Фламенко танец испания: фламенко, пасодобль, сарабанда и другие танцы родом из Испании

Испанский танец фламенко

Фламенко – танец родом из Испании, который заслуженно считается самым популярным в мире. Этот танец-песня – настоящее искусство, в котором скрыта уникальная национальная философия.

Немного истории

Эта песенно-танцевальная традиция зародилась в XV веке, когда бежавшие из Византии цыгане прибыли в Испанию. Там они старательно перенимали местные обычаи – в том числе и художественные. Испанский фольклор и танцевальные искусства перешли в цыганский обиход и в своей сумме создали уникальный танец – фламенко.

Поначалу это искусство было закрытым, но шли десятилетия, и, в конце концов, оно распространилось по всей стране. Сегодня фламенко считается традиционным испанским танцем.

Фламенко в современном мире

Сегодня фламенко считается самым популярным танцем в мире. Сложно найти такую страну, в которой бы не функционировало как минимум 50 танцевальных школ, где ведутся профессиональные или любительские курсы фламенко.

Сами испанцы не считают всемирную распространённость фламенко негативным явлением. Более того, они гордятся тем, что их танец так любят представители самых разных наций – от американцев до азиатов. Испанцы уверены, что фламенко требует регулярной «подпитки», и если его не будут развивать заграничные коллективы, то со временем оно исчезнет. Всё дело в том, что фламенко – универсальный танец, и в этом его особенность.

Многие культурологи и социологи даже сегодня теряются  в догадках об особенностях национальной философии фламенко. Эта часть испанской культуры изучена лишь поверхностно и таит в себе много неясного.

Философия искусства фламенко

Культурные особенности этого песенно-танцевального искусства кроется в его необычайной для специфичного национального компонента распространённости. Фламенко обладает поразительным магнетизмом и гармонично вкрапляется в любую иностранную культуру.

Песенный компонент фламенко

Фламенко зародился на Пиренейском полуострове посредством взаимодействия иберов, арабов, евреев и цыган. Специфичное горловое пение, которое делает музыкально-поэтическую основу фламенко столь уникальной, произошло от арабо-испанской, или андалусской, музыки. Это позволяет судить о восточном происхождении фламенко. Песенный стиль классического фламенко появился благодаря цыганам, которые трансформировали старый андалусский песенный репертуар в собственный стиль. Сегодня он называется канте хондо, что дословно означает «глубокое пение» – пение с серьёзным драматическим подтекстом.

Пластический компонент фламенко

Пластический компонент фламенко имеет глубокие корни. Поскольку историческая родина цыган – Индия, в танцах испанских иммигрантов слились воедино пластические традиции Древнего Востока и Средиземноморья.

В Индии к танцу всегда относились очень серьёзно и по-философски. В этой стране танец изначально использовался в качестве элемента молитвы, обращения к богам. Поэтому индийские танцы были важным элементом древних музыкальных театров. Такими они остаются и в современной Индии.

Каждое движение во фламенко что-либо символизирует. Так, этот танец олицетворяет три стихии: ноги символизируют землю, руки – воздух, а душа – огонь. Отсюда и столь замысловатые и динамичные вращения корпуса, движения рук и сложные ритмы ногами. Последние даже имеют специальное название – сапатеадо.

Особенности фламенко

Сегодня исконная иберийская культура воспринимается через пластические искусства, или танцы. Среди них, помимо фламенко, известные на весь мир танго, болеро, пассакалия, хота.

Фламенко, как и многие другие танцы, берущие начало на Востоке, являет своим танцевальным компонентом настоящее театральное действо. Если воспринимать этот танец как представление, то в нём всегда есть конкретный сюжет, который, однако, сложно проследить без знания испанской (а именно – иберийской) и восточной культуры.

Эти песни-танцы имеют серьёзный подтекст и повествуют о некоторых драматических мистериях. В них можно проследить настоящий цыганский надрыв, которого бы не было без специфичной истории этого народа: цыган веками подвергали гонениям, они всегда были вечными кочевниками. Вот почему фламенко обычно повествует об одиночестве, ностальгии по утраченной родине, которые превращаются в художественные образы трагической любви. По этой причине фламенко часто называют экзистенциальным танцем: содержательный аспект этого искусства повествует о человеческом существовании и его месте в мире социума и природы.

Песенный компонент фламенко почти никогда не прописывается заранее. Это искусство – чистая импровизация, которая не была бы успешной без особенного состояния, которое в Испании называют «дуэндэ», что переводится как «чувство» и «огонь». Благодаря этому необычайному состоянию фламенко будто превращается в шаманство или магию, в импровизированную живую поэзию.

Фламенко отличается от многих других песенно-танцевальных искусств и своей синтетичностью. Под этим словом понимается соединение разнородных культурных факторов, таких как полиэтничность и экологические типы. В синтетичности фламенко кроется и его жизнеспособность.

Способность фламенко открываться новому и его подверженность экспериментам не помешала этому искусству гармонично слиться с культурой постмодерна, которая ознаменовала окончание XX столетия.

Что ждёт фламенко в будущем

Больше чем полвека назад фламенко вступило в самую динамичную и противоречивую пору своего исторического развития. Сегодня это искусство вбирает в себя посторонние жанры, например, джаз и академическую музыку.

Можно сказать, что современное фламенко – это один продолжительный и непрерывный эксперимент, который явно не слабеет от всевозможных преемственностей. Главное для фламенко – не терять своей уникальности и оставаться самим собой. Тогда это старинное искусство никогда не обеднеет и ещё не одно столетие будет радовать людей по всему миру.

ФЛАМЕНКО: Испанский танец – фламенко

Если вы в Сан-Себастьяне захотите заказать паэлью, то вряд ли она окажется в меню местного ресторана, – блюдо это не испанское, а валенсийское. Спорить о том, чья паэлья лучше – могут только провинции Валенсия и Мурсия (Аликанте, предгорья Каласпарро и Пиносо), но никак не другие города Испании. Точно так же, андалусиец недовольно поморщится, когда речь зайдет об «испанском» танце фламенко. С его точки зрения, – нет никакого «испанского» фламенко, есть только андалусский.

Дух Фламенко

Можно долго обсуждать тонкие различия и исторические особенности стилей Кордобы и Севильи, но родина фламенко именно там, а вся остальная Испания – всего лишь зритель. Стоит ли ехать в далекую Андалусию, чтобы почувствовать ритм и разобраться, какая страсть управляет движением танца – решать вам самим. Точно можно сказать лишь одно: проникнуться атмосферой и настроением фламенко издалека, просматривая видео или прослушивая записи – не удастся!

Дух фламенко, навеки оказался заперт в лабиринтах улиц городов Андалусии и бурлит там, как кипящий суп под крышкой. Ароматы фламенко в Севилье, Гранаде или Кордобе будут разливаться повсюду, но на вкус его нужно пробовать, в так называемых, – кафе-кантанте.

Истоки испанского танца мы оставим на долю теоретиков и историков, ввиду сложности темы. Для себя-же сохраним дразнящие, дерзкие ритмы, отбиваемые деками инструментов или просто пальцами, романтичные костюмы танцовщиц, завораживающую грацию и символику движений, летающие веера и скользящие юбки. Гитарные нисходящие музыкальные ряды и особое звучание – то есть все, что составляет дух, поэзию и атмосферу загадочного танца – фламенко.

Дело даже не в каблуках и не в кастаньетах. Долгое время танцоры и музыканты выходили на площади босиком, а ритм танца отбивали пальцами. Дело в силе гордого духа, древней национальной целостности культуры. Не случайно, говоря о фламенко, выделяют понятие «duende». Словарь переводит нам это слово, как «эльф» или «сказочное существо», хотя ближе смысл передает корень «dueno», – то есть хозяин. В русском языке есть прекрасное слово «домовой» – хранитель места, покоя и души.

Tener duende

«Duende», – пламенеющий, взрывоопасный дух фламенко, навсегда связанный с Кадисом, Гранадой, Кордобой и Севильей. Именно здесь, на сцену выходят «балетные» девочки из Парижа, Вены, да что там, – со всего мира, включая Россию. Все они приехали не столько за деньгами, сколько за этим самым «духом» культуры фламенко. Для представления, танцовщицам требуется только «tablao, – упрощенный вариант сцены, бокальчик хереса и надрывные струны гитары.

То, что вы услышите и увидите на улицах Севильи совсем не похоже ни по музыке, ни по ритму, ни по танцам на то, что вам покажут артисты в кварталах Гранады. Есть фламенко-поп, фламенко-джаз и целые театральные представления, – древних стилей много, но главное в этом загадочном испанском танце – огненный темперамент, скрытая энергия.

Flamenco, в переводе с испанского, означает и стиль в музыке, и птиц фламинго. Пламя ритмов фламенко горит в сердцах артистов и зрителей так же, как огненные блики заката отражаются в цвете оперенья фламинго. Чтобы увидеть первых, – вам придется посетить площади, кафе и театры андалусских городов, а ради розовых фламинго – стоит отправиться на одно из ближайших соляных озер Испании. Ни то, ни другое нельзя пропустить, чтобы понять характер и образ Испании.

Испанцы часто используют выражение «tener duende», что означает – поймать суть, ухватить дух фламенко. Для артиста, это значит стать выдающимся исполнителем танца, для испанца – ухватить немного куража, а для нас с вами – «tener duende» означает рискнуть отправиться в путешествие по Андалусии, под названием «ФЛАМЕНКО»…

Фламенко в Испании — Музыка фламенко, гитара и танцоры

Цыганам часто приписывают изобретение фламенко, но хотя верно то, что они сыграли важную роль в его создании и развитии, существует множество теорий, когда дело доходит до происхождения фламенко. Наиболее широко поддерживаемая гипотеза утверждает, что корни фламенко преимущественно мориско (так называют испанских мавров, принявших христианство), на которые повлияло смешение культур Андалусии 18-го века, где родилось фламенко, которое мы знаем сегодня. Это объясняет, почему цыгане из других частей Испании и Европы не развили этот стиль музыки.

В 19 веке, как реакция на французскую оккупацию Испании и испанскую войну за независимость (1808-1812), любовь людей ко всему испанскому была особенно сильной, противостоящей французскому влиянию. Это чувство подпитывало популярность андалузского искусства, которое дошло до двора в Мадриде. Вновь обретенная любовь к испанским традициям помогла андалузскому фольклору, в том числе фламенко, достичь новых высот.

В золотой век (1869 г.-1910), фламенко развилось в свою окончательную форму в многочисленных cafes cantantes (музыкальных кафе) той эпохи, где певцы и танцоры работали вместе, влияя друг на друга и приспосабливаясь к вкусам публики. Это был первый шаг к профессионализации фламенко и становлению его как музыкального жанра. В этот период появилась самая интенсивная форма фламенко, cante jondo , выражающая самые глубокие чувства.

Растущая популярность фламенко и его связь с другими испанскими обычаями, такими как коррида, привели к тому, что Поколение ‘9 отвергло его. 8. Это философское, литературное и культурное движение дистанцировалось от нисходящей спирали Испании, которая достигла своей низшей точки во время испано-американской войны и потери последних испанских колоний в 1898 году. страсть к испанским традициям и фламенко была дискредитирована в глазах интеллектуалов той эпохи, и эта точка зрения сохранится на десятилетия вперед.

Тем не менее, популярность жанра среди широкой публики росла и росла. Чтобы угодить толпе, многие шоу решили сосредоточиться на palos (различные традиционные стили фламенко), которые были самыми праздничными или праздничными. В ответ в 1920-х годах противоположная тенденция защищала пуризм и приветствовала cante jondo как высшее художественное выражение фламенко. В соответствии с этим идеалом Федерико Гарсиа Лорка и Мануэль де Фалья организовали в Гранаде в 1922 году конкурс cante jonde . Хотя он не произвел большого впечатления, отчасти потому, что организаторы искали «чистоту», которой никогда не существовало.

во фламенко конкурс действительно показал, что высокая культура проявляет интерес к фламенко. Во многом это произошло потому, что многие представители «Поколения 27-го» были из Андалусии и были более знакомы с истинным богатством и глубиной этого вида искусства.

Во времена диктатуры Франко фламенко играло двойную роль: с одной стороны, оно было принято режимом как один из столпов испанской культуры; с другой, она олицетворяла бунт и использовалась для противостояния режиму — песни протеста фламенко были распространены на протяжении 60-х годов. Первые тщательные исследования фламенко, которые заложили основу для его изучения, сохранения и популяризации, начали появляться в 50-х годах.

Первое издание Festival Internacional del Cante de las Minas de la Unión проходил в Мурсии в 1961 году. То, что началось как конкурс cante (пение), превратилось в легендарный фестиваль, на котором профессионалы и любители соревнуются во всех трех категориях:

cante , baile и toque . Фестиваль, который теперь отмечается каждый год в начале августа, считается одним из самых важных событий фламенко в мире и объявлен праздником национального туристического интереса.

На протяжении многих лет жанр фламенко продолжал развиваться, подвергаясь всевозможным влияниям. Фьюжн фламенко зародился в 70-х годах с его собственными легендарными исполнителями, такими как гитарист Пако де Лусия и группа cantaores (певцы фламенко) Камарон де ла Исла, Энрике Моренте, Эль Лебрихано и Ремедиос Амайя. Сегодняшнее фламенко отражает многие влияния различных музыкальных стилей, включая джаз, сальсу и босса-нову, и включает в себя инструменты из других культурных традиций.

Преобразования, которым подвергалось фламенко на протяжении всей своей истории, привели к его интеграции в современные музыкальные направления рока, поп-музыки и блюза с участием таких исполнителей, как Раймундо Амадор, Кетама и Росарио Флорес, и это лишь некоторые из них. Одним из самых важных моментов для этого слияния стал выпуск 19Альбом 96

Omega , совместная работа cantaor Enrique Morente и Lagartija Nick, рок-группы из Гранады. Несколько выдающихся деятелей мира фламенко также приняли участие в проекте, который адаптировал стихи из романа Федерико Гарсиа Лорки « Поэт в Нью-Йорке » и песни канадского певца и автора песен Леонарда Коэна. Сегодня дочери Энрике Моренте, Эстрелла и Солеа, являются двумя самыми успешными и известными артистами, уходящим корнями в традиции фламенко.

ОСНОВЫ ИСТОРИИ ФЛАМЕНКО

Фламенко — это типичный стиль музыки и танца Испании, особенно в регионах Андалусия, Эстремадура и Мурсия. Некоторые теории считают, что это восходит к 1700-м годам, и считается, что культура фламенко родилась в результате постоянного взаимодействия между туземцами, цыганами, мусульманами, евреями и кастильцами. Как сильный элемент испанской культуры, фламенко имеет большую историю с ключевыми моментами, которые определяют реальный танец, который мы знаем.

Так что, если вы планируете посетить представление фламенко во время предстоящей поездки в Испанию и хотите лучше в нем разобраться (а почему бы и нет, показать свои знания своим попутчикам), не пропустите сегодняшнее объяснение истории фламенко. Кстати, это наши рекомендуемые шоу фламенко в Барселоне, а это наш тур по фламенко и тапас.

ПРИЕЗЖАЙТЕ НА ТУР ФЛАМЕНКО И ТАПАС

Вот что вам нужно знать об истории танца и музыки фламенко:

Происхождение

Фламенко не просто возникает из ничего, это в основном эволюция и смешение разных фольклорных музыкальных произведений. Однако общепризнано, что история фламенко связана с некоторыми цыганскими общинами, проживавшими в Андалусии (юг Испании) в 1400-х годах. К сожалению, они были в основном кочевниками и не имели доступа к образованию, поэтому ни письменных записей, ни нотных листов об этом не будет до 300 лет спустя: отрывок из итальянской оперы: «La maschera fortunata».

Золотой период (1860-1910)

К концу XIX века фламенко уже распространилось по всей Андалусии, став одним из самых популярных видов искусства в регионе, и вместе с ним открылись первые «Cafés Cantantes», которые были ночными клубами, где люди наслаждались выпивкой. и просмотр музыкальных шоу. Эти заведения позволили «кантаорам» (певцам фламенко) улучшить свои выступления и представили их публике.

Некоторые люди даже говорят, что «Cafés Cantantes» имели решающее значение для фламенко, так как раньше они были заполнены людьми из разных этнических групп, что позволяло этим людям учиться друг у друга культурам и песням, способствуя укреплению искусства фламенко. как мы это знаем.

Кроме того, «Cafés Cantantes» помогли прославить некоторых «Cantaores», которые выступали очень часто, и публика влюбилась в их харизму. В этом контексте начали появляться первоклассные певцы, такие как Сильверио Франконетти, Томас Эль Нитри и Хуан Брева, что породило здоровое соперничество между ними, что только способствовало общему улучшению качества шоу. Вот почему такой цветущий период в истории фламенко считается его золотым периодом.

Опера Фламенка (1910-1955)

В первой половине двадцатого века представления фламенко начали выходить из «Cafés Cantantes» и стали проходить в более крупных местах, таких как арены для боя быков и театры. Поначалу содержание шоу ничем не отличалось. Интересно, что опера облагалась налогом по ставке 3%, в то время как другие шоу разных жанров облагались налогом в размере 10%. Когда продюсеры это поняли, они придумали название «Опера Фламенка», чтобы предлагать более дешевые билеты.

Успех оперы Фламенка был настолько велик, что вскоре она достигла и других регионов Испании, повышая свою популярность с каждым новым представлением, и вскоре она стала более коммерческим искусством, оставив позади определенные стили или «канты» (как они известны в испанский фольклор), которые считались старомодными и консервативными.

Конечно, подобные трюки в угоду массам подверглись широкой критике со стороны защитников более пуристских стилей. Именно в этот период фламенко начинает рассматриваться как один из самых сильных элементов испанской культуры, оставляя позади представление о том, что оно было эксклюзивным для региона Андалусия.

Даже когда Гражданская война в Испании закончилась и диктатура Франсиско Франко постоянно ставила под сомнение его вклад в испанскую идиосинкразию, они неизбежно должны были признать его место, поскольку они не могли отрицать силу фламенко в культурном контексте страны.

Известными фигурами того времени были Антонио Чакон, Мануэль Торре, Ла-Нинья-де-лос-Пейнес, Пепе Марчена и Маноло Караколь. Вы все еще можете увидеть Opera Flamenca в Барселоне в наши дни.

Антонио Чакон и Мануэль Торрес, La Época Dorada…

Ла-Нинья-де-лос-Пейнес, Аньо 19:30-40

(2)

РАСПРОДАЖА

Великие мастера фламенко Том 10

(3)

Маноло Караколь и Лола Флорес

Opera Flamenca

Ренессанс фламенко – Антонио де Майрена (с 1955 г.)

В 1950-х годах Опера Фламенко была широко известна даже за пределами Испании, и новое поколение певцов начало возвращаться к более классическим форматам фламенко, играя оригинальные стили в небольших группах. Появился также новый интерес к изучению искусства и истории фламенко, что придало ему более интеллектуальную категорию – это был уже не просто фольклор.

Антонио Майрена — величайший пример этого нового поколения, посвятившего почти всю свою карьеру спасению и восстановлению многого забытого» кантес ». Он освоил почти все из них и был очень обеспокоен окружающими его артистами и примером, который он подавал, опасаясь, что он может сделать что-то, что не было в традициях фламенко.

Он изучал и продвигал андалузские и цыганские корни фламенко, и мы обязаны ему спасением оригинального и классического фламенко, которое до этого было неизвестным и презираемым. Также в это же время компания Hispavox записала Антологию канте фламенко с Маноло Караколом в главной роли. Такая коллекция помогла сохранить культуру фламенко для будущего.

Грандес Кантаорес

Фламенко сегодня

Считается, что нынешний сценарий искусства фламенко начался в 1970-х годах, когда оно начало сливаться с другими музыкальными жанрами, такими как блюз, джаз и даже рок. Хотя оригинальные и чистые представления фламенко остались, они были сведены к интеллектуалам и артистам, которые восхищаются им, или к шоу для туристов.

Тем не менее, интеллектуальное движение фламенко не презирает эти слияния, но различает эти сочетания на «правильные» слияния и «неправильные» на основе использования ритмов и мелодий фламенко и того, насколько артист может изменить их без искажение сути. Также произошло большое развитие и эволюция гитары фламенко, даже был создан новый формат исполнения, гитарные концерты, что считается новой тенденцией, « Concertismo » (прекрасным примером является великий художник Пако де Лусия).

Также произошла интересная эволюция танца фламенко. В последние годы правительство Андалусии приложило значительные усилия для поддержки культуры фламенко, гарантируя пространство для ее развития и создавая специальное агентство по этой теме.

РАСПРОДАЖА

5 оригинальных альбомов Том 2

И БОНУС! Узнайте, откуда произошло слово «фламенко»:​

Этимология

Несмотря на всю эту историю, есть еще кое-что, что мы не объяснили, и это этимология слова «фламенко». Хотя определенного происхождения нет, есть две сильные теории, среди прочих, от которых со временем отказались. Некоторые говорят, что происхождение этого названия происходит от сходства между птицей фламинго (по-испански называемой «фламенко») и внешним видом и языком тела исполнителей.

Но также говорят, что в Андалусии цыган называли фламенко. Хотя нет четкой причины, по которой это слово использовалось для обозначения цыган, существуют определенные поверья, связанные с жаргоном заключенных, используемым для описания капризного и экстравагантного поведения, которое считалось типичным среди цыган.

Знаете ли вы какие-либо другие факты из истории фламенко, которыми вы хотели бы поделиться с нами?

Фейсбук Линкедин YouTube Пинтерест Инстаграм

БИО АВТОРА

Марта является основателем ForeverBarcelona. Она страстный гид, любит Барселону и любит писать. Она является основным автором нашего блога и стремится делиться своими знаниями о Барселоне и своими лучшими советами с нашими читателями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *