Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург: фото, история, описание
В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.
Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.
Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота
Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.
Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила. В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь. Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.
Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля. Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв. В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.
Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.
Архитектура храма
Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге. Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия. Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.
Спас на крови в Санкт-Петербурге (храм Воскресения Христова): фото, история создания
Один из не только красивых, но и необычных соборов Северной столицы, отличающийся от всех соборов Петербурга своим необычным архитектурным силуэтом и многоцветностью декоративной отделки.Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.
По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице.
Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом. Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.
Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.
Главным украшением фасада служит мозаика, изображающая гербы русских городов, губерний и уездов, расположенная с трех сторон колокольни. Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными крыльцами помещено распятие, выполненное в мозаике, сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
Архитектура — ГМП «Исаакиевский собор»
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых удивительных памятников архитектуры Санкт-Петербурга конца XIX начала XX века. Его живописная композиция активно включается в городскую панораму и приковывает внимание неожиданным вторжением древнерусских форм в классицистическую среду центральной части города.
В историю отечественной архитектуры этот храм вошел как одно из ключевых, программных произведений позднего этапа эволюции «русского стиля», одного из стилистических направлений эпохи эклектики (историзма). В этот период архитектурный образ формировался на основе «умного выбора» соответствующих прототипов, ассоциировавшихся с идейным и функциональным содержанием конкретного сооружения. Среди всех разновидностей стилизаторства русскому стилю придавалось исключительное общественно-политическое и культурное значение. Современники видели в нем самостоятельный стиль, воплощавший русские национальные идеи.
Император Александр III настоял на том, чтобы мемориальный храм был спроектирован по типу церквей Москвы и Ярославля XVII века. Строительство Спаса на крови началось в 1883 году по проекту А.А.Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне. Окончательный проект 1887 года принадлежал уже исключительно архитектору Парланду.
Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, используя технические достижения своего времени, архитектор создает собирательный образ русского православного храма.
В основе композиции Спаса на крови – компактный четверик, северный и южный фасады которого завершены криволинейными фронтонами-кокошниками. Четверик увенчан пятиглавием, но место центральной главы занимает шатер. Сочетание шатра с окружающими его луковичными главами, усложненным рельефом и полихромией, безусловно, вызывает в памяти Покровский собор (храм Василия Блаженного), хотя композиция у них разная (у московского собора – девять столпообразных объемов на общем подклете). Узоры центральных пяти глав храма Воскресения Христова похожи на узоры куполов собора Василия Блаженного, но их покрытие уникальной ювелирной эмалью не имеет аналогов в России.
В западной части Спаса на крови находится колокольня, выдвигающаяся в русло канала. Она находится над местом смертельного ранения Александра II, и ее мемориальное звучание подчеркивается мраморным Распятием под золоченым навесом. Кроме того, всю нижнюю часть колокольни занимают мозаичные гербы городов и губерний Российских, участвовавших в создании храма.
В восточной части собора три полукруглые апсиды увенчаны небольшими золочеными главками. Всего Спас венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу.
Западная и восточная стороны собора построены строго симметрично, со ступенчатым нарастанием масс. При асимметрии северного и южного фасадов на них резко акцентирована средняя ось. Организация четырехстолпного трехнефного интерьера четко выявлена снаружи выступами-лопатками, но некоторые элементы (например,
ложная аркада) не связаны с внутренней структурой.
Многие элементы убранства Спаса на крови заимствованы из арсенала каменной храмовой архитектуры XVII в. А.А.Парланд отбирал из первоисточников наиболее декоративно насыщенные элементы, отвечавшие художественным вкусам конца XIX века. Храм отличают обилие деталей, щедрая палитра отделочных материалов, яркая пестрота колорита. В декоре здания – разнообразный отделочный материал: кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Цоколь собора облицован шестью рядами серого гранита, в неглубоких нишах – 20 досок из красного норвежского гранита с деяниями императора Александра II. Фасад отделан облицовочным красно-коричневым кирпичом, на фоне которого нарядно смотрятся ажурные беломраморные детали оформления: аркады, арочки, кокошники и ширинки.
Сочетание четких архитектурных форм и многоцветности, яркости и многослойности декора создает впечатление перегруженности здания собора, утяжеляет его эмоционально-образную структуру. Вместе с тем архитектура Спаса не производит впечатления хаотичности, ее членения подчинены единому ритму.
Основной мотив возвышения создают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства.
Особенно сильно ощущается устремленность Спаса вверх со стороны Михайловского сада. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.
К сожалению, для широкого обозрения храма Воскресения Христова открыт только южный боковой фасад, который хорошо виден с Невского проспекта. Северный фасад выходит на Конюшенную площадь. С востока собор огибает асфальтированная проезжая часть дороги и заросший деревьями Михайловский сад. Главный, западный фасад выходит на канал Грибоедова, он так и остался не раскрытым.
Но, несмотря на столь плотное окружение, храм Воскресения Христова – ведущая архитектурная доминанта этой части Санкт-Петербурга.
Подготовлено С.О.Климовой
Санкт-Петербург: Собор Спаса-на-Крови
Собор Спаса-на-Крови, или по-другому Собор Воскресения Христова на Крови является одним из красивейших храмов Санкт-Петербурга.
Этот замечательный храм находится в центре города, недалеко от Михайловского сада и Конюшенной площади, на набережной Грибоедова канала.
Высота храма – 81 м, а вместимость – более 1500 человек.
История храма Спаса-на-Крови началась с сооружения временной часовни на месте покушения на императора. Проект этой часовни был разработан архитектором Л. Н. Бенуа. 17 апреля 1881 года часовня была освящена, и открыта для памятных панихд.
Тем временем разрабатывался план строительства будущего храма.
В результате сложного конкурса, был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия Малышева.
Закладка храма произошла осенью 1883 года. Строительство длилось долго, и освящение храма произошло только 19 августа 1907 года митрополитом Антонием Вадковским в присутствие Николая II.
Основой храма является четверик увенчанный пятиглавием. Центральное место занимает шатер высотой 81 м, а всего собор венчают 9 глав, которые создают живописную ассиметричную композицию. Часть куполов покрыта цветной эмалью, а часть позолочена.
Архитектурный стиль храма является образцом позднего «русского стиля». Очень много в архитектуре Спаса-на-Крови взято от собора Василия Блаженного в Москве, а в целом этот замечательный питерский храм является собирательным образом русских православных храмов.
Во внешнем декоре храма использован мрамор, кирпич, гранит, позолоченная медь, эмали и мозаика.
Внутреннее убранство храма – настоящая сокровищница мозаики. Площадь мозаичных панно составляет 7065 м². Создавались эти произведения искусства по эскизам более чем 30 художников, среди которых были такие метры, как В. М. Васнецов, А. П. Ряпушкин и М. В. Нестеров.
В 1931 году храм было решено разобрать, но к счастью исполнение этого решения было отложено. В дальнейшем во время Великой Отечественной войны в храме размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
В таком состоянии храм Спаса-на-Крови дотянул до 1968 года, когда был взят под охрану инспекцией по охране памятников. Здесь решено было организовать филиал музея «Исаакиевский собор».
Реставрационные работы в храме Спаса-на-Крови начались в 1970-х годах, и не завершены по сей день.
С 1997 года памятник архитектуры был открыт для посетителей, а в 2004 году митрополитом Владимиром Котляровым здесь была совершена торжественная литургия, первая после 70 лет перерыва.
Спас-на-Крови Санкт-Петербург (Собор Воскресения Христова)
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на интерьер Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, поражающий своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами.
В создании украшения собора Спаса-на-Крови принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева.
Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».
Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.
Храм Спаса-на-Крови, внутреннее убранство, Санкт-Петербург
? LiveJournal- Main
- Top
- Interesting
- 235 ideas
- Your 2020 in LJ
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
-
English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Храм Спаса-на-Крови, Россия.
Информация для туристов, история
Храм Спаса-на-Крови стоит в самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова и поражает необычайной красотой красочными куполами. Храм на Крови — крупнейший памятник русского мозаичного искусства, хранящий лучшие традиции русского архитектурного стиля.
Кафедральный собор Воскресения Христова возведен в связи с гибелью Александра II от рук террористов.В народе его стали называть Храмом Спаса-на-Крови.
Из истории
Император Александр II вписан в историю России как царь-реформатор, осуществивший много важных реформ на благо народа, одной из которых была отмена крепостного права.
Террористы стреляли в него более шести раз. Однако террористы добились своей цели — прямо к ногам Императора была брошена бомба, которая положила конец его жизни 1 марта 1881 года.
На месте трагедии воздвигнут временный памятник. Александр III приказал построить на этом месте собор, а пока готовился проект, была построена временная часовня. Александр III заложил первый камень в фундамент Храма Крови в 1893 году. Строительство затянулось на долгое время; церковь освятили только в 1907 году.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге выполнен в русском стиле. Он имеет 9 ярких и нарядных нарядных куполов, покрытых четырехцветной эмалью.
Интересные факты
- Внутри храма камни мощеной мостовой, на которые Александр II упал со смертельным ранением.
- Говорят, что горожане сняли с нее кресты и опустили их на дно канала Грибоедова, чтобы уберечь от большевиков убранство церкви. Когда начали восстанавливать храм Спаса-на-Крови, кресты рабочие не нашли. Один человек, знавший легенду, посоветовал поискать украшение в воде.Рабочие решили прислушаться к совету и отправили команду дайверов исследовать дно, и они действительно нашли там скрытые святыни.
- Храм Спаса-на-Крови — настоящий музей мозаик, ведь под его крышей собрана самая богатая и самая большая коллекция мозаик. Стоит отметить, что мозаика — это главный декор церкви.
Все стены, столбы, своды и даже иконостас Спаса-на-Крови покрыты мозаикой. Площадь, покрытая мозаикой, составляет более 7000 кв.м.
- Высота центрального строения храма Спаса на Крови 81 метр. Это число было выбрано в качестве напоминания о году смерти императора Александра II, 1881 году.
- Во время Второй мировой войны немецкий фугасный снаряд весом около 150 кг попал в шатер Центральной башни Собора во время одна из артиллерийских атак противника. Снаряд не взорвался, а застрял в потолке хранилища. Бомба пролежала в стропилах почти двадцать лет и была случайно обнаружена альпинистами.Снаряд был обнаружен, вывезен за пределы города и уничтожен 28 октября 1961 года.
В настоящее время это музей, знакомство с которым неизменно входит в экскурсионные программы по Северной столице России. Храм Спаса-на-Крови открыт ежедневно, кроме среды, с 10:30 до 18:00. Ближайшая станция метро к Храму Спаса-на-Крови — Невский проспект. При выходе с правой стороны канала Грибоедова вы увидите эту монументальную церковь.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Храм Воскресения Христова — памятник русской архитектуры в духе романтического национализма, восходящий к концу XIX — началу XIX в. 20 века. Он построен на том месте, где 1 марта 1861 года член партии Народной воли Игнаций Гриневецкий смертельно ранил императора Александра II. Из-за этого собор чаще называют Храм Спаса-на-Крови .В начале 1881 года городской совет созвал комиссию по увековечиванию памяти Александра II. Наибольшее признание получил проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Прибрежного Сергиевского монастыря Игнатия Малишева. Его соавторы также обратились к основным требованиям императора Александра III, согласно которым архитектурный стиль собора должен был напоминать ярославскую и московскую церкви XVI или XVII веков, а также строительство сложной святыни в виде кибория на территории храма. место смертельного ранения.Основная и центральная часть 9-купольного собора возвышается на высоту 81 метр (266 футов), с западной стороны к основному корпусу церкви примыкает массивная башня, а с южной и северной сторон. Башню украшают 4 крыльца, которые одновременно служат входами.
От плинтуса до карниза колокольня украшена 134 геральдическими изображениями, которые раньше представляли административные области (уезды, районы и т. Д.) Российской Империи. Их жители пожертвовали 580 тыс. Руб.на строительство собора, а царская семья вложила 1 млн руб. Всего на 24 года строительства было потрачено 4,6 млн руб. 9 куполов собора имеют форму луковиц; пять из них были покрыты стекловидной эмалью общей площадью 5 000 квадратных метров (53 820 квадратных футов). Такое широкое использование эмали было уникальным для русской архитектуры.
Важнейшим и неповторимым элементом декора храма Спаса на Крови является использование мозаичных изображений и композиций.Их общая площадь составляет более 7000 квадратных метров (75 347 квадратных футов), что является одним из крупнейших собраний монументальных мозаик в Европе. Они также первыми привлекают внимание любого, кто входит в Храм Спаса-на-Крови. Поверхности всех стен, пилонов, арок, сводов и светильников украшены мозаикой. Целая группа русских художников конца XIX — начала XX веков создавала свои этюды, а точнее более 30 художников, большинство из которых — выпускники Императорской Академии художеств.Назову несколько: Нестеров, Васнецов, Рябушкин. Их произведения хранятся и выставляются в Русском музее и Третьяковской галерее.
Мозаика гармонирует с красочно-декоративным каменным декором собора. При входе посетитель ступает на изысканный многоцветный пол, выложенный мозаикой из 45 ковров из итальянского мрамора. Ни разу не повторяется его геометрический узор. Великолепные образцы русского и итальянского искусства резьбы по камню представлены иконостасом церкви, киотами и циборием над местом смертельного ранения царя.Эти резные изделия выполнены из итальянского мрамора, уральской и алтайской яшмы, порфира и родонита.
Круглый год | |
---|---|
Понедельник | 10.![]() |
Вторник | 10.30 — 22.30 |
Среда | выходной день |
Четверг | 10.30 — 22.30 |
Пятница | 10.30 — 22.30 |
Суббота | 10.30 — 22.30 |
Воскресенье | 10.30 — 22.30 |
Последний вход | 21.15 |
Адрес | |
---|---|
Канала Грибоедова набережная | |
Метро / Метро | |
Невский проспект, Гостиный двор | |
Автобусы | |
Станция метро «Невский проспект» | 3, 7, 22, 24, 27, 191 |
Тележки | |
Станция метро «Невский проспект» | 1, 5, 7, 10, 11, 22 |
Крепость Храм Крови является частью моих частных туров:
Также вы можете настроить тур или забронировать внутреннюю экскурсию.
Поделиться
Храм Спаса на Крови
История церкви
Строительство храма Спаса-на-Крови началось в 1883 г. по приказу Александра III, в честь его отца, смертельно раненного на этом месте двумя годами ранее политическими нигилистами.
Во время революции 1917 года церкви был нанесен значительный ущерб, и было разграблено ее наиболее ценных вещей.Затем, в 1932 году, он был закрыт и пришел в упадок, использовался как морг, а затем как склад овощей , получив циничное прозвище « Спаситель на картофеле ».
Во время Второй мировой войны на церковь была сброшена бомба, но она так и не взорвалась! Бомба оставалась спрятанной в главном куполе до 1960-х годов, когда ее сняли и уничтожили. Спустя годы церковь была полностью отреставрирована, а в 1997 году она снова открыла свои двери как музей рядом с находящимся неподалеку Исаакиевским собором.
Церковь вкратце
Снаружи, Санкт-Петербург Храм Спаса-на-Крови , известный в местном масштабе как Спас на Крави , представляет собой великолепное сооружение , напоминающее собор Василия Блаженного в Москве. Яркие цвета и медные луковичные купола придают фактурному фасаду сказочный вид.
Внутри стены и потолки полностью покрыты более чем 80 000 квадратных футов (7500 квадратных метров) из замысловатых детализированных мозаик , изображающих различные библейские сцены.Его яркие цвета и проблески позолоты прекрасно гармонируют с ярким стилем средневековой русской архитектуры .
Одна из самых интригующих частей церкви — часовня Александра II, построенная так, чтобы обозначить точное место, где был убит царь.
Нельзя пропустить
Храм Спаса-на-Крови, также известный как Храм Воскресения Христова, является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга.