История возведения Исаакиевского собора — ГМП «Исаакиевский собор»
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма.
Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Подготовлено Е.В.Шаповаловой
г. Санкт-Петербург,
Исаакиевская пл.
,
д. 4, лит. А
г. Санкт-Петербург,
наб. канала Грибоедова,
д. 2б, лит. А
г. Санкт-Петербург,
наб. канала Грибоедова,
д. 2а, лит. Л
© ГМП «Исаакиевский собор» 2009-2021
Официальный сайт
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
Исаакиевский собор в Санкт‑Петербурге: история и легенда. Справка
11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.
У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.
Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные.
Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели «божье знамение», и храм был заброшен.
В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого «Медного всадника», памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.
В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга.
С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.
Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.
Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен.![]()
Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.
Интересные факты.
Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов.
На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.
В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.
Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.
На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.
Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.
Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.
В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор.
Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Все справки>>
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург: смотровая площадка
У каждого города есть свой знаковый символ, который, несомненно, связан с первой ассоциацией, возникающей при упоминании названия города. Относительно Санкт-Петербург одним из таких символов является Исаакиевский собор с его куполом. Он известен тем, что имеет самый высокий купол в мире, и теперь работает как музей с великолепной смотровой площадкой.
Спасибо Петру Первому
© istock/yulenochekk Исаакиевский собор расположен недалеко от Медного всадника, памятника, изображающего Петра Великого, российского императора и основателя Санкт-Петербурга .
Он родился 30 мая, в день памяти года Исаака Далматского, который был христианским монахом и святым. Нынешний Исаакиевский собор построен на месте, где раньше строились три разные церкви. Намеренно выбранное место было близко к Адмиралтейство, и первая деревянная церковь была построена здесь в начале 18 века. В день 19 февраля 1712, Петр Великий женился на своей жене, Екатерина I России, там.
Великолепный вид
© istock/Никита Биржаков В 1818 году началось строительство Исаакиевского собора, , каким мы его знаем сегодня. Он просуществовал сорок лет и был закончен в 1858 году. Его фундамент прямоугольный, и сорок три типа минералов использовано при возведении Исаакиевского собора. Гранит и серый мрамор можно увидеть в его покрытии. Как и многие православные соборы, Исаакиевский собор имеет пять куполов . Главный, находящийся в самом центре, выполненный из металла и облицованный чистым золотом, визуально доминирует над видом на город.
Вокруг нее стоят статуи двенадцати апостолов. Внутри Исаакиевский собор, есть на что посмотреть. Неофициально его также называют музеем цветных камней, если он наделен белый, желтый и зеленый мрамор, , а также с яшмой , порфиром и . А еще есть на что посмотреть на мозаиках, их более 60 в Исаакиевском соборе.
Исаакиевский собор в разные годы
После Октябрьской революции Исаакиевский собор в Санкт-Петербург оказался в разорении. В 19 веке было решено превратить его в антирелигиозный музей.31, хотя на три года раньше открылась выставка, посвященная строительству собора . В годы Великой Отечественной войны и Блокады Ленинграда в здании хранилось множество шедевров из разных музеев города. Также башенка была замаскирована, так что ей удалось пережить войну нетронутой.
До сих пор на стенах Исаакиевского собора можно увидеть пулевые отверстия . Сегодня собор больше похож на музей. Здесь проводятся выставки и экскурсии. Самое любимое занятие многих гостей — посетить его крышу , чтобы полюбоваться потрясающими панорамными видами оттуда. Кстати, недавно Исаакиевский собор отреставрировали, и теперь это одно из самых популярных мест для сногсшибательных фото.
Исаакиевский собор определенно входит в число знаковых и удивительных мест в центре Санкт-Петербурга. Посещение этого музея со смотровой площадкой под куполом оставит у вас самые лучшие воспоминания и, кроме того, приятные фотографии. Это очень здорово, когда вы находитесь в городе во время сезона Белых ночей летом. Затем особенно впечатляет вид с вершины Исаакиевского собора .
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Исаакиевская площадь, 4, Санкт-Петербург, Россия, 1 Здравствуйте, я Мария, или Маша, как меня называют русскоязычные люди.
Я ваш местный гид по достопримечательностям, а также по неизведанным местам в Москве и Санкт-Петербурге. Я покажу вам мои любимые места в обоих городах, где вы сможете ощутить истинный дух местных традиций.
Исаакиевский собор — Индивидуальные экскурсии по Санкт-Петербургу
Исаакиевский собор по праву можно считать центром Санкт-Петербурга – его золотой купол виден даже с Финского залива. Высота собора составляет 101,5 метра, что делает его самым высоким и величественным храмом России. Подъем по старинной винтовой лестнице (562 ступени) к колоннаде позволяет туристам наблюдать удивительную панораму города со смотровой площадки, расположенной на высоте 43 метра. Истертые камни лестницы — живое доказательство того, что посещение Исаакиевского собора во все времена было обязательной частью культурной программы паломников, туристов и петербуржцев.
Огюст Монферран
Святой Исаак Далматский был покровителем Петра Великого, так как будущий первый российский император родился 30 мая, в день святого.
В свой тридцать восьмой день рождения, в 1710 году, Петр I приказал построить деревянную Исаакиевскую церковь в Петербурге, где через два года обвенчался со своей женой Екатериной I. Строительство церкви длилось около 30 лет, но болотистая почва поглощала все усилия архитекторов, и в итоге постройку пришлось демонтировать.
В 1768 году императрица Екатерина II решила довести план Петра до конца и приказала перестроить собор, но перенести его подальше от береговой линии — на Сенатскую площадь. Замысел здания был грандиозным: церковь была полностью облицована олонецким мрамором. Но после смерти ненавистной матери Павел I приказал демонтировать из собора весь мрамор и использовать его для украшения своего любимого Михайловского замка, а Исаакиевский собор пришлось построить из кирпича. В 1816 году состоялся еще один архитектурный конкурс на Исаакиевский собор, в котором участвовали самые именитые архитекторы того времени, но император выбрал малоизвестного Огюста де Монферрана, который, в отличие от всех своих коллег, не предлагал разрушать собор.
старое здание
«Золочение производилось по старой, впоследствии запрещенной, технологии с использованием ртути».
Собор украсили сто пятьдесят картин Фёдора Бруни, Карла Брюллова, Василия Шебуева, триста статуй и барельефов Ивана Витали, и всё это делает Исаакиевский собор прекрасным и уникальным образцом русской церковной архитектуры. . На позолоченный купол Исаакиевского собора ушло более центнера драгоценного металла. Процесс золочения велся по старой, позже запрещенной технологии с использованием ртути. Хроники говорят, что это стало причиной гибели всех художников, участвовавших в процессе.
Исаакиевский собор среди прочих рекордов побил рекорд по продолжительности строительства: ровно 40 лет. В городе ходили слухи, что зодчий намеренно затягивал с завершением строительства, так как гадалка предсказала зодчему, что он умрет, как только закончит возведение собора. Правда это или нет, но Монферран умер сразу после постройки церкви.
Исаакиевский в строительных лесах
В Исаакиевском соборе состоялось крещение детей царской семьи и местные торжества.
