Франсиско Гойя, «Молочница из Бордо» | Капля света
Главная » История одной картины » Франсиско Гойя, «Молочница из Бордо»
Рубрика «История одной картины»
Автор: Юлия Риа
Холст, масло, 1825—1827 г.г. 76 на 68 см
Картинка увеличивается.
Во второй половине 19 века зародилось новое течение — импрессионизм. Главное было в нём: передача сиюминутного чувства, момента, не углубляясь в философию и рассуждения. Картины импрессионистов, как правило, жизнерадостны (или приятно-ностальгически грустны). Они легки и естественны.
В 1808 году Наполеон вступил в Испанию, начались длительные кровопролитные бои в городах. Испанский народ яростно сопротивлялся захватчику. «Ошибка номер один — поход в Испанию», — так на острове святой Елены писал Наполеон (какая будет вторая ошибка, думаю, ясно). Последствия войны позже, после изгнания французских войн, опишет Франсиско Гойя в серии своих гравюр «Бедствия войны».
С изгнанием французских захватчиков в Испании не установился покой — власть переходила от одних к другим, были и республика, и снова восстановление монархии.
В 1824 году Гойя покинул родину (тогда ему 78 лет). В стране притесняли вольнодумцев и либералов, к коим принадлежал и художник (в 1815 году его даже вызвала на допрос инквизиция). Оставаясь на государственной службе (придворный живописец) он попросил отпуск и уехал во Францию, в город Бордо, и так там и остался (последние четыре года жизни).
Здесь Гойя и напишет одну из своих знаменитых и противоречивых картин: «Молочницу из Бордо». В некоторых источниках отмечается, что картина весьма оптимистична и весела… Странное заключение, у меня при взгляде на неё возникают такие ассоциации: тревога, тоска, неминуемость судьбы, двойственность жизни. Но если сравнивать картину с последними работами Гойи, то, да, она выделяется среди них своей лёгкостью, чувственностью, сиюминутностью. Выделяется и с технической точки. Не зря эту картину некоторые искусствоведы относят к первому проявлению импрессионизма. Я тоже вижу в ней новизну и стремление к иным формам живописи.
Франскиско Гойя «Молочница из Бордо», фрагмент.
Следует отметить, что с 2001 года, картина имеет статус непроверенной, то есть у некоторых учёных имеются сомнения насчёт авторства. Знаменитый «Колосс» уже признан «не картиной Гойи». Так и здесь ведётся расследование.
Вообще искусствоведы (а тем более те, кто специализируется конкретно на каком-то художнике) очень скрупулезно относятся к своему делу. Наклон головы у девушки непривычный для картин Гойи, что уж говорить про мазки и цвета. Картина сильно отличается от последних его работ. Уж не знаю насколько эти исследования можно считать объективными, но мне представляется
Если не Гойя писал, то кто? Считается, что, возможно его дочь Росарио (родилась в 1814 году от некой Леокадии, уже после смерти жены художника). Они жили с Франсиско в Бордо, где он учил Росарио живописи. Могло быть и так. Но в любом случае, Гойя знал эту картину и очень ценил.
А ещё перед самой смертью он сделал такой рисунок:
На нём написано: «Я всё ещё учусь!»
Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».
Метки: Гойя, импрессионизм, романтизм.
К записи 4 комментария
Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:
Картины Гойи «Молочница из Бордо» и «Коррида» | Великие художники
Октябрь 18, 2012
„«Тавромахия» стала восхитительной серией” Андре Мальро, 1950
Молочница из Бордо
1827; 74х68 см
Прадо, Мадрид
Гойя приезжает во Францию, «не зная ни одного французского слова, без прислуги, старый, глухой, больной и беспомощный, но как же он счастлив! И как живо интересуется всем, что теперь его окружает», — писал о первых годах эмиграции художника его приятель Леандро Фернандес де Моратин.
Кстати, этот писатель переехал во Францию еще раньше Гойи: во время политических неурядиц на Пиренейском полуострове в Бордо возникла целая колония испанских эмигрантов.
И в Париже, где Гойя бывает регулярно, и в Бордо, ставшем местом его постоянного жительства, художник не расстается со своим альбомом, в котором время от времени делает какие-то наброски. Благодаря своему приятелю по фамилии Голон, художник открывает для себя технику литографии и признается: „«Мне уже восемьдесят лет, а я все еще учусь”…
„Под конец жизни Гойя сделал несколько быстрых эскизов на литографическом камне, это были сцены боя быков. В этих рисунках, набросанных рукой давно глухого и почти слепого старца, мы находим ту энергию и размах, которые были присущи его «Капричос» и «Диспаратес»”, — писал Теофиль Готье в 1840 году.
Кроме гравюр, на которых представлены бои быков, возникают также картины. «Коррида», находящаяся сегодня в Прадо, является одним из четырех полотен, написанных во Франции и представляющих собой иллюстрации к опубликованной в 1777 году книге об отважных тореадорах.
Коррида
1825; 38х46 см
Прадо, Мадрид
Позже этот проект разросся в целый графический цикл под названием «Тавромахия» («таврос» — бык), изданный в 1816 году. Гойя вспомнил молодость: когда-то он был страстным поклонником корриды и даже участвовал в представлениях бродячей труппы отважных тореро, подписывая свои письма «Франсиско де Лос Таврос», что значит «Бычий»…
Серия «Тавромахия» менее известна и популярна, чем, к примеру, «Капричос», что, в общем-то, понятно: там нет никаких терзаний души, рефлексий и мистических переживаний. Зато есть присутствие духа и полет мысли, превративший корриду во вселенский символ.
Заканчивая свой творческий путь картиной крови, проливаемой на арене — с одной стороны, и изображением молодой, пышущей здоровьем, прекрасной молочницы — с другой, Гойя как бы подводит итог своей жизни, в которой было место и опасным приключениям, и трагическим событиям, и чувственным наслаждениям.
«Молочница из Бордо» восхищает радостным и светлым настроением, которым она проникнута, а также свежей зелено-голубой гаммой живописной материи — в целом, нетипичной для творчества Гойи.
Великие художники, часть 30 18/10/2012 filoli.ru
- Франсиско Гойя (титульная страница)
- Биография Франсиско Гойи
- Гойя — современный художник родом из классицизма
- Жизнь Гойи в датах
- Франсиско Гойя в музеях мира
Картины Гойя
Зонтик
Портрет маркизы
де Ла Солана
Капричос
Маха обнаженная
Семья короля
Карла IV
Портрет Исабель де
Лобо-и-Порсель
Старухи
Расстрел повстанцев
Черные полотна
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Доярка из Бордо — Франсиско де Гойя
«Доярка из Бордо» или «Лечера де Бурдеос» была написана известным испанским художником Франсиско Гойей в период с 1825 по 1827 год.
Это творение маслом на холсте.Картина высоко ценится как любителями искусства, так и критиками. Считается, что это портрет Розарио Вайс или ее матери.
Гойя никогда не раскрывал название модели, которая использовалась. Поэтому картина окружена большой тайной. На самом деле Леокадия была няней Гойи в последние годы его жизни, это было во время его изгнания, когда он проживал в Бордо.
Когда Гойя умер, он оставил «Доярку из Бордо» своему младшему ребенку, Хавьеру. К сожалению, из-за многочисленных финансовых проблем Хавьеру пришлось продать картину Хуану Баутисте де Мугуиро, дальнему родственнику художника. После его смерти в 1946 году картина была передана в Музей Прадо. Картина хранится там и по сей день.
Доярка Бордо не лишена противоречий. Несмотря на то, что она очень любима, многие искусствоведы сомневаются в ее подлинности, многие считают, что Росарио, которая сама была художницей, могла быть художницей, написавшей эту культовую картину. Однако многие критики также оспаривают это утверждение, заявляя, что, когда «Доярку из Бордо» сравнивали с другими ее работами, они казались почти дилетантскими и отличались от той же художественной композиции и стиля. Поэтому объявить ее художником произведения невероятно маловероятно.
«Доярка из Бордо» была последней картиной Гойи, изображающей женскую фигуру, и он выбрал оттенки синего, чтобы представить как женщину, так и ее окружение. Многие люди в мире искусства придают большое значение использованию этого выбора цвета, поскольку он символизирует позитив и архаичный цвет, который использовался в самых ранних произведениях искусства, известных человеку. Когда мы смотрим на прошлые творения Гойи, мы отмечаем, что он очень мало использовал синий цвет, поэтому создание картины, демонстрирующей большое разнообразие оттенков синего, действительно имеет большое значение.
Гойя нарисовал «Доярку из Бордо» для собственных нужд и удовольствия, так как работа не была заказана. Во времена изгнания рисование, очевидно, было развлекательным и приятным занятием. Именно тогда он начал экспериментировать с нанесением краски на холст, с разными цветами и техниками. Помимо использования кистей для рисования, он также использовал тряпки и мастихин. Когда мы смотрим на «Доярку из Бордо», мы ясно видим широкие мазки, сделанные Гойей, которые придают картине почти импрессионистский вид. Использование различных методов нанесения краски на холст также могло быть связано с возрастом Гойи и ослабленным зрением.
В «Доярке из Бордо» мы видим женщину, которая сидит на земле и задумчиво смотрит вниз. Мы не можем определить, где она, так как видно очень мало пейзажа, а то, что мы видим, окрашено в оттенки синего. Она носит синюю кепку и развевающееся синее платье. Общая эмоция изображения — это мир и покой.
Гойя — Доярка Бордо
Доярка из Бордо
1825 – 1827 Холст, масло
29 дюймов на 26 1/2 дюймов
76 c, x 68 см
Museo del Prado Мадрид, Испания
4 апреля 2001 года в испанской газете The Art Newspaper была опубликована статья, оспаривающая авторство Гойи этой картины. На самом деле, нынешние эксперты в Музее Прадо более или менее согласны с тем, что это, вероятно, , а не настоящий Гойя.
Предполагается, что эта картина является портретом Росарио, дочери Леокадии, женщины, ухаживавшей за Гойей в Бордо. Известно, что Гойя просил своих друзей относиться к Росарио так, как если бы она была его собственной дочерью, что породило идею, что она на самом деле могла быть дочерью Гойи через Леокадию.
С другой стороны, есть мнения, что Росарио написал этот образ под опекой Гойи. Известно, что Росарио учился у Гойи, а позже работал художником во Франции и испанской королевской семье.
Леокадия владела этой картиной, и это была единственная картина, которую она смогла сохранить после смерти Гойи, поскольку его имущество было оформлено в соответствии с завещанием 1811 года, согласно которому все досталось сыну Гойи Ксавьеру и внуку Мариано. Предположительно Ксавьер и Леокадия не любили друг друга, и вскоре после его смерти Леокадия была бесцеремонно выселена из дома, который она делила с Гойей.
«Гойя, по-видимому, рисовал Доярку медленно и был настолько доволен силой своего достижения, что после его смерти Леокадия Вайс утверждала, что он велел ей не продавать ее меньше чем за унцию золота».
От Сары Симмонс, Гойя,
, стр. 315, Phaidon Press, 1998
(ниже) Из нашего интервью с доктором Сарой Симмонс здесь:
Вопрос : Я заметил в вашей книге 1998 года, что вы твердо поддерживаете «Доярку из Бордо» как настоящую картину Гойи. Как вы относитесь к попыткам сменить авторство на Росарио или вообще на неизвестного человека?
Ответ: Проблема с Доярка из Бордо в основном проблема очень позднего стиля Гойи, как мне кажется. Многие из композиционных и стилистических аномалий, отмеченных Джульеттой Уилсон Баро в ее эссе о доярке, можно найти в поздней гравюре «Слепой гитарист», очень странной работе, но ее подлинность редко подвергается сомнению.
Многие художники, такие как Гойя, которые имеют долгую жизнь, в более поздние годы создают явно новые стили (например, Тициан, Рафаэль, Домье), и они могут вызывать споры.
«Эту очаровательную картину Гойя написал, когда ему был 81 год. Это была не заказная работа, а сугубо частное предприятие, которое кажется, прежде всего, торжеством красоты и утверждением жизни. Последний блестящий всплеск побудил его старый друг Моратин писал о художнике: «В наши дни он очень самоуверен и рисует яростно, никогда не желая исправлять то, что рисует. Гойя включил маслобойку в левом углу как символ, с помощью которого можно идентифицировать своего натурщика, доярка.Она была одной из молодых деревенских девушек, которые доставляли молоко в его дом в Бордо.Масля Гойи демонстрирует возвышенное безразличие к моде того времени, представленное гладким, суетливым стилем и полировкой поверхности нового Первого художника короля Фердинанда. VIII, Висенте Лопес [здесь можно увидеть портрет Гойи работы Висенте Лопеса]. Здесь расслабленное, в высшей степени уверенное обращение Гойи с краской, несмотря на ее явно грубое нанесение, достигает чувственного, трепетного качества, также присутствующего у Веласку.
ez’ поздние картины [для обсуждения Гойи и Веласкеса перейдите сюда]».
От Патрисии Райт, Свидетель Искусство: Гойя
стр. 59, Дорлинг Киндерсли, 1993
Мнение
Эксперты, которые оспаривают историческую идентификацию Гойи как художника, не могут, конечно, иметь двоякое мнение: это не может быть портрет Росарио, написанный Росарио. Стиль, похоже, принадлежит Гойе, и, поскольку он был ближе к концу своей жизни, страдая от ухудшения зрения и бесчисленного списка болезней, возможно (если можно рассуждать в том же духе, что и эксперты), что Гойя, возможно, грубо нарисовал картину, а затем использовал ее как способ научить Росарио различным техникам. Но, как и в случае с любым изобретением без доказательств (что иногда приходится делать экспертам), можно придумать любое количество объяснений этой картины.
Мое личное предположение состоит в том, что Гойя нарисовал ее сам и подарил специально Леокадии — отсюда причина, по которой Ксавьер не забрал это единственное произведение, оставленное Леокадией (он был склонен продавать работы своего отца).
То, что на нем действительно изображен Росарио, могло быть одной из причин, по которой Ксавье не боролся (или не хотел) за него бороться. Если бы это был не настоящий Гойя, позволил бы Ксавье Леокадио сохранить его так легко? И не должен ли он был приложить все усилия, чтобы осудить его как не «настоящего» Гойю, поскольку главным бизнесом Ксавьера был маркетинг работ его отца, а конкурирующая работа на рынке только разбавляет его постоянные запасы умершего художника?
«Хавьер, который ненавидел Леокадию — чувство, кажется, было вполне взаимно, — пусть берет с собой кое-что из лишнего и остатков: немного мебели, домашнего белья, одежды, а на случай, если она решит вернуться в Испанию, он предоставил сумму 1000 франков. Она должна была освободить дом, арендная плата за который была выплачена только до конца апреля.
Она также получила одну картину, Доярка из Бордо , которая могла быть или не быть портретом ее дочери Росарио, и могла быть написана, а могла и не быть написана Гойей. Через год бедность вынудила ее продать его одному из дальних родственников Гойи, Хуану Баутисте де Мугуиро, чьи потомки передали его Прадо в 1946.»
От Роберта Хьюза Гойя , Альфред Кнопф, 2003
Единственное, что можно с уверенностью сказать о картине, это то, что она восходит непосредственно к Леокадии, когда она жила с Гойей. Год спустя он был продан Хуану Баутисте де Мугиро (который был родственником Гойи по браку и кем-то, кого Гойя особенно ценил, судя по личной надписи, написанной на портрете Мугиро, который он сделал в 1827 году). Возникает вопрос, зачем Мугиро покупать фальшивую картину Гойи?
(Чтобы прочитать защиту авторства этой картины как принадлежащей Гойе, прочитайте материалы о профессоре Антонио Перелесе, которые у нас есть здесь.)
АМАЗОН
Гойя Ужасно возвышенное — Графический роман — (Испанское издание) — Amazon
Гойя: его жизнь и творчество в 500 изображениях: Иллюстрированный отчет о художнике, его жизни и контексте, с галереей из 300 картин и рисунки — 256 страниц, Lorenz Books, 2015 — Amazon
«От этого стремительного приступа жизни не следует ожидать спокойствия и утонченное искусство, ни рефлексивное. И все же Гойя был больше, чем ницшеанский эгоист, который боролся с миром, чтобы утвердить свое сверхчеловеческое достоинство. Он был восприимчив ко всем оттенкам чувств, и именно его чрезвычайная чувствительность, а также его мужественное безрассудство приводили в действие его нападки на возмутительное испанское общество». эссе о Гойе из ЛЮДИ ИСКУССТВА (1931).
«…Одиночество имеет свои пределы, ибо Гойя был не пророком, а художником. Если бы он не был художником, его отношение к жизни было бы нашли выражение только в проповеди или самоубийстве». Из эссе Андре Мальру в САТУРН: ОПИСАНИЕ О ГОЙЯ (1957).
«Гойя всегда великий художник, часто пугающий… свет и тени играют на ужасных ужасах». От Чарльза Эссе Бодлера о Гойе от РЕЦЕНЗИИ ОТДЕЛЬНИКИ (1842).
«[Ан] необычайное смешение ненависти и сострадания, отчаяние и сардонический юмор, реализм и фантазия».