Фигерас. Испания
Добро пожаловать в солнечную ИСПАНИЮ! А если точнее, в Каталонию: в знаменитый ФИГЕРАС !
Название города переводится как «Фиговое дерево»: таковых в этой области росло большое количество, отсюда и название. История Фигераса берет свое начало со времен Римской Империи. Раньше, это было поселение; в X веке Фигерас стал именоваться городом; а в XIII веке он получил статус «королевского» города. С течением времени менялось его значение, и теперь Фигерас — винно — продуктовая индустрия Каталонии.
Здесь родился знаменитый художник — сюрреалист Сальвадор Дали; в городе есть площадь его имени и имени его музы — Гала; памятник ей находится на этой площади.
Всемирную известность городу принес основанный С.Дали театр — музей. Почему театр? Потому что раньше здесь находился городской театр, до той поры, пока здание не превратилось в развалины. С. Дали взялся за его восстановление по той причине, что находился он напротив церкви, где его крестили; а еще: в этом театре, в 14-летнем возрасте художник впервые выставил свои картины. » А в целом — говорил Дали, вся жизнь моя была театром, и лучшего места для музея, не найти..»
И вот, под руководством, и проекту художника, за 14 лет профессиональные архитекторы сотворили Чудо…
Появился средневековый замок, имеющий вид праздничного торта! На ярких терракотовых стенах — золотистые выпуклости, напоминающие любимые каталонские булочки Дали. По периметру крыши и на верхушках башен помещены гигантские яйца и установлены золотые манекены Шалтай — Болтаи. Венчает здание прозрачный купол. Внутри, под ним, замуровано в пол, тело С. Дали — так он завещал; потому что хотел, чтобы по его могиле ходили люди.
«Театр — музей» — называют детище Дали, еще и потому, что представленные экспозиции можно сравнить с небольшим театрализованным представлением.
Открытие музея состоялось в сентябре 1974 г., к 70-летию художника. Большинство посетителей считают главным экспонатом — сам музей!
У входа — памятник Ф. Пужольсу, другу семьи, и гению каталонской мысли. Из корневища оливкового дерева видна фигура, в белой римской тоге, увенчанная головой — яйцом, которая опирается на руку в позе Роденовского «Мыслителя»; здесь же бюст римского патриция и голова самого Пужольса. Еще у входа в музей, увидев такую «мешанину»,посетители понимают, что их ждет внутри…Вот такое уникальное творчество: кому то нравится, кому то не нравится, но это — Сальвадор Дали!
Во внутреннем дворике посетителей встречает композиция «Дождливое такси»
На капоте — скульптура мифологической царицы Эсфири — символа справедливости и мести
Она тянет цепями колонну Трояна, из автомобильных шин
А венчает сооружение лодка, принадлежащая Гала; на ней она охотилась на молодых мужчин. На дно лодки подвешены синие резиновые капли, и если опустить монетку в отверстие в машине — из этих капель польется дождь. А под лодкой — черный «Раб» Микеланджело…
Творчество Дали вызывает разнообразные ассоциации и мысли: вот к примеру, Чудище, созданное из из различных предметов: камней, улиток, умывальников, скелетов животных, обломков деревьев — что он хотел выразить? Понять трудно. ..
В нишах — манекены изображают жрецов Др. Египта; и одной их ниш — скульптура «Венеры Велата»
Сразу, во внутреннем дворике, начинаются архитектурные мистификации: кажущееся трехэтажным снаружи, здание внутри оказывается пятиэтажным, благодаря разноуровневому первому этажу…
А вот еще обман или мистика…Портрет А. Линкольна,
при ближайшем рассмотрении может оказаться «Обнаженной Гала, смотрящей на море»! Величайшая иллюзия была достигнута Дали, благодаря цифровому методу.
Руки из «Сотворения Мира», часть инсталяции, посвященной «Сикстинской Капелле»; а слева — эскиз декорации к балету «Лабиринт»
Голова носорога и осьминог почему то вместе…
И еще загадка…
Эта скульптура называется «Вошь и Блоха». Дали имел ввиду двух уличных музыкантов, из своего детства, играющих на шарманке…Конечно, простому зрителю это не понять!
И еще экспонат…
На старинном израце — «дети давят виноград»
В музее много своеобразных картин в массивных рамках,
и опять же, не понятных, при ближайшем рассмотрении. ..
Женские образы составляют заметное большинство коллекции С. Дали
Особенно много изображений Гала, русской эмигрантки Елены Ивановны Дьяконовой — любимой жены и музы художника: от сдержанных форм,
до менее сдержанных,
и совсем откровенных!
И снова «Женский бюст на фоне тушек фазанов»; чего здесь только нет: батон на голове, муравьи на лице, и ожерелье — кукуруза.
А это целая ЛОР — композиция: Венера, с ухом вместо носа, и носом вместо уха.
Голова Дон Кихота: вместо ушей кресла; нос, усы и подборок — танцующая турчанка; ну и все остальное рассматривайте, фантазируйте, вместе с художником…
Еще один красивый, но непонятный экспонат…
Интерьеры спальни и мебель тоже не совсем обычные: эта кровать привезена из Франции, она принадлежала одной из фавориток Наполеона; у кровати, вместо тумбочки, стоит золоченый скелет.
В противоположном углу — расписной пейзажный диван,
И такой необычный вазон для цветов.
В этом экспонате тоже «намешано» всего понемногу.
А это знаменитые «Жидкие часы», или правильное название картины «Текучесть времени» — одна из любимых работ Дали. Однажды он положил кусочек сыра под лампу, и увидел как сыр расплавился и растекся…
Здесь хранится гобелен, с изображением; а оригинал находится в Нью — Йорке, в музее современного искусства.
Ну а теперь мы поднимемся по лестнице, чтобы увидеть главный шедевр музея — портрет голливудской звезды Мэй Уэст. Между ног, у верблюда подвешена линза, с париком по краям;
и вот что мы видим: пышные локоны, картины — глаза, камин — ноздри носа, диван — губы. Это реально Шедевр!
А на диванчик можно и присесть…
После осмотра основной экспозиции, отправимся в башню Галатеи, на выставку уникальных ювелирных изделий, выполненных по эскизам С.Дали
Выставка включает в себя 39 ювелирных шедевров и 27 изображений, написанных маслом. Самое известное из них «Апофеоз доллара»,1965 г. А ювелирные изыски рассмотрим подробнее:
«Крест Ангела», 1960 г., создан из золотых кубов.
«Свет Христа», 1953 г.
«Крест Ветка», 1959 г.
«Pax Vobiscum», 1969 г. Образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем — окошечком…
Знаменитый «Глаз времени», со слезинкой в уголке, 1949 г.
«Рука в форме листа», 1949 г.
«Рубиновые губы, с зубами как жемчуг», 1958 г.
«Сердце из медовых сот», 1959 г.
«Гранатовое сердце», 1958 г.
В 1953 г. художник сделал неповторимый подарок своей любимой музе — «Сердце Королевы»- роскошное рубиновое ЖИВОЕ сердце, из 46 рубинов, 42 бриллиантов и 4 изумрудов. Композиция выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется» как настоящее сердце. Тем не менее это творение было посвящено и приурочено к коронации Елизаветы II