с Константином Бранкузи, Питом Мондрианом или Йозефом Бойсом. Работы Макса Эрнста, Мэн Рэя, Марселя Дюшана и таких американских абстракционистов и мастеров поп-арта, как Роберт Раушенберг, Роберт Мозервелл, Джеймс Розен-квист, Клиффорд Стилл и Энди Уорхол, можно увидеть в галереях 103 и 105 на втором и третьем этажах.
В залах, посвященных современному испанскому искусству, выставляются ведущие испанские и баскские художники.
Большое внимание уделяется новым формам. Так, инсталляция Кристиана Болтански совмещается с фотомонтажом Гилберта и Джорджа и живописью Джулиана Шнабеля. Мультимедийные и иные специфические средства дают представление о творчестве Франческо Клементе, Сола Ле Витта, Фудзико Накайя, Ричарда Серра, а в углу атриума поместилась остроумная светодиодная инсталляция Дженни Хольцер. Проводятся и персональные выставки мастеров XX в., например, Ансельма Кифера.
Смотрите также: Остров Рюген, Люксембург, Бонэйр, Экваториальная Гвинея, Тегеран, Сатун, Вулкан Гилуве, Река Колорадо
Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао — «величайшее здание нашего времени»
Следующим в нашей серии статей о деконструктивизме является Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, здание, которое возродило экономику города и положило начало всемирной тенденции создания музеев-знаменитостей.Расположенный на западном берегу реки Нервион, протекающей через Бильбао и впадающей в Кантабрийское море, музей Гуггенхайма после завершения строительства в 1997 году сразу же привлек к себе внимание и похвалу критиков.0003 Музей Гуггенхайма в Бильбао был спроектирован Фрэнком Гери. .
Хотя Гери сам не считает себя архитектором-деконструктивистом, музей Гуггенхайма стал символом движения благодаря своему характерному внешнему виду, состоящему из фрагментированного расположения непрямолинейных объемов.
Филип Джонсон (слева) посетил музей вместе с Фрэнком Гери (справа) вскоре после его открытия.Если смотреть с реки, музей напоминает корабль в доке, а мерцающая титановая кожа напоминает чешую извивающейся рыбы.
В то время сложная и смелая архитектура здания была необычной для крупного культурного учреждения, финансируемого государством.
Он был разработан, чтобы стать достопримечательностьюОднако с самого начала музей должен был стать центральным элементом более крупного проекта экономического развития.
Баскское правительство уже привлекло архитекторов, в том числе Нормана Фостера и Сантьяго Калатраву, к реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках своего плана по превращению промышленного города в место культурного туризма.
Деконструктивистская архитектура «бросает вызов самим ценностям гармонии, единства и стабильности»
Уроженец Канады Гери был в основном известен выразительными работами в своем приемном родном городе Лос-Анджелесе, когда он выиграл конкурс, организованный в 1919 году.92 Фонда Соломона Р. Гуггенхайма на разработку музея для территории в полуразрушенном портовом районе.
Директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренс признал, что для такого проекта требуется знаковое здание, и в качестве примера привел Сиднейский оперный театр, описывая влияние, которое он может оказать на город.
«Мы определяем себя с точки зрения сильных сторон, и архитектура — одна из наших сильных сторон», — заявил он.
Гери выиграл конкурс на проектирование музеяДизайн Гери был выбран среди предложений Arata Isozaki & Associates и Coop Himmelb(l)au после приглашенного конкурса.
«Он [Гери] был выбран за силу своего видения», — сказал Кренс, который также заявил в телеинтервью, что здание «станет прецедентом того, какими могут быть музеи 21 века».
Музей расположен на реке Нервион. Гери утверждал, что дизайн Музея Гуггенхайма в Бильбао стал кульминацией личного языка дизайна, который он разработал в ответ на преобладание постмодернизма в архитектуре того времени.
Он отвергал постмодернизм и то, как он создавал стилизацию прошлых архитектурных стилей, утверждая, что предпочитает оглянуться на 300 миллионов лет назад, к формам, предшествовавшим человечеству. В частности, он был очарован рыбой.
«Меня интересовало движение, и когда рыба двигается, это так красиво, — сказал он в 1997 году в интервью тележурналисту Чарли Роузу, — я начал делать такие формы и смог достичь этого чувства движения, и я развил архитектурный словарь».
Динамические формы были выполнены с использованием стального каркаса. Фото Айтора ОртисаДинамичные формы, определяющие экстерьер Музея Гуггенхайма в Бильбао, стали достижимы благодаря программному обеспечению для компьютерного моделирования, разработанному французской аэрокосмической компанией Dassault Aviation.
Используя программное обеспечение для 3D-проектирования под названием CATIA, бюро архитекторов смогло визуализировать поверхности с несколькими составными кривыми и, что наиболее важно, продемонстрировать подрядчикам, как можно построить эти выразительные формы.
Стальная рама была спроектирована с использованием программного обеспечения для компьютерного моделирования. Фото Айтора ОртисаГери много раз с гордостью рассказывал, как строительство было завершено вовремя и в рамках бюджета (примерно 89 миллионов долларов).
Он приписывает этот подвиг способности компьютерного программного обеспечения точно моделировать все необходимые компоненты, а также тесному сотрудничеству с различными строительными мастерскими во время строительства.
Музей расположен на окраине центра города, в захудалом районе доков. Его дизайн отвечает городской среде, а также арке реки на севере и мосту Сальве на востоке.
В музее есть большой атриумКораблевидный профиль, видимый с реки, напоминает о промышленном наследии района, а сверху план здания напоминает цветок, лепестки которого раскинулись вокруг центрального атриума.
Каркас музея из оцинкованной стали снаружи облицован известняком и стеклом, а также 33 000 титановых панелей толщиной с бумагу, выбранных из-за того, как металл отражает естественный свет.
Посетители входят в здание через атриум с большими стеклянными навесными стенами, соединяющими внутреннее и внешнее пространство. Заполненное светом пространство содержит изогнутые проходы, стеклянные лифты и лестницы, соединяющие три внутренних уровня.
Атриум соединяет три внутренних уровня.Выставочные площади общей площадью 11 000 квадратных метров расположены в 19 галереях музея. Десять комнат имеют стандартный ортогональный план, в то время как другие различаются по форме, причем некоторые из них предназначены для размещения постоянных работ.
В самой большой галерее шириной 30 метров и длиной 130 метров находится монументальная стальная скульптура Ричарда Серры «Вопрос времени».
Социально-экономическое влияние Музея Гуггенхайма в Бильбао более чем соответствовало его цели по изменению имиджа города: расчеты 2017 года показывают, что музей приносит около 400 миллионов евро в год для местной экономики.
Фрэнк Гери привлек внимание всего мира к деконструктивизму
В последующие годы города по всему миру стремились повторить успех Гуггенхайма, вводя в эксплуатацию громкие культурные здания, что было названо «эффектом Бильбао».
В интервью Dezeen в 2021 году Гери сказал, что его не волнуют глобальные подражатели или тенденция, начатая его строительством, хотя он признал, что проект действительно изменил экономику и социальную динамику города.
«Люди всегда говорят мне, как я изменил город,» сказал Гери. «Я не собирался менять город, я просто хотел быть частью города».
Музей оказал большое влияние на городМузей Гуггенхайма в Бильбао имеет своих недоброжелателей, некоторые из которых утверждают, что он слишком доминирующий и что некоторые его помещения не очень подходят для демонстрации произведений искусства. «Эффект Бильбао» также привел к многочисленным проектам в других местах, которые не принесли аналогичных выгод местному сообществу по сравнению с суммой вложенных денег.
Лауреат Пулитцеровской премии критик Пол Голдбергер, однако, назвал проект «знаменательным моментом в архитектурной культуре», добавив, что: «Здание проложило новые пути и стало выдающимся явлением».
В опросе 2010 года, проведенном журналом Vanity Fair, музей Гуггенхайма в Бильбао был назван «самым важным памятником архитектуры, построенным с 1980 года».
Гери получил широкое признание и признание за такие проекты, как Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, жилая башня New York by Gehry на Манхэттене и Фонд Луи Виттон в Париже.
Архитекторская фирма также стоит за дизайном музея Гуггенхайма в Абу-Даби, который был впервые представлен в 2006 году и, наконец, должен открыться в 2025 году.
Фотография предоставлена Музеем Гуггенхайма в Бильбао.
Иллюстрация Джека БедфордаДеконструктивизм — одно из самых влиятельных архитектурных движений 20-го века. Наша серия рассказывает о зданиях и работах ее ведущих сторонников — Эйзенмана, Гери, Хадида, Колхаса, Либескинда, Чуми и Прикса.
Прочтите нашу серию статей о деконструктивизме ›
Dezeen в WeChat!
Нажмите здесь , чтобы прочитать китайскую версию этой статьи в официальном аккаунте Dezeen в WeChat, где мы ежедневно публикуем новости и проекты в области архитектуры и дизайна на упрощенном китайском языке.
Музей Гуггенхайма Бильбао — Сказки Танамы
Я должен поблагодарить Страну Басков. Несмотря на то, что он известен своей пасмурной и холодной погодой, он подарил мне идеальные солнечные моменты, когда я нуждался в них больше всего.
На самом деле мы провели там большую часть наших четырех дней, покрытые густым туманом и моросящим дождем. Когда всякая надежда была потеряна, прекрасный яркий день позволил мне созерцать виды с горы Игельдо в Сан-Себастьяне.
Еще один момент без облаков наступил, когда я впервые увидел музей Гуггенхайма в Бильбао. Стальная поверхность заблестела у меня перед глазами, как только я вошел на Плаза Моюа. В этот момент небо было еще затянуто тучами.
Как только я начал приближаться к зданию по улице Эрсилла, появились тонкие лучи света.
Мы, люди, склонны очаровываться несколькими достопримечательностями и местами. Мы видим фотографии, телепередачи и видео о тех местах, которые хотим посетить. Однако, на мой взгляд, достопримечательность (статуя, здание, пирамида и т. д.) оживает для нас, когда мы ее посещаем.
Да, я поехал в Бильбао, потому что хотел посетить этот музей. Но, вау, какой музей!
Он красивее, больше и смелее, чем я думал. Мало того, он прославляет наследие Бильбао через его различные элементы. Оказавшись там, я понял, почему это шедевр.
Наш визит мы начали с того, что обошли все здание пешком.
Бильбао, расположенный на берегу Бискайского залива, является четвертым по величине городом в Испании, одним из самых важных портов страны и центром производства, судоходства и торговли. В конце 1980-х баскские власти приступили к амбициозной программе реконструкции города. К 1991 году, с новыми проектами аэропорта, системы метро и пешеходного моста, среди других важных проектов крупных международных архитекторов, таких как Норман Фостер, Сантьяго Калатрава и Арата Исодзаки, город планировал построить первоклассное культурное учреждение.
В результате архитектурного конкурса был выбран калифорнийский архитектор Фрэнк Гери, известный своим использованием неортодоксальных материалов и оригинальных форм, а также своей чуткостью к городской среде. Предложение Гери о месте на реке Нервион в конечном итоге включало в себя черты, которые охватывают как идентичность музея Гуггенхайма, так и его новый дом в Стране Басков.
Кривые на внешней стороне здания должны были выглядеть случайными. Однако, если присмотреться, здание напоминает корабль. Поскольку он был построен рядом с рекой Нервион, он напоминает корабль, плывущий по воде. Дизайн прославляет военно-морскую историю Бильбао.
Само здание — не единственная достопримечательность. Есть и другие выставки, получившие широкую известность.
Одним из самых известных «жителей» Бильбао является Щенок . Расположенный перед главным входом в музей, этот сад в виде терьера приковывает к себе все внимание. Это работа Джеффа Кунса, художника, получившего известность в середине 1980-х благодаря использованию им необычных материалов для скульптур.
Щенок должен был стать временной выставкой, но жители Бильбао влюбились в него и в итоге купили произведение.
Было очень грустно не увидеть Щенка в его знаменитом летнем пальто. Вот как он обычно выглядит.
Набор «Высокое дерево и глаз» состоит из 73 отражающих сфер, закрепленных вокруг трех осей. Эта иллюзионистская работа продолжает исследование художника сложных математических и структурных принципов, воплощенных в скульптурной форме. Зеркальные поверхности шаров отражают и преломляют друг друга, одновременно создавая и растворяя форму и пространство.
Скульптуру создал Аниш Каппор (тот же создатель «Облачных ворот» или «Боба» в Чикаго).
Maman — одно из самых необычных произведений искусства в музее. Художница Луиза Буржуа отдает дань уважения своей матери скульптурой. Он символизирует как сильные, так и хрупкие стороны материнства.
Мост Ла-Сальв был построен в 1970-х годах для обеспечения северного доступа через реку к городу. В 2007 году скульптура 9Добавлен 0153 Arcos Rojos (к десятилетию музея).
Интерьер спроектирован вокруг большого светлого атриума с видом на устье Бильбао и окружающие холмы Страны Басков. У него есть несколько крупномасштабных работ, таких как Snake Ричарда Серры. В музее много сезонных и/или тематических выставок.
Честно говоря, выставки меня не впечатлили. Стоит зайти внутрь музея, чтобы посмотреть на здание изнутри. Еще одним преимуществом является то, что аудиогид включен в ваш входной билет. Гид объясняет все детали того, как Гери задумал здание. Он также дает пояснения к различным скульптурам, окружающим здание.