Города порты: Портовые города России — список, описание, фото

Портовые города России — список, описание, фото

В России сегодня 67 портов, все они входят в 5 бассейнов, размещенных на берегах 12 морей 3 океанов. Общий портовый грузооборот Российской Федерации составляет около 721,9 млн тонн. Основная доля приходится на следующие грузы:

  • нефть
  • нефтепродукты
  • уголь

По всей России гавани локализуются в следующих бассейнах:

  1. Балтийский
  2. Азово-Черноморский
  3. Дальневосточный
  4. Арктический
  5. Каспийский

Основная роль морского транспорта страны — экспортно-импортные перевозки грузов, развитие большого, малого каботажа. Самый большой оборот осуществляется через Балтийский бассейн. Отсюда вывозят нефть, металлы, лес, ввозят продовольственные, промышленные товары, машины. Дальневосточный бассейн располагает железнодорожной переправой Ванино–Холмск. Северный бассейн обеспечивает быстрый рост перевозок по морю, где важная роль отведена Северному морскому пути.

Главными проблемами российского транспорта по морю является мелководность 60% гаваней страны, нехватка портовых сооружений, а именно крупных с большим грузооборотом.

Топ-10 самых крупных морских портов России

  1. Новороссийск
  2. Приморск
  3. Санкт-Петербург
  4. Находка
  5. Мурманск
  6. Ванино
  7. Туапсе
  8. Владивосток
  9. Калининград
  10. Ростов-на-Дону

Новороссийск — крупнейший порт страны

Город на юге страны в Краснодарском крае, занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте. Работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.

Глубина вдоль наливных терминалов позволяет принимать танкера дедвейтом до 250 000 тонн. Вся бухта делится на районы, в каждом из которых сосредоточена отдельная специализация. Новороссийский является рекордсменом среди всех портовых зон России по протяженности причальной линии, которая в длину достигает 8,3 км.

Приморск — перевалка нефтепродуктов

Российский город на берегу Финского залива, где функционирует самая значительная нефтеналивная гавань Северо-Западного региона Российской Федерации. Она является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы. Годовой оборот — 57,6 млн тонн. Размещена бухта в Финском заливе Балтийского моря, недалеко от города Приморск.

Здесь обслуживаются танкеры дедвейтом до 150 000 т. и осадкой до 15,5 см. На территории Приморских морских ворот установлено 18 резервуаров емкостью до 50 000 тонн, предназначенных для хранения нефти. Также имеются емкости для хранения светлых нефтепродуктов, резервуары аварийного сброса.

Находка — важный порт в Японском море

Находится на полуострове Трудный у берегов залива Находка в Японском море. Экономика города узко специализирована на портово-транспортном комплексе. Неподалеку от города находится глубоководная гавань федерального значения Восточный. В самом городе есть еще одна, которая занимается рыболовством, переработкой рыбы, ремонтом судов.

Восточный ежегодно выполняет грузооборот до 69,2 млн тонн. Размещен в бухте Врангеля (Японское море, залив Находка). Входит в крупнейший транспортный узел России на Тихом океане под названием «Восточный-Находка». Здесь есть угольный, нефтеналивной, контейнерный универсальный терминалы.

Санкт-Петербург — в лидерах грузооборота

Мегаполис на северо-западе России, в устье реки Нева, на побережье Финского залива. Здесь сосредоточено главное командование ВМФ и крупная морская бухта с протяженностью причальной линии длиной 31 км. Обеспечивает торговое мореплавание в бухте Петербурга, за его пределами. Здесь осуществляется перегрузка нефтепродуктов, лесных грузов, металлов, металлолома, угля, контейнеров, химических грузов, руды. Годовой грузооборот — 53,6 т.

Расположен на островах дельты реки Нева, в восточной части Финского залива. Включает причалы:

  • торговый;
  • рыбный;
  • лесной;
  • речной;
  • речной пассажирский;
  • нефтяной терминал;
  • судостроительные, судоремонтные заводы;
  • пассажирский вокзал.

Первый причал состоит из 200 причалов глубиной до 11,9 м. Территориально он делится на 4 района. Включает бассейны:

  • Угольная гавань
  • Восточный
  • Барочный
  • Рейд Лесного мола
  • пассажирский

а также: Василеостровский грузовой, причалы в Ломоносове и Кронштадте.

Мурманск — порт со столетней историей

На северо-западе России находится Мурманск. Это крупнейший город за Северным полярным кругом. Он занимает территорию восточного скалистого побережья Кольского залива (Баренцево море). Здесь находятся одни из самых больших незамерзающих в России морских ворот, которые являются основой экономики Мурманска. Грузооборот составляет 51,7 миллионов тонн. К нему прописаны все атомные ледоколы страны. Состоит из трех частей:

  • пассажирский
  • торговый
  • рыбный

За последние годы бухта увеличила экспорт каменного угля, минеральных ресурсов, для хранения и приема которых есть вся необходимая инфраструктура. В 2015 году к 100-летию порта был открыт музей.

Ванино — порт, объединяющий мир

Небольшой городок в Хабаровском крае на побережье Татарского пролива Японского моря. Здесь располагается крупнейший транспортный узел Хабаровска — порт Ванино. Он находится на северо-западе городка, в Татарском проливе и Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Навигация открыта здесь круглый год, работа ведется круглосуточно. Зимой, когда акватория покрывается льдом, проводка судов проводится с помощью ледоколов.

В торговой части бухты есть 22 пирса и причала, общая их протяженность составляет более 3 км. Все они входят в состав нефтеналивного терминала и 4 перегрузочных комплексов. Ванинский связывает автомобильный, железнодорожный и транспортный узел по морю. Отсюда грузы уходят в Японию, Китай, Австралию, США, регионы России.

Меганом • Проект: Порты будущего Москвы

Порты будущего Москвы

концепция ревитализации Москвы-реки, 2014

Сеть речных парков

Зачарованные стремительным темпом сегодняшней техногенной урбанизации, мы редко вспоминаем о том, что пространственный рисунок системы человеческих поселений в момент ее зарождения полностью определялся прихотливыми линиями естественных водных артерий.

 

Подобно кровеносным сосудам живого тела, Москва-река, ее притоки и сопряженные водные объекты образуют разветвленную питательную крону, каждая ветвь которой жизненно важна для местной экосистемы.

 

Сеть рек, затонов, каналов и искусственных водоемов с зонами их непосредственного влияния охватывает около 80% территории Москвы внутри МКАД. Это означает, что берег того или иного водного объекта находится в радиусе пешеходной доступности почти от каждой произвольно выбранной точки городской ткани. 

Увы, в какой-то момент наземные транспортные коридоры и зоны промышленного производства бесцеремонно заслонили речную сеть от жителей Москвы, — примерно так же, как в других крупных и мелких городах мира, переживших быстрый рост машинной индустрии.

 

Однако сегодня, благодаря постепенному сокращению и выводу вредных производств за городскую черту, береговая линия и прилегающие к ней участки превратились в ресурс инновационного развития, который при разумном и творческом использовании способен стать локомотивом позитивных трансформаций для всей территории города.

 

Сможет ли Москва правильно распорядиться этим потенциалом, обеспечив себе достойное место среди лидирующих мегаполисов 21-го века? На этом пути ей предстоит осознать и преодолеть целый ряд системных недостатков современной градостроительной ситуации.

Город встречает реку

Примерно сто лет назад Павел Муратов писал об окрестностях пьяццы Сан-Марко — месте, где город Венеция встречается со светом и простором Венецианской лагуны:

«Днем перед кафе пятьсот посетителей сидят за столиками, и говор их смешивается со звоном ложечек, которыми мешают щербет. Под аркадами Прокураций проходят плащи из серого шелка, из голубого шелка, из красного шелка, из черного шелка, проходят зеленые камзолы, обшитые золотом и отделанные мехом, проходят пурпурные рясы, халаты с разводами, золотые ризы, муфты из леопарда, веера из бумаги, тюрбаны, султаны и маленькие женские треуголки, вызывающе сдвинутые на ухо. Это народонаселение феерии, восточного базара, морского порта, где все обычаи встречаются, где сталкиваются и уживаются рядом все наречия, и где, не будь Кампанилы, англичанин Бекфорд готов был бы считать себя в Вавилоне».

С незапамятных времен символическое значение пристани и берега для города было огромным, неизмеримым, решающим для его судьбы. Отсюда, с этой подвижной границы между стихиями земли и воды начиналась всякая настоящая История — история Исхода, Илиада и Одиссея греков, Энеида римлян и новгородская былинная повесть о Садко. Пристань и порт были не просто пунктом отправления и прибытия судов, географическими воротами поселения — они были его глазами и ушами, местом прорыва в иное измерение, чудом расширения физического и ментального горизонта, доступным для каждого.

Вековые чары пристаней и портов стали слабеть сравнительно недавно — с приходом железных дорог, большегрузных фур и превращением их самих в механизированные «транспортные терминалы». Следующий рывок технического прогресса — контейнеризация — выбросил порты из их насиженных гнезд далеко за пределы обитаемой части города. Населенный телеуправляемыми роботами порт потускнел, обезлюдел, горожане забыли к нему дорогу, а его символический смысл — быть вестником Неведомого — выветрился и померк.


 

Настало время вернуть порту его важнейшую символическую прерогативу. Конкурс на модернизацию прибрежных территорий — этапное событие на пути Москвы к осознанному постиндустриальному развитию, и воскресшие в новом качестве московские порты — порты Третьего тысячелетия — в полной мере отразят диктуемую временем смену приоритетов: переход от экономики мегатонн и гигаватт к экономике инноваций.

Порты будущего Москвы

Смысловым ориентиром концепции послужил обобщенный образ порта. Порт — будь он морским, речным или воздушным — это всегда место встречи принципиально различных сред, площадка контактов и обмена, прорыв в иное измерение, точка расширения физического и ментального горизонта…

 

Главным средством реабилитации прибрежного пояса в рамках нашей концепции призвана стать серия речных портов нового типа. Это привлекательные культурно-рекреационные пространства на воде, — магниты и «перевалочные пункты», встроенные в тщательно продуманную систему пешеходных и транспортных связей, поддерживающих функций, передовых экологических технологий и программ городского партнерства.

 

Стратегически эта концепция нацелена на превращение прибрежного пояса Москвы-реки в своего рода общегородскую гостиную — ось концентрации тех видов активности, которые стали наиболее востребованными на современном этапе урбанизации. Функциональное и смысловое содержание порта — это

sightseing и спонтанное групповое общение, коворкинг, экологическое и инновационное образование, семейная и туристическая рекреация, спортивные, художественные и музыкальные события, тематические фестивали различного масштаба и многое другое.     

Стратегия активации: озеленение центра и интенсификация периферии

Порты вдоль Москвы-реки

Общая стратегическая цель проекта новых центров вдоль реки — преодоление дисбаланса в распределении искусственного застроенного и естественного типов ландшафта между центральным и периферийными сегментами береговой линии.  Схема реализации концепции включает три стратегических направления:

— акупунктура интенсификации: новые порты реки;

— усиление связей: человеческий масштаб для системного развития;

— здоровая экосистема и умная очистка.

«Порты будущего Москвы» — флагманский проект предлагаемой стратегии — представляет собой серию архитектурно-градостроительных интервенций, результатом которых станет создание вдоль прибрежного пояса серии модернизированных речных портов, которые, подобно всемирно известным станциям Московского метрополитена, являются в равной степени функциональными и репрезентативными объектами.

Каждый из этих городских магнитов будет включать остановку общественного и водного транспорта, кафе с панорамными видами и доступом в интернет, велосипедную парковку и ряд других полезных функций.

Кроме того, в зависимости от расположения, программа конкретных портов будет включать такие функции как продовольственный рынок, ресторан, музейно-образовательный центр, площадки для проведения публичных показов, концертов, презентаций, коворкинга, самодеятельных пикников, рыбалки и занятий активными видами спорта. На базе наиболее крупных портов создаются новые офисные пространства, технопарки и кластеры стартапов.

  

Выбор места расположения отдельно взятого порта может быть нацелен на архитектурно-пространственное оформление уже развившегося очага активности или, наоборот, на привлечение активности в слаборазвитые, но имеющие стратегическое значение сегменты прибрежного пояса.

Новые порты общегородского, районного и местного значения распределены вдоль реки так, что в целом они образуют непрерывный ландшафтный променад, пересекающий по диагонали весь город.

Принципы работы с прибрежным поясом

Концепция и назначение порта

В рамках направления «Усиление связей» система пешеходного и транспортного сообщения в прибрежной зоне реорганизуется таким образом, чтобы обеспечить существенно больший уровень доступности при сокращении общей доли площадей, отведенных под транспортную инфраструктуру. К примеру, создание серии компактных пешеходных и велосипедных маршрутов вдоль недоступных ныне участков берега позволяет на порядок увеличить связность основных общественных и рекреационных зон.

Новые технологии, постепенно заменяющие традиционные методы очистки, трансформируют прибрежный пояс в самоочищающуюся экосистему, — благодаря их применению речная вода возвращает себе природную чистоту естественным путем, без помощи инженерных сооружений и дополнительных энергозатрат. Среди экологических решений применяется такие методы, как культивация вдоль берегов водорослей, очищающих поверхностные стоки; создание системы плавающих и стационарных фильтрующих островов со специально подобранными видами растений; превращение определенных участков поймы в естественные отстойники через заболачивание; дополнение речной микрофауны организмами, обеспечивающими очистку донных отложений…

Ключевое значение для переориентации города в сторону реки и ее культурно-экономического потенциала имеет программа культурной активации и публичного продвижения, основная цель которой — изменить статус реки в общественном сознании, обновить ее образ в восприятии людей, помочь им вновь осознать ее непреходящую ценность, — чтобы, в конечном итоге, сделать ее не только любимым местом отдыха, но также предметом постоянного внимания и деятельной заботы горожан. Это стратегическое направление объединяет мероприятия в сфере общественной коммуникации и событийного программирования: от поддержки темы реки в СМИ до организации культурной программы портов, прибрежных фестивалей районного, общегородского и международного масштаба, а также разработки и реализации стратегии развития туризма.

Пространство Москвы-реки сегодня подвергнуто множеству вызовов, ответы на которые сформируют будущее реки и прибрежных территорий для новых поколений. Чтобы река вернулась на ментальную карту москвича, чтобы нерешенные сегодня береговые зоны и прилежащие к ним участки получили реализацию в жизни города, необходимо рассматривать реку как часть общей градостроительной структуры Москвы, разделяющей все ее особенности. Возвращение реки горожанину, возможность позволить городу обрести свою береговую линию и фасад, смотрящий в поэтическую пустоту пространства воды, – станет ключевым фактором в развитии человеческого каптала и повышении качества жизни в городе. Перенесение внимания на пространство реки в городе поможет сбалансированно развить потенциалы как центральных, так и периферийных районов Москвы, соединив их доступной и функционально насыщенной городской осью.

МЕСТО прибрежная полоса Москвы-реки в границах МКАД

КЛИЕНТ Институт Генплана Москвы

СТАТУС конкурсная концепция, 1-е место

ПРОГРАММА мастерплан

КОМАНДА ПРОЕКТА

Ю. Григорян

Градостроитель: Э. Моро

Экспертиза, текст: С. Ситар

Менеджеры проекта: А. Камышан, Т. Осипова

Архитекторы: В. Авдеев, Е. Гончарова, Ж. Дикая, А. Костанда, М. Смирнова, Г. Сошников, С. Турчин, Д. Феррари, А. Чечёткина

Эколог: Р. Казюлин

Видеообработка: С. Кузнецов, Д. Раков

СОТРУДНИЧЕСТВО

Концепция разработана международным консорциумом «Меганом — Гиллеспис» совместно с компаниями: Systematica, Strategy Partners Group, John Thompson & Partners и Cushman & Wakefield.

Gillespies — ландшафт, стратегия по экологии

Б. Эванс, Г. Перт, А. Родес, Ф. Дэвис

Strategy Partners Group — экономика

Г. Корнеев, Н. Спивак 

Systematica — транспорт

Ф. Баззони, Т. Кадыров, Р. Чоубасси, Д. Презичче 

John Thompson & Partners — градостроительный анализ

Дж. Томпсон 

Cushman & Wakefield — экономика

Р. Тибботт, Ю. Токарева, А. Морозова 

поделиться на фейсбуке

Программа портовых городов ОЭСР — ОЭСР

    Главная страница ОЭСР Региональное, сельское и городское развитие Программа портовых городов ОЭСР

 

Публикация | Тематические исследования | Контакт

 


 

Программа портовых городов ОЭСР направлена ​​на определение того, как порты могут быть активами городского развития. Таким образом, программа оценивает влияние портов на города и регионы. В нем также сравниваются политики, направленные на усиление положительного регионального воздействия портов и ограничение негативного воздействия.

 

Конкурентоспособность мировых портовых городов

‌‌

«Порты и города исторически тесно связаны, но связь между портом и ростом города стала слабее. Экономические выгоды часто распространяются на другие регионы, тогда как негативные воздействия локализованы в портовом городе. движущие силы экономического роста городов и как можно смягчить негативное воздействие портов? На эти вопросы и призван ответить настоящий отчет».


В этой публикации содержатся рекомендации по политике для национальных, региональных и местных органов власти, а также портовых властей. В нем обобщаются основные выводы Программы ОЭСР «Портовые города» , созданной в 2010 году для оценки воздействия портов на их города и предоставления политических рекомендаций по увеличению положительного воздействия портов на их города.

Тематические исследования

Была проведена серия тематических исследований в различных портовых городах мира. Эти тематические исследования оценивают производительность изученных портов, анализируют влияние портов и оценивают политические и управленческие проблемы.

В настоящее время доступны следующие исследования:

  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Шанхая – Китай
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Гонконга – Китай
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Антофагасты, Чили
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Дунайской оси, Словацкая Республика
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Роттердама/Амстердама, Нидерланды
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Мерсина, Турция
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример оси Сены (Гавр, Руан, Париж, Кан), Франция
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Гамбурга, Германия 
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Хельсинки – Финляндия
  • Конкурентоспособность глобальных портовых городов: пример Марселя-Фоса, Франция

Кроме того, были выпущены следующие тематические документы:

  • Эффективность политики портовых городов: сравнительный подход
  • Порт и его окружающая среда: методологический подход к экономической оценке
  • Порты и региональное развитие: европейская перспектива
  • Эффективность мировых портов в контейнерных и насыпных грузах
  Контактный телефон

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с г -ном Олафом Мерком: Olaf. [email protected]


Дружественный URL: www.oecd.org/regional/portcities

Связанные документы

Связанные документы

.

AIVP

Перейти к содержимому

Чтобы получить доступ ко всему контенту участника, пожалуйста, войдите в систему.

Войти

Первый вход или забыли пароль?

Неверное имя пользователя и/или пароль(и).

Зарегистрироваться

Если вы не являетесь участником или не знаете свой логин/пароль, пожалуйста, свяжитесь с нашей командой.

Связаться с AIVP

Спасибо, вы вошли в систему.

Забыли пароль?

Имя пользователя не существует.

Новый пароль

[НОВИНКА] Online Associate Degree в

Port City Sustainability

t задуман как практический инструмент для использования различными участниками портов и территорий в их усилиях по достижению целей устойчивого развития.

Подробнее

Идеи для

формируют будущее портовых городов

Наша цель – улучшить отношения между городами и портами путем налаживания и развития диалога и сотрудничества.

Узнать больше

Спасибо, что присоединились к нам на 17-й Всемирной конференции городов и портов

Вы уже можете найти фотографии дней конференции!

Дополнительная информация

Адаптация

17 Целей устойчивого развития ООН к портовым городам

Повестка дня AIVP на период до 2030 года — это первая в мире инициатива по адаптации 17 целей устойчивого развития ООН к конкретному контексту отношений между городами и портами.

Узнать больше

aiVP — это неправительственная организация, которая объединяет представителей городов и портов и их партнеров по всему миру

на 30 лет.

Его цель — улучшить отношения между городом и портом посредством процесса взаимного сотрудничества для более устойчивого, более ответственного и инновационного развития городов, портов и экономики, ставящего граждан в центр всего, что вы делаете. Как актор глобализации портовый город представляет собой лабораторию для города и экономики завтрашнего дня, где необходимо поощрять инновации.

Обмен и солидарность

Обмен знаниями и информацией о будущем портовых городов, а также о текущих и завершенных проектах между крупными и малыми портовыми городами, между развитыми и развивающимися странами.

Устойчивое развитие

Интеграция устойчивого развития для обеспечения того, чтобы экономический рост учитывал качество жизни граждан и экологические проблемы.

Общие интересы и отношения с гражданами

В проектах развития или реконструкции городов и портов для противодействия джентрификации морских и портовых пространств и содействия социальной интеграции.

190 членские организации

2000 ссылочные контакты

50 представлено

стран

Наш передовой опыт

Этот раздел предназначен только для членов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *