ПОСОЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КИПР В МОСКВЕ
1 мая 2004 года Республика Кипр стала полноправным членом ЕС, завершив долгий путь к нему, длившийся свыше трех десятилетий.Вступление в ЕС было естественным выбором Кипра, продиктованным его культурой, цивилизацией, историей, европейским мировоззрением и приверженностью идеям демократии, свободы и справедливости. Присоединение к ЕС ознаменовало для Кипра начало эры новых задач, возможностей и ответственности.
На территории, оккупированной Турцией, закон и нормы ЕС (acquis communautaire) не будут применяться, пока не решится проблема раздела острова. Между тем правительство Кипра в сотрудничестве в комиссией ЕС делает все возможное, чтобы облегчить развитие экономических отношений между двумя общинами и повысить уровень жизни турко-киприотов.
Получая большую выгоду от вхождения в ЕС, Кипр, как член этого объединения государств, в свою очередь, может и предложить многое. Остров занимает стратегическое положение на перекрестке дорог, соединяющих Европу, Ближний Восток, Северную Африку и Азию, поэтому существенно возрастает его значение как регионального бизнес-центра, а также международного коммуникационного и транспортного центра.
Со времени вступления в ЕС на Кипре проведены существенные структурные реформы, преобразовавшие его экономический пейзаж. Торговля и процентные ставки либерализованы, контроль уровня цен и инвестиционные ограничения сняты. Наряду с отменой монополий, разрешено частное финансирование строительство и крупных инфраструктурных проектов.
Все это дает основание надеяться, что новый политический контекст, возникший в связи со вступлением Кипра в ЕС, позитивно отразится на результатах усилий по достижению всеобъемлющего урегулирования кипрской проблемы – воссоединения киприотов и реинтеграции экономики в рамках единой страны.
Процесс вступления Кипра в ЕС
Начало процессу присоединения Кипра к ЕС положила заявка на полноправное членство в этой организации, поданная правительством республики в июле 1990 г.
В июне 1993 г. Европейская комиссия дала положительное заключение по данному вопросу, и перспективы вступления Кипра в семью европейских стран обрели реальные очертания.
Включение Кипра в число стран, вступающих в ЕС на следующем этапе расширения было подтверждено в заявлениях Европейского Совета, сделанных на саммитах ЕС на Корфу (июнь 1994 г.) и в Эссене (декабрь 1994 г.). В заявлении саммита, прошедшего на Корфу, было выражено удовлетворение значительным прогрессом, достигнутым Кипром на пути сближения с ЕС. Было также подтверждено, что, в соответствии с резолюциями ООН по Кипру и соглашениями на высоком уровне, при любом решении кипрской проблемы необходимо соблюдать суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство страны.
Важнейшим моментом подготовки вступления Кипра в ЕС явилось решение хельсинкского саммита Европейского Совета (декабрь 1999 г.) не связывать вопрос о присоединении Кипра к Евросоюзу с урегулированием его политической проблемы.
Переговоры о вступлении в ЕС
Официальные переговоры Кипра с Европейским Союзом начались в марте 1998 г.
Главой делегации на переговорах и координатором процесса «гармонизации» (т.е. приведения экономики и законодательства страны-кандидата на вступление в ЕС в соответствие с его нормативами) был назначен бывший президент Республики Кипр Г. Василиу. В этом качестве он принял на себя всю полноту ответственности за руководство переговорным процессом, наблюдение за процессом «гармонизации» и его координацию, а также поддержание необходимого диалога с парламентом страны и ее частным сектором.
Тогда же, в марте 1998 г., бывший президент Республики Кипр Гл. Клиридис предложил турко-кипрской общине направить своих представителей для участия в переговорах в составе кипрской делегации. Однако данное предложение было сразу же отвергнуто турко-кипрским руководством.
Предварительные условия для Кипра состояли в следующем:
· участие в специальных проектах по повышению уровня правоспособности и административного управления во
внутренних делах страны;
· участие в специальных программах Сообщества;
· помощь по линии Бюро обмена информацией о технической помощи (TAIEX).
Согласно установленной Европейской комиссией процедуре переговоры о вступлении в ЕС включали два этапа. Первый этап в аналитической проверке норм различных сфер жизни и институциональной системы страны-кандидата на предмет их соответствия
К декабрю 2002 г. процесс был завершен, и все вопросы отработаны.
В марте 2003 г. на посту координатора процесса «гармонизации» Г. Василиу сменил бывший член Палаты Представителей Такис Хаджидимитриу.
Финансовое и техническое сотрудничество
Кипр участвует в таких общих программах и инициативах ЕС, как «MEDA» (Евро-средиземноморское партнерство), «LIFE» (третьи страны – окружающая среда), «Synergy» (энергия) и «COST» (научно-техническое сотрудничество), Кипр также является активным участником таких программ, как «Леонардо» (профессиональная подготовка), «Сократ» (обучение), «Молодежь для Европы» (вопросы молодежи), «МЕДИА II» (аудиовизуальные программы) и «Шестая Рамочная программа научно-технологического развития» (включая демонстрацию сведений информационного характера ЕС).
В период с 1977 по 1995 г.г. между Кипром и ЕС были подписаны четыре протокола о предоставлении финансовая помощи на общую сумму 210 млн. евро. Выделенные средства были использованы на финансирование инфраструктурных проектов, а также социально-экономическое развитие страны и помощь в адаптации к нормам ЕС, включая двухобщинные проекты.
Вне рамок финансовых протоколов ЕС выделил дополнительно 57 млн. евро на реализацию предварительной стратегии вступления Кипра в эту организацию.
Евро-средиземноморское партнерство
Сочетая в себе как европейские, так и специфически средиземноморские черты, Кипр является активным участником евро-средиземноморского партнерства, составляющего с 1985 г. главное содержание комплексной политики ЕС в этом регионе. Целями евро-средиземноморского партнерства являются: 1) образование единой евро-средиземноморской зоны мира и стабильности, базирующейся на фундаментальных принципах, включающих уважение прав человека и демократии; 2) создание ареала всеобщего процветания через постепенное формирование зоны свободной торговли между ЕС и его 12 средиземноморскими партнерами и 3) развитие человеческих ресурсов, культивирование взаимопонимания культур и сближения народов евро-средиземноморского региона, а также развитие свободного и процветающего гражданского общества.
Кипр и вопросы безопасности и обороны ЕС
Согласно итоговому документу Хельсинкского совещания Европейского Совета Союз сделает все возможное для обеспечения необходимого диалога, консультаций и сотрудничества с НАТО и его членами, не входящими в ЕС, а также со странами-кандидатами на вступление в ЕС и другими потенциальными партнерами Союза в вопросах проведения операций по управлению кризисами. В соответствии с этим решением Кипр принял участие в работе совместной сессии министров обороны 15 стран ЕС и третьих стран, состоявшейся в Брюсселе 21 ноября 2000 г. по завершении конференции ЕС по обязательствам о выделении военных средств. На этой встрече все страны-кандидаты на вступление в ЕС и члены НАТО, не входящие в ЕС, заявили о своей готовности конкретно участвовать вооруженными силами и техническими средствами и выдвинули конкретные предложения по формированию европейской военной структуры.
Кипр, как полноправный член ЕС, входит и в его военную организацию – Европейские силы быстрого реагирования.
С учетом планов по демилитаризации острова, Кипр не предоставляет боевые части и артиллерию. Тем не менее для целей кризисного управления и миротворческих операций в регионе он оказывает военной организации ЕС техническую поддержку и предоставляет в ее распоряжение вспомогательные службы, включая использование транспортной компании, военно-воздушной базы в Пафосе, гражданских аэро- и морских портов, телекоммуникаций, разведывательных возможностей, радарного оборудования, медицинских и спасательных служб.
Меры по поддержке турко-киприотов
9 апреля 2003 г. Европарламент проголосовал за удовлетворение заявки Кипра на членство в ЕС, а 16 апреля в Афинах был подписан договор о вступлении Кипра в Европейский Союз. Протокол по Кипру, прилагавшийся к договору, предусматриваел прекращение применения acquis в оккупированной Турцией северной части острова; однако в случае урегулирования кипрского конфликта эта работа будет возобновлена. Протокол также констатирует, что ЕС готов «согласовать условия урегулирования с основополагающими принципами ЕС», и выражает надежду, что вступление Кипра в Евросоюз послужит во благо всем киприотам.
ЕС после проведения консультаций с кипрским правительством предложил комплекс мер, которые могли бы содействовать сближению с ним и турко-киприотов.
Предложение, представленное Европейской комиссией 3 июня 2003 г., включало меры по экономическому развитию северной части острова, в частности, выделение в 2003 г. финансовой помощи в размере 12 млн. евро.
30 апреля 2003 г. правительство Республики, в своем стремлении дать турко-киприотам, проживающим в оккупированной зоне, возможность в максимальной степени пользоваться благами, которые Республика предоставляет своим гражданам на свободной территории, включая выгоды от вступления в ЕС, объявило о собственном комплексе мер. Эти меры, естественно, учитывают законы страны, международное право и
Комплекс мер по поддержке турко-киприотов включает:
· облегчение перемещения товаров, произведенных в оккупированной зоне, на территорию, контролируемую
правительством;
· экспорт таких товаров в ЕС и третьи страны в соответствии с нормами кипрского законодательства и acquis;
· трудоустройство турко-киприотов на территории, контролируемой правительством;
· медицинское обслуживание турко-киприотов на свободной территории;
· участие туроко-киприотов в местных и евросоюзных парламентских выборах;
· участие турко-киприотов в международных спортивных и других мероприятиях за границей;
· распределение проектов среди подрядчиков и субподрядчиков;
· участие турко-киприотов в исследовательских и других программах ЕС, таких как «Леонардо», «Сократ» и «6-ая
Рамочная программа»;
· сотрудничество между местными администрациями по обе стороны линии прекращения огня; и
· финансирование проектов на местном уровне в оккупированной части Кипра.
ЕС и кипрская проблема
Позиция Европейского Союза по кипрской проблеме ясно определена: ЕС выступает за решение, уважающее суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство страны, в соответствии с известными резолюциями ООН по Кипру и соглашениями на высоком уровне. Позиция ЕС, считающего неприемлемым статус-кво, сложившийся в результате турецкого вторжения 1974 г. и продолжающейся оккупации турецкими войсками около 35% территории острова, была обнародована в ряде документов, принятых на саммитах Европейского Совета, в частности, в Дублине (26.06.90), Лиссабоне (27.06.92), и др. В последние годы данная позиция ЕС прозвучала, например, в заявлении его председателя (31.10.2000), который от имени Евросоюза сказал следующее: «Европейский Союз считает положение, сложившееся на Кипре, неприемлемым и поддерживает усилия Генерального секретаря ООН, направленные на согласованное, всеобъемлющее, справедливое и долговременное урегулирование на основе соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН».
Эта позиция была подтверждена и в итоговых документах саммита Европейского Совета, состоявшегося 9 декабря 2000 г. в Ницце.
Европарламент также занял ясную и твердую позицию по кипрскому вопросу. В своей резолюции от 13 июня 2002 г. он подтвердил, что вступить в ЕС будет разрешено только одному суверенному кипрскому государству. Европарламент отметил, «что в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН это государство может быть двухзональным и двухобщинным, но на международном уровне оно должно выступать единым функционирующим субъектом и быть в состоянии осуществлять власть, способную принимать решения». Европарламент выразил твердую уверенность в том, «что ответственность за международную политику, европейскую политику, экономическую и валютную политику, политику в вопросах гражданства, безопасности и обороны должна быть возложена на одну общую структуру».
Также было заявлено, что «к какому бы конституционному урегулированию стороны ни пришли, acquis communautaire, основные свободы и права человека должны соблюдаться в полном объеме, и что любые противоречия с acquis, возникающие в результате урегулирования, должны быть решены в рамках процесса подготовки к вхождению в ЕС, ибо никакого отступления от принципов, на которых основан Европейский Союз (в частности, в области прав человека), быть не может».
Кроме того, в резолюции от 5 сентября 2001 г. Европарламент выразил поддержку образованию «объединенного государства с единой международной правосубъектностью, государства суверенного и неделимого, с единым гражданством, которое гарантировало бы основные свободы и права человека». Европарламент также подтвердил точку зрения Генерального секретаря ООН о том, что «любое приемлемое решение должно основываться на международном праве, как это изложено в резолюциях, принятых Советом Безопасности Организации Объединенных Наций».
Кипрское правительство убеждено, что вступление страны в ЕС может содействовать нахождению решения политической проблемы – и это убеждение в значительной мере разделяется самим Евросоюзом.
Кипр — единственная страна ЕС, большинство жителей которой не согласны с тем, что власти России виновны в войне с Украиной
Проведенный по заказу Еврокомиссии экспресс-опрос Eurobarometer показал, что Кипр является единственным государством-членом Евросоюза, где большинство населения не согласно или склонно не соглашаться с тем, что власти России несут главную ответственность за войну в Украине.
- Компания Ipsos European Public Affairs провела опрос граждан ЕС в возрасте 15 лет и старше в каждом из 27 государств-членов ЕС с 13 по 20 апреля 2022 года.
ГЛАВНОЕ О ПОЗИЦИИ ЖИТЕЛЕЙ КИПРА И ЕС
- По итогам опроса стало ясно, что 51% киприотов либо полностью не согласны (23%), либо склонны не согласиться (28%) с тем, что российские власти несут главную ответственность за нынешнюю ситуацию в Украине.
- Данные по Кипру диссонируют с общеевропейскими — 52% респондентов в странах ЕС полностью согласны с тем, что Кремль несет главную ответственность за текущую ситуацию в Украине, и 26% склонны согласиться.
ДЕТАЛИ, СВЯЗАННЫЕ С КИПРОМ
- Киприоты оказались самыми недовольными (одобрение выразили всего 18%) из опрошенных реакцией НАТО и США на действия Москвы.
- Респонденты на Кипре и в Греции наименее склонны идентифицировать себя с Европой после начала войны: только 19% и 25% соответственно.
- Жители Кипра (30%) и Болгарии (31%) наименее склонны одобрять финансирование закупок и поставок военной техники в Украину.
- Лишь 48% респондентов на Кипре одобрили западные финансово-экономические санкции против России (меньше только в Болгарии — 44%).
- Кипр оказался единственной страной-членом ЕС, где менее половины (46%) опрошенных поддержали санкции против богатых россиян (олигархов).
БОЛЬШИНСТВО ЕВРОПЕЙЦЕВ ПОДДЕРЖИВАЮТ УКРАИНУ
- 93% жителей ЕС одобряют оказание гуманитарной помощи.
- 89% европейцев симпатизируют гражданам Украины.
- 88% одобряют идею приема в ЕС беженцев из Украины.
- 80% одобряют финансовую поддержку, оказываемую Украине.
- 71% полагают, что Украина является частью европейской семьи.
- 66% считают, что «Украина должна вступить в ЕС, когда будет готова».
Фото Cyprus News Agency: во время парада в честь Дня независимости Республики Кипр в Никосии 1 октября
!!! — Подписывайтесь на страницы «Европы-Кипр» в Facebook, Instagram, Twitter, ВКонтакте и на канал в Telegram
Тэги
ЕС опрос война статистика
Previous Story
Кипр готов выделить 30 млн.
евро на развитие стартапов и инновационных компанийNext Story
Кипр возражает против части шестого пакета санкций в отношении России
ПОДЕЛИТЬСЯ
Домашняя страница
Европейский день молодежи в Лимассоле!
Carob Mills, 23 ноября 2022 г.
Подробнее здесь!
ЕС един в своей солидарности с Украиной и продолжит поддерживать Украину и ее народ
Сделайте так, чтобы ваш голос был услышан! 2022 год — Европейский год молодежи, который подчеркивает важность европейской молодежи для построения лучшего будущего — более экологичного, инклюзивного и цифрового.
Российское вторжение в Украину ставит под угрозу продовольственную безопасность миллионов людей во всем мире, особенно в странах с низким уровнем дохода, которые зависят от импорта продуктов питания и удобрений.
NextGenerationEU — это временный инструмент восстановления на сумму более 800 миллиардов евро, который помогает устранить немедленный экономический и социальный ущерб, вызванный пандемией коронавируса.
Ваша возможность высказаться, сказать, в какой Европе вы хотите жить, чтобы помочь сформировать наше будущее
— это кампания из ЕС с участием знаменитых поваров со всей Европы, направленная на то, чтобы побудить потребителей покупать и наслаждаться устойчивой рыбой и морепродукты.
Последние новости
Пресс-релиз |
Пафос и Севилья — европейские столицы умного туризма, а Крань — европейское направление передового опыта 2023
Пафос (Кипр) и Севилья (Испания) — победители конкурса ЕС «Европейские столицы умного туризма 2023» . Крань (Словения) был выбран победителем конкурса European Destination of Excellence (EDEN) 2023 года.
Пресс-релиз |
Комиссар Кириакидес на Кипр с официальным визитом
Комиссар по вопросам здравоохранения и безопасности пищевых продуктов Стелла Кириакидес будет находиться на Кипре с пятницы, 11 ноября, по понедельник, 14 ноября, чтобы выступить на 42-й ежегодной конференции Ассоциации европейских онкологических лиг (ECL) и 4-й Кипрской онкологической конференции.
Новостная статья |
NextGenerationEU — Европейская комиссия подтверждает положительную предварительную оценку заявки Кипра на выплату 85 евро в рамках RRF
Сегодня Европейская комиссия утвердила положительную предварительную оценку заявки Кипра на выплату Фонд восстановления и устойчивости (RRF), ключевой инструмент в основе NextGenerationEU.
Все новости
Предстоящие события
ЕС вокруг меня
Найдите ближайший к вам центр ЕС на Кипре
Уполномоченный по охране здоровья и безопасности пищевых продуктов Стелла Кириакидес
В течение 30 лет единый рынок помогал сохранять силу и единство ЕС. Благодаря новому инструменту #SingleMarket Emergency Instrument мы лучше подготовлены к сбоям, которые могут повлиять на экономику ЕС.
Чешская Республика будет председательствовать в Совете Европейского Союза с 1 июля по 31 декабря 2022 года.
«Я очень рад быть здесь сегодня, на мероприятии, посвященном запуску очень особенного информационного центра Europe Direct, двухобщинного центра Europe Direct в районе Дворца Ледра в Никосии.» Мирто Замбарта, Глава Представительства Европейской Комиссии на Кипре
В серии видеороликов «Люди с энергией» изображены шесть граждан ЕС, которые делятся своим опытом работы на различных объектах возобновляемой энергетики в странах ЕС.
Кипр и ЕС – Верховная комиссия Кипра в Великобритании
| «…Географическое положение Кипра, глубокие связи, которые на протяжении двух тысяч лет поместили остров в самый кладезь европейской культуры и цивилизация, интенсивность европейского влияния, проявляющаяся в ценностях, разделяемых народом Кипра, и в культурной, политической, экономической и социальной жизни его граждан, богатство всевозможных контактов с Сообществом, все эти придать Кипру, вне всякого сомнения, его европейскую идентичность и характер и подтвердить его призвание принадлежать к Сообществу». Заключение Европейской комиссии по заявлению Кипра о вступлении в ЕС в 1993 г. |
Правительство Республики Кипр заключило Соглашение об ассоциации с ЕЭС 19 декабря 1972 г., которое вступило в силу 1 июня 1973 г. Полное выполнение этого двухэтапного Соглашения должно было привести к Таможенный союз в течение 10 лет. Цель Соглашения, которое содержало договоренности о торговом, финансовом и техническом сотрудничестве, которые должны были применяться на благо всего населения острова, заключалась в укреплении и расширении торговых и экономических отношений между Кипром и Европейским сообществом.
Основные положения первого этапа Соглашения заключались в поэтапном снижении тарифов на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию. Этот этап должен был истечь в июне 1977 г., но был продлен до конца 1987 г., когда был подписан Дополнительный протокол для реализации второго этапа.
Протокол, призванный проложить путь к постепенной реализации целей Таможенного союза, вступил в силу 1 января 1988 г. На первом этапе он предусматривал (а) снижение Кипром таможенных пошлин и количественных ограничений на промышленные продукты (за исключением нефтепродуктов и 15 категорий чувствительных продуктов) и на 43 сельскохозяйственных продукта, охватываемых Соглашением, (b) принятие Кипром Единого таможенного тарифа Союза и (c) гармонизацию сопутствующей политики в области конкуренции, государственная помощь и сближение законов.
Второй этап Протокола предусматривал отмену всех оставшихся ограничений в торговле товарами, входящими в Таможенный союз, свободное и неограниченное перемещение промышленной и сельскохозяйственной продукции и принятие сопутствующей политики, необходимой для завершения Таможенного союза . Однако с учетом начала переговоров о присоединении в марте 1998 г. было сочтено ненужным начинать дополнительные переговоры для осуществления этого второго этапа.
С 1977 года Кипр и Европейское Экономическое Сообщество подписали четыре протокола о финансовом и техническом сотрудничестве, предусматривающие финансовую помощь в размере 210 млн. ЭКЮ. Эта помощь включала ссуды, гранты, специальные ссуды и вклады в накопление рискового капитала.
Общая сумма первых двух Финансовых протоколов (30 и 40 млн. ЭКЮ соответственно) была использована для финансирования проектов развития инфраструктуры на Кипре, таких как канализационная система Никосии (вторая фаза), проект развития и водоснабжения Вассиликос-Пентаскинос. , Энергетический проект Декелия, Проект Южного конвейера (первая фаза) и Генеральный план Никосии – строительные работы и строительство на улицах Ледрас/Онасагору в Никосии и проспекте Кирения (в оккупированной части Никосии).
Часть ресурсов вышеупомянутых Финансовых протоколов была использована в проектах двухобщинного характера, которые также принесли пользу общине киприотов-турок.
Третий финансовый протокол, подписанный в 1989 г., на общую сумму 62 млн. ЭКЮ, был использован для финансирования проектов в производственных секторах, чтобы облегчить их адаптацию к новым конкурентным условиям, вытекающим из Протокола Кипр – ЕС для Таможенного союза. .
Четвертый финансовый протокол между Европейским сообществом и Республикой Кипр был подписан в 1995 и первоначально охватывал период до конца 1998 года. Он предусматривал финансовую помощь на общую сумму 74 млн экю в виде кредитов (50 млн экю), грантов (22 млн экю) и рискового капитала (2 млн экю). ЭБУ). Целью этого протокола является обеспечение финансирования проектов, способствующих экономическому и социальному развитию Кипра, а также проектов, способствующих переходу кипрской экономики с целью присоединения страны к Европейскому Союзу.
10 марта 1999 г. подписан Дополнительный протокол о продлении действия Четвертого финансового протокола до 31 декабря 19 г.99. Продление было направлено на предоставление возможности для выплаты всего грантового компонента Четвертого финансового протокола для целей гармонизации, оказания технической помощи и поддержки усилий по содействию общему урегулированию кипрской проблемы.
Проекты, одобренные для финансирования в соответствии с положениями Четвертого протокола о финансах, охарактеризованные как «двухобщинные», включали:
1. Развитие гражданского общества
2. Перевод частей свода правил Сообщества на турецкий язык
В марте 2000 г. Совет Министров утвердил «Положение о реализации Стратегии Кипра и Мальты перед вступлением» (2000-2004 гг.). Постановление 555/2000 предусматривало выделение Кипру 57 млн евро с целью содействия реализации стратегии страны перед вступлением.
Проекты, финансируемые из средств Финансового регламента, подпадали под действие положений Кипрского партнерства по присоединению и Национальной программы принятия acquis. В Регламент было также включено специальное положение о финансировании «двухобщинных» проектов, способствующих развитию более тесных отношений между киприотами-греками и киприотами-турками.
Двухобщинные проекты, утвержденные на 2000 и 2001 годы, включали восстановление Старого города Никосии по обе стороны от линии прекращения огня, укрепление связей между профсоюзами Кипра и коммуникационную стратегию, направленную на просвещение общественности.
4 июля 1990 года Республика Кипр подала заявку на членство в тогдашней ЕЭС. После тщательного изучения заявки Европейская комиссия опубликовала свое заключение (avis) по заявке Кипра 30 июня 19 г.93, в котором признавалась европейская идентичность и характер острова, а также его призвание принадлежать к ЕЭС. Мнение Комиссии также подтвердило, что Кипр удовлетворяет критериям членства и подходит для того, чтобы стать членом ЕЭС.
Европейский совет полностью поддержал заключение от 4 октября 1993 г., в котором, в частности, говорилось, что «Совет поддержал подход Комиссии, который должен был предложить, не дожидаясь мирного, сбалансированного и прочного решения кипрской проблемы, использовать все инструменты, предлагаемые Соглашением об ассоциации, чтобы помочь, в тесном сотрудничестве с кипрским правительством, в экономическом, социальном и политическом переходе Кипра к интеграции в Европейский Союз».
Предметные обсуждения, которые Комиссия инициировала с Кипром в рамках заключения, начались в 1993 г. и завершились в 1995 г. Правительство Кипра образовало 23 рабочие группы, каждая из которых отвечала за ознакомление с отдельной главой acquis communautaire с которые необходимы Кипру для гармонизации своего законодательства и адаптации его с законодательством Европейского Союза.
24 июня 1994 года на Корфу Европейский Совет отметил, что следующий этап расширения Союза будет охватывать Кипр и Мальту. Это было подтверждено на Европейском совете в Эссене в 1919 г.94.
6 марта 1995 г. Совет по общим делам постановил, что переговоры о вступлении с Кипром начнутся через шесть месяцев после завершения Межправительственной конференции 1996 г. с учетом ее результатов.
Соответственно, была сформулирована предвступительная стратегия подготовки Кипра к вступлению в ЕС, которая предусматривала налаживание структурированного диалога между двумя сторонами. Этот диалог, который также включал политический диалог на всех уровнях, был особенно полезен, поскольку помог Кипру привести свое законодательство, политику и практику в соответствие с европейским законодательством и подготовиться к плавному переходу к членству. Кипр также смог в полной мере участвовать в некоторых программах Сообщества, в том числе Леонардо да Винчи, Сократ и Молодежь для Европы.
Решение от 6 марта 1995 г. придало новый импульс отношениям Кипра и ЕС и приблизило к реализации перспективу вступления, в то время как ЕС готовился к своему следующему расширению.
Изучая возможные последствия дальнейшего расширения ЕС, Комиссия опубликовала свою «Повестку дня на 2000 год» 15 июля 1997 г., документ, который, помимо предложений о будущем развитии политики Союза, также включал конкретные ссылки, касающиеся ситуации на Кипре. Комиссия подтвердила свою 1993 Мнение, добавляя, что «[…] график, согласованный для начала переговоров о присоединении с Кипром, означает, что они могут начаться до достижения политического урегулирования […] [Если] если прогресс в направлении урегулирования не будет достигнут до наступления срока переговоров для начала они должны быть открыты с Правительством Республики Кипр как единственной властью, признанной международным правом».
Европейский совет Люксембурга в декабре 1997 г. принял решение о начале нового процесса расширения с десятью странами-заявителями из Центральной и Восточной Европы и Кипра, который включал расширенную стратегию подготовки к вступлению и специальную помощь кандидатам перед вступлением. . Более того, было принято решение начать переговоры о присоединении с Кипром, Венгрией, Польшей, Чехией, Эстонией и Словенией, которые стартовали 31 марта 19 г.98.
В марте 1998 года бывший президент Республики г-н Джордж Василиу был назначен главным переговорщиком по переговорам о вступлении Кипра в ЕС и координатором процесса гармонизации. В том же месяце правительство Кипра предложило киприотам-туркам назначить представителей полноправными членами переговорной группы по вступлению Кипра в ЕС. Приглашение, одобренное и приветствовавшееся всеми государствами-членами ЕС, было отклонено кипрско-турецкой стороной.
Первый этап переговоров о присоединении, начатых с Кипром 3 апреля 1998 г. , включал аналитическую проверку acquis communautaire, процесс, известный как «скрининг acquis». Этот процесс был разработан для определения областей, в которых необходимо внести необходимые изменения в кипрское законодательство для его гармонизации с законодательством ЕС. Этап проверки acquis переговоров был завершен в 2000 г. и охватывал новые acquis до 1 января 2000 г. С этого момента процесс проверки проходил в рамках переговоров о присоединении. Существенные обсуждения отдельных глав acquis начались 10 ноября 19 г.98.
В неоднократных отчетах о ходе работы Комиссия установила, что Кипр добился хорошей степени согласования с acquis в большинстве областей и продвинулся в достижении адекватного административного потенциала для реализации acquis в значительном количестве областей. Он также отметил, что Кипр в целом выполняет обязательства, взятые на себя в ходе переговоров о присоединении, и пришел к выводу, что: сделано в ходе переговоров, Комиссия считает, что Кипр сможет взять на себя обязательства по членству в соответствии с предусмотренными временными рамками ».
На Европейском совете в Лакене в декабре 2001 года ЕС подчеркнул, что он полон решимости довести переговоры о вступлении со странами-кандидатами до конца 2002 года, чтобы эти страны могли принять участие в выборах в Европейский парламент в 2004 г. в качестве полноправных членов. Было также подчеркнуто, что страны-кандидаты будут по-прежнему оцениваться по их собственным достоинствам в соответствии с принципом дифференциации. Европейский Совет согласился с отчетом Комиссии, которая сочла, что если нынешние темпы прогресса в переговорах и реформах в государствах-кандидатах сохранятся, то Кипр, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словацкая Республика, Чешская Республика и Словения могут быть готовы к присоединению в рамках этого графика.
Европейский совет в Севилье (21-22 июня 2002 г.) подтвердил решимость Европейского союза завершить переговоры о присоединении с Кипром, Мальтой, Польшей, Словакией, Словенией, Венгрией, Чешской Республикой, Литвой, Латвией и Эстонией к концу 2002 г. в случае, если страны были готовы, а также подтвердил, что цель остается в том, чтобы эти страны участвовали в выборах в Европейский парламент в 2004 г. в качестве полноправных членов.
Расширение было важной частью Европейского совета в Брюсселе, состоявшегося 24 и 25 октября 2002 г. под председательством Дании. В заключении Председателя Совета « одобряет выводы и рекомендации Комиссии о том, что Кипр, Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словацкая Республика и Словения соответствуют политическим критериям и смогут выполнить экономические критерии и взять на себя обязательства членства с начала 2004 года ». Союз также подтвердил свою решимость завершить переговоры о присоединении с этими странами на Европейском совете в Копенгагене 12–13 декабря и подписать Договор о присоединении в Афинах в апреле 2003 г.
Долгий и трудный процесс переговоров о вступлении был завершен Копенгагенским Европейским Советом (декабрь 2002 г.), на котором было принято историческое решение о приеме Кипра и других девяти стран-кандидатов в качестве полноправных членов Союза с мая 2004 г. :
«Сегодня отмечается беспрецедентная и историческая веха в завершении этого процесса с завершением переговоров о присоединении с Кипром, Чешской Республикой, Эстонией, Венгрией, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словацкой Республикой и Словенией. Теперь Союз с нетерпением ожидает возможности приветствовать эти государства в качестве своих членов с 1 мая 2004 года. Это достижение свидетельствует об общей решимости народов Европы объединиться в Союз, который стал движущей силой мира, демократии, стабильности и процветания на нашей континент. Как полноправные члены союза, основанного на солидарности, эти государства будут играть полноценную роль в формировании дальнейшего развития европейского проекта».
«Успешно завершив переговоры о вступлении, Союз выполнил свое обязательство, согласно которому десять присоединяющихся государств смогут участвовать в выборах в Европейский парламент 2004 года в качестве членов. Договор о присоединении будет предусматривать, что члены Комиссии из новых государств-членов присоединятся к действующей Комиссии со дня присоединения 1 мая 2004 года. После назначения нового Председателя Комиссии Европейским советом вновь избранный Европейский парламент утвердит новая Комиссия, которая должна вступить в должность 1 ноября 2004 года. В этот же день вступят в силу положения, содержащиеся в Ниццком договоре, касающиеся Комиссии и голосования в Совете. Необходимые консультации с Европейским парламентом по этим вопросам будут завершены к концу января 2003 г. Вышеупомянутые договоренности гарантируют полное участие новых государств-членов в институциональной структуре Союза».
«Нынешнее расширение обеспечивает основу для Союза с большими перспективами устойчивого роста и играет важную роль в укреплении стабильности, мира и демократии в Европе и за ее пределами. В соответствии с их национальными процедурами ратификации действующему и присоединяющемуся государствам предлагается ратифицировать Договор в надлежащее время, чтобы он вступил в силу 1 мая 2004 года».
16 апреля 2003 года Президент Тассос Пападопулос подписал Договор о присоединении Кипра к Европейскому Союзу. Подписание этого исторического Договора, состоявшееся во время специальной церемонии в Афинах, представляет собой краеугольный камень на пути Кипра к вступлению в Европейский Союз и является важной вехой в современной истории Кипра. Это также является венцом длительных усилий Кипра по официальному присоединению к европейской семье, к которой он всегда принадлежал географически, исторически, культурно, экономически и политически.
В своей речи о подписании Договора о присоединении Президент Пападопулос заявил:
«Подписание Договора о присоединении представляет собой великий исторический момент, который навсегда закрепил будущий курс Кипра. Он представляет собой в то же время венец титанических усилий кипрского общества и веху его принятия семьей, к которой он принадлежит географически, исторически, культурно, экономически и политически.
Это историческое достижение приобретает еще большее значение, если рассматривать его в свете особых условий Кипра, трагедии вторжения и продолжающейся турецкой оккупации части нашей страны и ее тяжелых последствий.
Кипр не только выдержал катастрофические последствия оккупации, но, несмотря на огромные трудности и препятствия, возникшие на его пути, сумел сегодня благодаря упорному труду, настойчивости и терпению достичь цели присоединения и теперь стремится создать условия, которые отменит факты оккупации и послужит катализатором достижения мирного, прочного, жизнеспособного, функционального и справедливого решения кипрской проблемы на благо всех киприотов и мира, безопасности и стабильности в Восточном Средиземноморье.
Для достижения этого исторического результата помощь и поддержка греческого правительства, политического руководства и греческого народа имели решающее значение. Кипр в долгу перед всеми другими государствами-членами Европейского Союза, Комиссии и Европейского парламента.
Отныне Кипр имеет возможность предложить всем своим гражданам, в том числе киприотам-туркам, не только условия мира, большей безопасности и уважения прав всех, но и свое видение, устремления и огромные перспективы, которые наши открывается вступление в Европейский союз.
Переговоры о присоединении Кипра проходили в позитивной и конструктивной обстановке. Кипр всегда был впереди всех стран-кандидатов, демонстрируя лучшие результаты, и неоднократно получал похвалу и поздравления от официальных лиц Европейского Союза за образцовое ведение переговоров.
Все эти годы гармонизация шла вполне удовлетворительными темпами, и кипрское общество шло на все необходимые жертвы, чтобы быть готовым к интеграции в европейскую семью. Государственная машина в тесном и гармоничном сотрудничестве с Палатой представителей и организованными общественными группами взялась за выполнение этой амбициозной задачи».
Кипр ратифицировал Договор о присоединении 14 июля 2003 года и участвовал в работе и институтах Европейского Союза в качестве активного наблюдателя до его полного присоединения. 1 мая 2004 года Кипр стал полноправным членом ЕС вместе с другими девятью присоединившимися странами – Чешской Республикой, Эстонией, Венгрией, Латвией, Литвой, Мальтой, Польшей, Словакией и Словенией.
