Как двухэтажные автобусы потерпели фиаско в Советском Союзе » BigPicture.ru
Мы привыкли воспринимать двухэтажный автотранспорт, как причуду англичан. На самом деле СССР пытался перенять опыт Объединенного Королевства. Однако эксперимент закончился полным фиаско, а двухэтажные автобусы и троллейбусы закончили свои дни на автосвалке.
Как в СССР появилась двухярусная автотехника
Советский Союз заключил контракт с Британской компанией Electric Соmpany на поставку высокого троллейбуса АЕС 664Т. Чудо-техника прибыла в Страну Советов в 1937 году. Спустя год Ярославский автомобильный завод наладил выпуск идентичной модели под своим логотипом. Копию назвали ЯТБ-3.
Отгрузка троллейбуса English Electric для Москвы в одном из портов Великобритании, 1937 год
Около десяти двухэтажных троллейбусов сошло с конвейера завода. Длина даблдеккера составляла почти десять метров. Он вмещал сотню пассажиров. Ярославская копия была на две тонны тяжелее британского оригинала, что негативно сказалось на плавности торможения, скорости движения. Ожидалось, что вместительный городской транспорт эффективно решит проблему пассажирских перевозок. На деле все оказалось иначе.
Ожидания и реальность
Москвичи и гости столицы с восторгом приняли идею двухэтажного автотранспорта. Со второго этажа открывался хороший обзор на достопримечательности Москвы. Однако, дискомфорт очень быстро развеял вкус новизны. Пассажиры указывали на существенные недостатки нового транспорта. Это-то при общей неизбалованности советских трудящихся!
А тем временем по Европе колесили вот такие необычные даблдекеры: автобус для экскурсий по Парижу Citroen U55 Cityrama Currus
Стоячие места ограничивались низкими потолками. Высокий человек мог ехать только сидя. Передвигаясь по салону, они рисковали набить шишки о низкий потолок. Винтовая лестница на второй ярус оказалась неудобной. Пассажирам приходилось заранее спускаться на первый ярус, чтобы успеть выйти на своей остановке. Потому второй этаж подходил только для экскурсий.
Технические недостатки
Двухэтажные троллейбусы прозвали «черепахами». Максимальная скорость движения ЯТБ-3 составляла 55 км/ч, что казалось достаточным для городского движения. На самом деле даблдеккеры здорово задерживали движение на маршруте.
ЯТБ-3 на московских улицах. На заднем плане три троллейбуса МТБ-82
Транспортникам пришлось на метр поднять контактные провода из-за высоты ЯТБ-3. Обычные троллейбусы не могли работать в таких условиях, они банально не доставали до проводов. Традиционный электротранспорт перевели на другие маршруты.
Зимой обнаружилась другая проблема: даблдеккеры раскачивались на скользкой дороге, как лодка. Хотя история не зафиксировала ни одни инцидент с переворачиванием высокого троллейбуса или автобуса, пассажиры стали воздерживаться от поездок. Вскоре Ярославский автозавод прекратил выпуск двухэтажных троллейбусов, а в 1953 году ЯТБ-3 отправили на стоянку.
Даблдеккеры возвращаются!
В 1959 году в Москве снова появился двухэтажный автотранспорт. По столичным дорогам курсировали прибывшие из ГДР высокие автобусы Büssing Do-56, D2U. Однозначной версии о том, какими путями немецкий автотранспорт прибыл в СССР, не существует.
Поговаривали, будто Никита Сергеевич получил их в подарок. Якобы автобусы прибыли от председателя немецкого Совмина Отто Гротевеля. Другая версия гласит, что столичные власти не спешили отказываться от идеи двухэтажного городского транспорта и приобрели немецкие автобусы для испытаний в реальных условиях.
К сожалению, двухэтажные автобусы оказались ничем не лучше высоких троллейбусов. Они были такими же медлительными, неповоротливыми. Büssing не смогли адаптироваться к зимним условиям. На скользкой дороге они опасно раскачивались, угрожая завалиться набок.
Москва, 1962 год, 211 маршрут
Неизбалованные, но практичные советские граждане редко пользовались вторым этажом из опасения пропустить нужную остановку. Потому власти решили не тратиться на дорогие запчасти для импортной техники. В 1964 году двухэтажные Büssing сломались и попали прямиком в металлолом.
Смотрите также: В Японии запустили новый поезд-люкс с двухэтажными купе и панорамными окнами
А вы знали, что у нас есть Telegram и Instagram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Двухэтажный символ Москвы
Двухэтажные автобусы — символ Лондона, они до сих пор привлекают внимание туристов. А ведь было время, и в Москве ездил двухэтажный транспорт — троллейбус. А сконструировал и выпускал эту модель Ярославский автомобильный завод — сегодняшний «Автодизель» (ЯМЗ).
ЯМЗ (в первой половине ХХ века — ЯАЗ) всегда славился своими передовыми инженерными разработками. Заводу поручали конструирование и выпуск всех известных новинок в грузовом автомобилестроении. Первые грузовики, артиллерийские тягачи и первые дизельные двигатели появились именно здесь. Но мало кому известно, что команда инженеров ЯАЗ сумела решить совсем уж нетривиальную для себя задачку — спроектировать и выпустить целую серию троллейбусов для жителей Москвы. Машины «ЛК-1» и «ЛК-2» хорошо себя зарекомендовали, после чего в Ярославле было налажено специальное производство троллейбусов уже под маркой «ЯТБ», среди которых была и двухэтажная модель — ЯТБ-3.
Интересно, что появлению этих троллейбусов столица обязана Никите Сергеевичу Хрущеву, который в те годы был первым секретарем Московского городского и областного комитетов КПСС. На одном из совещаний в январе 1936 года он поставил задачу увеличить вместимость городского транспорта для стремительно разраставшегося мегаполиса. Специалисты предложили сконструировать двухэтажный троллейбус, поскольку варианты увеличения длины транспорта или использования прицепов вызывали много сомнений. Ведь это потребовало бы широких и свободных от транспорта улиц, что уже в тридцатые годы было в Москве нереально. Двухэтажная машина выглядела предпочтительнее.
Для ее освоения специально закупили аналогичный двухэтажный троллейбус в Великобритании и запустили его на улицы Москвы.
Осенью 1937-го года после всех эксплуатационных испытаний двухэтажный «англичанин» прибыл на Ярославский автозавод, где начались работы по созданию собственной отечественной модели. Троллейбус разобрали буквально «по косточкам», каждую его деталь подвергли тщательному микрометражу. Методом драфта сняли шаблоны основных линий кузова. Но ярославская модель не была копией английской. Еще на стадии проектирования было решено уменьшить высоту машины, пожертвовав комфортом пассажиров ради их безопасности. Также уменьшили вместимость машины с 74 посадочных мест до 72. Визуально троллейбусы тоже отличались — у ЯТБ-3 были цельные лобовые стекла второго этажа. Своими были мотор ДК-201А и электрооборудование, а также обшивка кузова алюминиевыми панелями взамен стальных листов, применявшихся на иномарке.
Летом 1938 года первый из десяти заказанных ЯТБ-3 с парковым номером 1001 выехал на испытательный маршрут по нынешнему проспекту Мира. По результатам испытаний госкомиссия признала динамику машины хорошей, скорость движения — приемлемой, а ходовую часть — качественной. Нарекания получили тормоза — в процессе эксплуатации они перегревались, а ручной тормоз был слабоват.
Сегодня этот исторический отчет хранится в музее ЯМЗ. Перелистывая его, можно встретить и курьезные замечания. Например, предлагалось снять лишние кнопки звонка кондуктора по причине того, что «в них часто звонят пассажиры».
Модель ЯТБ-3 из музея ЯМЗ
Из заводских документов следует, что в 1938 году на ЯАЗе было выпущено пять двухэтажных троллейбусов, а московскому транспортному предприятию сдано только два. Да и те ввиду технических неполадок с колесами не «экплоатируются». На помощь пришел Горьковский автозавод — после того, как сотрудники ГАЗа поставили в Ярославль колеса для 10 машин, постройка специальной серии была завершена.
Двухэтажный троллейбус не раз становился героем культовых фильмов довоенного времени. Появлялся он в картине «Подкидыш» с Фаиной Раневской, а еще в первом советском мультфильме — «Дядя Степа».
К сожалению, жизнь этих троллейбусов на московских улицах была недолгой. Ходили слухи, будто бы решение их ликвидировать принимал лично Сталин. Якобы по пути из Кремля на дачу его «Паккарду» преградил путь двухэтажный троллейбус, который опасно покачивался на появившейся на дорожном покрытии наледи. «Вождю всех народов» показалось, что «двухэтажник» вот-вот опрокинется.
На деле же, сняты с эксплуатации двухэтажники были по совершенно другим причинам, технического характера. К примеру, возникли трудности для традиционных троллейбусов из-за поднятой контактной сети. Одноэтажные троллейбусы теперь будто «висели» на проводах: небольшой маневр — и штанги слетали с контактной линии. А еще двухэтажные троллейбусы оказались не такими уж вместительными. Было запрещено находиться большому количеству пассажиров на втором этаже во избежание смещения центра тяжести кверху и угрозы опрокидывания машины (к счастью, таких случаев в Москве зафиксировано не было). Эту проблему поначалу решали с помощью второго кондуктора, в задачи которого входил допуск людей наверх при наличии свободных сидячих мест. Но финальная точка в истории двухэтажных троллейбусов в Москве была поставлена, когда в начале 1950-х зональную систему оплаты проезда в столице заменили на ящики-кассы. Следить за количеством пассажиров на втором уровне стало некому. В итоге такой транспорт дальнейшего развития не получил, и ставка была сделана на одноэтажные машины.
Интересный факт:
Вадим Скребец, внучатый племянник главного инженера Ярославского автозавода Константина Лукьяновича Скребца (на фото), случайно узнал о том, что его дядя был, как бы сейчас выразились, руководителем проекта создания двухэтажного троллейбуса и нес персональную ответственность за выпуск ЯТБ-3.
В 1978 году он устроился в цех сборки и испытания моторов ЯМЗ сразу после школы, чтобы поработать до поступления в медицинский институт. «В то время существовал обычай торжественного посвящения молодых людей в рабочие, — вспоминает Вадим. — Церемония проходила в музее ЯМЗ. После принятия Присяги нам провели экскурсию по музею. Когда мы остановились у стенда, где стояла огромная модель ЯТБ-3, на табличке я увидел надпись: «К.Л.Скребец»! Разволновался, прибежал домой и стал приставать к бабушке с просьбой рассказать про ЯТБ-3. От нее я и узнал, что наш дядя Костя в 1930-х создавал эту удивительную машину, ставшую гордостью отечественного автостроения».
Все 10 экземпляров ЯТБ-3 эксплуатировались только в Москве и были списаны к 1953 году. К сожалению, ни один экземпляр троллейбуса ЯТБ-3 до наших дней не сохранился. Однако совсем недавно появилась надежда, что уникальный «двухэтажный ярославец» получит новую жизнь — будет восстановлен, чтобы занять достойное место в Политехническом музее Москвы.
Двухэтажные поезда — Билеты и расписание
Российские двухэтажные поезда
Двухэтажные автобусы современные, чистые и предлагают удивительные впечатления от путешествия по отличной цене. Запущенный в ноябре 2013 года первый в России двухэтажный поезд стал одним из самых популярных видов путешествий между шумной Москвой и приморской Меккой – Сочи. В феврале 2015 года второй в России двухэтажный поезд начал курсировать между Москвой и Санкт-Петербургом и стал настоящим хитом.
Двухэтажные вагоны немного отличаются от стандартных, единственное исключение — гораздо более низкий потолок.
Но все эти недостатки перевешивает превосходное оснащение поезда. Все вагоны оснащены тремя экологически чистыми туалетами, которые остаются открытыми даже во время остановок, светодиодным освещением, системами кондиционирования и обогрева, а также душевыми кабинами в спальных и вагонах для персонала.
Россия, принимающая Олимпийские игры 2014 года, запустила первый двухэтажный поезд, соединяющий Москву и Сочи. Теперь поезд отправляется ежедневно с Казанского вокзала в Москве. Поездка на поезде длится почти сутки, но в поезде достаточно комфортно: вы выспитесь, покушаете настоящей русской еды в вагоне-ресторане или пообщаетесь с попутчиками.
Классы путешествий на борту двухэтажного поезда
-
4-х местный Sleeper
Такие каюты в двухэтажных поездах рассчитаны на 4 человека.
В каждом купе имеется ряд современных удобств, в том числе 2 нижние и 2 верхние кровати, стол, зеркало, лампы для чтения, электрические розетки. Вагоны такого типа также имеют кондиционер и 3 санузла, расположенных в разных концах вагона. В стоимость билета входит постельное белье, гигиенический набор и одноразовое питание. Закуски и напитки можно приобрести в вагоне-ресторане. В таком вагоне двухэтажного поезда могут разместиться 64 пассажира. Путешествие с домашними животными возможно при условии бронирования всего салона.
Перевозчик заявляет, что проводит тщательную санитарную обработку, уборку и дезинфекцию всех мест общего пользования в своих поездах, включая поверхности, сиденья, ручки, окна, столы, багажные отделения, ванные комнаты и кабины машинистов. -
3-х местная каюта
Купе второго класса (Купе) рассчитано на 3-х пассажиров вместо 4-х. Этот вариант идеален, если вы путешествуете семьей из трех человек или компанией друзей.
Представляет собой купе с 2 нижними кроватями и 2 верхними раскладными. В каждом конце вагона есть туалет с небольшим умывальником.
Перевозчик заявляет, что проводит тщательную санитарную обработку, уборку и дезинфекцию всех мест общего пользования в своих поездах, включая поверхности, сиденья, ручки, окна, столы, багажные отделения, ванные комнаты и кабины машинистов.
Требуется маска -
2-х местный Sleeper +
Такие каюты в двухэтажных поездах делят на 2 человека, имеют 2 нижних спальных места. В каждом купе есть ряд первоклассных удобств, включая телевизор и медиа, стол, зеркало, лампы для чтения, электрические розетки и индивидуальный умывальник. Вагоны такого типа оборудованы кондиционерами и имеют 3 санузла, расположенных в разных концах вагона. В стоимость билета входит постельное белье, гигиенический набор и одноразовое питание. Закуски и напитки можно приобрести в вагоне-ресторане. Такой вагон двухэтажного поезда способен вместить 30 пассажиров.
Путешествие с домашними животными возможно при условии бронирования всего салона.
Перевозчик заявляет, что проводит тщательную санитарную обработку, уборку и дезинфекцию всех мест общего пользования в своих поездах, включая поверхности, сиденья, ручки, окна, столы, багажные отделения, ванные комнаты и кабины машинистов.
Требуется маска
-
Я получил самое лучшее обслуживание, когда выяснилось, что наш отъезд задерживается, нас без проблем забронировали на более ранний поезд.
Стелла Рэндал
-
Обслуживание клиентов, которое я получил, было превосходным. Онлайн-система работает отлично, а помощник был очень полезным и понятным. Большое спасибо!!!
Альфредо
-
Легкий доступ в Интернет, серьезное обслуживание, хороший быстрый ответ, когда требуется дополнительная информация
Алисия
-
Я еще не ездил (я в США), но процесс бронирования и получения билетов по электронной почте был очень простым и эффективным.
Маргарита
МЦК испытал первый двухэтажный электропоезд
новости
9
АКЦИИ
На Московском центральном кольце (МЦК), одной из важнейших транспортных сетей Москвы, состоялись испытания первого двухэтажного электропоезда, который будет курсировать 15 дней до 8 сентября 2021 года.
Кредит: Московские центральные диаметры (МЦД)
Город Москва является домом для 12,6 миллионов жителей и является крупнейшим мегаполисом и самым быстрорастущим городом на востоке ЕС, а темпы развития железнодорожного транспорта являются одними из самых высоких в мире. Расширение транспортной сети Москвы и строительство новых станций, расположенных рядом с домами и местами работы пассажиров, было востребовано самими пассажирами в связи с быстрым ростом пассажиропотока МЦК. В первый год существования MCC он перевозил 98 миллионов пассажиров, 124 миллиона во второй год и 142 миллиона в третий год. Кроме того, после COVID-19 пассажиропоток на Московских центральных диаметрах (МЦД) — системе движения городских поездов по существующим линиям пригородной железной дороги в Москве и Московской области — и МЦК не только восстановился быстрее, чем другие виды городского транспорта, но также превзошел показатель до COVID-19. Это стало результатом продолжающегося строительства и увеличения жилой и коммерческой недвижимости вокруг сети MCC, которая, как ожидается, будет расти и дальше.
«Никто не мог предположить, что пассажиропоток будет расти такими темпами при запуске МЦК, — сказал заместитель Мэра Москвы по транспорту Максим Ликсутов. «Мэр Москвы Сергей Собянин поручил нам заняться благоустройством Кольца. Совместно с коллегами из РЖД мы приложили немало усилий, чтобы сделать поездки по Кольцу удобными, включая сокращение интервалов в два раза, обновление парка поездов в городском составе, открытие этого и новых вестибюлей».
«Сегодня четыре минуты — это максимально возможный прогресс для существующей инфраструктуры, и дальнейшее сокращение требует дальнейшего развития. Мы с коллегами работаем в этом направлении. Однако в то же время мы ищем альтернативные решения. Один из них — запуск более вместительных двухэтажных электропоездов. В качестве эксперимента на МЦК запустили шестивагонные электропоезда Stadler. На основании анализа работы электропоезда и после получения мнения пассажиров мы сможем принимать дальнейшие решения о возможном использовании аналогичных двухэтажных поездов на Кольце», — добавил Максим.
Шестивагонный электропоезд Stadler
Первый электропоезд Stadler KISS был запущен в Москве в ноябре 2017 года в преддверии и подготовке к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018. Он курсировал между аэропортами и центром города, и благодаря его успеху поезд был запущен в начале ноября 2019 года на МЦД.
Двухэтажный электропоезд Stadler — единственный в настоящее время курсирующий по всей России, и уже получил положительные отзывы пассажиров D1. Перед его запуском на МЦК тесты проводились без пассажиров, и результаты показали, что высота платформ и настилов на всех станциях подходят для новых поездов, и никаких проблем при эксплуатации поездов в тоннелях, под мостами не было. и эстакады. После успешных испытаний на МЦК поезда будут развернуты для полноценной эксплуатации по всей Москве.