История эпохи Возрождения. Инквизиция
автор: Пласковицкая А. А.
в соавторстве с Пласковицким А.Л.
Самым мрачным и отвратительным явлением завершающей стадии Возрождения и всей Реформации, безусловно, была инквизиция.
Инквизиция (от латинского inquisitio – розыск) – судебно-полицейское учреждение католической церкви, предназначенное для расследования дел, подведомственных священникам, и суда над выявленными преступниками – то есть, прежде всего, для борьбы с ересями в самом широком смысле.
Историки доказали, что некоторые священнослужители попадали в инквизиторы, движимые благими намерениями. Таким способом они пытались искоренить пороки и исправить недостатки. Но их «благими намерениями был вымощен ад».1 В подавляющем же большинстве инквизиторы и их подручные были откровенными садистами и прочими извращенцами, получавшими патологическое удовольствие от человеческих страданий.
Началом инквизиции в общепринятом понимании считается 1232 г.
Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью – разглашение любых сведений о нем каралось смертью. Один и тот же инквизитор вел расследование, судил и карал.
С появлением в городе инквизитора жителям предписывалось являться к нему и сообщать о лицах, давших повод для подозрения в вероотступничестве и прочих небогоугодных поступках или мыслях. Каждый, кто уклонялся от доноса, объявлялся отлученным от церкви. В свою очередь инквизиторы собирали сведения и слухи, используя мощную сеть штатных и внештатных осведомителей.
На основании собранной информации начинались хитроумные расследования и провокационные опросы.Для обвинения и доказывания вины было достаточно единственного свидетельства, признанного «верным». Одни из основателей и самых знаменитых деятелей инквизиции Конрад Марбурский считал, что лучше убить 60 невиновных, чем дать ускользнуть одному виновному.
Обвиняемым полагался адвокат, но только из списка, предложенного инквизитором. После «предварительного» допроса обвиняемого и свидетелей инквизиторы передавали дело в трибунал, осуществлявший не менее трех допросов – аудиенций. Уже на этой стадии специальные доминиканские богословы-квалификаторы предварительно определяли состав преступления.
Тех, кто не желал сознаваться, полагалось пытать. Причем инквизиция прославилась многообразием и изощренностью применяемых ею пыток. Получив признание и (или) другие доказательства виновности начинали процедуру примирения вероотступника с церковью и искупления грехов. Для того чтобы попасть в разряд достойных снисхождения – так называемых «раскаявшихся», обвиняемый должен был сознаться до пытки или подтвердить все сказанное под пыткой, указав обязательно, что делает это добровольно.
Инквизиционное разбирательство могло продолжаться много месяцев. Приговор выносился в соответствии с окончательными рекомендациями богословов-классификаторов, указывавших и «достойное» наказание.
Не согласные с приговором могли апеллировать к Верховному инквизиционному трибуналу или Римскому Папе. Однако высшие инстанции практически никогда не отменяли решений нижестоящих. Спастись удавалось лишь тем приговоренным, кто имел влиятельных покровителей или жертвовал церкви огромные богатства.
Процедура оглашения и исполнения приговора инквизиции осуществлялась публично и называлась аутодафе (от испано-португальского «auto de fe» — акт веры). К публике осужденного выводили в особом мешкообразном балахоне – санбенито. Причем у раскаявшихся спереди и сзади был нашит Андреевский крест (Х), а наряд нераскаявшихся был разукрашен сценами адских мук.
Несправедливо обвиненным и наказанным никакой компенсации не полагалось. Самих инквизиторов (в качестве таковых) привлекали к ответственности только за ересь и излишнюю мягкость к богоотступникам. Жестокость никогда не считалась чрезмерной. «Ошибочные» обвинения, приговоры и наказания считались простительными.
Финансирование всей этой деятельности осуществлялось за счет конфискованного у еретиков имущества и взысканных с них штрафов.
6.3. В борьбе с Ренессансом и Реформацией
Непрекращающаяся во Флоренции XII—XV вв. борьба между гвельфами и гибеллинами велась с переменным успехом и сопровождалась уничтожением противников руками инквизиции.
В XIV в. инквизиция жестоко расправилась с итальянским Робин Гудом — знаменитым разбойником и первым в истории «мафиози» — Дольчино, а так же с его подругой Маргаритой и другими членами банды. На глазах у горожан было одновременно сожжено более тысячи «разбойников», к этому моменту с многих казнимых была содрана кожа.
Испанскую реорганизацию инквизиции, активизировавшую ее деятельность, – то есть создание так называемой «Испанской инквизиции» осуществил духовник королевы Изабеллы доминиканец Томас Торквемада (1420−1498), прозванный «Великим инквизитором». Под его руководством в 1480 г. был создан первый общегосударственный («королевский») трибунал Испанской инквизиции. Это «судилище» первоначально состояло из председателя, 2 юристов-асессоров и 3 королевских советников. Но очень скоро разросся до огромной системы инквизиционных учреждений во главе с центральным советом.
За первые 20 лет «работы» данная система сожгла более 9 тыс. человек и около 7 тыс. заочно приговорила к сожжению. Более 100 тыс. «преступников» подверглось иным наказаниям. За 1481−1809 гг. испанские инквизиторы сожгли более 32 тыс., еще 18 тыс. приговорили к сожжению и свыше 350 тыс.
В 1500—1504 гг. главный инквизитор дон Диего Деса установил новые правила, способствовавшие повсеместному распространению инквизиции и существенному упрощению инквизиционного процесса. В 1503 г. испанский король повелел оказывать вооруженную помощь инквизиции. По испанскому образцу создавалась инквизиция по всему европейскому Западу. Старательней других испанцам уподоблялись инквизиторы Франции и Западной Римской империи.
Как только Габсбурги (в лице Карла V) совместили императорские полномочия с титулом короля Испании, деятельность инквизиции распространилась по всей Европе. И это произошло на рубеже Высокого и Позднего Возрождения, в самом начале Реформации.
В XVI—XVII вв. инквизиция была ударной силой Контрреформации. В этот период инквизиторам активно помогали иезуиты и другие монашеские ордена.
Вместе им удавалось контролировать католических правителей и духовно доминировать во многих Европейских странах, в том числе монополизировав книжную цензуру.Папы совместно с Габсбургами в 40-е годы XVI в. возглавили общеевропейскую католическую реакцию, пытавшуюся укрепить позиции церкви. Италия оказалась первой жертвой. В 1542 г. была реорганизована Итальянская инквизиция и создан инквизиционный трибунал в Риме. По всему Апеннинскому полуострову, за исключением Венеции, свирепствовали инквизиционные суды.
По указанию инквизиции во Флоренции каждая казнь в назидание окружающим увековечивалась картиной. Так великое искусство стало средством жестокого устрашения.
В 1482 г. начались ведовские процессы («охота на ведьм»), и все чаще происходили массовые сожжения «ведьм». Один епископ признал ведьмами 11-летнюю, 7-летнюю и 5-летнюю девочек и приказал сжечь их вместе с девятимесячным братом. И это «слуга Господа» был далеко не единственным.
Среди бесчисленных жертв инквизиции национальный герой чешского народа Ян Гус (сожжен в 1415 г. ), народная героиня Франции Жанна д’Арк (сожжена в 1431 г.), великий ученый Джордано Бруно (сожжен в 1600 г.). Перед инквизицией трепетали государи. Ее преследований не могли избежать даже такие высокопоставленные лица, как архиепископ Карранса и кардинал Чезаре Борджиа.
В Германии член трибунала инквизиции на рубеже XVI—XVII вв. Карпцов, по его собственному признанию, лично сжег более 20 тыс. еретиков. В одном только немецком городе Оскабрюке за год замучили и сожгли больше половины населения. В 1566 г. испанский король Филипп II утвердил приговор инквизиции, обрекавший на смерть весь народ Нидерландов. Более 25 тыс. восставших голландцев было казнено согласно этому приговору.
Инквизиция прекратила свое существование только в середине XIX в. (в Тоскане ее деятельность прекратили лишь в 1852 г., в Риме она формально существовала даже в ХХ в.) За это время, по самым минимальным подсчетам, было вынесено более 4 млн. обвинительных приговоров и сожжены сотни тысяч людей.
Религиозные фанатики стремились укрепить пошатнувшуюся веру, во что бы то ни стало. Когда недостатки в обработке земли, случайности погоды вели к неизбежному голоду, отцы церкви не могли признаться, что Бог бессилен облегчить участь своих «детей». Оставался один выход – найти виновного и объявить бедствия Божьим наказанием за прегрешения этого несчастного. Неурожай – ведьмы устроили, коровы не дают молока – еретики виноваты, напала вредная мошкара – вера пострадавших недостаточно крепка. И так во всем.
Но самым ужасным было то, что народ в своем большинстве искренне поддерживал инквизицию в период разгула репрессий. Символом такой поддержки стала безымянная старушка, притащившая на костер Яна Гуса личную вязанку хвороста. «О, святая простота!» – воскликнул пылавший профессор. Такая поддержка простонародья означала, что, несмотря на свои высокие достижения, эпоха Возрождения оставалась достоянием узкого круга людей – элиты общества. Поэтому простые люди не понимали своих мыслителей и художников и не разделяли их убеждений. Более того, жизнь элиты полная красоты и удовольствий вызывала естественную зависть и огромное раздражение.
Однако нельзя не отметить и того, что многие люди все-таки не мирились с инквизицией. Ее деятельность вызвала множество мелких и несколько крупных народных бунтов (включая Сицилийское восстание 1516 г. и Нидерландскую революцию 1566−1609 гг.). Многих инквизиторов убили бунтовщики и повстанцы. Даже католические самодержцы (особенно английские, французские и германские) ограничивали и пресекали деятельность инквизиции в своих государствах, одновременно изгоняя иезуитов.
Эпоха инквизиции
Термин «инквизиция» произошёл от лат. inquisitio, означающего «исследование». Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, расследованием, обычно путём допросов, часто с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями.
Ранее христианство и христианская церковь страдала как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.
Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Иудеям, а также в Откровении Иоанна Богослова.
Начиная со II века христианские авторитеты (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков, и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим православию (греч. — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. — выбор; подразумевается, что ошибочный).
Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.
Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году.
Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.
Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.
В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры». Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах.
В то же время, подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках.
Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.
Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.
Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд.
Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания, верно, записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.
В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.
Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.
Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».
Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа:
1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.)
2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.)
3) испанская инквизиция.
В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.
Преследования еретиков до XII в.
Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства — в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.
Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.
В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах — искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения.
В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре.
В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден — доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат.
Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.
Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault — Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.
Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.
Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстаниe в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX, папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в. , французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.
Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии — в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V.
В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V, опираясь на поддержку императора Карла IV, снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.
Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.
Испанская инквизиция, возникшая в XIII в., как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV в., получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство, но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада. В 1478 году была получена булла от Сикста IV, разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков. Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала, обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому apxиeпископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние), регулировавший инквизиционный процесс.
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после 1492 г., когда Торквемаде удалось добиться у «католических королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагонии действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагоссе, не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в 1485 г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, apxиeп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за нами религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 г. В 1502 г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V, в 1522 г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II. В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португ. колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа.
По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II, в 1559 г.. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение.
Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, — что обыкновенно и случалось, — то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.
Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнут у него сознание в взводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток, и здесь вымогалось у него сознание посредством целого ряда ужасных мук, свидетельствующих о необычайной изобретательности инквизиторов. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда — не в пользу подсудимого.
Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема» как правило не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе.
Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея, Джордано Бруно, Пико делла Мирандола и др.
Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 — 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция уничтожена была указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341 021 чел.; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 — in effigie, 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям.
В Португалии инквизиция сильно была ограничена в министерство Помбаля, а при Иоанне VI (1818 — 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме — в 1769 г., в Сицилии — в 1782 г., в Риме — в 1809 г. В 1814 г. инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом Vll; вторично уничтоженная кортесами в 1820 г., она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 г. не упраздняется навсегда; имущество ее обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане — до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908 г.).
В 1184 году папа Луций III и император Фридрих I Барбаросса установили строгий порядок розыска епископами еретиков, расследования их дел епископскими судами; светские же власти обязывались приводить в исполнение выносимые ими смертные приговоры.
В 1215 году впервые об Инквизиции как об учреждении говорилось на созванном папой Иннокентием III 4-м Латеранском соборе, установившем особый процесс для преследования еретиков (лат. per inquisitionem), достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи.
В период с 1231 по 1235 год папа Григорий передал функции по преследованию ересей, ранее исполнявшиеся епископами, специальным уполномоченным — инквизиторам (первоначально назначавшимся из числа доминиканцев, а затем и францисканцев).
В 1481 году вступил в должность первый Великий Инквизитор Испании Томас Торквемада.
В 1498 году умер Торквемада. В его правление, по самой скромной оценке Х. А. Льоренте, «инквизиция… умертвила 8800 человек живьём в пламени костров».
В 1542 году папа римский Павел III учредил Священную Римскую и Вселенскую Инквизицию.
В 1587 году, с реформой папы Сикста V, была учреждена Верховная Священная Конгрегация Римской и Вселенской Инквизиции. В таком неизменном виде она просуществовала до 1908 года.
В 1600 в Риме сожжён Джордано Бруно.
В 1633 в Риме Галилео Галилей отрёкся от учения Коперника.
1820 год — упразднение инквизиции в Португалии.
1834 год — упразднение инквизиции в Испании.
В 1908 году папа Пий Х переименовал это ведомство в Священную Конгрегацию Священной Канцелярии. Священная Канцелярия просуществовала до 1967 года, когда папа Павел VI переименовал Священную Канцелярию в Священную конгрегацию доктрины веры, существующую и поныне.
В 1992 Папа Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что инквизиция совершила ошибку, силой вынудив учёного отречься от теории Коперника.
Теги:
Эпоха инквизиции
Реферат
История
Просмотров: 48655
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Эпоха инквизиции
Инквизиция
Катары
Инквизиция берет свое начало с первых организованных преследований некатолических христианских религий в Европе. В 1184 году папа Луций III отправил епископов на юг Франции, чтобы выследить еретиков, называемых катаристами. Эти усилия продолжались и в 14 веке.
