Голландская и фламандская живопись. Как научиться различать
В конце XVI века некогда единые Нидерланды были поделены на две части. Одна из них стала протестантской Голландией с запретом на изображение святых.
А Фландрия (южная часть Нидерландов) осталась под управлением Испании. И в этой части остался католицизм и любовь к религиозным сюжетам.
Конечно, это очень сказалось на живописи. В этом явлении живописного раскола нам поможет разобраться работы с выставки «Золотой XVII век». Она проходила в галерее «Центр Искусств. Москва».
Итак, давайте сравним картины голландских и фламандских художников и найдем сходства и различия в их работах.
Кстати, это разделение страны вот так видели фламандцы.
Иероним Франкен Младший. Интерьер картинной галереи с изображением иконоборческого движения. Начало XVII века. Частная коллекция.На этой картине Франкен Младший показывает ученых мужей Фландрии в окружении произведений искусства. А справа голландцы представлены в виде ослиноголовых созданий. Один из них разбивает скульптуру, другой – музыкальный инструмент. А третий лезет за факелом с намерением сжечь книги.
Художник описывает вот таким образом иконоборческое восстание протестантов в 1566 году. Когда было сожжено немало произведений искусства в католических церквях.
Итак, раскол произошел. Теперь посмотрим, как это сказалось на живописи.
Трехцветка
Фламандцы использовали трёхцветку, следуя традициям Ренессанса XVI века. На многих картинах предыдущего века мы часто видим яркие пятна желтой, красной и синей краски. Этот прием мы найдем и у фламандца.
Франс Франкен Младший и Абрахам Говардс. Пир Богов с триумфом Посейдона и Амфитриты. Начало XVII века. Частная коллекция.Прямо посередине полотна нам бросаются в глаза одежды синего, красного и желтого цветов.
Это и есть та самая трёхцветка.
У голландцев мы таких ярких красок не увидим. Все оттенки приглушённые.
Исаак ван Остаде. Зимний пейзаж с катанием на коньках у городской стены. 1641. Частная коллекция.Ещё существует такое понятие, как пейзажная трёхцветка. И опять же фламандцы ее использовали. Это когда передний план изображён с помощью желто-коричневых цветов, средний план с помощью зелёных оттенков, а дальний – синих.
Голландцы же от такой традиции чаще отказывались. Если сравнить ранее рассмотренные работы, это различие хорошо заметно.
Слева: фламандская живопись. Справа: голландская живописьЛиния горизонта
Также при сравнении картин мы видим ещё одно существенное различие. Фламандцы использовали довольно высокий горизонт. Голландцы же часто его опускали ближе к нижнему краю картины.
На выставке «Золотой XVII век» можно было найти ещё вот такую интересную работу с Христом-садовником.
Ян Брейгель Младший и Ян ван Бален. Явление Христа Марии Магдалине (Христос-садовник). 1640-е. Частная коллекция.Может показаться, что фламандец превращает сюжет из Библии в бытовой жанр. Однако он, наоборот, буквально описывает событие из Евангелия Иоанна. Когда Мария Магдалина обнаружила, что Христа нет в гробнице, она побрела прочь. И встретила воскресшего Христа.
Поначалу она приняла его за садовника. И спросила, не причастен ли он к исчезновению тела Сына Божьего. И только через мгновение узнала его и захотела дотронуться. После чего Иисус попросил ее не делать этого, ибо не взошёл он ещё на небеса к Отцу Своему.
Давайте проанализируем эту работу согласно уже известным нам особенностям фламандской живописи.
Мы видим яркие цветные пятна одежды героев. Это не совсем трёхцветка. Так как синий цвет был цветом Мадонны. И художник не стал добавлять его в одеяние Марии Магдалины. К тому же сюжет о Христе-садовнике предполагает наличие большого количества зеленого.
Но классическую пейзажную трёхцветку мы тут все же наблюдаем. Охристые оттенки земли на переднем плане, много зеленого на среднем и голубой — на дальнем.
Также мы видим довольно высокий горизонт.
И обратите внимание ещё на одну особенность колорита.
Такое цветовое решение называется локальным. Это когда фигуры освещены постановочным идеальным светом. Иллюзия объема создана с помощью светотени. Эта светотень представляет из себя переход от светлых оттенков к темным одного и того же цвета.
Однако голландцы понимали, что свет может быть в реальности очень разным, а значит по-разному влиять на цвет. И одними из первых в мире, вслед за поздним Тицианом и Тинторетто, начали использовать так называемый тональный колорит. Это когда изображается реалистичный свет, особенным образом влияющий на цвет объектов и фигур.
Так, у голландца Моленара мы видим пасмурную погоду и рассеянный слабый свет. Фигуры людей местами очень затемнены. И речь вообще не идёт об идеальном освещении каждой фигуры.
Клас Моленар. Зимний пейзаж с катанием на коньках. Середина XVII века. Частная коллекция.Наоборот, создаётся впечатление, что пространство и фигуры образуют единое целое, как будто все обволокло серо-свинцовым цветом. И даже красные детали одежды в таком освещении выглядят коричневыми.
Сюжет и степень роскоши
Также в самом начале статьи я сказала о самом очевидном различии. Фламандцы остались католиками и продолжили создавать картины с изображением мифологических и религиозных сюжетов.
Именно у фламандцев мы можем найти вот такую работу о Венере и Вулкане.
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Аллегория воздуха и огня. Венера в кузнице Вулкана. 1630-е. Частная коллекция.А вот голландцы сосредоточились на бытовом жанре. И если обращались к библейским сюжетам, то очень завуалированно. Так Симон Кик изобразил человека в таверне. Но вполне возможно, что это аллюзия на евангельскую притчу о Блудном Сыне. Но ничто прямо на это не указывает.
Симон Кик. Курильщик в таверне. 1640-е. Частная коллекция.Также обратите внимание, насколько роскошна картина Брейгеля и Виллемсена.
Ян Брейгель Младший и Абрахам Виллемсен. Венера в кузнице Вулкана (фрагмент). 1630-е. Частная коллекция.Заказчиками фламандцев были аристократы, которые предпочитали много изысканных деталей.
А вот у голландцев заказчиками часто были обычные горожане. Да, среди них были и бургомистры (мэры городов). Но порой это были и владельцы булочных или мясных лавок. Роскошь им была не нужна. И это неизменно сказывалось на живописи.
Маттеус Адольф Моланус. Деревенский пейзаж. Вторая четверть XVII века. Частная коллекция.Самый простой способ отличить фламандца от голландца
Существует очень простой способ понять, кто перед Вами: фламандец или голландец. Смотрите на таблички у картин. Если на них указан город, в котором родился и умер художник, то задача решена.
Фламандские художники работали в Антверпене. Да, именно в этом городе жили почти все великие мастера-фламандцы. Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк (до отъезда в Англию). И те художники, которых мы уже упоминали в этой статье. Братья Франс и Иероним Франкены Младшие, Ян Брейгель Младший (внук Питера Брейгеля Старшего) и другие.
А вот голландцы работали в разных городах. И у них было несколько школ. Ян Вермеер работал в Делфте. А Рембрандт в Амстердаме. Там же жил упомянутый в статье Симон Кик. А вот Остаде и Моленар творили в Харлеме.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Нашли опечатку/ошибку в тексте? Напишите мне, пожалуйста: [email protected].
Автор: Оксана Копенкина
Онлайн-курсы по искусству
Перейти на главную страницу
Фламандская живопись
Фламандская живопись составляет небольшую, но весьма характерную для собирательских вкусов XVIII века часть живописной коллекции музея. Формирование коллекции началось во время путешествия графа и графини Северных и продолжалось до начала XIX века. В коллекции представлены работы фламандских мастеров XVII века на религиозные и аллегорические сюжеты, разнообразные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.
Среди пейзажей выделяется очень редкий «Ночной пейзаж» художника франкентальской школы Питера Схаубрука (1570-1607/8), поступивший в собрание при императоре Павле I. Свое название он получил благодаря сумрачному голубоватому колориту. Большой популярностью у коллекционеров пользовались панорамные пейзажи в голубоватой дымке Яна Брейгеля Старшего (1568-1625). «Пейзаж» с повозкой, всадниками, коровами и отдыхающими крестьянами из его мастерской был приобретен еще Екатериной II в 1770-х годах. Что касается Яна Брейгеля Младшего (1610-1678), он представлен небольшой картиной-тондо «Пейзаж с повозкой», приобретенной музеем в 1999 году.
Самым крупным мастером фламандской школы является П.-П. Рубенс (1577-1640), представленный картиной «Оплакивание», которая, как показало научное исследование произведения, была выполнена последователем художника по эскизу мастера. Картина была приобретена в коллекцию Павловска, потому что Марии Федоровне, любившей Рубенса, хотелось иметь его работу в своей коллекции.
Во фламандской живописи XVII века было популярно изображение святых и сцен религиозного содержания в обрамлении из цветов. В коллекции имеются две парные картины Даниэля Сегерса (1590-1661) — одна с изображением Девы Марии, другая — святого Иосифа с младенцем Иисусом в окружении гирлянд цветов. Художник Франс Франкен II (1581-1642), который подобно Рубенсу содержал большую мастерскую, в которой работали его братья и сыновья, часто обращался к различным аллегорическим сценам. «Аллегория апофеоза героя» мастерской Франкена, находящаяся в Картинной галерее Павловского дворца — сложная многоплановая и многофигурная композиция, представляющая собой яркое декоративное полотно. Картина была приобретена Екатериной II в 1792 году в составе коллекции князя Г. Потемкина. В Павловск картина поступила в начале XIX века.
Известный интерес представляют два портрета французского короля Генриха IV, привезенные графом и графиней Северными из Франции. (Возможно, они были им подарены, поскольку Павел Петрович интересовался личностью Генриха IV). Они всегда считались работами Франса Поурбуса Младшего (1569-1622), однако это копии с изображений, хранящихся в Лувре, выполненные специально в одном размере как парные и одетые в одинаковые золоченые рамки. К историческому собранию относится картина, приписываемая Абрахаму ван Дипенбеку (1596-1675), «Святые отцы, беседующие о таинстве Евхаристии» (Кабинет «Фонарик») и являющуюся уменьшенной репродукцией алтарной композиции Рубенса для церкви Св. Павла в Антверпене.
В 1806 году Мария Федоровна приобрела картину младшего современника Рубенса Бертоле Флемаля (1614-1675) «Изгнание Илиодора из храма» (Картинная галерея), красивое декоративное полотно, исполненное динамики и драматизма. В тот же период императрицей были приобретены два пейзажа брюссельского художника Жака д’Артуа (1613-1686), отличающиеся глубиной пространства. Как и у голландских художников этого времени, у фламандских мастеров наблюдается определенная специализация. Изображения торговых портов можно видеть на картинах Хендрик ван Миндерхаута (1632-1696) и Питера Кастелса Младшего (1650-1684). Из художников середины XVII века многогранностью отличается творчество Девида Тенирса Младшего (1610-1690). В ранний период творчества он писал пейзажи. В коллекции имеется его подписной «Горный пейзаж с всадниками и цыганами», поступивший в Павловск при Павле I. К школе Тенирса относятся «Пейзаж с крестьянским кабачком» и «Караульня». Необычностью сюжета отличается «Зимний пейзаж» (Картинная галерея) Питера Баута (1658-1719), где он изображает деревенский праздник с массой жанровых сцен, происходящих на льду реки.
Из более поздних произведений фламандских художников интерес представляет «Вид каскада в Терни» (Картинная галерея) Симона Иозефа Дени (1755-1813), который работал в Италии и испытал сильное влияние творчества Я.Ф. Хаккерта. Эта картина свидетельствует о том, что в начале XIX века фламандские мастера утрачивают в живописи национальное своеобразие.
Флеминг Живопись | Тони, Алабама 35773
Этот специалист не в сети
Давайте найдем для вас лучших проверенных и одобренных HomeAdvisor профессионалов.
Найдите другие плюсы
Узнать больше о процессе проверки и утверждения HomeAdvisor.
97% Рекомендуемый
17 Лет в бизнесе
Сведения о компании
Это твое дело? Заявите об этом и предоставьте клиентам самую актуальную информацию.
Контакт
106 Sandpine CourtToney, AL 35773
Часы
- Пн: —
- Вт: —
- Мы б: —
- Чт: —
- Пт: —
- Сидел: —
- Солнце: —
Посмотреть все детали и учетные данные
Сведения об услуге
-
Жилищные работы
-
Коммерческая работа
Области знаний
- Специалист по живописи
Просмотреть все предложения и обслуживаемые города
Рейтинги
4,8
38 проверенных отзывов
Высокая оценка для
-
Качество
-
Значение
-
Служба поддержки клиентов
Отзывы
Написать рецензию5,0 Шила Б. Меридианвилль, Алабама
19.08.2021
- Окрашивание или морилка внутренних поверхностей
Мы не можем сказать достаточно хороших слов о нашем опыте работы с Рэймондом и его командой Джошем и Заком. Очень профессионально, отличная работа. Они не были счастливы, пока мы не были полностью счастливы — даже самый маленький недостаток, на который я указывал, был немедленно исправлен — даже если это означало перекатывать всю стену. Я нанял Fleming Painting после того, как начал с другого художника и быстро понял, что это было ошибкой. Рэймонд, Джош и Зак исправили все небрежности предыдущих маляров и закончили весь дом за 3 дня. Очень вежливые и уважительные молодые люди. Это единственные, кому я позвоню, если мне когда-нибудь понадобятся художники в будущем.
5,0 Дженни Х. Мэдисон, Алабама
12. 07.2021
- Красочные шкафы
Мы благодарны за сотрудничество с г-ном Флемингом и его командой. Они были быстрыми, вежливыми и профессиональными. Мы настоятельно рекомендуем их для любых проектов покраски. Наши кухонные шкафы и стены выглядят великолепно! Они также оставили наш дом безупречным, когда выполнили задания!
5,0 Реджинальд М. Урожай, Алабама
12.07.2021
- Краска или морилка для наружных поверхностей
Я был очень впечатлен их профессионализмом и гордостью за качество работы. Я полностью удовлетворен результатами. Я настоятельно рекомендую их без оговорок.
5,0 Джон О. Саутбери, Коннектикут
24.04.2021
- Окрашивание или морилка внутренних поверхностей
Отличная работа, очень профессионально, приехали вовремя, работали быстро, очень хорошо общались, а покраска и детализация потрясающие.
5,0 Орба С. Фуллертон, Калифорния
07.01.2021
- Окрашивание или морилка внутренних поверхностей
Флеминг рисовал очень профессионально. Они сделали большую работу по разумной цене. Они появились вовремя и были осторожны, чтобы защитить мою мебель. Они даже пришли после того, как работа была сделана, и им уже заплатили в полном объеме, чтобы подкрасить плинтусы после того, как наш пол был установлен, и убедиться, что мы полностью удовлетворены их работой. Я очень рекомендую эту компанию!!!
5,0 Маркеша М. Мэдисон, Алабама
13.12.2020
- Окрашивание или морилка внутренних поверхностей
Если вы ищете высокое качество, профессионализм и отличное соотношение цены и качества, Fleming Painting — правильный выбор. Они выполнили для нас два проекта, и мы остались довольны результатом!
5,0 Ронда С. Урожай, Алабама
20.11.2020
- Краска или морилка для наружных поверхностей
Они также покрасили стену со специальной текстурой. Они были пунктуальны, с исключительным обслуживанием клиентов. Я рекомендовал их всем, кого я знаю, нуждающимся в какой-либо окраске или окрашивании. Я буду использовать их снова и снова!
5,0 Энн Б. Хантсвилл, Алабама
12.11.2020
- Краска или морилка
Fleming Painting отлично поработала!
5,0 Филлис Х. Мэдисон, Алабама
03.10.2020
- Краска, лак или морилка для внутренних поверхностей
Это наш первый бизнес, когда мы приходим вовремя и делаем отличную работу, кстати, цены очень разумные. Когда мы будем готовы красить другие комнаты в нашем доме, мы будем использовать их снова.
4,5 Аманда Л. В Бирмингеме, Алабама
25.09.2020
- Окрашивание или морилка внутренних поверхностей
Фото
Флеминг Живопись
HomeAdvisor позволяет специалистам по обслуживанию публиковать информацию о себя и свой бизнес в своем профиле. HomeAdvisor не просматривать или проверять информационные представления, изложенные в тех профили в том виде, в каком они сообщаются специалистом по обслуживанию.
HomeAdvisor проверяет лицензирование на уровне штата, где это применимо — примечание:
в некоторых штатах требуется лицензирование на местном или окружном уровне, и вам следует
проверьте, правильно ли лицензирован ваш профессионал.
Чтобы найти дополнительную информацию о лицензировании для вашего штата, посетите наш
Страница лицензионных требований.
Какой процесс отбора проходят специалисты по обслуживанию, чтобы стать членами сети HomeAdvisor?
|
||
|
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ: профессиональная информация по обслуживанию участников, подтвержденная, как описано выше, может со временем измениться или истечь; в то время как HomeAdvisor пытается поддерживать точную и актуальную информацию и подтверждает изменения при получении уведомления, мы не можем гарантировать точность профиля и информации о проверке. Поэтому мы рекомендуем, прежде чем обращаться к специалисту по обслуживанию, убедиться, что представленная информация актуальна и/или приемлема для вас. |
||
См. Положения и условия HomeAdvisor для полного описания того, как мы проверяем специалистов по обслуживанию | ||
**Только для специалистов по обслуживанию в США |
Процесс проверки HomeAdvisor
HomeAdvisor использует обширный процесс проверки для проверки компаний и владельцев / руководителей бизнеса. Мы проводим эту проверку, когда компания подает заявку на присоединение к нашей сети, и, если компания принимается, всякий раз, когда проблемы доводятся до нашего сведения. Если у вас есть опасения, что профессионал в нашей сети не соответствует этим стандартам, пожалуйста, свяжитесь с нами для расследования. Мы стремимся поддерживать сеть надежных предприятий по обслуживанию дома, а те, кто не соответствует нашим критериям, будут отклонены или незамедлительно удалены из нашей сети.
Проверка криминального прошлого
Кто проверяет биографию HomeAdvisor?
Владелец или руководитель каждого бизнеса в сети HomeAdvisor (за исключением корпоративных счетов) должен пройти проверку биографических данных. К сожалению, мы не можем выполнить проверку биографических данных каждого сотрудника предприятия — проверка биографических данных выполняется только в отношении владельца или руководителя. Как всегда, мы рекомендуем вам провести собственное исследование компаний, которые вы нанимаете, в том числе направить запросы непосредственно в компании относительно их политики проверки биографических данных сотрудников.
На что распространяется проверка биографических данных?
Мы привлекаем стороннего поставщика для проведения поиска судимостей в штате, в котором работает владелец бизнеса или руководитель. Наш сторонний поставщик использует национальную криминальную базу данных («NCD») для проверки специалистов по обслуживанию. Предприятия не будут допущены к сети, если их владельцы или руководители имеют следующие судимости*:
- Поджог
- Нападение/домашнее насилие/нанесение побоев
- Жестокое обращение с детьми
- Запугивание/террористические угрозы
- Похищение/похищение
- непристойное и похотливое поведение
- Непредумышленное убийство/убийство/убийство/убийство с использованием транспортного средства
- Изнасилование/инцест
- Ограбление/угон автомобиля
- Половые преступления
- Другие преступления, не перечисленные выше, совершенные за последние семь лет
- Заключение контрактов без лицензии за последние семь лет
Наша проверка биографических данных не исключает специалистов по обслуживанию, если рассматриваемое преступление не является тяжким.
*Полнота НИЗ зависит от штата. Имейте в виду, что отчетность в NCD особенно ограничена в следующих штатах: AL, CO, DE, GA, ID, IL, KS, LA, ME, MA, MI, MS, MT, NE, NV, NH, NM. , SD, UT, VA, VT и WY. После первоначального включения в сеть HomeAdvisor предприятия проходят повторную проверку раз в два года.
Как COVID-19 влияет на программу проверки биографических данных HomeAdvisor?
В связи с пандемией коронавируса некоторые государственные учреждения и суды по всей стране временно закрыли свои офисы. Хотя HomeAdvisor будет продолжать свою программу проверки биографических данных, насколько это возможно, эти закрытия могут помешать выполнению некоторых проверок биографических данных. Обратите внимание, что в течение этого периода, если мы не сможем выполнить проверку биографических данных, HomeAdvisor допустит бизнес в сеть и сопоставит бизнес с потребителями. По мере того, как затронутые государственные учреждения и суды начнут вновь открываться, мы возобновим нашу программу в этих юрисдикциях. Как всегда, мы призываем потребителей провести собственное исследование, насколько это возможно, прежде чем нанимать какую-либо компанию.
Лицензирование
Мы проверяем все применимые лицензии на уровне штата и требуем, чтобы каждое предприятие подтвердило, что оно имеет соответствующие местные лицензии для осуществления своей деятельности. Обратите внимание, что HomeAdvisor не подтверждает местное лицензирование. Проведите собственное исследование, используя онлайн-рейтинги, обзоры и телефонные интервью, прежде чем нанимать компанию.
Документы о государственной регистрации бизнеса
Если компания заявляет, что она зарегистрирована как корпорация или компания с ограниченной ответственностью, мы подтверждаем, что компания имеет хорошую репутацию в штате, в котором она осуществляет свою деятельность.
Рейтинги
Компании получают рейтинги домовладельцев через HomeAdvisor. После того, как бизнесу присвоен рейтинг, мы требуем, чтобы он поддерживал в среднем две звезды или выше.
Корпоративные счета
Некоторые предприятия являются сотрудниками, франчайзи, дилерами или независимыми подрядчиками («Корпоративные ИП») более крупных национальных или «Корпоративных счетов». В этом случае мы можем сопоставить вас с корпоративной учетной записью или с одним из их корпоративных предприятий. Описанный выше процесс проверки не применяется к корпоративным учетным записям, поскольку HomeAdvisor не проверяет корпоративные учетные записи или корпоративные предприятия.
Мы требуем, чтобы все пользователи — профессионалы и домовладельцы — придерживались наших основных ценностей, изложенных в нашем Кодексе поведения.
Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями и положениями HomeAdvisor для получения более подробной информации о наших профессиональных требованиях, процессах проверки и отказе от ответственности.
Готовы начать проект?
Ознакомьтесь с этими советами от Мэтта Цурчера, старшего вице-президента по работе с клиентами.
Просмотр советов по проекту
Рейтинги, которым можно доверять
- Домовладельцы, связанные с сервисными профессионалами через HomeAdvisor, могут оценивать свой бизнес.
- Публикуются все честные отзывы — хорошие или плохие.
- Ваш рейтинг поможет другим клиентам сделать правильный выбор при приеме на работу.
Заключительный этап — Подтвердите свое назначение:
Подтвердите встречу с на , — Изменять
Нажимая «Подтвердить встречу», вы подтверждаете, что прочитали и согласны с Условиями и положениями HomeAdvisor, а также соглашаетесь и разрешаете HomeAdvisor и ее дочерним компаниям, а также их сети специалистов по обслуживанию доставлять маркетинговые звонки или текстовые сообщения с использованием автоматизированной технологии на номер, который вы приведенные выше в отношении вашего проекта и других предложений услуг на дому. Согласие не является условием покупки.
Рисование пенициллином: зародышевое искусство Александра Флеминга | Наука
Задолго до открытия пенициллина Александр Флеминг был членом Клуба искусств Челси. Менее известно, что он также рисовал живыми организмами. КорбисДаже для ученых вопрос о происхождении великих открытий остается загадкой. Юные биологи изучают технику. Они учатся секвенировать ДНК, извлекать ядра отложений или различать химические соединения. А вот как совершить большой прорыв, ну это в равной степени шанс и вуду. Ученые, у которых сегодня есть великое понимание (и имплицитно, по крайней мере, в этот момент, понимают открытие), на следующий день с такой же вероятностью исчезнут в анонимности, как и сделают более крупные открытия.
Одним из классических примеров непредсказуемого характера открытий является шотландский сын свиновода Александр Флеминг. Как вы, возможно, узнали в школе, у Флеминга был беспорядок в лаборатории. Он оставил чашки Петри, микробы и почти все остальное в беспорядке на своих лабораторных столах без присмотра. Однажды в сентябре 1928 года Флеминг вернулся из поездки и обнаружил, что какая-то масса растёт в кучу брошенных бактериальных культур и убивает их. Круг гупа был грибком. В этот момент Флеминг открыл антибиотические свойства пенициллина, свойства, которые изменили мир.
Благодаря Флемингу и ученым, разработавшим его открытие, были спасены миллионы жизней. Некоторые из вас дожили до того, чтобы прочитать это благодаря Флемингу. Даже если вы сами не были спасены пенициллином или каким-либо другим антибиотиком, скорее всего, это сделал кто-то из ваших предков. Это правда о наследии Флеминга. Он был обычным человеком, имевшим необычайное влияние. Что неверно, так это идея, что его открытия были просто случайностью. Это еще не все.
Помимо работы ученым, и задолго до открытия антибиотиков, Флеминг рисовал. Он был членом Клуба искусств Челси, где создавал любительские акварели. Менее известно, что он также рисовал в другой среде, живые организмы. Флеминг рисовал балерин, дома, солдат, матерей, кормящих детей, сражающихся фигурок и другие сцены, используя бактерии. Он создавал эти картины, выращивая микробов с различными природными пигментами в тех местах, где он хотел получить разные цвета. Он заполнял чашку Петри агаром, желатиноподобным веществом, а затем использовал проволочный лабораторный инструмент, называемый петлей, для инокуляции участков чашки различными видами. Картины было технически очень сложно сделать. Флеминг должен был найти микробы с разными пигментами, а затем рассчитать время прививки таким образом, чтобы все разные виды созрели в одно и то же время. Эти работы существовали только до тех пор, пока один вид не превратился в другой. Когда это происходило, границы между, скажем, шляпой и лицом стирались; такими же были границы между искусством и наукой.
Непонятно, почему Флеминг начал рисовать микробов; возможно, однажды он взял кисточку и заметил, что она похожа на петлю, которую он использовал для своих бактерий. А может, это было связано с беспорядочными сексуальными пристрастиями артистов. Флеминг работал в больнице Святой Марии в Лондоне, где лечил больных сифилисом. Многие из его пациентов были художниками, и эти художники иногда давали Флемингу картины и, возможно, даже уроки в обмен на лечение. Палитра Флеминга со временем становилась все богаче, поскольку он находил бактерии с нужными ему цветами. Он находил радость в открытии странного нового штамма бактерий, подобно тому, как полевой биолог может испытать то же самое, обнаружив какую-нибудь новую и удивительную птицу. Он собирал необычные формы жизни в надежде, что одна из них когда-нибудь может оказаться полезной.
Флеминг был художником-самоучкой; у него не было настоящего художественного образования, и поэтому он писал то, что приходило ему в голову. В картинах было мало размеров или нюансов, но все же они обладали энергией, усиленной реальностью того, что они на самом деле были живыми. Когда дышишь на картины, они дышат в ответ.
Картины микробного искусства Александра Флеминга было технически очень сложно сделать. Он должен был найти микробы с разными пигментами, а затем рассчитать время прививки таким образом, чтобы все разные виды созрели в одно и то же время. Музей-лаборатория Александра Флеминга (Трест Имперского колледжа здравоохранения NHs) Непонятно, почему Флеминг начал рисовать микробов. Он был художником-самоучкой и рисовал то, что приходило ему в голову. Музей-лаборатория Александра Флеминга (Трест Имперского колледжа здравоохранения NHs) Задолго до открытия пенициллина Флеминг был членом Клуба искусств Челси. КорбисМожно рассматривать эти картины как еще одно проявление странных способов, которыми ученые становятся одержимыми (биологи имеют более чем изрядную долю причудливых увлечений — миниатюрные поезда, фотографии надгробий, коллекции битого стекла). Но когда ученые начали пересматривать историю Флеминга, стало ясно, что эти маленькие картины были больше, чем искусство.
В то судьбоносное утро то, что Флеминг на самом деле обнаружил, было своего рода версией одной из его картин. Каждая из колоний стафилококковых бактерий, которые он посеял на чашке, выросла в маленькую форму, напоминающую планету или звезду на ночном небе. Но среди его диких планет было кое-что еще, более крупное и легкое тело наверху тарелки, гриб Penicillium. Вокруг было темное небо, где умирали бактерии. Это был его шедевр, его «восходящее солнце», картина, которая спасла больше жизней, чем любое другое открытие.
Открытие Флемингом эффектов пенициллина, соединения, вырабатываемого грибком, было функцией его глаза на редкое, глаза художника. Другие ученые, несомненно, видели Penicillium, растущий на их чашках Петри до Флеминга, но они выбросили эти чашки как неудачные (фактически и китайская, и греческая медицина использовали грибок местно для лечения бактериальных инфекций в течение нескольких тысяч лет). Не так обстоит дело с Флемингом, который провел свою жизнь в поисках исключений и ситуаций, которые им благоприятствовали. Выбросы не были счастливыми случайностями. Вместо этого они были для Флеминга живым искусством открытия.
Открытие пенициллина не стало исключением. Другие его открытия накапливались по мере того, как он собирал другие странные наблюдения. Однажды Флеминг свесил нос над чашкой Петри, чтобы его слизь капала на тарелку. Ему хотелось посмотреть, что получится, какое наблюдение вырастет из этого странного насаждения. Новый цвет? Новая форма жизни? Вместо этого он обнаружил, что его слизь убивает бактерии. Он открыл, или в любом случае продолжит, лизоцим, обычный природный антибиотик, который большинство тел вырабатывает в больших количествах. Флеминг прыгал на необычное, как ласка на полевку, и при этом обнаруживал то, что другие прошли мимо или даже с отвращением выбросили в мусор.
Картины бактерий Флеминга имеют много потомков. Группа современных художников использует бактерии для создания всевозможных изображений.