Дивеево монастырь история: Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

В. В. Коваль. История создания и развития Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь относится к числу наиболее почитаемых русских православных обителей. Дивеево влечет к себе паломников не только из России, но и со всего мира. Объясняется это не столько интересными архитектурными памятниками, составляющими ансамбль монастыря, сколько той высокой духовной энергией, которую эти памятники в себе несут. Широко известны в нашем отечестве дивеевские подвижники благочестия, центральное место среди которых занимает образ Святого Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Несмотря на столь большую значимость и мировую известность, монастырская история освещена далеко не в полной мере. По этому вопросу главным образом приходится довольствоваться «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря»1 и «Дивеевскими преданиями»2 как наиболее известными литературными источниками.

Однако с точки зрения научно-документальной история создания и развития обители изучена явно недостаточно.

Восполнить в некоторой степени этот пробел предназначена данная работа, в которой рассматриваются этапы становления и развития Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Кроме того, здесь дан краткий анализ планировочной и объемно-пространственной структуры монастырской обители на вершине ее развития. Основой для написания послужили преимущественно архивные графические материалы, которые рассматриваются непосредственно в тексте. В работе используются архивные исследования, проведенные историком Г. Н. Ометовой в 1991 — 93 гг.

Как явствует из общепризнанных литературных источников, основанием Серафимо-Дивеевского монастыря послужило устройство Агафьей Семеновной Мельгуновой женской общины в с. Дивеево в 1780-х гг.

Крайне скудны и немногочисленны исторические сведения об этом поселении у стен Казанской церкви. «В начале существования общины земли при оной не было; а основательница… Агапия Семеновна Мельгунова, соорудя своим иждевением каменную церковь,… устроила для себя и сотрудниц своих, при той церкви, на общественной села Дивеево земле небольшую келию», — сообщала в своем рапорте настоятельница в 1842 г. 3

Опираясь на имеющийся архивный графический материал, можно говорить лишь о том, что строения общины располагались в непосредственной близости от Казанской церкви с северной ее стороны. На плане с. Дивеево 1788 г. (старейшем из обнаруженных архивных графических документов) на этом месте, т. е. к северу от Казанской церкви, показано строение (группа строений?), обособленное от сельского жилья.4 Очевидно это и есть «Казанская община», получившая название от стоящего поблизости одноименного храма.

По воспоминаниям матушки Серафимы Булгаковой, в 1886 г. над келией первоначальницы обители был возведен двухэтажный корпус, своего рода футляр, заключивший в себе келию, ставшую к тому времени часовней. На схеме, составленной по воспоминаниям матушки Серафимы, в 1989 г. отмечено место, на котором стояло это сооружение.5 В 1838 г. численность общины у Казанской церкви достигла ста двадцати. Строение общины занимало территорию в 1322 саж.6

25 ноября 1826 г.  по откровению Божией Матери о. Серафим приступил к устройству второй, девичьей общины на месте Ею же — Богородицей — указанном. Краткие сведения об основании о. Серафимом общины содержит рапорт настоятельницы в Нижегородскую Духовную консисторию от 24 ноября 1849 г.: «При умножении сестер и невозможности уже помещаться при церкви по ходатайству о. Серафима пожертвована наследниками г-на Баташова, состоящая под рудокопными ямами неудобная земля в количестве 3-х десятин…».7

К 1839 г. в общине проживало сто три девицы. Дома, в которых они помещались, были выстроены в две линии, и вся обитель вместо ограды была окружена земляною канавкою на четыреста сорок сажень, вырытой сестрами по благословению о. Серафима.8

