Святая инквизиция: какой она была на самом деле
Кириллицаиещё 1
Инквизиция как историческое и церковно-политическое явление до сих пор окутана мрачной романтикой. Общим местом стало то, что инквизиторы в Европе, в период расцвета этого института, уничтожили сотни тысяч, а то и миллионы людей. Однако цифры эти преувеличены, как и масштаб «зверств».
© КириллицаИ хотя Святую Инквизицию нельзя назвать клубом гуманистов и милосердных пастырей, но и бандой кровавых маньяков она никогда не была. Инквизиторы всегда старались следовать букве закона, как Божьего, так и государственного.
Видео дня
«Расследование»
Сама инквизиция, а слово это в широком смысле означает «исследование» или «расследование», как судебный церковный трибунал возникла в 1215 году по указу папы Иннокентия III. Аналогичный церковный трибунал был учреждён папой Григорием IX во Франции в 1229 году.
Хотя ещё веком ранее, король Германии Фридрих Барбаросса и папа Луций III инициировали систему выявления религиозных преступлений и розыска виновных в них. Был разработан первый универсальный опросный лист для дознавателей, которые назначались из числа местных жителей правящими епископами.
Испания
Своего расцвета в качестве полноценной системы церковного дознания и суда Инквизиция достигает в Испании в 1478 году. В 1483 году во главе ее встает Томас Торквемада. И здесь, кстати, стоит затронуть тему многочисленных жертв.
Торквемада рисуется в популярных и не совсем научных источниках как массовый убийца и кровавый маньяк. Тем более что Испания того времени, а это период правления Изабеллы Кастильской и арагонского короля Фердинанда, прозванного Католиком, была «католичнее, чем сам папа Римский».
Тем не менее последние исследования, проведенные в начале XXI века говорят о том, что за все годы испанской инквизиции, а это 15 лет — с 1483 по 1498 год — Торквемада подверг смертной казни 2000 человек.
При этом надо также отметить одну крайне важную деталь: инквизиторы никогда не казнили еретиков сами, более того, их суд юридически не был «последней и решающей инстанцией» для ведьм, колдунов и еретиков. После церковного суда обвиняемые передавались суду светскому, который и выносил окончательный приговор и повелевал привести его в исполнение.
Симпатичные инквизиторы
Что интересно, современники о многих инквизиторах высказывались восторженно или, как минимум, с большой симпатией. Например, испанский хронист Себастьян де Ольмедо называл Торквемаду не иначе как «молот еретиков, свет Испании, спаситель своей страны, чести своего ордена».
К слову, Торквемада был из Ордена братьев-проповедников, который основал святой Доминик, прославившийся своей проповедью и увещеванием французских еретиков-гностиков альбигойцев.
Впоследствии доминиканцы и возглавляли инквизицию, и именно поэтому инквизиторов часто называли «Domini canes», псы Господни. Кстати, изначально это было уважительное прозвище — по названию одноименной фрески Симона Мемми в одной из флорентийских церквей. На фреске изображены пастушьи псы чёрно-белой окраски (форма Доминиканского ордена – белая ряса и черный плащ), отгоняющие волков от стада овец.
Обвинитель Джордано Бруно
Можно, конечно, предположить, что это была своеобразная «придворная лесть». Но вот история еще одного инквизитора, Роберто Беллармина, Великого Инквизитора Рима с 1602 года, который будучи советником Святой Палаты (это еще одно название инквизиции), в 1600 году был главным обвинителем по делу Джордано Бруно.
Кстати, тоже монаха-доминиканца, а параллельно оккультиста и лидера своей собственной секты «новой философии», а не «великого учёного», как о нём стало принято говорить впоследствии.
В народной традиции Италии после смерти Роберто Беллармина появились специальные бутылочки со святой водой, которые люди использовали, как обереги «от сил зла». И называются эти сосуды «белларминами». Кстати, Беллармин был в итоге прославлен, как святой и один из Отцов Католической Церкви, но процесс канонизации инквизитора растянулся с 1621 по 1930 годы.
И сначала он стал поместным святым, к могиле которого потянулись паломники, а официальная католическая церковь очень долго медлила с канонизацией любимого народом инквизитора.
Репутация убийц
Свою репутацию массовых убийц инквизиторы получили, как и говорилось выше, от протестантов во время и после Реформации. Во-первых, чтобы еще более дистанцироваться от Католической Церкви, а во-вторых, чтобы отвлечь внимание от массовых убийств, которые практиковали и сами последователи протестантизма.
Такие, например, как анабаптисты Мюнцера, периодически сжигавшие целые города за отказ населения «принимать новое Крещение». Впрочем, это не отменяет того, что только испанская инквизиция с 1481 по 1809 осудила на смерть 31 912 человек. И значит, речь все же идет о сотнях тысяч казненных по всей Европе.
Великий Инквизитор
Оставила свой след инквизиция и в российской истории. Например, в виде «Легенды о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». Скорее всего, герой Достоевского имел вполне реальный прототип в лице кардинала и великого инквизитора Испании, Альфонсо Манрике де Лары.
Впрочем, когда русский классик приписывает ему «тысячи сожжённых еретиков» одним днём, писатель все же несколько преувеличивает. За свою карьеру, которая длилась шесть лет, начиная с 1523 года, де Лара и подотчетные ему испанские инквизиционные трибуналы приговорили к смерти 1344 человека.
Интересен и тот факт, что была своя, православная инквизиция в истории России. Она была учреждена в рамках многочисленных реформ Петра I.
В 1721 году протоинквизитором был назначен строитель Данилова монастыря иеромонах Пафнутий. Инквизиция Русской Церкви, фактически, выполняла сугубо фискальные функции. Следила за выплатами со стороны приходского духовенства, православных прихожан и «раскольников»-старообрядцев соответствующих налогов. Широкого распространения, однако, эта система не получила, и была отменена указом Екатерины I.
В Европе же в XIX и начале XX века Святая Палата в своем изначальном виде прекратила свое существование. Впрочем, под названием «Конгрегация доктрины и веры» инквизиция существует до сих пор.
Самым известным её представителем был кардинал Йозеф Ратцингер, он же «Папа на покое» Бенедикт XVI. Теперь эта структура занимается проблемами сугубо внутри церкви: следование католической доктрине и морали священниками и мирянами католической церкви.
Другое, БЕНЕДИКТ XVI, Йозеф Ратцингер, Католическая церковь, РПЦ
Правдивые факты о самой темной организации Средневековья
Испанская инквизиция – одна из самых знаменитых и противоречивых организаций в истории человечества. Её деятельность до сих пор до конца не расследована. За ней тянется огромный шлейф дурной славы, различных мифов, сплетен и заблуждений. Самые главные состоят в том, что испанская инквизиция на самом деле не была ни средневековой, ни, собственно, испанской. Что скрыто по сей день под толстым слоем различных предрассудков и недоразумений, а также откровенной лжи о тёмных делишках культовой организации — далее в обзоре.
Откуда берёт свои корни испанская инквизиция
Смерть на костре ассоциируется прежде всего с главным наказанием, которое использовала испанская инквизиция. На самом деле истоки такой практики берут своё начало в периоде времён существования великой Римской империи. С распространением христианства по Европе, параллельно распространялись и различные заблуждения, называемые ересью. Со временем ересь начали рассматривать как предательство не только Бога, но и государства. Преступление приравняли к государственной измене и каралось оно, соответственно, довольно жестоко.
Ересь приравнивалась к государственной измене.
Самой первой организацией, которая начала борьбу с этим опасным явлением, была Епископальная инквизиция, созданная католической церковью. Учреждена она была для борьбы с альбигойской ересью, существовавшей в то время на юге Франции. Полстолетия спустя, в 1230-х годах, Папа Григорий IX усилил авторитет церкви, создав так называемую Папскую инквизицию. По мере того как различные части Европы становились всё более христианскими, идеи инквизиции укоренились во многих европейских королевствах.
Щит испанской инквизиции. Меч символизирует уничтожение еретиков и оливковую ветвь примирения с кающимися. Щит украшают слова «Exurge domine et judica causam taum». Латинская фраза, означающая «Восстань, Боже, на защиту своего дела, Псалом 72».
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему Святая инквизиция так яростно преследовала первого классического хирурга: Врач Тальякоцци
«Мягкие» репрессии испанской инквизиции
Если рассматривать действия инквизиции в разрезе всех европейских государств, то испанская «охота на ведьм» была как раз наиболее вялой. Например, в юго-западной Германии, в период с 1560 по 1670 год, согласно историческим документам, было казнено 3229 «ведьм»; в Шотландии между 1590 и 1680 годами было за то же преступление убито 4400 человек; в Лорене с 1576 по 1606 год казнено более 2000 обвинённых в колдовстве. В самой Испании наказание зачастую не было столь суровым. Чаще всего там ограничивались выговором, штрафом, ссылкой или публичной поркой.
Шабаш ведьм, Франсиско де Гойя.
Если посмотреть статистику, то за четыре века существования испанской инквизиции, ею было осуждено около 130 тысяч человек. К смертной казни было приговорено почти 2600 человек, а это всего лишь 2% от общего количества. Долгое время историки путали данные, смешивая число обвинённых и фактически осуждённых. Часто вообще никто не разбирался и эта цифра называлась как общее количество жертв охоты на ведьм, отправленных на костёр. Из-за этого и вырос огромный ком абсурдных и в корне ошибочных данных.
В отличии, опять же, от инквизиции, действовавшей в других странах, в Испании было очень большое количество оправданных. Даже в тех случаях, когда обвиняемый полностью признавал свою вину, приговор суда частенько приписывал ему пьянство или психическое расстройство. Инквизиторы стремились избежать разжигания преследования по личным мотивам невиновных ни в чём людей.
Auto da fé, картина Михая Зичи, изображающая ужасы инквизиции.
Конечно, чётких данных просто не существует, если брать во внимание всю Испанию. Самые точные цифры есть только по Каталонии и Валенсии. В последние годы существования испанской инквизиции, расследовалось менее четырёх случаев колдовства в год. Основным наказанием за всё время существования этой организации была публичная порка. Выглядело это следующим образом: осуждённого (если это был мужчина, его обычно раздевали до пояса) садили на осла и везли по улицам города. Палач наносил определённое судом количество ударов плетью. Жители обычно плевали в еретика и бросали в него разные предметы.
«Осуждённые инквизицией», Эудженио Лукас.
В целом, инквизиция была создана с целью предотвращения распространения ереси. Кроме этого, она также занималась различными правонарушениями.
Тайный еврейский ритуальный ужин испанской семьи, известный как седер.
Преследования евреев
Испанская инквизиция совсем не была против евреев как нации. Её целью была борьба с ересями и очищение церкви. Изначально католические монархи относились к представителям еврейских общин весьма благосклонно. Много их служило при дворе. Со временем же к ним начали относиться как к людям некого второго сорта. В 1492 году, следуя примеру Англии и Франции, Испания и Португалия почти полностью изгнали из страны всех евреев.
Правда, всем еврейским общинам был предложен выбор: либо крещение в католическую веру, либо изгнание. Большинство всё же выбрало последнее. В 17 веке за иудаизм было сожжено 36 евреев. Потом число обвиняемых испанской инквизицией сошло на ноль. Последним судебным процессом против иудаизма был суд над Мануэлем Сантьяго Виваром в Кордове в 1818 году.
Великий инквизитор, монах Томас де Торквемада, преподносит на подпись королю Фердинанду II Арагонскому и королеве Изабелле I Кастильской указ об изгнании евреев из Испании.
Копия Декрета Альгамбры, предписывавшего изгнание всех евреев из королевств Кастилия и Арагон.
Преследование мавров
Испанская инквизиция, безусловно, была очень тёмной главой в истории человечества. Вопреки сложившемуся общественному мнению о том, что это была исключительно охота на ведьм, это совсем не так. Преследовали, в основном, представителей иных вероисповеданий: евреев и мавров.
Изгнание морисков в Валенсии, Пере Оромиг.
9 апреля 1609 года Филипп III издал решительный указ об изгнании всех морисков (мавров). Около трёх сотен тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Такие регионы как Валенсия и Арагон, например, потеряли примерно треть своего населения. Причины этих преследований уж слишком сложны и многогранны. Основной же было то, что мавританская община, несмотря на согласие некоторых из них стать христианами, отказывалась интегрироваться с остальным населением. Недовольство в обществе, направленное на богатых мавров, постоянно росло.
Изгнание мавров, Габриэль Пуч Рода.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему в древности на Руси «ведьмами» были только мужчины, а в Европе — женщины
Создание тёмной легенды об испанской инквизиции
В конце 16 века испанские политические изгнанники, такие как Гонсалес Монтано и печально известный Антонио Перес, бывший секретарь Филиппа II, начали мощную кампанию антииспанской пропаганды. Другие европейские страны охотно поддержали это дело. Ожесточённое соперничество на море, между Испанией с одной стороны, и Великобританией и Францией с другой, требовало поддержки. К процессу присоединились Голландия и Италия. Все стремились положить конец испанскому политическому господству.
Портрет бывшего секретаря Филиппа II Антонио Переса, написанный Антонио Понца.
Вымышленное изображение предполагаемой инквизиционной камеры пыток во времена испанской инквизиции. Гравюры 18-го века Бернара Пикара были частью той тёмной легенды, которую усиленно создавали об испанской инквизиции.
Все очень быстро забыли о том, что все эти средства охотно использовали сами и весь праведный гнев обрушился именно на испанскую инквизицию. Именно она и осталась в истории синонимом несправедливости и жестокости. Хотя, опять же, в Испании эта организация действовала не так жёстко, как в других европейских государствах.
Методы пыток, которые использовали инквизиторы, были бесчеловечны и непомерно жестоки. Все они были направлены на то, чтобы причинить максимальные мучения несчастной жертве.
Испанская инквизиция успешно применяла такие методы пыток, как шкив, пытка водой и дыба. Шкив был методом пыток, при котором обвиняемых подвешивали к потолку за запястья, а к лодыжкам подвешивали гири. Это приводило к вывихам и вызывало нечеловеческие страдания у жертвы. Пытка водой заключалась в том, что жертву привязывали к круглой лестнице так, чтобы её голова была ниже ног, и заставляли без конца пить воду. Либо ты пьёшь — либо захлёбываешься. Обычно пытка включала около восьми вёдер воды. Самым жестоким методом была дыба, когда жертву бесконечно растягивали за запястья и лодыжки с помощью рычага.
«Трибунал инквизиции», Франсиско де Гойя.
Судя по документам, испанская инквизиция применяла пытки гораздо реже, чем инквизиции других стран. Согласно статистике, такие методы применялись только в 1% или 2% случаев в самые трудные времена существования этой организации и только в самых загруженных судах.
Факты и вымысел в статистике испанской инквизиции
Как уже говорилось выше, множество жертв было просто приписано испанской инквизиции из-за того, что их спутали с количеством обвиняемых. Кроме того, казнь за ересь, даже в случаях признания человека виновным, была отнюдь не частым явлением. Чаще всего это была порка, штраф, тюремное заключение или стигма (нанесение клейма). Именно так и пострадали многие. Члены семьи тех, кого заклеймили, тоже несли этот позор всю жизнь. Преследования евреев и мавров породили в испанском обществе концепцию «чистоты крови».
Все цифры, которые приводили о деятельности испанской инквизиции, согласно последним исследованиям, оказались ложными.
Большинство историков продолжает считать испанскую инквизицию одним из самых мрачных периодов в истории Испании. Только здесь важно отметить, что в других странах, например, в Германии, Италии, Англии или Франции, инквизиция действовала гораздо жёстче. Поэтому обвинения испанцев в «культурной отсталости» в 16-17 веках, как минимум несправедливы. Более того, многие учёные называют этот период золотым веком испанской культуры.
Гуманизм, человеколюбие? Почему-то люди всегда неизменно весьма жестоки к себе подобным. За малейшее несоответствие каким-то выдуманным нормам, по сей день людей пытают, убивают, унижают. Государства провозглашают всеобщее равенство и демократию, а на самом деле повсюду царит диктатура.
Все привыкли скорбно вздыхать о «тёмном средневековье», не обращая внимания, как в нынешний «просвещённый» век повсюду царит беззаконие и преследование инакомыслящих. Как минимум — это хорошо укоренившаяся система двойных стандартов, а как максимум — мир слишком активно движется к своему концу. Апокалипсис? Возможно…
Сегодня историки стараются хоть немного исправить то зло, которое было причинено во времена инквизиции. Прочтите в другой нашей статье о том, за что женщин карали клеймом «ведьма», и почему через 300 лет тысячи жертв Святой инквизиции решили помиловать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
дзен, инквизиция, Испания, христианство, средневековье, ересь, история, общество, мир
Живы и здоровы спустя 800 лет : NPR
Инквизиция: живы и здоровы спустя 800 лет Первоначально Инквизиция была создана для борьбы с христианскими еретиками, но автор Каллен Мерфи говорит, что «инквизиционный импульс» действует и сегодня.
Интервью с авторами
Услышано во всех случаях
По
Персонал NPR
Инквизиция: живы и здоровы спустя 800 лет
Когда мы говорим об инквизиции, обычно перед ним ставится определенный артикль — например, Инквизиция. Но, как отмечает редактор Vanity Fair Каллен Мерфи в своей новой книге
Мерфи говорит, что «инквизиторский импульс» жив и здравствует сегодня — несмотря на его скромное происхождение от катаров во Франции, где он изначально был разработан для борьбы с христианскими еретиками.
«Думаю, есть искушение думать об Инквизиции как о чем-то вроде прошлого», — говорит Мерфи Гаю Разу, ведущему выходных на Все учтено .
Когда вы смотрите на Инквизицию, говорит он, вы действительно видите начало современного мира.
«Всегда были преследования, всегда была ненависть», — говорит Мерфи. Инквизиция, однако, была такой огромной, постоянной работой, что ей требовалась инфраструктура для сбора и извлечения информации — на протяжении столетий.
Именно институционализация Инквизиции произвела революцию в методах ведения записей и наблюдения, говорит Мёрфи.
Modern Day Parallels
Если вы откроете современное руководство по проведению допросов для полиции или армии и поместите рядом с ним руководство по допросу испанской инквизиции, говорит Мерфи, вы будете шокированы сходством.
«В наши дни нет ни одного трюка, которого бы не использовала Инквизиция. Психология допроса, уловки, которые люди используют, когда тебя допрашивают, нет ничего нового под солнцем, когда дело доходит до допроса.
Каллен Мерфи — главный редактор Vanity Fair , а ранее работал управляющим редактором
переключить заголовок
Гаспер Трингейл/Хоутон Миффлин Харкорт
Каллен Мерфи является главным редактором Vanity Fair и ранее работал главным редактором The Atlantic Monthly .
Гаспер Трингейл/Хоутон Миффлин Харкорт
Допрос в Гуантанамо, например, показывает, что дух испанской инквизиции жив и здоров сегодня, говорит Мерфи.
«Инквизиция пыталась ограничить пытки.
Мы в опасности?
Мерфи говорит, что ключевые составляющие современной инквизиции существуют и сегодня.
Для успеха инквизиции, говорит он, должен быть человек или группа людей, которые верят, что они правы, и хотят, чтобы все остальные следовали линии.
«Но этой моральной уверенности недостаточно, — говорит Мерфи. Также должны быть бюрократия и методы наблюдения, чтобы поддерживать преследование.
«Все эти вещи сейчас на порядок более продвинуты, чем столетия назад», — говорит Мерфи. «В настоящее время [наблюдение] осуществляется почти автоматически — каждый раз, когда вы нажимаете на клавиатуру на своем компьютере или каждый раз, когда вы проходите мимо камеры на улице».
Мерфи опасается, что может случиться, если эта моральная уверенность будет соответствовать видам инструментов мониторинга, которые существуют сегодня.
«В чужих руках инструменты репрессий становятся более доступными и опасными, чем когда-либо», — говорит он.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Испанская инквизиция – ПИЛОТНЫЕ ГИДЫ
Одним из самых мрачных периодов испанской истории является испанская инквизиция, которая укоренялась в Испании более 350 лет. Также известный как Трибунал Священной канцелярии инквизиции, он был создан в 1478 году католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской.
После бракосочетания, объединившего королевство, у знаменитых католических монархов Фернандо и Изабеллы был огромный план. Мало того, что два королевства Арагон и Кастилия стали единым целым среди неоднозначных мнений, но монархия приблизилась к оставшимся мавританским королевствам с окончанием Реконкисты. Предполагалось, что католическая ортодоксальность сохранится в их королевствах, заменив средневековую инквизицию, которая находилась под папским контролем.
Чтобы управлять, объединять и укреплять свое расширяющееся и культурно разнообразное королевство, было решено, что средством объединения будет католическая ортодоксия. Поэтому в 1478 году у папы Сикстукса IV было запрошено разрешение на создание особой секты инквизиции — разрешение, которое он дал неохотно, положило начало испанской инквизиции.
За этим последовала эпоха суровой цензуры, паранойи, пыток, аутодафе, смерти и преследований еретиков или тех, кто умышленно не соглашался с принципами католической церкви, продолжавшаяся до 1834 года.
Этот период стал наиболее существенное из трех различных проявлений более широкой христианской инквизиции, наряду с римской инквизицией и португальской инквизицией. Эта инквизиция действовала в Испании и во всех испанских колониях и территориях, куда входили Канарские острова, Испанские Нидерланды, Неаполитанское королевство и все испанские владения в Северной, Центральной и Южной Америке. Изначально целью инквизиции было обеспечить ортодоксальность тех, кто обратился из иудаизма и ислама.
Монархия опасалась вмешательства еврейских и мавританских союзов из-под контроля и вынуждала некатоликов выбирать между обращением или изгнанием из страны, чтобы отменить любую возможность инакомыслия. Среди преследуемых также были те, кто подозревался в исповедании протестантизма, половых актах, не одобренных католиками, черной магии или любой другой деятельности, которую монархия считала угрозой.
Через несколько лет снова возникли подозрения и паранойя. На этот раз о лояльности этих conversos (обращенные евреи) и moriscos (обращенные мавры) в католицизм. Инквизиция преследовала новообращенных с подозрением, одержимая идеей, что они обратились только для того, чтобы избежать преследований, продолжали исповедовать свою религию, тайно планируя подорвать церковь.
Внутри тюрьмы испанской инквизиции, священник наблюдает за своим писцом, в то время как мужчин и женщин подвешивают к шкивам, пытают на дыбе или сжигают факелами.
Большая часть Пиренейского полуострова находилась под властью мавров после их вторжения на полуостров в 711 году, пока они не потерпели окончательное поражение в 1492 году. Повторное завоевание не привело к изгнанию мусульман из Испании, вместо этого многоконфессиональное общество, состоящее из католиков, иудеев и мусульман. В более крупных городах, таких как Гранада, Севилья, Вальядолид, столица Кастилии, и Барселона, столица Королевства Арагон, было большое еврейское население, сосредоточенное в juderias (Еврейские кварталы).
Период, известный как Реконкиста, привел к умеренно мирному сосуществованию с периодическими конфликтами между христианами, евреями и мусульманами в полуостровных королевствах. Существовала давняя традиция еврейского служения арагонской короне: отец Фердинанда Иоанн II назвал Авиафара Крескаса евреем, поскольку придворный астроном и многие другие евреи занимали важные посты как в религиозной, так и в политической жизни, даже в самой Кастилии был неофициальный раввин.
Тем не менее, к концу четырнадцатого века в некоторых частях Испании прокатилась волна антисемитизма, поощряемая проповедью Ферранта Мартинеса, архидиакона Эсихи. Погромы июня 1391 г. были невероятно кровавыми: в Севилье были убиты сотни евреев, полностью разрушена синагога, такое же количество жертв было и в других городах, таких как Кордова, Валенсия и Барселона
Еврейское население
Гравюра на дереве Бокорта по Г.Д. Линтон
К концу 15-го века Реконкиста подходила к концу, почти закончилась, однако стремление к религиозному единству стало более всепроникающей силой. Еврейское население Испании, одно из крупнейших в Европе, стало мишенью.
На протяжении веков еврейские общины по всей Испании процветали и росли в численности и силе, несмотря на то, что время от времени всплывал антисемитизм. Во время правления Генриха III Кастильского и Леонского (139 г.0–1406), евреи столкнулись с усилением преследований и были вынуждены обратиться в христианство.
Conversos
Одним из последствий этих беспорядков стало массовое обращение евреев в другую веру. До этого обращения были редки, мотивировались скорее социальными, чем религиозными причинами. С пятнадцатого века появилась новая социальная группа: conversos , также называемые новыми христианами, которым не доверяют как евреи, так и христиане. Обратившись, евреи могли не только избежать возможных преследований, но и получить доступ ко многим офисам и постам, запрещенным евреям посредством новых, более строгих правил.
Многие conversos занимали важные посты в Испании пятнадцатого века. Среди них врачи Андрес Лагуна и Франсиско Лопес Вильялобос (придворный врач Фердинанда), писатели Хуан дель Энсина, Хуан де Мена, Диего де Валера и Алонсо де Паленсия, а также банкиры Луис де Сантанхель и Габриэль Санчес (финансировавшие путешествие Христофора Колумба).
Начало инквизиции
Алонсо де Хохеда, доминиканец из Севильи, убедил королеву Изабель, что крипто-иудаизм существовал среди андалузских conversos во время ее пребывания в Севилье между 1477 и 1478 годами. Отчет, подготовленный по просьбе монархов Педро Гонсалес де Мендоса, архиепископ Севильи и доминиканец из Сеговии Томас де Торквемада, подтвердили это утверждение. Монархи решили ввести инквизицию, чтобы разоблачить и покончить с лжеобращенными, испрашивающими согласия Папы. 1 ноября 1478 года папа Сикст IV распространил буллу Exigitnceras devotionisaffectus , основание Инквизиции в Королевстве Кастилия. Бык дал монархам исключительное право назначать инквизиторов.
Сначала деятельность инквизиции была ограничена епархиями Севильи и Кордовы, где Алонсо де Охеда обнаружил деятельность converso. Первый Auto de Fé был отпразднован в Севилье 6 февраля 1481 года, когда шесть человек были заживо сожжены. Алонсо де Ходеда сам проповедовал, и после этого инквизиция быстро росла. К 1492 трибуналы существовали в восьми кастильских городах: Авила, Кордова, Хаэн, Медина-дель-Кампо, Сеговия, Сигуэнса, Толедо и Вальядолид.
Создать новую инквизицию в Королевстве Арагон было сложнее, поскольку население Арагона было категорически против инквизиции. Фердинанд не прибегал к новым назначениям; скорее, он вдохнул новую жизнь в старую папскую инквизицию, подчинив ее своему непосредственному контролю. Кроме того, разногласия между Фердинандом и Сикстом IV побудили последнего распространить новый булл прямо запрещающий распространение Инквизиции на Арагон.
Города Арагона продолжали сопротивляться, и даже были периоды восстаний, например, в Теруэле с 1484 по 1485 год. Однако убийство инквизитора Педро Арбуэса в Сарагосе 15 сентября 1485 года заставило общественное мнение восстать против conversos в пользу Инквизиции. Педро Арбуэс был чиновником испанской инквизиции, который был убит в соборе Ла-Сео в Сарагосе в предполагаемом заговоре конверсос и евреев. Он был быстро прославлен как святой народным признанием, и его смерть очень помогла Инквизиции и ее генеральному инквизитору Томасу де Торквемада в их кампании против ереси и крипто-иудаизма. В Арагоне инквизиционные суды уделяли особое внимание членам влиятельного меньшинства converso, что положило конец их влиянию на арагонскую администрацию. Между 1480 и 1530 годами инквизиция пережила период интенсивной деятельности. Точное количество следов и казней обсуждается, но говорят, что оно составляет около 2000 человек.
Изгнание евреев
Ксилография Инквизиции 1508 года
Евреи, которые продолжали исповедовать свою религию, не преследовались Святой канцелярией, однако относились к ним с подозрением, поскольку считалось, что они призывали обращенных исповедовать свою прежнюю веру. На суде в Санто-Ниньо-де-ла-Гуардиа в 1491 году двум евреям и шести конверсо суждено было быть сожжено за совершение якобы кощунственного ритуала.
31 марта 1492 года, всего через три месяца после реконкисты, завершившейся падением Гранады, Фердинанд и Изабелла обнародовали декрет, предписывающий изгнание евреев из всех их королевств. Еврейским подданным дали до 31 июля 1492 г. выбор между принятием крещения и выездом из страны. Хотя им разрешалось забирать с собой свои владения, земельные владения, конечно, приходилось продавать. Золото, серебро и чеканные деньги были сданы. Причина, по которой этот приказ оправдывался, заключалась в том, что близость необращенных евреев служила напоминанием об их прежней вере и побуждала многих новообращенных к рецидиву и возвращению к практике иудаизма.
Число евреев, покинувших Испанию, не регистрируется, поэтому его трудно точно оценить. Историки называют цифры от 300 до 800 000 человек. Тем не менее более популистские оценки значительно ниже. Генри Кеймен, написавший книгу «Испанская инквизиция: историческая ревизия», подсчитал, что из примерно 80 000 евреев примерно половина или 40 000 выбрали эмиграцию. Испанские евреи эмигрировали в основном в Португалию, откуда они были позже изгнаны в 1497 году, а также в Марокко. Гораздо позже Сефарды , потомки испанских евреев, основали процветающие общины во многих городах Европы, Северной Африки и, главным образом, в Османской империи.
Наиболее интенсивный период преследований conversos длился до 1530 года. С 1531 по 1560 год процент conversos среди процессов инквизиции значительно снизился, до 3% от общего числа. Возрождение преследований произошло, когда в 1588 году в Кинтанар-де-ла-Орден была обнаружена группа криптоевреев. В начале семнадцатого века некоторые conversos, бежавшие в Португалию, начали возвращаться в Испанию, спасаясь от преследований португальской инквизиции, основанной в 1532 году.
Репрессии против морисков
Инквизиция преследовала не только евреев-конверсос и протестантов. Мориски , обращенные из ислама, также пострадали от его суровости, хотя и в меньшей степени. Мориски были сосредоточены в недавно завоеванных королевствах Гранада, Арагон и Валенсия. Официально все мусульмане Кастилии были обращены в христианство в 1502 году; те, кто проживал в Арагоне и Валенсии, были вынуждены обратиться по указу Карла I от 1526 г.
В первой половине века многие мориски находились под юрисдикцией знати, поэтому преследование было бы ударом по экономическим интересам этого могущественного социального класса. Однако, хотя в первой половине века инквизиция в основном игнорировала морисков, во второй половине века при Филиппе II все изменилось.
Жестокость по отношению к протестантам
В шестнадцатом веке протестантские реформаторы несли на себе основную тяжесть инквизиции. Интересно, что большой процент протестантов был еврейского происхождения.
Первой целью были члены группы, известной как alumbrados из Гвадалахары и Вальядолида. Судебные процессы были длительными и заканчивались тюремными сроками разной продолжительности.
Первые судебные процессы над протестантами под влиянием Реформации состоялись между 1558 и 1562 годами в Вальядолиде и Севильясе, в начале правления Филиппа II, против двух общин протестантов из этих городов. Эти испытания сигнализировали о заметной эскалации деятельности Инквизиции. Было проведено несколько огромных Autos de Fe (ритуал публичного покаяния осужденных еретиков и отступников). Некоторыми из них руководили члены королевской семьи, и было казнено около ста человек. После 1562 г. процессы продолжились, но репрессии ослабли. Подсчитано, что только дюжина испанцев была сожжена заживо за лютеранство до конца шестнадцатого века, хотя около 200 человек предстали перед судом.
Методы пыток
Пытки применялись только для получения признания и не предназначались для фактического наказания обвиняемого еретика за его преступления. Некоторые инквизиторы прибегали к голоданию, заставляли обвиняемых потреблять и хранить большое количество воды или других жидкостей или насыпали горящие угли на части их тел. Но эти методы не всегда работали достаточно быстро, как им хотелось.
Strappado это форма пытки, которая началась со времен средневековой инквизиции. По одной из версий, руки обвиняемого были связаны за спиной, а веревка перекинута через скобу в потолке камеры или прикреплена к шкиву. Затем субъекта поднимали до тех пор, пока он не повис на руках. Из-за этого плечи выходили из суставов. Иногда мучители добавляли серию падений, дергая субъекта вверх и вниз. К лодыжкам и ступням можно было добавить утяжелители, чтобы сделать повешение еще более болезненным.
Дыба была еще одним известным методом пыток, связанным с инквизицией. Руки и ноги жертвы были связаны или прикованы цепями к роликам на одном или обоих концах деревянного или металлического каркаса. Мучитель вращал ролики с помощью ручки, которая постепенно натягивала цепи или веревки и растягивала суставы субъекта, часто до тех пор, пока они не вывихнулись. Если бы мучитель продолжал крутить ролики, обвиняемому могли оторвать руки и ноги. Часто наблюдение за тем, как кто-то подвергается этой жестокой пытке на дыбе, было достаточно болезненным, чтобы добиться признания другого человека.
В то время как обвиняемые в еретиках находились на страпоне или на дыбе, инквизиторы часто применяли к их телам другие приспособления для пыток. К ним относятся нагретые металлические клещи, винты с накатанной головкой, ботинки или другие устройства, предназначенные для сжигания, ущемления или иного увечья их рук, ног или телесных повреждений. Хотя нанесение увечий было технически запрещено, в 1256 году папа Александр IV постановил, что инквизиторы могут очищать друг друга от любых правонарушений, которые они могли совершить во время сеансов пыток.