Мякоть субъективности: 10 тайных символов, скрытых в самой известной картине Сальвадора Дали
Истории
В начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти».
Сальвадор Дали. «Постоянство памяти»
- Фото
- M.Flynn / Alamy via Legion Media
История создания
Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример — история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе. 1930 год. Фото: ПРЕДОСТАВЛЕНО ГМИИ ИМ. А.С. ПУШКИНА
Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, — пишет Дали в воспоминаниях, — вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую — взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане — голый остов оливы с обломанной веткой.
Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу — но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.
Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».
1. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. — Прим. ред.). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. — Прим. ред.). Именно поэтому моя картина носит название „Постоянство памяти“. Памяти о взаимосвязи пространства и времени».
2. Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали.
Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».
3. Твердые часы —лежат слева циферблатом вниз — символ объективного времени.
4. Муравьи — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи.
(„Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было“, — напишет художник в „Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим“. — Прим. ред.). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.
5. Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».
6. Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).
7. Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах.
«Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. — Прим. ред.)… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».
8. Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.
9. Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.
10. Зеркало, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.
Художник
Сальвадор Дали
- Фото
- Keith Corrigan / Alamy via Legion Media
1904 — Родился в Фигерасе в семье нотариуса.
1922 — Поступил в художественную Академию Сан-Фернандо.
1926 — Увлекся сюрреализмом («Вильгельм Телль», 1930).
1940 — Ушел в «параноидальный академизм» («Искушение святого Антония», 1946).
1989 — Умер от инфаркта.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» №8, август 2013
Павел Синичкин
Теги
- живопись
- искусство
- история
Сальвадор Дали. Часть вторая. — Страницы Анжелики Зуевой — LiveJournal
1.
А вот излюбленный вариант изображения женской спины! Ещё в юности сам художник, его сестра и друг (поэт Федерико Гарсиа Лорка) называли такие картины «ЗАДАющимися произведениями искусства»
Здесь Гала, глядящая на Средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна. Из обнажённой спины Галы возникает лицо Линкольна. Эта картина представляет собой версию цифрового изображения, сделанного американским кибернетистом Леоном Д. Хармоном.
2.
По началу Гала была главным богатством Сальвадора Дали. Она не расставалась с ним, сопровождала по всюду, оберегая и защищая ото всех и от него самого тоже.
Гала целыми днями бегала и искала покупателей на созданные картины и вещицы Дали. А в это время Он работает над картинами, пишет стихи, сотрудничает с журналами, доделывает фильм «Золотой век», который произведёт очередной скандал.
3.
В то время ей были найдены богатые покровители таланта Сальвадора Дали, которые договорились покупать по 1 картине художника по очереди в течении года, чтобы поддержать его.
Постепенно материальное положение семейной пары выправилось. Они стали «притягивать» к себе деньги. Недоброжелатели обвиняли Галу в том, что она алчная, заламывающая за картины и вещицы Дали баснословные суммы…
4.
«Галюциногенный тореадор» Около 1968-1970.
Двойной образ: из повторяющихся фигур Венеры Милосской и ее теней возникает тореадор. Его фосфоресцирующий костюм образован разноцветными частицами и «мушками», среди которых — и утыканный бандерильями бык.
5.
Все украшения, сделанные Сальвадором Дали, собранные в музее имеют либо имена поэта и его жены, либо их изображения.
6.
Брестон придумал остроумную анаграмму для Дали — «Avida Dollars» (буквально – «жадный до долларов»).
Брестон это сделал, разложив фамилию и имя художника по буквам и соединив эти буквы в другой последовательности. Дали это показалось до такой степени оригинальным, что он сделал себе медальон с этой надписью.
7.
У птички на голове портретик Галы.
8.
9.
10.
В музее надо головой крутить в разные стороны. В том числе смотреть и на потолок… Везде диковинки!
11.
Через много лет совместной жизни c Галой, они настолько срослись воедино, что Дали даже картины начал подписывать: Сальвадор Дали, Гала. Гала необходима ему была как воздух. Он знал, что где была Гала, там был порядок. Сам он частенько забывал либо деньги взять за заказ, либо сделать заказ, взяв предварительно деньги. Как только за дело бралась Гала, всё сразу вставало на свои места. Были даже случаи, когда Гала запирала его в мастерской, до тех пор, пока он не закончит работу.
12.
Фигуры с ящичками он позаимствовал у Фрейда. Дали утверждал: «Зигмунд Фрейд – это то единственное, что отличает бессмертную Древнюю Грецию от нашего времени; это он открыл, что человеческое тело – в античную эпоху абсолютно неоплатоническое – ныне снабжено множеством потайных ящичков, открыть которые может лишь психоанализ!»
13.
Чудовище, скрывающееся под белой вуалью… только слегка видно, но оно там… Опять Фрейд?
14.
Дали любил покрасоваться перед поклонниками и поклонницами, выступить с многочасовым монологом.
Дали говорил, Гала больше молчала. Семья Дали и его поклонники Галу терпеть не могли… Считали, что она испортила его, развратила.
15.
Тема хлеба…
Сверху картина «Корзинка с хлебом — Лучше смерть, чем стыд». 1945г.
Выразительный пример того, как Дали удаётся придавать эпический размах самым обыденным вещам. Изображение хлеба занимает важное место в работах художника, «не знающего, что он делает, но знающего, что он ест». «Моя цель, — объяснял Дали, — заключается в том, чтобы восстановить технику, утраченную древними, чтобы запечатлеть предмет в неподвижности, непосредственно предшествующей взрыву».
16.
Эксперименты с французскими батонами и другой снедью.»Ретроспективный женский бюст» 1933 г (реконструкция 1970 г)
17.
В музее большая подборка из цикла каменных изваяний.
18.
Боль пронизывает картину…
19.
Тема Христа
20.
21.
Через много лет совместной жизни, когда Гала стала уставать, ей периодически необходимо было покидать Дали, чтобы отдохнуть и восстановиться. В эти моменты художника окружали толпы поклонников и он «отрывался» какое то время по полной программе. Но тем не менее, с нетерпением ожидая приезда Галы, чтобы опять восстановился порядок…
22.
Для картины, где Георгий Победоносец убивает змея и спасает девушку, принесённую в жертву, Дали позировала его поклонница и фаворитка Аманда Лир. Несколько лет она сопровождала его в поездках, когда Гала уезжала на отдых, и очень боялась пересечься где-нибудь с Галой. Гала понимала, что Дали необходимы обожатели, слушатели, модели и относилась к этому с пониманием и уважением. Один раз Гала всё таки поймала Аманду Лир и заставила поклясться на иконе Казанской Божьей матери, привезённой из России, что после смерти Галы, она выйдет за Сальвадора Дали замуж и будет за ним ухаживать, любить его и не оставит его одного… Гала была старше Дали на 10 лет, предчувствовала, что умрёт раньше и переживала за Сальвадора, что он не сможет после этого оправиться, жить полноценной жизнью и творить.
Но Аманда Лир не выполнила своей клятвы, вскоре вышла замуж и перестала навещать своего кумира.
23.
Сюрреализм начали подразделять на тот, который был до появления Дали, и тот, что возник после…
24.
25.
Голографические картины…
Дали сделал своим девизом и даже поставил эпиграфом к книге слова Фрейда «Герой это тот, кто борется против власти отца и побеждает». Он не мог удержаться в каких бы то ни было рамках. Его личность была объёмнее. Его исключают из рядов сюрреалистов. Он и здесь вышел за все придуманные ими рамки…
Видео механического экспоната (не сначала, т.к. сориентировалась и начала снимать не сразу). Там таких не один, помимо этого и Дождливого Такси. Опускаешь 1 евро и начинается действо…
Для рассказа использовала книгу Жиля Нере «ДАЛИ» и информацию, полученную от экскурсовода.
Tags: Гала, Испания, Сальвадор Дали, Фигерас, музей
Гала-концерт «Созерцание Средиземного моря», 1976 год, Сальвадор Дали
Предоставлено www. DaliPaintings.com
|
Название Дали — « Гала созерцания Средиземного моря, которое на расстоянии двадцати метров становится портретом Авраама Линкольна (Посвящение Ротко) » — дает идеальное описание этого рисование. Стоя вплотную, мы видим Галу, повернутую к нам спиной, смотрящую на восходящее средиземноморское солнце. Это сияющее солнце удваивается как образ восходящего Христа, видимого сверху. Таким образом, Гала направляет наше внимание к небу и напоминает нам о мимолетной природе красоты. Но когда мы отступаем дальше, метров на двадцать, как следует из названия, мы видим, что голова Авраама Линкольна заполняет все полотно.
Эта картина была вдохновлена статьей в журнале Scientific American, которую Дали прочитал о визуальном восприятии, в котором исследовалось минимальное количество пикселей, необходимых для описания уникального человеческого лица. Дали
был озадачен этим вопросом и приступил к созданию этого портрета Линкольна с использованием 121 пикселя.
-
Постоянство памяти
-
Лебеди, отражающие слонов
- Искушение святого Антония
-
Распад постоянства памяти
-
Христос Святого Иоанна Креста
-
Горящий жираф
-
Распятие
-
Археологическое воспоминание об «Анжелусе» Милле
-
Пейзаж с бабочками
-
Тающие часы
-
Слоны
-
Мадонна Порт-Льигата
-
Вакханалия
-
Ловля тунца
-
Таинство Тайной вечери
-
Телефон-лобстер
-
Антропоморфный кабинет
-
Геополитикус Ребенок наблюдает за рождением нового человека
-
Метаморфозы Нарцисса
-
Гала-концерт с видом на Средиземное море
-
Взрыв головы Рафаэля
-
Галатея сфер
-
Вечерний паук
-
Мягкий автопортрет с жареным беконом
-
Испания
-
Сон
Gala Nude — Lincoln In Dalivision | Сальвадор Дали
Кадр
Без рамы — 1200 — — На заказ — 1442,5 — —о Gala Nude — Lincoln в Dalivision
Сальвадор Дали (исп.
, 1904-1989) создал эту гравюру по мотивам своей картины «Гала, созерцающая Средиземное море».
Через абстрактный образ Дали мы видим форму его любимой жены Галы, ее темные волосы создают левый глаз Линкольна.
О художнике: Сальвадор Дали
Сальвадор Дали родился 11 мая 19 года.04 в маленьком сельскохозяйственном городке Фигерас, Испания. Фигерас расположен в предгорьях Пиренеев, всего в шестнадцати милях от французской границы в княжестве Каталония. Сын преуспевающего нотариуса, Сальвадор Дали провел свое детство в Фигерасе и в летнем доме семьи в прибрежной рыбацкой деревушке Кадакес, где его родители построили свою первую студию. Став взрослым, он сделал свой дом с…
просмотреть страницу исполнителяО среде: Литография
Рисунок, созданный с помощью плоских камней или металлических пластин. Художник создает литографию, нанося изображение непосредственно на печатный элемент с помощью таких материалов, как мелки для литографии или специальные жирные карандаши.
DaliPaintings.com
