Деконструктивизм и бионика. Ранний деконструктивизм: Музей Гуггенхайма в Бильбао
Музей Гуггенхайма превратил промышленный город Бильбао в один из культурных центров мира. Узнаем, как одно здание может изменить экономику целого региона.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Дмитрий Беззубцев
Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 1997
«Танцующий дом» — это рубежное здание, которое одной ногой еще стоит в постмодернизме. Дальше в деконструктивизме начнутся более радикальные, яркие формы. Пример такой архитектуры — знаменитый музей Гуггенхейма в Бильбао.
Что такое «эффект Бильбао» 👇
🇪🇸 Бильбао — город на севере Испании, который находится в депрессивной экономической зоне. В 90-е здесь началась большая реновация.
🖼 Руководство Бильбао предложило фонду Гуггенхайма открыть в городе музей. Деньги дал город, а фонд выбрал архитектора — Фрэнка Гери, восходящую звезду. Музей строили долго и открыли в 1997 году.
👏 Редкий случай — музей приняли все: архитекторы и архитектурные критики, журналисты, городские власти, туристы. Здание часто называют в числе главных работ последних десятилетий.
💵 За первые три года музей посетило 4 млн туристов — хотя до этого Бильбао был совсем не интересен для туризма. Это позволило городу окупить затраты на строительство.
📈 Кейс показал, как одно здание может изменить экономику целого региона. Его назвали «эффект Бильбао».
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Музей Гуггенхайма, Бильбао, Испания, 1997
Теперь посмотрим на само здание Музея Гуггенхайма в Бильбао.
Что делает его уникальным 👇
➰ Очень сложная распадающаяся структура. Объемы здания сегментируются, искривляются, ломаются. Привычное разделение на каркас и оболочку не работает.
⚪️ Титановая оболочка. Титан очень красиво смотрится. Необходимо было сделать 2000 облицовочных панелей, и у каждой своя форма — толщина, ширина, изгиб.
👀 Внутри сразу не поймешь, где потолок,
⌨️ Все спроектировано на компьютере. Понадобились сложные расчеты: в разных местах у конструкции разное напряжение, и надо было учесть все. Это не первое здание, спроектированное на компьютере, но одно из первых, которое без компьютера было бы невозможно.
Еврейский музей, Берлин, Германия, 2001
Давайте изучим Еврейский музей в Берлине. Его спроектировал Даниэль Либескинд, назвавший проект Between the Lines («Между строк» или «между линий»).
Что интересного в этом здании 👇
〰️ Экстерьер. Очень выразительный внешний вид. План здания — зигзагообразная асимметричная линия. На фасадах беспорядочные окна-разрезы, будто оставленные скальпелем — фирменный стиль Либескинда.
➰ Интерьер. Музей рассчитан на посетителя, поэтому самое интересное происходит внутри. В пространстве музея легко дезориентироваться: ломаные коридоры, случайные полосы света, иногда высокие узкие пространства — а иногда, наоборот, протяженные. В одном из пространств нужно пройти по залу с кричащими масками на полу — ощущение, что идешь прямо по людям.
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Музей Гуггенхайма в Бильбао в Бильбао — подробная информация с фото
Музей Гуггенхайма в Бильбао — подлинное произведение искусства. Постройка из стекла, титана и известняка заняла площадь 3,25 га и спускается к реке, на 16 м ниже уровня Бильбао. Снаружи находится несколько фантастических инсталляций современных художников. Внутри — живописный атриум, потолок в форме лепестков цветка, шедевр Гехри, окруженный 19 галереями на трех этажах, причем соединяются они подвесными пандусами-переходами, держащимися на крыше.
Общая информация
www.guggenheim-bilbao.es
94 435 90 00
Закрыто по пн. в сент.- июне
Ежедн, беспл. экскурсии на англ. с 16.00
Сколько бы фотографий музея Гуггенхайма вы не видели, реальность все равно вызывает потрясение. Эти изогнутые титановые плиты, отражающие горы, облака и реку в бесконечной игре светотени, кажется, отрицают всякую логику. Благодаря архитектору Франку Гери Бильбао занесен на культурную карту мира. Это здание стало одним из символов Испании нового тысячелетия.
Мысль о создании музея возникла в конце 80-х гг., когда баскские власти решили преобразовать район старого порта, чтобы поднять экономику города. В 1992 г. к этому плану подключился фонд Соломона Гуггенхейма, а в октябре 1997 г. дерзкий проект архитектора Гери был осуществлен: под гром рукоплесканий музей открылся. Ядром здания является атриум высотой 50 м, окруженный сообщающимися блоками, включающими 19 галерей, зрительный зал, ресторан, служебные помещения.
Около половины общей площади (24 тыс. кв. м) составляет экспозиционное пространство. Выставочный зал, крупнейший в мире, имеет длину 130 м. Есть и другие залы, предназначенные для специальных показов и других мероприятий.
Наряду с музеями в Нью-Йорке и Венеции (Соломона Гуггенхейма и Пегги Гуггенхейм) музей в Бильбао обладает блестящей коллекцией искусства XX века. Выставки постоянно меняются, что дает возможность сравнить различные художественные течения и творчество художников США и Европы. Ранние авангардисты, такие как Василий Кандинский, Поль Сезанн и Пабло Пикассо могут соседствовать здесь с Константином Бранкузи, Питом Мондрианом или Йозефом Бойсом. Работы Макса Эрнста, Мэн Рэя, Марселя Дюшана и таких американских абстракционистов и мастеров поп-арта, как Роберт Раушенберг, Роберт Мозервелл, Джеймс Розен-квист, Клиффорд Стилл и Энди Уорхол, можно увидеть в галереях 103 и 105 на втором и третьем этажах.
В залах, посвященных современному испанскому искусству, выставляются ведущие испанские и баскские художники.
Большое внимание уделяется новым формам. Так, инсталляция Кристиана Болтански совмещается с фотомонтажом Гилберта и Джорджа и живописью Джулиана Шнабеля. Мультимедийные и иные специфические средства дают представление о творчестве Франческо Клементе, Сола Ле Витта, Фудзико Накайя, Ричарда Серра, а в углу атриума поместилась остроумная светодиодная инсталляция Дженни Хольцер. Проводятся и персональные выставки мастеров XX в., например, Ансельма Кифера.
Смотрите также: Остров Рюген, Люксембург, Бонэйр, Экваториальная Гвинея, Тегеран, Сатун, Вулкан Гилуве, Река Колорадо
Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао — «величайшее здание нашего времени»
Следующим в нашей серии статей о деконструктивизме является Музей Гуггенхайма Фрэнка Гери в Бильбао, здание, которое возродило экономику города и положило начало всемирной тенденции создания музеев-знаменитостей.
Расположенный на западном берегу реки Нервион, протекающей через Бильбао и впадающей в Кантабрийское море, музей Гуггенхайма после завершения строительства в 1997 году сразу же привлек к себе внимание и похвалу критиков.0003 Музей Гуггенхайма в Бильбао был спроектирован Фрэнком Гери. .
Хотя Гери сам не считает себя архитектором-деконструктивистом, музей Гуггенхайма стал символом движения благодаря своему характерному внешнему виду, состоящему из фрагментированного расположения непрямолинейных объемов.
Филип Джонсон (слева) посетил музей вместе с Фрэнком Гери (справа) вскоре после его открытия.Если смотреть с реки, музей напоминает корабль в доке, а мерцающая титановая кожа напоминает чешую извивающейся рыбы.
В то время сложная и смелая архитектура здания была необычной для крупного культурного учреждения, финансируемого государством.
Он был разработан, чтобы стать достопримечательностью Однако с самого начала музей должен был стать центральным элементом более крупного проекта экономического развития.
Баскское правительство уже привлекло архитекторов, в том числе Нормана Фостера и Сантьяго Калатраву, к реализации крупных инфраструктурных проектов в рамках своего плана по превращению промышленного города в место культурного туризма.
Деконструктивистская архитектура «бросает вызов самим ценностям гармонии, единства и стабильности»
Уроженец Канады Гери был в основном известен выразительными работами в своем приемном родном городе Лос-Анджелесе, когда он выиграл конкурс, организованный в 1919 году.92 Фонда Соломона Р. Гуггенхайма на разработку музея для территории в полуразрушенном портовом районе.
Директор Фонда Гуггенхайма Томас Кренс признал, что для такого проекта требуется знаковое здание, и в качестве примера привел Сиднейский оперный театр, описывая влияние, которое он может оказать на город.
«Мы определяем себя с точки зрения сильных сторон, и архитектура — одна из наших сильных сторон», — заявил он.
Гери выиграл конкурс на проектирование музея Дизайн Гери был выбран среди предложений Arata Isozaki & Associates и Coop Himmelb(l)au после приглашенного конкурса.
«Он [Гери] был выбран за силу своего видения», — сказал Кренс, который также заявил в телеинтервью, что здание «станет прецедентом того, какими могут быть музеи 21 века».
Музей расположен на реке Нервион. Гери утверждал, что дизайн Музея Гуггенхайма в Бильбао стал кульминацией личного языка дизайна, который он разработал в ответ на преобладание постмодернизма в архитектуре того времени.
Он отвергал постмодернизм и то, как он создавал стилизацию прошлых архитектурных стилей, утверждая, что предпочитает оглянуться на 300 миллионов лет назад, к формам, предшествовавшим человечеству. В частности, он был очарован рыбой.
«Меня интересовало движение, и когда рыба двигается, это так красиво, — сказал он в 1997 году в интервью тележурналисту Чарли Роузу, — я начал делать такие формы и смог достичь этого чувства движения, и я развил архитектурный словарь».
Динамические формы были выполнены с использованием стального каркаса. Фото Айтора Ортиса Динамичные формы, определяющие экстерьер Музея Гуггенхайма в Бильбао, стали достижимы благодаря программному обеспечению для компьютерного моделирования, разработанному французской аэрокосмической компанией Dassault Aviation.
Используя программное обеспечение для 3D-проектирования под названием CATIA, бюро архитекторов смогло визуализировать поверхности с несколькими составными кривыми и, что наиболее важно, продемонстрировать подрядчикам, как можно построить эти выразительные формы.
Стальная рама была спроектирована с использованием программного обеспечения для компьютерного моделирования. Фото Айтора ОртисаГери много раз с гордостью рассказывал, как строительство было завершено вовремя и в рамках бюджета (примерно 89 миллионов долларов).
Он приписывает этот подвиг способности компьютерного программного обеспечения точно моделировать все необходимые компоненты, а также тесному сотрудничеству с различными строительными мастерскими во время строительства.
Музей расположен на окраине центра города, в захудалом районе доков. Его дизайн отвечает городской среде, а также арке реки на севере и мосту Сальве на востоке.
В музее есть большой атриум Кораблевидный профиль, видимый с реки, напоминает о промышленном наследии района, а сверху план здания напоминает цветок, лепестки которого раскинулись вокруг центрального атриума.
Каркас музея из оцинкованной стали снаружи облицован известняком и стеклом, а также 33 000 титановых панелей толщиной с бумагу, выбранных из-за того, как металл отражает естественный свет.
Посетители входят в здание через атриум с большими стеклянными навесными стенами, соединяющими внутреннее и внешнее пространство. Заполненное светом пространство содержит изогнутые проходы, стеклянные лифты и лестницы, соединяющие три внутренних уровня.
Атриум соединяет три внутренних уровня.Выставочные площади общей площадью 11 000 квадратных метров расположены в 19 галереях музея. Десять комнат имеют стандартный ортогональный план, в то время как другие различаются по форме, причем некоторые из них предназначены для размещения постоянных работ.
В самой большой галерее шириной 30 метров и длиной 130 метров находится монументальная стальная скульптура Ричарда Серры «Вопрос времени».
Социально-экономическое влияние Музея Гуггенхайма в Бильбао более чем соответствовало его цели по изменению имиджа города: расчеты 2017 года показывают, что музей приносит около 400 миллионов евро в год для местной экономики.
Фрэнк Гери привлек внимание всего мира к деконструктивизму
В последующие годы города по всему миру стремились повторить успех Гуггенхайма, вводя в эксплуатацию громкие культурные здания, что было названо «эффектом Бильбао».
В интервью Dezeen в 2021 году Гери сказал, что его не волнуют глобальные подражатели или тенденция, начатая его строительством, хотя он признал, что проект действительно изменил экономику и социальную динамику города.
«Люди всегда говорят мне, как я изменил город,» сказал Гери. «Я не собирался менять город, я просто хотел быть частью города».
Музей оказал большое влияние на город Музей Гуггенхайма в Бильбао имеет своих недоброжелателей, некоторые из которых утверждают, что он слишком доминирующий и что некоторые его помещения не очень подходят для демонстрации произведений искусства. «Эффект Бильбао» также привел к многочисленным проектам в других местах, которые не принесли аналогичных выгод местному сообществу по сравнению с суммой вложенных денег.
Лауреат Пулитцеровской премии критик Пол Голдбергер, однако, назвал проект «знаменательным моментом в архитектурной культуре», добавив, что: «Здание проложило новые пути и стало выдающимся явлением».
В опросе 2010 года, проведенном журналом Vanity Fair, музей Гуггенхайма в Бильбао был назван «самым важным памятником архитектуры, построенным с 1980 года».
Гери получил широкое признание и признание за такие проекты, как Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, жилая башня New York by Gehry на Манхэттене и Фонд Луи Виттон в Париже.
Архитекторская фирма также стоит за дизайном музея Гуггенхайма в Абу-Даби, который был впервые представлен в 2006 году и, наконец, должен открыться в 2025 году.
Фотография предоставлена Музеем Гуггенхайма в Бильбао.
Иллюстрация Джека Бедфорда Деконструктивизм — одно из самых влиятельных архитектурных движений 20-го века. Наша серия рассказывает о зданиях и работах ее ведущих сторонников — Эйзенмана, Гери, Хадида, Колхаса, Либескинда, Чуми и Прикса.
Прочтите нашу серию статей о деконструктивизме ›
Dezeen в WeChat!
Нажмите здесь , чтобы прочитать китайскую версию этой статьи в официальном аккаунте Dezeen в WeChat, где мы ежедневно публикуем новости и проекты в области архитектуры и дизайна на упрощенном китайском языке.
Музей Гуггенхайма Бильбао — Сказки Танамы
Я должен поблагодарить Страну Басков. Несмотря на то, что он известен своей пасмурной и холодной погодой, он подарил мне идеальные солнечные моменты, когда я нуждался в них больше всего.
На самом деле мы провели там большую часть наших четырех дней, покрытые густым туманом и моросящим дождем. Когда всякая надежда была потеряна, прекрасный яркий день позволил мне созерцать виды с горы Игельдо в Сан-Себастьяне.
Еще один момент без облаков наступил, когда я впервые увидел музей Гуггенхайма в Бильбао. Стальная поверхность заблестела у меня перед глазами, как только я вошел на Плаза Моюа. В этот момент небо было еще затянуто тучами.
Как только я начал приближаться к зданию по улице Эрсилла, появились тонкие лучи света.
Мы, люди, склонны очаровываться несколькими достопримечательностями и местами. Мы видим фотографии, телепередачи и видео о тех местах, которые хотим посетить. Однако, на мой взгляд, достопримечательность (статуя, здание, пирамида и т. д.) оживает для нас, когда мы ее посещаем.
Да, я поехал в Бильбао, потому что хотел посетить этот музей. Но, вау, какой музей!
Он красивее, больше и смелее, чем я думал. Мало того, он прославляет наследие Бильбао через его различные элементы. Оказавшись там, я понял, почему это шедевр.
Наш визит мы начали с того, что обошли все здание пешком.
Бильбао, расположенный на берегу Бискайского залива, является четвертым по величине городом в Испании, одним из самых важных портов страны и центром производства, судоходства и торговли. В конце 1980-х баскские власти приступили к амбициозной программе реконструкции города. К 1991 году, с новыми проектами аэропорта, системы метро и пешеходного моста, среди других важных проектов крупных международных архитекторов, таких как Норман Фостер, Сантьяго Калатрава и Арата Исодзаки, город планировал построить первоклассное культурное учреждение.
В результате архитектурного конкурса был выбран калифорнийский архитектор Фрэнк Гери, известный своим использованием неортодоксальных материалов и оригинальных форм, а также своей чуткостью к городской среде. Предложение Гери о месте на реке Нервион в конечном итоге включало в себя черты, которые охватывают как идентичность музея Гуггенхайма, так и его новый дом в Стране Басков.
Кривые на внешней стороне здания должны были выглядеть случайными. Однако, если присмотреться, здание напоминает корабль. Поскольку он был построен рядом с рекой Нервион, он напоминает корабль, плывущий по воде. Дизайн прославляет военно-морскую историю Бильбао.
Само здание — не единственная достопримечательность. Есть и другие выставки, получившие широкую известность.
Одним из самых известных «жителей» Бильбао является Щенок . Расположенный перед главным входом в музей, этот сад в виде терьера приковывает к себе все внимание. Это работа Джеффа Кунса, художника, получившего известность в середине 1980-х благодаря использованию им необычных материалов для скульптур.
Щенок должен был стать временной выставкой, но жители Бильбао влюбились в него и в итоге купили произведение.
Было очень грустно не увидеть Щенка в его знаменитом летнем пальто. Вот как он обычно выглядит.
Набор «Высокое дерево и глаз» состоит из 73 отражающих сфер, закрепленных вокруг трех осей. Эта иллюзионистская работа продолжает исследование художника сложных математических и структурных принципов, воплощенных в скульптурной форме. Зеркальные поверхности шаров отражают и преломляют друг друга, одновременно создавая и растворяя форму и пространство.
Скульптуру создал Аниш Каппор (тот же создатель «Облачных ворот» или «Боба» в Чикаго).
Maman — одно из самых необычных произведений искусства в музее. Художница Луиза Буржуа отдает дань уважения своей матери скульптурой. Он символизирует как сильные, так и хрупкие стороны материнства.
Мост Ла-Сальв был построен в 1970-х годах для обеспечения северного доступа через реку к городу. В 2007 году скульптура 9Добавлен 0153 Arcos Rojos (к десятилетию музея).
Интерьер спроектирован вокруг большого светлого атриума с видом на устье Бильбао и окружающие холмы Страны Басков. У него есть несколько крупномасштабных работ, таких как Snake Ричарда Серры. В музее много сезонных и/или тематических выставок.
Честно говоря, выставки меня не впечатлили. Стоит зайти внутрь музея, чтобы посмотреть на здание изнутри. Еще одним преимуществом является то, что аудиогид включен в ваш входной билет. Гид объясняет все детали того, как Гери задумал здание. Он также дает пояснения к различным скульптурам, окружающим здание.