В тот же период церковь также преследовала вальденсов в Германии и Северной Италии. В 1231 году папа Григорий поручил доминиканскому и францисканскому орденам взять на себя работу по выслеживанию еретиков.
Работа инквизиторов
Инквизиторы прибывали в город и объявляли о своем присутствии, давая горожанам возможность признаться в ереси. Признавшиеся получали наказание от паломничества до порки.
Обвиняемых в ереси заставляли давать показания. Если еретик не признавался, пытки и казнь были неизбежны. Еретикам не разрешалось предстать перед обвинителями, они не получали адвокатов и часто становились жертвами ложных обвинений.
Бернар Ги написал влиятельное руководство для инквизиторов под названием «Поведение инквизиции в отношении еретической порочности» в начале 14-го века. Сам Гуи объявил более 600 человек виновными в ереси и был показан персонажем романа Умберто Эко 9.0015 Имя Розы .
Было бесчисленное количество злоупотреблений властью. Граф Раймунд VII Тулузский был известен тем, что сжигал на костре еретиков, даже если они исповедовались. Его преемник, граф Альфонезе, конфисковал земли обвиняемых, чтобы увеличить свое богатство.
В 1307 году инквизиторы участвовали в массовых арестах и пытках 15 000 рыцарей-тамплиеров во Франции, что привело к десяткам казней. Жанна д’Арк, сожженная на костре в 1431 году, является самой известной жертвой этого крыла инквизиции.
Conversos
В конце 15 века король Испании Фердинанд II и королева Изабелла считали, что коррупция в испанской католической церкви была вызвана евреями, которые, чтобы пережить века антисемитизма, обратились в христианство.
Известные как Conversos, старые могущественные христианские семьи относились к ним с подозрением. Конверсо обвинили в чуме и в отравлении воды для людей и похищении христианских мальчиков.
Фердинанд и Изабелла опасались, что даже доверенные Конверсо тайно исповедуют свою старую религию; королевская чета также боялась разозлить христианских подданных, которые требовали более жесткой линии в отношении Конверсо — христианская поддержка имела решающее значение в предстоящем крестовом походе против мусульман, запланированном в Гранаде.
Фердинанд считал, что Инквизиция — лучший способ финансировать этот крестовый поход, захватив богатства еретиков Конверсос.
Торквемада
В 1478 году под влиянием священника Томаса де Торквемада монархи создали Трибунал Кастилии для расследования ереси среди конверсос. Усилия были сосредоточены на более сильном католическом образовании для Конверсо, но к 1480 году была сформирована инквизиция.
В том же году евреев в Кастилии загнали в гетто, отделив от христиан, а инквизиция распространилась на Севилью. Последовал массовый исход конверсо.
В 1481 году 20 000 конверсо исповедовали ересь, надеясь избежать казни. Инквизиторы постановили, что их раскаяние требует от них назвать других еретиков. К концу года сотни конверсо были сожжены на костре.
Испанская инквизиция
Выслушав жалобы Конверсоса, бежавшего в Рим, Папа Секст заявил, что испанская инквизиция слишком сурова и ошибочно обвиняет Конверсоса. В 1482 году Секст назначил совет для руководства инквизицией.
Торквемада был назначен генеральным инквизитором и основал суды по всей Испании. Пытки стали систематизированными и регулярно применялись для получения признаний.
Приговор признанным еретикам был вынесен на публичном мероприятии под названием Ауто-да-Фе. Все еретики носили на голове мешковину с прорезью для глаза. Еретиков, отказавшихся исповедоваться, сжигали на костре.
Иногда люди сопротивлялись Инквизиции. В 1485 году один инквизитор умер после отравления, а другой инквизитор был зарезан в церкви. Торквемада сумел поймать убийц, в отместку сжег на костре 42 человека.
Падение Торквемады наступило, когда он расследовал членов духовенства на предмет ереси. Жалобы папе Александру VI убедили его в том, что Торквемада нуждается в закалке. Торквемада был вынужден делить руководство с четырьмя другими священнослужителями, пока не умер в 1498 году. дворянства и местного самоуправления. Некоторым удалось подкупить выход из тюрьмы и смерти, что свидетельствует об уровне коррупции при де Дезе.
После смерти Изабеллы в 1504 году Фердинанд повысил кардинала Гонсало Хименеса де Сиснерос, главу испанской католической церкви, до генерального инквизитора. Хименес ранее отличился в Гранаде, преследуя исламских мавров.
Как генеральный инквизитор, Хименес преследовал мусульман в Северной Африке, поощряя Фердинанда к военным действиям. После захвата африканских городов там обосновалась инквизиция. Хименес был уволен в 1517 году после мольбы видных Конверсос, но инквизиции было разрешено продолжать свою деятельность.
Римская инквизиция
Рим возобновил свою собственную инквизицию в 1542 году, когда Папа Павел III создал Верховную Священную Конгрегацию Римской и Всемирной Инквизиции для борьбы с протестантской ересью. Эта инквизиция наиболее известна тем, что в 1633 году предала Галилея суду. Испанская инквизиция сосредоточила свое внимание на растущем населении испанских протестантов в 1550-х годах.
В 1556 году на испанский престол взошел Филипп II. Ранее он привел римскую инквизицию в Нидерланды, где лютеран преследовали и сжигали на костре.
Инквизиция в Новом Свете
По мере расширения Испании в Америку расширялась и инквизиция, основанная в Мексике в 1570 году. В 1574 году лютеране были сожжены там на костре, а инквизиция пришла в Перу, где протестантов также пытали и сгорел заживо.
В 1580 году Испания и Португалия правили совместно испанской короной и начали арестовывать и убивать евреев, бежавших из Испании. Филипп II также возобновил боевые действия против мавров, которые восстали и оказались либо убитыми, либо проданными в рабство.
Филипп II умер в 1598 году, и его сын, Филипп III, справился с восстанием мусульман, изгнав их. С 1609 по 1615 год 150 000 мусульман, перешедших в католицизм, были изгнаны из Испании.
К середине 1600-х годов инквизиция и засилье католиков стали настолько угнетающим фактом повседневной жизни на испанских территориях, что протестанты вообще избегали этих мест.
Конец испанской инквизиции
В 1808 году Наполеон завоевал Испанию и приказал упразднить там инквизицию.
После поражения Наполеона в 1814 году Фердинанд VII работал над восстановлением инквизиции, но в конечном итоге ему помешало французское правительство, которое помогло Фердинанду подавить ожесточенное восстание. Часть соглашения с Францией заключалась в роспуске инквизиции, которая прекратила свое существование к 1834 году.
Последним казненным инквизицией был Каэтано Риполь, испанский школьный учитель, повешенный за ересь в 1826 году.
Верховная Священная Конгрегация Римская и всеобщая инквизиция существует до сих пор, хотя пару раз меняла название. В настоящее время она называется Конгрегацией доктрины веры.
Источники
Божий суд: Инквизиция и создание современного мира. Каллен Мерфи.
Инквизито. Университет Нотр-Дам.
Испанская инквизиция. Сесил Рот.
Чем была испанская инквизиция?
Испанцы не изобрели Инквизицию, и существует множество теорий относительно того, почему испанская Инквизиция за более чем 300 лет превратилась в такой грозный институт. Испанские монархи Фердинанд II и Изабелла I использовали инквизицию как способ укрепить свою власть за счет Папы. Только христиане могли судить в судах инквизиции, но религиозная дискриминация была широко распространена в эпоху инквизиции. Различные нерелигиозные проступки также рассматривались в трибуналах инквизиции до того, как инквизиция была упразднена в 1834 г.
Происхождение испанской инквизиции
Трибунал Священной канцелярии инквизиции, более известный как Испанская инквизиция, был основан в 1478 году. В XIII и XIV веках в регионах современной Испании существовали и предыдущие инквизиции, но им не хватало силы их Преемник 15 века. Испанская инквизиция возникла в конце 9 в.0116 Реконкиста (ок. 718-1492), когда ряд христианских государств боролись за отвоевание территории у мусульман (мавров), оккупировавших большую часть Пиренейского полуострова в начале 8 века. Инквизиции происходили по всей Европе в средние века, но позже были только португальские и римские инквизиции, которые происходили в те же периоды времени, что и испанская инквизиция.
Первоначально целью испанской инквизиции было выявление еретиков или тех, кого Римско-католическая церковь считает придерживающимися ложных религиозных верований, среди тех, кто обратился в католицизм из иудаизма и ислама. В ходе инквизиции жертвами испанской инквизиции становились люди других религий и даже те, кто совершил преступления, не являющиеся строго религиозными. Испанская инквизиция достигла принадлежащих испанцам территорий в Америке.
Гипотезы испанской инквизиции
По сравнению с большей частью Европы, испанское общество было довольно многоконфессиональным. Хотя христиане никогда не относились к мусульманам и евреям как к равным, евреев не изгоняли с территории, как это было во Франции и Англии на рубеже 14-го века, и к мусульманам все еще относились терпимо после конца 9-го века.0116 Реконкиста в 1492 году. Однако к концу 14 века беспорядки действительно произошли, и, чтобы иметь возможность получить квалифицированную работу, около 200 000 евреев обратились в католицизм. Названные conversos , или Новые христиане, многие получили должности в правительстве, церкви и даже дворянстве. Согласно этой гипотезе, учреждение испанской инквизиции было ответом обществу, которое было «слишком» терпимо к другим религиям.
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Другая гипотеза, объясняющая создание Трибунала инквизиции, состоит в том, что это было сделано для стандартизации многих законов и различных юрисдикций, на которые была разделена Испания. Король Фердинанд II Арагонский и королева Изабелла I Кастильская поженились в 1469 году, и династический союз их двух королевств сформировал позднее объединение Испании. Пока их владения оставались отдельными, они и их потомки могли сохранять власть, формируя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые подчинялись только короне и имели право действовать в обоих королевствах. Католицизм был единственным институтом, общим для обоих королевств, и из-за его популярности дворянство не могло легко атаковать его.
Другие гипотезы, которые могут объяснить, почему возникла испанская инквизиция, включают «османскую панику», «умиротворение Европы» и «удержание Папы в узде». Османская империя в это время расширялась, и Фердинанд, возможно, хотел убедиться, что у граждан Испании не было религиозных причин поддерживать османское вторжение или, в случае евреев, быть равнодушными к нему. Оба монарха нуждались в улучшении своих отношений с остальной Европой, и оба могли использовать испанскую инквизицию для контроля над властью Папы, поскольку главой испанской инквизиции был монарх Испании, а не Папа.
Испанская инквизиция также позволила монархам применять современную философию таких мыслителей, как Макиавелли и Гвиччардини, для создания более централизованного и единого государства. С экономической точки зрения, учитывая, что одним из наказаний, которые инквизиция могла наложить на осужденных, была конфискация имущества, некоторые ученые выдвинули гипотезу, что создание испанской инквизиции было способом финансирования короны.
Конечно, никто не может с уверенностью сказать, какие из этих гипотез, сколько их и в какой степени стояли за созданием испанской инквизиции. Однако социальные, политические, международные отношения, философские и экономические причины могли стать катализаторами создания инквизиции.
Начало испанской инквизиции
Во время поездки в Севилью в 1477-1478 годах королева Изабелла узнала от доминиканского монаха, что в Севилье распространяется крипто-иудаизм. Крипто-иудаизм был актом продолжения соблюдения еврейской религии, несмотря на официальное членство в католической церкви. Это заявление поддержали архиепископ Севильи и монах-доминиканец Томас де Торквемада.
В 1478 году Фердинанд и Изабелла запросили у Папы Сикста IV папскую буллу об учреждении инквизиции в Испании. Папа Сикст IV был вынужден разрешить испанским монархам контролировать инквизицию, потому что Фердинанд пригрозил прекратить военную поддержку, когда испанские войска были необходимы для защиты Рима от турок-османов. Четыре года спустя папа Сикст IV осудил чрезмерную жестокость, с которой Фердинанд и Изабелла расправлялись с испанской инквизицией.
Первые два инквизитора испанской инквизиции не были названы до 1480 года. Первые аутодафе были проведены в Севилье в 1481 году. проводившийся во время инквизиции, в котором оглашались приговоры обвиняемым, а затем приговоры приводились в исполнение светскими властями. На первом аутодафе в Севилье заживо сгорели шесть человек. В течение следующего десятилетия трибуналы инквизиции расширились до восьми других городов Кастилии. В 1482 году папа Сикст IV издал новую папскую буллу, запрещающую распространение инквизиции в Арагоне.
В 1483 году евреи были изгнаны из Андалусии, области, включающей большую часть южной Испании. Папа Сикст IV хотел ограничить злоупотребления испанской инквизиции, но вместо этого Фердинанд заставил его издать новую папскую буллу. Фердинанд пригрозил папе отделением инквизиции от церковной власти. Сикст уступил этому требованию, и 17 октября 1483 года Томас де Торквемада был назначен генеральным инквизитором Арагона, Валенсии и Каталонии.
Торквемада быстро установил процедуры для Инквизиции. В новом суде был объявлен тридцатидневный льготный период для признаний. (Этот льготный период был отменен в начале 16 века.) Соседи также имели возможность доносить на своих соседей. Суд применял физические пытки, чтобы добиться признаний от тех, кто уже был признан виновным. Криптоевреям, свидетельством против которых может быть тот факт, что из их труб не шел дым в субботу, шабат, или покупка овощей, а не мяса перед Песахом, изначально было позволено исповедаться и совершить покаяние. Те, кто рецидивировал, были казнены.
В 1484 году преемник Сикста IV, папа Иннокентий VIII, попытался разрешить апелляцию в Риме против испанской инквизиции. Фердинанд ответил в декабре 1484 г. и снова в 1509 г., объявив о смерти и конфискации всех, кто пытался подать петицию в Рим без разрешения испанской королевской семьи. В результате авторитет инквизиции не имел себе равных во всех сферах испанской монархии. Убийство инквизитора в Сарагосе в 1485 году помогло настроить общественное мнение против конвертос . По всему Арагуну суды инквизиции сосредоточились на влиятельном меньшинстве 90 116 converso 90 117, что положило конец их влиянию на государственные учреждения Арагона.
Испанская инквизиция достигла пика своей активности между 1480 и 1530 годами. По оценкам, в этот период было проведено около 2000 казней, большинство из которых были казнены евреями conversos . Точных записей той эпохи не существует, но на основании свидетельств autos-da-fé , 91,6% осужденных в Валенсии с 1484 по 1530 год были еврейского происхождения, а в Барселоне 99,3% осужденных были еврейского происхождения.
Религиозные группы, преследуемые испанской инквизицией
Испанская инквизиция не имела власти над нехристианами, хотя могла судить тех, кто утверждал, что они христиане, но исповедовали другую религию. Первой группой, подвергшейся массовому нападению, были евреи конвертос . Одна из причин создания инквизиции заключалась в том, чтобы помешать conversos соблюдать еврейские обычаи. В марте 1492 года Указ Альгамбры предоставил всем евреям выбор между изгнанием из Испании или обращением в католицизм. Исполнение Указа Альгамбры было более строгим в южных и прибрежных регионах. Из примерно 80 000 евреев и 200 000 conversos , около 40 000 эмигрировали. Самый крайний период преследования conversos длилась до 1530 года, хотя в конце 16-го и 17-го веков количество разоблачений еврейских conversos несколько увеличилось.
Conversos еврейского происхождения были не единственными, кто стал жертвой испанской инквизиции. Фердинанд и Изабелла получили контроль над Гранадой, последней частью Испании, которой правили мусульмане, в 1492 году. В 1502 году королевский указ предоставил мусульманам Гранады суровый выбор между изгнанием или обращением. Восстание братств в 1519 г.и 1523 г. в Арагоне, было антимонархическим и антифеодальным движением, которое также имело антиисламские элементы. Мусульмане conversos , известные как морисков , в Арагоне получили выбор изгнания или обращения в результате Восстания Братств.
Хотя мусульмане, как правило, интегрировались со своими соседями-католиками в большей степени, чем их еврейские коллеги, напряженность между старохристианами и мориско ухудшились во второй половине 16 века. С 1570 года дела против морисков стали преобладающими делами испанской инквизиции в Сарагосе, Валенсии и Гранаде. (Тем не менее, с мориско в целом обращались не так плохо, как с евреями conversos и протестантами.) Между 1609 и 1614 годами изгнание морисков из Испании привело к тому, что сотни тысяч морисков покинули Испанию. Некоторые из тех, кто остался или вернулся, подверглись преследованию инквизиции, хотя и не в такой степени, как евреи.0116 конвертос .
Помимо еврейских и мусульманских conversos , испанская инквизиция также преследовала протестантских и англиканских христиан. Поскольку в Испании было мало протестантов, число преследуемых было относительно небольшим. Первые процессы, около 120 из них, над так называемыми лютеранами имели место между 1558 и 1562 годами. Примерно 100 протестантов были казнены после проведения аутодафе . К концу века больше испанцев обвиняли в том, что они протестанты, хотя многие из них не исповедовали протестантскую религию. Обвинения против «лютеран» часто использовались для выявления агентов иностранных держав и тех, кто неверен политической власти испанской короны. Признаками ереси считались не религиозные обряды, а богохульство, неуважение к церковным образам и употребление мяса в запретные дни. Поскольку Испания никогда не воевала против христианских православных стран, испанская инквизиция практически никогда не проводила расследование в отношении православных христиан.
Нерелигиозные «преступления» испанской инквизиции
По сравнению с некоторыми из ее европейских соседей, в Испании преследовалось сравнительно мало случаев колдовства. Несколько человек были сожжены (либо их настоящие тела, либо чучела) после аутодафе в 1610 году, но роль испанской инквизиции в делах о колдовстве гораздо более ограничена, чем принято считать. Власть над колдовством и колдовством, как правило, оставалась в руках светских людей.
Двоеженство, богохульство, содомия и «противоестественный брак» (брак между двумя людьми, которые не могли иметь детей) были преступлениями, расследуемыми испанской инквизицией. Помимо сексуальных преступлений, таких как зоофилия, педофилия и инцест, испанская инквизиция наказывала семейные преступления, такие как жестокое обращение с детьми или безнадзорность. Нерелигиозные и несемейные преступления включали торговлю людьми, контрабанду, подделку денег и документов, налоговое мошенничество, шпионаж в пользу иностранной державы, незаконный оборот оружия и мошенничество.
В Испании 15 века не существовало различия между религиозными и нерелигиозными преступлениями, как сегодня. К фальшивомонетничеству и еретическому прозелитизму относились одинаково, потому что и то, и другое было «распространением фальсификаций». Считалось, что публичные богохульники и уличные аферисты вводят общественность во вред. Религиозная и светская деятельность испанской инквизиции также иногда совпадала. Кто-то, кто находился под следствием за ересь, связанную с иностранным авторитетом, также мог оказаться под следствием за шпионаж.
Испанская инквизиция также использовала цензуру как способ ограничения распространения еретических идей. Впервые составленный в других частях Европы, испанская инквизиция опубликовала свой первый Указатель запрещенных книг в 1551 году. Многие из книг, которые были запрещены или строго ограничены, были религиозными или великими произведениями испанской литературы. Вместо того, чтобы запрещать книги целиком, иногда вычеркивались отрывки, строки или даже отдельные слова, но книга оставалась в обращении. Некоторые книги, которые были помещены в Индекс, позже были удалены, а другие книги, находившиеся в свободном доступе, позже были занесены в черный список. Эта цензура оказалась в значительной степени неэффективной, поскольку ученые и элита сохраняли доступ к этим книгам.
Организация испанской инквизиции
У тех, кто поддерживал испанскую инквизицию, было много официальных должностей. Великий инквизитор был главой шести членов Совета Верховной и Генеральной инквизиции. Меньшие инквизиторы, выступавшие в качестве судей в трибуналах, имели юридическое или теологическое образование. Многие другие занимали роли юристов, полицейских, процессуальных экспертов, секретарей, тюремщиков и другие должности, необходимые для осуществления инквизиции. Поскольку у испанской инквизиции не было бюджета, она полагалась на конфискацию имущества осужденных.
Когда испанская инквизиция впервые прибыла в город, после воскресной мессы инквизитор зачитывал Эдикт Милости. Членам конгрегации было предложено выйти вперед, чтобы признать свои ереси; Эдикт благодати давал им от 30 до 40 дней, чтобы избежать сурового наказания. Тех, кто выступил вперед, также поощряли осуждать других. На рубеже 16-го века Эдикты благодати были заменены Эдиктами веры, в которых отсутствовал льготный период, а вместо этого поощрялось осуждение других. Те, кто подвергся доносу, никогда не знали, кто именно дал их имена инквизиции, и некоторые из этих доносов были ложными из-за скрытых мотивов.
После доноса на кого-либо чиновник определял, имела ли место ересь, и обвиняемый задерживался. Некоторых задержанных приговорили к лишению свободы на срок до двух лет. Пока они находились под стражей, их имущество изымалось для оплаты дела и расходов на содержание их в заключении, часто оставляя их семьи в нищете. Когда дело дошло до суда, подсудимые могли давать показания так же, как и люди, доносившие на них. Обвиняемые могли либо попытаться найти свидетелей, подтверждающих их хорошую репутацию, либо показать, что люди, доносившие на них, не были надежными свидетелями.
Пытки на самом деле применялись реже во время процессов испанской инквизиции, чем в других гражданских и религиозных процессах в остальной Европе. У испанцев не было таких ограничений на пытки в их гражданских судах. Инквизиция пришла к выводу, что информация, полученная под пытками, не всегда была достоверной и не могла быть использована для осуждения или осуждения кого-либо.
После суда было пять возможных исходов: оправдание, отстранение, покаяние, примирение и послабление. Оправдательные приговоры были редки, а отстранение могло привести к дальнейшему тюремному заключению до начала нового судебного разбирательства. Те, кто был освобожден после отстранения, считались оправданными. Если подсудимый был наказан, он должен был публично признать свои преступления и понести наказание. Когда преступник получал примирение, наказания были более суровыми, чем покаяние. Послабление было самым суровым наказанием и могло закончиться смертью. Тех, кто раскаивался, сажали на удавку, а тех, кто не проявлял раскаяния, могли сжечь заживо.
Те, кто не был приговорен к смертной казни, участвовали в аутодафе , чтобы быть принятыми обратно в Церковь или иногда быть наказанными как нераскаявшиеся еретики. Autos-da-fé превратились в большие публичные зрелища, которые могли длиться несколько часов. Католическая месса, шествие виновных и публичное чтение приговоров составляли часть аутодафе . Пыток и сожжения людей на костре фактически не было в течение 9 лет.0116 авто-да-фе . (Пытки имели место до окончания суда, а казни происходили после аутодафе .)
Конец испанской инквизиции
На рубеже 19-го века испанское государство стало играть более активную роль в обеспечении благосостояния общества, а идеи, одобренные мыслителями эпохи Просвещения, были лучше защищены короной. В наполеоновскую эпоху, когда Жозеф-Наполеон Бонапарт был королем Испании с 1808 по 1813 год, инквизиция была упразднена. Испанская инквизиция была восстановлена, когда король Фердинанд VII вступил на испанский престол в 1814 году, но в течение следующих двух десятилетий она была упразднена, а затем снова восстановлена. Последний человек, приговоренный к смертной казни испанской инквизицией, был казнен в 1826 году.