Степанов день у православных и Крещение у западных христиан
День первомученика Стефана
9 января православная церковь чтит святого Стефана, ставшего первым в истории христианским мучеником. Стефан родился за пределами Святой земли и по рождению был эллинистом. Так называли евреев, воспринявших греческий язык и культуру. Он принял смерть за веру в возрасте 30 лет.
После снисхождения Святого Духа на апостолов, или так называемой Пятидесятницы, количество верующих стало расти в геометрической прогрессии. Апостолы нуждались в помощи и предложили первым христианам выбрать наиболее достойных мужей для подмоги бедным, заботы о сиротах и вдовах. Они-то и были положены апостолами в диаконы (помощники или служители). Стефан не только стал одним из этих помощников, но и за своё усердие и рвение получил звание архидиакона, то есть старшего из них. Постепенно диаконам помимо помощи прихожанам разрешили проповедовать и Слово Божие.
Святой Стефан. Фото © Pravlife. org
На долю Стефана выпал жребий вести проповеди в Иерусалиме. Он считался настолько искусным проповедником, что с лёгкостью мог обратить в веру многих иудейских спорщиков. По преданию, они подкрепляли свои слова знамениями и чудесами. Зависть фарисеев (ревностных приверженцев иудаизма) заставила их обратиться к синедриону — Высшему еврейскому суду. Сфабриковав дело и найдя ложных свидетелей, Стефана обвинили в оскорблении Бога и Моисея. Однако и перед верховными судьями молодой оратор не растерялся. На примерах он стал разносить в пух и прах не только обвинения, но и историю собственного народа, заявив, что иудеи всегда противились Богу и изводили посланных им пророков. Скорее всего, это и стало причиной смертного приговора, который вынесли разгневанные судьи. Однако христианское учение говорит, что последней каплей, переполнившей чашу терпения синедриона, были слова Стефана о том, что он видит разверзшиеся небеса, где «одесную Бога» стоит «Сын Человеческий».
После этой «дерзости» Стефана повели за город, по дороге закидывая камнями. Его тело оставили на растерзание диким животным. Казнь первомученика положила начало иудейским гонениям на христиан, в результате которых они были вынуждены бежать из Святой земли в разные страны.
На вторую ночь после казни еврейский проповедник Гамалиил, тайно симпатизировавший христианским верованиям, послал своих помощников отыскать тело Стефана. Найденные останки были погребены в имении Гамалиила в пещере недалеко от Иерусалима. Долгое время о мощах святого не вспоминали, но в 415 году они были чудесным образом обретены и перенесены архиепископом Иоанном в Иерусалим, а чуть позже и в Константинополь. Сейчас большая часть останков хранится в стамбульском храме в честь Святого Стефана. Однако часть чудодейственной святыни находится и в России. Десница святого Стефана хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой лавры.
Степанов день
«Вождение медведя с козой и барабанщиком». Рождественская дореволюционная открытка. Фото © Wikipedia
В старину День святого Стефана называли Степановым. Продолжавшиеся Святки, то есть период между Рождеством и Крещением, в этот день отмечали пряниками и колядками. Последние представляли собой небольшие пирожки из пресного пшеничного теста с разными начинками.
Степанов день считался днём пастухов и лошадей. Первые в этот день искали работу на будущий год. Отсюда и поговорка о том, что «Степанов день пастуха год кормит». Чтобы поиски работы были удачными, пастухи поили лошадей из серебряной посуды или просто бросали серебряную монетку в ведро с водой.
Распространены были в этот день и разные обряды, сохранявшиеся на Руси ещё с дохристианских времён. В этот день в углах огорода вбивали заострённые осиновые колья. Считалось, что они помогут защититься от нечисти, ведь если ведьма на такой кол сядет, то на нём и останется.
Для защиты от нечисти в этот день умывались талой водой. У девушек и вовсе был обряд, по которому они «хоронили печали». Для этого ставили «пагубную чашу», в которую каждая девица сливала принесённую воду. Считалось, что тем самым можно избавиться от грусти, безответной любви и других «печалей».
Что нельзя делать в Степанов день
«Ряженые». Фото © Artchive.ru
По сути, этот день был выходным у мужчин. Помимо того что на Святки из-за разгула нечисти им нельзя было ходить в лес на охоту или рыбачить, в Степанов день ещё и запрещалось брать в руки острые предметы. Нарушение запрета грозило полной потерей мужской силы, а потому столярные работы или даже простую рубку дров откладывали на другой день.
Запрещалось в этот день отказывать работникам. Многие работяги в этот день просили увольнительную грамоту или повышения жалованья.
Отказывать нельзя было и просящим. В старину на Святки было принято колядовать, а колядующим в угощениях не отказывали. К попрошайкам на Святки было принято относиться так же, как и к колядующим, чтобы не навлечь на себя беду.
Католическое Крещение
Фото © ТАСС / Jonas Güttler / dpa
В православной традиции Крещение и Богоявление являются двумя названиями одного праздника. Это связано с тем, что православие считает Богоявлением момент явления Господа в своём триедином лике, то есть когда «отверзлось небо и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21–22).
А вот у последователей западной церкви — католиков и протестантов — два праздника разделены. Богоявление они связывают с моментом, когда Мария представила младенца волхвам (или трём царям), принёсшим новорождённому Господу волшебные дары. Крещение же празднуется отдельно — в первое воскресенье после Богоявления.
Считается, что служение Христа и исполнение его предназначения началось именно с Крещения. О нём 30-летний Иисус пришёл просить Иоанна Крестителя в Вифавару — небольшую местность на западном берегу Иордана. Удивлённый первосвященник заявил, что ему бы надо принять крещение от Христа, а не наоборот, на что получил ответ о том, что им надлежит «исполнить всякую правду», то есть наставление Бога-Отца. Крестившись, Иисус ушёл в пустыню, где молился, чтобы подготовиться к исполнению своего божественного предназначения.
В отличие от восточных христиан, где Крещение отмечают с большим размахом, делая купель в виде креста и фактически повторяя обряд крещения, католический праздник отмечается куда скромнее. Как правило, в этот день в костёлах проходит праздничная служба, которой завершается череда рождественских праздников.
Цены, пенсии, выплаты, мигранты, оружие: Как изменится жизнь россиян с 1 января
Марк Фернандес
- Статьи
- православие
- подвиги
- святыни
- даты
- Праздники
- католики
- Общество
Комментариев: 1
Для комментирования авторизуйтесь!
26 декабря День святого Стефана, в честь первого христианского мученика отмечают во многих странах
Источник фото: ftimes.ru
В католических церквях многих стран Европы каждый год 26 декабря почитают первого христианского мученика – святого Стефана. В некоторых странах этот праздник государственный, следовательно, официальный выходной. День святого Стефана – большое торжество для верующих.
- Житие святого Стефана, почитаемого 26 декабря
- Как почитают первого христианского мученика Стефана 26 декабря
Новости СМИ2
Об этом пишет ria.ru
Стефан – Первомученик, архидиакон, первый сознательный мученик за веру во Христа. 26 декабря его почитают католики, 27 декабря – православные. Он был евреем, проповедовал в Иерусалиме.
Житие святого Стефана, почитаемого 26 декабря
Книга Деяний содержит некоторые сведения о житие святого Стефания. В ней говорится, когда в Иерусалиме начало популяризироваться христианство, число последователей Христа резко выросло. Вдовы, сироты, нищие нуждались в опеке. Апостолом Петром был объявлено о ежедневном раздаянии потребностей. Евреи, которые приехали в Иерусалим, выразили недовольство: мол, дары раздают несправедливо. Петр решил нанять помощников-единоверцев для восстановления справедливости. Их было семь, и один из них – Стефан.
Стефан не только помогал Петру, но и проповедовал Слово Божие. Также он умел исцелять от различных заболеваний всего лишь прикосновением. Его помощь была бескорыстной и искренней. Он всегда и словом, и делом помогал открытым, честным людям. Иудейские законоучители часто вступали со Стефаном в споры, но побеждал он. Стефан постоянно упрекал представителей синагог евреев диаспоры, что «они убили Христа» завистью и недомыслием. Те в ответ его оклеветали перед первосвященником, назвали его богохульным.
Стефана призвали на суд Синедриона. Во время него речь христианина была длинной и пламенной. Он пересказывал историю Израиля, жите Авраама, Моисея, Иосифа. Не забыл Стефан и о Соломоне, возведшем первым в храм в Иерусалиме. Увы, правда, которую говорил Стефан, противоречила убеждениям, распространенным в Иерусалиме, и его арестовали.
Однажды Стефану явился Спаситель, и когда иудеи узнали об этом, не сдержали свою ярость, и возжелали ему смерти. Его начали побивать камнями, но он лишь просил Иисуса принять его дух, и помиловать мучителей. Богоматерь, сопровождаемая Иоанном Богословом, видела, как казнили Стефана. Она молилась за душу мученика, и просила Сына Своего облегчить ему страдания. Тело Стефана растерзали и бросили зверям, но его подобрали Гамалиил и Авив, чтобы похоронить.
Как почитают первого христианского мученика Стефана 26 декабря
Австрия. В День святого Стефана 26 декабря католики ходят в гости к друзьям, родственника, обмениваются подарками. Ранее в стране была традиция в праздник освящать лошадей, потому как Стефан – их покровитель.
Великобритания. В праздник в храмы несут коробки с пожертвованиями, непосредственно, пищей. Священники раздают ее беднякам.
Германия. Вспоминают житие первого христианского мученика, его деяния. Принято принимать гостей в доме, развлекаться, дарить пряничные домики и сладости, организовывать семейный ужин и тихий вечер.
Ирландия. Это красочная католическая страна. В праздник мальчики перевоплощаются в трубочистов, вымазываются сажей, заходят в дома и исполняют песни и гимн. За это они получают от хозяев деньги, которые отдают на благотворительность.
Святой СтефанПраздник: 26 декабря
Сразу после Рождества католическая церковь вспоминает своего первого мученика и одного из своих первых дьяконов Святого Стефана. Римские католики отмечают его праздник 26 декабря, а восточные католики чтят его на день позже.
В Деяниях Апостолов св. Лука восхваляет св. Стефана как «мужа, исполненного веры и Святого Духа», который «совершал великие чудеса и знамения в народе» в первые дни Церковь.
История Луки того периода также включает трогательную сцену смерти Стефана, свидетелем которой был св. Павел до его обращения, от рук тех, кто отказался принять Иисуса как еврейского Мессию.
Сам Стефан был евреем, который, скорее всего, уверовал в Иисуса во время земного служения Господа. Возможно, он был среди 70 учеников, посланных Христом в качестве миссионеров, которые проповедовали приход Царства Божьего, путешествуя почти без имущества.
Этот дух непривязанности к материальным вещам сохранялся в ранней Церкви, в которой, по словам св. нуждался».
Но такая радикальная благотворительность столкнулась с культурным конфликтом между евреями и язычниками, когда группа греческих вдов почувствовала, что их потребности пренебрегают по сравнению с нуждами еврейского происхождения.
Репутация Стефана как человека святости побудила Апостолов выбрать его вместе с шестью другими мужчинами для оказания им официальной и уникальной помощи при возникновении этого спора. Через сакраментальную власть, данную им Христом, апостолы рукоположили семерых мужчин в дьяконы и поставили их на работу, помогающую вдовам.
Будучи диаконом, Стефан также проповедовал о Христе как об исполнении ветхозаветного закона и пророков. Не имея возможности опровергнуть его послание, некоторые члены местных синагог привели его к своим религиозным властям, обвинив в стремлении разрушить их традиции.
Стефан ответил речью, записанной в седьмой главе Деяний Апостолов. Он описал сопротивление Израиля Божьей благодати в прошлом и обвинил нынешние религиозные авторитеты в «противодействии Святому Духу» и отвержении Мессии.
Перед казнью Стефану было видение Христа во славе. «Смотрите, — сказал он суду, — я вижу отверстые небеса и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога!»
Собор, однако, утащил дьякона и побил его камнями до смерти.
«Когда Стефана побивали камнями, он молился: «Господи Иисусе, приими дух мой», — пишет св. Лука в Деяниях 7. не вини на них греха сего. Сказав это, он умер».
Первое христианское мученичество совершил фарисей по имени Савл, позже Павел, а еще позже Св. Павел, чей собственный опыт Христа превратил его в верующего, а позже и самого мученика.
26 декабря — Праздник Святого Стефана
- лет назад
Автор: Клэр Риджуэй
На следующий день после Рождества, известный сегодня как День подарков, был праздник Святого Стефана, первого христианского мученика или первомученика. Стефан был забит камнями до смерти после того, как его обвинили в богохульстве, и его смерть была засвидетельствована Апостолом Павлом, тогда известным как Савл из Тарса:
Деяния 7:54 — 8:2:
«54 Услышав это, они были поражены сердцем и скрежетали на Него зубами своими.
55 Он же, будучи исполнен Духа Святого, возвел глаза на небо и увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 И сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Тогда они закричали громким голосом, и затыкали уши свои, и единодушно бросились на него,
58 И выбросили его вон из города и побили камнями; а свидетели положили одежды свои у ног юноши, именем которого Савл.
59 И побили камнями Стефана, призывая Бога и говоря: Господи Иисусе! прими дух мой.
60 И он преклонил колени и закричал громким голосом: Господи, не возлагай на них этот грех. И когда он сказал это, он заснул.
8 И Саул соглашался на его смерть. И в то время было великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все они были рассеяны по областям Иудеи и Самарии, кроме апостолов.
2 И набожные люди отнесли Стефана к его погребению и оплакивали его». (Версия короля Иакова)
Томас Тассер, поэт и фермер 16-го века, писал о том, что День Святого Стефана был традиционным днем для кровотечения лошади и крупный рогатый скот:
До наступления Рождества пусть лошадь будет пролита кровью,
для многих целей это приносит им много пользы
В день святого Стефана старые отцы использовали:
если это не нравится тебе в другой день выбратьА еще это был день, связанный с охотой. Однажды в День святого Стефана во Внутреннем храме были выпущены на свободу кошка и лиса, и на них охотилась стая гончих, которые в конце концов разорвали этих двух существ на куски.