Эль греко картины описание картины: «Воскресение», Эль Греко — описание картины

10 известных картин Эль Греко

Подборка знаковых работ художника.

Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков. Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.

#10 Святая Троица

Год создания: 1577

Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.

#9 Христос исцеляет слепого

Год создания: около 1570

Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.

#8 Поклонение пастухов

Год создания: 1612–1614

Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.

#7 Успение Богородицы

Год создания: 1577–1579

Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко. Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда. «Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.

#6 Лаокоон

Год создания: 1610–1614

Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона. Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания. Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.

#5 Портрет пожилого дворянина

Год создания: около 1580

Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.

#4 Снятие одежд с Христа

Год создания: 1577–1579

Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.

#3 Открытие пятой печати

Год создания: 1608–1614

Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет. На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды. Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.

#2 Вид Толедо

Год создания: 1596–1600

Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле. Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью. Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.

#1 Погребение графа Оргаса

Годы создания: 1586–1588

Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием. Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.

Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.

Эль Греко – биография и картины художника в жанре Маньеризм – Art Challenge

Эль Греко (El Greco; собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 1560 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана; с 1570 работал в Риме, испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (“Изгнание торгующих из храма”, 1570, Национальная галерея, Вашингтон; “Исцеление слепого”, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден; портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте; портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др.), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция “Погребение графа Оргаса”, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо; “Святое Семейство”, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).

Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства (“Мученичество святого Маврикия”, 1580-1582, Эскориал). Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных.

Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (“Главный инквизитор Ниньо де Гевара”, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (“Портрет неизвестного рыцаря”, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (“Снятие Пятой печати”, Метрополитен-музей; “Лаокоон”, Национальная галерея искусства, Вашингтон, — обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция “Вид Толедо” (1610-1614, Метрополитен-музей).

Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство Эль Греко с маньеризмом и выражают кризисное состояние художественной культуры Позднего Возрождения. Отмеченное напряженным стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа, творчество Эль Греко в XVII-XIX веках было забыто и заново открыто только в начале XX века.

Эль Греко (1541–1614) | Эссе | Метрополитен-музей

Эль Греко — один из немногих художников старых мастеров, пользующихся широкой популярностью. Подобно Вермееру, Пьеро делла Франческа и Боттичелли, он был спасен от безвестности группой заядлых коллекционеров, критиков и художников девятнадцатого века и стал одним из избранных членов современного пантеона великих художников. Для Пикассо, как и для многих более поздних его поклонников, Эль Греко был одновременно типичным испанцем и протомодернистом — художником духа. Именно как художник, «чувствовавший мистическую внутреннюю структуру» жизни, Эль Греко восхищался Францем Марком и членами школы «Синий всадник»: тем, чье искусство выступало как отказ от материалистической культуры современной жизни.

Эль Греко родился на Крите и получил образование иконописца. Сохранились два определенных примера, и они напоминают нам о неоплатонической, ненатуралистической основе искусства Эль Греко до того, как он приступил к превращению себя в ученика Тициана и страстного ученика Тинторетто, Веронезе и Якопо Бассано. Он переехал в Венецию в 1567 году (Крит был венецианской территорией).

Там он приступил к освоению элементов живописи эпохи Возрождения, включая перспективу, построение фигур и способность создавать сложные повествования. Среди его лучших работ этого периода Христос исцеляет слепых (1978.416). Позднее в Испании Эль Греко написал трактаты о живописи. Хотя они утеряны, у нас есть принадлежащие ему копии архитектурного трактата древнего писателя Витрувия и « жизнеописаний» Вазари . На полях есть примечания Эль Греко.

Из Венеции Эль Греко переехал в Рим, где работал с 1570 по 1576 год. Он прибыл с рекомендательным письмом от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, который обеспечил ему помещение во дворце кардинала Алессандро Фарнезе — возможно, самого влиятельного и богатого покровитель во всем Риме. В 1572 году он поступил в академию художников и открыл мастерскую, взяв по крайней мере одного помощника, а возможно, и двух. Его намерением, должно быть, было сделать римскую карьеру, но за шесть лет он не получил ни одного заказа на создание запрестольного образа; его репутация была основана на периодических заказах портретов и небольших религиозных картин.

Эль Греко опрометчиво критиковал способности Микеланджело как художника, мнение, которое не вызывало доверия к его способностям и, возможно, послужило изгнанию его из римского художественного истеблишмента (Микеланджело умер в 1564 году, но его престиж в Риме не уменьшился).

Это не было благоприятным началом его карьеры в Испании, куда он переехал в 1576 году. В Мадриде его заявка на королевское покровительство со стороны Филиппа II не удалась. Только когда он поселился в Толедо, Эль Греко добился того успеха, на который мог рассчитывать художник его калибра. В этом древнем городе, который Эль Греко увековечил в одном из самых знаменитых пейзажей западного искусства — «

Вид Толедо (29.100.6)», — он нашел сочувствующий круг интеллектуальных друзей и покровителей и сделал весьма прибыльную карьеру. Диего де Кастилья, настоятель собора Толедо, поручил Эль Греко написать три алтаря для церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо в Толедо, а также сыграл важную роль в заказе 9-го собора. 0005 Эсполио ( Раздевание Христа ) для ризницы собора. Это одни из самых амбициозных шедевров Эль Греко. В них можно найти все различные стили, с которыми он экспериментировал в Италии: натурализм, характерный для его портретов; живописная техника, которой он научился в Венеции; смелые композиционные идеи покойного Микеланджело; и маньеристский акцент на гиперэлегантности и изысканности. Спор о цене, которую Эль Греко потребовал за
Espolio
привел к судебным разбирательствам и оставил след в дальнейшей карьере художника: он так и не получил другого сопоставимого заказа от соборных властей; в будущем его заказы должны были исходить от частных лиц и городских монастырей.

Самая знаменитая картина Эль Греко «Похороны графа Оргаса» была заказана приходским священником Санто-Томе в Толедо в 1586 году в ознаменование возмещения финансовых обязательств перед церковью. Он чествует давно умершего благодетеля, на похоронах которого чудесным образом явились святые Стефан и Августин, чтобы помочь в погребении. На картине изображено это чудо, а также прием души графа в Рай. Когда ее видят в церкви, картина имеет захватывающий характер видения. Сын Эль Греко Хорхе фиктивно стоит на коленях на краю картинной плоскости, глядя наружу и указывая зрителю на чудо, сотворенное Эль Греко. Таким образом, фигура служит посредником между реальным миром зрителя и вымышленным миром картины, которая получает дополнительный резонанс благодаря включению серии портретов современников Эль Греко. (Эль Греко был замечательным портретистом [29.100.5], способный не только зафиксировать черты натурщика, но и передать его характер.) Над похоронами изображено небесное видение, где изображен совсем иной визионерский опыт: правдоподобие земного события отвергается в пользу мирского движущихся плоскостей, населенных химероподобными персонажами.

Похороны графа Оргаса занимает центральное место в нашем понимании Эль Греко, потому что оно заключает в себе цель его искусства, которая состоит в том, чтобы предложить визионерский опыт — нечто, что является не расширением нашего физического мира, а наших способностей воображения.

Толедо был далек от художественного брожения Рима, но он не был бастионом против сил — как культурных, так и художественных, — которые должны были сформировать искусство семнадцатого века. Слишком легко рассматривать достижения Эль Греко изолированно, как если бы они были искусством вне своего времени — искусством, ожидающим своего открытия современной эпохой. Тем не менее, когда Эль Греко умер в 1614 году, Караваджо и Аннибале Карраччи — создатели нового стиля барокко — были похоронены на четыре и пять лет соответственно. Достаточно упомянуть эти фигуры, чтобы понять, что в важных отношениях искусство Эль Греко принадлежало прошлому, а не будущему: миру маньеризма с его упором на воображение художника, а не на воспроизведение природы.

Франсиско Пачеко — живописец, биограф художника и учитель Веласкеса — посетил Эль Греко в его мастерской в ​​Толедо и записал, что видел гипсовые, восковые и глиняные фигуры, из которых он работал. Пачеко не одобрял этот метод, которому Эль Греко, несомненно, научился у Тинторетто в Венеции: Пачеко выступал за настоящую человеческую фигуру, а не за вылепленную из глины.

Но он не мог отрицать место Эль Греко среди великих художников, «ибо мы видим некоторые работы его руки настолько пластичные и такие живые (в его характерном стиле), что они равны искусству самого лучшего». Возможно, он имел в виду портреты Эль Греко, которые Веласкес высоко ценил. И все же это самые экстравагантные поздние работы художника, такие как Видение святого Иоанна (56.48), в котором фигуры невероятно вытянуты, а их формы дематериализованы мерцающей кистью, которые так сильно понравились современным вкусам.

Эль Греко отверг натурализм как средство для своего искусства, так же как он отверг идею искусства, легко доступного широкой публике. То, что он принял, было миром застенчивого, эрудированного стиля, или

maniera . Парадокс заключается в том, что в то время, когда явная демонстрация искусственности, присущая маньеризму, подвергалась критике как снисходительность, а художники в Риме стремились избавить свои картины от всего, что могло бы показаться простой демонстрацией, Эль Греко пошел прямо противоположным путем. Вытянутые, закрученные формы, радикальные ракурсы и нереальные цвета он сделал основой своего искусства. Разница заключалась в том, что он сделал эти эффекты глубоко выразительными, а не просто символами виртуозности.

Ни один другой великий западный художник не перешел мысленно — как это сделал Эль Греко — от плоского символического мира византийских икон к всеобъемлющему, гуманистическому видению живописи эпохи Возрождения, а затем к преимущественно концептуальному виду искусства. У этих миров было одно общее: уважение к неоплатонической теории об искусстве, воплощающем высшую сферу духа. Модернизм Эль Греко основан на его отказе от мира простых явлений в пользу царства интеллекта и духа.


Цитата

Кристиансен, Кит. «Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614)». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/grec/hd_grec.htm (октябрь 2004 г.)

Дополнительные эссе Кита Кристиансена
  • Кристиансен, Кит. «Доменичино (1581–1641)». (сентябрь 2008 г.)
  • Кристиансен, Кит. «Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770)». (октябрь 2003 г.)
  • Кристиансен, Кит. «Якопо даль Понте по прозвищу Бассано (ок. 1510–1592)». (март 2009 г.)
  • Кристиансен, Кит. «Аннибале Карраччи (1560–1609 гг.))». (октябрь 2003 г.)
  • Кристиансен, Кит. «Антонелло да Мессина (ок. 1430–1479)». (март 2010 г.)
  • Кристиансен, Кит. «Сиенская живопись». (октябрь 2004 г. )
  • Кристиансен, Кит. «Караваджо (Микеланджело Меризи) (1571–1610) и его последователи». (октябрь 2003 г.)

Кем был Эль Греко и где можно увидеть его самые известные картины? – ARTnews.com

Эль Греко, Портрет старика , ок. 1595–1600, холст, масло, 20,8 х 18,5 дюймов. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Викисклад

Немногие художники из числа старых мастеров создали такие поразительно свежие для современного глаза работы, как Доменикос Теотокопулос (1541–1614), греческий переселенец из иберийского города Толедо, более известный под своим испанским прозвищем Эль Греко.

Хотя он связан с маньеристской живописью, перевернувшей равновесие ренессансной пропорциональности и иллюзионистского пространства, ничто не сравнится с фактурой Эль Греко, чьи следы кисти, часто широкие и отчетливо видимые, изображали утонченные фигуры, которые, казалось, мерцали, как свечи на ветру. . Он также имел тенденцию сжимать фон и передний план, сводя свои композиции к сплошным схемам.

Более того, он часто отказывался от натуралистичных цветов, придавая, например, голубоватый оттенок плоти, в то время как использовал ткань для создания областей ярких оттенков, блики которых регистрировались скорее как зигзагообразные следы, чем как складки на ткани. Поэтому неудивительно, что, хотя работы Эль Греко озадачили некоторых его ровесников, они оказали огромное влияние на современных художников, таких как Пикассо.

Уникальные методы Эль Греко говорят о художественных традициях, которые он усвоил, чтобы заслужить свое исключительное место в каноне. Он родился на Крите, когда это было вассальное государство Венеции, известное как Королевство Кандия. Как и все критские художники, он обучался византийской иконописной традиции, отличавшейся потусторонними удлиненными фигурами и плоскими позолоченными фонами.

В 26 лет он уехал в Венецию, где познакомился с работами Тинторетто, известного как Il Furioso за его быструю и смелую манеру письма. Переехав затем в Рим, где его пути пересеклись с маньеристами, и, наконец, в Испанию, Эль Греко синтезировал стили византийской, венецианской и римской школ для создания картин, настолько опередивших свое время, что они не были бы полностью оценены за 300 лет. годы.

Вы сами убедитесь в этом в нашем туре по шедеврам Эль Греко.

  • Раздевание Христа (El Expolio) (1577–1579), Ризница собора Толедо, Толедо, Испания

    Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

    Как и большинство художников того периода, Эль Греко зависел от щедрости церкви, и эта работа, начатая в год его прибытия в Толедо, стала его первым крупным заказом (организованным с помощью Луиса де Кастильи, друг из Рима, отец которого был важным церковным деятелем). Написанная для комнаты в соборе Толедо, где священники переодеваются в свои облачения, картина изображает Христа, которого вот-вот разденут донага для распятия. Более половины из 9Композицию размером 5 на 5 футов занимает фигура Христа как вертикальная ось панели. Одетый в ярко-красный халат, он вырывается из толпы окружающих его фигур с экстатической силой, типичной для работ Эль Греко.

  • Дворянин с рукой на груди (ок. 1580 г.), Национальный музей Прадо, Мадрид

    Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

    Это подобие испанского аристократа является наиболее известным из серии из шести картин, изображающих высокопоставленных мужчин, одетых в черное с белыми воротниками. Как и некоторые другие, субъект неизвестен, и предположения о том, кто он такой, варьируются от Антонио Переса, секретаря короля Филиппа II, до Мигеля де Сервантеса, автора Дон Кихот . Кем бы он ни был, его меланхоличное выражение лица и деликатный жест, когда он кладет руку на сердце, делают его мощным исследованием эмоциональной уязвимости, намного опередившим свое время. Дворянин также был непосредственным источником вдохновения для портрета Амедео Модильяни 1913 года, Поль Александр перед витражом .

  • Погребение графа Оргаса (1586–1588 гг.

    ), Санто-Томе, Толедо, Испания Изображение предоставлено: Викисклад

    Среди шедевров Эль Греко эта картина для церкви Санто-Томе в Толедо находится в верхней части списка. Размером 15 на 11 футов, это его самый большой, и он передает чудо, которое, как говорят, произошло на похоронах графа Оргаза, городского чиновника, умершего в 1323 году.

    Согласно легенде, святой Стефан и святой Августин спустились с небес, чтобы лично упокоить его. Они видны на переднем плане, сияющие в золотых одеждах. Позади них линия торжественных свидетелей-мужчин, представляющих духовное искупление, ожидающее набожных, отделяет небесное царство Христа от земной обстановки церемонии.

  • Вид на Толедо (1599–1600), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

    Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

    Похоже, что это было сделано в 20-м, а не в 17-м веке, этот городской пейзаж приемного дома Эль Греко показывает, почему его работы оказали такое влияние на современное искусство, особенно на экспрессионизм. В своем задумчивом изображении восточной половины Толедо, якобы видимой с севера, он игнорирует реальную планировку города, помещая шпиль собора Толедо рядом с его фортом, Алькасаром, что невозможно с этой точки зрения. Композиция растворяется в почти абстракции, когда водоворот зеленых, коричневых и черных холмов упирается в яростно окрашенное черное небо, где свет, пробивающийся сквозь темные облака, предполагает присутствие божественного.

  • Христос изгоняет менял из храма (1600 г.), Национальная галерея, Лондон

    Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

    Начиная с 1568 года, когда он жил в Венеции и работал под влиянием Тинторетто, Эль Греко нарисовал по крайней мере четыре версии этого ключевого события в жизни Христа. Эта итерация является одной из наиболее соответствующих стилю Эль Греко, как его представляет себе большинство людей: задействовано меньше фигур, и они прижаты ближе к картинной плоскости.

    Справа коридор с колоннадой в оригинале 1568 года был опущен, и Христос был смещен в мертвую точку, а действие крутилось вокруг него. Эль Греко изображает его с дикими глазами и решимостью, как будто он был захвачен миссией от Бога.

  • Видение святого Иоанна (1608–1614 гг.), Метрополитен-музей, Нью-Йорк

    Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

    Часть алтаря церкви больницы Святого Иоанна Крестителя в Толедо, эта картина, написанная в конце жизни Эль Греко, часто ошибочно принимается за работу современного художника; действительно, Пикассо позаимствовал фоновую группу обнаженных женщин для Les Demoiselles d’Avignon (1907). На нем изображена глава Откровения, в которой снятие семи печатей на свитке приводит к различным плохим новостям, а сломанная пятая печать высвобождает души мучеников, требующих отмщения за свою смерть. Одноименное видение относится не к самому святому Иоанну, а к больнице, носящей его имя.

  • Лаокоон (1610–1614 гг.), Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия

    Изображение предоставлено: Викисклад

    В 1506 году в Риме была обнаружена греко-римская скульптура мифологических фигур Лаокоона и двух его сыновей, которых истязают боги, и сразу же стала сенсацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *