Эль греко пейзаж толедо: Вид Толедо, c.1599 — Эль Греко

Вид Толедо, c.1599 — Эль Греко

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи.

На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Вид на город дан в нижнем ракурсе, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесённые художником пространственные искривления. Например, высокая колокольня Толедского собора с севера не видна, но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как она выглядит с восточной стороны города. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко. Запрет Тридентского собора на изображение пейзажей даёт основания считать картину первым образцом испанской пейзажной живописи. Считается, что загадочная символика картины передаёт мистицизм, свойственный общественному сознанию горожан того времени. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме,неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа:

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно, оно является одним из двух пейзажей, перечисленных Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века полотно находилось в семейном владении толедских графов де Аковер, а в XVIII и XIX веках его следы теряются. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


ещё …

Произведения по жанру: Пейзаж — WikiArt.org

Жанр

Ландша́фт (нем. Landschaft, вид местности, от Land — земля и schaft — суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость; дословно может быть переведён как «образ края») — конкретная территория, однородная по своему происхождению, истории развития и неделимая по зональным и азональным признакам.

Ландшафт в научном понимании — генетически однородный территориальный комплекс, сложившийся в свойственных только ему условиях, которые включают в себя: единую материнскую основу, геологический фундамент, рельеф, гидрографические особенности, почвенный покров, климатические условия и единый биоценоз.

Существует три трактовки термина «ландшафт»: региональная, типологическая, общая.
В соответствии с региональной (или индивидуальной) трактовкой ландшафт понимается как конкретный индивидуальный ПТК, имеющий географическое название и точное положение на карте. Такая точка зрения высказана Л. С. Бергом, А. А. Григорьевым, С. В. Калесником, поддержана Н. А. Солнцевым, А. Г. Исаченко.

По типологической трактовке (Л. С. Берг, Н. А. Гвоздецкий, В. А. Дементьев) ландшафт — это тип или вид природного территориального комплекса. В почвоведении существует понятие о типах и видах почв, в геоморфологии — о типах рельефа, а в ландшафтоведении можно говорить о типах, родах, видах ландшафта. Типологический подход необходим при средне- и мелкомасштабном картографировании ПТК значительных по площади регионов. Общая трактовка термина «ландшафт» содержится в трудах Д. Л. Арманда и Ф. Н. Милькова. В их понимании синонимами ландшафта выступают природный территориальный комплекс, географический комплекс.

Ландшафты, измененные хозяйственной деятельностью человека, следует подразделять на культурные и природно-антропогенные. Культурный ландшафт формируется в результате сознательной, целенаправленной деятельности человека для удовлетворения тех или иных практических потребностей. Природно-антропогенные ландшафты (ПАЛ) представляют собой комплексы, которые раз возникнув под влиянием человеческой деятельности, в дальнейшем развиваются самостоятельно.

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio — район, страна на lantscaf, что значит «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать,

нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись. На картинах изображались типичные виды земель. К началу XIX века ландшафт можно было охарактеризовать как окружающую наблюдателя территорию, которую можно осмотреть единым взглядом и которая Отличалась бы от соседних участков характерными индивидуальными чертами. С начала XX века термин «ландшафт» широко употребляется в географии, а со второй половины XX века — также в экологии.

Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо от проживающих в ней людей, которая не подвергалась существенным и заметным изменениям человека.

Другой подход исходит из культурологической природы ландшафта. Ландшафт — это «система способов репрезентации, структурирования и символизирования окружающей среды». Инголд трактует «ландшафт, как мир в том виде, в каком он известен и представляется его обитателям». Ландшафт — это образцы активности, трансформировавшиеся в пространственное расположение элементов, внешние формы моделей человеческой деятельности.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ландшафт

Вид Толедо (картина Эль Греко)

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo

) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко. Другое название полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Эта картина — один из двух сохранившихся пейзажей мастера.

Описание

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён испанский город Толедо, показанный с севера. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Использован фантасмагорический свет.

Сравнение современной фотографии с картиной позволяет заметить внесенные художником пространственные искривления — в частности, в реальности не видна высокая колокольня Толедского собора. Но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как если бы смотрел на неё с восточной стороны города. Хотя на левом берегу правдоподобно изображен замок Сан Сервандо, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Манера

Вид Толедо. Современная фотография с более близкого расстояния.

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, или даже уже барочной манере, отличается свободным обращением с натурой — местоположение некоторых зданий на полотне отличается от их размещения в реальности.

Угрожающий вид грозового неба является типичным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: юноша в правом углу держит пергамент с чертежом города, на которой рукой Эль Греко написано объяснение, почему на картине он поставил некоторые из зданий не туда, где они стояли бы в реальности

Второй пейзаж «Вид и план Толедо» был призван стать документом города с использованием картографического языка, в то время как первый создает образ города путём избранного выбора его наиболее характерных черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты.

«Справа изображен молодой человек с развернутым планом города в руках. На этом же плане Греко поручил своему сыну написать те самые слова, которые нас» здесь интересуют:

«… Я был вынужден изобразить госпиталь Дон Хуана де Тавера маленьким, как модель; иначе он не только закрыл бы собою городские ворота де Визагра, но и купол его возвышался бы над городом. Поэтому он оказался размещенным здесь, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, нежели другой (задний) — впрочем, из плана видно, как госпиталь расположен в отношении города…» [1]

Значение

«Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога, несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи.

История

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Предполагают, что до конца XVII века находился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIX вв. следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру (H. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Примечания

  1. Сергей Эйзенштейн. Вертикальный монтаж

[1]

Ссылки

Картина Вид Толедо (картина Эль Греко)

Кто автор: Эль Греко

Как называется картина: Вид Толедо

Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):

  • В каком году написана(когда): в 1596—1600
  • Оригинальное название картины на английском: Vista de Toledo
  • Холст, масло Музей Метрополитен

Описание картины «Вид Толедо (картина Эль Греко)»

«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo) — картина известного испанского художника Эль Греко. Другое заглавие полотна — «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Эта картина — один из 2-ух сохранившихся пейзажей мастера.

Содержание

1 Описание 1.1 Манера 2 Значение 3 История 4 Примечания 5 Ссылки

Описание

Под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами, изображён испанский город Толедо, показанный с севера. На фронтальном плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Над городом высится царский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст меж небом и земной твердью. Вид на город дан снизу, что позволило создателю высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Применен фантасмагорический свет.

Сопоставление современной фото с картиной позволяет увидеть внесенные художником пространственные искривления — а именно, в действительности не видна высочайшая колокольня Толедского собора. Но Эль Греко выдвинул её из-за Алькасара и написал так, как если б смотрел на неё с восточной стороны городка. Хотя на левом берегу правдоподобно изображен замок Сан Сервандо, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника.

Манера Вид Толедо. Современная фото с более близкого расстояния.

«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. Картина, написанная в маньеристской, либо даже уже барочной манере, отличается свободным воззванием с натурой — положение неких построек на полотне отличается от их размещения в действительности.

Угрожающий вид грозового неба является обычным для творчества Эль Греко. Грозовое небо встречается на бессчетных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). «Вид Толедо» является единственным уцелевшим «чистым» пейзажем Эль Греко.

«Вид и план Толедо»: парень в правом углу держит пергамент с чертежом городка, на которой рукою Эль Греко написано разъяснение, почему на картине он поставил некие из построек не туда, где они стояли бы в действительности

2-ой пейзаж «Вид и план Толедо» был призван стать документом городка с внедрением картографического языка, в то время как 1-ый делает образ городка оковём избранного выбора его более соответствующих черт. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование, и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию городка, а не его четкие черты.

«Справа изображен юноша с развернутым планом городка в руках. На этом же плане Греко поручил собственному отпрыску написать те же слова, которые нас» тут заинтересовывают:

«… Я был обязан изобразить лазарет Дон Хуана де Тавера небольшим, как модель; по другому он не только лишь закрыл бы собою городские ворота де Визагра, да и купол его высился бы над городом. Потому он оказался расположенным тут, как модель, и перевернутым на месте, ибо я предпочитаю показать лучше главный фасад, ежели другой (задний) — вобщем, из плана видно, как лазарет размещен в отношении городка…»

Значение

«Вид Толедо» стал одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Совместно со «Звёздной ночкой» ван Гога, несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера он заходит в число самых узнаваемых изображений неба в истории европейской живописи.

История

Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: «Δομηνικος θεoτoκkoπpυλoς επoιeι». Может быть оно, является одним из 2-ух пейзажей, перечисленных отпрыском мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Подразумевают, что до конца XVII века находился в семейном владении толедских графов де Аковер, в XVIII и XIX вв. следы полотна теряются. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. В 1907—09 гг. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков южноамериканскому собирателю Хэвемайеру, чьё собрание позднее было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.

Эль Греко в Толедо. И Толедо на картинах Эль Греко.

Испаноязычные художники

Анна Борисова

По иронии судьбы, первым прославившимся на весь мир живописцем Испании оказался грек. Современники, а за ними и потомки так и прозовут этого гения — Эль Греко (исп. «грек»). Настоящее имя художника выговорить куда сложнее — Доменикос Теотокопулос.

Апостол Андрей и св. Франциск (1595, холст, масло, Музей Прадо, Мадрид), фрагмент, подпись художника на греческом.

Он родился в 1541 г. на острове Крит и ушел из жизни в 1614 в Испании, где и похоронен. Так Испания, призвав Грека однажды, оставила его у себя навсегда. А ведущую роль в этой истории сыграл город Толедо.

По словам поэта и проповедника Ортенсио Парависино: «Толедо стал для Эль Греко новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни».

Попробуем разобраться, что привнес в жизнь Эль Греко этот город, и что, в свою очередь, привнес живописец в жизнь Толедо.

***

Разумеется, встрече Грека и Испании предшествовали многие события, важные для становления Эль Греко — живописца. Остров Крит, где он родился, являлся тогда одним из венецианских владений. Теотокопулос был потомственным художником, а свое обучение он начал у местных иконописцев старой византийской школы. Не удивительно, что первыми работами юноши стали иконы в византийском стиле.

После 1560 года Доменикос отправился в Венецию, где учился у самого Тициана и освоил технику масляной живописи. С 1570 он работал в Риме, где испытал на себе сильное влияние маньеризма, а также Микеланджело и венецианских мастеров Позднего Возрождения.

 

Талант и усердие молодого человека не остаются незамеченными — в 1577 году Теотокопулос приглашен для работы в Испанию самим Филиппом II. Однако Грек не прижился при дворе, — король так и не сумел понять и оценить его творчество, но художник остался жить и творить в Испании, поселившись в древней испанской столице — Толедо.

Так грек, если и не стал окончательно испанцем, то определенно стал толедцем. Он искренне, всем сердцем полюбил этот город. Именно в Толедо Эль Греко напишет свои основные работы. И именно здесь его творчество достигнет вершин успеха. Он проживет в этом городе, не выезжая, с 1577 г. до самой смерти в 1614 году.

***

Представить себе, как выглядел Толедо при жизни Эль Греко, нам поможет сам маэстро. Он создал работу «Вид и план Толедо». Многое, спустя века, претерпело изменения, но в сущности это все тот же Толедо, что мы можем видеть в наши дни.

«Вид и план Толедо» (1610-1614, Дом-музей Эль Греко в Толедо)

Город сих пор испещрен лабиринтами узких мощеных улочек, где в стенах архитектурных памятников продолжают бережно храниться шедевры испанского грека. Правда, в работе «Вид и план» есть небольшая неточность, о которой живописец предусмотрительно оповещает своего зрителя: в правом углу картины помещен молодой человек, в руках у которого — пергамент с чертежом города. На «пергаменте» дано подробное объяснение автора, почему одно из зданий на плане помещено не туда, где оно стояло в реальности.

«Вид Толедо в грозу» (1596-1600, музей Метрополитен, Нью-Йорк)

Примерно тот же пейзаж Эль Греко пишет в картине «Вид Толедо в грозу». Город показан снизу-вверх, на переднем плане — мост Алькантара через реку Тахо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар и Толедский собор, а на левом берегу — замок Сан Сервандо. Примерно таким увидел Грек Толедо в свою первую встречу с городом.

Хорошие отношения с влиятельным семейством Кастилья (чей глава Диего де Кастилья был настоятелем Толедского собора) принесли Греку крупные заказы на работу в городе.

Летом 1577 г. художник подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доменика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. Через пару лет он уже выполнил все эти заказы. Именно они принесли греку признание и любовь толедцев.

В 1585 году Эль Греко нанял помощника и основал в городе мастерскую, где помимо картин создавались алтарные рамы и статуи (живописец был и талантливым скульптором). Мастерская представляла из себя огромный комплекс, где Грек жил и работал.

Здесь, в Толедо, в 1578 г. появляется на свет его первый и единственный сын — Хорхе Мануэль Теотокопулис, греко-испанских кровей (возлюбленная Теотокопулоса Херонима де Лас Куэвас была испанкой). Хорхе станет основным помощником отца в мастерской, именно он создаст прекрасные копии основных шедевров Эль Греко.

«Святой Ильдефонс Толедский» (1607 г.)

Весной 1586 г. Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса». Эта работа станет одной из самых знаменитых его картин. В конце XVI — начале XVII в. он создает три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо, три полотна для церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде, полотно «Святой Ильдефонс Толедский» и многие другие шедевры.

В 1608 г. он получил свой последний крупный заказ — работы для госпиталя Иоанна Крестителя в Толедо. Спустя несколько лет художник серьезно заболел и вскоре скончался (7 апреля 1614 г.).

Он оставил после себя завещание, назначив сына душеприказчиком.

Похоронен маэстро в одном из самых древних толедских монастырей — Санто-Доминго-эль-Антигуо.

Это в общих чертах о жизни Эль Греко в Толедо. А теперь посмотрим на жизнь Толедо в творчестве живописца.

***

В XVI-XVII вв. Толедо был настоящим центром искусств и просвещения Пиренейского полуострова. Именно здесь Эль Греко обратил свое внимание на портретное искусство, которое принесло ему особенную славу и множество заказов.

«Портрет Кардинала Ниньо де Гевара»

И к разговору о портретах, обратим внимание на знаменитую работу Грека — «Портрет Кардинала Ниньо де Гевара».

Дело в том, что изображенный на картине человек имеет прямое отношение к приезду художника в Толедо. Именно де Геварра, за много лет до начала своей инквизиторской «карьеры», будучи еще простым молодым священником, познакомился в Италии с подающим надежды греческим мастером и пригласил его работать в Толедо.

Кардинальское звание из рук Папы де Гевара получил в 1596 году, а в 1599 он становится Великим Инквизитором Испании, став членом Королевского Совета. Именно при его управлении Инквизицией было сожжено 240 человек, а 1628 человек понесли тяжелейшие наказания. И, наверное, не случайно на портрете кисти Эль Греко Де Гевару часто сравнивают с большой хищной птицей (заостренные черты лица, кисть правой руки зажата наподобие птичьей лапы).

Отношения Эль Греко с Де Геварой, как вообще его отношения с Инквизицией, с католической Церковью и Испанской короной, сложные. Хорошо иллюстрирует это художественный фильм «Эль Греко», совместного производства Испании, Греции и Венгрии.

Испания того времени представляла из себя мощную католическую державу, переживающую апофеоз инквизиторских казней. А нежно любимый Греком Толедо являлся своего рода религиозной столицей страны, оплотом Инквизиции. Иногда город возникает на полотнах художника как фон, на котором разворачиваются страшные события.

 

Снова обратимся к работе «Вид Толедо в грозу». С одной стороны, это просто пейзаж, изображение города при необычном освещении — при вспышке молнии, а не при свете дня. Это своего рода упражнение, игра со светом и цветом. И в то же время, это — картина-символ.

Исследователи нередко говорят о том, что ожидание грозы, показанное мастером — не только физическое, но и фигуральное. Именно так вся Испания замирает в ожидании очередного следствия, очередной пытки, очередного костра. Над изображенным городом нависла угроза, он находится в ожидании неминуемого рока, удара.

Конечно, это далеко не единственная интерпретация сюжета картины. Их масса. Есть гораздо более оптимистичная версия, согласно которой, молния Эль Греко — это символ духовного озарения, а Толедо, показанный снизу-вверх, на возвышенности, твердостью стен противостоящий молниям, для художника — образ твердости духа, силы человека.

«Лаокоон» (1610-1614, Национальная галерея искусств Вашингтона)

Толедо служит фоном для другой, еще более трагичной работы Грека — «Лаокоон». Это единственная картина Эль Греко на мифологический сюжет и еще одно полотно о городе, который обречен: изображенный Толедо выступает здесь в роли Трои.

В центре композиции — жрец бога Аполлона Лаокоон, герой «Илиады» Гомера. Именно он просил троянцев не вводить подаренного греками коня в город, и его, за попытку вмешательства в волю богов, покарал Аполлон. Явились две змеи и поглотили сыновей жреца, а по одной из версий — и его самого.

На картине можно увидеть изображение живого коня (Троянского?), скачущего к городу. Исследователи творчества Эль Греко выдвигают различные версии символики этой картины. Многие сходятся на том, что работа демонстрирует разочарование Грека в настоящем и будущем.

Но ужасы Инквизиции и охота на ведьм, к счастью, остались в прошлом. А великие шедевры Эль Греко бессмертны и поражают нас, потомков, по сей день. Великое множество этих шедевров мы найдем в ставшем родным живописцу Толедо. Поэтому поездка в Толедо — прекрасный повод для знакомства с Великим Греком испанского Возрождения.

***

Прежде всего зайдем в дом-музей Эль Греко, который был открыт в 1911 году. Музей разместился в уютном еврейском квартале старого города. В основном в нем представлены поздние работы живописца, такие как «Искупитель», «Сан Бернардино», «Слезы Сан-Педро». Здесь же выставлена визитная карточка города — «Вид и план Толедо».

В том же квартале можно наткнуться на небольшой храм Санто-Томе. Скромная на первый взгляд церковь — настоящая находка для ценителей творчества Грека. Ведь именно здесь хранится знаменитое на весь мир полотно «Погребение графа Оргаса».

«Погребение графа Оргаса» (1588)

Граф Оргас был одним из самых состоятельных горожан Толедо, он прославился своей благотворительностью и постоянными пожертвованиями на храм. Кстати, на картине Эль Греко изобразил себя и своего сына.

На центральной площади Толедо, известной как Ратушная площадь, расположился прекрасный Кафедральноый Собор. Внутри Собора мы также найдем шедевры Грека (а кроме того работы Караваджо, Тициана и Гойи).

Кистью Эль Греко расписан и центральный алтарь толедской капеллы Сан-Хосе.
Архитектурная достопримечательность города — Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо, возведенный еще в XII в., нынешний свой облик приобрел в XVI веке. Тогда, в работах по преобразованию монастыря, Эль Греко принял живейшее участие. Именно он занимался росписью алтаря. И именно здесь, в монастырском склепе он и был похоронен после своей смерти.

Монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо

И, наконец, нельзя не упомянуть городской музей Санта-Крус, расположенный в здании старинного госпиталя, где проводятся выставки полотен Эль Греко. Именно здесь можно увидеть жемчужины кисти маэстро, привезенные из галерей и частных коллекций всего мира. Многие из них существуют также в копиях, выполненных в свое время сыном живописца.

Мы уже говорили о том, что юный Хорхе копировал работы отца. Таким образом, в их мастерской хранились маленькие копии маслом почти для каждой картины. Это был своеобразный каталог, из которого гости могли выбрать и заказать себе что-то. К сожалению, в условиях инквизиции, Хорхе не рискнул писать оригинальные картины, а занимался лишь созданием копий. Он оказался первым и единственным учеником своего отца.

Тот факт, что Великий Грек не оставил после себя учеников, разумеется, огорчает. Возможно это послужило одной из причин того, что живописец довольно долгое время был забыт и только в XX в. о нем снова заговорили (не в последнюю очередь ради этого был создан музей Санта Крус). С другой стороны, отсутствие прямых последователей делает творчество Эль Греко поистине уникальным, не имеющим аналогов, продолжателей, подражателей.

Этот гений создал свой неповторимый мир, открыв Золотой век испанской живописи. В поисках оригиналов шедевров Эль Греко можно совершить кругосветное путешествие, настолько разбросаны они по миру! Но в поисках самого Эль Греко стоит сперва отправиться в Толедо. Именно здесь покоится тело художника и именно здесь живет его дух. Город по сей день хранит присутствие Великого испанского Грека и милостиво просит нас оценить все то, чем мастер его украсил. Эль Греко сделал Толедо своим домом, в свою очередь Толедо сделал Эль Греко своим маэстро.

Описание картины «Вид Толедо» — Эль Греко 👍

«Вид Толедо создан в поздний период творчества мастера, когда его искусство все чаще окрашивалось в трагические тона. Пейзаж, изображенный художником, — конкретный вид испанского города, вырастающего из неприступной скалы, омываемой

водами реки Тахо, с мрачными строениями дворца Алькасара, с пронзающей тревожное небо башней кафедрального собора — вид настолько конкретный, что современники узнавали свои дома.

Однако этот конкретный город под грозовым небом, то появляющийся, освещенный вспышками желто-белого света, то проваливающийся в серо-голубую полутьму, то вновь возникающий в ослепительной чистоте зелени, под кистью Эль-Греко преображается в некое видение образа мира вообще, такого, каким его воспринимала мятежная, находящаяся в постоянном творческом напряжении фантазия мастера». Так писала искусствовед в общедоступном издании. Город на горе. Внизу меж крутых берегов река с малюсенькими фигурками купающихся людей.

Отчасти голые, отчасти зеленые склоны.

Начинающийся внизу город, ползет извилистой полосой гражданских домов вверх и чем ближе к вершине, все более расширяясь, разрастаясь и стремясь в высоту. На самой вершине — узкий остроконечный собор и высоким прямоугольником дворец. Заметим, что церковные здания очень редки и кроме помпезного собора, может быть еще 1 — 2 здания. Треть картины занимает небо.

Облака стараются забить, подавить солнце. Местами свету удается прорваться; тогда на небе образуются бело-голубые массы или светло-коричневые водопады света, обрушивающиеся вниз, на темноту.

Темные массы облаков стремятся подавить свет, но не в силах затмить все небо, концентрируются чернотой у самых высоких зданий — дворца и собора. И не могут этого сделать: слишком высоко поднялись они над землей. Солнце разума природы, тайн ее строения, законов состояния и движения…

Стремление философов, ученых, художников в медленном продвижении вверх, к познанию их, выразившихся в разрастающемся строительстве города. Главная надежда и уверенность Эль Греко на светские достижения, не признающих никаких ограничений святых отцов, хотя религиозные деятели тоже принимают в этом некоторое участие. Светлые участки неба освещают землю, и земля отвечает белыми стенами зданий или зеленью растительности.

Но свет не может проникнуть в теснину, провалы человеческой корысти, жадности, скудоумия, подлости.

Маленькие люди из темной реки могут подняться по светлой полосе городских зданий и продолжить духовное строительство человека или, пробравшись черными земными ущельями к горизонту, подкрепить силы тьмы: гнусную клевету и коварство, тайные суды инквизиции, пытки и сожжения людей разума, укрепить силы невежества, страха. В активе темных сил, инквизиции, прежде всего, преследование Коперника за его *Об обращении небесных сфер* , 1543; преследование Дж. Бруно, Галилея.

Попытки взять под контроль или уничтожить любое сомнение, любую попытку познания, движения, осмысления мира и человека помимо догм святых отцов.

Вид Толедо, Эль Греко: Анализ

Вид Толедо (1595-1600) Эль Греко Интерпретация маньеристской пейзажной живописи MAIN AZ INDEX

Вид ТоледоЭль Греко.Считается одной извеличайших картин всех времен.

Содержание