10 известных картин Эль Греко — Artrue
Подборка знаковых работ художника.
Доменикос Теотокопулос, известный всему миру под именем Эль Греко, был художником греческого происхождения и являлся одним из ведущих деятелей испанского Возрождения 15-го и 16-го веков. Эль Греко одинаково превосходен в изображении религиозных сюжетов, портретов и пейзажей. Его работы оказали влияние на развитие экспрессионизма и кубизма. Узнайте о десяти самых известных картинах мастера.
#10 Святая Троица
Год создания: 1577
Ранние проблески таланта Эль Греко можно наблюдать в «Святой Троице», которая принесла художнику известность в Толедо, во многом благодаря мастерскому использованию цвета и освещения.
#9 Христос исцеляет слепого
Год создания: около 1570
Эль Греко создает это произведение искусства в начале своей карьеры (еще до переезда в Испанию). Окрашенный в стиле венецианского Возрождения этот шедевр иллюстрирует сюжет Евангелие, в котором Христос исцеляет слепого, касаясь его глаз. Тема была популярна в то время и появлялась на полотнах различных именитых живописцев.
#8 Поклонение пастухов
Год создания: 1612–1614
Это полотно изображает пастуха и ангелов, прославляющих чудо рождения Иисуса. Греко использует причудливые позы и фиксирует ритмичные танцы. Вместе с диссонирующими цветами работа вызывает удивление и восторг зрителя. В последних работах Эль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур.
#7 Успение Богородицы
Год создания: 1577–1579
Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию Греко. Написана в венецианском стиле, в ней используются интенсивные цвета и световые контрасты, которые стали отличительной чертой труда. «Успение Пресвятой Богородицы» предзнаменовала новый период в жизни художника, который раскрыл его гений в полной мере.
#6 Лаокоон
Год создания: 1610–1614
Эта картина изображает смерть мифического персонажа Лаокоона, двух его сыновей и троянского священника Посейдона. Согласно мифу, Лаокоон предупредил своих соотечественников об опасности троянского коня, затем он и его сыновья, были задушены гигантскими морскими змеями, посланными в качестве наказания. Эта работа из всех произведений автора оказала самое глубокое влияние на современную живопись и имеет важное значение для экспрессионизма.
#5 Портрет пожилого дворянина
Год создания: около 1580
Это, пожалуй, самый известный портрет, как из серии изображающей неизвестных господ, так и во всем портретном творчестве художника. На нем изображен слегка наклонившийся влево, на меч, рыцарь.
#4 Снятие одежд с Христа
Год создания: 1577–1579
Необыкновенно оригинальная картина изображает обнажение Христа перед распятием. В работе использованы различные методы, получившие распространение в маньеризме и других стилях, а так же применен прием, в котором головы людей в толпе накладываются друг на друга, визуально расширяя её.
#3 Открытие пятой печати
Год создания: 1608–1614
Также известная как «Видение святого Иоанна», эта картина является одной из наиболее известных картин мастера поздних лет. На ней изображен сюжет из книги «Откровения» (Новый Завет), где после вскрытия пятой печати души убиенных за слово Божие взывают к справедливости, облачившись в белые одежды. Многие художественные критики считают, что данная работа оказала влияние на картину «Авиньонские девицы» кисти Пабло Пикассо, что вызывает дискуссии и споры, добавляя известности шедевру.
#2 Вид Толедо
Год создания: 1596–1600
Пейзажи были редким явлением в испанском искусстве. Изображение Толедо является одним из трех сохранившихся произведений в этом стиле. Картина славится своей загадочной символикой и, как и в других работах художника, в ней применен сильный световой контраст между темным небом и сочной зеленью. Наряду со «Звездной ночью» Винсента Ван Гога, этот пейзаж остается одним из самых известных изображений неба в западном искусстве.
#1 Погребение графа Оргаса
Годы создания: 1586–1588
Полотно иллюстрирует популярную легенду. В ней святые Августин и Стефан сходят с небес, чтобы помочь в захоронении Дона Руиса, известного как граф Оргас. Он при жизни славился филантропией и благочестием. Нижняя часть работы посвящена именно этому действию, в то время как выше изображены небеса, ожидающие Оргаса. Это не только самая знаменитая картина Эль Греко, но и одна из величайших шедевров ренессанса.
Больше картин можно найти в специальном списке работ Эль Греко.
artrue.ru
15 картин Эль Греко с названиями » Funmir — это шедевр!
Эль Греко (El Greco) родился в 1541 году на острове Крит. Настоящее имя художника — Доменикос Теотокопуло, а Эль Греко — псевдоним, означающий слово «грек». Хоть и при жизни Эль Греко был популярным художником, у него не было последователей, а про его картины забыли вскоре после его смерти.Настоящая слава пришла к Эль Греко лишь в конце XIX века, через 300 лет после его смерти: художники раскрыли талант мастера и поставили его на один уровень с другими классиками живописи эпохи Возрождения.
Художник работал в очень необычном стиле для своего времени. Он подписывал работы как Доменико Греко, после чего испанцы начали называть его Эль Греко.
Эль Греко прожил много лет в Толедо, одном из главных городов Испании того времени. На многих картинах Доменико можно увидеть пейзаж Толедо.
Эль Греко учился художественному мастерству у Тициана, хотя стили художников кардинально отличаются. Работы Эль Греко по стилю больше напоминают современные картины, а стиль художника называют «испанским барокко».
Погребение графа Оргаса

Совлечение одежд с Христа

Вид Толедо

Лаокоон

Снятие пятой печати

Поклонение пастухов

Вид и план Толедо

Дама в мехах

Пьета (Оплакивение Христа)

Христос исцеляет слепого

Кающийся Петр

Мальчик раздувает уголёк чтобы зажечь свечу

Кающаяся Мария Магдалена

Святое семейство

Рыцарь с рукой на груди

funmir.ru
Эль Греко картины
Эль Греко биография
Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос. Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.
Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.
О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.
В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.
Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.
Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.
Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.
Погребение графа Оргаса

Апостолы Пётр и Павел

Благовещение

Дама в мехах

Христос, несущий крест

Мальчик, раздувающий лучину

Мария Магдалина

Молитва святого Доминика

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Святой Людовик король Франции
Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.

Святой Мартин и нищий

Святое семейство с Марией Магдалиной

Троица

Вид Толедо
art-assorty.ru
Эль Греко – биография, фото, личная жизнь, картины
Эль Греко: биография
Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.
Детство и юность
Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.
Живопись
Критская живопись 16 века – это, прежде всего, школа иконописи. Уникальность творчества здешних авторов заключалась в умении сочетать строгость формы византийского стиля с итальянскими мотивами. Заказы поступали как от католических сообществ, так и от православных.

Доменико Теотокопулос получил звание мастера не позднее 22 лет. Это давало возможность открыть собственную мастерскую, и художник, полагают искусствоведы, ей воспользовался. Ключевой работой первого периода творческой биографии Эль Греко считается «Успение Богородицы». Наряду с «Мученичеством Святой Параскевы» Михаила Дамаскина работа рассматривается как яркий образец наследия критской школы иконописи.
В 26 лет живописец покидает родину. В 1967 году Теотокопулос поселяется в Венеции, а три года спустя перебирается в Рим. Часть исследователей полагает, что в городе на воде начинающий художник творил под началом Тициана. Одному из титанов Возрождения к тому времени исполнилось более 80 лет, но он охотно принимал учеников в мастерскую.

Римский период творчества Эль Греко еще отмечен влиянием Ренессанса. Уходящий стиль прослеживается в ярко освещенных многофигурных композициях, насыщенности красок, удлиненности силуэтов. Но персонажи все чаще застывают под его кистью в напряженных позах в момент отчаянной жестикуляции. Драматичность маньеризма обнаруживается и в «Тайной вечере», и в «Благовещении», и в «Изгнании торговцев из храма».
Новаторство критского художника привлекает к нему внимание римской элиты. Его приглашают на приемы кардинала Алессандро Фарнезе, где молодой живописец знакомится с учеными, философами, художниками. Но вскоре гость теряет расположение: Доменико слишком яро набрасывается на авторитеты прежнего периода. Пусть Ренессанс и оставляет сцену, но память о представителях течения еще жива.
«Он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел», — отмечает греческий художник, говоря, например, о Микеланджело.
Ему даже хватает смелости предложить папе Римскому перерисовать фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле в соответствии с более жесткими религиозными представлениями эпохи.
«Глупый иноземец», — отзывается об Эль Греко архитектор Пирро Лигорио.
С художником ссорится даже кардинал. Несмотря на расхождение с римской публикой, в 1972 году Теотокопулос открывает в «вечном городе» мастерскую, но получить крупных заказов не удается, и Доменико оставляет Италию.

Испания привлекла живописца перспективой работы: монарх этого государства Филипп II был заинтересован в украшении внутренних помещений нового дворца, шел подбор мастеров. Будучи в Мадриде и видя целью завоевание авторитета у короля, Эль Греко познакомился с богословом Бенито Монтано и рядом приближенных к настоятелю Толедского собора. В результате вместо королевского заказа первый испанский контракт живописец подписал с представителями церкви.
По заказу были созданы 10 картин, самой известной из которых является «Совлечение одежд с Христа». Сжатый передний план, подчеркивающий давление толпы на Христа, кульминационный момент, когда сопроводитель пленника готовится сорвать с него хитон, и, конечно, интенсивность красного насыщают произведение драматической мощью, свойственной маньеризму.

Интересный факт: за полотно, считающее сейчас шедевром мирового искусства, церковь отказалась платить заявленные 950 дукатов. Через суд автор добился суммы в три раза меньшей – 350 дукатов. Претензии заказчиков сводились к тому, что Эль Греко своевольно поместил на передний план трех Марий, кои не упоминались в канонической версии событий. Кроме того, церковников возмутило расположение истязателей выше головы Христа. Тем не менее, заказ для Толедского собора прославил Эль Греко в Испании.
И все же в продвижении ко двору Филиппа II это не помогло. Живописец исполнил два заказа для монарха, но работы короля не впечатлили, и едва начатое сотрудничество с Эль Греко прервали. 44-летний автор решил воспользоваться завоеванной в Толедо славой и в 1585 году открыл здесь мастерскую. В Испанию перебрался римский помощник Теотокопулоса Франсиско Пребосте.

Вскоре живописец создает мистическое полотно – картину «Погребение графа Оргаса». В ней использован сюжет религиозной легенды о богатом жителе Толедо, финансировавшем церковь. «Погребение» изображает двух святых, сошедших с небес, чтобы собственноручно похоронить благотворителя. Полотно создано для толедской церкви Сан-Томе.
Между 1587 и 1592 годами живописец пишет основанную на контрасте образов картину «Апостолы Петр и Павел». Сегодня она хранится в Эрмитаже. Автору не чужд и жанр пейзажа, хотя таких полотен в наследии Эль Греко три. Наиболее известен «Вид Толедо», изображающий озаренный внутренним светом город, раскинувшийся под мрачным, грозовым небом. Картина стала одним из первых пейзажей в европейской живописи.

Незадолго до смерти мастер создал полотно «Снятие пятой печати», которое должно было дополнить внутреннее убранство толедской церкви Иоанна Крестителя. Картина частично утрачена: на рубеже 19-20 веков реставраторы отрезали верхнюю часть. Считается, что в таком виде произведение послужило источником вдохновения для Пикассо при написании «Авиньонских девиц».
Эль Греко известен также как портретист, умеющий передать характер в чертах облика. В Толедо занимался скульптурой, создал алтари для капеллы Сан-Хосе. Значение творчества связано со становлением маньеризма, послужившего основой барокко, а нарочитая драматичность картин позволила говорить об Эль Греко как о предтече кубизма и экспрессионизма.
Личная жизнь
С 36 лет жил в фактическом браке с испанкой Херонимой де Лас Куэвас. В 1578 году у них родился сын, которого назвали Хорхе Мануэль.

Исследователи предполагают, что Доменико был женат прежде: заключил брак или на Крите, или в Италии. И это не позволило ему зарегистрировать союз с Херонимой. При этом Эль Греко упоминал фактическую жену в официальных бумагах, включая завещание, и признавал сына.
Смерть Эль Греко
В 1614 году художник работал над заказом для толедского госпиталя, но работа осталась неоконченной. Живописец заболел, и состояние ухудшалось день ото дня.

Понимая, что не поправится, Эль Греко успел составить завещание. Художник скончался 7 апреля. Его похоронили при монастыре, который впоследствии был разрушен. Останки художника утрачены.
Произведения
- 1560-1565 – «Моденский триптих»
- 1567 – «Успение Богородицы»
- 1570 – «Тайная вечеря»
- 1570 – «Поклонение волхвов»
- 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
- 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
- 1573 – «Христос на кресте»
- 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
- 1585 – «Святое семейство»
- 1586 – «Погребение графа Оргаса»
- 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
- 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
- 1596-1600 – «Вид Толедо»
- 1600 – «Автопортрет»
- 1608-1614 – «Снятие пятой печати»
Фото
24smi.org
Эль Греко. Эль Греко — картины
ПОЭМА О ХРИСТЕ
Репродукция Мантеньи или
Гольбейна – где тело, как пейзаж.
Мы привыкли к искажённой были,
К мёртвой яви и пейзаж сей – наш.
Как Христа мы снова распинаем,
И не Казандзакиса роман
Истовые суетой – читаем.
Мёртв Христос – и это наш изъян.
Жив Христос – и небеса над нами
Суммою сияний – жив Христос –
Утверждают.
Ласковы с грехами,
Не стяжаем мы духовных роз.
Воды Иорданские блистают
Жаркою и золотой парчой,
И крещеньем света обнимают
Сына Человеческого – стой!
Сына Человеческого данный
К обоженью путь не повторим!
В нашей современности обманной –
Был бы так нелеп. Иди же им!
Голубь в небе нежно золотится.
Божий сын на проповедь идёт.
Чёрные кругом, тупые лица,
Бледных дел пустой круговорот.
Как ему, рождённому в пещере
Царскую стяжать, густую власть?
Ехали волхвы, в событье веря.
Ада зря алкала жертвы пасть.
Ехали по синему – и круглый –
Снегу на верблюдах и ослах.
Пастухи шли – ночь цвела абсурдной,
Непонятной радостью в сердцах.
…в офисе закручена афера,
Руки потирает толстый босс.
Есть же, есть и преступлений мера.
В сердце ли у всех рождён Христос?
Майстер Экхарт утверждал: Родиться
В Вифлееме мог и тыщу раз –
Коли в сердце вашем не случится
То рожденье – ни о чём рассказ.
Вот в Египет бегство ключевое,
Ибо ангел возвещал его.
Что же дальше? Сердце беспокоя
Думаешь? Событий вещество
Тщишься ощутить – иль на Востоке
Мудрость света постигал Христос?
Но о том евангельские строки
Умолчат. Однако, есть вопрос.
Вот огонь чудесного улова –
Ребе приобрёл учеников.
Искушения в пустыне слово
Света отменило.
Много слов
Знаем мы, считая, что в союзе
Оные с извечным Словом Слов.
Честолюбье кто теперь обузе
Уподобит? Мало кто готов.
…войны пёрли яро на реальность,
Войны, где за веру лили кровь.
Стрелы, копья, будто жизнь – банальность,
И искажена окрест любовь.
В Иерусалим Христос входящий,
Вот от алчных очищает храм.
Вечери звучанье – настоящей,
Не узнать такую людям, нам.
Кем Аримафейский был Иосиф,
Кровь Христа собравший в чашу чаш?
Бытия долг действием исполнив
В горький, запредельно сложный час.
Ты велик, Христос – я знаю, знаю,
Я – писатель – черезмерно мал.
И – не за тебя, увы, страдаю,
Суммою дурных ужален жал.
Ты велик – к тебе я припадаю,
Животворно слово! Оживи
Душу, коль её не постигаю –
Коль она в грехах, почти в крови?
Сад, огнями полный, и пылают
Факелы в руках солдат, и вот
Взят Христос, и страсти прободают
Люд – его полно, чего-то ждёт.
Суд Пилата – суд не суд по сути.
А легионеров бы послал
Под зилотов их одев…Но путь сей
Невозможен, пусть Пилат алкал
Нищего освободить такого.
Но Закон высот не изменить.
Ежели Христос пришёл от слова,
То по слову и событьям быть.
Бичевали, ярые, глумились,
И венец терновый соплели.
И в багровом облаке резвились
Гнева – плотяных забот кули.
Шёл Христос, он шёл, крестом сгибаем,
В капсулы в песке творилась кровь.
Кровь святая…
Хохот, острых баек
Рвань, и любопытство – где ж любовь?
Шаровой её объём над нами.
Нищим кто сегодня подаёт?
Кто греха боится? Что ж – не пламя:
Грех приятен, он едва ль сожжёт.
Шаровой объём любви над нами.
Лабиринтом мук идёт Христос.
Что вражду мы подняли на знамя
Неуменья нашего вопрос –
Неуменья подлинное видеть,
Сущность отделить от мишуры.
Поклоняйся! Вот тебе рок-идол!
Радуйся – жизнь это род игры.
Церкви христианские не могут
Трещины любовью исцелить.
Нам своё важнее, утром – йогурт,
И вообще мы любим сладко жить.
Мы святее! Ко Христу мы ближе!
Межцерковный диалог нейдёт.
Ничего не видим выше крыши.
Не сужу я – размышляю.
Вот.
Вот Христос идёт, крестом сгибаем.
Вот распят. Воскрес. Лучится свет.
Мы растём – и мерно созидаем
Жизни сад.
И вариантов нет.
gallerix.ru
Эль Греко. Картины: история и описание
Один из немногих старых мастеров, который на сегодняшний день пользуется огромной популярностью, – это Эль Греко. Картины его заняли почетное место среди произведений именитых художников. Шедевры Эль Греко восхищали многих его современников, и после смерти маэстро появилось немало последователей, которые переняли технику талантливого живописца.
Крит, или Создание религиозных полотен
Родился Эль Греко на острове Крит. Этот кусочек Средиземноморья принадлежал богатой Венецианской «империи». Правители этой державы подвергали террору и порабощали местных жителей. Их интересовали Православные греческие церкви. Византийцы позволяли иконописцам Крита создавать религиозные полотна в традиционном византийском стиле.

В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко, картины которого, по его мнению, не смогли бы стать популярными на его родине, принимает решение покинуть остров.
Период жизни и творчества в Венеции
Он переехал в Венецию в 1567 году и там начал освоение элементов живописи эпохи Возрождения. Среди лучших его работ этого периода — «Христос исцеляет слепых». Эта тема была особо популярна во времена Контрреформации, потому что исцеление слепоты являлось символом откровения истинной веры. Католическая церковь пыталась вернуть былое могущество, создав движение, называвшееся Реформацией. И Эль Греко, будучи религиозным человеком, стал одним из самых влиятельных художников этого плана.

Пробыв в Венеции три года, мастер отправился на юг — в центр католической и классической культуры (Рим), где и работал с 1570 по 1576 гг. Прибыл он с рекомендательным письмом от хорватского миниатюриста Джулио Кловио, что обеспечило ему помещение для проживания и работы во дворце кардинала Алессандро Фарнезе, который являлся самым богатым и влиятельным покровителем во всем Риме.
Неудачная карьера в Риме, или критика Микеланджело
Конечно, этот город произвел огромное впечатление на Эль Греко. Картины, которые он пишет в этот период, – это портреты на заказ, небольшие молитвенные полотна и скульптуры, создаваемые для более высокопоставленных клиентов. Ему улыбается удача и даже удается заработать немного денег. Но одна из причин, почему Эль Греко не достиг популярности в Риме и не обрел важных покровителей, — это его критика в адрес Микеланджело, который слыл высокоуважаемым человеком в этом городе.
В 1576 году Эль Греко вновь отправляется в путешествие. Он принимает решение переехать в Испанию и явиться на службу к королю Филиппу Второму. Церковь и королевский двор этой страны покровительствовали искусству. Город, в котором обосновался Эль Греко, – Толедо. Именно там он и остался до конца своих дней.

Город, который стал последним пристанищем художника
Когда художник приехал в Испанию, ему было тридцать шесть. Толедо являлся культурным центром страны, и вскоре Эль Греко почувствовал себя как дома. Именно в это время город полностью перестраивался. Расширялись улицы, возводились новые здания, самым главным среди которых был Кафедральный собор. И первый заказ художник получил именно здесь. Речь идет об эпическом полотне «Снятие одежд с Христа». Это первый шедевр Эль Греко.
Картины его, наконец, становятся популярными. Более того, художник находит собственный стиль. Изображения становятся не только повествовательными, но и динамичными. Эль Греко подбирает живые и яркие цвета. Ему повезло, и у него появился первый серьезный заказчик, а затем его работы привлекли внимание самого короля.
Произведение, написанное по заказу Филиппа
Какие для Филиппа написал Эль Греко картины? Описание его дальнейшего творческого пути сообщает о том, что художник получил заказ на создание алтарного изображения под названием «Мученичество Святого Маврикия». Внизу картины можно увидеть самого Маврикия, одетого в голубые доспехи и обсуждающего с солдатами возможность сражения. Но его ожидала другая судьба.

В левой части полотна зритель снова видит основного персонажа, смотрящего на происходящее, затем его же, но обнаженного, склонившегося в молитве, и, наконец, обезглавленного. Сразу заметно, насколько сильным оказалось влияние венецианских мастеров на Эль Греко. Но Филипп Второй не принял эту картину в идее изображения для алтаря, однако включил её в свою личную коллекцию.
Творчество Эль Греко, или Картины для маленьких часовен
В возрасте сорока двух лет художник занимался тем, что писал полотна для маленьких церквей и часовен. А как же остальные картины Эль Греко, с названиями которых знакомы многие любители искусства? Вот именно в этот период и было создано самое известное творение живописца — «Погребение графа Оргаса». Это был дворянин, живший в четырнадцатом столетии. Во время его похорон случилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и опустили умершего в гроб. И упомянутый нами шедевр как раз изображает эту историю.
Мы с вами кратко рассмотрели биографию талантливого Эль Греко. Картины его всегда очень масштабны по содержанию. Недаром его творчество, заново открытое в девятнадцатом столетии, оказало влияние на художников того времени. А на сегодняшний день этот человек считается одним из величайших живописцев мирового масштаба.
fb.ru
Художник Эль Греко — биография и знаменитые картины
Несмотря на то, что большую часть своей жизни Эль Греко творил в Испании, его живопись всегда стояла особняком от прочих испанских мастеров, он не имел последователей при жизни, и по-настоящему его работы были оценены примерно через 300 лет после его смерти. Настоящее его имя — Доми́никос Теотоко́пулос, а родиной его был остров Крит. «Эль Греко» — означает по-испански просто «Грек».
Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров.
О его происхождении и семье ничего не известно, известно лишь точное место рождения — деревня Фоделе близ города Кандии на Крите. Очевидно, что в юношестве его обучали иконописи, причем характерный византийский стиль, особенно лица, словно сошедшие с фресок православных храмов, прослеживается в большинстве произведений мастера.
Одна из самых известных работ Эль Греко — «Погребение графа Оргаса»
Становление художника началось в Венеции, где Доминикос поступил в мастерскую Тициана. Там он быстро делает свои первые успехи, помогая старому Тициану писать «Мученичества Сятого Лаврентия», а также создавая свои первые серьезные работы — «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление святого». После того, как молодой ученик взял у своего учителя все что мог, его уже ничего не держало в Венеции и он направился в Парму, а чуть позже — в Рим.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег, и без того ревниво относящихся к чужакам.
В 1576 году Эль Греко попадает на службу испанскому королю, и через какое-то время обосновался в Толедо, бывшем в то время центром науки и искусств Испании. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена — художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Именно там он написал свое самое известное полотно — «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов — его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу.
Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики — они приобрели важное значение в его поздних работах. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Несмотря на то, что его основными заказчиками были представители духовенства, Эль Греко нередко случалось вступать в конфронтацию с ними, например, когда своевольный художник вынудил прелатов признать своего внебрачного сына, которому он дал свое имя.
Портрет Кардинала Гевара
Эль Греко постигла участь многих художников — старость в бедности. Все, что осталось к его закату от былой роскоши — это огромная библиотека и коллекция гравюр. Эти сокровища перешли по наследству его сыну Хорхэ Мануэлю. У него было всего несколько учеников, которые просто старательно копировали манеру мастера и, постепенно пришли к маньеризму. Так уж получилось, что его искусство, поддерживаемое силой его личности, после его смерти было предано забвению. Его сын, пошедший поначалу по стопам отца, оставил живопись ради архитектуры. Немного позже лишь Веласкес, оценив пронзительность портретов Эль Греко, смог использовать его находки в портрете папы Иннокентия Х.
Заново Эль Греко смогли оценить лишь в конце 19-го века. А в 20-ом веке уникальный и новаторский стиль гениального греческого художника занял достойное место среди величайших творцов.
А также почитайте:
Греческий орнаментБогатая история Древней Греции, значительное культурное наследие и яркие стандарты красоты до сих пор находят свое отражение в архитектуре
www.grekomania.ru