История музейных зданий. Идем в гости к Михаилу Булгакову / Новости города / Сайт Москвы
Мой район
Фото М. Денисова. Mos.ru
Как появился доходный дом Пигита, в котором сегодня расположен Музей М.А. Булгакова, и кто жил в нем до и после писателя — в материале mos.ru.Большая Садовая улица, дом 10 — этот адрес сегодня известен всем любителям русской литературы ХХ века: 100 лет назад здесь, в коммунальной квартире 50, поселился Михаил Булгаков. Он обессмертил свое первое московское жилье, описав его в романе «Мастер и Маргарита» и других произведениях. Сегодня тут находится музей его имени. Впрочем, тот факт, что Михаил Афанасьевич жил здесь, лишь часть богатой истории дома Пигита.
Для состоятельных жильцовВ начале 1900-х годов известный предприниматель Илья Пигит начал строить на Большой Садовой доходный дом. Изначально он планировал открыть на этом месте табачную фабрику, но не смог получить разрешения. Проект здания в стиле модерн создал архитектор Эдмунд Юдицкий. Дом Пигита — именно так впоследствии назвали это здание — он разбил на два корпуса: пятиэтажный с парадным фасадом на Большой Садовой и четырехэтажный, выходящий во двор. Над фасадом работал архитектор Антонин Милков. Особняк был построен в 1902–1903 годах.
Вскоре в доме поселился сам Илья Пигит. Он выбрал лучшую квартиру, состоявшую из 10 комнат. Окна зала, столовой, гостиной и кабинета выходили на оживленную улицу. Пигит прожил здесь до своей смерти в 1915 году.
Дом Пигита был предназначен для состоятельных арендаторов. Студию № 38 снимал Николай Рябушинский, выходец одной из самых известных предпринимательских династий Москвы, меценат и коллекционер, издатель литературно-художественного журнала «Золотое руно». В нем публиковались Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, иллюстрации делали Александр Бенуа и Лев Бакст. Издание выходило в 1906–1909 годах, ради него Рябушинский даже продал паи хлопчатобумажного товарищества.
Новаторы, первооткрыватели, меценаты. Все о династии Рябушинских
В доме Пигита были предусмотрены мастерские, и, помимо обычных жильцов, здесь с самого начала обитали художники. Петр Кончаловский въехал в студию № 38 в 1910 году. А через два года он арендовал в доме еще и жилую квартиру 24, где поселился с женой и двумя детьми. Именно оттуда художник ушел на фронт в 1914-м, а по возвращении снова стал работать, но уже в новой мастерской — № 40.
Мастерская была для Кончаловского не только местом работы, но и источником вдохновения. Он часто изображал ее на своих картинах. Среди них — «В мастерской. Семейный портрет», «Натурщица у печки», «Дети за роялем», «Натюрморт. Самовар», «Автопортрет с женой», «Портрет пианиста Владимира Владимировича Софроницкого за роялем».
После 1917 годаВ 1918 году доходный дом национализировали, им стал заведовать Моссовет. Здание превратили в рабочую коммуну. В квартиры заселяли сотрудников типографий столицы, слесарей, портних, продавцов и многих других.
Как и до революции, в советское время в доме Пигита продолжали работать художники. Например, мастерскую № 38 получил известный театральный художник Георгий Якулов, работавший в то время в Камерном театре Александра Таирова. Это была большая комната с деревянной лестницей, ведущей на антресоли. Жил он здесь же, в квартире 8.
В мастерской Якулова почти всегда царило веселье — супруга художника Наталья любила гостей. Сюда приходили столичные поэты, актеры, художники. Именно здесь в 1921 году Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Свидетели той встречи позже воспоминали: Айседора запустила пальцы в кудри поэта и сказала по-русски с акцентом: «Золотая голова», — поцеловала его, назвала ангелом и сразу — чертом.
«Я — красная». Жизнь Айседоры Дункан в Москве в фотографиях и воспоминаниях
Соседом Георгия Якулова был сотрудник банкирского дома Багдасар Вартанов, человек добрый и отзывчивый. Его внук Георгий вспоминал, что к Вартановым бесконечно стучались бесчисленные друзья Якулова, путавшие квартиры. Однажды терпение Багдасара Артемьевича лопнуло: увидев на пороге вдрызг пьяного Владимира Маяковского, он спустил его с лестницы.
В 1921-м в Москву приехал вместе с первой женой Татьяной Лаппой Михаил Булгаков. Медицина была забыта, в столицу он прибыл с четкой целью — делать литературную карьеру. Будущий писатель начал с сотрудничества с московскими газетами, для которых писал фельетоны.
Первое время молодая семья жила у родственников и знакомых, но потом муж одной из сестер Булгакова предложил занять его комнату в коммунальной квартире 50 в доме Пигита — сам он уезжал из города. Коммуналка оказалась настоящим адом. Соседи — их было 16 — всем видом показывали, что новым жильцам здесь не рады. Михаила и Татьяну пытались выжить — уж слишком хорошая им досталась комната. Впрочем, и друг к другу старые соседи относились недружелюбно: кляузы, драки и скандалы были здесь обычным делом.
«Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их», — позже скажет Булгаков устами Воланда в романе «Мастер и Маргарита».![]()
Война с соседями продолжалась даже после того, как его прописали в доме как сотрудника Главполитпросвета. Однажды Булгаков в отчаянии написал в дневнике: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру». Михаил Афанасьевич нашел выход гневу — многих героев своих фельетонов, повестей и романов он целиком списал с соседей.
В квартире было холодно, вода шла с перебоями. Михаил Афанасьевич рассказывал сестре: «Топить перестали в марте. Все переплеты покрылись плесенью». Но было и хорошее: здесь, в доме Пигита, писатель создал «Белую гвардию», «Дьяволиаду», «Роковые яйца».
Уехал из коммуналки Булгаков в 1924 году. В его жизни началась совершенно другая история. А квартиру 50 он вспомнил, когда взялся за роман «Мастер и Маргарита». В книге она стала «нехорошей квартирой», там остановился Воланд со свитой. Здесь же проходил бал сатаны, или «камерный бал», как его называла третья жена Булгакова Елена Сергеевна, ставшая прототипом Маргариты. Позже, в 1935 году, Булгаков переписал эту сцену. Побывав среди 500 гостей приема Уильяма Буллита в американском посольстве, он взял за основу свои новые впечатления.
Кстати, прототипом театра «Варьете» послужил сад «Аквариум», расположенный по соседству от дома Пигита. Сегодня это небольшой парк возле Театра имени Моссовета и Театра сатиры, а во времена Булгакова здесь устраивали увеселительные мероприятия.
Музей М.А. БулгаковаРасселять коммунальные квартиры начали в 1960-е, а середине 1980-х в доме их почти не осталось. В 1983 году в бывшую «нехорошую квартиру» переехал Гипротехмонтаж, один из отделов Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР. Узнав, кто жил тут раньше, его сотрудница Наталья Романова решила устроить булгаковскую экспозицию.
В 1990 году фасад дома наконец украсила мемориальная доска в честь писателя. Гипротехмонтаж выехал из квартиры. Мариэтта Чудакова, написавшая первую научную биографию Булгакова, учредила фонд его имени и добилась того, чтобы квартиру передали в его ведение. Бывшее жилье Михаила Афанасьевича, которое он ненавидел, постепенно превратилось в важное место для его поклонников. Здесь проходили концерты, выставки, литературные вечера.
В 2000 году в квартире отметили 60-летие романа «Мастер и Маргарита». В 2004-м открылась первая постоянная экспозиция — ее посвятили столетию доходного дома Ильи Пигита.
Первый в стране государственный Музей М.А. Булгакова распахнул свои двери в 2007 году. Сегодня здесь можно увидеть мемориальные предметы — фотографии, гравюры, мебель, в частности секретер, который очень любил писатель. Многое из вещей, оставшихся в его другой московской квартире — в Нащокинском переулке, передали родственники друзей Елены Булгаковой. Таким образом удалось воссоздать кабинет Булгакова.
Клипсы Цветаевой, перо Пушкина: что хранят литературные музеи столицы
С 2013 года музей проводит булгаковские фестивали на Патриарших прудах. Тогда же появился научно-исследовательский отдел. Экспозиция об истории дома размещается в небольшой комнате, где начала просветительскую деятельность Наталья Романова, в 1983 году открывшая значимость квартиры. Сегодня в коллекции — больше пяти тысяч предметов. Музей М.А. Булгакова занимает весь четвертый этаж дома.
Теги
музеи Михаил Булгаков Музей Булгакова дом Пигита
Сферы
Мой район, Музейные истории
Округ
Центральный
Район
Пресненский
Все новости
Мечта о доме для творческих людей: Музей-театр «Булгаковский дом»
В этот день, 15 мая, в далёком 1891 году родился автор «Собачьего сердца», «Белой гвардии», «Мастера и Маргариты» Михаил Афанасьевич Булгаков. Эти произведения оставили настолько яркий след в жизни целых поколений, что годы, десятилетия, даже страны спустя эти названия по-прежнему на слуху, а сами книги – читаемы и любимы.