На плане части с. Дивеево, составленном при «полюбовном размежевании земель между владельцами» (1846 г.), территория этой общины нашла четкое отображение.9 Примечательно то, что, если сельское жилье показано в массе, то на территории Мельничной общины нанесены отдельные строения, в том числе две ветряные мельницы, которые, очевидно, и дали название обители. Кроме мельниц здесь изображены две пустыньки о. Серафима, перенесенные после его преставления (1833 г.) из Саровского леса. С запада к территории общины примыкало сельское приходское кладбище. К этому времени в общине уже были первые монастырские церкви — Рождества Христова (1829 г.) и Рождества Богородицы (1830 г.), пристроенные по указанию преподобного Серафима к паперти Казанской церкви. Проект церквей был составлен арзамасским городовым архитектором С. И. Соколовым в августе 1827 г. и утвержден строительным комитетом при Министерстве Внутренних дел 19 декабря 1827 г.10 как произошло слияние двух общин — Казанской и Мельничной — в единую Серафимо-Дивеевскую (1842 г.). Строения Казанской общины были перенесены на территорию Мельничной, которая с 1842 г. стала являться центром новой обители. Как видно из плана 1848 г., новая Серафимо-Дивеевская община уместилась на территории бывшей Мельничной не имея каких-либо новых земельных владений.

Ситуация круто меняется в середине XIX в. В 1861 г. общине присваивается статус третьеклассного женского монастыря. К этому периоду относится интересный архивный документ, не фигурирующий в ранних историко-архивных исследованиях по данному вопросу. Это съемка Нижегородской губернии, выполненная под руководством генерала Менде в 1848 — 1862 гг.11 Здесь на плане с. Дивеево показаны уже новые границы обители. Более того, показана Тихвинская церковь 1847 г. постройки, озеро и ветряная мельница. Автор плана не обошел вниманием жилые корпуса на территории монастыря и отметил также, что приходское кладбище переместилось к югу от села. В 1856 г. в монастыре уже была своя кладбищенская церковь — Преображенская, алтарь которой был утроен из дальней пустыньки батюшки Серафима. В 1848 г. состоялось важное событие — закладка Троицкого собора на месте, указанном преподобным. Из-за внутримонастырских несогласий строительство его было начато только в 1865 г. В 1875 г. состоялось освещение главного престола во имя святой Троицы.


страница 1 из 6 Вперед →

История Дивеевского монастыря

Дивеевская обитель берет свое начало в 1788 году с женской общины, основанной рязанской помещицей вдовой Агафьей Семеновной Мельгуновой, принявшей монашество с именем Александра.

Когда Агафья Семеновна пребывала в Киевском Флоровском монастыре, во сне ей явилась Пресвятая Богородица, и сказала: «Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою».

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной».

Перед благочестивой кончиной своей матушка Александра заповедовала преподобному Серафиму, тогда еще иеродиакону Саровского монастыря, позаботиться о будущей обители.

По велению Пресвятой Богородицы старец основал на востоке от действующей общины новую обитель, в которую перевел из нее восемь сестер. Царица Небесная указала построить для их прокормления мельницу и обнести это место канавкой и валом, а к паперти Казанской церкви пристроить в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного двухпрестольную церковь для сей обители. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы, на прием которых Сама Она изъявит Свое благоволение, и обещалась Сама быть всегдашней Игуменией сей обители Своей, изливая на нее все милости Свои и всех благодатей Божиих благословения со всех Своих прежних Жребиев: Иверии, Афона и Киева.

В 1861 году Дивеевская женская община была преобразована в третьеклассный общежительный монастырь.

В 1903 году в Саровском мужском монастыре проходило прославление преподобного Серафима. Торжество это объединило десятки тысяч людей – и крестьян, и дворян, и царственных особ. Императорская чета Романовых, разделившая общенародную радость, посетила Саровскую пустынь и Дивеевский монастырь.

После революции 1917 года обитель просуществовала еще 10 лет. В 1927 году, в праздник Рождества Богородицы монастырь был закрыт. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой.

Молитвенная монашеская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих арестовывали и ссылали в лагеря, были среди дивеевских сестер и расстрелянные. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители. Во время хрущевских гонений службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена дивеевские сестры принимали монашеские постриги.

В 1988 году верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. Началось возрождение православия на Дивеевской земле. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Дивеево, 1991 г.

30 июля 1990 года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в Музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай при большом стечении народа посвятил в сан игумении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II.

