Эскориал | это… Что такое Эскориал?
Монастырь Эскориáл — монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II. Расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама. Архитектурный комплекс Эскориал вызывает самые различные чувства: его называют и «восьмым чудом света», и «монотонной симфонией в камне» и «архитектурным кошмаром».
Содержание
|
Строительство
История Эскориала начинается 10 августа 1557 года, когда армии Филиппа II разбили французов в битве у Сент-Кантена во Фландрии. Это произошло в день св. Лаврентия (San Lorenzo), и Филипп II решил воздвигнуть монастырь в честь этого святого. Новый дворцовый комплекс должен был олицетворять силу испанской монархии и испанского оружия, напоминая о победе испанцев при Сан-Кантене. Постепенно планы разрастались, равно как и значимость сооружения. В нём было решено воплотить завет Карла V — создание династического пантеона, а также, объединив монастырь с королевским дворцом, в камне выразить политическую доктрину испанского абсолютизма. Король послал двух архитекторов, двух учёных и двух каменотёсов подыскать место для нового монастыря так, чтобы оно было не слишком жарким, не слишком холодным и не слишком далёко от новой столицы. После целого года поисков они оказались там, где сейчас находится Эскориал.
Кроме своего пристрастия к св. Лаврентию Филипп II отличался погружённостью в себя, меланхоличностью, глубокой религиозностью и слабым здоровьем. Он искал место, где мог бы отдохнуть от забот короля самой могущественной империи мира. Он хотел жить в окружении монахов, а не придворных; кроме королевской резиденции Эскориал должен был стать в первую очередь монастырём ордена св. Иеронима. Филипп II говорил, что он хотел «построить дворец для Бога и лачугу для короля». Филипп не разрешал никому составлять свою биографию при жизни: в сущности, он написал её сам, и написал в камне. Победы и поражения империи, последовательность смертей и трагедий, одержимость короля учением, искусством, молитвами и управлением государством — всё это нашло отражение в Эскориале. Центральное положение огромного собора символизирует веру короля в то, что во всех политических действиях нужно руководствоваться религиозными соображениями.
Первый камень был заложен в 1563 году. Строительство продолжалось 21 год. Главным архитектором проекта сначала был Хуан Баутиста де Толедо, ученик Микеланджело, а после его смерти в 1569 году завершение работ поручили Хуану де Эррере, которому принадлежат идеи окончательной отделки. Комплекс представлял собой почти квадратное в плане сооружение, в центре которого располагалась церковь, к югу — помещения монастыря, к северу — дворец; для каждой из частей предусматривался свой внутренний двор.
Филипп следил за всеми этапами проектирования и строительства. Большое значение с концептуальной точки зрения имел выбор архитектурного стиля. Филиппу II нужно было подчеркнуть разрыв со средневековым прошлым и европейское значение своей державы. Этому требованию в наибольшей степени соответствовал стиль архаизированной ренессансной архитектуры.
Для внутреннего убранства использовались лучшие материалы и были собраны лучшие мастера полуострова и других стран. Деревянная резьба была выполнена в Куэнке и Авиле, мрамор привезён из Арасены, скульптурные работы были заказаны в Милане, бронзовые и серебряные изделия изготовлялись в Толедо, Сарагосе, Фландрии. 13 декабря 1584 года был уложен последний камень в здание комплекса. После этого за работу взялись художники и декораторы, среди которых были итальянцы П. Тибальдини, Л. Камбьязо, Ф. Кастелло и др.
И после окончания строительства Филипп II не оставлял своими заботами Эскориал. Здесь он собрал большое количество работ испанских и европейских живописцев, сюда свозились ценные книги и рукописи. Уже после смерти Филиппа II коллекции продолжали пополняться его наследниками, и теперь Эскориал хранит работы Тициана, Эль Греко, Сурбарана, Риберы, Тинторетто, Коэльо.
Покои короля, в противоположность роскоши больших военных залов и мрачной пышности пантеона, были отделаны крайне просто. Кирпичные полы, гладкие белёные стены — это было выдержано более в традиционном духе испанских жилищ и, кроме того, отвечало сотворённому образу Филиппа-монарха.
Архитектура
Потолочная живопись во дворце Эскориал
Сад при дворце во французском стиле
Эскориал блестяще воплотил заложенные в нём идеи. Воздвигнутый из светлого песчаника в ясных и строгих формах, он высится на фоне горной зелени так же спокойно и уверенно, как смотрит на нас Филипп II с портрета Коэльо. Удивительно соответствие формы каждого из сооружений своему назначению: простота королевских покоев, светлый и высокий интерьер церкви, лёгкий строй аркад в библиотеке, мрачное великолепие усыпальницы.
Эскориал представляет собой прямоугольник 208 × 162 м. В нём 15 галерей, 16 патио (внутренних двориков), 13 часовен, 300 келий, 86 лестниц, 9 башен, 9 органов, 2673 окна, 1200 дверей и коллекция из более чем 1600 картин. Некоторые считают, что здание по форме напоминает перевёрнутую жаровню в память о св. Лаврентии, которого зажарили живым.
Северную и западную стены монастыря окружает большая площадь, называемая
лонха (исп. lonja), а с южной и восточной стороны расположены сады, откуда открывается великолепный вид на монастырские поля, плодовые сады и окрестности Мадрида за ними. Этим видом любуется и статуя короля Филиппа II в саду Фрайлес (исп. Jardin de los Frailes), где монахи отдыхали после своих трудов.
Музеи
В Эскориале находятся два больших Новых музея. В одном из них представлена история строительства Эскориала в рисунках, планах, строительных инструментах и масштабных моделях. Во втором, в девяти комнатах, хранятся полотна XV—XVII веков начиная от Босха до Веронезе, Тинторетто и Ван Дейка, а также художников испанской школы. Габсбургов поэтому считают величайшими покровителями искусств своего времени. Особенно полно представлены художники фламандской школы и Тициан, придворный художник Карла V.
Пантеон
Ретабло в базилике Эскориала
В библиотеке Эскориала
Одна из целей строительства Филиппом II Эскориала — создание мавзолея для его отца, императора Карла V, чьи останки были перенесены сюда в 1586 году. Однако великолепный пантеон в бронзе, мраморе и яшме был сооружён в крипте церкви только при Филиппе III в 1617 году. Здесь покоится прах всех королей Испании, начиная с Карла V, кроме Филиппа V, который терпеть не мог мрачности Эскориала и просил похоронить его в Сеговии, и Фердинанда VI, чья могила находится в Мадриде.
Две гробницы в Эскориале пустуют. Последним здесь был погребён единственный не король, удостоенный такой чести, — Дон Хуан Бурбон. Его сын и нынешний король Хуан Карлос I, да и весь народ Испании чувствовали, что он заслужил подобный знак признания своей поддержкой демократии при Франко и отказом от трона в пользу сына ради мирной передачи власти.
Собор
В то время, как некоторые прославленные посетители восторженно отзывались о великолепии Эскориала, других грандиозность собора скорее подавляла. Французский писатель и интеллектуал Теофиль Готье писал: «В соборе Эскориала чувствуешь себя таким ошеломлённым, таким сокрушённым, таким подверженным меланхолии и подавленным несгибаемой силой, что молитва кажется полностью бесполезной».
Фрески на потолке и вдоль 43 алтарей написаны испанскими и итальянскими мастерами. Главное ретабло (заалтарный образ) спроектировал сам архитектор Эскориала Хуан де Эррера; между яшмовыми и мраморными колоннами размещены картины сцен из жизни Христа, Девы Марии и святых. На другой стороне находятся королевские места и скульптуры Карла V, Филиппа II и их семейств за молитвой.
Библиотека
Библиотека Эскориала уступает только ватиканской и хранит рукописи св. Августина, Альфонсо Мудрого и св. Терезы. Здесь находится крупнейшее в мире собрание арабских манускриптов, иллюстрированных сборников гимнов и работ по естественной истории и картографии начиная со средневековья. Это единственная библиотека в мире, где книги ставятся корешками внутрь, чтобы лучше сохранялись древние украшения переплётов. Папа Григорий XIII провозгласил, что каждый укравший книгу отсюда будет отлучён от церкви. Сейчас большинство из выставленных книг — копии оригиналов.
Роспись потолка, сделанная Тибальди и его дочерью, символизирует семь наук: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Двум главным наукам, теологии и философии, посвящены торцевые стены.
Во время царствования Бурбонов часть жилых помещений была перестроена и вблизи монастыря возведены два небольших дворца, используемых как охотничьи и домики для гостей.
В библиотеке Эскориала служил известный испанский арабист Конде.
Эль-Эскориал
Рядом с ансамблем монастыря Эскориал возник город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль. Численность населения по данным на 2011 год составляет около 19 тыс. человек.
Литература
- Испания. Окно в мир. М: ЭКОМ-ПРЕСС, 1998.
- История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / под. ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001.
Ссылки
- Официальный сайт
- Чертежи Эскориала
ЭСКОРИАЛ • Большая российская энциклопедия
Авторы: П. А. Алёшин, В. А. Ведюшкин
Фото Д.В. Соловьёва Дворец-монастырь Эскориал. 1563–84. Архитекторы Х. Б. де Толедо и Х. де Эррера.
ЭСКОРИА́Л, монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль ордена иеронимитов (San Lorenzo de El Escorial), крупнейший памятник исп. архитектуры 16 в., тогда же прозванный «восьмым чудом света». Расположен в предгорьях Сьерра-де-Гвадаррамы, в 45 км к северо-западу от Мадрида. Сооружён в 1563–84 по приказу Филиппа II в честь победы над французами в битве при Сен-Кантене (1557). Спроектирован архитекторами Х. Б. де Толедо и Х. де Эррерой в стиле, позднее получившем назв. эрререско. Посвящён св. Лаврентию, т. к. битва произошла в день его памяти (10.8.1557). Задуманный Филиппом II как новый


Рядом с монастырём Э. вырос город Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль. Среди его достопримечательностей – ц. Сан-Бернабе (освящена в 1595, арх. Ф. де Мора, в стиле эрререско). Вблизи Э. по проектам Х. де Вильянуэвы в стиле классицизма были построены для членов королевской семьи павильоны Каcита-дель-Принcипе (1771–75) и Каcита-дель-Инфанте (1771–73). Недалеко от Э. расположены королевский парк Ла-Гранхилья-де-Ла-Фреснеда (1563–69, гл. арх. Х. Б. де Толедо) и Долина Павших (мемориальный комплекс в стиле неоэрререско: кладбище погибших в годы Испанской революции 1931–39; 1940–59, архитекторы П. Мугуруса и Д. Мендес).
Архитектура Эскориала – Эскориал
1. 16 ВЕК
a) История строительства Эскориала
Планирование монастыря Эскориал было начато в 1561 году, за год до того, как было намечено его окончательное место.
Фрай ХОСЕ ДЕ СИГЕНЗА заявил, что это прямоугольное помещение (226×177 м) с вспомогательным участком на востоке (40×55 м), предназначенное для королевских апартаментов, в соответствии с традиционным испанским обычаем соединять резиденции для монарха в главные королевские монастыри.
План земли, «универсальный» дизайн, сделанный Хуаном Баутиста де Толедо, считается изображением сетки, на которой был замучен Святой Лаврентий. Он окружен портиком с северо-запада, царскими садами с востока и монастырскими садами с юга. Эта планировка сохранялась при многочисленных последующих перестройках.
Вся западная часть, запланированная как монастырский дом и колледж, должна была находиться на более низком уровне, чем остальная часть здания, и отделяться от восточной части двумя башнями; последние были удалены с плана в 1564 году, оставив только те, что по четырем углам комплекса.
Точно так же церковь, основанная на проекте Микеланджело для собора Святого Петра в Риме, должна была иметь две восточные башни по бокам святилища и над комнатами короля и королевы, а также две другие на западном фасаде комплекса.
Эти башни с куполами, характерными для формальной дворцовой архитектуры, можно увидеть в проектах, приписываемых Хуану Баутисте, которые демонстрируют альтернативные проекты, один с двойным порядком, другой с гигантским порядком.
Другие проекты показывают будущий Патио-де-лос-Рейес (между главным порталом и церковью) с открытой галереей.
В январе 1563 года, до начала строительства, члены консультативного совета архитекторов Педро Фернандес де Кабрера и Бобадилья, второй граф де Чинчон, Мартин Кортес, второй маркиз дель Валье де Оахака и Педро де Ойо, секретарь, приняли решение использовать общий дизайн Хуана Баутисты с церковным дизайном Пачотто и некоторыми деталями дизайна Гаспара де Веги.
Дальнейшие изменения были внесены в 1564 году, когда было решено удвоить количество монахов с 50 до 100.
Родриго Хиль де Онтаньон и Эрнан Гонсалес де Лара посетили строительство и, с точки зрения архитекторов, обученных готической технике строительства, подвергли критике детали общего плана и плана церкви Хуана Баутисты. Наконец, по совету мэра Обреро Фрая Антонио де Вильякастина весь комплекс был доведен до уровня восточной стороны. Это потребовало изменения нескольких фасадов и модификаций дизайна церкви, которые были включены в чертеж Хуана Баутисты.
К моменту смерти Хуана Баутисты в 1567 г. был заложен фундамент всей южной части, и начались работы над южным и западным фасадами, патио Чикос, Старой церковью и склепом пантеона, Патио-де-лос Evangelistas и частные королевские покои, в том числе Патио-де-лос-Маскаронес и, возможно, также Galería de los Convalecientes, которая находится рядом с юго-западной башней и, несомненно, серлианского характера. Все они отражают стиль Хуана Баутисты. В процессе планирования был перерыв, пока Хуан де Эррера не взял на себя полное управление зданием примерно в 1570 году.0007
Тем временем Джованни Баттиста Кастелло начал работу над парадной лестницей (1568 г.) по собственному проекту, но в 1571 г. ее снесли, чтобы освободить место для императорской лестницы с открытым колодцем, спроектированной Эррерой. Различные планы церкви были отправлены во Флоренцию для представления в Accademia del Disegno в мае 1567 года, и дальнейшие контакты поддерживались с итальянскими архитекторами.
В 1571 году Пеллегрино Тибальди прислал проект церкви, а Филипп II поручил барону Джан Томмазо Мартурано собрать дальнейшие планы, включая проекты Галеаццо Алесси, Андреа Палладио и овальный проект Винченцо Данти. Они были представлены, вероятно, вместе с другими испанскими архитекторами, на рассмотрение Академии Флоренции, а затем были переработаны Якопо Виньолой в Риме в новый проект, который был представлен Папе Григорию XIII в 1572 г. и отправлен в Испанию в 1573 г.
Тем не менее работы продолжались, и фундамент базилики был заложен. Две модели были построены в 1570 году Диего де Алькантара и Мартином де Асиага. Первый камень церкви был заложен в 1574 году; он был завершен в 1584 году и освящен 30 августа 1586 года. С 1571 года монастырские постройки были заняты орденом иеронимитов, а в 1573 и 1574 годах останки нескольких королевских особ были временно перенесены в Старую церковь.
В 1573 г. начались работы над северным фасадом, а в 1581 г. — дворами Коллегии и семинарии. Контракт на главный западный фасад был составлен в 1574 году. Дорический темпьетто в Патио-де-лос-Евангелистас был построен между 1586 и 159 годами.1, а также по дизайну Эрреры.
b) План Эль-Эскориал
С функциональной точки зрения Эль-Эскориал можно разделить на три основные секции с севера на юг, каждая с отдельным входом с западного фасада.
Центральная часть западного фасада, занятая библиотекой, выше остальной части фасада на манер испанских университетских библиотек. Его фасад церковного типа, заимствованный из Серлио, с двумя наложенными друг на друга колоннами и фронтоном.
За голым, строгим, прямоугольным Патио-де-лос-Рейес находятся базилика и частные королевские покои, построенные вокруг Патио-де-лос-Маскаронес. Церковь окружена двумя башнями, а ее фасад состоит из двух основных этажей, трехарочного портика, дорических полуколонн на нижнем уровне и пилястровых планок, поддерживающих фронтон на верхнем.
Церковь с ее централизованной планировкой и римским характером решительно порвала с испанскими традициями церковного дизайна. Через нартекс проходит общественная часовня, централизованное пространство, расположенное под монашеским хором и покрытое замечательным сводом с плоским парусом, с планом этажа, который повторяет основной и частный корпус базилики, но в гораздо меньшем масштабе. Церковь организована в виде греческого креста на площади, и эта основная часть была вдохновлена базиликой Святого Петра Микеланджело, но с оригинальными апсидами, квадратными в манере Санта-Мария-Ассунта Алесси в Кариньяно, Генуя. Купол последнего оказал прямое влияние на купол Эскориала, который был первым в Испании, построенным с барабаном. Главные плечи креста имеют бочкообразные своды, угловые участки — парусные своды, по внутреннему периметру проходит высокая галерея.
Интерьер сочленен рифлеными дорическими пилястрами, без пьедесталов, в результате чего возникают несоответствия на стыке приподнятого пресвитерия, по бокам которого расположены императорская и царская гробницы. Это ведет на восток к продолговатому Саграрио, открытому к главному столу и дающему доступ к чудовищам. Церковь соединена со строго украшенными частными королевскими апартаментами с южной стороны, а вход в пресвитерию позволял королю созерцать главный алтарь из своей спальни. Центром дворца является двухэтажный Патио-де-лос-Маскаронес с арками, поддерживаемыми колоннами на одном уровне и галереями с трех сторон. В него можно попасть через длинную комнату на восточной стороне и получить доступ к покоям королевы на северной стороне.
Монастырь занимает южный сектор и имеет простой вход на западном фасаде с выступающим аттиком, увенчанным фронтоном. Западная часть этой зоны имеет крестообразную планировку с четырьмя дворами (патио Чикос) простого тосканского дизайна. Первые два принадлежат приюту и лазарету, а восточная пара является частью самого монастыря. В центре находится высокий вестибюль, увенчанный башней и шпилем, ведущий к четырем прямоугольным залам с кухнями на западе и трапезной на юге. Восточную половину этой зоны занимает большой Патио-де-лос-Евангелистас (почти 50 × 50 м), окруженный двумя ярусами арок на опорах с дорическими и ионическими полуколоннами, в композиции, заимствованной из дворов Палаццо Венеция и Палаццо Фарнезе, оба в Риме. В центре находится небольшой восьмиугольный темпьетто с гранитным фасадом и мраморным и яшмовым интерьером, увенчанный куполом и окруженный четырьмя квадратными бассейнами.
Семинария и коллегия северного сектора также входят с западного фронта и организованы в форме креста. Западная рука креста содержит уборные; южный рукав с открытой галереей стал амбулаторным; в восточной части располагалась трапезная, а в северной — кухня. Лекционные залы были устроены вдоль западного фасада с жилыми помещениями наверху. Восточный хребет был отведен под королевский дворец. У него было два входа через северный фасад и большой центральный двор, похожий на внутренний двор Патио-де-лос-Евангелистас, но с пилястрами, а не с полуколоннами. Он был разделен в своей западной части на два небольших двора, чтобы обеспечить доступ на обоих уровнях к квартирам дворян и царственных особ. Северное крыло включало в себя дворцовую лестницу и комнаты для послов, а верхний этаж южного крыла стал частной прогулкой или королевской галереей, обеспечивающей вход в личные покои дворца и церкви.
В 1580-х годах начались строительные работы над различными пристройками и служебными помещениями. Эррера спроектировал первые два Casas de los Oficios на северо-западе, граничащие с lonja, и Casa de los Doctores дальше на север. Франсиско де Мора спроектировал аптеку, лестницу и садовый пруд в юго-западном углу монастыря, рядом с Galería de los Convalecientes. В течение 1590-х годов он также построил Casa de la Compaña на западе и меньшую Cachicanía (дом садовника) и Pozo de Nieve (ледяной дом) на юге.
2. Более поздние разработки
Самым важным дополнением к монастырю в 17 веке при Филиппе III был Пантеон-де-лос-Рейес, спроектированный Джованни Баттиста Крешенци между 1617 и 1618 годами. Его строительством руководил Хуан Гомес де Мора, Фрай. Николас де Мадрид и Алонсо де Карбонель.
Восьмиугольный подземный зал, украшенный пилястрами, инкрустацией мрамором и яшмой и капителями из позолоченной бронзы, представляет собой возрождение орнаментального стиля в испанской архитектуре и является одним из источников испанского барокко.
Эскориал расширился при Хуане де Вильянуэва, который построил третье служебное здание, Casa de Oficios, Casa de Infantes, Casitas de Arriba y Abajo и резиденции французского консула и маркиза де Кампо Вильяр в 1770-х годах и 1780-е гг.
Изменения коснулись северного фасада и интерьера королевского дворца Бурбонов с новой лестницей. Во время правления Изабеллы II началась работа над Пантеон-де-Инфантес под руководством архитектора Хосе Сегундо де Лема.
3. Источники, символика и влияние
С 1570-х до середины 17 века и даже позже Эскориал оказывал огромное влияние на испанскую архитектуру. Он олицетворяет классицизм эпохи Филиппа II и фигуративное искусство, которое тогда практиковали испанские и иностранные художники. Это также свидетельство непрерывной эволюции испанского искусства вплоть до 19 века. Его влияние на планирование крупных архитектурных проектов в Европе в 17 и 18 веках было широко распространено.
Строгий и монументальный архитектурный стиль Эскориала с его обращением с классическими ордерами был помещен в рамки международного маньеризма и движения от Ренессанса к барокко. Однако он общепринят как пример классического стиля, отстаиваемого Филиппом II, который контролировал все процессы планирования и строительства, на основе ортодоксального обращения с моделями, установленными в Древнем Риме и современной Италии и представленными, главным образом, Эррерой. , к процессу геометрической абстракции и формального упрощения.
Было широкое обсуждение окончательной ответственности за здание, при этом критики возлагали ответственность за дизайн по-разному на Хуана Баутиста де Толедо или Хуана де Эррера. Несмотря на некоторые тонкие оговорки, строительство XVI века отличается своей слаженностью и, казалось бы, делом одной команды во главе с королем. История строительства предполагает, что Хуан Баутиста установил контуры дизайна, а Эррера, которого обучал Хуан Баутиста, принял наследие и внес только изменения.
Идеология дизайна также была предметом споров. Традиционно он считался воплощением самого ортодоксального духа Контрреформации и отражением жесткого менталитета Филиппа и Эрреры. Было высказано предположение о возможном влиянии герметической мысли и мистицизма философа Рамона Луллия, при этом Эскориал задумывался как новый Иерусалимский храм, несмотря на то, что Сигуэнса отверг формальные связи между проектом монастыря и Храмом Соломона. Также считалось, что он опирается на раннехристианские принципы, особенно на такие ранние модели, как эстетика святого Августина, воплощенная в его « Граде Бога» . Другое предположение, основанное на трудах Сигуэнсы и Эрреры, заключается в том, что он возродил христианскую традицию классической архитектуры, что проявляется в использовании ордеров, системе пропорций и «кубизме» или блочном дизайне.
Comunidad Agustiniana – Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial
Cartelera
Sagrada Forma 2017
El último Domingo de septiembre, día 24, celebraremos el «Manifesto» de la Sagrada Forma. Permanecerá expuesta desde las 10:30h. Хаста в 14:00. Узнать больше… «Sagrada Forma 2017»
Бьенвенида
La comunidad del Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial os da la bienvenida a esta página web y os desea que, al introduciros en los distintos rincones de este edificio y sus actividades, podáis captar la luz de la verdad de esta fundación.
Куандо Фелипе II Леванто Эсте Monasterio se propuso en un principio que fuese un edificio en el que se acogiesen los restos deathos de su padre, Carlos V, y de la familia real. Para su custodia y sufragios, puso una comunidad de monjes jerónimos que elevasen sus preces a Dios en acción de gracias y en súplicas por el eterno descanso de la familia real. Poco a poco, según se fue levantando el edificio, se fueron forjando nuevos objetivos, como ser residencia real, centro de Culture, Workshopio de estudios, Talleres de oficios, hospedería, больница…
Y todo bajo un común denominador: «que todo estuviese bajo razón» . Frase que usa el P. Sigüenza para encomiar el edificio en sí, pero que se puede aplicar todos sus штрафы. Sin olvidar Que la razón debía de Estar en conformidad con la fe, tal como la exponía Trento.
Los monjes jerónimos, durante casi tres siglos, fueron el alma de este gran cuerpo. Con la malhadada desamortización de Mendizábal, desaparecieron los monjes y, durante medio siglo, el Monasterio padeció de esclerosis múltiple.
Hoy, 42 religiosos agustinos seguimos siendo el alma de este edificio, siempre fieles a las pautas establecidas por Felipe II: buscar en todo la armonía entre razón y fe, Culture y Religión.
La comunidad de frailes agustinos está integrada por sacerdotes y por religiosos jóvenes en periodo de formación, que ya han emitido los votostempores en la Orden de San Agustín. Viven también con nosotros los niños de la Escolanía. La casa es atendida por el suficiente personal de servicio, que hace posible la buena Marcha de este Monasterio.
Os invitamos a que os asoméis a esta ventana y contempléis con ojos limpios las maravillas que aquí se encierran, revitalizadas con nuestras multiples actividades. Lo Hacemos con palabras de Unamuno:
«Lo cierto es que apenas hay quien se llegue a visitar El Escorial con ánimo desprevenido y sereno, a recibir la impresión de una obra de arte, a gozar con el goce refinado y más raro, cual es el de la contemplacion del desnudo arquitectónico… Casi todos los que a ver El Escorial se llegan, van con antojeras, con prejuicios politicos y religiosos… Van a buscar la sombra de Felipe II, mal conocido también y peor comprendido, y si no la encuentran, se la fingen».
La experiencia diaria nos demuestra que en la vida es frecuente tener algo ante los ojos y no verlo. El Verse encuentra en gran parte sometido al dictado del querer ver. Cuando vemos una cosa дефектуоза нос llama en seguida ла atención у ла censuramos. Cuando vemos una cosa perfecta puede ser que la pasemos por alto y no la valoremos, no la veamos de verdad. Лас-Раисес-дель-Охо Эстан-ан-эль-Корасон. En ultimo término el ojo ve desde el corazón. Сан-Агустин ва мас алла и нос дира «únicamente el amor es capaz de ver» .
Para comprender El Escorial hay que verlo y vivirlo despacio y sin prejuicios. Este cuerpo inmenso tiene un alma, a la que se llega Principalmente viviendo dentro. Los que tenemos la suerte y gracia divina de sentir el pulso de estas piedras, el brillo de sus obras de arte y, sobre todo, el latido de su templo en momentos de silencio, en el rezo coral y en las solemnes celebraciones litúrgicas, podemos decir con el P. Sigüenza:
«Quien viere este edificio… cual él sepresenta entero, y viere la muchedumbre, proporción, comodidad, respeto y buen oficio de sus partes, podrá decir lo que dijo Galeno en su libro del uso de las partes del cuerpo humano, que después de bien thinkadas, leyendo en tan celestial armonía y reportencia mucho de la sabiduría divina, afirmó que había escrito un libro de las alabanzas de Dios, y lo mismo podrá decir quien advirtiere bien las de este convento, que es un excelente traslado de ella ».