Но так случилось, что в Москве, городе, где Михаил Афанасьевич многие годы жил и творил, аж до 2007 года не было посвящённого ему музея. Его историю, историю создания музея-театра «Булгаковский дом», в которую вплелись мечты множества людей, я и хочу вам сегодня рассказать.
Итак, Булгаков и Дом
В 1921 году Михаил Афанасьевич приехал в Москву, голодный и бесприютный город, и поселился с женой по адресу улица Большая Садовая, д. 10, кв. 50, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924, он писал свои первые московские произведения.
Сам образ «скверной» коммуналки не раз появится в его произведениях: «Псалом», «Самогонное озеро», «№13 дом Эльпит-Рабкоммуна», «Зойкина квартира» и, наконец, «Мастер и Маргарита», роман, обессмертивший дом и его обитателей. Именно в этом произведении Булгаков называл его «домом 302-бис с нехорошей квартирой 50». Считается, что «302 бис» в романе – это как 3 плюс 2, бис – это «повторить», так и получается дом 10.
Естественно, что после первой же публикации романа в 1966–1967 годах в журнале «Москва» восторженные поклонники решили отыскать знаменитую квартиру № 50. Здесь, пожалуй, и начинается история будущего музея.
Создание музея
Николай Голубев, директор музея-театра «Булгаковский дом», вспоминает о истории его создания так:
«В то время молодые люди заражались романом и ходили искали этот дом по Москве. Мне тогда было 13 лет, и я пошел искать этот дом. Я ездил на троллейбусе по Садовому кольцу, высматривал по приметам, выходил на разных остановках и, в конце концов, нашёл этот дом. Там ходило какое-то количество задумчивых молодых людей и девушек. Половина там была комуналки, другая половина дома – конструкторские бюро, чертёжные бюро. И в квартире № 50 сидело чертёжное бюро с прекрасным директором, который понимал всех нас, молодых людей, и пускал посмотреть.
Если вы попадали в этот подъезд – это был первый клуб, что ли, понимаете. И если вы в этом подъезде ходите задумчивый, значит, вы свой. Вы можете обратиться с просьбой, вам могли дать в долг, вас могли устроить ночевать, если вы из другого города. Это место для своих было такое, и оно пользовалось огромной популярностью. И я так пришёл в дом первый раз, познакомился со всеми своими друзьями практически в этом доме, с которыми мы дружны до сих пор.
А потом, когда мы в конце 90-х собрались в этот дом, мы увидели, что верхний этаж выгорел, подъезд весь замазан чёрной краской, потрескавшиеся фасады, залиты подвалы… дом умирал физически. В конце 90-х здесь была катастрофа. И мы поняли, что если б мы вот сейчас пришли, мы не познакомились бы, у нас не было бы той дружбы, которая нас связывала. И, в общем и целом, мы решили как-то помочь дому.
Мы стали обивать разные пороги, ходить по чиновникам, предлагать свою помощь – хотели организовать музей. Идея сделать музей пришла не сразу – мы хотели кому-то помочь сделать музей, отремонтировать дом, в общем. И вот в поисках таких людей мы поняли, что мы сами и есть эти люди, что больше никого мы не найдем. И потихоньку начало складываться.
Мы нашли в Интернете поклонников творчества писателя, вышли на общество «Феникс», которое в течение 20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые вещи для музейной экспозиции.
Огромное количество людей вложились в дело создания музея не только своими деньгами, но и вещами, экспонатами, лекциями, материалами, личным временем. И вот, десять лет назад, мы открыли музей как физическое место, где можно встретиться, где дверь не закрывается перед творческими людьми, где можно прийти и предложить свою пьесу поставить, можно повесить свои картины, если хотите».
Изначально музей открылся не в той самой квартире № 50, а в соседнем подъезде. Сам Михаил Афанасьевич не любил это место – не даром он неоднократно жёг его в своих произведениях. Там он настрадался, там голодал… Но люди всё равно приходили и, несмотря на нелюбовь самого писателя, дом стал своеобразной «Меккой» для поклонников его творчества. Все стены подъезда, где находится та самая квартира, были исписаны фразами из романов, изрисованы граффити. Понятно, что людей, живущих в этом подъезде, совсем не радовало такое соседство – изрисованный подъезд, подозрительные личности в нём… И только 10 лет работы музей смогли побороть сложившуюся неприязнь жильцов, помочь им снова полюбить Булгакова, во многом благодаря тому, что после посещения музей люди вели себя по-человечески.
Здравый смысл
«Мы с самого начала поставили себе целью создать место, которое не противоречило бы здравому смыслу, – продолжает рассказывать Николай Голубев. – Музей нужен нам всем –молодым, старым, разным. Булгаков нравится очень разным людям. Встреться они в обычной жизни – может случиться когнитивный диссонанс. Мы решили, что люди будут приходить не к нашему мнению, а к Булгакову, что не нужно стоять между ними и Мастером. Наша задача – добиться того, чтобы наш посетитель, наш гость глубже понял, глубже прочувствовал. Мы хотим довести – взять его за ручку, посетителя, и довести до книги, до Булгакова самого. Не до трактовки, а до самого классика.
Мы объездили музеи литературные и поняли, что мы не хотим такой музей делать. Ни один музей нам практически не понравился: либо это музей одного посещения, и больше там делать нечего, либо это следы былой роскоши – прекрасная задумка, но видно, что это было давно, что это постарело и плохо содержится, видно, что там нет жизни. Музей – это музеон, дом муз. Раньше музеи не хранили, а делали искусство. И вдруг мы поняли, что вот оно – решение. Мы должны здесь сделать дом для творческих людей, которые видят Булгакова каждый по-своему. Мы поняли, что здесь должна быть галерея, должен быть театр, лаборатория, студия, где обучают. И мы, в общем, составили такой план.
Что ещё не так? Москвич работает до 6–7–8. Для кого мы будем работать, если как обычный музей, который открывается в 9 и закрывается в 6 или 7 часов. В то время высококультурный город закрывался в 6–7 часов, дальше были кино–казино, всё. Мы решили это исправить. Поэтому мы сдвинули график работы, решили, что будем работать без выходных, потому что это странно, когда музей закрывается на выходные, когда у людей как раз свободное время. Мы решили работать до 12 часов. И решили сделать бесплатный вход, чтобы не терять аудиторию.
Как же такая замечательная, но не коммерческая идея до сих пор остаётся на плаву? Ответ прост – музей берёт деньги за свою работу, а не за «доступ к реликвиям»: открыли свой маленький буфет, выстраиваем отношения с посетителем – используем театральные технологии, наняли актеров для театральных экскурсий. Наши экскурсии пишут не экскурсоводы, а сценаристы. Поэтому они подвижны и интересны, в них присутствует всё по законам жанра: завязка, кульминация и развязка. Наша задача – разбудить у наших гостей лучшие чувства, эмоции, через них передать информацию. В «Булгаковском Доме» постоянно проходят литературные вечера, театральные экскурсии. Наш коллектив наполовину театральный, наполовину музейный. Наконец, мы в 2011 году открыли полноценный театр в классическом понимании. Благодаря театру и экскурсиям «Дом Булгакова» вышел на самоокупаемость».
Сплетение чудес
Сам театр начинается здесь не то, что с вешалки, а уже с улицы, с атмосферы, в которую окунаешься на подходах к музею, пройдя под аркой в музейный дворик и увидев знакомые фигуры, увековеченные в металле. А ещё там живёт замечательный чёрный кот Бегемот, вальяжный и снисходительно-равнодушный к восторгам посетителей. На ночных экскурсиях в доме раздаются странные звуки, а в городе совсем не удивительно встретить незнакомца в клетчатом пиджаке или женщину с бутылочкой подсолнечного масла. .. Каждый посетитель музея может опустить записку с заветным желанием в ящик «Письма Мастеру» и тогда в августе, когда «Булгаковский дом» приглашает всех своих друзей на праздник исполнения желаний, его письмо унесёт в небо один из множества воздушных шаров. Да мало ли какие ещё чудеса могут случиться в таком необычном месте! Приходите – и убедитесь сами.
И в завершение этой небольшой истории о большой мечте ещё раз предоставим слово директору музея: «Булгаков для меня – это яркий пример, как можно и нужно жить. Человек, который в страшное время, которое переломало огромное количество характеров, в то время, когда люди буквально умирали от страха и впадали в страшнейшие депрессии – это и революция, это и репрессии. Он не сломался, он мало того, что не сломался, он нашёл в себе силы радостно и весело жить и радостно и весело писать. Даже болея страшным заболеванием, он как врач понимал, что это неизлечимое заболевание, что его ждёт мучительная смерть, он не терял весёлости нрава. А почему так это с ним произошло, он что, какой-то уникальный человек, с какими-то уникальными качествами? Ответ, с моей точки зрения, – нет. Он обычный человек, но который родился второй раз. Он открыл в себе нового человека, открыл в себе творца, он получил доступ в это пространство, в пятое измерение».
Историю нашла и подготовила Аня Буракова. Спасибо!
Если вам понравилась эта история — делитесь ею с друзьями, вступайте в наше сообщество и, конечно, присылайте ваши истории о сбывшихся мечтах!
Tags: мечта, музей, творчество
История музейных зданий. В гости к Михаилу Булгакову / Новости / Сайт Москвы
Культура
Фото Максима Денисова, Мос.ру
Мос.ру рассказывает историю доходного дома Пигит, который сегодня находится музей Михаила Булгакова, и кто там жил до и после писателя. ул. Большая Садовая, 10. Этот адрес теперь известен всем любителям русской литературы ХХ века: Сто лет назад здесь, в коммуналке № 50, жил Михаил Булгаков. Он увековечил свое первое московское жилище, описав его в Мастер и Маргарита и другие произведения. Ныне в нем находится музей его имени. Однако то, что здесь жил Булгаков, — это лишь часть богатой истории дома Пигитов.
Для состоятельных жителей
В начале 1900-х известный предприниматель Илья Пигит начал строить доходный дом на Большой Садовой. Первоначально он планировал открыть на этом месте табачную фабрику, но не получил разрешения. Здание спроектировано в стиле модерн по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Он разделил Пигит-Хаус, как его потом назвали, на два корпуса: пятиэтажный с парадным фасадом на Большую Садовую улицу и четырехэтажный, выходящий во двор. Над фасадом работал архитектор Антонин Мильков. Особняк был построен в 1902-1903.
Вскоре в дом въехал сам Илья Пигит. Он выбрал лучшую, 10-комнатную квартиру. Окна зала, столовой, гостиной и кабинета выходили на оживленную улицу. Пигит жил здесь до своей смерти в 1915 году.
Дом Пигита предназначался для состоятельных арендаторов. Николай Рябушинский, потомок одной из самых известных московских деловых династий, меценат, коллекционер, издатель литературно-художественного журнала «Золотое руно», арендовал «Студию 38». В журнале печатались произведения Александра Блока, Андрея Белого, и Валерий Брюсов с иллюстрациями Александра Бенуа и Леона Бакста. Он был выпущен в 1906-1909, и ради него Рябушинский даже продал свои акции хлопчатобумажного товарищества.
В доме Пигита были мастерские, и, наряду с обычными жильцами, в нем с самого начала жили художники. Петр Кончаловский переехал в Студию 38 в 1910 году. Два года спустя он снял квартиру 24, чтобы жить там с женой и двумя детьми. Именно туда художник ушел на войну в 1914 году, а по возвращении снова начал работать, но уже в новой мастерской № 40.
Мастерская была для Кончаловского не только местом работы, но и источником вдохновения. Он часто изображал его на своих картинах. Среди них «В студии». Семейный портрет, Модель у печи, Дети у рояля, Натюрморт. Самовар, Автопортрет с женой, Портрет пианиста Владимира Софроницкого за роялем.
После 1917 г.
В 1918 г. доходная палата была национализирована и передана в ведение Моссовета. Здание было превращено в рабочую коммуну. Квартиры занимали работники московских типографий, слесари, портные, продавцы и многие другие.
Как и до революции, в советское время в доме Пигита продолжали работать художники. Например, мастерская № 38 была отдана известному театральному художнику Георгию Якулову, работавшему в то время в Камерном театре Александра Таирова. Это была большая комната с деревянной лестницей, ведущей на антресоль. Он тоже жил здесь, в квартире 8.
В мастерской Якулова почти всегда было весело — Наталья, жена художника, любила гостей. Сюда приезжали московские поэты, актеры, художники. Именно здесь в 1921 году Сергей Есенин познакомился с американской танцовщицей Айседорой Дункан. Очевидцы той встречи позже вспоминали: Айседора провела пальцами по кудрям поэта и сказала по-русски с акцентом: «Золотая голова», она поцеловала его, позвала ему ангел, и сразу черт.
Я красная: Московская жизнь Айседоры Дункан в фотографиях и воспоминаниях
Соседом Георгия Якулова был Багдасар Вартанов — сотрудник дома банкира, добрый и отзывчивый человек. Его внук Георгий вспоминал, что бесчисленные друзья Якулова постоянно стучались в дверь Вартановых по ошибке. Однажды терпение Багдасара лопнуло: увидев на пороге слепо пьяного Владимира Маяковского, он столкнул его с лестницы.
Булгаковская война
В 1921 году Михаил Булгаков приехал в Москву со своей первой женой Татьяной Лаппой. Медицина осталась позади: он приехал в российскую столицу с четкой целью сделать литературную карьеру. Он начал сотрудничать с московскими газетами, писал для них фельетоны.
Сначала молодая семья останавливалась на квартирах у родственников и знакомых, но потом муж одной из сестер Булгакова предложил снять его комнату в коммуналке 50 в доме Пигит, уезжая из города. Коммунальная квартира оказалась сущим адом. Соседи — их было 16 человек — всячески показывали, что новым жильцам здесь не рады. Михаил и Татьяна пытались выжить — у них была слишком уютная комната для жизни. Впрочем, и старые соседи не были дружелюбны друг к другу: клевета, драки и скандалы здесь были обычным делом.
«Они, конечно, легкомысленные… но ведь и им иногда сочувствуют… они обычные люди, вообще-то очень напоминают мне своих предшественников, только вот жильё их испортило», Через Воланда потом скажет Булгаков в своем романе Мастер и Маргарита.
Война с соседями продолжалась и после того, как он был прописан в доме сотрудником Главполитпросветкома Булгаков однажды в отчаянии написал в своем дневник: «Я точно не знаю, что делать с ублюдками, которые населяют эту квартиру.» Михаил нашел выход своему гневу — многих персонажей своих фельетонов, рассказов и романов он целиком срисовывал с соседей9.0003
В квартире было холодно и перебои с подачей воды. Михаил сказал сестре: «В марте перестали топить. Все окна в плесени». Но была и положительная сторона: здесь, в доме Пигита, писатель создал Белая гвардия , Дьяволица, и Роковые яйца .
Булгаков вышел из коммуналки в 1924 году. В его жизни началась совсем другая история. А квартиру 50 он вспомнил, когда взялся за роман «Мастер и Маргарита». В книге она стала «плохой квартирой», где остановился Воланд и его окружение. Здесь же проходил Сатанинский бал, или «камерный бал», как называла его третья жена Булгакова Елена, ставшая прообразом Маргариты. Позже, в 1935 году, Булгаков переписал эту сцену. Побывав в числе 500 гостей на приеме Уильяма Буллита в американском посольстве, он взял за основу свои новые впечатления.
Кстати, Сад Аквариум, расположенный по соседству с Домом Свиней, послужил образцом для Театра Эстрады. Сейчас это небольшой сквер возле Театра Моссовета и Сатиры, а во времена Булгакова это было место увеселительных мероприятий.
Музей Булгакова
Коммунальные квартиры начали расселять в 1960-х, а в середине 1980-х в доме их почти не осталось. В 1983 году в бывшую «плохую квартиру» въехало одно из управлений Министерства монтажных и специальных строительных работ СССР «Гипротехмонтаж». Узнав, кто здесь жил раньше, его сотрудница Наталья Романова решила устроить выставку Булгакова.
В 1990 году на фасаде дома наконец-то появилась мемориальная доска в честь писателя. Гипротехмонтаж съехал с квартиры. Мариетта Чудакова, написавшая первую научную биографию Булгакова, учредила фонд его имени и позаботилась о том, чтобы квартира была передана ему. Бывший дом Михаила, который он ненавидел, постепенно превратился в видное место для его поклонников. Здесь проходили концерты, выставки, литературные вечера.
В 2000 году в квартире исполнилось 60 лет роману Мастер и Маргарита. В 2004 году была открыта первая постоянная экспозиция. Он был посвящен столетию доходного дома Ильи Пигита.
Первый в стране Государственный музей М.А. Булгакова открыл свои двери в 2007 году. Сейчас здесь можно увидеть памятные вещи: фотографии, гравюры, мебель, в частности, очень полюбившийся писателю письменный стол-секретарь. Родственники друзей Елены Булгаковой передали многие вещи, оставшиеся в его другой московской квартире в Нащокинском переулке. По ним воссоздан кабинет Булгакова.
Скрепки Цветаевой, Пушкинское перо: что хранят литературные музеи столицы
С 2013 года в музее проходят булгаковские фестивали на Патриарших прудах. Так появился исследовательский отдел. Выставка об истории дома занимает маленькую комнату, где Наталья Романова, открывшая значение квартиры в 1983 году, начала свою просветительскую деятельность. Сегодня коллекция насчитывает более пяти тысяч предметов. М.А. Музей Булгакова занимает весь четвертый этаж дома.
Теги
музеи Михаил Булгаков Музей Булгакова Дом свиней
Сферы
Культура
Все новости
Государственный музей Михаила Булгакова, Москва Государственный музей Михаила Булгакова, Москва
- Личные комнаты , где жил Булгаков в 1921-1924 гг.
- Выставки , посвященные жизни, творчеству и творчеству Булгакова
- История корпуса кризис, охвативший Москву в 1920-е годы
- Архитектура дома в стиле модерн , в котором расположен музей
- Оригинальный декор и мебель царского и советского периодов
Государственный музей Михаила Булгакова
Фото Владимира Чинина, Фотобанк Лори
Михаил Булгаков — один из самых выдающихся советских драматургов, прозаиков и новеллистов, известный своей пронзительной сатирой на жизнь. в СССР. Государственный музей Михаила Булгакова расположен в коммунальной квартире, где Булгаков провел свои первые годы в Москве, и рассказывает о жизни, творчестве и историческом контексте писателя посредством выставок фотографий, литературы, личных вещей, произведений искусства и архивных материалов.
Кем был Михаил Булгаков?
Михаил Булгаков, 1928 год, неизвестный автор, Wikimedia Commons
Михаил Булгаков родился в Киеве в 1891 году. бросил свою медицинскую карьеру, чтобы заняться писательством. Он переехал в Москву и поначалу смог найти работу в государственных структурах, писать для газет и журналов, работать в литературном отделе Главполитпросвета (Главного управления политического просвещения) и стать членом Всероссийского союза писателей. . Однако вскоре Булгаков обратил свое внимание на абсурдность жизни в СССР, сочетая в своих произведениях элементы реальной жизни и фантазии, чтобы высмеивать советское общество и выдвигать на первый план этические дилеммы. Его смелое артистическое желание раскрыть правду стоило ему средств к существованию и, в конце концов, жизни.
Собачье сердце, иллюстрация Еременко
Булгаков написал много известных произведений на протяжении 1920-х годов. Одним из них было «Собачье сердце» (1925), рассказ, в котором ученый имплантирует человеческие яички и гипофиз уличной дворняге. Хотя собака постепенно становится более похожей на человека, она не может оторваться от своих первобытных инстинктов и портит жизнь окружающим. Эта история была язвительным комментарием стремления Советов создать новое общество, подразумевая, что насильственное обращение масс в просвещенного «нового советского человека» будет иметь катастрофические последствия.
Другим был роман «Белая гвардия» (1925), симпатичный портрет русской интеллигенции и антибольшевистских белых сил во время революции и Гражданской войны. Хотя Булгаков не публиковался до 1966 года, Булгаков переработал роман в пьесу «День Турбиных», которая имела значительный успех в театрах в 1926 году. Хотя самому Сталину пьеса очень понравилась, как сообщается, она смотрела ее 15 раз, впоследствии она была запрещена.
Фото Николая Голицынского, Фотобанк Лори
Спорные темы Булгакова в сочетании с его растущей популярностью неизбежно приводили его в замешательство, и он подвергался яростным нападкам со стороны критиков и других писателей. Булгаков провел 1930-е годы в мучительном подвешенном состоянии: он заслужил уважение Сталина, поэтому его не арестовали и не расстреляли; но в 1929 году советские власти запретили дальнейшую публикацию или постановку его произведений, оставив его в отчаянии и нищете. Большая часть его семьи эмигрировала в Париж во время Гражданской войны, поэтому в 1930 Булгаков написал властям страстное письмо, умоляя разрешить ему покинуть СССР и продолжить писать в эмиграции. Последовал знаменитый телефонный разговор писателя со Сталиным, который запретил ему уезжать, но разрешил работать в театральной сфере — сначала во МХАТе, а затем в Большом театре.
Знаете ли вы? Одной из запрещенных пьес Булгакова, написанных в 1930-е годы, была «Иван Васильевич» (1935) — сатира, сравнивающая советскую и средневековую Россию. В нем неисправная машина времени переносит Ивана Грозного в XX век, а домработника (одноименного Ивана Васильевича) — в XV век. В 1973 по пьесе был снят очень популярный научно-фантастический фильм «Иван Васильевич меняет профессию», который является одним из любимых фильмов, которые традиционно смотрят в новогодние праздники в России.
Фото Николая Голицынского, Фотобанк Лори
Булгаков написал свой шедевр «Мастер и Маргарита» между 1937 и 1939 годами. считается шедевром литературы ХХ века. В романе сатана (замаскированный под иностранного профессора Воланда) спускается в сталинскую Москву и сеет хаос, освещая коррумпированную и лицемерную советскую элиту. В нее вплетена история Мастера, автора, преследуемого государственной литературной бюрократией за написание романа о допросе Иисуса Христа, и его возлюбленной Маргариты, помогающей Воланду в его интригах. В «Мастере и Маргарите» есть одна из самых известных цитат русской литературы — «рукописи не горят».
Не имея возможности уехать из России или зарабатывать на жизнь писателем, Булгаков впал в депрессию и пошатнулся. Он умер от болезни почек в марте 1940 года. Публикация его произведений началась в 1960-е годы, когда хрущевская оттепель медленно реабилитировала представителей литературной среды, но бесцензурные версии многих произведений появились гораздо позже — например, «Собачье сердце» было опубликовано только в 1987 году.
Знаете ли вы? Булгаков похоронен на Некрополе Новодевичьего монастыря в Москве, самом громком кладбище в Советском Союзе.
Фото Free Wind, Фотобанк Лори
Государственный музей Михаила Булгакова
Булгаков впервые переехал в Москву в неспокойные первые дни советского периода. Между 1921 и 1924 годами он и его жена Татьяна жили в коммунальной квартире с несколькими другими семьями на Большой Садовой в центре Москвы. Именно здесь Булгаков написал «Белую гвардию» и ряд других ранних произведений. В честь своих обитателей квартира Булгаковых в этом здании в стиле модерн в 2007 году была преобразована в Государственный музей Михаила Булгакова9.0003
Однако увлечение писателем началось намного раньше. В 1970-е годы дом на Большой Садовой стал одним из московских центров нонконформистского искусства, а лестничная клетка — культурным пристанищем булгаковских энтузиастов. В 1983 году в квартире была открыта неофициальная экспозиция, посвященная Булгакову, а в 1990 году в квартире был основан Фонд Михаила Булгакова, приуроченный к столетию со дня рождения великого писателя.
Фото Татьяны Юни, Фотобанк Лори
Знаете ли вы? Якобы лестничная клетка дома когда-то была местом сбора сатанистов, которые рисовали на стенах граффити и пугали остальных жильцов.
Что можно увидеть в Государственном музее Михаила Булгакова?
Изображение KonRu с сайта Pixabay
Музей Булгакова — это мультимедийные и интерактивные выставки, разбросанные по разным комнатам квартиры. Хроника исторического и литературного контекста писателя, его жизни в царской и советской России. Коллекция из 3000 экспонатов составлена из пожертвований друзей и семьи Булгакова, а также из московских архивов и библиотек — мебели и предметов быта, личных вещей, литературы, фотографий, аудиофайлов, картин и отрывков из творчества Булгакова.
Знаете ли вы? Любителям Булгакова понравится один из недавних проектов музея «Москва Михаила Булгакова». Это карта, которая наслаивает литературную Москву ХХ века на реальную Москву сегодня: на ней показаны места, где жил или часто бывал Булгаков, места, которые часто появляются в его произведениях.
Фото Татьяны Юни, Фотобанк Лори
В личной комнате Булгаковых находится выставка, посвященная первым трем московским годам, собранная из дневника писателя, газетных вырезок, книг и плакатов. Выставка в Белом зале посвящена «Квартирному вопросу» — жилищному кризису 19 века.Москва 20-х годов, из-за которой было трудно найти приличную квартиру (и приличных соседей) и которая была настоящим больным местом в булгаковских произведениях. Другие комнаты посвящены раннему творчеству Булгакова, конкретным произведениям и архитектуре дома. Многие комнаты украшены старинной мебелью и декором, что позволяет посетителям ощутить как гламур дореволюционного дома, так и тесную, захламленную атмосферу коммунальной квартиры.
Знаете ли вы? Коммунальная квартира и ее обитатели послужили прообразами для многих булгаковских рассказов, в том числе для «скверной квартиры», где обитает сатана и его окружение в «Мастере и Маргарите».
Что находится поблизости?
- Дом Булгакова : На нижнем этаже Большой Садовой, 10 находится частный музей, посвященный Михаилу Булгакову, с выставкой о его жизни и творчестве.