В настоящее время восстановлены все храмы обители, возвращаются прежние монастырские территории. К Казанской церкви пристроены новые приделы в честь преподобных и блаженных жен Дивеевских, священномученика Серафима (Чичагова) и новомучениц Дивеевских.

26 апреля 2012 года в митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Обитель является популярным местом паломничества православных христиан России и стран зарубежья.

Божественная литургия на соборной площади монастыря.

История прихода |

ИСТОРИЯ

Русская община и Покровская церковь в Найаке, штат Нью-Йорк

Мисс Александра Толстая (младшая дочь ее друга писателя, господина Льва Толстого Шауфуса) и много лет организовал в Нью-Йорке Толстовский фонд. Миссией фонда была помощь многим эмигрантам русского происхождения, въезжающим в США. Фонд объединил многих выдающихся русских людей, таких как Сергей Рахманинов, Игорь Сикорский, Борис Сергиевский и многих других. Их работа расширилась, и в 1941, щедрый донор позволил Фонду приобрести ферму площадью 70 акров (Reed Farm) в Valley Cottage, Нью-Йорк, за сумму в 1 доллар США. С этой покупки началась история русской общины округа Рокленд.

Центр Фонда Толстого, или Толстой Ферма, представлял собой центр, в котором русские беженцы оставались в течение разного периода времени, пока они не смогли навсегда переселиться в американские общины. Он предоставил дом детям-сиротам и детям родителей, которые были вынуждены покинуть их во время обустройства. Имелась крупная действующая ферма, которая давала пищу и временную рабочую силу вновь прибывающим эмигрантам. Ферма также организовала летний лагерь для детей из малообеспеченных семей до 19 лет.68. В 1968 году на месте лагеря был построен новый дом престарелых. Пожилые люди русского происхождения также могли проживать в учреждениях для взрослых. Дом престарелых работает и по сей день. Хотя часовня была построена с первого дня существования Центра, только в 1957 году была построена постоянная златоглавая церковь в типично русском стиле.

Вскоре после создания Центра Вторая мировая война рассеяла многих россиян по лагерям беженцев по всей Европе. Через Толстовский хутор прошло более 6000 таких беженцев. Многие из них, уставшие от неустроенной жизни и тягот войны, стремились осесть.

Найак, штат Нью-Йорк, с его красивым расположением на берегу реки, множеством рабочих мест на местных фабриках и непосредственной близостью к ферме Толстого, был привлекательным выбором. В 1949-1950 годах первые несколько русских семей приобрели дома в Наяке и обосновались. Вскоре последовали и другие семьи, снявшие квартиры по всей деревне. Многие нашли жилье в старом «доме для слонов» загородного клуба Кларкстауна, где сегодня находится неполная средняя школа Наяка и колледж Наяка. Это было место первой русской православной часовни в Наяке. Ибо в своих странствиях русские беженцы заложили эмоциональные корни, сразу же устроив часовни, которые составляли сердцевину их общин.

Поскольку русская община в Найаке росла, было решено, что маленькая часовня в «Слоновьем доме» стала слишком маленькой, и был арендован большой дом на Мидленд-авеню (нынешнее место полевого клуба Найака). Однако к 1951 году отец Адриан Римаренко, в то время священник русской общины в Наяке, уже решил купить католический монастырь на Смит-Роуд в Спринг-Вэлли, штат Нью-Йорк, и основать там русский женский монастырь. Сегодня здесь также находится одно из крупнейших русских кладбищ в США. Тем временем Наякский русский приход прошел через ряд арендованных помещений. Одним из таких мест был гараж на Депью-авеню (сразу за зданием братьев Райт на Южном Бродвее). В 1953 года отец Серафим Слободской с семьей прибыл из Германии, чтобы взять на себя энергичное руководство приходом. В планах началось строительство постоянной церкви. Еще одним временным местом для прихода был зал реформатской церкви на Бродвее. Затем приход арендовал помещение на третьем этаже в здании на Бродвее (нынешнее местонахождение Центра Нью Эйдж). Наконец, в начале 1954 года приход приобрел участок на углу Сидар-Хилл и Проспект-авеню. Для сбора денег проводились благотворительные концерты (входной билет стоил 1 доллар), лотереи, покупка кирпича по 50 центов и многое другое. Потихоньку собирали деньги. Тем временем дети, родители, бабушки и дедушки работали: копали, строили, вырезали и рисовали. Наконец в 1957 года приход переехал в новый храм Покрова Пресвятой Богородицы, полностью построенный на средства прихожан.

С того дня приход продолжал расти, процветать и заселять округ Рокленд. Мост Таппан Зи внес много изменений в Рокленд и русские общины Рокленда. Ферма в Толстовском центре прошла путь многих ферм в Рокленде, и сейчас на переселение приезжает меньше беженцев. Многие из первых лидеров русских общин сейчас покоятся на Ново-Дивеевском кладбище в Весенней долине. Отец Серафим скончался 5 ноября 19 года.71, и его сменил отец Георгий Ларин, нынешний настоятель прихода.

Приход Наяк с самого начала своего существования организовал субботнюю утреннюю школу для обучения своих детей религии, русскому языку, истории, географии, литературе и культуре. На протяжении многих лет через школу проходило от 125 до 10 детей в год. Некоторые из выпускников, которые могут получить кредит Regents, сделали блестящую карьеру в Государственном департаменте, международных банках и за рубежом. Одного выпускника можно увидеть по телевидению, переводящего для президентов, государственных секретарей и других высокопоставленных лиц. Многие выпускники возвращаются преподавать в школу и отдают сюда своих детей и внуков. На протяжении многих лет школа собиралась в различных арендованных местах: в лютеранской церкви Святого Павла (нынешний дом театра Элмвуд), в зале реформатской церкви, в школе при католической церкви Святой Анны и в Доме ветеранов возле Мемориальный парк. К концу 19В 60-е годы стало очевидным, что приход нуждается в собственном школьном здании и актовом зале. В феврале 1970 года наш самый первый фестиваль блинов был проведен на пожарной станции Вест-Ньяк, чтобы собрать средства на новое школьное здание и зал.

Спустя много лет и на средства пожертвований, с помощью частных пожертвований, труда сотен самоотверженных людей и под руководством родного отца Георгия Ларина новое здание школы и актовый зал были посвящены памяти отца Серафима Слободского. Церемония состоялась в день праздника Покровского храма 14 и 19 октября.80. Это также совпало с 25-летием освящения здания храма в 1955 году. В 2002 году приход праздновал 50-летие русской школы и чествовал матушку Елену Слободскую, вдову отца Серафима, за 50-летие служения школа и приход. К сожалению, матушка Елена скончалась 1 октября 2003 года.

Самые известные православные монастыри мира

Первые упоминания о женщинах, отказывающихся от замужества, семейной жизни и материнства ради служения Богу и ближнему, восходят к апостольским временам. В древнем мире, где женщины идентифицировались только в семейном контексте, это было не чем иным, как социальной революцией.

Эти женщины сыграли важную роль в распространении христианской веры, занимаясь благотворительностью и превращая свои дома в убежища и места религиозных собраний. В раннем христианстве многие из этих женщин приняли мученическую смерть за отказ соблюдать римский закон об обязательном браке.

Греческое слово μοναχικός означает «один». Первые христианские монахи жили как религиозные отшельники. Амма Синклетика Александрийская (ок. 270 — ок. 350 г. н.э.) была одним из первых примеров женского отшельнического монашества. Раздав все свое богатство бедным, она предпочла вести уединенную жизнь отшельника. Ее примеру последовали ее сестра и другие женщины, ставшие ее ученицами во Христе.

Первые организованные (общежительные) монашеские общины обычно связывают с именем св. Пахомия (ок. 292-348), современника св. Антония. Усилиями своей сестры святой Пахомий основал первую обитель, женскую монашескую общину.
Ниже приведены некоторые из известных восточно-православных монастырей мира.

Жича

Жича Сербский православный монастырь был построен в начале 13 века первым королем Сербии Стефаном Первовенчанным и первым главой сербской церкви Святым Саввой. Недавно он отметил свое 800-летие. Будучи первой резиденцией сербских архиепископов и коронационной церковью сербских королей, Жича с ее очаровательной архитектурой является исключительно важным памятником культуры и ярким центром монашеской жизни в современной Сербии.

Ормилия

Ормилия Греческий православный Благовещенский женский монастырь, расположенный в Халкидиках (Греция), является двором монастыря Симонопетра на Святой Горе Афон. В нем проживает более ста монахинь, что делает его самым большим монастырем в стране. Монастырская община сегодняшней Ормилии была основана архимандритом Емилианом (Вафидисом) в 1972 году и первоначально располагалась в монастыре Святого Феодора в Метеорах. Строительство монастыря в том виде, в котором мы его видим сегодня, было завершено в начале 90-х годов. Помимо иконописной и швейной мастерских, в Ормилии действуют Центр духовной и социальной поддержки и Медицинский центр, специализирующийся на диагностике рака на ранних стадиях.

Русские православные монастыри

С конца XI века монастыри играли большую роль в истории России, выступая в качестве оборонительных сооружений и учебных центров. По историческим данным, монастыри составляли 13–19 % монашеских общин в России 11–15 вв. Большинство из них было полностью или частично уничтожено во время монгольского ига, Смутного времени, польской, шведской, французской и других войн. Все они (за исключением одного) были закрыты большевиками во времена религиозных гонений в Советском Союзе. Позже они были вновь открыты и перестроены во время возрождения Русской православной церкви после коммунистической эпохи.

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь

Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан ок. 1125 г. преподобной Евфросинией Полоцкой. Преображенский собор монастыря пережил несколько пожаров и стоит до сих пор, храня выдающиеся фрески XII века, которые в основном остались неповрежденными. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь — один из самых выдающихся исторических памятников современной Беларуси. Это также активная монашеская община, насчитывающая более 50 монахинь.

Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, основанный в середине 18 века, представляет собой великолепный храмовый комплекс и главное место паломничества в России. Его имя тесно связано с жизнью почитаемого Серафима Саровского, служившего здесь старостой монастырских монахинь. Община стала домом для мощей преподобного Серафима в 1991 году. Они были перенесены сюда после того, как были вновь обнаружены в петербургском Музее атеизма.

Православные монастыри в Америке

По разным данным, православное население Северной Америки достигает от 3 до 6 миллионов человек. Он состоит из людей русского, греческого, украинского, сербского, румынского и других культур, а также новообращенных из других конфессий. Северо-Американская епархия Русской Православной Церкви была первой православной епархией, возникшей в Северной Америке. В 1949 году бедная иммигрантская община в штате Нью-Йорк во главе с отцом Адрианом Римаренко основала русский православный женский монастырь.

Ново-Дивеевский

Ново-Дивеевский Свято-Успенский женский монастырь — крупная монашеская община с полным циклом богослужений, расположенная всего в 20 милях от Нью-Йорка. Сестры Ново-Дивеево содержат пекарню, пасеку, библиотеку и свечной завод. В монастыре также находится русское православное кладбище с более чем 8000 могил.

Православные монастыри Канады

Покровский монастырь

Покровский монастырь основан в 1935 — старейший православный женский монастырь Канады. Он возник как мужская община, а затем был передан русским православным монахиням, прибывшим из раздираемого войной Шанхая в 1949 году. В 2007 году монастырь вышел из-под юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей и присоединился к полуавтономной митрополии греческих старостильников, известных как «Церковь Истинно-Православных Христиан Греции» или «Греческая Православная Традиционалистская Церковь Америки». Спрятанный на равнинах Альберты, он остается созерцательным сообществом восьми религиозных сестер.

Российские православные монастырь в Иерусалиме

Горн. место, куда пришла Пресвятая Богородица, чтобы поделиться Благой вестью о Благовещении с Елисаветой, матерью святого Иоанна Крестителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *