Достопримечательности микены греция: Микены — мистификация Шлимана, отзыв от туриста Sergey_Kuznetsov на Туристер.Ру

Микены: достопримечательности Греции, курорт Пелопоннес

Руины этого древнего города находятся рядом с современной деревней Микине, на 6 километров восточнее дороги Аргос-Коринф. Эти руины – один из самых удивительных памятников не только Пелопоннеса, но и всей Греции.  

В 1874 году в Микенах начал проводить раскопки знаменитый немецкий археолог Генрих Шлиман. С 1550 по 1200 года до нашей эры Микены занимали господствующее положение не только в Греции, но и на некоторых средиземноморских островах. Именно Микены дали название народу и даже целой античной эпохе.

По легендам, который Гомер озвучил в «Одиссее» и «Илиаде», Микены основал Персей, убийца Медузы Горгоны. После черты типичных для мифологии Греции братоубийственных войн к власти в городе пришел Агамемнон, сын предводителя ахейцев в войне с Троей. Его власть была недолгой, однако город стал настоящим центром Греции. Микены зачахли лишь к классическому периоду. В это время они попали под власть Аргоса, а уже при Александре Македонском стали просто руинами.

Сейчас ЮНЕСКО внесло руины Микен в Список Всемирного наследия. Раскопки на территории города длятся уже сотню лет, однако каждый год археологи открывают что-то новое.

Огромные каменные ворота, которые охраняют вход в Микены, называются Львиные ворота. Они построены из каменных блоков и были столь удивительно, что греки считали, что их построили циклопы.

Около вершины Акрополя был найден обширный дворец. Он был построен в 13 веке до нашей эры. Сейчас от этого некогда сложного комплекса зданий остались лишь руины, однако по ним не сложно рассмотреть всю планировку. В северном помещения даже можно увидеть красную ванну, в которой по легенде был убит Агамемнон.

В пределах цитадели могла жить лишь городская элита. Именно поэтому основная часть города лежит ближе к дороге, за стенами. Здесь найдены лавки и склады, а также глиняные таблички, подтверждающие грамотность простого населения Микен.

Рядом с лавками находится «могила круга В». Она относится примерно к 1650 веку до нашей эры. Здесь покоятся такие люди, как Клитеменестра – жена командующего троянской экспедицией, и Эгисф – убийца отца Агамемнона.

На 400 метров ближе к дороге был найден еще один, гораздо более впечатляющий толос – круглое каменной сооружение, используемое как святилище или гробница. Этот толос известен как «гробница Агамемнона» или «казначейство Атрея». Вход в это сооружение был построен абсолютно без какого-либо связующего раствора. Вход ведет в коридор, длина которого 15 метров, который постепенно переходит в зал, перекрытый двумя плитами из камня. Длина одной из них – 9 метров, а вес – 118 тонн.

Шлиман и Микены — Русские Афины


Могила Генриха Шлимана на 1 городском кладбище Афин


С такой же симпатией он относился и к России, где прожил 20 лет и где разбогател. Именно России Шлиман сначала хотел продать найденное им «Золото Трои». Он писал: «Я провел 20 лет в Петербурге и все мои симпатии принадлежат России и я бы хотел, чтобы эта коллекция попала именно в эту страну». Однако «золото Трои попало в Германию» и, по странной прихоти судьбы, оказалось после Второй мировой войны все-таки в Москве, куда его вывезли советские солдаты из горящего Берлина. Об этом наша газета уже писала и потому сейчас наш рассказ о другой невероятной находке гениального археолога, которую он сделал в Микенах.


Реконструкция Трои


Найдя на холме Гиссарлык в Турции «золото Трои», Генрих Шлиман не стал сидеть сложа руки. Он фанатично верил Гомеру, каждой строке в его «Илиаде» и «Одиссее». Был уверен, что любой греческий миф отражает реально имевшие место события. После Троянской битвы его внимание привлекла трагическая история гибели царя Агамемнона. Девять лет стоял Агамемнон перед Троей, а тем временем его тайный соперник Эгист «сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой…» Когда Агамемнон вернулся, Эгист коварно пригласил царя на пир, а потом злодейски убил его и всех его спутников, «подобно тому, как быков убивают за жвачкой». Однако потом Орест, сын Агамемнона жестоко отомстил за отца.

Он убил свою мать Клитемнестру, ставшую любовницей убийцы своего мужа, и коварного Эгиста. Эта волнующая история человеческих страстей стала потом темой многих произведений, в том числе знаменитой трагедии Эсхила «Орест».
Внимательно читая Гомера, Шлиман обратил внимание, что тот повсюду называл Микены – родной город царя Агамемнона «златообильными». А это значит, что Троя, где гениальный самоучка нашел несметные сокровища, не могла идти ни в какое сравнение по богатству с Микенами. Что же тогда можно там найти!!!
Не долго думая, Шлиман отправился в Грецию. В отличие от Трои, Микены ему вообще не надо было искать. Все знали, где они находятся, благодаря торчащим из-под земли знаменитым «Львиным воротам» и «Сокровищнице Атреи». Наняв 125 землекопов с четырьмя телегами, Шлиман немедленно начал раскопки. Вместе с рабочими неутомимо трудилась греческая жена Шлимана Софья, которая сама руками просеивала песок и ножом разрезала землю.

Львиные ворота в Микенах. Гравюра 19 век.


Однако раскопки, которые археолог начал возле «Львиных ворот», оказались трудными – земля была тверда, как камень. Метр за метром терпеливо снимали землекопы  вековые слои мусора, которые закрывали от взоров современников сказочный образцовый

 город. Уже первые находки: черепки ваз, статуэтки, стеклянные бусы показывали, что они – на верном пути.
Наконец, они нашли пять могил, а в них останки 15 человек. Было ясно, что речь идет о людях очень высоко ранга, трупы были буквально усыпаны золотом и драгоценными камнями. Охваченный волнением, Шлиман поспешно отправляет телеграмму королю Греции: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, где похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умервщленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом».

Генрих Шлиман на раскопках Микен. Фото 1876 год

Уверенность Шлимана основывалась не только на большом количестве сокровищ, которые клали в могилы только особам самого высокого ранга.

Раскопки показали, что тела были брошены в могилы поспешно и сожжены, словно кто-то пытался скрыть следы преступления, хотя и пытался при этом соблюсти некоторые обычаи, положив туда положенные царю дары и его сокровища. Так, считал Шлиман, мог поступить только убийца, т.е. Эгист, который ( тот ) бросил свои жертвы, как писал Гомер, «словно падаль в жалкие ямы». У археолога не было сомнений, что он нашел останки именно царя Агамемнона и его друзей.
Однако теория Шлимана оказалась неверной. Он ошибся, как ошибся, раскапывая Трою. Найденные им трупы принадлежали людям, жившим за 400 лет до Агамемнона. Быть может, и тогда разыгралась похожая трагедия, но было ясно, что Шлиман нашел в Микенах вовсе не Агамемнона и его друзей.
Однако это было не так уж и важно. Его раскопки позволили обнаружить новую цивилизацию, которую потом назвали крито-микенской. «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто не подозревал», — с гордостью писал Шлиман.

Генрих Шлиман на раскопках Трои, картина

В Микенах Шлиман нашел совершенно невероятные сокровища. Только в первой могиле он насчитал 15 золотых диадем, золотые лавровые венки и украшения в виде свастик. В другой могиле он собрал более 700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом, золотую корону, секиры из позолоченного серебра, кубки и ларчики из золота, уникальные геммы из сардоника и аметиста, перстни с печатями, золотые пуговицы, тиары и пояса из золота,  и великолепные золотые погребальные маски.

Почти сразу же головы умерших от соприкосновения с воздухом превратились в прах.  Однако маски сохраняли форму лица. Они были совершенно индивидуальны и было ясно, что представляют собой точные портреты умерших. Подробное описание бесценных находок, сделанных Шлиманом в Микенах, занимает 206 страниц большого формата.


Маска царя Агамемнона. Национальный археологический музей Греции


Сегодня эти сокровища, в том числе и знаменитую золотую погребальную маску, которую Шлиман назвал «маской царя Агамемнона», можно увидеть в Афинском археологическом музее.
Невероятно, но Шлиман чуть было не сделал и еще одну величайшую в истории мировой археологии находку и снова в Греции. Он мечтал начать раскопки на Крите, в частности, у Кносса, где, как он был уверен, находился легендарный дворец Кносских царей со знаменитым лабиринтом. Шлиману удалось даже добиться разрешения на раскопки от губернатора Крита, однако владелец участка запросил совершенно фантастическую цену – 100 тысяч франков. Шлиман сбил цену до 40 тысяч, однако, когда приехал на участок, то обнаружил, что число оливковых деревьев там меньше, чем в договоре, и понял, что владелец хочет его самым наглым образом надуть. Разгневанный Шлиман решительно отказался от сделки. Он не мог допустить, чтобы его, одного из самых ловких купцов в мире, надул какой-то критский грек.

Дом Генриха Шлимана, ныне Нумизматический музей


Увы, если бы он плюнул на свои амбиции торговца, то тогда бы он, а не английский археолог Артур Эванс, сделал бы еще одно величайшее открытие – раскопал бы Кносский дворец, потому что именно там он и находился.
Вскоре гениальный археолог-самоучка скончался. Это произошло в Неаполе. Шлиман неожиданно упал там на улице, лишившись дара речи. В больнице его отказались принять, а кучер даже не захотел его везти, потому что Шлиман был одет очень просто.

«Кто будет платить?» — грубо спросил возница, не подозревая, что перед ним беспомощно лежит известный на весь мир миллионер и ученый. Вопрос решился, когда в кармане у больного обнаружили кошелек, набитый золотом. Однако спасти Шлимана все же не удалось, к утру он умер.

Тело покойного археолога привезли в Афины. У его гроба стоял король Греции и все министры, а рядом — верная жена Софья и дети – Андромаха и Агамемнон, названные им так в честь греческих античных героев.

Микенское искусство: культура древних микен

Микены были доисторическим городом в регионе Пелопоннес древней Греции. Термин «микенская» культура используется для описания одного из направлений эгейского искусства, возникшего в восточной части Средиземноморья. Он также иногда используется для описания раннего материкового греческого искусства в целом, во время позднего бронзового века (1650-1200 до н.э.). Фактическое начало микенской эры отмечено шахтными могилами Могильных Кругов (1650-1500 гг. до н.э.), содержащих роскошные реликвии микенских дворян, которые были обнаружены Генрихом Шлиманом в 1876 г. (Примечание: для изучения культуры того же времени на севере Греции, см.: Искусство хеттов : 1600-1180 до н.э.)

В течение приблизительного периода 1700-1500 до н.э. в микенской культуре доминировало минойское искусство, сосредоточенное на средиземноморском острове Крит. Минойские художники и художники регулярно посещали греческий материк, а микенский художественный стиль стал балансом между бурным натурализмом Крита и формальностью материка.

Однако, хотя микенцы получили большую часть своего древнего искусства от минойцев, они были очень разными людьми. Микенские правители, в отличие от своих минойских коллег, не делили процветание с остальными людьми. Более того, микенские цари были воинами с традицией завоевания – например их знаменитое разрушение города Троя в Малой Азии (ныне Турция). Эта воинственная культура греков в микенскую эпоху также привела к завоеванию ими Крита и его минойской цивилизации после того, как она была ослаблена землетрясениями около 1400 г. до н.э. (Воинственный характер материковых греческих племен был поглощен кельтской культурой, когда мигрирующие кельты проходили через Черноморский регион по пути в Центральную Европу.)

Все это сказалось на микенском искусстве, в частности на его архитектуре : их города были окружены толстыми стенами, состоящими из массивных каменных блоков, некоторые из которых сохранились в Тиринсе и в самих Микенах, куда в город вели Львиные ворота. Необычайно большие каменные блоки вокруг этой одинокой скульптурной композиции породили легенду о циклопическом происхождении. Для современных археологов они скорее означают, что – в отличие от критян – микенцы чувствовали необходимость укрепить свои дворцы и сокровища. Это была светская потребность, основанная на военных проблемах, а не религиозной необходимости, так же как то, что мотивировало строительство египетских пирамид. Для получения дополнительной информации о строительстве на материке см.: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).

Конечно, как и в египетском искусстве, большинство микенской живописи, скульптуры и драгоценных металлов изготавливалось, чтобы прославить тогдашних правителей – как в смерти, так и в жизни. Начнем с того, что аристократические микенцы были погребены в глубоких шахтных могилах, но после 1500 г. до н.э. их хоронили в гробницах – толосах – большие конические камеры, врезанные в склон холма, – наряду с кладом золотых изделий, ювелирных изделий и декоративного оружия. (О другой, чуть более поздней культуре гробниц см.: Этрусская живопись 700-90 до н.э.)

Кроме того, в своих рельефных скульптурах микенские художники обычно подчеркивали военные и другие мифологические подвиги в более формальном «геометрическом» стиле, чем у минойских. Другие виды искусства включали древнюю глиняную посуду, резные драгоценные камни, ювелирные изделия, стеклянные украшения, а также фрески во дворцах и гробницах.

Микенская скульптура

Львиные ворота в Микенах, известные тогда и сейчас, являются едва ли не единственным сохранившимся примером монументальной эгейской скульптуры внутри или снаружи зданий. Треугольный камень над перемычкой высечен двумя противоборствующими львами, обрамляющими колонну, которая образует своего рода геральдический щит, символизирующий эмблему с колонной (которая также имела религиозное значение на Крите).

В «Могильном круге» в Микенах были обнаружены некоторые памятные камни, вырезанные в низком рельефе, которые указывают, что скульптура была более развитой здесь в золотой период, чем когда-либо в Кноссе на Крите. Композиции фигур и геометрические узоры наполняют области панелей более четким ощущением пластического упорядочения, с большим удовлетворением для глаз, чем любой из фрагментов камней, обнаруженных на Крите, хотя это и далеко от египетского мастерства. Есть небольшая заметная терракотовая скульптура, а два фрагмента доски позволяют предположить, что резьба по дереву, возможно, была хорошо продвинута. В металлической скульптуре есть большая серебряная голова быка с рогами из листового золота, обработанная полностью натуралистически. (См. Также: Греческая Скульптура 650-27 до н.э. и Скульптура Древней Греции.)

Микенская металлообработка и ювелирные изделия

Но именно там, где скульптура встречается с ювелирным искусством, микенцы и их соседи по Пелопоннесу были на высоте. Есть золотые пряжки, булавки и аксессуары для одежды с геометрическим орнаментом, либо абстрактным, либо цветочным; искусно декорированные короны, диадемы и ожерелья; золотые и серебряные чашки, иногда с рисунком или с рельефными сюжетными сценами. Даже сосуды и посуда, которые в другом месте были бы глиняными, здесь выполнялись из листовой меди или бронзы. Но, пожалуй, самые красивые микенские металлические изделия включают в себя мечи и кинжалы, бронзовые клинки, инкрустированные большим количеством драгоценных металлов и имеющие эмалирование – от узких абстрактных узоров до многолюдных живописных схем. (См. Также: Греческая металлообработка.)

]]>

Это оружие демонстрирует чрезвычайно высокий стандарт древнего мастерства. Метод инкрустации, позже известный как дамасцинг, не сложен. На фасонном лезвии и, возможно, рукояти контуры рисунка вырезаны, металл внутри очерченных фигур немного глублен, а пространство под каждым краем выдолблено. Золотые и серебряные вкладки запрессованы, а все изделие отполировано. Получающиеся контрасты в цвете и текстуре усиливают интерес к линейному и ритмичному дизайну и придают ему богатство. [Примечание: это был навык металлообработки оружия, который был распространен по всей Европе, например: Искусство кельтского оружия – часть культуры Гальштата (800-450 гг. до н.э.), а также позднее кельтское искусство: стиль Вальдальгесхайма (ок. 350 г. до н. э.)

Искусство, которое практиковали народы с берегов Эгейского моря, можно увидеть во многих вариациях, чаще всего с золотым и серебряным цветным рисунком или рисунком в виде инкрустации, хотя существуют также рисунки, выполненные прямой гравировкой. Среди лучших восстановленных примеров – клинки со сценами охоты. Подгонка элементов дизайна к длинному узкому пространству демонстрирует редкое чувство композиционного порядка. Здесь есть то, чего так не хватает в эгейских росписях и каменных вазах: тщательно продуманные изображения без ущерба для функциональной целостности. Формальные отношения представления к доступному пространству и структуре должным образом соблюдены.

Золотые короны и диадемы, как правило, витиеватые и тяжелые, а маски из тонкого листового золота на лицах воинов при погребении – явно не имеют большого значения как скульптуры. Но многие из пряжек, пуговиц и незначительных украшений имеют выделку, недоступную для большей часть украшений того времени. Гравированные рисунки, геометрические круги и спирали (современники раннего кельтского искусства, такие как кельтские спирали ) – и регулярные формы цветов и насекомых. Одна серия дисков практически одинакового размера, вероятно, используемая в качестве украшений для одежды, работает с формализованными бабочками, цветками и осьминогами. Животные есть и в более свободно разработанных индивидуальных пряжках и подвесках. Этого достаточно, чтобы высоко оценить микенских мастеров миниатюрной металлообработки.

Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных микенскими драгоценностями, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 и далее).

Кубки Вафио

Если говорить об изделиях из золота, золотые кубки, найденные в Микенах, необычайно красивы в пропорциях и мастерстве. Кубки проиллюстрированы сложными сюжетными сценами охоты на быков и жертвоприношений. Превосходное качество искусства в простых, украшенных сосудах, как в форме кубков, чаш, так и в изогнутых формах. Округление некоторых кубков с неописуемым изяществом линий напоминает одну из легенд, рассказанных греческими писателями, о том, что Елена Троянская лепила золотые кубки в форме собственной груди.

Кубки Вафио, безусловно, лучше всего отражают дух эгейского искусства в целом. Они роскошно украшены и в их изображенных эпизодах есть журналистская точность.

Несмотря на все похвалы ученых и ремесленников, их достоинства в первую очередь заключаются в совершенной технике. То, что художники так много показали на маленькой золотой поверхности – изумительно. Удивительно также соединение наружной фигурной раковины и внутреннего гладкого сосуда. Но это едва ли органическое искусство. Дизайн выступает, а выпуклые фигуры несовместимы с использованием посуды. Все выполнено эффективно. Только когда они воспринимаются как образцы иллюстраций, они поражают, когда мы замечаем энергичность и реалистичность внешнего вида быков и людей, острые детали веревки и листвы. Здесь действительно, как заметил один викторианский эксперт, работа Чомини до гомеровского периода, с его умом, реализмом и экстравагантностью шестнадцатого века. (Подобные примеры металлических изделий из кельтского золота см. В разделе «Броутерный воротник» (ок. 50 г. до н.э.)

Гравюра на Самоцвете (печати)

Еще одно искусство, также миниатюрное, прижилось в Микенах и, возможно, во всем Эгейском мире. Это была гравировка драгоценных камней. Есть золотые уплотнительные кольца с рисунками, а также бесчисленные тысячи эмблем, вырезанных на драгоценных или полудрагоценных камнях. Такого рода печать появляется на запястье носильщика, изображенного на кносской росписи, хотя печатку чаще всего носят на ожерелье. Можно сделать вывод, что у каждого человека, состоящего в эгейском обществе, была своя печать и средства для ее оттиска в глине.

Эмблемы иногда пиктографические или иероглифические – в микенско-критском письме, которое является частично слоговым, частично идеографическим – или геральдические, или свободно изобразительные. Животные мотивы являются фаворитами и при украшении кубков Вафио, часто отмечается мышечная энергия и живое действие, которые здесь совершенно уместны. Сцены охоты обычны, а человеческая фигура используется как в декоративных, так и в реалистических целях. Бои воинов не редкость. На другом полюсе находятся сельскохозяйственные и морские символы и обычные природные формы. Мастерство и чувство дизайна в целом очень высоки. Множество примеров приятны по составу, декоративно поразительны и выполнены четком и смелом стиле.

История, рассказанная в термах Микен или Кносса, могла отчасти иметь отношение к Тиринсу или Дендре. Многие центры были взаимозависимы, их отдельные культуры пересекались, влияли друг на друга, формировали вместе целостную, но разнообразную цивилизацию, называемую Эгейской. Иногда одна отрасль искусства была более продвинутой в одном городе, чем в других, но в целом описанное искусство типично для всех сообществ, будь то в Арголисе и Лаконии, на Кикладах или на Крите. Только Троя на дальнем азиатском берегу и Кипр, внизу в восточном Средиземноморье, требуют отдельных описаний.

Падение

Так случилось, что вскоре после того, как микенцы покорили Трою (ок. 1260-1240 гг. до н.э.), они сами испытали вторжение дорийцев и примерно в 1100 г. до н.э. (начало греческого «темного века») город Микены вместе с большей частью его искусства был разрушен. Микенам удалось выжить как небольшому городскому государству до 470 г. до н.э., когда он был разграблен и сожжен соседом Аргосом. Позже город был восстановлен еще раз, но к 125 г. н.э. опять оказался в руинах.

Дополнительные ресурсы