Эль греко картины фото – El Greco — Biography, Paintings, Interesting Facts, Renaissance

Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Сохранить

artchallenge.ru

Эль Греко | Artifex.ru

Эль Греко (El Greco) – художник, творчество которого волнует, заставляет задуматься и даже немного пугает, вводит в состояние неглубокого транса. Его считают испанским живописцем, но настоящее имя — Доменикос Теотокопулос — и данное итальянцами прозвище не оставляют сомнений в его национальной принадлежности.

Эль Греко родился в 1541 году в деревушке на острове Крит, но прожил там недолго. Как многие другие художники XVI века, он в поисках своего творческого «я» отправился в Венецию. Ему было уже 26 лет, но его становление как живописца только начиналось. Знакомясь с венецианской школой живописи, Эль Греко изучал работы Веронезе, Бассано, Корреджо и Тициана, в мастерской которого он обучался.

 

Но особенное влияние на него оказал Микеланджело и итальянские маньеристы. Для картин последних были характерны изломанные линии, напряжённые силуэты, деформированные и нереалистичные формы. Различными способами, в том числе композиционными, маньеристы добивались эффекта расширения одних и сужения других частей человеческого тела. Эти особенности в дальнейшем нашли своё воплощение и в творчестве Эль Греко.

Из ранних работ художника можно отметить картину «Христос исцеляет слепого». Существует три полотна Эль Греко на данную тему. Это позволяет сделать вывод, что живописцу данный сюжет был близок и интересен. Первая работа выполнена в более светлой цветовой гамме, нежели более поздние произведения. Но уже в ней можно увидеть характерную вытянутость лиц и особенное видение перспективы.

 

Манеру письма Эль Греко можно назвать стремительной и экспрессивной. Его полотна не светятся романтической мягкостью, а являют собой контраст света и тени, небесного простора и земли.

Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. На ней мы видим парнишку, зажигающего свечу. Робкий огонёк освещает лишь лицо мальчика, оставляя невидимым помещение, в котором находится герой.

 

 

Сюжет этого полотна несколько выбивается из ряда других работ живописца, он не является ни сценой из священного писания, ни зарисовкой какого-то конкретного события. Это тёплое и уютное по своей атмосфере творение свидетельствует о мастерстве Эль Греко-портретиста.

В 1576 году художник отправился в Испанию. Но он не случайно покинул гостеприимную Италию, где успешно освоил навыки живописи и приобрел много друзей в среде художников. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Хмурые насупившиеся облака нависли над этим испанским городом, удобно расположившимся на возвышенной местности меж лугов и лесов. «Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба.

Но всё же намного чаще живописец обращался к изображению библейских сюжетов и портретов. Эти направления куда характернее для его творчества. Люди, изображённые на картинах позднего периода творчества живописца, полны трагической одухотворенности. Их лица остры, несколько печальны и необычайно выразительны, а во взгляде каждого персонажа сквозит осознание неведомой зрителю истины.

Зачастую в своих картинах Эль Греко прибегал к вертикалям, используя их во всех элементах работы. Например, на картине «Христос, несущий крест» и черты лица, и складки одежды, и крест в руках Спасителя подчёркивают устремлённость ввысь. Смещение планов, как и возведённые к небу глаза Христа, усиливает этот эффект.

 

 

Творчество Эль Греко, кажущееся многим чересчур мрачным, в философском плане представляет собой череду размышлений о вечном. Что же касается техники живописи, то его картины – это блестящий эксперимент, в ходе которого художник делает попытку передать эти размышления через светотень.

Деформация в работах живописца представляется оправданным и преднамеренным шагом, благодаря которому зритель может точнее прочувствовать драматичность и осмысленность происходящих на полотнах событий.

artifex.ru

Эль Греко.

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

«Изгнание торгующих из храма» 1570 Вашингтон, Национальная галерея

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). 

«Дама в мехах» 1577-1580 Собрание Стерлинг Максвелл, Глазго

«Мария Магдалина» 1578 Музей изящных искусств, Будапешт

«Христос, несущий крест» 1580-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк

«Молитва святого Доминика» 1585-1590, Частное собрание

«Мальчик, раздувающий лучину» 1590 Национальная галерея, Эдинбург

«Апостолы Петр и Павел» 1592 Эрмитаж, Санкт-Петербург

» Снятие пятой печати» 1610-1614

Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция 

“Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

«Благовещение» 1596-1600

«Иоанн Евангелист» 1595-1605

«Погребение графа Оргаса» 1586

«Поклонение пастухов» 1610

«Портрет монаха Гортензио Феликса Паравичино»

«Святое семейство с Марией Магдалиной»

«Святой Людовик, король Франции» 1592-1595

«Мученичество святого Маврикия» 1581

«“Изгнание торгующих из храма”

«Троица 1577-1579» 

«Святой Мартин и нищий» 1597-1599

«Святой Франциск в экстазе» 1594-1595

«Святой Иосиф с юным Христом»

«Лаокоон» 1604-1614

«Мария » фрагмент «Святого семейства»

«Крещение Христа»

«Иоан Креститель»

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом»

«Апостол Пётр»

«Апостол Лука, как художник» 1608

«St. Matthew Апостол Матфей»

«Апостол Иуда Apastalas Judas. 1610 1614»

«Апостол Павел» 1614

«Апостол»

«Apostle St. James the Greater Giclee»

«Женский портрет»

«Рыцарь с рукой на груди»

«Христос, исцеляющий слепого» 1577

«Святое семейство» 1594-1604

«Мадонна заступница» 1603

«Моление о чаше»

«Благовещение» 

«Совлечение одежд»

«Распятие»

«Св. Иероним, как кардинал» 1600

«Портрет дамы с цветком»

«Портрет поэта Эркилла-и-Заниха»

«Портрет Джулио Кловио»

«Тайная вечере»

«Воскресение»

«Благовещение Марии»

«Ritratto del cardinale Fernando Nino de Guevara»

«Поклонение имени Христа»

«Поклонение пастухов» 1600

«Святой Себастьян» 1610-1614

» Портрет художника Хорхе Мануэля»

«Папа Пий IV» Париж, частное собрание

«Антонио де Коваррубиаса-и-Лейва» 1600

«Кающаяся Мария Магдалина»

«Святое семейство» ок. 1577-1579

«Иисус»

«Христос на кресте» ок. 1577

«Пиета»


«Сошествие Святого духа» 1604-14 Прадо   http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post124231173/

art.mirtesen.ru

Биография и картины Эль Греко

   Доменико Теотокопули (Эль Греко для простоты, этот испанский художник стал называть себя так гораздо позже) родился в 1541 году на Крите. Дата предположительна, точных записей о рождении художника нет. Дату и место рождения художник озвучил сам, впрочем она запросто может быть неверной, так как о первых 25 годах художника неизвестно почти ничего. Родился он (опять же, предположительно) в состоятельной семье сборщика податей и вполне мог получить хорошее образование. Желание постигать новое Эль Греко пронес через всю жизнь: в биографии этого испанского художника можно прочесть, что он был знаком с крупнейшими учеными своего времени, а после себя оставил крупную (для своего времени) библиотеку из книг на нескольких языках.

   В 1568 году художник переезжает с Крита в Венецию, где возможно учился у Тициана. Из Венеции Эль Греко переезжает в Рим, поселяется у кардинала Алессандро Фарнезе, активно рисует. Но Рим оказался мелковат для того, чтобы талант Эль Греко развернулся на полную мощь, поэтому художник уезжает в Испанию.

   В Толедо художника сразу оценили по достоинству: алтарный образ «Успение Богородицы», «Снятие одежд с Христа» для кафедрального собора. В Толедо же Эль Греко обзавелся семьей, правда, так и не смог сделать это официально. По крайней мере, записей о том, что Иеронима де лас Куэвас стала женой Эль Греко, нет. Зато есть запись о том, что у пары родился сын и множество документальных подтверждений того, что Эль Греко постоянно был недоволен оплатой своего труда, судился с заказчиками, или они — с ним. Церковь, самый крупный заказчик работ Эль Греко, часто была недовольна работой художника, считая, что работы его недостаточно строги и ортодоксальны. В итоге и в Толедо Эль Греко стало тесно и он обратил свои взоры на Эскориал, монастырь-дворец, построенный недалеко от Мадрида. Для этого монастыря Эль Греко написал «Мученичество святого Маврикия». Однако король Испании Филипп II не принял полотна, узость мировоззрения помешала королю оценить замысел художника. Это стало ударом для Эль Греко, подкосило физически, душевно и финансово.

   Умер Эль Греко в нищете. Останки художника утеряны. Собственной смертью художник доказал, что тело — ничто, а вот дело и душа — бессмертны.

muzei-mira.com

Великая Испания. Эль Греко: kolybanov

Великая Испания. Эль Греко

Сегодня пост о самом любимом испанском художнике, греке по происхождению, Доменико Теотокопулосе. Великом неповторимом Эль Греко, уроженце острова Крит,
( родился в Ираклионе в 1541 году) — художнике эпохи Позднего Возрождения.
Эль Греко прожил почти сорок лет в Испании, где нашёл вторую родину. Его картины, написанные почти исключительно на религиозные темы, не похожи на традиционные произведения церковного искусства, в персонажах нарушена привычная гармония черт. Не существует достоверных портретов Эль Греко, хотя его собственные изображения нередко присутствуют в сюжетных композициях. Так же можно только догадываться каковы были черты дорогих ему людей: сына Хорхе Мануэля, матерью которого была молодая аристократка Херонима де Куэвас.

Эль Греко не имел последователей- современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти (Умер Эль Греко в 1614 году) — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Одна из самых любимых картин Эль Греко — пейзаж «Вид Толедо» 1604-1614


Предполагаемый «Автопортрет» Эль Греко 1600, Метрополитен, Нью-Йорк

«Апостолы Петр и Павел» 1587-1592, Эрмитаж

«Portrait of the Poet Alonso Ercilla y Zuniga» 1590-1600

«The burial of Count Orgaz» / «Погребение графа Оргаса» 1586

«Святое семейство» 1585

«Дама в мехах» 1577-1580

Вероятно, «Дама в мехах» — первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших дней. По манере письма это произведение близко к портрету Винченцо Анастази, написанного мастером во время его непродолжительного пребывания в Риме, а также к картинам, созданных сразу после переезда в Испанию.

Роскошные меха, облаком обволакивающие юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазками, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.

Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и время создания произведения, и свободная, даже интимная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.

«Святое семейство со святой Анной и младенцем Иоанном Крестителем» 1595 — 1600

«Христос как Спаситель» 1610 — 1614

«Мадонна с младенцем и Святыми Maртиной и Агнес» 1597 — 1599

«Поклонение пастухов» 1612 — 1614, Музей Прадо

«Мученичество святого Маврикия» 1580 — 1582

«Christ on the Cross Adored by Donors» 1585-1590

«Сошествие Св. духа» 1604-14, Прадо

«La Piedad» 1575-1577

«Благовещение»

«Коронация Богоматери» 1591 — 1592, Прадо

«Чудо исцеления слепого» / «Сhrist healing the blind» 1574-1578 Метрополитен

«Тайная вечеря»

«Молитва святого Доминика» 1585-1590

«Святое семейство»

«Благовещение Марии»

«Портрет Антонио де Коваррубиас»

«Иоанн Креститель»

«Христос на кресте» Ок. 1577

«Портрет кавалера с рукой на груди» 1577–1579

Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579; Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Элегантный, очень спокойный, жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, неизвестный кабальеро полон невозмутимости, сдержанности, достоинства. По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо.

С годами портретное искусство мастера обогащается новыми психологическими гранями.

«Портрет монаха Ортенсио Парависино» 1609

Светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609; Бостон, Музей изящных искусств). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Парависино, сидящий в кресле, изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода.

«Мадонна покрова»

«Рождество Христово»

«Поклонение пастухов» 1610

«Распятие» 1596

«Пьета»

«Воскресение» 1584-1594

«Святая троица» 1577-79, Музей Прадо

«Иоанн Богослов» 1595-1605

«Эсполио» (Срывание одежд с Христа) 1577–1579

«Portrait of the Artist’s Son Jorge Manuel Theotokopoulos»

«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» 1579

«Портрет кардинала Fernando Nino de Guevara»

«Антонио де Коваррубиас» ок. 1600, Париж , Лувр

«Диего де Коваррубиас» (брат Антонио де Коваррубиас у Лейва , 1512-1577) ок. 1600,Толедо, Музей де Эль Греко

«Поклонение имени Иисуса» или «Видение Филиппа ІІ»

«Благовещение»

«Портрет прелата Франциско де Пиза» 1601-1609

«Coronation of the Virgin» 1603, Photo — Alexander S. Onassis Public Benefit Foundation Collection

«Крещение Христа»

«Моление о чаше»

«Giulio Clovio»

«Апостол Лука Панселина» 1602-1606

«Св.Иероним, как кардинал» 1600

«Святое семейство с Марией Магдалиной»

«Благовещение»

«Благовещение»

«Благовещение», деталь верхней части картины

«Христос на кресте» 1600 — 1610

Творчество позднего Эль Греко кажется совершенно необычным для своего времени. Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Ослепительный свет разрушает материальность форм, плотность красочного слоя, иногда создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Тема религиозного экстаза, искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины «Пир у Симона-Фарисея» (Чикаго, Институт искусств), «Вознесение Марии» (Толедо, церковь Санта Крус), «Встреча Марии и Елизаветы» (Думбартон Окс) и самую смелую картину мастера «Снятие пятой печати» (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко.

«Христос на кресте» 1610

«Святой Ильдефонс» 1610-1614 Музей Эскориал

«Вознесение Марии» 1612-1613

«Пир в доме Симона фарисея» 1608 — 1614

«Снятие пятой печати» 1610-1614

«Лаокоон» ок. 1610 Вашингтон, Национальная галерея

«Христос Распятый на фоне Толедо» 1604 — 1614

«Обручение Богоматери» 1613-1614 Национальный музей искусств, Будапешт

Черты ирреальности наиболее отчетливо проступают в поздних произведениях мастера, среди них «Обручение Богоматери». Эта картина осталась незаконченной, полагают, что это самая последняя работа престарелого мастера. Кисть Иосифа, протянутая в сторону юной невесты, осталась недописанной.

Третья справа фигура предположительно является автопортретом самого художника, и напоминает фигуру апостола с «Сошествия Святого Духа».

В картинах Эль Греко господствуют желтые, зеленые, синие краски, перемежающиеся с отдельными всплесками черного, красного и белого.

Многослойная живопись, сложная по технике, уже сама по себе имеет эмоциональный характер: фактура динамична, краски переливаются, вспыхивают неожиданные рефлексы, мерцает призрачный свет. Вытянутые пропорции фигур, экзальтированные бледные лица, нервные жесты, беспредельность фантастической среды вокруг персонажей, словно специально созданной для чудес и видений, создают напряженную эмоциональную выразительность в поздних картинах.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614; Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. одухотворения и оцепенелости. Более пассивная и скованная земля ловит отсвет неба, горящего серебристо-белыми вспышками зарниц. Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с его призрачной жизнью.

«…Но никто не сможет ему подражать», — писал Ортенсио Парависино в сонете на смерть Эль Греко, пророчески предсказав, что искусство великого мастера неповторимо и не обретет в будущем достойных последователей.

В течение трех столетий Эль Греко находился в забвении. Его открытие в начале XX века превратилось в сенсацию, Эль Греко стал одним из самых известных живописцев прошлого, объектом жадного интереса художников, коллекционеров, любителей искусства.

Татьяна Каптерева

«Дворянин с рукой на груди» 1578 — 1580, Музей Прадо

«Портрет пожилого дворянина» 1584 -1594

«Автопортрет» великого Эль Греко — Фрагмент картины «Погребение графа Оргаса» 1586–1588

kolybanov.livejournal.com

Эль Греко: жизнь и творчество художника

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит. Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Содержание

Биография Эль Греко

Творчество Греко

Техника живописи художника

Картины Эль Греко

Библиография

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

Троица
Воскресение Христа
Коронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл. Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Главным мотивом творчества Эль Греко всегда оставались религиозные картины, исполненные для церквей, монастырей, госпиталей Толедо, Мадрида и других городов.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре. В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

К примеру, на эрмитажном полотне «Апостолы Пётр и Павел» голова Петра написана одними лессировками без белил, благодаря чему её изображение даже не фиксируется на рентгенограмме.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.

Библиография

  • Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
  • Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
  • Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: piplz.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Эль Греко: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эль Греко: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

allpainters.ru

Эль Греко — Все интересное в искусстве и не только.

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами,  стоит испанский город Толедо, показанный с севера. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Это шедевр кисти Эль Греко

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто.

«Резкие ракурсы и вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства».

«Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных».

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на которой рукой Эль Греко написано объяснение, почему на картине он поставил некоторые из зданий не туда, где они стояли бы в реальности.

«Аллегория Того»
Институт де Валенсия де дона Джуана, Мадрид, 1599-1600 гг.

«Дама в мехах»
Собрание Стерлинг Максвелл, Глазко, 1577-1580 гг.

«Гора Синай»
Исторический музей Критского, Ираклион, 1570-1572 гг.

«Св.Мартин делит свой плащ с нищим»
Национальная галерея искусств, Вашингтон, 1597-1599 гг.

«Крещение Христа»
Госпиталь Тавера, Толедо, 1608-1628 гг.

«Мадонна Милосердия»
Госпиталь де ла Каридат, Ильескас,  1603-1605 гг.

«Мальчик, дующий на тлеющую свечу»
Галерея Каподимонте, Неаполь, 1570-1572 гг.

Моденский триптих
Галерея Эстенсе, Модена, 1568 г. (Барокко, Испания)

«Пьета»
Испанский музей общества Америки, Нью-Йорк, 1575 г.

«Погребение графа Оргаса»
ц. Св. Фомы, Толедо, 1586 г.

«Распятие с двумя донаторами»
Лувр, Париж, 1580 г.

«Снятие пятой печати»
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1610-1614 гг.

«Святой Иероним в образе кардинала»
Национальная галерея, Лондон, 1600 г.

«Святая Вероника, держащая образ»
Музей Санта Круз, Толедо, 1580 г.

«Портрет старика» (предположительный автопортрет)
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 1597-1600 гг.

В этом, 2014 году — 400 лет  с рождения Эль Греко.

tanjand.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *