Греция это спарта: Чем отличается Спарта от Афин?

Таганрог — это Спарта • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсГреческий проект Екатерины ВеликойЛекцииМатериалы

Почему Потемкин хотел переименовать азовский город, почему туда отправили кормилицу великого князя Константина и к чему привели несбывшиеся планы екатерининского фаворита

Подготовил Кирилл Головастиков

Григорий Потемкин собирался переименовать Таганрог в Спарту — по крайней мере об этом он писал греческому архиепископу Никифору. Почему светлейший князь не выполнил свое обещание, неясно, ведь это намерение входило в один ряд с другими потемкинскими преобразованиями в области топонимики:

 «Чтоб более поразить умы блистательностью деяний великия Екатерины, чтоб отрясть и истребить воспоминание о варварах <…> в покоренном полуострове, возобновлены древние именования: Крым наречен Тавридою; близ развалин, где существовал древний Херсонес, из самых тех груд камней при Ахтиярской гавани, возник Севастополь;

Ахт Мечет назван Симферополь, Кафа Феодосией, Козлов Евпаторией, Еникаль Пентикапеум, Тамань Фанагорией».

Александр Самойлов, племянник и биограф Потемкина

Как пишет историк Андрей Зорин, Россия, возвращая себе свою древнюю святыню, одновременно эллинизировала покоренную землю. По мысли Потемкина, русские приходят в провинцию, некогда принадлежавшую Греции, вновь сообщают ей ее греческий облик и заново обретают свою веру и историю, тоже отчасти превращаясь в греков.

Греческая церковь Константина и Елены в Таганроге. XIX век © taganrogcity.com

Однако переименование азовского города Таганрога в Спарту — пусть и несостоявшееся — имело особый смысл. Дело в том что Таганрог по существу был греческим.

После Кючук-Кайнарджийского мира 1774 года греческие повстанцы, воевавшие на стороне России, не могли оставаться на Турецкой земле; многие греческие моряки занялись пиратством. Через Алексея Орлова опальные греки обратились к Екатерине с просьбой переселиться в Россию. 28 марта 1775 года императрица дала на имя графа Орлова рескрипт, в котором разрешала грекам — не только воевавшим, но и всем желающим — селиться в Керчи и Еникале. Потемкин, препровождая рескрипт азовскому губернатору, добавил к списку городов еще и Таганрог. 

Прошение о строительстве греческой церкви. 1808 год © «Исторический Таганрог»

Греки, прибывшие в страну, устремились в Керчь, но тогда Крым еще не принадлежал России, и поэтому многих из них направили на Азов. В эпоху Греческого проекта переселенцы оказались ко двору, приняли их хорошо, и в Таганрог стали стекаться греки, вовсе не служившие в русском флоте. Иностранное заселение было выгодно России: отвоеванные у Турции земли пустовали, и Потемкин вводил для мигрантов льготы.

Греческий монастырь в Таганроге. XIX векЗдесь отпевали Александра I © taganrogcity.com

Таганрог стал греческой землей и на символическом уровне. Об этом свидетельствует городская легенда о кормилице внука Екатерины Константина. Та, в соответствии с идеологией Греческого проекта, была гречанкой. Когда необходимость в кормилице отпала, Екатерина якобы направила ее в Таганрог: «Рассказывали также старожилы, что у великого князя Константина Павловича была кормилицею гречанка Султана, родом из Мореи. Ее христианское имя, по всей вероятности, Елена, под которым она известна в исторических памятниках. Когда она была отпущена, то императрица щедро наградила ее и подарила ей 3000 десятин земли (ныне — Золотая Коса)». 

По данным атласа Екатеринославского наместничества на 1784 год, Мариупольский уезд, в который входил Таганрог, был первым в регионе по численности городского населения. Из 3856 жителей его городов, крепостей и местечек (учитывались только мужчины) было 1790 армян, 1512 греков, 553 русских, четыре грузина и один волох (румын). Несомненно, огромный процент греков достигался именно из-за Таганрога.

«Касательно до склонности и нравов здешних жителей, оные в рассуждении разного сорта людей также различны: из российских однодворцев крестьяне больше склонны к хлебопашеству и в земледелии трудолюбивы; малороссияне, упражняясь в том же, посклоннее к скотоводству и домостроительству; армяне в купечестве и промыслах отличаются; греки в разных мастерствах, в разведении садов и виноградников и в хлебопашестве.

Вообще все жители доброго духа, мужественны и к действиям военным склонны».

Анонимный составитель описания городов и уездов Азовской губернии екатерининского времени 

И через 80 лет, в 1866 году, таганрогский градоначальник контр-адмирал И. А. Шестаков писал в отчете министру внутренних дел: «Таганрог остался иностранным городом».  

Источники

  • Дружинина Е. И.  Северное Причерноморье в 1775–1800 годах.

    М., 1959.

  • Зорин А. Л.  Кормя двуглавого орла…

    М., 2004.

  • Филевский П. П.  История города Таганрога: 1698–1898.

    М., 1898.

Теги

XVIII век
Российская империя

11 признаков того, что перед вами ранненидерландская живопись

Картины нидерландских художников, так называемых фламандских примитивов, — окно в мир XV века. Опознать их живопись можно по светящимся краскам, городским пейзажам, зеркалам и другим деталям

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

16 минут

1/4

Русские как греки

Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II

Читает Андрей Зорин

Как завоевание Константинополя стало центром религиозной, политической и культурной идеологии Екатерины II

10 минут

2/4

Поэзия на службе русской экспансии

Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским

Читает Андрей Зорин

Почему поэт стал главным пропагандистом Русско-турецкой войны и что общего между спартанским царем Леонидом и Алексеем Орловым-Чесменским

14 минут

3/4

Истоки крымского мифа

Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи

Читает Андрей Зорин

Как Крым заменил Екатерине II Грецию, был переименован в Тавриду и стал символом обновления и успеха Российской империи

11 минут

4/4

Русская античность под крымским солнцем

Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней

Читает Андрей Зорин

Как Крым превратился в «цветущий рай», стал символом войны и отдыха и как крымская идея дожила с конца XVIII века до наших дней

Материалы

Насколько вы идеологически верны Греческому проекту?

Тест на усвоение курса Андрея Зорина

Андрей Зорин: «Самое главное — зачем люди читают и как реагируют на прочитанное»

Бестселлеры XVIII века

Чем зачитывалась Европа три столетия назад

Несостоявшийся Славянск

Как Екатерина II собиралась породнить античный Херсонес с древним Новгородом

Любовный словарь Екатерины и Потемкина

Мамурка, Гришифушечка и другие нежные прозвища

Таганрог — это Спарта

Почему Потемкин хотел назвать азовский город в честь древнегреческого

Как русских готовили к завоеванию Константинополя

От Ивана IV до Екатерины II

Где в Крыму найти Древнюю Грецию

Карта: шесть античных поселений на полуострове

Политическая опера Екатерины Великой

Музыкальная пропаганда Греческого проекта

Екатерина II за независимость Крыма

Чего хотел канцлер Воронцов в докладе «О Малой Татарии»

Вольтер против турок

«Мадам, убивая турок, Ваше Императорское Величество продлевает мои дни»

Очередность подписи как фактор большой политики

Как Россия потребовала равенства с Австрией

План передела Европы в письме Екатерины

Изложение концепции Греческого проекта

Россия — владелица греческих островов

История политического эксперимента Орлова-Чесменского в Эгейском море

Потемкин — повар

Как светлейший князь чуть не отравил глав двух империй

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Греческое фиаско Александра I

Как внук Екатерины продолжил Греческий проект

Потемкин — соперник Петра Великого

Как фаворит Екатерины втянул Россию в цивилизационный спор

Как Россия дважды отказалась покорять Стамбул

Почему Николай I не стал повторять подвиг вещего Олега

Приключения англичанки в Крыму

Казачья кухня, ханский гарем, хрен толщиной с ногу и другие достопримечательности

Какие подарки делала Екатерина II

Левая перчатка, стальная кровать, деревня Завидовка и не только

1783 год в истории

Чем жили французы и японцы, исландцы и американцы, пока русские присоединяли Крым

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Афины и Спарта. Сравнительная характеристика – Учительская газета

На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить ее были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавших два центра древнегреческой цивилизации, причем каждый из них развивался особым путем. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту принято считать милитаристским, даже «полицейским», крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам.

Афины

Афины были главным городом Аттики – области, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно объединялось вокруг Афин. Эта область была богата полезными ископаемыми (глиной, мрамором, серебром), но земледелием можно было заниматься лишь в небольших и немногочисленных долинах.

Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью (она называлась Пирей) быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. Афиняне, создав самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. В Афинах процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на градостроительство. В V в. до н.э. стал воздвигаться Акрополь – вершина древнегреческой архитектуры, центром которого был знаменитый храм Парфенон, посвященный Афине, покровительнице города. С Афинами связан расцвет древнегреческого театра. В Афины стекались знаменитые скульпторы, писатели. Философы Платон и Аристотель создали там свои школы.

Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Первым шагом к созданию афинской демократии были реформы Солона, избранного в 594 г. до н.э. архонтом (высший орган управления в Афинах). Сам великий законодатель заявлял, что цель его реформ – примирение враждующих группировок, сложившихся среди свободного населения. Прежде всего он запретил долговое рабство для афинян и объявил прежние задолженности бедняков недействительными, вернув им, таким образом, статус полноправных граждан. Солон укрепил частную собственность, разрешив покупать, продавать и дробить земельные участки. Политические права граждан зависели не от родовитости, а от имущественного положения. Самые бедные могли только избирать членов народного собрания, но не быть избранными. На зажиточных людей, обладавших полным объемом прав, были возложены довольно тяжелые, требующие больших расходов обязанности: они должны были строить суда, устраивать общественные праздники и зрелища. При Солоне возросла роль народного собрания.

Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в. до н.э., когда выдающиеся политические деятели Эфиальп и Перикл усовершенствовали законы Солона, усилив позиции демоса: теперь все граждане полиса приобрели право избираться на высшие должности (кроме должности военачальника), «у нас каждый человек в отдельности может проявлять себя самодовлеющей личностью в самых разнообразных сторонах жизни» (из речи Перикла об Афинах, произнесенной в 431 г. до н.э.).

Народное собрание стало верховным органом власти и получило самые широкие полномочия: принимало законы, решало вопросы о войне и мире, заключало и расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях, а их проводили 40 раз в год, все вопросы тщательно обсуждались, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Не менее важным было и то, что все должностные лица избирались голосованием или по жребию и были подотчетны и сменяемы. Как мы видим, многие принципы демократии, разработанные 25 веков назад, продолжают действовать и в наше время, превратились в своего рода вечные нормы жизни общества, которое заслуживает названия гражданского.

Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. и сначала состояло из пяти поселений греков-дорийцев. Дальнейшая жизнь полиса протекала в непрерывных войнах с соседними общинами. Спартанцы захватили их земли, скот, а население превратили в рабов-илотов. Кроме илотов, на спартанцев работали также периэки, живущие в округе, которые были лично свободны, но платили дань. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.

В Спарте сохранялись элементы жизни архаической родовой общины. Не допускалась частная собственность на землю. Земля была распределена на равные участки, которые считались собственностью общины и не подлежали продаже. Рабы-илоты, как предполагают историки, тоже принадлежали государству, а не отдельным гражданам Спарты.

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й – 353 гг. до н.э.).

Спартанцы обитали в одинаковых скромных жилищах, носили одинаковую простую одежду, лишенную украшений, золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения. Вместо них имели хождение железные бруски. Легендарный царь Ликург ввел совместные трапезы, для устройства которых каждый должен был вносить свою долю (продуктами и деньгами). Младенцев с физическими недостатками уничтожали. Мальчики с 7 до 20 лет получали довольно жесткое общественное воспитание. Достигнув совершеннолетия, они зачислялись в состав войска и служили до старости. Суровая, строжайшая жизнь Спарты напоминала казарму. И это естественно: все преследовало одну цель – сделать из спартанцев мужественных и выносливых воинов.

Целям военизированного государства соответствовал и государственный строй Спарты. Во главе стояли два царя, выполнявшие обязанности военачальников, судей и жрецов, а также совет старейшин, состоявший из представителей знатных родов в возрасте не моложе 60 лет, и эфоры, своего рода контролирующий орган. В отличие от старейшин царей не избирали. Это было наследственное звание. Цари имели большие привилегии, но не могли принимать решения без одобрения совета старейшин, который, в свою очередь, должен был опираться на мнение народного собрания. Но элементы демократии не получили развития в Спарте: народное собрание, хотя и считалось формально высшим органом, не имело большого влияния на политическую жизнь. В отличие от Афин, на собраниях спартанцы не выступали с речами, не доказывали свою точку зрения, а криками выражали свое одобрение и неодобрение решения. Строй Спарты можно назвать олигархическим. Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Историк Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.

Борьба за лидерство

Силы Афин и Спарты особенно окрепли в эпоху войн с Персией. В то время как многие города-государства Греции покорялись завоевателям, эти два полиса возглавили борьбу с, казалось бы, непобедимой армией царя Ксеркса и отстояли независимость страны.

В 478 г. Афины образовали Делосский морской союз равноправных полисов, который вскоре превратился в Афинскую морскую державу. Афины, нарушая принципы автаркии, стали вмешиваться во внутренние дела своих союзников, распоряжались их финансами, пытались устанавливать на территории других полисов свои законы, т.е. вели настоящую великодержавную политику. Афинская держава в пору ее расцвета представляла собой весьма значительную силу: в нее входило около 250 полисов. Возвышение Афин, их претензии на роль центра древнегреческой цивилизации были восприняты Спартой как вызов, в противовес был создан Пелопоннесский союз. К нему присоединились и мелкие, бедные полисы, и богатые, передовые в экономическом отношении Коринф и Мегары, которые тоже были обеспокоены растущим влиянием Афин.

В 431 г. до н.э. между двумя союзами началась жестокая, длительная война (27 лет), охватившая всю Грецию. Сначала перевес оказался на стороне Спарты, и решающую роль здесь сыграло не только то, что в ее распоряжении была прекрасно обученная, дисциплинированная армия. Спарта заключила договор со своими недавними противниками – персами и получила от них большую денежную помощь, пообещав за это отдать греческие города в Малой Азии. На персидское золото спартанцы построили свой флот и разгромили морские силы Афин. В 404 г. до н.э. Афины, осажденные войсками спартанцев, вынуждены были сдаться.

Победа Спарты над Афинами означала, в сущности, победу олигархии над демократией, которая установилась к тому времени в большинстве полисов. Правда, успех Спарты оказался недолговечным. Афины создали второй морской союз. Против спартанцев вели борьбу и Фивы – богатый и могущественный полис. В 317 г. до н.э. фиванская армия разбила спартанскую. Пелопоннесский союз распался. От Спарты отделились несколько давно принадлежащих ей областей, и теперь ее владения вновь ограничились пределами Лаконики.

Спарта, таким образом, была выведена из игры за гегемонию, но и попытки Фив, а потом Афин реализовать их великодержавные планы не привели ни к каким результатам.

Кризис полиса и кризис цивилизации

Поражение Спарты восстановило демократию в греческих полисах, вернуло им независимость, но возвращение к прежнему порядку вещей было лишь видимостью. Длительные кровопролитные Пелопоннесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Но главное, полис еще в эпоху Пелопоннесских войн вступает в состояние кризиса.

IV в. до н.э. – это финал классической Греции, ее полисной системы, начало конца древнегреческой цивилизации в целом.

Первые попытки понять законы природы были, конечно, несовершенны с точки зрения современной науки, но важно другое: теории строения мира создавались не на основе мифов, а на основе научных знаний.

Мария НИКОЛАЕВА, ученица 10-го класса гимназии «Логос», Дмитров, Московская область

Спарта

Климатические данные

Климатические данные

Источник: Национальная обсерватория Афин /meteo.gr.

Окруженная горами Тайгетос и Парнон, Спарта когда-то была царством Менелая и его прекрасной царицы, самой красивой из всех смертных женщин ее века Елены. Но Афродита пообещала Парису из Трои самую красивую женщину на земле в обмен на услугу, поэтому троянский принц прибыл в Спарту, чтобы забрать свой трофей. Он похитил Елену и вернулся на родину. Менелай хотел вернуть свою жену и уговаривал всех других царей Греции сражаться против троянцев. Примерно так и началась самая знаменитая война мифов.

КУЛЬТУРА

Археологический памятник Мистры

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Альпинизм на Тайгетосе

Широкие улицы, засаженные деревьями, большие площади, неоклассические здания и красивые отели, благоухающие оливковыми, апельсиновыми и лимонными деревьями близлежащей долины реки Еврот: это Спарта!

Находясь в Спарте, посетите Археологический музей Спарты . Его экспонаты охватывают чрезвычайно длительный период (от неолита до позднего римского века). Если вы любите искусство, не упустите возможность посетить художественную галерею «Кумантариос» и полюбоваться картинами выдающихся европейских художников XVI–XX веков, написанными маслом. Посетите Музей оливок и греческого оливкового масла : познакомьтесь с культурой и технологией производства натуральных продуктов, неразрывно связанных с греческой и средиземноморской идентичностью.

Экскурсии по Спарте

Совершите путешествие по склонам горы Тайгетос и осмотрите деревни Ксирокампи, Комуста и Анаврити с традиционными каменными домами и старинными каменными фонтанами. В Ксирокампи посетите церковь Святого Никонаса с фресками 14 века.

Посетите мистический город-башен  из Мистры,

, расположенный всего в шести километрах к северо-западу от Спарты, и поддайтесь очарованию средневекового великолепия этого места. Прогуляйтесь по городу-замку и ощутите сквозь тишину абсолютное величие города: Дворец деспотов (Анактора), Дома Ласкариса и Франгопулоса, прекрасный собор Святого Димитрия и впечатляющие монастыри Богоматери Пантанассы и Девы Марии Перивлептос.
Воспользуйтесь возможностью исследовать захватывающий дух город-башню     Монамвасия  , это мистическое каменное поселение, расположенное на краю большой скалы у моря, и погрузитесь в уникальную средневековую атмосферу! Загляните в историю крепости – так называемой «Гибралтар Востока» — который в прошлом был оккупирован византийцами, крестоносцами, венецианцами и османами.

Пещеры Дироса

Захватывающее путешествие в вечную магию форм и цветов. Озерная пещера Влихада или Глифада

состоит из нескольких залов, которым были даны поэтические имена, такие как «Дворец Посейдона», «Море затонувших кораблей» и «Белые палаты». Ваша прогулка на лодке по пещере продлится не менее 45 минут. Антропологи обязательно получат удовольствие от посещения соседних пещера Алепотрипа , в которой, как доказано, жило сообщество людей в эпоху позднего неолита (4800-3200 до н.э.). В Неолитическом музее Дироса у входа в пещеру хранятся все соответствующие находки. В пещере Катафиги сталактиты и сталагмиты создают не только впечатляющее зрелище, но и изумительную акустику в «Зале Апофеоза».

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ

Зимние каникулы в Греции
Верхние ущелья Греции
Замки
Геопарки в Греции
10 лучших романтических развлечений в Греции

Нафплион

Каламата

Коринф

Элафонисос

Калаврита

Димицана

Стемница

Немея

Эпидавр

Вытина

Культура в классической Спарте | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Понять основные характеристики общества Спарты

Ключевые моменты

  • Спарта была олигархическим городом-государством, которым правили два наследственных короля, равных по власти.
  • Спартанское общество в значительной степени было построено вокруг армии и военной подготовки.
  • Жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (казенные крепостные, часть порабощенное неспартанское, местное население).
  • Спартанец начал военную подготовку в возрасте семи лет.
  • В возрасте 20 лет спартиаты получали полное гражданство и присоединялись к сиссития .
  • Илотам было предоставлено много привилегий по сравнению с порабощенным населением в других греческих городах-государствах.
  • Население илотов превосходило население спартиатов и со временем росло, вызывая социальную напряженность.
  • 90 114 Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире.

Термины

Эфоры

Эфоры были древними спартанскими чиновниками, которые делили власть с наследственными царями. Ежегодно избирались пять человек для присяги от имени города, тогда как короли служили всю жизнь и присягали только от своего имени.

gerousia

Герусии представляли собой совет спартанских старейшин, состоявший из мужчин старше 60 лет, которые избирались пожизненно и обычно были членами одного из двух царских дворов.

Дельфы

Знаменитое древнее святилище, служившее резиденцией оракула, консультировавшегося при принятии важных решений во всем античном классическом мире.

Спарта функционировала при олигархии. Государством управляли два наследственных царя из родов Агиад и Еврипонтидов, оба якобы потомки Геракла, и равные по власти, так что никто не мог действовать против власти и политических постановлений своего коллеги. Обязанности королей носили религиозный, судебный и военный характер. Они были главными жрецами государства и поддерживали связь с Дельфами, святилищем, имевшим большой авторитет в спартанской политике.

К 450 г. до н. э. судебная власть королей была ограничена делами, касающимися наследниц, усыновлений и дорог общего пользования. Со временем королевские прерогативы были еще больше урезаны, пока, помимо службы в качестве военных генералов, короли не стали просто подставными лицами. Например, со времен греко-персидских войн цари лишились права объявлять войну и находились в полевых условиях под слежкой двух чиновников, известных как эфоры . Эфоры также вытеснили руководство королей в сфере внешней политики. Гражданские и уголовные дела также рассматривались эфоров , а также совет из 28 старейшин старше 60 лет, именуемый герусия . герусии избирались пожизненно и обычно были членами одного из двух королевских дворов. gerousia обсуждали важные решения государственной политики, затем предлагали альтернативные действия damos — коллективному органу спартанских граждан, которые затем голосованием выбирали один из вариантов.

Спартанское общество, уникальное по своей социальной системе в Древней Греции, было полностью сосредоточено на военной подготовке и мастерстве. Его жители классифицировались как спартиаты (спартанские граждане, пользующиеся полными правами), мотаки (неспартанцы, свободные люди, воспитанные как спартанцы), периикои (свободные, но неграждане жители) и илоты (государственные крепостные, часть порабощенное, неспартанское, местное население).

Структура спартанского общества. Спартанское общество было строго регламентировано, с четко очерченной классовой системой.

Мужчины-спартанцы начали военную подготовку в возрасте семи лет. Обучение было разработано для поощрения дисциплины и физической выносливости, а также для подчеркивания важности спартанского государства. Обычно только мужчины, которые должны были стать спартиатами, проходили военную подготовку, хотя из этого правила существовало два исключения. Trophimoi , или «приемные сыновья», из других греческих городов-государств были допущены к обучению в качестве иностранных студентов. Например, афинский полководец Ксенофонт отправил двух своих сыновей в Спарту в качестве трофимы . Кроме того, сыновья илота могли зарегистрироваться как синтрофос , если спартиат официально усыновил его и заплатил за него. Если синтрофос исключительно хорошо показал себя на тренировках, его можно было бы спонсировать, чтобы он стал спартиатом. Точно так же, если спартанец не мог позволить себе оплатить расходы, связанные с военной подготовкой, он потенциально мог потерять право на гражданство.

Мальчики, прошедшие обучение, жили в общих столовых и, по словам Ксенофонта, сыновья которых посещали agoge , мальчиков кормили «именно столько, чтобы они никогда не становились вялыми из-за того, что были слишком сытыми, а также давали им почувствовать, что такое нехватка». Помимо физической подготовки и обучения обращению с оружием, мальчики обучались чтению, письму, музыке и танцам. Специальные наказания вводились, если мальчики недостаточно лаконично (т. е. кратко и остроумно) отвечали на вопросы.

В возрасте 20 лет гражданин Спарты начал свое членство в одной из syssitia  (столовых или клубов), которые состояли примерно из 15 членов в каждой и были обязательными. Здесь каждая группа научилась сближаться и полагаться друг на друга. Спартанцы не имели права избираться на государственные должности до 30 лет. Только коренные спартанцы считались полноправными гражданами и были обязаны проходить военную подготовку в соответствии с законом, а также участвовать и вносить финансовый вклад в одну из сиссития .

Спартиаты фактически составляли меньшинство в Спарте, а илоты составляли самый многочисленный класс жителей города-государства. Илоты изначально были свободными греками, которых спартанцы победили в битве, а впоследствии поработили. В отличие от населения, завоеванного другими греческими городами, мужское население илотов не было истреблено, а женщины и дети не рассматривались как движимое имущество. Вместо этого илоты получили подчиненное положение в спартанском обществе, более сравнимое с крепостными средневековой Европы. Хотя илоты не имели права голоса, в остальном они пользовались относительно привилегированным положением по сравнению с рабским населением в других греческих городах-государствах.

Спартанский поэт Тиртай сообщает, что илотам было разрешено жениться и оставлять себе половину плодов своего труда. Им также были разрешены религиозные свободы, и они могли владеть ограниченным количеством личного имущества. До 6000 илотов накопили достаточно богатства, чтобы купить себе свободу в 227 г. до н. э.

Поскольку спартиаты были полноценными солдатами, ручной труд выпал на долю илотов, которые работали неквалифицированными крепостными, возделывая спартанскую землю или сопровождая спартанскую армию в качестве некомбатантов. Женщин-илотов часто использовали в качестве кормилиц.

Отношения между илотами и их спартанскими хозяевами часто были натянутыми, и есть свидетельства того, что по крайней мере одно восстание илотов произошло около 465-460 гг. до н.э. Многие историки утверждают, что, поскольку илотам были разрешены такие привилегии, как содержание семьи и родственных групп и владение собственностью, они могли лучше сохранять свою идентичность как покоренный народ и, таким образом, более эффективно организовывали восстания. Со временем население спартиатов продолжало сокращаться, а население илотов росло, а дисбаланс сил усугублял уже существовавшую напряженность.

Женщины-спартанки пользовались статусом, властью и уважением, которым не было равных в остальном классическом мире. Более высокий статус женщин в спартанском обществе начинался с рождения. В отличие от Афин, спартанских девушек кормили той же едой, что и их братьев. Они также не были прикованы к отцовскому дому, им не мешали заниматься физическими упражнениями или дышать свежим воздухом. Спартанки даже соревновались в спорте. Что наиболее важно, вместо того, чтобы выходить замуж в возрасте 12 или 13 лет, спартанский закон запрещал выдавать замуж девушку, пока она не достигла позднего подросткового возраста или 20-летнего возраста. Причины отсрочки вступления в брак заключались в том, чтобы обеспечить рождение здоровых детей, но в результате спартанские женщины избавились от опасностей и длительного ущерба для здоровья, связанных с беременностью среди подростков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *