Форма правления в камбодже: Камбоджа — подробная информация о стране

Конституционные основы, характеристика формы правления / Камбоджа / Политический Атлас Современности

Камбоджа / Конституционные основы, характеристика формы правления

Действующая конституция Королевства Камбоджа была принята Учредительным собранием 21 сентября 1993 года. Принятие этой конституции стало результатом двухлетней работы Учредительного собрания по согласованию интересов всех конфликтующих сторон.

Конституция Камбоджи содержит 157 статей, объединённых в 16 глав. В преамбуле заявлено отрицание и осуждение политических традиций и практик, сложившихся за последние два десятилетия. Конституция опирается на политические традиции первого монархического периода, существовавшего с 1947 по 1970 годы. Конституция в первоначальном своём варианте полностью воссоздавала политическую систему первого королевства. 4 марта 1999 года в конституцию были внесены поправки, изменившие ст. 11, 12, 13, 18, 22, 24, 26, 28, 30, 34, 51, 90, 91, 93, 136, 140, 141 и добавлявшие новые ст. с 99 по 117, связанные с формированием второй палаты парламента — Сената.

Глава 3 конституции описывает права и обязанности граждан Камбоджи. Ст. 31 вводит принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, отвергает любую форму дискриминации по национальному, гендерному, религиозному и языковому признакам, а также по социальному статусу.

Конституция гарантирует гражданам личные права и свободы. Среди них — право на жизнь и свободу личной жизни, принцип уважения к гражданину (ст. 32 и 33), уважение чести и достоинства, право на справедливое судопроизводство, принцип презумпции невиновности, право обращаться в суд с жалобами на произвол властей, тайна переписки, свобода прессы, неприкосновенность жилища, свобода слова (ст. 38–41), свобода совести и вероисповедания, равенство полов (ст. 43 и 45).

К политическим свободам, которые гарантируются конституцией, относится право равного доступа к государственной службе, пассивное и активное избирательные права (ст. 33 и 34), свобода ассоциаций (ст.  42).

В конституции зафиксированы также экономические, социальные и культурные права. Среди них — право на труд, формирование профсоюзов, социальную защиту, забастовки (ст. 36, 37), право собственности (ст. 44), запрет принудительного и рабского труда, право на защиту детей (ст. 46 и 48).

В камбоджийской конституции прописаны следующие обязанности: лояльность государству и подчинение его конституции и законам, защита отечества, уважение национального суверенитета, культуры, а также частной собственности, уважение прав детей, (ст. 47, 49 и 50).

Главы 4 (ст. 51–55) и 5 (ст. 56–64) определяют основные принципы политической (целостность территории, вечный нейтралитет, отказ от обладания оружием массового уничтожения и так далее) и экономической (основы финансовой системы, закрепление природных ресурсов в государственной собственности, принципы рыночной экономики, запрет торговли наркотиками и так далее) жизни государства.

Глава 6 (ст. 65–75) закрепляет принципы образовательной, культурной и социальной политики.

Помимо компетенций органов государственной власти в конституции зафиксированы принципы административно-территориального устройства (ст. 145–146), а также способы пересмотра и внесения поправок в конституцию (ст. 150–153). Инициатива изменения конституции может исходить от короля, премьер-министра или 1/4 депутатов Национального собрания или сенаторов. Поправки или новая конституция принимаются 2/3 депутатов Национального собрания. Пересмотр конституции, направленный на ликвидацию демократических принципов или прав и свобод граждан, запрещён (ст. 154–157).

Камбоджа является парламентской конституционной монархией. Согласно гл. 2 (ст. 7–30), конституции главой государства является король. Король Камбоджи избирается пожизненно Советом Трона из числа представителей королевской династии, достигших 30 лет. В Совет Трона входят (ст. 13) председатели Сената и Национального собрания, по два их заместителя, премьер-министр, главы монашеских орденов Моханикай и Таммайут. Согласно ст. 7, «Король царствует, но не правит». Королю предоставляются символические права, такие как право назначать главу правительства, подписывать международные договоры, подписывать законопроекты (отсутствует право вето), вручать государственные награды и так далее. Подчёркивается, что все эти права осуществляются королём с согласия и по рекомендации правительства, Национального собрания и Сената.

Однако король обладает высоким авторитетом в камбоджийском обществе, что позволяет ему принимать активное участие в качестве «третейского судьи» при разрешении внутриполитических кризисов. Согласно ст. 132 и 133 гл. 11, король является также гарантом независимости судебной власти и председателем Верховного магистратского суда.

←   Назад  |   Конституционные основы, характеристика формы правления   |   Вперёд   →


Камбоджа — Камбоджа — Планета Земля

К началу нашей эры древние кхмеры, чьи предки когда-то обжили территории по берегам реки Меконг, уже владели техникой обработки меди, бронзы и железа. Они сумели наладить также тесные торговые и культурные связи с Индией.
Эти связи во многом способствовали появлению первых государств в Камбодже. Уже в I в. н. э. в дельте Меконга сформировалось монархическое государство Фунань (во главе его стоял единоличный правитель, именовавшийся «курунг бнам», или «царь горы»). Фунань иногда называют раннеклассовым государством, поскольку уже тогда в жизни кхмеров социальная иерархия играла важнейшую роль. Одновременно с Фунанем в окрестностях появились и более мелкие государства, к VI в. получившие независимость от фунаньских правителей.
Наивысшего расцвета Фунань достиг в V — начале VI в. Но внутренние распри властителей страны привели к тому, что в том же шестом столетии она распалась.
Уже в VII-VIII вв. в прежних владениях Фунаня возникли государства Ченла Земли и Ченла Воды. Многоступенчатое кастовое деление общества стало еще более жестким, особую власть получили индуистские жрецы. К IX в. правитель Ченла Воды Джаяварман II сумел создать кхмерскую империю Камбуджадеша, со временем охватившую территории будущих Камбоджи, Таиланда и Лаоса и ставшую крупнейшим государством полуострова Индокитай. Империя укрепляла свои позиции в войнах с Тьямпу и Дайвьетом в пределах нынешнего Вьетнама. Но и Камбуджадешу подвела внутренняя нестабильность: в XIII в. империя начала распадаться из-за крестьянских восстаний.
Остатки прежде величественной Камбуджадеши захватил Шри Индраварман III (годы правления: 1295-1308), сделавший ставку на внутреннее восстановление страны и введший взамен индуизма буддизм. Впоследствии Камбоджа пережила несколько веков территориальных конфликтов с соседями, в том числе с сиамцами, государства то возникали, то исчезали.
В середине XIX в. началось распространение колониальной власти Франции в Индокитае. Само собой, прекрасная Камбоджа не осталась без внимания. В 1863 г. камбоджийские правители под сильным давлением Франции были вынуждены подписать с ней договор о протекторате, в 1884 г. страна стала французской колонией, а тремя годами позже вошла в состав французского Индокитайского союза. Новая власть хозяйничала в Камбодже с размахом. Были в этом для страны и свои плюсы: строились железные дороги, предприятия; и минусы: колонизаторов более всего волновало получение прибыли здесь и сейчас, люди же подвергались жестокой эксплуатации, неразумно, без отдыха использовались земли.
Во время Второй мировой войны Камбоджа была оккупирована японскими войсками, в 1942-1945 гг. Накануне своей капитуляции в войне Япония сделала в отношении Камбоджи демагогический «ход конем»: объявила о завершении протектората Франции и преобразовании Камбоджи в независимое государство. Но ни сил, ни влияния у Страны восходящего солнца уже не было, и в том же году протекторат Франции был восстановлен. В 1946 г. Франция предоставила Камбодже автономию в рамках Индокитайского союза, что сопровождалось принятием Конституции, а в 1953 г. Камбодже была предоставлена независимость.
В 1955 г. король Нородом Сианук создал политическую организацию под названием «Национально-социалистическое сообщество» — в противовес набиравшим силу коммунистам. Политическими дискуссиями дело не ограничивалось, коммунистов бросали в тюрьмы, и многие из них устремились в коммунистический Северный Вьетнам. А во Франции тем временем рвался в бой образованный интеллектуал Салот Сар, более известный как Пол Пот (1928-1998). И дорвался. Но не сразу. В 1970 г. генерал Лон Нол посадил короля под домашний арест и провозгласил Республику Кхмеров. Несмотря на поддержку Республики Кхмеров и Лол Нола, как ее президента, со стороны США и Южного Вьетнама, красные кхмеры в 1975 г. с боями захватили власть в стране. Пол Пот, судя по всему, был психически нездоровой личностью, ничем иным его заявления о том, что в стране должны остаться только настоящие коммунисты, а всех остальных — к стенке или в концентрационные лагеря («кооперативы»), где лишенные элементарных человеческих прав люди работали по 18-20 часов ежедневно, объяснить невозможно. По разным подсчетам, за годы правления Пол Пота в Камбодже было уничтожено от 1 до 3 млн человек. Были запрещены все религии, частная собственность, искусство, книги так таковые, и т.д., и т.п. Аппетит Пол Пота, однако, только рос, и в 1978 г. он напал на Вьетнам, но через год «получил по шапке» от вьетнамцев, имевших немалый опыт партизанских войн: режим кровавого диктатора был свергнут. Недобитые полпотовцы еще продолжали вести партизанские действия, однако страна все же встала на путь возрождения. Была провозглашена Народная Республика Камбоджа (Кампучия), были внесены  поправки  в  Конституцию, позволяющие восстановить монархию. В 1989 г. вьетнамцы ушли из Камбоджи, но гражданская война еще долго, до самой смерти Пол Пота, давала свои метастазы в джунглях. В 1999 г. последние выжившие сторонники «красных кхмеров» согласились на капитуляцию и предстали перед судом.
Последствия удара, нанесенного системе образования, особенно высшего, ощутимы по сей день: уровень грамотности в стране 73,6%, остро не хватает квалифицированных специалистов среднего и высшего звена, не хватает дорог — многие из них еще хранят мины, грунтовые в тропическом климате за годы гражданской войны просто заросли. Но Меконг дарит землям Камбоджи живительную силу: долина этой реки, так же как и окрестности озера Тонлесап, отличаются высокой плодородностью. Культуры здесь приживаются самые разнообразные, в том числе и сахарный тростник, рис, бананы, манго и т д. Сегодня около 85% населения ежедневно выходит на работу в поле, а 36% живет за чертой бедности. Где нищета, там и преступность, и выращивание наркотиков на продажу. Характер бедствия приобрела в стране торговля людьми и незаконный транзит их в соседние страны (особенно в Таиланд и Малайзию). Залежи драгоценных камней влекут в Камбоджу множество авантюристов. Из-за варварских раскопок нарушается почвенный баланс, нередко охотники за сокровищами прибегают к осушению заболоченных территорий. Но пока что правительству Камбоджи не удается победить организованную преступную структуру.


Общая информация

Официальное название: Королевство Камбоджа.
Форма правления: конституционная монархия при двухпалатном парламенте.
Административное деление: 20 провинций, 4 муниципалитета.
Столица: Пномпень, 2 000 064 чел. (2009 г ).
Язык: кхмерский.
Этнический состав: кхмеры — 90%; вьетнамцы — 5%; китайцы — 1%; другие — 4%.
Религия: буддизм.
Денежная единица: риель.
Крупнейшие города: Пномпень, Сиемреап, Кампонгтям, Баттамбанг Прейвэнг.
Крупнейшие реки: Меконг Бассак, Тонлесап.
Крупнейшее озеро: Тонлесап.
Важнейшие порты: Кампонгтям, Пномпень, Кахконг Кампот.
Важнейшие аэропорты: международные аэропорты в городах Пномпень, Сиемреап, Кампонгтям.

Цифры

Площадь: 181 040 км2.
Население: 14 805 000 чел (2009 г.).
Плотность населения: 81,8 чел/км2.
Самая высокая точка: г. Ораль (1771 м).
Урбанизация: 14%.

Экономика

ВВП: $28 461 млн (2008 г.).
ВВП на душу населения: $2082 (2008 г.).
Промышленность: текстильная, горнодобывающая (драгоценные камни), обработка риса, заготовка древесины, деревообработка, изготовление каучука, цемента.
Сельское хозяйство: выращивание риса, овощей, кукурузы, кэшью, маниоки.
Рыболовство.
Сфера услуг: туризм.

Климат и погода

Тропический муссонный.
Выделяются сухой (декабрь-апрель) и дождливый (май-ноябрь) сезоны.
Средняя температура лета: +22ºС.
Средняя температура зимы: +24ºС.
Среднегодовое кол-во осадков в долине Меконга 1400 мм, в горах вдоль морского побережья 2500-5000 мм.

Достопримечательности

■ Ангкор: храмовый комплекс IX-XV вв.; комплекс целиком, а также отдельно храмы Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО;
■ Пномпень: монастырь Ином со ступой, Королевский дворец, «Серебряная пагода». Национальный музей, памятник Независимости, Центральный рынок (Пхсар Тхом Тхмей).

Любопытные факты

■ На территории Камбоджи располагается крупнейший храмовый комплекс в мире — Ангкор (24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг, в общей сложности около 70 храмов). Некогда здесь находился город, бывший столицей Кхмерской империи. Храмовый комплекс строился в IX—XII ев. Самые известные из храмов Ангкора — Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом. Несколько веков храмы Ангкора, вплоть до второй половины XIX в., пребывали в запустении, зарастали, но не разрушились. Благодаря способу кладки каменных блоков — по принципу замка — цемент строители Ангкора не использовали. В результате исследований ученых, было установлено, что храмы Ангкора, если смотреть на них сверху, представляют собой весьма точную карту звездного неба.
■ В засушливый период озеро Тонлесап имеет размер — 3000 км2. Но в сезон дождей увеличивается в 4-5 раз, что позволяет ему считаться самым большим пресноводным водоемом Юго-Восточной Азии. Удивительные метаморфозы происходят и с одноименной рекой, вытекающей из него. Когда тропический ливень оживляет сухие русла притоков, река Тонлесап словно теряет все ориентиры в пространстве и течет вспять, обратно в озеро.
■ Один из самых популярных праздников в Камбодже — трехдневный фестиваль Воды, отмечающийся по буддийскому календарю в ноябрьское полнолуние. В центре празднеств — река Меконг: здесь проводятся соревнования на длинных, ярко украшенных лодках, на каждой из которых размещается до 60 гребцов, и всевозможные церемонии, призванные выразить благодарность жителей Камбоджи великой реке за все, что она им дает. С берега взлетают фейерверки Другой центр фестиваля — озеро Тонлесап, недалеко от храмового комплекса Ангкор.
■ В Камбодже по сей день разрешено и довольно распространено многоженство.
■ На территории Камбоджи до сих пор продолжают находить минные поля, оставшиеся со времен гражданской войны. Ежегодно счет обнаруженных и обезвреженных мин идет на тысячи.

Какой тип правительства в Камбодже?

Национальное собрание Камбоджи.

Правительство Камбоджи считается конституционной монархией, что означает, что монарх правит в соответствии с писаной конституцией. Этот документ устанавливает юридические пределы власти монарха. В Камбодже премьер-министр является главой правительства, а монарх — главой государства, что является символом национального единства. Правительство осуществляется парламентской системой и тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. В этой статье мы подробно рассмотрим каждую ветвь.

Исполнительная власть правительства Камбоджи

Исполнительную власть возглавляет премьер-министр. Президент и вице-президент Национальной ассамблеи, одной из палат парламента, рекомендуют кандидата на пост премьер-министра на основании политической партии, находящейся у власти. Члены Национального собрания голосуют за кандидата, а монарх проводит официальное назначение.

Вступив в должность, премьер-министр избирает совет министров, которые являются главами различных министерств и должны подчиняться премьер-министру. Некоторые из министерств, входящих в состав исполнительной власти Камбоджи, включают: торговли, культуры и изящных искусств, здравоохранения, информации, шахт и энергетики, планирования, туризма, водных ресурсов и метеорологии, по делам женщин, развития сельских районов и окружающей среды. Премьер-министр призывает к порядку и руководит заседаниями Совета министров, чтобы убедиться, что каждое министерство правильно выполняет свои обязанности.

Исполнительная власть исполняет законы и постановления по решению законодательной власти.

Законодательная власть правительства Камбоджи

Законодательная ветвь власти Камбоджи состоит из двухпалатного парламента: Национального собрания и Сената. Национальное собрание состоит из 123 членов, избираемых населением на основе пропорционального представительства. Каждый член служит 5-летний срок. Сенат состоит из 61 члена. Из этих лиц двое назначаются монархом, а двое избираются Национальным собранием. Остальные члены избираются специальными выборщиками от более низких уровней власти. Члены Сената избираются на 6-летний срок.

Народная партия Камбоджи имеет большинство мест как в Национальном собрании (68 мест), так и в Сенате (43 места). Второй по величине партией, представленной в Национальной ассамблее, является Партия национального спасения Камбоджи (55 мест). В Сенате это партия Сэма Рейнси (11 мест). Чтобы работать в законодательной власти, кандидаты должны быть не моложе 25 лет.

Роль законодательной власти заключается в принятии законов. Затем эти законы отправляются монарху для окончательного утверждения. Монарх не имеет права накладывать вето на новые законы.

Судебная власть правительства Камбоджи

Судебная власть состоит из различных судов, которые действуют независимо от остальной части правительства. Эта ветвь власти была предусмотрена Конституцией 1993 г., однако не была создана до 1997 г. Высшей судебной инстанцией в Камбодже является Высший совет магистратуры, который возглавляют 17 судей.

Основной обязанностью этого отдела является обеспечение соблюдения закона путем наказания преступников, разрешения споров и судебных исков и защиты прав граждан Камбоджи.

Amber Pariona in Politics

ПОСОЛЬСТВО КОРОЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ КАМБОДЖИ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ В ВАШИНГТОНЕ, округ Колумбия0002 2023 © Королевское посольство Камбоджи в Вашингтоне, округ Колумбия, США. Все права защищены.

Кабинет Камбоджи

. Кабинет Камбоджи , официально известный как Совет министров (кхмер: គណៈរដ្ឋមន្ត្រី, французский: Conseil Des Ministrees ), исполнительный орган Королевства Королевства, руководящим Премьер-министр, которому помогают заместители премьер-министра, старшие министры и государственные секретари. Члены кабинета назначаются премьер-министром и назначаются монархом.

Роль

Глава VIII Конституции определяет роль Королевского правительства Камбоджи:

  • Статья 99: Совет министров является Королевским правительством Камбоджи. Совет министров возглавляет один премьер-министр, которому помогают заместители премьер-министра, а также государственные министры, министры и государственные секретари в качестве членов.
  • Статья 100: По рекомендации Президента и с согласия обоих заместителей Председателя Ассамблеи Король назначает высокопоставленного лица из числа представителей победившей стороны для формирования Королевского правительства. Это назначенное Собрание или члены политических партий, представленные в Собрании. После того, как Собрание вынесет вотум доверия, Король издает Королевский указ (Крет) о назначении всего Совета министров. Перед вступлением в должность Совет Министров приносит присягу в соответствии с Приложением 6.9.0050
  • Статья 101: Функции членов Королевского правительства несовместимы с профессиональной деятельностью в сфере торговли или промышленности и с занятием любой должности на государственной службе.
  • Статья 102: Члены Королевского правительства несут коллективную ответственность перед Ассамблеей за общую политику Королевского правительства.
    Каждый член Королевского правительства несет личную ответственность перед премьер-министром и Ассамблеей за свое поведение.
  • Статья 103: Члены Королевского правительства не должны использовать письменные или устные приказы кого бы то ни было в качестве основания для освобождения от ответственности.
  • Статья 104: Совет Министров собирается каждую неделю на пленарное заседание или на рабочее заседание. Премьер-министр председательствует на пленарных заседаниях. Премьер-министр может поручить своему заместителю председательствовать на рабочих заседаниях. Протокол заседания Совета Министров направляется Королю для сведения.
  • Статья 105: Премьер-министр имеет право делегировать свои полномочия заместителю премьер-министра или любому члену Королевского правительства.
  • Статья 106: Если должность Премьер-министра постоянно вакантна, в порядке, предусмотренном настоящей Конституцией, назначается новый Совет министров. Если вакансия является временной, временно назначается исполняющий обязанности премьер-министра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *