Дивеево серафим саровский монастырь: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — Паломнический Центр

Регулярные поездки в Дивеево

Поездки в Дивеево — это самый распространённый маршрут по святым местам.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь считается четвёртым и единственным в России (после Иверии (современная Грузия), Святой горы Афон (на севере Восточной Греции) и Киево-Печерской лавры (Украина))  «земным Уделом Пресвятой Богородицы».

Программа поездки в Дивеево

1 день 
Отправление из Саратова. Смотреть место отправления автобуса. Ночной переезд.

2 день

Прибытие в Дивеево
Экскурсия по Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому женскому монастырю. Согласно преданию, двигаясь в Саровский монастырь, в 1767 году в Дивеево остановилась паломница Агафья Мельгунова, которой во сне явилась Богородица, велевшая построить женский монастырь. Уже спустя несколько лет в селе появился храм в честь Казанской иконы Божией матери, а также основана женская община. А в 1825 году преподобный Серафим Саровский взял опеку над местными монах.

Обед.
Переезд на озеро Серафима Саровского. 

Озеро пользуется большой популярностью среди туристов, посещающих монастырь. Следует отметить, что источник изначально относили к Саровской пустыни, однако в последние годы его все чаще относят к Дивеевскому монастырю. Очень интересна история возникновения этого источника. Произошла она не так давно — во второй половине прошлого века, когда старец в белом балахоне ударил посохом по земле, из-за чего из нее забил источник. Впоследствии его хотели засыпать, однако дело до этого не дошло.

Сегодня Серафимовский источник обустроили, и ежегодно к нему приезжает множество людей.  Посещение святых источников: Казанской иконы Божией матери, Умиление, Пантелеимона целителя. Источник Казанской иконы Божией матери — один из самых старых родников в селе. Дошедшие до нас старинные предания говорят о том, что здесь было целых три явления Божией Матери. В конце прошлого века источник стали активно облагораживать: были построены купель и часовня.  Умиление — один из самых молодых источников Дивеева с расположением между Казанским и Пантелеимоновым источниками.

В 2010 году был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». Была возведена купальня. В честь святого целителя Пантелеимона был назван также популярный источник, обустроенный относительно недавно. Святой целитель Пантелеимон был врачом и исцелял больных людей не только лекарствами, но и молитвой. 

Отправление домой


 

 

Дивеевский монастырь, в разговорной речи Дивеево, расположен на берегу небольшой речки Вичкинзы в Нижегородской области недалеко от Сарово. Дивеево – это особенное место на земле – полагают, что игуменьей обители является сама Божия Матерь. По преданию, Царица Небесная взяла эту обитель в свой четвертый удел, а первым ее уделом является Иверия в Грузии, вторым – Новый Афон в Греции и третьим – Киевско-Печерская лавра в Украине.

Происхождение названия

Во время походов на Казань царь Иван Грозный проходил через местные селения и одно из сел получило имя Дивеево в честь татарского мурзы Дивея Мокшева, вставшего на сторону русского царя и участвовавшего в походе на Казань.

Из истории

Село Дивеево располагалось на пересечении паломнических дорог и многие путники, шедшие в Саровский монастырь, останавливались на отдых в местной деревянной церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. Сюда прибыла и странница Агафья Семёновна Мельгунова, пришедшая из Киева в поисках места для основания новой обители.

Здесь на свои средства она построила каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После освящения всех его приделов матушка Александра (в миру Агафья Мельгунова) решила устроить общину. В 1788 году помещица Жданова подарила ей 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где были сооружены кельи и надворные постройки.

В 1789 году после смерти матери Александры попечителем обители стал молодой иеродиакон Саровской обители Серафим.

Для справки: Преподобный Серафим родился 19 июля 1754 года в семье Исидора и Агафьи Мошниных в Курске. С юности Прохор (так звали его в миру) решил посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь.

Мать не препятствовала его решению и благословила сына медным крестом, который Прохор всю жизнь носил на груди.

С ноября 1778 года он проходил многие послушания в Саровской обители, выполняя все работы с усердием, как бы служа самому Богу.

Восемь лет Прохор был послушником в монастыре, после чего принял иноческий постриг под именем Серафим, а через год был посвящен в сан иеродиакона.

По благословению Серафима Саровского в 1826 году в Дивеево была устроена Мельничная община.

Провидец умел видеть сердца людей и исцелял душевные и телесные болезни благодатным словом и молясь Богу. С ласковыми словами «Радость моя, сокровище мое» обращался он к людям и они чувствовали его любовь.

В последние годы старец особенно заботился о Дивеевской обители и для всех сестер, которые шли к нему со своими духовными и жизненными трудностями, он был настоящим отцом.

Умер Серафим 2 января 1831 года в своей келье во время молитвы, стоя на коленях перед иконой Божией Матери. При жизни он неоднократно говорил, что «плотию будет лежать в Дивееве» и это предсказание, как и все остальные, сбылось – в 1991 году рака со святыми мощами Преподобного Серафима была передана из Казанского собора Санкт-Петербурга в Троицкий собор Дивеевского монастыря.

Храмы Дивеево

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь строился в течение полутора веков и первым храмом, давшим начало обители была церковь в честь иконы Казанской Божьей матери.

  • Храм иконы Казанской Божьей матери сооружался на месте деревянной церкви с 1773 года, а завершилось строительство в 1779 году. Матушка Александра лично принимала участие в возведении храма и для рабочих сама выкопала источник. Это трехпрестольный храм, его пределы в честь Николая Чудотворца и Казанский были летними, а в честь Стефана – теплый зимний предел
  • С благословения преподобного Серафима Саровского к храму были пристроены церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы
  • В центре монастыря в 1865 – 1875 годах возведен пятипрестольный Троицкий собор, являющийся сердцем дивеевской обители — здесь хранятся мощи преподобного Серафима Саровского чудотворца. Храм был заложен после смерти Преподобного в 1848 году, но еще при жизни отец Серафим предсказал дивеевским сестрам: «Будет в Дивееве огромный собор, такой, что и саровские иноки будут вам будут завидовать».
  • Пятиярусная колокольня была возведена по одной линии с собором в конце XIX – начале XX века.
  • В 1907 году был заложен Преображенский собор, строительство которого завершилось в 1916 году, а освящение главного престола состоялось только 3 сентября 1998 года.

Святая Канавка в Дивеево

Дивеевский монастырь отличается от всех других обителей тем, что здесь есть особая святыня, — это канавка вокруг монастыря, по которой прошла сама Пресвятая Богородица.

Канавку эту заповедовал вырыть преподобный Серафим Саровский, один из самых любимых в народе старцев, который говорил: «И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не перескочит».

Канавку эту рыли сестры до самой кончины батюшкиной и зимой и летом не переставая. Пресвятой Серафим говорил: «Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»

Святая канавка была разрушена в советское время, когда монастырь был закрыт. 25 августа 1997 года началось ее восстановление и 31 июля 2006 года она была полностью благоустроена.

Вот уже почти два века по завету Преподобного Серафима Саровского идут и идут по Канавке люди за Царицей Небесной, по Ее следам.

Святые источники Дивеево

В окрестностях Дивеевского монастыря находятся шесть святых источников, из которых пять – на его территории:

  • Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
  • Источник святого Пантелеимона
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Матушки Александры
  • Источник в честь Иверской иконы Божией Матери.

Дивеево — это один из духовных центров России, расположенный вдали от шумных городов, где Вы погружаетесь в необычную атмосферу умиротворения и спокойствия. Здесь тихо и очень красиво и в этой благодати и чистоте непременно забываешь обо всех мирских проблемах.

День Серафима в Свято-Дивеевском монастыре

Через два дня весь православный мир будет отмечать день памяти преподобного Серафима Саровского. Торжества, приуроченные к этой дате, пройдут 31 июля и 1 августа в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, который считается четвертым земным уделом Пресвятой Богородицы.

Своим появлением монастырь обязан рязанской помещице Агафье Мельгуновой, жившей во второй половине XVIII века. Однажды ей было видение Пресвятой Богородицы: та приказала женщине отправиться в странствие и ждать ее знака. Там, где укажет Богородица, Мельгуновой предстояло окончить свои земные дни, но прежде – основать великую обитель Пресвятой девы. Богородица выбрала для этого село Дивеево в 12 верстах от Сарова. Здесь Агафья Мельгунова, ставшая к тому времени схимонахиней Александрой, на собственные деньги организовала строительство монастыря и сама участвовала в тяжелых работах.

Возводить храм матушке Александре помогали старцы из Саровской пустыни, а в 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. Через 14 лет он стал одним из самых почитаемых российских святых. Именно Серафим Саровский задумал план Дивеевского монастыря и предсказал будущее его храмов – Казанского, Троицкого, Преображенского и Благовещенского, а также монастырской колокольни.

Кроме того, преподобный Серафим распорядился построить в обители Святую Канавку — насыпь со рвом, которая, как сообщила ему в видении Богородица, защитит монастырь от Антихриста: тот не сможет перейти препятствие. Серафим велел монахиням рыть канаву глубиной в три аршина (аршин равен 71 см), а землю бросать внутрь обители, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Инженерных расчетов и чертежей Серафим не составлял, ведь, по его словам, Канавку сама Царица Небесная своим пояском измерила.

Строительство продолжалось до самой смерти Серафима Саровского. Он будто ждал окончания работ, и когда Святая Канавка была готова, скончался в келье Саровского монастыря во время коленопреклоненной молитвы у иконы «Умиление». Это случилось 2 января 1833 года. Через 70 лет, по инициативе Николая II, старец Серафим был прославлен Русской православной церковью в лике преподобных. После того, как в начале 2000-х годов Дивеевский монастырь был восстановлен, уничтоженную после революции Канавку реконструировали. Ее длина составила 775 метров, а территория внутри нее — 2,995 десятины, как и за120 лет до этого.

Пояс Богородицы стал главной мерой и при строительстве Благовещенского собора. Длина пояса – 1м 20 см. А новый собор имеет 20 поясов в ширину, 30 – в длину и 50 – в высоту. Это самый новый храм в Дивеево, он начал строиться в 2011 году. В свое время Серафим Саровский планировал возвести его рядом со Святой Канавкой так, чтобы он составлял одну линию с колокольней и с Троицким собором, где сегодня хранится рака с мощами преподобного Серафима, его нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы и мотыжка.

Впрочем, торжественная литургия в Серафимов день пройдет не в Троицком соборе, а под открытым небом.

Для этого сооружается временный деревянный алтарь-постамент, который украшают цветами. Сюда и перенесут раку с мощами преподобного Серафима Саровского.

На праздник в Дивеево приезжают десятки тысяч человек. Многие паломники преодолевают путь Крестным ходом: уже много лет в середине июля православные богомольцы отправляются в Дивеевский монастырь пешком, а сопровождающие их священники служат в пути молебны. Любой Крестный ход, который появляется в зоне видимости на подступах к монастырю, встречается колокольным звоном.

Дивеевский монастырь служит точкой притяжения туристов и верующих не только в дни православных праздников: вместе с Арзамасом и Саровским монастырем это одно из самых известных мест в России. Вот почему в настоящий момент при поддержке Президента России Владимира Путина и благословении Святейшего Патриарха Кирилл идет работа по созданию крупного паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров», который включает в себя знаменитые православные святыни.

Кластер будет способствовать развитию в регионе туризма, модернизации инфраструктуры и повышению качества жизни. Сейчас эти места посещают примерно 400 тысяч человек в год, а благодаря развитию кластера к 2030-му туристический поток увеличится до 1,8 млн человек в год. Будут проведены работы по сохранению объектов культурного наследия — зданий постройки XVIII-XIX веков, а их на всей территории кластера насчитывается более 220. Здесь появятся новые гостиницы и кафе, площадь озелененных территорий увеличится в два раза. Развитие кластера обеспечит появление более тысячи новых рабочих мест, также будут созданы новые инфраструктурные объекты, пешеходные маршруты и удобные схемы движения транспорта.

Подробности о создании паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров» и его достопримечательностях вы можете прочесть в журнале «Вестник государственной экспертизы» №3 за 2022 год.

О том, как подписаться на журнал, можно узнать здесь.

«Вестник» можно приобрести и в интернет-магазине.

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Учение о святом: преподобном Серафиме Саровском

(День памяти 2 января)

2 января мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Смирение и доброта этого возлюбленного святого как к людям, так и к животным являются прекрасным примером для всех нас. Его именины приходятся сразу после начала нового календарного года. Мы пишем этот пост в блоге за целый месяц до его поминовения, чтобы дать нам время узнать о нем и рассказать нашим детям о его жизни, прежде чем кто-либо из нас примет наши новогодние решения.

Подражание его жизни — хотя бы одному аспекту его святого образа жизни — было бы прекрасным новогодним решением для любого православного христианина.

Преподобный Серафим, по имени Прохор Мошнин, родился в городе Курске, Россия, в 1759 году, в семье набожных родителей, которые водили его в церковь и учили вещам Божиим. В раннем возрасте в жизни Прохора стали происходить чудеса. Например, когда ему было всего 7 лет, он однажды упал с колокольни (высотой в 3 или 4 этажа) Курского собора. Он должен был быть серьезно ранен, но Бог сотворил чудо, и он не пострадал. Когда ему было 10 лет, он сильно заболел. Однажды ночью ему явилась Богородица и сказала, что он скоро исцелится. Через несколько дней чудотворная икона Богородицы шла через Курск, как вдруг из-за туч полил дождь. Процессия срезала путь через двор семьи Прохора. Мать вынесла своего больного мальчика на улицу, чтобы приложиться к иконе, и в тот же день он выздоровел от болезни.

В первые годы своей жизни Прохор изучал священные писания и посещал церковь. В 19 лет он ушел жить в монастырь, чтобы стать монахом. В монастыре он много работал и усердно молился. Спустя годы, в возрасте 27 лет, он был пострижен в монашество «Серафим», а еще через несколько лет рукоположен в сан священника.

Став священником, преподобный Серафим разнообразно служил Богу. Служил священником в Дивеевском монастыре; он жил некоторое время в одиночестве в лесу; он молился на камне 1000 дней/ночей; и многое другое. На протяжении всего этого опыта он приветствовал всех посетителей, будь то дети, взрослые или животные. Все это время он работал над молитвой Иисусовой. Иногда, когда он молился, он сиял святым светом, потому что был близок к Богу.

Когда игумен Саровский попросил преподобного Серафима вернуться в монастырь для помощи пришедшим туда паломникам, тот послушался. Паломников, приходивших к преподобному Серафиму, встречали словами: «Христос воскресе!» и он называл всех: «Радость моя». Бог часто открывал ему, в чем заключалась борьба паломников, еще до того, как они рассказывали ему о своих бедах. Каждый паломник уходил со встречи с преподобным Серафимом счастливым и полным надежды на воскресение Христово.

Богородица явилась преподобному Серафиму 12 раз за всю его жизнь. В один из последних раз, когда она появилась, он работал в монастыре, когда увидел, как она гуляет по окраине владения. Увидев ее, он понял, что она охраняет монастырь, и что кто пойдет по ее стопам на этом пути, тот будет благословлен. Он и монахини годами копали канал, где она ходила, чтобы паломники тоже могли пройти туда, молясь Богородице, и получить благословение. По сей день они делают. И они являются. Преподобный Серафим отошел ко Господу через несколько дней после завершения строительства канала. Есть много рассказов о чудесах по его молитвам, начиная с его упокоения в Господе.

Преподобный Серафим Саровский, ходатайствуй о нас и о нашем спасении!


Прежде чем рассказывать ученикам Воскресной церковной школы о преподобном Серафиме Саровском, вы можете провести собственное исследование и найти больше историй из его жизни. Вот несколько предложений:

  • Подробнее о жизни преподобного Серафима Саровского, найти его тропарь и кондак, а также прочитать многие его цитаты можно здесь: www.fatheralexander.org/booklets/english/seraphim_e.htm
  • Подробный рассказ о жизни преподобного Серафима Саровского с иконами и картинами (и даже фотографиями сохранившихся зданий!) смотрите здесь: www.symeon-anthony.info/StSeraphimSarov/StSeraphimSarov. хтм
  • Поделитесь со своими учениками книгой о его жизни. Например, вот этот: www.stnectariospress.com/st-seraphim-of-sarov-childrens
  • Вот житие преподобного Серафима Саровского, написанное доступным для детей языком, которое вы можете прочитать со своими учениками Воскресной церковной школы или распечатать копии, чтобы отправить ученикам домой, чтобы они поделились со своей семьей: www.serfes.org/lives /stseraphin.htm
  • Детям младшего возраста будет интересно послушать рассказ Кэтрин Болджер Хайд «Друг Святого Духа: святой Серафим Саровский», прочитанный доктором Крисси Харт, здесь: www. ancientfaith.com/podcasts/grapevine/readings_from_under_the_grapevine_program_41
  • Детям постарше будет интересно посмотреть этот русский мультфильм с английскими субтитрами, иллюстрирующий жизнь преподобного Серафима, и прочитать английские субтитры. (Примечание: перевод в некоторых местах немного груб.) https://dotsub.com/view/a606618f-801a-4d24-99c3-6788e73645c8
  • Если вы преподаете в Воскресной церковной школе для подростков, вы можете использовать эти ресурсы при обсуждении жизни преподобного Серафима Саровского:
    • Прочитайте, что один человек узнает из жизни преподобного Серафима Саровского, сочиняя музыкальную дань памяти святому: www.pravoslavie.ru/english/81028.htm
    • Послушайте рассказ другого человека о взаимодействии преподобного Серафима с его жизнью: www.ancientfaith.com/podcasts/frederica/a_visit_from_st._seraphim
    • Прочтите рассказ одной паломницы о ее посещении Свято-Троицкого Дивеевского женского монастыря, в том числе о чудесах, которые она пережила в этом святом месте, где преподобный Серафим провел так много времени, здесь: www. manastir-lepavina.org/duhovnik/index .php?read=2363
    • Слушайте проповедь на преподобного Серафима, произнесенную священником, получившим имя преподобного Серафима, здесь: www.ancientfaith.com/podcasts/redeemingtime/st._seraphim_of_sarov
  • Предложения по празднованию именин преподобного Серафима Саровского смотрите здесь: www.charmingthebirdsfromthetrees.com/2013/07/festal-learning-basket-saint-seraphim.html?m=1 и здесь: www.creativehandscreativeminds.com/2014/ 01/st-serapim-of-sarov.html?spref=pi
  • Вместе с классом совершите акафист (или хотя бы его часть) преподобному Серафиму Саровскому: akathisthymns.wordpress.com/seraphim
  • Для размышления (или для обсуждения со старшими учениками Воскресной церковной школы): «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердце и внутренности. холоден), то призовем Господа: Он, грядя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Себе, но и к ближним. Его тепло». ~ Преподобный Серафим Саровский
  • Для размышления (или для обсуждения со старшими учениками Воскресной церковной школы): «Истинная надежда ищет единого Царства Божия и уверена, что все необходимое для этой земной жизни обязательно будет дано. Сердце не может иметь мира, пока не обретет этого надежда. Эта надежда полностью умиротворяет его и приносит ему радость». ~ Преподобный Серафим Саровский
  • Вам для размышления (или для обсуждения со старшими учащимися Воскресной церковной школы): «Когда злой дух скорби овладевает душою, то, наполняя ее горечью и неприятностью, не дает ей молиться с должным усердием; нарушает внимание, необходимое для чтения духовных писаний, лишает его смирения и добродушия в обращении с другими и порождает отвращение ко всякому спору, ибо скорбящая душа, становясь как бы безумной и исступленной, не может спокойно ни принять добрый совет, ни ответить смиренно ставила вопросы. Она бежит от людей, как от виновных в ее смущении, не понимая, что причина ее болезни — внутри нее. Печаль — червь сердца, грызущий мать, родившую ее». ~ Преподобный Серафим Саровский
  • Для размышления (или для обсуждения со старшими учениками Воскресной церковной школы): «Истинная цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Святого Духа Божия. средство для стяжания Святого Духа Божия. Только дела, совершенные для Христа, дают нам плоды Святого Духа». ~ Преподобный Серафим Саровский
Приставка Размер
Учение о святом — Преподобный Серафим Саровский (PDF) 101.17 KB

Преподобный Серафим Саровский | Свято-Воскресенская Православная Церковь

Преподобный Серафим Саровский

Память 19 июля и 2 января

 

Христова от юности возлюбил еси, блаженная,
и трудиться стремился ради Него одного ты подвизался в пустыне в постоянном молитва и труд.
С покаянным сердцем и великой любовью ко Христу ты был умилостивлен Богородицей.
Потому вопием тебе:
«Спаси нас своими молитвами, преподобный Серафим, отче наш».
— Тропарь, глас 4

Оставив и красоту, и испорченность мира сего, в Саровскую обитель поселился еси, преподобный.
Там прожил ты ангельскую жизнь,
став для многих путем ко спасению.
Темже Христос прославил тебя, отче Серафиме, обогатив обильными исцелениями и чудесами.
Так вопием тебе: «Спаси нас твоими молитвами, преподобный Серафим, отче наш».
—Кондак, Глас 2

 

 

Преподобный Серафим Саровский, великий подвижник Русской Церкви, родился 19 июля 1754 года. Его родители, Исидор и Агафия Мошнины, были жителями Курска. Исидор был купцом. Ближе к концу жизни он начал строительство собора в Курске, но умер до завершения работ. Его маленький сын Прохор, будущий Серафим, остался на попечении овдовевшей матери, воспитавшей сына в благочестии.

После смерти мужа Агафья Мошнина продолжила строительство собора. Однажды она взяла туда с собой семилетнего Прохора, и он упал с лесов около семиэтажной колокольни. Его должны были убить, но Господь сохранил жизнь будущему светилу Церкви. Испуганная мать подбежала к нему и нашла сына невредимым.

Юный Прохор, наделенный прекрасной памятью, вскоре освоил чтение и письмо. Он с детства любил посещать церковные службы, читать с сокурсниками и Священное Писание, и Жития святых. Больше всего он любил молиться или читать Святое Евангелие наедине.

Однажды Прохор тяжело заболел, и его жизнь оказалась в опасности. Во сне мальчик увидел Богородицу, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре мимо двора дома Мошниных прошел крестный ход с Курской Коренной иконой Знамения (память 27 ноября). Его мать несла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего быстро выздоровел.

Еще в юности Прохор задумал всецело посвятить свою жизнь Богу и уйти в монастырь. Его благочестивая мать не возражала против этого и благословила его на монашеский путь медным крестом, который он носил на груди всю оставшуюся жизнь. Прохор отправился пешком с паломниками, идущими из Курска в Киев, чтобы поклониться Печерским святым.

Старец Досифей (на самом деле женщина Дарья Тяпкина), которого посетил Прохор, благословил его отправиться в Саровскую пустыню и там искать спасения. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор в последний раз простился с матерью и семьей. 20 ноября 1778 года он прибыл в Саров, где монастырем тогда руководил мудрый старец отец Пахомий. Он принял его и отдал под духовное руководство старца Иосифа. Под его руководством Прохор прошел много послушаний в монастыре: был келейником у старца, подвизался в хлебопечении и просфоре, в столярном деле. Все послушания свои он исполнял с усердием и усердием, как бы служа Самому Господу. Постоянным трудом он оберегал себя от уныния (accidie), которое было, как он потом говорил, «самым опасным искушением для новых монахов. Лечится она молитвою, воздержанием от праздной болтовни, усердным трудом, чтением Слова Божия и терпением, так как порождается мелочностью душевной, нерадением и празднословием».

По благословению игумена Пахомия Прохор воздерживался от всякой пищи по средам и пятницам и уходил в лес, где в полном уединении творил Иисусову молитву. После двух лет послушничества Прохор заболел водянкой, тело его распухло, и его постигли страдания. Его наставник отец Иосиф и другие старцы любили Прохора и заботились о нем. Болезнь тянулась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него ни слова жалобы. Старцы, опасаясь за самую его жизнь, хотели позвать для него врача, но Прохор просил не делать этого, сказав отцу Пахомию: «Я вручил себя, святой отче, Истинному Врачу души и тела, нашему Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь».

Он попросил совершить молебны за его здоровье. Пока остальные молились в церкви, Прохору было видение. Ему явилась Богородица в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного монаха, Пресвятая Богородица сказала святому Иоанну: «Он из нашего рода». Затем Она прикоснулась Своим посохом к боку больного, и тотчас жидкость, распухшая в его теле, начала вытекать через разрез, который Она сделала. После молебна братия обнаружила, что Прохор исцелился, и остался только шрам, свидетельствующий о чуде.

Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь для больных. Один из приделов был посвящен преподобным Зосиме и Савватию Соловецким (память 17 апреля). Своими руками преподобный Серафим сделал из дерева кипариса престол для часовни и всегда причащался в этой церкви Святых Таин.

После восьмилетнего послушничества в Саровском монастыре Прохор был пострижен с именем Серафим, что отражало его пламенную любовь к Господу и ревностное желание служить Ему. Через год Серафим был рукоположен во иеродиакона.

Серьезный духом, он ежедневно служил в храме, непрестанно молясь даже после службы. Господь даровал ему видения во время церковных служб: он часто видел святых ангелов, служащих со священниками. За Божественной литургией в Великий и Страстной Четверг, которую совершили игумен отец Пахомий и отец Иосиф, преподобному Серафиму было еще одно видение. После Малого входа с Евангелием иеродиакон Серафим произнес слова: «Господи, спаси богобоязненных и услышь нас». Затем он поднял свой орарь, говоря: «И во веки веков». Внезапно его ослепил яркий луч света.

Подняв глаза, преподобный Серафим увидел Господа Иисуса Христа, идущего западными дверями храма в окружении Бесплотных Сил Небесных. Достигнув амвона, Господь благословил всех молящихся и вошел в Свою икону справа от царских врат. Преподобный Серафим, в духовном восторге после этого чудесного видения, не мог ни слова произнести, ни сдвинуться с места. Его повели за руку в алтарь, где он простоял еще три часа, лицо его изменило цвет от великой благодати, сиявшей на нем. После видения святой умножил свои усилия. Днем он подвизался в монастыре, а ночи проводил в своей лесной келье, молясь.

В 1793 году иеродиакон Серафим был рукоположен в сан священника и ежедневно служил Божественную литургию. После кончины игумена отца Пахомия преподобный Серафим получил благословение нового настоятеля отца Исайи жить уединенно в глухой части леса в трех с половиной верстах от монастыря. Свой новый дом он назвал «Гора Афон» и посвятил себя уединенной молитве. В монастырь он уходил только в субботу перед всенощным бдением, а возвращался в свою лесную келью после воскресной литургии, на которой причащался Божественных Таин.

Отец Серафим проводил время в подвигах. Его келейное правило было основано на правиле святого Пахомия для древних пустынных монастырей. Он всегда носил с собой Святые Евангелия, прочитав весь Новый Завет в течение недели. Он также читал святых отцов и богослужебные книги. Святитель выучил наизусть многие церковные песнопения и пел их, работая в лесу. Вокруг своей кельи он возделывал сад и поставил улей. Он соблюдал очень строгий пост, принимая пищу только один раз в течение всего дня, а по средам и пятницам полностью воздерживался от пищи. В первое воскресенье Великого поста он вообще не вкушал пищи до субботы, когда причастился Святых Таин.

Святой старец иногда был так поглощен непрестанной сердечной молитвой, что оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг себя. Время от времени к нему приезжали схимонах Марк Молчаливый и иеродиакон Александр, тоже пустынники. Находя святого погруженным в молитву, они тихо уходили, чтобы не мешать его созерцанию.

В летнюю жару праведник собрал мох с болота для удобрения своего сада. Комары и комары безжалостно кусали его, но он терпел это изречение: «страсти уничтожаются страданиями и скорбями».

Его уединение часто нарушалось визитами монахов и мирян, искавших его совета и благословения. По благословению игумена отец Серафим запретил женщинам посещать его, затем, получив знак, что Господь одобряет его стремление к полному безмолвию, запретил всех посетителей. По молитвам святителя путь к его пустынной келье преградили огромные ветки, снесенные ветром с вековых сосен. Теперь его посещали только птицы и дикие звери, и он жил с ними, как жил Адам в раю. Они пришли в полночь и ждали, пока он совершит свое молитвенное правило. Потом хлебом из рук кормил медведей, рысей, лисиц, кроликов и даже волков. У преподобного Серафима был и медведь, который слушался его и выполнял для него поручения.

Чтобы отразить натиск Врага, преподобный Серафим умножил свои подвиги и начал новый подвиг, подражая преподобному Симеону Столпнику (память 1 сентября). Каждую ночь он взбирался на огромную скалу в лесу или на меньшую скалу в своей камере, отдыхая лишь ненадолго. Он стоял или преклонял колени, молясь с воздетыми руками: «Боже, помилуй меня, грешного». Так он молился 1000 дней и ночей.

Трое грабителей в поисках денег или ценностей однажды наткнулись на него, когда он работал в своем саду. Грабители потребовали от него деньги. Хотя у него в руках был топор, и он мог бы дать бой, но не хотел этого делать, вспоминая слова Господа: «Взявшие меч от меча и погибнут» (Мф. 26). : 52). Бросив топор на землю, он сказал: «Делай, что собираешься». Грабители жестоко избили его и бросили умирать. Его хотели бросить в реку, но сначала обыскали камеру в поисках денег. Разобрали, но ничего не нашли, кроме икон да картошки, и ушли. Преподобный, очнувшись, дополз до своей кельи и пролежал там всю ночь.

Утром он с большим трудом добрался до монастыря. Братия ужаснулась, увидев подвижника с несколькими ранами на голове, груди, ребрах и спине. Восемь дней он пролежал там, страдая от ран. Врачи, вызванные для его лечения, были поражены тем, что он остался жив после такого избиения.

Отец Серафим не был вылечен ни одним земным врачом: явилась ему в видении с апостолами Петром и Иоанном Царица Небесная. Прикоснувшись к голове святого, Пресвятая Богородица исцелила его. Однако он не мог выпрямиться, и всю оставшуюся жизнь ему приходилось ходить сгорбившись с помощью палки или небольшого топора. Преподобному Серафиму пришлось провести в монастыре около пяти месяцев, после чего он вернулся в лес. Он простил своих обидчиков и попросил не наказывать их.

В 1807 году игумен отец Исайя почил о Господе. Преподобного Серафима попросили занять его место, но он отказался. Он прожил в тишине три года, полностью отрезанный от мира, за исключением монаха, который приходил раз в неделю, чтобы принести ему пищу. Если святой встречал в лесу человека, он падал лицом вниз и не вставал, пока прохожий не уходил. Преподобный Серафим стяжал душевный мир и радость во Святом Духе. Великий подвижник однажды сказал: «Стяжи дух мира, и вокруг тебя спасется тысяча душ».

Новый настоятель монастыря отец Нифонт и старшая братия монастыря сказали отцу Серафиму либо приезжать по воскресеньям в монастырь на богослужения, как и прежде, либо переезжать обратно в монастырь. Он избрал второй путь, так как ему стало слишком трудно идти из своей лесной кельи в монастырь. Весной 1810 года он вернулся в монастырь после пятнадцати лет жизни в пустыне.

Продолжая молчать, он заперся в своей келье, занимаясь молитвой и чтением. Ему также разрешалось принимать пищу и причащаться в своей келье. Здесь преподобный Серафим достиг высоты духовной чистоты и получил от Бога особые дары благодати: прозорливость и чудотворение. После пяти лет одиночества он открыл дверь и впустил монахов. Однако он продолжал молчать, обучая их только личным примером.

25 ноября 1825 года Богородица в сопровождении двух поминаемых в этот день святителей (священноученика Климента Римского и святителя Петра, архиепископа Александрийского) явилась старцу в видении и велела ему окончить уединение и посвящение себя другим. Он получил благословение игумена разделить свое время между жизнью в лесу и в монастыре. В свой Дальний Пустынь он не вернулся, а ушел в келью поближе к монастырю. Это он назвал своим Ближним Эрмитажем. В то время он открыл двери своей кельи как для паломников, так и для своих собратьев-монахов.

Старец заглядывал в сердца людей и, как духовный врач, молитвой и благодатным словом исцелял их недуги душевные и телесные. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его большую любовь и нежность. В какое бы время года ни было, он всех встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» Особенно он любил детей. Однажды молодая девушка сказала своим друзьям: «Отец Серафим только похож на старика. Он действительно такой же ребенок, как и мы».

Старейшину часто видели опирающимся на палку и несущим рюкзак, наполненный камнями. На вопрос, зачем он это делает, святитель смиренно отвечал: «Я смущаю того, кто смущает меня».

В последний период своей земной жизни преподобный Серафим посвятил себя своим духовным чадам, Дивеевскому женскому монастырю. Еще будучи иеродиаконом, он сопровождал покойного отца Пахомия в дивеевскую общину к ее настоятельнице, матери Александре, великой подвижнице, а затем отец Пахомий благословил преподобного Серафима всегда заботиться о «дивеевских сиротах». Он был настоящим отцом для сестер, которые обращались к нему со всеми своими душевными и материальными трудностями.

Преподобный Серафим также много сил отдал женской монашеской общине в Дивеево. Сам он говорил, что не давал им своих указаний, а Царица Небесная руководила им в делах, касающихся монастыря. Его ученики и духовные друзья помогали святому питать и питать дивеевскую общину. Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным от тяжелой болезни, был одним из благотворителей Дивейво. По совету старца он взял на себя подвиг добровольной бедности. Елена Васильевна Мантурова, одна из сестер Дивеевых, из послушания старцу добровольно согласилась умереть вместо своего брата, который был еще нужен в этой жизни.

Николай Александрович Мотовилов, также был исцелен монахом. В 1903 году, незадолго до прославления святителя, была найдена и напечатана замечательная «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым». Написанная Мотовиловым после их беседы в конце ноября 1831 года, рукопись пролежала на чердаке в куче сора почти семьдесят лет. Ее нашел автор С. А. Нилус, искавший сведения о жизни преподобного Серафима. Эта беседа является очень ценным вкладом в духовную литературу Православной Церкви. Оно выросло из желания Николая Мотовилова познать цель христианской жизни. Преподобному Серафиму открылось, что Мотовилов с детства искал ответа на этот вопрос, но не получил удовлетворительного ответа. Святой старец сказал ему, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа, и далее объяснил великую пользу молитвы и стяжания Святого Духа.

Мотовилов спросил у святого, как мы можем узнать, есть ли с нами Святой Дух или нет. Преподобный Серафим долго говорил о том, как люди приходят в Духа Божия и как мы можем распознать Его присутствие в себе, но Мотовилов хотел лучше понять это. Тогда отец Серафим взял его за плечи и сказал: «Мы оба теперь в Духе Божием, сын мой. Почему ты не смотришь на меня?»

Мотовилов ответил: «Я не могу смотреть, батюшка, потому что глаза твои сверкают, как молнии, и лицо твое светлее солнца».

Преподобный Серафим сказал ему: «Не бойся, друг Божий. Теперь ты сам стал таким же светлым, как и я. Ты сам в полноте Духа Божьего, иначе ты не смог бы увидеть меня таким».

Тогда преподобный Серафим пообещал Мотовилову, что Бог позволит ему сохранить этот опыт в памяти на всю жизнь. «Не тебе одному дано понять, — сказал он, — но через тебя всему миру».

Все знали и почитали преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. За год и десять месяцев до своей кончины, в праздник Благовещения, преподобному Серафиму было дано еще раз лицезреть Царицу Небесную в сопровождении святителя Иоанна Предтечи, апостола Иоанна Богослова и двенадцати святых мучениц (св. Екатерина, Фекла, Марина, Ирина, Евпраксия, Пелагея, Доротея, Макрина, Иустина, Иулиания, Анисия). Пресвятая Богородица долго беседовала с преподобным, вверив ему дивеевских сестер. Заканчивая разговор, Она сказала ему: «Скоро, милый Мой, ты будешь с нами». Дивеевская монахиня Евпраксия присутствовала при этом посещении Божией Матери, потому что святая пригласила ее.

В последний год жизни преподобного Серафима один из исцеленных им видел его стоящим в воздухе во время молитвы. Святитель строго запретил упоминать об этом до самой смерти.

Преподобный Серафим заметно ослабел и много говорил о приближающейся кончине. В это время его часто видели сидящим у своего гроба, который он поставил в передней своей кельи и который приготовил для себя.

Святитель сам наметил место, где его наконец похоронят, возле алтаря Успенского собора. 1 января 1833 года отец Серафим в последний раз пришел в храм преподобных Зосимы и Савватия на литургию и причастился Святых Таин, после чего благословил братию и простился со словами: «Спасите души ваши. Не унывай, но бодрствуй. Сегодня нам готовят коронки».

2 января отец Павел, келейник святителя, в шесть утра вышел из своей кельи на раннюю Литургию. Он заметил запах дыма, исходивший из кельи старца. Преподобный Серафим часто оставлял в своей келье горящие свечи, и отец Павел опасался, что они могут вызвать пожар.

«Пока я жив, — сказал он однажды, — огня не будет, но когда я умру, моя смерть откроется огнем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *