Храм Байон в Ангкоре — подробная информация с фото
Байон — храм с огромными каменными головами, встречающимися на каждом шагу, является жемчужиной Ангкор-Тхома. Всего на 54 башнях храма находится 216 голов. Если присмотреться, то одинаковых лиц нет — все они очень разные, хотя при первом рассмотрении выглядят похожими. В зависимости от освещения и времени суток лица могут быть веселыми и добрыми либо грустными — и даже наводить ужас. В какой бы точке храма вы ни находились, на вас будут «смотреть», по крайней мере, пять-шесть каменных лиц.
Общая информация
Кто изображен на ликах в храме Байон, доподлинно неизвестно. Одни источники считают, что это Авалокитешвара — бодхисатва, олицетворение безграничного сострадания в буддизме. По мнению других, на изваяниях — сам король Джаяварман VII. В пользу последней теории говорит явное сходство между королем Джаяварманом VII, чей портрет хранится в музее Гиме в Париже, с каменными ликами на башнях Байона. Есть и объединяющая две версии теория, что это все-таки Авалоки-тешвара, а моделью для скульптур послужил король. Издалека храм не особенно впечатляет, он кажется сжатым в пределах ограниченного пространства, каменным хаосом. Такое впечатление создается из-за галерей по сторонам храма и верхней террасы, между которыми почти нет свободного пространства. Однако поднимитесь на верхний ярус, сядьте между камней, и вы сможете ощутить, что вы сидите где-то в небесах, среди древних богов. Ни в одном другом храме Ангкора нет такой потрясающей атмосферы, как на вершине Байона. Проведите здесь хотя бы полчаса-час с утра, постарайтесь прочувствовать это замечательное ощущение.
На вершине храма с утра, пока нет жары, часто можно увидеть студентов, обложившихся учебниками, или европейцев, приехавших в Камбоджу на несколько месяцев или лет, с книжкой в руках. Трудно представить себе лучшее место для нескольких часов занятий или отдыха, чем высоко над джунглями. Байон состоит из трех законченных ярусов, нижние два — квадратные, верхний представляет собой круглую башню. Король Джаяварман VII хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус и только потом начинали строить следующий.
Стены Байона покрыты искусно вырезанными барельефами, на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11 000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни. Здесь запечатлены сцены из битв с войсками Чама, падение Ангкора, сценки из повседневной жизни, королевская охота, поклонение богам… Лучше всего сохранились барельефы на первом ярусе. Осматривать их удобнее от восточного входа в Байон, двигаясь по часовой стрелке. Барельефы восточной галереи представляют собой изображения военного похода: воины, слоны, повозки, запряженные волами, кавалеристы и музыканты. В южной галерее можно увидеть сцены из грандиозного сражения на озере Тонлесап в 1177 году. В северной галерее на стенах искусно вырезаны акробаты, жонглеры и местные животные.
Барельефы первого яруса (по часовой стрелке от восточных ворот):
- Чамы на марше. Эта трехуровневая панорама находится к югу от восточных ворот Байона. Чамы — народ, до сих пор проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. В первом ряду кхмерские воины идут с поля битвы.
- Морская битва. Следующая панель имеет одни из лучших резных барельефов. На ней — сочетание изображений морских сражений кхмеров и чамов (с покрытыми головами) и картин повседневной жизни на берегах озера Тонлесап, где произошла битва. Присмотритесь к изображениям людей, ищущих вшей друг у друга в волосах, сценам охоты, а в западном конце панели — к рожающей женщине.
- Чамы побеждены. На следующей панели продолжаются сцены из повседневной жизни, а морское сражение перемещается на берег — чамы полностью разгромлены кхмерами.
Здесь можно наблюдать двух людей, играющих в шахматы (или какую-то подобную игру на доске), петушиный бой и женщин, продающих рыбу на рынке. Затем идут сцены приготовления и подачи блюд на праздновании победы кхмеров над чамами.
- Военная процессия. Последняя секция южной галереи, изображающая военную процессию, не закончена, так же как и следующая панель, на которой слонов ведут с гор. Брахманы залезли на два дерева, спасаясь от тигров.
- Гражданская война. Эта панель изображает сцены, которые, по утверждению некоторых ученых, представляют гражданскую войну. Группы людей, некоторые из которых вооружены, сражаются друг против друга, борьба усиливается по мере включения в рукопашную схватку боевых слонов и воинов.
- Всевидящий король. Битва продолжается в меньшем масштабе на следующей панели. Внизу антилопу заглатывает огромная рыба. Среди мелких рыб — креветки, надпись под которыми гласит, что король найдет их, даже если они спрячутся.
- Парад победы. Эта панель изображает процессию с участием короля, несущего лук, и его воинов. По-видимому, это празднование победы.
- Цирк приехал в город. В западномуглу северной стены изображен кхмерский цирк. Вы можете увидеть силача, держащего трех карликов, и человека на спине, крутящего ногой колесо, выше — группу канатоходцев. Справа от цирка королевская свита смотрит с террасы вниз, на процессию животных. Некоторые барельефы в этой секции остались незаконченными.
- Страна изобилия. Две реки, одна — сразу за дверным косяком, а другая в трех метрах правее, изобилуют рыбой. Отступление чамов. К западу от северных ворот в самом низу трехъярусной незаконченной сцены изображены армии чамов — разбитые и изгнанные из империи кхмеров. Одна панель изображает наступающие армии чамов, а следующая за ней сильно поврежденная панель показывает чамов (слева), преследующих кхмеров. Чамы грабят Ангкор. Эта панель показывает войну 1177 года, когда кхмеры были разбиты чамами и Ангкор был разграблен.
Раненый кхмерский король спускается со спины слона, и полководца несут в гамаке, подвешенном на палках. Прямо над ними напиваются впавшие в отчаяние кхмеры. Чамы (справа) яростно преследуют своих побежденных врагов.
- Чамы входят в Ангкор. Эта панель изображает другую встречу двух армий. Обратите внимание на знаменосцев среди чамских войск (справа). Чамы были побеждены в этой войне, закончившейся в 1181 году.
Одна из загадок Байона заключается в том, что человечество сегодня оказалось физически не в состоянии восстановить его без применения цемента как связывающего материала. Современные ученые и строители не смогли обтесать камни подобного размера с заданной точностью так, чтобы встроить их в храм без цемента. Байон пытались восстанавливать теми же методами, которыми он был построен, но из этого ничего не получилось и пришлось прибегнуть в современным технологиям.
Смотрите также: Фивы, Ангола, Иран, Владимир, Друскининкай, Вестминстерское Аббатство, Симанами Кайдо
фото и описание, общая информация
На юге полуострова Индостан в Азии находится невероятно красивое королевство с впечатляющей загадочной историей – Камбоджа. В течение длительного времени эта экзотическая страна была закрыта для туристов. В наши же дни туры в Камбоджу стали пользоваться весьма большим спросом. Туристы со всего мира стремятся побывать в этом королевстве, чтобы насладиться мягким климатом, теплым морем и пляжами с белоснежным песком, нетронутой чудесной природой и, самое главное, увидеть древние святыни этих мест с таинственной и тысячелетней историей: величественные храмовые сооружения, поражающие своим размахом, величественностью и уникальностью. Одним из таких культовых сооружений является храм Байон (описание и фото представлены в статье), расположенный в самом центре храмового комплекса Ангкор-Тхом.
Общие сведения
Байон — это древний храмовый комплекс в центре руин исторического города Ангкор-Тхом, древней столицы кхмеров — коренных жителей. Храм Байон в Ангкоре является одной из главных достопримечательностей Камбоджи, потрясающих воображение не только местных жителей, но и туристов со всего мира. Он, как и индуистский храмовый комплекс Ангкор-Ват, входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ангкор — это область королевства Камбоджа, которая являлась центром Кхмерской империи с 9-го по 15-й века нашей эры. В наши дни сохранились руины многочисленных храмов и сооружений, в том числе и уникальные памятники искусства кхмеров — Ангкор-Ват и Ангхор-Тхом.
Исторический комплекс Ангкор-Тхом разделен осями на четыре части, что символизирует уменьшенную копию Вселенной. Байон находится прямо в центре, на пересечении осей, олицетворяя собой связующее звено между небом и землей.
Считается, что храм Байон был построен в конце XII — начале XIII века в честь владыки Кхмерской империи Джаявармана VII (1125-1218 гг. н.э.). Именно в годы его правления Кхмерская империя достигла пика своего могущества, было построено много великолепных храмов и общественных зданий. Кроме того, король изгнал интервентов-чамов, разоряющих Камбоджу, и объединил страну. Джаяварман VII стал первым королем-буддистом, что отразилось и на строительстве храмов.
Во времена расцвета Кхмерской империи Байон являлся ее религиозным центром, а все последующие правители перестраивали этот храмовый комплекс по своему усмотрению. Современная же реставрация неразрушенных столетиями сооружений началась в 20-е годы XX века.
История открытия
К сожалению, в наши дни храмовый комплекс Байон не сохранился в первозданном виде. Его несколько раз перестраивали и достраивали. Во второй половине XV века, после длительной осады сиамцев, столица Кхмерской империи пала, была разрушена и заброшена. Густые джунгли поглотили Ангкор, скрыв высокие башни, храмы и другие постройки. Дороги исчезли, жилые помещения тоже не сохранились — время и влажный климат их не пощадили. К счастью, храмовые сооружения дошли до наших дней, являя собой потрясающее зрелище.
Затерявшийся в джунглях разрушенный древний Ангкор был надежно спрятан растительностью от взоров, и на 4 столетия люди о нем забыли. Он случайно был обнаружен в 1860 году заблудившимся в джунглях французским путешественником Анри Муо.
Однако первоначально возраст храма Байона определили неверно — 9-й век н.э. К буддийским храмам его отнесли чуть позже, в начале 20-го века, после обнаружения лика буддийского божества сострадания. В итоге Байон датировали концом XII века. Несмотря на довольно достоверные археологические подтверждения, не все загадки Байона разгаданы.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими понятия о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Особенности архитектурной постройки
Храму удалось весьма неплохо уберечься от разрушений. Его строили преимущественно из каменных глыб сотни и тысячи людей. Все элементы храма находятся друг с другом в гармонии. Специфика Байона также заключена в том, что вокруг него не было построено защитной стены — таковой являлась огораживающая сам город Ангкор-Тхом стена.
Далеко не все тайны храма Байона в Камбодже разгаданы. Одной из таких загадок является то, что строения храмового комплекса возведены по неизвестной технологии без применения связующих материалов (типа цемента) — обычной укладкой камень на камень. Поэтому издалека все это кажется грудой камней, а вблизи можно рассмотреть удивительную структуру. Пазы очень точно и крепко соединены – так, что нельзя просунуть острие ножа. При этом строения не разваливались веками. Ученые умы нашего времени не могут понять, как древним кхмерам удавалось делать эти пазы, рассчитывать с потрясающей точностью детали к таким колоссальным сооружениям.
Барельефы на стенах Байона довольно достоверно запечатлели жизнь средневековой Камбоджи. Их считают подлинными историческими свидетельствами, дающими представление о средневековых кхмерах, их военной и мирной жизни, быте, богах. Есть много сцен битв с чамами, отдельно представлено поклонение богам.
Что представляет собой храм
Изучая общую информацию о храме Байоне, можно отметить, что он является вторым по популярности среди туристов в Камбодже. Визитная карточка Байона — каменные башни с высеченными ликами, а также уникальные барельефы.
Издалека сооружение напоминает замысловатое природное нагромождение причудливых каменных глыб. Но вблизи ясно видно его рукотворное происхождение. Площадь Байона впечатляет: 9 квадратных километров.
Храмовый комплекс восхищает своим великолепием и необычностью, призван прославлять Будду и его деяния. Однако построенный в духе буддизма храм Байон имеет и некоторые черты индуизма.
Храмовый комплекс напоминает пирамиду или «храмовую гору», состоящую из трех уменьшающихся ярусов. Самый большой, нижний ярус окружен каменной галереей, которая раньше была крытая. Однако своды обрушились, но сохранились столбы и прекрасные рельефы, украшающие стены галереи и изображающие сцены из жизни и быта древних кхмеров.
Внутри храмового комплекса находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма.
Вход стерегут могучие львы из камня с разинутыми пастями.
Перед храмом стоит стена высотой более четырех метров с изображением сцен великой победы Джаявармана VII над чамами в битве на озере Тонлесап.
В Байоне кажется, что кто-то все время наблюдает за пришедшими сюда. Это ощущение возникает благодаря множеству ликов буддийского божества Авалокитешвара. Его ликов здесь двести, по четыре на каждой башне, смотрящие во все 4 стороны света. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.
Устройство храмового комплекса
Байон напоминает трехъярусную пирамиду с двумя квадратными нижними ярусами и круглым третьим ярусом, в котором расположено центральное святилище. Изначально у центральной башни было золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Три яруса олицетворяют землю, воду и воздух.
Ярусы представляют собой весьма запутанную систему галерей и двориков. Вдоль стен высечено более тысячи изображений небесных танцовщиц – апсар. Внешние размеры самого нижнего яруса составляют 140 на 160 метров с высотой более четырех метров. Здесь находятся многочисленные уникальные барельефы. Они изображают апсар и сцены военной и мирной жизни короля Джаявармана и простых людей.
Второй ярус храма Байон также квадратный, но меньшего размера и с четырьмя маленькими двориками в углах. В одной из башен сохранилась статуя Будды. Ее барельефы украшены сценами религиозной и мифологической тематики.
На третий ярус можно попасть по крутым лестницам. Здесь располагается верхняя терраса, три библиотеки (запад, север, восток) и башни. В самой середине находится центральная башня с высотой 43 метра и диаметром основания 25 м. Внутри она делится на комнатки-святилища, в которых были где буддийские и индуистские божества. В сердце главной башни находится самое священное место диаметром пять метров.
Уникальные лики
Башни храма Байон являются единственными в своем роде, нигде больше нет такого рукотворного шедевра. Раньше было 54 башни, олицетворявшие провинции кхмеров. До наших дней сохранилось только 37. Центральная башня обозначает короля и его безграничную власть.
На каждой из них высечено по 4 человеческих лика, взирающих на разные стороны света. Божественные лики огромны и когда-то были покрыты золотом, как вся башня. Сейчас сохранилось более двухсот ликов высотой под два метра. Все лица уникальны, но очень похожи друг на друга.
Есть гипотезы, объясняющие происхождение и предназначение лиц. Согласно первой лики символизируют буддийское божество бесконечного сострадания Авалокитешвара. Другие считают, что они олицетворяют королевскую власть Джаявармана VII, распространяющуюся над 54 подвластных ему провинциями.
Интересен тот факт, что в любой точке храма видно минимум пять каменных ликов. Выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток: они могут выглядеть добрыми или злыми, грустить или улыбаться.
Характерными особенностями лиц являются широкий лоб, опущенные глаза, толстые губы со слегка поднятыми уголками — знаменитая «улыбка Ангкора».
Интересные факты
- При беглом взгляде храм кажется простым, но при знакомстве с внутренними запутанными двориками и лабиринтами становится понятно, что это не так.
- Эпоха правления короля Джаявармана VII названа историками «эпоха Байона».
- Храм не огражден защитной стеной, в отличие от подобных святилищ.
- Черты лица статуи Будды, украшавшей центральную башню, похожи на короля Джаявармана VII.
- Раньше в Байоне было много кладоискателей. Есть сказание, что под храмом есть идущая к центру Земли шахта, в которой заключены несметные богатства.
- Чтобы сделать красивое фото храма Байон в Камбодже, путешественники советуют приехать рано утром или на закате. В это время лики на башнях, постепенно освещаемые лучами солнца, словно оживают. Кроме того, днем там много туристов и выбрать удачное место гораздо сложнее.
Отзывы
Туристы оставляют множество положительныхи восхищенных отзывов о храме Байон в Камбодже. Многие посещают это место не один раз, возвращаясь туда снова. Путешественники отмечают загадочность, самобытность и особую атмосферу храмового комплекса. Некоторые сравнивают лики на башнях Байона с каменными великанами острова Пасхи.
Как добраться?
Храм находится в нескольких километрах от Сиемреапа — крупного и известного города Камбоджи, имеющего международный аэропорт, что удобно для туристов.
Добраться до Байона можно с экскурсией, на такси или тук-туке.
В центр можно добраться по 4 дорогам. От ворот древнего города до храма — около 1,5 километра, поэтому едут на мотобайках или на велосипедах. Также есть «слоновья тропа», по которой туристы могут добраться на слонах до храма через Восточные ворота.
Таким образом, храм Байон является грандиозным и неповторимым шедевром, имеющим мировое значение. Искусство эпохи короля Джаявармана VII достигло небывалого рассвета и именуется в истории как эпоха Байона. После этого периода в Камбодже не было построено ни одного храма, хотя бы отдаленно напоминающего Байон. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны, в числе которых находится и храм Байон.
Многоликий храм – Smarthistory
Храм Байон, Ангкор Том (фото: Якуб Халун, CC BY-SA 4. 0)
Храм Байон является загадкой по многим причинам. Во-первых, это название храма, вернее, наше незнание того, как люди относились к храму во время его использования. Хотя существуют каменные надписи, часто встречающиеся на территории храмов, датируемые временем Джаявармана VII, и содержат конкретные подробности, такие как название и обитатели других храмов (таких как Та Пром недалеко от королевского города Ангкор Том), есть нет сохранившихся документов о Байоне — самом важном государственном храме королевского города. [1] Имя «Байон» — это 19Французская транскрипция X века того, что первые европейские исследователи (такие как Шарль-Эмиль Буйево, католический миссионер, и Анри Муо, натуралист) слышали от своих местных информаторов. [2] Байон, вероятно, относится к санскритскому термину paryanka , что переводится как «пьедестал для священных статуй». [3] По словам историка Майкла Викери, единственная современная надпись, которая может относиться к храму, кажется, называет его мадхьядри или «центральная гора», что является общим термином для храмов. [4]
Слева: Tower Faces, храм Байон, Ангкор Том, Камбоджа; справа: деталь лицевой стороны башни на красной площади (фото: Photo Dharma, CC BY 2.0)
Загадочность названия храма вносит свой вклад в загадочные лицевые башни, определяющие архитектуру храма. С момента повторного открытия Байона французскими учеными и исследователями в 19 веке идентичность улыбающихся фигур, приветствующих посетителей храма и города Ангкор-Том, вызывает споры. Изображают ли они буддийских или индуистских божеств, или они изображают короля Джаявармана VII, улыбающегося своей империи? Надписи из храма вместе с его названием могут помочь нам понять личность четырехликих фигур; однако ученые предполагают, что такие надписи были уничтожены сменявшими друг друга правителями, которые захватили Ангкор Том после смерти Джаявармана VII.
План Ангкор Тома, аэрофотосъемка (основная карта © Google)
Сердце Ангкор Тома
Храм Байон, построенный во время правления Джаявармана VII, уникален тем, что это единственный буддийский государственный храм и последний будет построен в Империи Ангкор (также иногда называемой Кхмерской Империей). Хотя храмы продолжали строиться в период Ангкора (9–15 века), ни один из них не был в масштабе и не использовал богатство и ресурсы Байона после смерти Джаявармана VII.
Байон, самый известный храм в Ангкор-Томе (фото: Дмитрий А. Моттл, CC BY-SA 4.0)
Картина тханка: Монахи тантрического университета Гьюто, Мандала Ямантака , 1991 г., цветной силикат и клей на дереве , Тибет (Институт искусств Миннеаполиса)
Храм расположен в центре королевского города Ангкор Том. В отличие от других запланированных городов Ангкора, королевский город Джаявармана VII был спроектирован как мандала или космическая диаграмма. В центре мандала (используемая практикующими индуистами, джайнами и буддистами) — это дворец важного божества или горы Меру, которая является центром вселенной. Построенный в самом сердце Ангкор Тома, храм Байон должен был представлять гору Меру на земле.
План Ангкор-Тома (Балдири, CC BY-SA 3.0)
Чтобы войти в королевский город и получить доступ к храму, посетители в прошлом и настоящем должны пройти по мостам или дорогам, которые проходят через крепостные стены города . Всего мостов пять, и все, кроме одного, ведут прямо к Байону. Храмовый комплекс выполнен из песчаника и латерита. Хотя изначально комплекс украшали деревянные украшения и конструкции, они больше не сохранились.
План храма Байон сегодня
Сам комплекс состоит из трех уровней, которые призваны создать гороподобную структуру, символически и визуально связывающую Байон с горой Меру. С этой целью в комплекс включены две ограды (первый и второй уровни), состоящие из крытых галерей и святилищ. В центре комплекса (третий уровень) находится приподнятая крестообразная платформа, которая служит основанием для основного строения храма, на котором первоначально размещалась главная икона.
Байон в его нынешнем виде не отражает первоначальный замысел Джаявармана VII и его архитекторов. Это потому, что храм был добавлен на протяжении веков. Ангкор Том был так хорошо укреплен, что более поздние короли продолжали использовать его как свой королевский город. В то время как короли обычно строили новый государственный храм, отражающий их собственную религиозную принадлежность, преемники Джаявармана VII сочли, что проще реконструировать Байон, чем снести его и построить новый храм. [5] Этим объясняется появление в храме как буддийских, так и индуистских изображений, в зависимости от религиозной принадлежности нового царя. Эти более поздние изменения еще больше усугубляют наше непонимание храма, поскольку не совсем ясно, когда и кем были сделаны такие дополнения.
Внешняя ограда
Сцена, изображающая рынок и гадание, барельеф, Байон, Ангкор Том (фото: в Википедии, CC BY-SA 3.0)
Внешняя ограда (первый уровень) была построена во время времен Джаявармана VII и включает в себя барельефы повседневной жизни в начале 13 века, на которых изображены сцены рынка, а также женщина, которой предсказывают судьбу.
Сцена битвы, храм Байон, Ангкор Том (фото: Гэри Тодд, CC0)
Исторические события, такие как битва кхмеров с чамами, также можно найти в галереях внешней ограды. Эти резные рельефы являются важным и редким визуальным документом жизни Ангкора того времени.
Внутреннее ограждение
Барельеф Шивы, внутренняя галерея, храм Байон, Ангкор Том (фото: Гэри Тодд, CC0)
Внутреннее ограждение (второй уровень) было построено во времена Джаявармана VII; однако некоторые из рельефов, найденных в его галереях, вероятно, были вырезаны позже. Это отражается в изменении художественного стиля резных рельефов, а также в тематике резьбы. Например, есть изображение индуистского бога Шивы (в восточной галерее южной части), которое, вероятно, было добавлено во время правления Джаявармана VIII, который вернул Ангкор обратно в индуизм.
Байон, самый примечательный храм в Ангкор Томе (фото: Дмитрий А. Моттл, CC BY-SA 4.0)
Многоликость Байона
Крестообразная платформа — третий и самый внутренний уровень Байона — состоит из центральной башни, которую окружают восемь тангенциальных башен, украшенных монументальными улыбающимися лицами.
Будда, сидящий на змее Мучалинде, показанный здесь вскоре после раскопок в начале 1930-х гг.
Центральная башня служила святилищем храма Байон и первоначально размещала монументальную скульптуру из песчаника Будды, сидящего на змее Мучалинде.
Tower Faces, Храм Байон, Ангкор-Том, Камбоджа (фото: Кирк Сианг, CC BY-NC-ND 2.0)
Святилище окружено башнями и павильонами, увенчанными скульптурами в виде трех или четырех улыбающихся лиц. Вместе эти башни улыбающихся лиц на разной высоте имитируют вершины гор, напоминая посетителю, что Байон должен был символизировать центр буддийской вселенной, гору Меру. Сегодня на третьем уровне осталось всего 37 фасадных башен. Считается, что первоначально их было 49.лицевые башни; однако археолог Оливье Кунин утверждал, что изначально было 59 лицевых башен [6]. Хотя первоначальное количество лицевых башен в последнее время оспаривалось, идентичность улыбающихся лиц озадачивает ученых с 19 века.
Фрагмент лица на южных воротах Ангкор Тома (фото: Марчин Консек, CC BY-SA 4.0)
Ученые предположили, что монументальные лица, встречающие посетителей у входных ворот Ангкор Тома и Байона, представляют собой бодхисаттву Махаяны , Авалокитешвара; тантрический — Будда Ваджрасаттва; или индуистские божества, Брахма и Шива, среди прочих. [7] Это происходит из-за отсутствия конкретной иконографии, которая помогла бы идентифицировать лица, и из-за нашего непонимания конкретной практики буддизма при Джаявармане VII.
Фасадные башни обычно имеют четыре грани, каждая из которых направлена по сторонам света; хотя некоторые из башен в Байоне имеют три лица. Сами лица однородны по стилю. Улыбки широкие, глаза открыты. Фигура носит замысловатую корону в виде филе, а его удлиненные мочки ушей украшены драгоценными серьгами в виде перевернутого лотоса. Поскольку не существует иконографии, такой как выпуклость черепа Будды или третий глаз Шивы, ученые сосредоточились на нескольких лицах фигуры, чтобы помочь в их идентификации. Именно по этой причине ученые вначале ассоциировали эту фигуру с бодхисаттвой Авалокитешварой, который появляется в искусстве с множеством лиц и является важным божеством в буддизме Махаяны. Однако лица также ассоциировались с многоликим индуистским божеством Брахмой, который является Творцом Вселенной и надзирает за горой Меру.
Южные ворота, Ангкор-Том, с балюстрадой «Взбивание молока» слева и справа (фото: Гэри Тодд, CC0)
Джаяварман VII был буддистом в традиции Махаяны; однако неясно, каковы были особенности его практики и убеждений. Это связано с появлением индуистских образов в городе Ангкор Том, таких как балюстрада, ведущая к королевскому городу, а также культовые образы, ассоциирующие себя с Буддой, и его мать с буддийским божеством Праджняпарамитой (бодхисаттвой мудрости и матерью всех будд), а его отец с Авалокитешварой (бодхисаттвой сострадания).
Тайна лицевых башен и практики буддизма во времена Джаявармана VII может быть нашей собственной загадкой. Вполне возможно, что для Джаявармана VII и жителей Ангкор Тома улыбающиеся лица не представляли только одного человека и что буддизм был гораздо более многозначным, чем нам удобно это признать. Как современные студенты, преподаватели и поклонники камбоджийской истории и культуры, мы стремимся классифицировать различные памятники и царствования Ангкорского периода как индуистские или буддийские. Это помогает нам создать линейное повествование с четким началом и концом. На протяжении большей части ангкорской истории империей правили индуистские короли и общественная элита, которые также относились бы к индуизму.
В то время как тайна улыбающихся лицевых башен продолжает озадачивать ученых и посетителей, все согласны с тем, что храм Байон должен был представлять гору Меру на Земле. Об этом говорят фасадные башни, которые представляют вершины мифической горы, а также центральное расположение Байона в королевском городе Ангкор Том. В 13 веке центральная башня Байона была бы позолочена, и она выглядела бы как золотая гора в центре города. Хотя посетители больше не могут увидеть первоначальное великолепие Байона, сохранившаяся архитектура и подробные барельефные скульптуры служат документом верований и жизни кхмеров в 13 веке.
Примечания:
[1] Первоначальное название Та Пром — «Раджавихара» (Королевский монастырь). Жорж Коэдес, «Стелла Та-Прома», в Bulletin de l’École française d’Extreme-Orient 6, № 1-2 (1906).
[2] Майкл Викери, «Введение», в Bayon: New Perspectives , изд. Джойс Кларк (Бангкок: Riverbooks, 2007), стр. 15–16.
[3] Викери, с. 17. Chuon Nath, Vacananukram Khmer/Dictionnaire Cambodgien , 5-е издание (Пномпень, Edition de l’Institute Bouddhique, 19).67), стр. 566.
[4] Викери, стр. 17–18.
[5] Майкл Фриман и Клод Жак, , Древний Ангкор, (Бангкок: River Books, 2003), стр. 78–79.
[6] , К ним относятся уже не сохранившиеся торцевые башни третьего уровня, а также торцевые башни павильонов внешней ограды. Оливье Кунин, «Сколько лицевых башен в Байоне?», в книге «Интерпретация прошлого Юго-Востока: памятник, изображение и текст », ред. Элизабет А. Бакус, Ян К. Гловер и Питер Д. Шаррок (Сингапур: издательство Национального университета, 2008 г.).
[7] Джойс Кларк, изд., Bayon: New Perspectives (Бангкок: Riverbooks, 2007).
Дополнительные ресурсы:
Ангкор в ЮНЕСКО
Виртуальный Ангкор
Храмы Ангкора, интерактивный просмотр улиц Google
George Coedes, Oxford University Press, 1 6 Angkor: An Introduction 9002.
Майкл Фримен и Клод Жак. Древний Ангкор (Бангкок, Таиланд: Riverbooks, 2003).
Хелен Иббитсон Джессап, 9 лет0025 Искусство и архитектура Камбоджи (Нью-Йорк: Thames & Hudson World of Art, 2004).
Дон Руни, Ангкор , четвертое изд. (Гонконг: Airphoto International Ltd., 2002 г.).
Чжоу Дагуань, Хроника Камбоджи, Земля и ее люди, в переводе Питера Харриса.
Чиангмай, Таиланд: Silkworm Books , 2007.
Цитируйте эту страницу как: Д-р Мелоди Род-ари, «Байон: многоликий храм», в Smarthistory , 31 января 2022 г., по состоянию на 7 ноября 2022 г., https://smarthistory.org/bayon-temple-angkor-thom/.
Байон | | Достопримечательности — Lonely Planet
В сердце Ангкор Тома находится Байон 12-го века, завораживающий, хотя и немного умопомрачительный, государственный храм Джаявармана VII. Он олицетворяет творческий гений и раздутое эго самого знаменитого короля Камбоджи. Его 54 готические башни украшены 216 гигантскими улыбающимися лицами Авалокитешвары, а также 1,2 км необычных барельефов, включающих более 11 000 фигур.
Верхний уровень Байона был закрыт на реставрацию во время нашего визита и не будет открыт до 2022 года.
Однако нижние уровни, включая эпические барельефы, будут оставаться открытыми на протяжении всей реставрации. Ориентация храма на восток приводит к тому, что большинство людей посещают его утром, тем не менее, Байон выглядит одинаково хорошо ближе к вечеру.
Уникальная, даже среди своих драгоценных современников, архитектурная смелость была решительным политическим заявлением о переходе от индуизма к буддизму Махаяны. Эти огромные головы, известные как «лицевой храм» благодаря своим культовым изображениям, смотрят вниз со всех сторон, источая силу и контроль с оттенком человечности. Это было именно то сочетание, которое требовалось для господства над такой огромной империей, гарантируя, что разрозненное и обширное население уступит великодушной воле Джаявармана VII. Когда вы идете вокруг, в любой момент времени видна дюжина или более голов, анфас или в профиль, иногда на уровне ваших глаз, иногда смотрящих сверху вниз.
Хотя теперь известно, что Байон был построен Джаяварманом VII, в течение многих лет его происхождение оставалось неизвестным. Окутанный густыми джунглями, исследователям также потребовалось некоторое время, чтобы понять, что он находится точно в центре города Ангкор Том. С Байоном по-прежнему связано много загадок, таких как его точная функция и символика, и это кажется уместным только для памятника, подписью которого является загадочное улыбающееся лицо.
В отличие от Ангкор-Вата, который выглядит впечатляюще со всех сторон, Байон издалека выглядит как прославленная груда щебня. Только когда вы входите в храм и поднимаетесь на третий уровень, его магия становится очевидной.
Базовая структура Байона состоит из трех простых уровней, которые более или менее соответствуют трем различным этапам строительства. Это потому, что Джаяварман VII начал строительство этого храма в преклонном возрасте, поэтому он никогда не был уверен, что оно будет завершено. Каждый раз, когда одна фаза была завершена, он переходил к следующей. Первые два уровня квадратные и украшены барельефами. Они ведут на третий, круглый уровень, с башнями и их лицами.
Некоторые говорят, что кхмерская империя была разделена на 54 провинции во время строительства Байона, отсюда и 54 пары всевидящих глаз, следящих за отдаленными подданными королевства.
Знаменитая резьба на внешней стене первого этажа изображает яркие сцены повседневной жизни Камбоджи XII века. Барельефы второго уровня не имеют эпических пропорций барельефов первого уровня и тяготеют к фрагментарности. Описанные рельефы относятся к первому уровню. Последовательность предполагает, что вы входите в Байон с востока и просматриваете рельефы по часовой стрелке.
Двигаясь по часовой стрелке к югу от восточных ворот, вы встретите свой первый барельеф, Chams on the Run , трехуровневая панорама. На первом ярусе маршируют в бой кхмерские солдаты — обратите внимание на слонов и повозки, запряженные волами, которые почти такие же, как те, что до сих пор используются в Камбодже. На втором ярусе изображены гробы, уносимые с поля боя. В центре третьего яруса изображен Джаяварман VII, затененный зонтиками, верхом на лошади, за которым следуют легионы наложниц (слева).
Двигаемся дальше, первая панель к северу от юго-восточного угла показывает Индусы молятся лингаму (фаллическому символу). Это изображение, вероятно, изначально было Буддой, позже модифицированным индуистским королем.
На панели Морское сражение одни из лучших резных рельефов. Сцены изображают морское сражение между кхмерами и чамами (последние с головными уборами) и повседневную жизнь вокруг озера Тонлесап, где происходило сражение. Ищите изображения людей, собирающих вшей друг у друга в волосах, охотников и, ближе к западному концу панели, рожающую женщину.
В Chams Vanquished показаны сцены из повседневной жизни, в то время как битва между кхмерами и чамами происходит на берегу озера Тонлесап, где чамы жестоко избиты. Сцены включают двух человек, играющих в шахматы, петушиных боев и женщин, продающих рыбу на рынке. Сцены приготовления и подачи блюд посвящены победе кхмеров.
Самый западный рельеф южной галереи, изображающий Военную процессию , незакончен, как и панель, изображающая слонов, спускающихся с гор. Тигры загнали брахманов на два дерева.
Следующая панель изображает сцены, которые некоторые ученые считают гражданской войной . Группы людей, некоторые из которых вооружены, противостоят друг другу, и насилие нарастает до тех пор, пока к рукопашной не присоединяются слоны и воины.
К северу от панели «Гражданская война» боевые действия продолжаются в меньших масштабах в Всевидящем Короле . Гигантская рыба проглатывает антилопу; среди более мелких рыб есть креветка, под которой надпись провозглашает, что король будет искать тех, кто прячется.
На следующей панели изображена процессия с королем (с луком). Предположительно это Парад Победы .
В западном углу северной стены находится кхмерский цирк . Силач держит трех гномов, а человек на спине крутит ногами колесо; выше группа канатоходцев. Справа от цирка королевский двор наблюдает с террасы, под которой проходит процессия животных. Некоторые рельефы в этом разделе остаются незавершенными.
В Земля изобилия две реки — одна рядом с дверным косяком, а другая в нескольких метрах справа — кишат рыбой.
На самом нижнем уровне незавершенного трехуровневого Chams Поражение , армии чамов терпят поражение и изгоняются из Кхмерского королевства. На следующих двух панелях изображено наступление армий чамов , а на сильно изношенной панели изображены чамы (слева), преследующие кхмеров.
Разорение Ангкора показывает войну 1177 года, когда кхмеры были разбиты чамами, а Ангкор был разграблен. Раненого кхмерского короля спускают со спины слона, а раненого кхмерского генерала несут в гамаке, подвешенном к шесту.