История Казани. История улиц города Казани, картинки и ретро фото Казани
Главная
Статьи
Путешествия
Россия
Казань и Татарстан
История Казани
казань и татарстан, история, достопримечательности, путешествия, что посмотреть
На протяжении длительного периода времени история возникновения Казани оставалась невыясненной. Научный спор о дате основания города, по известным нам данным, продолжался более ста лет. Попытки определения его возраста предпринимались Городской Думой в 1894 году, а также руководством города и казанскими учеными 25 лет назад. И в том, и в другом случае бесспорных научных доказательств и фактов обнаружено не было.
Кропотливые исследования последних лет, которые проводились в 32 археологических раскопах, в 62 библиотеках и архивах, в том числе в 46 зарубежных, — в буквальном смысле вскрыли новые пласты истории.
Ученые признали, что сделано крупное научное открытие — обнаружен V культурный слой, в котором найдены уникальные предметы. Среди них: позолоченная накладка, которую венгерские ученые датируют по своим аналогам серединой Х века; часть серебряного арабского дирхема, чеканившегося, по заключению каирских ученых, в первой половине Х века и находившегося в обращении до рубежа X-XI веков, отнесенного к эпохе Саманидов; стеклянные бусы, которые произвели сенсацию в скандинавских странах благодаря своему происхождению; чешский денарий Святого Вацлава — монета, которая датируется учеными Чехии концом Х века и изучение которой позволило чешским исследователям сделать сенсационное открытие: что монеты на их родине начали чеканить на столетие раньше, чем считалось.
Научные экспертизы находок и заключения по ним делались отделом нумизматики Государственного Эрмитажа, Национальными музеями Венгрии и Чехии, специалистами университетов Москвы, Берлина, Каира.
Принимая во внимание частоту совпадения экспертных оценок, ученые путем математической аппроксимации вывели дату возникновения Казани как города — 1005 год.
Результаты исследований были рассмотрены на трёх международных научных форумах с участием ученых 21 страны.
В итоге пять институтов отделения истории Российской академии наук и его бюро вынесли вердикт о времени возникновения г.Казани и, более того, признали, что открыта новая методика датировки образования древнейших городов.
Древняя Казань
Булгары, пришедшие в Среднее Поволжье в конце VII века, быстро подчинили себе тюркские и угорские племена. Это племя активно осваивало не только Нижнее Прикамье и Поволжье, но и передвигалось на север. Одновременно у булгар формируется государство и начинают возникать города.
Своеобразным катализатором этих социальных изменений в булгарском обществе стало становление и развитие балтийско-волжской торговой магистрали — Великого Волжского пути — и движения по нему викингов. Контакты булгар со скандинавами протекали на фоне «волн» торгово-экономической активности различных народов на этом волжском пути. Среди находок X века из городов Волжской Булгарии — целый комплекс вещей североевропейского происхождения.
Новые виды вооружения, не известные до этого времени у булгар, демонстрируют распространение общеевропейских средств ведения вооруженной борьбы, характерных для феодальных обществ. Кроме того, выделяется ряд находок, связанных с женским скандинавским костюмом (фибулы-застежки). Своеобразным пунктиром очерчивают раннесредневековые торговые магистрали клады монет.
Картографирование этих находок демонстрирует, что все они концентрируются близ раннегородских центров Булгарии: Болгар, Биляр, Балымер, городищ у Старой Майны и Старых Нохрат, частично Казани. Показательно, что такая концентрация подобных социально престижных изделий характерна и для Руси, и для Венгрии в период становления государственности.
Видимо, в этот период наряду с крупными городами начинает складываться целая городская сеть — торгово-ремесленные центры, торговые фактории в устьях рек, следы которых зафиксированы в Верхнем Прикамье и Приказанье. В Приказанье такие булгарские поселения X-XII веков найдены в районе сёл Русский Урмат, Уньма, Сосновка, Чурилино и Бужа. Все это создало основу для возникновения близ устья Казанки города — административного, хозяйственного и религиозного центра округи.
По данным археологических исследований, первоначально Казань занимала северо-восточную оконечность Кремлевского холма. Крепость эта была довольно хорошо укреплена.
Во время раскопок на Кремлевском холме в последнее десятилетие, начатых профессором А.Х.Халиковым и продолженных доктором наук Ф.Ш.Хузиным и профессором А.Г.Мухамадиевым, археологи сделали целый ряд важнейших открытий, позволивших уточнить дату образования раннего поселения и представить его характер. Среди находок — обломки горшков из грубого теста с волнистым узором по плечику, характерным для гончарных традиций Хазарского каганата до конца X века, обломок восточного дирхема, бусы из стекла и полудрагоценных камней, медные браслеты, а также бронзовая накладка для конской сбруи.
Сенсационной находкой стала свинцовая подвеска (печать?) с оттиском чешской монеты первой половины X века (по определению профессора Я.Хасковой из Праги, — 929-930 годов), которая не только указала на контакты булгар со странами Средней Европы, но и заставила скорректировать дату начала чеканки монет в Чехии, «удревнив» ее почти на сто лет. Судя по всем этим материалам, первое булгарское поселение на Кремлевском холме, возникшее в конце X — начале XI веков, имело торгово-ремесленный характер и активно участвовало в торговле по волжскому пути.
Город постепенно разрастался. Менялись его функции. В районе кремлевского сада с южной напольной стороны А.Х.Халиковым в 1977-1978 годах были найдены остатки земляного вала шириной до 12 м и высотой до 2 м, по верху которого шла белокаменная стена шириной до 4,5 м, и рва перед ним (ширина до 14 м и глубина до 5 м). В 1990-х годах эти данные были уточнены и дополнены, когда остатки подобных стен выявились также с северной, западной и восточной сторон западной оконечности Кремлевского холма.
Казань золото ордынского периода
Монгольское нашествие, прокатившееся в первой половине XIII века по судьбам многих государств и народов Европы и Азии, опалило и Волжскую Булгарию.
Первое вторжение монголов в 1223 году булгары отбили, нанеся поражение лучшим полководцам Чингис-хана. Однако силы были слишком неравными, и в 1236 году огромное войско под командованием Бату-хана, пройдя огнем и мечом, завоевало Булгарию. Особенно сильно пострадали закамские земли, где многие города и селения были сожжены дотла. Население их было частично уведено в рабство, а частично бежало на север — в Предкамье. Булгарское государство распалось на ряд феодальных владений, которые вошли в состав Улуса Джучи (Золотой Орды) как вассальные владения.
Постепенно страна начала возрождаться после разгрома. Быстро стали отстраиваться разоренные города, такие как Болгар, Джукетау, и возникать новые — Керменчук, Тубулгатау. Появились и укрепились новые политические и торговые связи. Способствовали этому выгодное расположение булгарских земель — на перекрестке торговых путей из Северной Европы и Руси в Нижнее Поволжье и Центральную Азию — и политика ханов Улуса Джучи, поощрявших торговлю и веротерпимость.
Период наивысшего политического и экономического могущества империи Джучидов пришелся на конец XIII — первую половину XIV веков. Именно тогда, на волне подъема хозяйства и торговли, произошло усиление центральной власти, сложилась единая система управления, стабилизировались границы и прекратились междоусобицы. Интенсивно развивались десятки крупных городов, где вырабатывались единый литературный язык и пышная имперская культура. В качестве государственной религии был принят ислам. Одновременно происходило активное формирование сословия золотоордынской военно-служилой знати, включавшей в свои татаро-монгольские кланы также булгарскую и кыпчакскую аристократию. В среде этой знати вырабатывалось сознание новой «татарской» общности.
Стабильно развивались и булгарские земли. Традиционно основой хозяйства населения оставались земледелие, стойловое скотоводство, а также различные ремесла, такие как кузнечное, оружейное, гончарное, косторезное, ювелирное.
Своеобразие булгарской культуры этого периода определялось сочетанием золото ордынских тенденций с до монгольскими традициями. Несмотря на завоевание, значительных переселений кочевников в Булгарию не было. Как правило, сюда переселялась лишь татарская знать со своими военными отрядами, которая заняла, тем не менее, главенствующее положение в булгарских землях и постепенно ассимилировала булгарскую аристократию, включив ее в состав своей клановой системы. В это время шло непрерывное освоение окраин булгарских земель, где резко увеличилось количество сельских и торгово-ремесленных поселений. Уже к началу XIV века их экономическое положение заметно укрепилось, что выразилось в возвышении городов — центров этих земель: Казани, Кашана и Чаллов в Предкамье, Тетеша и Япанче в Предволжье.
Казань, удачно расположенная близ северных пределов страны и на пути с берегов Волги на север в Верхнее Прикамье, и прежде была важным стратегическим пунктом. Но в золотоордынское время она стала центром обширной округи — земель бассейна реки Казанки (Казан Арты — Заказанья).
Не исключено, что именно она служила местом сбора налогов и даней в пользу ханов Улуса Джучи. Соединение выгодного торгового местоположения с возросшей экономической самостоятельностью вызвало резкое усиление политической власти правителей Казани. Судя по сохранившемуся в окрестностях города надгробию, в конце XIII века ее правитель Хасанбек, сын Мир-Махмуда, имел пышный титул «Султан великий, знатнейший помощник султанов, эмир чтимый… победоносный… гордость рода и веры, тень Господа мира». Наличие этого титула достаточно красноречиво свидетельствует о том, что казанский султан имел статус, равный по значимости статусу правителя Болгара, и являлся вассалом ханов Улуса Джучи.
Коренные перемены в политической жизни булгарских султанатов произошли в 60-е годы XIV века, когда Улус Джучи вступил в полосу кризиса. По мере ослабления центральной власти все более самостоятельными и независимыми становились правители вассальных земель. Теперь во многом именно от их поддержки зависел успех того или иного претендента на ханский трон, и они стали принимать активное участие во внутриордынских усобицах и войнах.
Булгарские султанаты, среди правителей которых особо выделялись могуществом правители Болгара и Джукетау, были в ряду таких ключевых регионов. Именно они оказались наиболее сильно втянутыми в ордынскую междоусобицу. В 1361 году Болгар захватил эмир Булат-Тимур, пытавшийся укрепить свою власть в Орде, а в 1376 году его осаждали московские войска по приказу эмира Мамая и булгарские владения попали под московский протекторат. Постоянными стали набеги новгородских пиратов — «ушкуйников», из года в год разорявших волго-камские берега. В результате этих войн и набегов Болгар начал терять главенствующее положение среди булгарских земель, в то время как Казань постепенно усиливалась.
За XIII-XV века город заметно вырос, но внутренняя планировка его существенно не изменилась. Укрепленная цитадель города расширилась в длину до 400 м, и площадь достигла 10 га. Однако продолжали функционировать ранее возникшие улицы с деревянным настилом. Начинается активное строительство каменных и кирпичных зданий — внутри крепости выявлены остатки башни (или минарета) и ряд белокаменных построек — мавзолеи и, возможно, мечеть.
Здесь же фиксируются наиболее ценные и богатые находки предметов быта. С юга, востока и запада к крепости примыкают неукрепленные посады, где выявлены остатки меднолитейной (раскопки 1971 года) и кожевенной (раскопки 1953-1988 годов), а также следы гончарных и металлургических мастерских. Город в это время был важным торговым пунктом Поволжья, о чем говорят многочисленные находки китайского фарфора, кашинной среднеазиатской посуды и сфероконических сосудов.
К этому же времени относится целый ряд городских кладбищ, например, в районе современного Государственного объединенного музея Республики Татарстан и в Кремле, у здания Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. Оба эти кладбища мусульманские. Из какого-то городского кладбища происходят и знаменитые надмогильные плиты конца XIII века (1297 год). К этому периоду относится также находка 1893 года — большой монетный клад (597 штук), датируемый первой третью XV века.
Впервые Казань была упомянута в русских летописях, наравне с Джукетау, в 1391 году, а во время большого похода на Булгарию князя Юрия Дмитриевича в 1399 году Казань названа центром одного из султанатов, наряду с Болгаром, Джукетау и Керменчуком.
В это время в Казани начинается чеканка своей монеты с указанием места чеканки — «Булгар ал-Джадид», то есть Новый Булгар. Все это указывает на усилившуюся военную мощь и политическое влияние казанских султанов, на их возросшие претензии на суверенитет в конце XIV — начале XV веков.
Важнейшим этапом на пути объединения всех булгарских земель под властью Казани стало приглашение на ее престол правителя из рода Джучидов — Гийас Ад-дина (1422 — 1438/1445? годы). При нем в Казани была проведена денежная реформа и началась чеканка монеты с его титулом «Султан высочайший» и собственным гербом — лировидной тамгой.
Казань пытается влиять и на внутриордынские дела, но неудачно. Уже с 1426 года Казань снова чеканит монеты от имени ханов Улуса Джучи. Одновременно неудачи в войнах с Московским великим княжеством (например, разорение Болгара в 1431 году) продемонстрировали неспособность булгарских правителей противостоять русским войскам порознь и отсутствие помощи от занятых междоусобными войнами ордынских ханов
Столица ханства
Угроза со стороны московских князей и ханские междоусобицы заставили казанскую знать стремиться к независимости и созданию собственного сильного государства.
Поэтому, когда у границ казанских владений после декабря 1438 года появился изгнанный из Нижнего Поволжья и воюющий с московским великим князем Василием II Темным хан Улуг-Мухаммед с небольшой дружиной, казанская аристократия заключила с ним союз. Источники не сообщают, был ли тогда свергнут Гийас Ад-дин и был ли провозглашен ханом Улуг-Мухаммед, но несомненно участие казанских войск в походах этого хана на Русь. Во всяком случае после победоносной войны с Москвой в 1445 году и смерти Улуг-Мухаммеда ханом уже суверенного Казанского ханства был провозглашен его сын Махмудек.
Крепость Казани в XV-XVI веках занимала почти всю территорию современного Кремля, ограничиваясь с юга укреплениями, шедшими по краям так называемого Тезицкого оврага. Укрепления цитадели состояли из глубокого (до 3 м) рва и вала, поверх которого были наставлены дубовые стены в виде срубов (6-7 м шириной), заполненных землей. Укрепленная площадь города достигала 13 га. Внутри крепости раскопками был выявлен целый ряд построек.
Город имел в основном деревянную застройку.
В северо-восточной части Кремля (район современного Президентского Дворца) выявлены остатки укрепленного царского двора, который занимал большую часть Кремлевского холма и для защиты которого использовались более ранние белокаменные укрепления. На его территории находилась белокаменная мечеть (мечеть Нур-Али) с высоким минаретом (недалеко от башни Сююмбике), близ которой размещались ханские мавзолеи. Все они имели подквадратную форму и были сложены из белого камня. Внутри были вскрыты богато орнаментированные резные гипсовые надгробия, под которыми в двух гробах, вложенных один в другой, располагались захоронения, совершенные по мусульманскому обряду. Здесь же, внутри крепости, обнаружены остатки деревянных и кирпичных сооружений усадеб (дома и хозяйственные постройки), а также большого белокаменного здания (возможно, ханского дворца).
Ближе к южной части крепости, у Тезицкого оврага, находились мечеть и медресе Кул-Шарифа. С юга и юго-запада к крепости примыкал обширный посад, расположившийся, судя по археологическим находкам, в следующих пределах: с востока — улица Лобачевского, с севера — цепь озер (Банное, Черное, Поганое), с запада -правый берег реки Булак, а с юга — улица Ташаяк.
Посад Казани был уже в середине XV века обнесен стеной и рвами, которые неоднократно подновлялись и перестраивались. Вал имел ширину 15-20 м и высоту 3-4 м. В городе процветали металлургия, гончарство, деревообработка, камнерезное и кожевенное производства, ювелирное и военное дело. Кроме того, как внутри города, так и вне его располагался целый ряд кладбищ. Из одного из них, находящегося в районе Государственного объединенного музея Республики Татарстан, происходит каменное надгробие 1530 года. Большие кладбища XV-XVI веков зафиксированы в районе улицы К.Наджми и здания физфака Казанского государственного университета.
Вокруг города располагались обширные слободы и села. Одна из таких слобод — Кураишева — находилась на левом берегу реки Булак. Остатки ее кладбища неоднократно фиксировались в районе современного центрального рынка. Не менее известна и слобода плотников и кораблестроителей «Бишбалта» («Бежболда»). Здесь же, в заливе устья Казанки, была стоянка торговых и военных кораблей казанцев.
К югу от города, на холмах (район улицы Калинина), располагалась армянская слобода с собственным кладбищем (надгробия XIV-XVI веков). В окрестностях города находились многочисленные села и резиденции беков и мурз. Часть их имен сохранилась в городской топонимике: Кул-Маметово (Кул-Мухамед), Аметьево (Ахмед) и другие. По поздним летописям, близ озера Средний Кабан находилась резиденция казанских ханов, в том числе и сады Сююмбике.
В 1552 году город был взят штурмом после семинедельной осады войсками Ивана IV Грозного. Хан Йадгар был взят в плен. В слое пожара археологами зафиксированы человеческие кости и каменные пушечные ядра. Город был практически полностью разрушен, а его население частью — погибло, частью — было уведено в плен или выселено за озеро Кабан. Борьба за освобождение, однако, не окончилась. Отдельные выступления и восстания продолжались вплоть до 1557 года.
Казань в составе Российского государства
Во второй половине XVI века Казань превращается в русский город.
Татарам запрещено было селиться в пределах городских стен. Небольшое татарское поселение возникло на заболоченном месте за рекой Булак, на берегу озера Кабан, где возникает Старо-Татарская слобода. Сам город активно заселяется русскими переселенцами. В Кремле располагаются гарнизон из стрельцов и воеводские учреждения.
В 1556 году на месте прежнего деревянного Кремля начинается строительство белокаменного. Для этого из Пскова и Новгорода специально пригласили артель каменщиков во главе с мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Мощные кремлевские стены толщиной 5-6 м были дополнительно укреплены невысокими одноярусными каменными башнями. Внутри Кремля были построены двор воеводы, дворец архиепископа, Благовещенский собор и другие церкви, жилые дома для высокопоставленных духовных лиц, служилых и военных людей. Вокруг Кремля расположились посады и слободы — в 60-е годы XVI века было всего около 300 дворов, где проживало торгово-ремесленное население.
В XVII веке город стал развиваться экономически.
Появляются первые мануфактуры. Расширяются торгово-ремесленные пригороды: Ямская, Татарская, Горшечная, Кирпичная, Красная слободы. Частично перестраивается Казанский Кремль: обновляются стены, над Спасской башней возводятся два восьмигранных яруса с шатровым завершением; одновременно, видимо, строится многоярусная башня, увенчанная высоким шпилем, которая позднее получила название «башня Сююмбеки».
Казань стала центром губернии в 1708 году, когда по реформе Петра I Россия была разделена на ряд губерний. В XVIII веке город значительно изменился и стал делиться на три части: кремль, посад и слободы. К середине века в кремле были в основном каменные постройки. Здесь располагались губернаторская канцелярия, дом губернатора, собор, десять церквей и два монастыря (Спасский и Троицкий), дом архиерея, оберкомендантский двор с караульнями, гауптвахтой и арсеналом. Казанский гарнизон насчитывал до пяти тысяч человек.
К кремлю примыкал посад с дубовой стеной, обветшалые стены которого были снесены по приказу губернатора Волынского в 1729 году.
От кремля по всему посаду веером расходились улицы с торговыми рядами. Дома богатых купцов располагались вокруг Гостиного двора близ кремля. С 60-х годов XVIII века постепенно вводится плановая застройка города. Было спланировано несколько улиц в центре: Арская (ныне К.Маркса), Воскресенская (Кремлевская), Проломная (Баумана), Мокрая (Чернышевского) и другие. На этих улицах появились деревянные мостовые. Были построены мосты через Булак и большой мост через Казанку. Всего в Казани к концу XVIII века проживало около 22 тысяч человек, а с пригородными слободами — более 40 тысяч, и из них только около десяти процентов — татары.
Казань была центром просвещения и культуры в регионе
В 1758 году по указу Сената в Казани была открыта первая в России провинциальная гимназия для обучения сыновей дворян и разночинцев. Вопреки противодействию властей развивалась и мусульманская система образования.
В 1771 году были открыты два больших медресе — Ахуновское и Апанаевское, а в 1780 году — медресе «Усмания».
В Казани жили и творили просветитель М.И.Веревкин (1732-1795), поэты Г.П.Каменев (1772-1803) и Г.Р.Державин (1743-1816).
В 1791 году в городе был открыт первый постоянный театр.
Развитие промышленности в крае вызвало бурный рост городов. Население Казани в 1858 году составило более 61 тысячи человек. К 1890 году в Казани было 84 предприятия (кожевенные, мыловаренные, свечные, кумачные и прочие) фабрично-заводского типа. Крупнейшими частными предприятиями Казани были мыловаренный завод купцов Крестовниковых (1855 год) и кожевенно-ткацкое производство братьев Алафузовых (1860 год). Крупным государственным предприятием являлся пороховой завод.
Казань сохраняла свое значение крупного торгового центра и на востоке Европейской России, на пути в Центральную и Среднюю Азию. В 1900 году Казань по развитию промышленности и торговли входила в пятерку крупных городов России. Население города в 1897 году достигло 130 тысяч человек, из них татар — до 22 процентов.
К середине XIX века Казань окончательно сформировалась как единый градостроительный организм с четким регулярным планом, функциональной структурой и элементами благоустройства.
Четкое разделение города на аристократические, промышленные, торговые, административные районы и рабочие окраины предопределило и их архитектурный облик.
До настоящего времени сохранили свой облик торговые улицы — Проломная (ныне Баумана), Московская (Кирова), Воскресенская (Кремлевская). Средоточием финансовой и деловой жизни города была улица Банковская (М.Джалиля). Аристократический район — это улицы Грузинская (К. Маркса), Лядская (М.Горького) и другие. С 1874 года улицы в центре города стали освещаться с помощью газовых фонарей, а с 1897 года — электричеством.
Произошли значительные изменения в развитии городского и межгородского транспорта и связи.
В 1875 году состоялось открытие конно-железной дороги, а в 1899 году в городе появился первый электрический трамвай. В 1891 году начались работы по сооружению железной дороги. К 1896 году после завершения строительства моста через Волгу было открыто сквозное движение от Казани до Москвы. Открытие Московско-Казанской железной дороги способствовало укреплению и расширению экономических связей Казани с крупными городами России.
Первая телеграфная станция в Казани была открыта в 1859 году, а в 1876 году Казань подключилась к международному телеграфному агентству. В 1881 году началось строительство телефонной станции, и к 1886 году телефонная связь соединила Казань с миром.
В конце XIX века Казань была крупным религиозным центром. Здесь функционировало 6 монастырей, множество церквей, часовен и храмов (всего 88) и 13 мечетей.
Важнейшим событием культурной жизни города стало открытие в 1804 году университета. В конце XIX века в нем обучалось 847 студентов. Среди выпускников университета были выдающиеся люди России — Л.Н.Толстой, С.Т.Аксаков. Прославившийся на весь мир гениальный математик, создатель неэвклидовой геометрии Н.И.Лобачевский (1792-1856) почти двадцать лет являлся его ректором. В Казанском университете преподавали и занимались научной деятельностью выдающиеся ученые: химики Н.Н.Зинин (1812-1880), А.М.Бутлеров (1828-1886) и В.В.Марковников (1837-1904), историки и филологи Х.Д.Френ (1782-1851), И.
Хальфин (1778-1828), И.Н.Березин (1818-1896), Н.Ф.Катанов (1862-1922) и И.А.Бодуэн де Куртене (1845-1929), математик П.С.Порецкий (1846-1907), геологи Н.А.Головкинский (1834-1897) и А.А.Штукеберг (1844-1905), астроном М.А.Ковальский (1821-1884), медики П.Ф.Лесгафт (1837-1909), Е.В.Адамюк (1839-1906), В.М.Бехтерев и Н.А.Миславский (1854-1928), юристы и правоведы А.П.Щапов (1831-1876) и Н.П.Загоскин (1851-1912) и многие другие.
С Казанью связаны молодые годы великого русского певца Ф.И.Шаляпина (1873-1938), здесь же начинал свою творческую карьеру В.И.Качалов (1875-1948).
В Казани трудились деятели татарского просвещения и религиозные реформаторы: Ш.Марджани (1818-1889), Х.Фаизханов (1828-1866). Здесь творили поэт Г.Тукай (1886-1913) и драматург Г.Камал (1879-1933). В 1906 году на основе любительской труппы возник татарский профессиональный театр.
Первая русская газета в Казани — «Казанские известия» — вышла в 1811 году, традиционной газетой губернских властей была старейшая газета «Казанские губернские ведомости» (1838-1917).
Первый татарский печатный календарь был выпущен Р.Амирхановым в 1841 году, а первая татарская газета в Казани — «Казан мэхбире» — вышла в свет в 1905 году.
Казань — город удивительной судьбы, сыгравший в истории выдающуюся роль. Тысячи нитей связывают этот город с ближними и дальними странами, делая его местом пересечения разных цивилизаций и религий, средоточием различных и многообразных культур: русской и татарской, христианской и мусульманской. Многие черты этого симбиоза воплощены в топонимике города, его постройках и самой истории.
Все это делает Казань не только местом встречи этих цивилизаций, но и их воплощением, воплощением единства культуры при всем своем многообразии и сохранении своеобразного колорита.
Казань сегодня
Казань — столица Республики Татарстан — один из крупнейших экономических, научных и культурных центров России. Город, площадью около 425,3 кв. км. где проживает 1110,0 тыс. человек, более 101 национальности, расположен на левобережье реки Волги по обеим сторонам реки Казанки.
30 августа 2005 года Казань отметила свое тысячелетие.
Богатое прошлое города связано с древней цивилизацией казанских татар и их прямых предков — волжских булгар. Город, лежащий на границе Европы и Азии, был и остается связующим звеном между Западом и Востоком и хранит традиции двух великих культур.
Казань с ее впечатляющим Кремлем, мечетями, церквами и богатыми музеями, является уникальной достопримечательностью туристических маршрутов по Волге и входит в список городов всемирного наследия, отмечена дипломами и медалью ЮНЕСКО. Это город театров, музеев, город музыки, международных фестивалей, богатейших библиотек, новейших технологий, деловых партнерских отношений и богатого научного потенциала.
Казань признана лучшим городом России 2004 года и стала лауреатом всероссийской общественной премии «Российский Национальный Олимп». Указом Президента РТ год был объявлен Годом 1000-летия Казани в Республике Татарстан.
Туры для молодежи, активный отдых в горах и на море
Назад в раздел
интересное история достопримечательности путешествия активный отдых походы что посмотреть природа отдых горы города здоровье интересные факты полезные советы москва туризм кавказ московская область туры крым владимир и область
«Туган Авылым» в Казани
Главная / Россия / Достопримечательности Казани / Туган Авылым
Разнообразные фольклорные деревни, улицы и целые городки набирают в последнее время очень большую популярность.
Они совмещают в себе практическое знакомство с архитектурой, обычаями, кухней того или иного народа и современные развлечения. В самом деле, лучше один раз посетить такой культурно-развлекательный центр, чем прослушать десяток скучных исторических лекций.
В Казани татарская деревня носит название «Туган Авылым», она находится в центральной части города на улице Туфана Миннуллина, неподалёку от кукольного театра «Экият».
«Родная деревня», так переводится татарское название комплекса, построена специально к празднествам в честь круглой даты — 1000-летию основания города.
Практически все постройки комплекса сделаны из дерева — основного строительного материала древности. Архитектура соответствует национальным градостроительным традициям татарского народа, в оформлении широко использовались национальные мотивы.
Сразу заметно, что планировка соответствует древнему принципу строительства поселений. Нет никаких улиц, пересекающихся с другими улицами под прямым углом. Первоначальное впечатление беспорядочной застройки, сменяется пониманием принципов роста старинных деревень и посёлков.
Раньше все постройки возводили в соответствии с природным ландшафтом и общественной значимостью. После суеты и шума большого города приятно побродить в тишине по извилистым дорожкам «Родной Деревни».
Кулинарные объекты
Их несколько на территории деревни. Все они отличаются по функциональному назначению и ценам, но объединяются единым архитектурным стилем и традициями татарской кухни.
Ресторан
Заведение организует и обслуживает официальные банкеты, юбилеи, свадьбы. Гостям предлагается обширный перечень национальных блюд и европейская кухня. В обычное время здесь можно взять бизнес-ланч.
Бистро «Алан Аш»
Место, где можно отдохнуть недорого и в тоже время плотно перекусить.
Кафе в детском развлекательном комплексе «Камыр Батыр»
Рассчитано на детскую аудиторию, поэтому в меню множество сладких вкусностей. В кафе удобно отмечать знаменательные даты в жизни ребёнка, например, выпускной или день рождения.
Блинная
Многие думают, что блины — исключительно русское блюдо.
Ничего подобного, в Татарстане издревле пекли блины. Лучше всего они получаются, когда сделаны в печи, разогретой дровами. Блинная на территории Туган Авылым в Казани предлагает оладьи и блины, выпеченные по народному рецепту. Кстати, здесь готовят не только блины, но и другие блюда, они неизменно пользуются успехом у посетителей.
Шашлычный двор
Сюда удобно приходить компанией или семьей. Отдельные домики, оборудованные удобной мебелью — идеальное место для застольной беседы за порцией отличного шашлыка или плова.
Комплекс «Камыр Батыр»
Территория для развлечения детворы. Юные посетители найдут здесь себе занятие по душе: верёвочный парк, аттракционы, занимательные мероприятия обязательно им понравятся.
Мельница
Колоритное здание, которое посещает большинство гостей деревни. Мельница построена женщинами во время войны. Удивление вызывает причудливый механизм, преобразующий энергию ветра во вращательное движение жернова.
Зоопарк
Его нельзя сравнивать с городскими аналогами, скорее это живой уголок.
Животных немного, но всё оформлено очень мило, почти по-домашнему.
Сувенирная лавка
Чтобы оставить память о посещении фольклорного парка Туган Авылым достаточно зайти в сувенирную лавку и выбрать понравившуюся вещь. Выбор велик: одежда в национальном стиле, керамика, мозаика из кожи, множество других поделок, в том числе неизменные магнитики, несущие символику деревни.
Казань отмечает 200-дневный обратный отсчет до Всемирных зимних игр Специальной Олимпиады 2022
Казань, Россия, 6 июля 2021 г. создать ажиотаж для крупнейшего в мире спортивного и гуманитарного события, город Казань, Россия, установил динамичный памятник в центре города.
На памятнике изображен Зилант, мифический дракон и талисман (Казанских игр), а также цифровой экран с динамическими часами, отсчитывающими дни до церемонии открытия 22 января 2022 года.
Министр спорта Республики Татарстан Владимир Леонов сообщил: «Мы полностью готовы к проведению Всемирных зимних игр 2022 года и с нетерпением ждем начала соревнований».
Помимо министра Леонова, на церемонии открытия присутствовали спортсмены Специальной Олимпиады России (СОР) и представители местного оргкомитета Казанской игры, генерального спонсора Казанской игры, компании Coca-Cola.
«На международном уровне Coca-Cola является партнером-основателем и спонсором Специальной Олимпиады, и мы очень гордимся нашими 53-летними отношениями», — сказал Оуэн Дж. Грин, директор по партнерским и спортивным проектам Coca-Cola. Россия. «Сегодня отмечается еще одна веха на пути к Всемирным зимним играм Специальной Олимпиады 2022 года здесь, в Казани, которые соберут более 3000 человек из более чем 100 стран. Вместе мы помогаем строить инклюзивное общество, поддерживая молодых людей с ограниченными интеллектуальными возможностями и развивая движение Специальной Олимпиады в России».
Помимо открытия памятника, ШОР отмечает 200-дневный обратный отсчет до Игр в Казани единой программой лидерства с 5 по 8 июля 2021 года. Это мероприятие, предназначенное для спортсменов ШОР, включает в себя назначение членов Руководящего комитета спортсменов, обучение в публичных выступлениях и узнавая обо всех аспектах Казанских игр.
Хореограф и художник с ограниченными интеллектуальными возможностями Александр Густяков, принимавший участие в разработке логотипа Казанских игр, — в числе участников программы «Лидерство». Он сказал: «Я рад, что у нас есть возможность принять участие в мероприятии, посвященном обратному отсчету. Мои коллеги-спортсмены Специальной Олимпиады в России с нетерпением ждут возможности помочь в организации Всемирных зимних игр в 2022 году и приветствовать весь мир в Казани».
Казанские игры предоставят 2000 спортсменам Специальной Олимпиады и партнерам по Объединенному спорту Специальной Олимпиады® (UCS) из 100 стран возможность соревноваться в семи видах спорта: горные лыжи, сноуборд, флорбол, лыжные гонки, фигурное катание, шорт-трек. катание на коньках и снегоступах. Помимо спортивных соревнований, Казанские игры будут направлены на расширение программ организации в области инклюзивного здоровья, образования и лидерства.
О Специальной Олимпиаде
Специальная Олимпиада, основанная в 1968 году, является глобальным движением за прекращение дискриминации в отношении людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.
Мы способствуем принятию всех людей с помощью спорта и программ в области образования, здравоохранения и лидерства. С более чем шестью миллионами спортсменов и партнеров Unified в более чем 190 странах и территориях, а также с более чем одним миллионом тренеров и волонтеров, Специальная Олимпиада предлагает более 30 видов спорта олимпийского типа и более 100 000 игр и соревнований каждый год. Общайтесь с нами в Twitter, Facebook, YouTube, Instagram, LinkedIn и в нашем блоге на Medium. Узнайте больше на www.SpecialOlympics.org.
О Специальной Олимпиаде в России
Специальной Олимпиаде в России была основана в 1999 году и является одной из крупнейших национальных программ в мировом движении Специальной Олимпиады. В России около 130 000 человек с ограниченными интеллектуальными возможностями занимаются физической культурой и ежегодно проводится около 5 000 физкультурных мероприятий городского, регионального и общероссийского уровня по программе Специальной Олимпиады России.
В настоящее время региональные представительства Специальной Олимпиады действуют в 62 регионах России. Российские спортсмены с ограниченными интеллектуальными возможностями ежегодно принимают участие в международных турнирах по программе Специальной Олимпиады в России, где спортсмены занимают различные руководящие должности.
Когда Восток встречается с Западом
Чтобы оценить кардинальные перемены, происходящие в Казанском государственном медицинском университете, нужен краткий урок истории, экскурсия по 189-летней школе, которая показывает, чем когда-то был этот центр обучения и на что он надеется быть. Лучше всего начать с обшитого деревянными панелями анатомического театра, где преподаватели 19-го века препарировали трупы перед аудиторией студентов-медиков (и случайным русским аристократам разрешалось наблюдать с балкона наверху).
По всей комнате в стеклянных витринах стоят десятки банок с органами, конечностями и плодами — коллекция разрозненных экземпляров, когда-то принадлежавшая Петру Великому.
В конце коридора в классе студенты в белых шапочках и лабораторных халатах учатся под фреской, изображающей великих целителей древности и уважаемых профессоров медицины из Казани 19-го века. На картине изображены мужчины, стоящие вокруг трупа, те, что слева, в древних одеждах и тюрбанах. Среди них Ибн Сина, иранский философ XI века, написавший «Канон медицины» , и Гален, древний грек, впервые диагностировавший пациента по пульсу. Вот Николай Иванович Пирогов, русский ученый, прославившийся разработками в военно-полевой медицине времен Крымской войны, а рядом с ним три бывших заведующих Казанским анатомическим факультетом: Аристов, Танков и Лесгафт.
Эти произведения искусства и артефакты свидетельствуют о долгой и содержательной истории и об эпохе, когда медицинская школа была всемирно известна.
«В 1880 году русская наука была на уровне всей Европы, — говорит Валерий Альбицкий, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской этики, истории и права университета. Он стоит напротив кампуса в школьном музее, который также отдает дань уважения этой главе российской истории. Стены увешаны портретами ученых и врачей дореволюционной эпохи, когда многие русские врачи руководили своими направлениями. Иван Петрович Павлов получил Нобелевскую премию в 1904 за исследование влияния нервной системы на желудочно-кишечный тракт, а работа Ильи Ильича Мечникова об иммунной системе принесла ему Нобелевскую премию четыре года спустя. Герой города Казани, мегаполиса с населением 1,1 миллиона человек, расположенного в 450 милях к востоку от Москвы, — это Александр Васильевич Вишневский, который в 1920-х годах сыграл важную роль в развитии методов местной анестезии. В конце концов он стал ректором или деканом Казанской медицинской школы, а его статуя — наряду с памятниками Ленину и писателю Пушкину — стоит на обширном городском кампусе, состоящем из больших зданий советской эпохи.
Российская медицина изменилась после падения царей и закрытия Советского Союза, начавшегося при Сталине и продолжавшегося большую часть 20-го века. Как и другие учреждения, Казанская медицинская школа оказалась в изоляции от международного диалога, и спустя почти столетие после того, как в старой России начала бродить общественно-политическая революция, русская медицина до сих пор не оправилась от ее последствий. «Это что-то вроде русского проклятия, — говорит историк Альбицкий, — что мы должны переделывать себя каждые 100 лет».
Хотя паранойя холодной войны во многом способствовала научным достижениям в областях, имеющих решающее значение для гонок вооружений и космических гонок, она также привела к сокращению исследований, которые зависели от научного обмена с Западом. Огромные социальные изменения — отмена классового богатства и статуса, уравнивание профессий — означали сокращение финансирования существующих российских институтов, в том числе тех, которые поддерживали медицинские исследования.
Сегодня физическая среда Казанского медицинского университета носит на себе шрамы тех лет лишений. Величественные здания беспорядочного кампуса тусклые и грязные из-за отсутствия обслуживания. Студенты носят толстые свитера под белыми лабораторными халатами. Отопления нет, хотя сейчас начало октября и идет снег. Но зайдите в кабинет профессора хирургии Арсена Курбангалеева, доктора медицинских наук, и вы увидите часть последней «переделки», о которой говорит историк.
Время шоу
Курбангалеев, долговязый, тихий мужчина с густыми усами, нажимает кнопку воспроизведения на видеомагнитофоне, затем появляется на экране одетый в зеленую форму, сидящий за столом и говорящий по-русски. Вскоре изображение меняется на крошечные лезвия лапароскопического инструмента, срезающие жировую ткань. Процедура представляет собой часть нефрэктомии при трансплантации почки, и видео — обычное учебное пособие для врачей в Соединенных Штатах — дает многим студентам первое представление о лапароскопической хирургии в классе.
Курбангалеев изучил лапароскопическую технику, проведя несколько месяцев в качестве наблюдателя в Нью-Хейвене три года назад, и по возвращении домой снял собственное видео с кадрами, снятыми в Йельском университете. Запись длится всего 30 минут, но она представляет собой несколько десятилетий технологического отставания от западных коллег и большой шаг вперед в усилиях учреждения по воссоединению с международным медицинским сообществом на полной скорости.
Казанский государственный медицинский университет был основан в 1814 году, в том же году Йельский университет присвоил свои первые медицинские степени. В нем учатся 5000 студентов, включая медицину, сестринское дело, фармацевтику, стоматологию и социальную работу, а также 650 преподавателей. (Для сравнения, в Йельском университете 507 студентов-медиков и 1330 штатных медицинских преподавателей, многие из в фундаментальных исследованиях или клинической помощи, а не в преподавании.) Медицинское образование в России начинается после окончания средней школы и длится шесть лет.
Стремясь после падения коммунизма восстановить свой прежний статус, Казанский медицинский университет активно ищет связи с Западом. Казанские преподаватели имеют научно-исследовательские связи с несколькими европейскими учреждениями, в частности с Католическим университетом Левена в Бельгии, а медицинская школа работает над созданием программы с Университетом Восточной Каролины в Гринвилле, Северная Каролина. Но обмен Казани с Йельским университетом является основным. , потому что это продолжается так долго и не имеет конца. В течение последних пяти лет преподаватели и резиденты Йельского университета ежегодно приезжали в Казань, а казанские профессора приезжали в Нью-Хейвен и близлежащий Уотербери, штат Коннектикут.
На данный момент сюда приехало 30 россиян, а в Казань отправились 20 преподавателей, резидентов и студентов Йельского университета, а также несколько администраторов больницы Святой Марии в Уотербери. Среди последних посетителей из России были невролог, инфекционист и два акушера-гинеколога, каждый из которых провел несколько месяцев прошлой осенью, следуя за наставниками в больницах Сент-Мэри и Йель-Нью-Хейвен и встречаясь с преподавателями и персоналом Йельского университета.
Также в этом году Школа общественного здравоохранения приняла участие в казанском обмене и спонсировала преподавателя из Казани, который проводит год в Нью-Хейвене.
Среди тех, кто прошлой осенью путешествовал из Йельского университета в Казань, был Джеффри Г. Вонг, доктор медицинских наук, адъюнкт-профессор клинической медицины, который проводил семинары, призванные превратить хороших врачей в хороших учителей. Его поездка в сентябре была его третьей за два года. К нему присоединились два ординатора Йельского университета по внутренним болезням: Майкл З. Дэвид, доктор медицинских наук, ординатор и докторант, изучающий историю туберкулеза и его лечения в России, и Диана Нурутдинова, доктор медицины, уроженка Казани, приехавшая в Йельский университет обмен в 1998 и через два года вернулась в Нью-Хейвен, чтобы продолжить обучение в области внутренних болезней и инфекционных заболеваний. Давид и Нурутдинова провели исследование социального анамнеза пациентов туберкулезной больницы, просматривая файлы, чтобы определить, например, были ли они курильщиками или инфицированы ВИЧ.
Они также вели класс по доказательной медицине, новой области, частично основанной на концепциях, разработанных в Йельском университете покойным Алваном Р. Файнштейном, доктором медицины. данных путем поиска в медицинской литературе, оценки данных и принятия клинических решений на основе наилучших имеющихся доказательств. Хотя нехватка медицинских журналов в Казани была серьезным препятствием для проекта, помощь Йельского университета в предоставлении небольшой справочной библиотеки и 11 компьютеров с доступом в Интернет имела большое значение. Еще одним направлением обмена было создание группового обучения в отделениях для студентов и жителей Казани, где клиническое обучение в основном проводится в классе с небольшим участием практикующих врачей.
Успех программы отражает теплоту ее участников, которая возросла за последнее десятилетие, говорит Асгар Растегар, доктор медицинских наук, один из ее главных архитекторов и заведующий кафедрой медицины Йельского университета.
Посетителя Казани угощают вином и обедом, везут на балет и в музеи, отправляют на прогулку по Волге или в монастырь 17-го века в Раифе. С этой целью русские проводят много времени с профессорами Йельского университета в Нью-Хейвене и Уотербери и иногда живут с преподавателем во время их пребывания. Продолжающееся общение помогает укрепить доверие, которое облегчает общение между представителями двух очень разных культур.
«Очень важно, что наша программа с Йельским университетом продолжается, потому что это значит, что она работает, — говорит Наиль Амиров, доктор медицинских наук, ректор Казанского мединститута. «Раздельные визиты всего на один месяц не сработают, но со временем это показало преимущество того, что можно взять из американской системы».
Что можно предпринять, говорит Амиров, так это стратегии для улучшения медицинского образования. Увидев американскую медицинскую систему из первых рук, преподаватели Казани полностью осознают развитие, которое российская медицинская система упустила в коммунистическую эпоху.
Необходимость наверстать упущенное еще больше подпитывается темпами социальных изменений в России. Растущая культура потребления, распространение информации через Интернет и повышение уровня жизни означают, что россияне хотят и требуют большего от своих врачей, хотя в ожиданиях остается значительный разрыв (см. врезку). На горизонте частное страхование, и люди с деньгами могут выезжать за границу на операции. Казань, столица Татарстана и центр русской культуры и истории, где драматург Максим Горький достиг совершеннолетия, где учились Толстой и Ленин, где танцевал Нуреев, опирается на Йельский университет и другие международные контакты, чтобы ускорить свое развитие в области медицины. «Пятнадцать лет назад такое невозможно было представить», — добавляет ректор. «Тогда была полная изоляция».
Перекрёсток культур
Семена Йельско-Казанской программы были посеяны в 1992 году, когда ординаторы Йельского университета и преподаватели внутренних болезней начали участвовать в программе, финансируемой Агентством США по международному развитию и направленной на модернизацию бывшего советского медицинского система.
Грант, предоставленный Медицинской школой Университета Рочестера, позволил американским ученым посетить 13 школ в России, Украине и Беларуси. Йельский университет представлял Асгар Растегар.
Растегар, нефролог, поступивший на факультет Йельского университета в 1985 году, давно хотел посетить страну, породившую литературу Достоевского и Толстого. В Казани он нашел город с богатой историей и культурой, сформированной слиянием европейских и азиатских влияний. Расположенная недалеко от слияния рек Волги и Камы в 600 милях к северу от Каспийского моря, Казань знаменует собой перекресток Востока и Запада. Его доисторические поселения датируются 100 000 лет назад; современное заселение началось в восьмом веке, когда представители древних булгарских племен начали заселять долину Волги. Ислам стал государственной религией в X веке и оставался господствующим вплоть до нашествия Ивана Грозного в 1552 году. Но в отличие от ситуации на Кавказе 9В 00 милях к югу, где чеченские повстанцы и российские военные ведут жестокую и затяжную войну, этнические группы Татарстана веками жили в основном в условиях гармоничного сосуществования.
Сорок девять процентов населения Федеративной Республики Татарстан — одной из 21 республик в составе Российской Федерации — составляют этнические татары, преимущественно мусульмане, мигрировавшие в регион с востока. Большинство остальных, 43 процента, составляют русские, традиции которых в основном славянские и христианские. Тесное переплетение этих двух групп заметно по всему городу: на линии горизонта, отмеченной полумесяцем ислама на вершинах минаретов, в луковичных куполах русских православных церквей и в городском Кремле (обнесенном стеной правительственном комплексе, которому скоро исполнится 1000 человек). лет) и в лицах своего народа. Все это, наряду с ролью города как активного речного порта, создает космополитическую обстановку, которая распространяется и на медицинскую школу.
«Из всех моих контактов в России Казань была единственным местом, где я почувствовал явное желание перемен», — вспоминает Растегар во время интервью в своем офисе в Нью-Хейвене. «Это не выражалось открыто, но я чувствовал их желание стать теми, кем они были в последней половине XIX века.
Они очень гордятся тем, кем они были. Такое ощущение появилось у меня на встрече с ректором. Все остальные ректоры других медицинских вузов, как правило, были очень формальными и никогда не переходили к более личным вопросам: «Почему вы это делаете и чем вы интересуетесь?» Эти вопросы вывели беседу на другой уровень. ».
Уроженец древнего города Шираз на юго-западе Ирана, Растегар обладает легким обаянием и даром дипломатии. И его собственная история наделила его сочувствием к людям, пережившим политические потрясения. Получив медицинскую степень в Университете Висконсина и пройдя обучение в Пенсильвании по медицине и нефрологии, Растегар вернулся в Иран в 1973 году и преподавал в медицинской школе Шираза. Он провел творческий год в Йельском университете в 1976–1977 годах и вернулся домой как раз к началу исламской революции, свергнувшей шаха и заложившей основу нынешнего политического климата в стране. Растегара исключили с преподавательской работы и ненадолго посадили в тюрьму за его активную деятельность в поддержку демократии.
Он уехал из страны в 1983 года, через два года поселившись в Йельском университете.
Уроки Востока
Будучи профессором в Иране, Растегар участвовал в нескольких обменах преподавателями и резидентами с западными учреждениями, включая Йельский университет. Он видел, как такие проекты могут провалиться из-за культурного непонимания, если западный партнер попытается навязать свои ценности или методы, не считаясь со страной, которой он пытается помочь. «Нужно убедиться, что советы фильтруются реальностью жизни», — говорит он. «В своих контактах с Казанью я прекрасно осознавал, что именно они будут решать свои проблемы. Но контакт с лучшими зарубежными учреждениями может активизировать процесс перемен».
Итак, Растегар начал думать о том, как может работать биржа. В 1997 году он попросил своего коллегу из Йельского университета Маджида Садига, доктора медицины, поехать в Казань. Садиг, адъюнкт-профессор медицины, был учеником Растегара и проживал в Иране и подвергся аналогичным репрессиям до приезда в Соединенные Штаты.
«Доктор. Садиг поехал [в Казань] из любопытства, без каких-либо ожиданий», — говорит Растегар. «Он был захвачен феноменальной энергией казанской молодежи и сказал: «Давайте сделаем это».
Вместе двое мужчин обсудили начало предложения об обмене. Программа выросла с помощью больницы Святой Марии в Уотербери, которая предоставила россиянам проживание, питание и средства на проезд; Йельский университет предоставил медицинскому университету книги, журналы и компьютерные знания. Финансовую поддержку обмену оказали частные лица и организации, в том числе Медицинское общество Уотербери и Еврейская федерация Уотербери. Международная программа здравоохранения Йельского университета помогла поддержать жителей Йельского университета, которые решили провести время в Казани в рамках своего обучения. В июне Растегар совершит свою пятую поездку в Казань вместе с коллегой из Йельского университета Фредриком О. Финкельштейном, доктором медицинских наук, чтобы возглавить первую городскую международную нефрологическую конференцию.
Большая часть знаний текла в первые годы с запада на восток. Но Растегар видит много возможностей для американских врачей учиться у своих российских и татарских коллег. Эффект временной капсулы советской эпохи оставил нетронутыми системы альтернативной медицины, а также сеть санаториев, используемых для реабилитационной медицины. Больные люди в России часто едут в сельскую местность, чтобы выздороветь на несколько недель, терапевтический подход, немыслимый при американской контролируемой помощи. «Их реабилитация гораздо более комплексная, чем наша», — говорит Растегар. «Эта область мне очень интересна, и пока нет данных, которые можно было бы показать». По его словам, достаточно, чтобы кто-то заинтересовался, и программа обмена будет адаптирована. С основной целью «изменения через образование», как определяет его Растегар, проект «Йель-Казань» широко открыт для всего, что хотят сделать участники с обеих сторон.
Курбангалеев, хирург, приехавший в 2000 году в качестве наблюдателя, является хорошим примером.
«Он действительно использовал свое время здесь, — говорит Растегар. «Мы привели его сюда, чтобы узнать, как преподается хирургия» на базовом уровне, но Курбангалеев расширил рамки своего обучения, включив в него лапароскопические процедуры, и теперь он обучает этим передовым методам дома с помощью снятых им видеороликов. «Это не было целью программы, — говорит Растегар. — Но так бывает.
Другой менталитет
Пока изменения в Казани идут на низовом уровне. Все, от ректора до ординаторов, говорят, что медицину нужно менять, но система по-прежнему централизована, и любые существенные изменения требуют поддержки на федеральном уровне. Следовательно, влияние Йельского университета в Казани во многом связано с изменением отношения. Это включает в себя поощрение врачей и студентов доверять своим суждениям, думать самостоятельно, а не полагаться только на традиции и обыденный бизнес. Резидент Майкл Дэвид так описывает цель доказательной медицины: «Как врач, вы «всегда должны быть любопытны, вы всегда должны быть скептичны.
Вы всегда должны осознавать, что вы читаете, где находится источник. Никогда не принимайте вещи слепо, как многие учат в медицинской практике. То, чему мы учим, — это новый менталитет, новый подход к медицинской эпистемологии».
Другая грань выражает эту независимость мышления. Это довольно радикально в России, где медицинское образование в значительной степени основано на немецкой модели 19-го века, в которой учитель является высшей инстанцией. Эта история, а также наследие советской эпохи означают, что российские студенты-медики склонны не поднимать головы. По словам Вонга, преподавателя Йельского университета, чей курс по методам преподавания основан на участии в классе и ролевых играх, даже заставить профессоров высказаться — это серьезное препятствие. Но как только они начинают участвовать, профессорам, кажется, это нравится. «Я никогда не сталкивалась с таким обучением, — говорит Юдина Гузель, доктор медицинских наук, преподаватель стоматологии. «Он разговаривает с нами так, как будто мы ему равны.
Таким должно быть все обучение».
На одном из многочисленных обедов, которые Вонг посетил во время своего пребывания, он поднял свой бокал за казанских профессоров. «Довольно сложно представить, как изменить то, что вам всегда говорили делать», — сказал он своим татарским и русским хозяевам. «Поэтому я думаю, что очень интересно, что Казань начала делать этот шаг, чтобы быть очень прогрессивным». Тем не менее, между американской и российской медицинскими системами остаются различия, которые не может преодолеть никакая межкультурная доброжелательность.
Начните с денег. В медицинской системе в России этого мало, а зарплаты российских врачей ничтожны по сравнению с тем, что зарабатывают врачи в США. Имея чуть менее 100 долларов в месяц, они обеспечивают едва достаточно, чтобы прожить, не говоря уже о покупке машины или дома. Оснащение больниц Казани сильно разнится. Республиканская больница №1, которая обслуживает весь Татарстан с населением 3,7 миллиона человек, имеет только один аппарат МРТ и один компьютерный томограф.
Между тем, на другом конце города в Межрегиональном диагностическом центре есть новейшее современное оборудование, в том числе комната для телемедицинских конференций, но часть здания все еще находится в стадии строительства.
И в условиях, когда кажется, что все деньги у предпринимателей, некоторые российские врачи отказываются от медицины. У Аделии Максудовой, доктора медицинских наук, доцента, есть машина, потому что ей купил ее брат. Он оставил медицину, чтобы открыть клинику лазерной хирургии глаза. Добившись финансовой стабильности, он стал администратором офтальмологической клиники. Но он не занимается медициной. Максудова была в первой волне русских, приехавших в Йельский университет, и из-за своего пребывания в Нью-Хейвене она решила специализироваться на нефрологии. Она страстный врач и страстный сторонник Йельского обмена, но ее не устраивает преподавание. По ее словам, некоторые студенты Казанского медицинского училища не собираются становиться врачами. Поскольку медицинская школа здесь начинается после средней школы, диплом врача в России может быть чем-то вроде американского бакалавриата — билетом в профессию, которая не имеет ничего общего с вашей специальностью.
«Меня иногда это очень расстраивает, — говорит Максудова, потягивая кофе в казанском кафе. «Часто я разговариваю с кем-то, кто говорит: «Моя дочь хочет быть врачом». Я говорю: «Вы представляете, сколько ваш ребенок будет зарабатывать на зарплату врача?» В советское время никто не был богатым. Все были одинаковыми. Сейчас такая маленькая зарплата. Но профессия все равно очень престижная».
Так что быть врачом в России — дело любви: уважение есть, а денег мало. И это поднимает щекотливую проблему: захотят ли российские врачи, приехавшие в США через Йель, вернуться в Россию? Растегар говорит, что программа заботится о том, чтобы отбирать россиян, у которых есть тесные связи с домом, — молодых людей со стипендиями, преподавателей с престижными должностями или крепкими семейными связями. У участников есть негласный договор с Йельским университетом не использовать обмен и письменный договор с университетом о возвращении в Россию и проработке не менее трех лет. На сегодняшний день никто не нарушил это обещание, возможно, отчасти из-за того, как многие врачи в Казани относятся к жизни в медицине в Соединенных Штатах.
Как выразилась одна из жительниц Йеля, приехавшая этой зимой из России, она с удовольствием прожила бы без более высокой зарплаты и доступа к современным медицинским технологиям, чтобы сохранить крепкие семейные и общественные связи, которые у нее есть в Казани.
Возвращение домой
Жительница Йельского университета Нурутдинова планирует привезти в Казань лучшие образцы американской медицины, когда она вернется после прохождения стажировки по инфекционным заболеваниям. После окончания медицинского института в 1996 году поступила в ординатуру по внутренним болезням (инфекционные болезни). Два года спустя она посетила Йельский университет в рамках программы обмена. Вернувшись в Казань, она поняла, что хочет получить более общую медицинскую подготовку, доступную в Соединенных Штатах. (В России, говорит она, студенты-медики быстро специализируются. «А у меня такая обширная специальность, что мне нужно очень хорошо знать медицину».) » она говорит. Итак, Нурутдинова с большими затратами и усилиями прошла 1 и 2 этапы Медицинского лицензионного экзамена в США, подала заявку на резидентуру Йельского университета по внутренним болезням и поступила.
Она завершит программу в июне в возрасте 29 лет..
После более чем двух лет в Нью-Хейвене ее поездка обратно в Казань в сентябре для исследования туберкулеза была долгожданной возможностью увидеть свою семью. Ее следующая цель — получить стипендию в американской больнице, где она сможет научиться писать гранты. Но она планирует вернуться в Казань, чтобы заняться исследованием ВИЧ/СПИДа, растущей проблемы в Татарстане. «Вы должны поехать в Соединенные Штаты и остаться там на некоторое время, чтобы понять, что место, которому вы принадлежите, — это дом», — сказала она во время своего визита в Казань. «У меня был этот первый всплеск мыслей о том, что, может быть, мне следует остаться в Соединенных Штатах. Но я не собираюсь быть полезным, оставаясь там. Это не будет иметь смысла с тем, что я хочу делать со своей жизнью. Кроме того, я очень скучаю по своей семье».
Еще один выпускник Йельского университета по обмену, уролог Дмитрий Тарасевич, доктор медицинских наук, хочет пройти тот же путь, по крайней мере, ту часть, которая приведет его обратно в Соединенные Штаты для проживания.
Но он меньше привязан к дому. Размышляя о своих целях в электронном письме, Тарасевич описал свое разочарование отсутствием в России финансирования, хорошего медицинского оборудования и современных исследований. Его цели широкомасштабны. Он надеется участвовать в международных программах, таких как «Врачи без границ». И он тоже хочет обосноваться в России — в конце концов. «Я люблю свою страну, свой народ, учителей, друзей, коллег», — написал он. «Проблемы и нужды России слишком знакомы, чтобы их игнорировать. Я хотел бы служить людям и знать, что люди нуждаются во мне. Но я также хотел бы быть человеком земного шара, не ограничивать себя узкой областью с границами. Врачи должны быть такими, я считаю».
Сидя за своим рабочим столом в Казани, заместитель ректора Алексей Созинов, доктор медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней, прекрасно понимает потенциал утечки мозгов. Он говорит, что понимает и соглашается с тем, что студентов будут привлекать возможности за границей.
«Это жизнь, — говорит он. «Все хотят жить хорошо. А резиденции в США — лучшие в мире». Более тревожным является потенциальная потеря профессорско-преподавательского состава. С кафедры физиологии, например, около 10 профессоров уехали в США и Европу. Но, несмотря на риск потерять других преподавателей, его приверженность международным программам сильна, о чем свидетельствует его оживленный тон, не говоря уже о большой коллекции кружек со всего мира, украшающей его кабинет. Во-первых, обмен идеями и людьми сделает Казанский государственный медицинский университет более сильным учебным заведением и более привлекательным местом для обучения, учебы и проведения исследований.
Созинов рассказал историю: «Несколько месяцев назад Президент Путин встречался в Санкт-Петербурге со студентами. Именно этот вопрос о проблеме молодых, талантливых россиян, желающих выбраться, задали ему русские студенты. Путин говорит: «Конечно, нас беспокоит, что молодые люди с хорошим образованием уедут из страны.
