Храм покрова на нерли год создания: В 1941 году храм Покрова на Нерли мог быть уничтожен или мог повторить судьбу затопленной калязинской колокольни

Церковь Покрова на Нерли — история создания храма

Церковь Покрова на Нерли – выдающийся мировой памятник владимиро-суздальской школы, шедевр древнерусского белокаменного зодчества. Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму.

Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, поэмой запечатленной в камне, самым лирическим и непревзойденным шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем.

Даты постройки церкви в различных источниках разнятся. Распространенным считается мнение, что церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году князем Андреем Боголюбским в память о погибшем сыне во время похода на Булгарское царство. Расположена церковь во Владимирской области, недалеко от села Боголюбово. Говорят, что место, на котором стоит храм, было выбрано самим Андреем Боголюбским. Эта церковь считается первой на Руси, посвященной празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Новый праздник был установлен князем Андреем и владимирским духовенством без согласия киевского митрополита и патриарха константинопольского. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.

Место постройки церкви выбрано не случайно. В то время устье реки Нерль являлось своеобразными судоходными воротами во Владимирскую область. Взору всех заезжих купцов открывалась удивительная, наполненная гармонией картина – белокаменный храм, возвышающийся над рекой на живописном заливном зеленом лугу. Ныне же река изменила свое русло.

По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм крестовокупольного типа. Церковь Покрова на Нерли отличает, отмеченная многими специалистами и исследователями, общая гармоничность и изысканность пропорций, она выглядит невесомой, словно парящей в воздухе. Потрясающую картину можно наблюдать весной, когда храм, словно горящая свеча, возвышается к небу над разлитыми водами Нерли.

Смотрите также:

  • Церковь вознесения в Коломенском
  • Храм Василия Блаженного

Ощущение подвижности и полета храму придают, слегка наклоненные внутрь стены, что практически незаметно, а так же бросающиеся в глаза вертикальные линии — высокие узкие окна, удлиненные колонки аркатурного пояса. Такие приемы зрительно увеличивают высоту здания. Стены церкви украшают резные рельефы. В композиции трёх фасадов храма центральной фигурой является восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются женские маски, птицы, и львы.

View 360°

Аэрофотопанорама от AirPano.ru

В 1992 году церковь Покрова на Нерли совместно с восьмью другими памятниками древнерусского белокаменного зодчества (Успенский собор, Дмитриевский собор, Суздальский кремль и др.), расположенными во Владимирской области, была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под общим собирательным названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Все они входят так же в состав образованного в 1958 году Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А заливной луг, на котором стоит церковь, был объявлен особой охраняемой природной территорией.

Вахтанов С.Н. Граффити церкви Покрова на Нерли до настоящего времени оставались за пределами специального научного интереса исследователей архитектурного наследия Владимиро-Суздальской Руси. По сей день отсутствуют не только публикации, отдельно посвящённые изучению средневековых граффити церкви Покрова, но даже краткие упоминания этого феномена в изданиях по истории и архитектуре этого замечательного храма. Единственное, что приводится в литературе, так это резная крупная надпись: «св. Давид», сопровождающая рельефные изображения этого библейского царя, расположенные на трёх фасадах в центральных закомарах. Таким образом, тема граффити, церкви Покрова на Нерли является малоизученной. Следует отметить, что исследование граффити церкви Покрова проводилось совместно с сотрудником ИА РАН д.и.н. А. А. Медынцевой, взявшей на себя труд прочтения, датировки и последующей публикации надписей-граффити. Древние граффити обнаружены как внутри памятника, так и на наружных участках его стен. Они достаточно многочисленны и разнообразны по тематике. Однако определить точное количество их сегодня не представляется возможным, так как многие изображения нечётки, фрагментарны, иногда почти полностью утрачены из-за разрушения самого камня либо сокрыты слоем обмазки. По своему содержанию рисунки-граффити соответствуют трём основным группам, традиционно присутствующим практически на всех памятниках владимиро-суздальской белокаменной архитектуры. Это изображения религиозного характера, бытовые рисунки и строительные метки. Рисунки первой группы самые многочисленные. Прежде всего, это кресты. Более того, необходимо отметить то наблюдение, что снаружи церкви на всех выявленных на сегодняшний день рисунков (т. е. начертаний, в которых имеется или угадывается смысл) — это исключительно кресты.


Ил. 1. Кресты на косяке северного портала: А — в левой части косяка, Б — в правой части косяка

В левой части косяка северного портала находятся достаточно чёткие изображения как минимум пяти крестов (ил. 1А). Два из них (расположены на втором от центра портала валике) вырезаны на камне достаточно глубоко и имеют на концах лопастей треугольные расширения. Правда, нижний крест по какой-то причине остался незавершённым либо не сохранился полностью (имеется только его вертикальная часть). По своим начертаниям и технике нанесения на камень эти кресты сближаются с похожим крестом-граффити из Золотых ворот Владимира, датированным Н.Н. Ворониным по относящейся к нему надписи XII—XIII вв., скорее — XIII в. Можно предположить, что и эти два креста появились в тот же период. В правой части косяка северного портала, на втором от центра портала валике, имеется ещё один едва заметный небольшой (около 4 см) четырёхконечный крест на одноступенчатой Голгофе (ил. 1Б).

Ил. 2 Голгофский крест с отрогами в левой части косяка западного портала.

На валиках и прямоугольных полочках западного портала просматриваются ещё несколько крестов и их фрагментов. Среди них относительно чётко видны два маленьких четырёхконечных креста на первом и втором валиках, Голгофский крест на внешнем валике правой части косяка, а также четыре креста на камнях левой части косяка портала. Один из этих последних выглядит несколько своеобразно. Он изображён стоящим на высокой трёхступенчатой Голгофе (ил. 2) — имеет в своём основании круто загнутые отроги, аналогичные отрогам креста XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире (ил. 3 А).


Ил. 3 А — Крест с отрогами XII в. с главы Дмитриевского собора во Владимире. Б — Крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. суздальского собора.

Ближайшую аналогию подобных отрогов среди граффити мы находим в суздальском соборе — это крест с отрогами на плинфе рубежа XI—XII вв. (ил. 3 Б). Крест обрамлён фигурной рамкой в виде киота. В основании Голгофы изображена фигура, похожая на небольшое древо с тремя (возможно, пятью) побегами.


Ил. 4 Процветший крест на полуколонне пилястры слева от западного портала.

Ещё один необычный крест (ил. 4) является процветшим и находится на втором от цоколя блоке пилястры, расположенной слева от западного портала. По своему рисунку он очень напоминает снежинку. В интерьере храма граффити имеются на стенах и столбах четверика, в алтаре и на хорах.


Ил. 5 Рисунок храма на восточной грани юго-западного столба.

В алтаре их выявлено семь, в четверике — семь, на хорах — одиннадцать. Чаще всего встречаются кресты правильной формы с чётким рисунком. Среди них семь крестов относятся к типу «греческого» креста, и не менее шести являются Голгофскими. К данной группе граффити относится также изображение одноглавого храма с позакомарным покрытием (ил. 5), расположенное на восточной грани юго-западного столба.


Ил. 6 Кресты на западной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 7 Рисунок «Древо жизни» на южной грани северо-западного столба на хорах. Ил. 8 Рисунок с концентрическими кругами на центральном прясле западной стены на хорах.

Признаков, позволяющих определить точную дату изображений данной группы, практически нет. Тем не менее круг аналогий, выявленных на других памятниках Владимиро-Суздальской Руси, поддающихся датировке благодаря сопровождающим их надписям, указывает на домонгольское происхождение целого ряда рисунков крестов, имеющих треугольные расширения на концах лопастей (это — три креста на северо-западном столбе на хорах (ил. 6), два креста на южной грани пилястры северной стены, напротив этого столба под хорами, два креста на валике левой части косяка северного портала). К этому же периоду без сомнения следует отнести и упомянутый выше крест с отрогами. Среди граффити второй группы интересен рисунок «Древа жизни» (ил. 7), находящийся на южной грани северо-западного столба на хорах. Он представляет собой сужающийся кверху ствол и два крупных симметрично изогнутых побега. В плохо сохранившейся верхней части «Древа» слабо заметны фрагменты мелких побегов. Справа от центрального окна западной стены (на хорах) виден процарапанный на камне рисунок, состоящий из концентрических кругов (ил. 8).


Ил. 9 Изображение лошадей: А — на блоках западного прясла северной стены (под хорами), Б — на восточной грани юго-восточного столба.

В четверике на северной стене и западных столбах имеются рисунки не менее восьми лошадей, изображённых как группами, так и одиночно (ил. 9). Некоторые сохранились фрагментарно. Манера и техника нанесения рисунка на камень указывают, видимо, на авторство одного человека. Ему же, вероятно, принадлежит и надпись рядом с рисунком нескольких лошадей на северной грани северо-западного столба (ил. 10).


Ил. 10 Изображение лошадей и надпись конца XIV — начала XV в. на северной грани северо-западного столба.

Надпись была продатирована А.А. Медынцевой концом XIV — началом XV в.


Ил. 11 Строительная метка на северной стене в алтаре церкви.

Граффити третьей группы немногочисленны. Найдена только одна строительная метка в виде диагонали, соединяющей нижний левый и верхний правый углы лицевой поверхности блока на северной стене в алтаре церкви (ил. 11). Таким образом, граффити храма Покрова на Нерли демонстрируют широко распространённую в Древней Руси традицию. Смысловой диапазон их достаточно широк: от символов, имеющих сакральное значение, до строительных меток. Даже самый предварительный анализ тематики средневековых граффити в соотношении к их расположению в архитектурном пространстве храма позволяет стлать на примере белокаменных памятников Владимиро-Суздальской земли совершенно очевидный вывод. Это вывод о том, что, во-первых, по мере приближения к алтарю, а также на косяках порталов, нарастает молитвенно-сакральная смысловая направленность изображений; во-вторых, в наиболее ранних постройках заметно растёт процент использования зодчими строительных меток. Используемая литература: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Материалы исследований» выпуск 17. 2011. Церковь Покрова на Нерли. Граффити церкви свв. Бориса и Глеба XII в. в селе Кидекше Граффити Золотых ворот в г. Владимире Граффити Успенского собора города Владимира

Copyright © 2021 Любовь безусловная

Церковь Покрова на Нерли — ФОТО

История создания

Об истории создания данной церкви известно очень мало. Практически нет источников, которые содержали бы информацию о данном объекте. Однако согласно одной рукописи, церковь была воздвигнута под началом Андрея Боголюбского.

В другой летописи сказано, что церковь на Нерли была построена в честь праздника Покрова. Также несколько строчек можно найти в «Житии Андрея Боголюбского». В нем сказано, что строительство было начато после похода на болгар и гибели от многочисленных ранений сына Андрея Боголюбского – Изяслава Андреевича.

Также удивительны сроки, за которые была воздвигнута церковь. В среднем на строительство требовалось 3-4 года, однако данное архитектурное сооружение было создано за 1 год.

Как было сказано выше, церковь была названа в честь Покрова, что достаточно странно. Дело в том, что этот праздник зародился именно на Руси, не в Византии, при чем первые иконы, подтверждающие это появились в 14 – 15 веках, в то время как церковь была учреждена в честь этого праздника в 12 веке.

Однако возможно эта церковь была построена по другому поводу. В 1164 году русские войска совершили поход на волжских болгар. Тогда при них была икона Владимирской Божией Матери. Перед сражением от нее стали отходить лучи света. Скорее всего после похода церковь была названа в честь Спаса, а затем без явных причин переименована в Покровскую.

История одного из самых древних храмов на северо-западе Москвы — Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве

История храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве неразрывно связана с историей усадьбы Братцево, являющейся памятником архитектуры и садово-паркового искусства XVII-XIX вв. Первые документальные свидетельства о деревне Братцево относятся к 1565 году, когда по духовной грамоте Данилы Григорьевича Фомина это имение было завещано его жене, а по ее смерти – Троице-Сергиеву монастырю. Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д.И. Годунову, дворянам А.И. и М.И. Зубовым, А.М. Супневой. Последняя продала его в 1657 году оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу. Будучи приближенным к царю Алексею Михайловичу, он получил звание дворецкого боярина и с 1661 года ведал делами Оружейной палаты, являвшейся на тот момент центром художественно-промышленного обслуживания Царского двора, собравшим лучших художников своего времени. При нем в Братцево стало осуществляется крупное строительство: боярский двор с хозяйственными пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Богдан Матвеевич Хитрово – крупный землевладелец (в том числе имения Братцево), чиновник, военачальник, царедворец, оружейничий

Недолгое время Братцево принадлежало монастырю, затем боярину Д.И. Годунову, дворянам А.И. и М.И. Зубовым, А.М. Супневой. Последняя продала его в 1657 году оружейничему Богдану Матвеевичу Хитрово, чиновнику, военачальнику, царедворцу, крупному землевладельцу. Будучи приближенным к царю Алексею Михайловичу, он получил звание дворецкого боярина и с 1661 года ведал делами Оружейной палаты, являвшейся на тот момент центром художественно-промышленного обслуживания Царского двора, собравшим лучших художников своего времени. При нем в Братцево стало осуществляется крупное строительство: боярский двор с хозяйственными пристройками, дворы «задворных крепостных людей русских и иноземных» и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

О времени сооружения храма свидетельствует надпись на каменной плите древнерусской вязью: «Лето 7180 (1672) августа в 30 день при державе Великого Государя и Великого князя Алексея Михайловича всея Великия и малыя и белыя России Самодержца построил сию церковь в вотчине своей в селе Братцове боярин и оружейничий Богдан Матвеевич – тезоименитое имя Иов – Хитрово и жена его боярыня Мария Ивановна».

Возможно, запись о жене сделана позже, так как исполнена мелкими буквами в правой нижней части плиты. В прошлом плита была встроена в паперть церкви с наружной стороны. Впоследствии она была вынута и хранилась в церкви. В июле 2012 года она была вмонтирована обратно в стену и пребывает там по сей день.

Братцевская церковь представляет собой бесстолпный храм в форме двухсветных четвериков, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных классическим московским пятиглавием и ярусами кокошников. К западу к храму примыкала трапезная и колокольня, поставленная на одной оси, с востока – сильно выдвинутая трехчастная апсида. В данный момент отсутствие высокой и стройной колокольни является существенным недостатком современного вида храма. Главный карниз был украшен красивыми цветными изразцами; такими же точно изразцами, только более мелкого рисунка, были украшены и все пять глав храма.

Храм в 1657 году изначально был возведен во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Алексия человека Божия. В 1788 году Покровская церковь упоминается как «каменного здания с приделом Сретения Богородицы во всякой исправности и церковной утварью достаточна». В 1833 году при владельце усадьбы В.Н. Ладомирском придел с северной стороны трапезной был разобран и его заменили новым, названным в честь святителя Иоанна Златоуста, алтарную часть увеличили пристройкой портика с четырьмя колоннами. В дальнейшем, в 1877 году, этот придел еще раз перестраивали. В начале XX в. князья Щербатовы, последние владельцы имения, добивались слома колокольни, требовавшей ремонта. Однако Императорская археологическая комиссия выступила против, и колокольня просуществовала вплоть до 1928 года. После 1917 года церковь постепенно ветшала, из нее были изъяты наиболее ценные предметы убранства. Первое изъятие ценностей произошло, по-видимому, как и по всей стране, в 1922 году. Храм был закрыт в начале 1934 году по почину фабрики «Прогресс». Вскоре была сломана колокольня, разобраны барабаны глав, обветшавшие портики. В частично перестроенном здании храма в середине 1960-х находилась фабрика по изготовлению красителей, затем склад, станция техобслуживания. Здание приходской школы было занято под жилье, в сторожке размещался магазин.

Первое богослужение (Всенощное бдение) состоялось 13 октября 1992 года, на котором было совершено малое освящение храма, на торжестве участвовало большое количество духовенства. Первая Божественная литургия состоялась 17 апреля 1993 года в Великую Субботу. С 1992 по 1993 года настоятелем храма являлся священник Алексий Машков, с 1993 по 1994 – священник Анатолий Гуданов, с 1994 по 2012 – протоиерей Михаил Малеев, с 2012 по 2019 – иерей Димитрий Ефанов. Исполняющим обязанности настоятеля на данный момент является иерей Владимир Тоготин.

Исторические иконы XVII века

Как известно из истории нашего храма после 1917 года, когда храм стал постепенно ветшать, из него были изъяты наиболее ценные предметы убранства. Первое изъятие ценностей произошло, по-видимому, в 1922 году. Затем в феврале 1923 года произошло повторное изъятие в Металлофонд серебряных вещей.
В 20-е годы в Государственный исторический музей, а из него в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году поступила коллекция икон праздничного ряда, исполненных в 1673 году в Оружейной палате: Благовещение (Симон Ушаков), Сретение (иконописец Андрей), Крещение Господне (Иван Филатьев), Воскрешение Лазаря (Никита Павловец), Вход в Иерусалим (Федор Козлов), Распятие (Георгий Зиновьев), Воскресение.
В 2014 году после письменного запроса в Третьяковскую галерею, нам было дано разрешение на доступ к архивному фонду икон, где хранятся уцелевшие иконы праздничного чина храма Покрова в Братцеве.
Эти уникальные, по своей технике исполнения и выбору красок, произведения церковного искусства нам удалось запечатлеть на фотоснимках.

Икона Покрова

Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором…

В каждом Покровском храме в иконостасе рядом с образом Спасителя Вы увидите храмовую икону – Покрова Пресвятой Богородицы. В нашем храме две иконы Покрова Пресвятой Богородицы: храмовая и в иконостасе.

Храмовая икона
Покрова Пресвятой Богородицы.
Фото: А. Макаров

Первые иконы, посвященные этому празднику, были написаны на Руси. Связано это с тем, что праздник прижился именно у нас, Византия его не знала. Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку.

Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Ней Ангелы – считается, что это изображение того, чуда которое еженедельно совершалось во Влахернском храме.

Само празднование Покрова Божией Матери было установлено на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155-1174 гг.), тогда же был возведен первый Покровский храм на Руси – Храм Покрова на Нерли.
История праздника такова: как записано в древнем Патерике, это событие произошло в 910 году, во время царствования императора Льва Мудрого, или Философа. В это время Византия переживала трудный период своей истории. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное богослужение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: «Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!». В этом храме во Влахернах, на окраине Константинополя, хранилась в драгоценном ковчеге риза Богоматери. Как сообщает Церковное Предание, вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским. И вдруг блаженный Андрей увидел Пресвятую Богородицу. Она шла от западных дверей храма в сопровождении святых пророков, апостолов, Ангелов, славящих Пречистую хвалебными именами. Рядом с Богородицей, поддерживая ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. И Андрей, и Епифаний видели, как Богоматерь преклонила колена и молилась, проливая обильные слезы. Потом вошла в алтарь, снова молилась и, сняв с Себя покрывающий Ее голову омофор (большое головное покрывало), распростерла его над коленопреклоненным перед Ней народом.

Житие блаженного Андрея, автором которого был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания, не говорит, когда произошло это чудо. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени «врагов» и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело – средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Позднейшее предание связывает его с походом на Византию русских князей. Тогда Покров Богородицы защитил Константинополь от нападения дружины славян. Их корабли развернулись, и город был спасен. В походе этом участвовал тот самый «вещий» Олег, который прибил «щит на врата Цареграда», и возвратился в родной Киев. До крещения Руси оставалось не больше века.

Фильм о храме

История и современность переплетаются в ролике о храме Покрова в Братцеве, снятом в августе 2015 года.


О нашем храме в книге «Святыни Православной Москвы. Храмы Северо-Западного округа и Зеленограда». Вайнтрауб Л.Р., Карпова М.Г., Скопин В.В. М., Издательский дом «Знаменское» 2000г., стр. 154-186

Виртуальный тур: Тайны храма Покрова на Нерли 181006886.html

Виртуальный тур: Тайны храма Покрова на Нерли

Виртуальный тур: Тайны храма Покрова на Нерли

РИА Новости представляет виртуальный тур, состоящий из трех сферических панорамных изображений, на которых Покровская церковь в окружении вод Нерли… 07.05.2013, Sputnik International

2013-05-07T06:52+0000

2013-05-07T06:52+0000

2013-05-07T06:52+0000

/html/head/meta[@ имя = ‘ог: название’ ]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn1. img.sputnikglobe.com/img/18101/33/181013328_0:0:0 :0_1920x0_80_0_0_cafb3542438a5aaf0527411108e30253.jpg

владимирская область

Sputnik International

feedback@sputniknews.com

+74956 456601

МИА «Россия Сегодня»

2013

Sputnik International

feedback@sputniknews.com

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

Новости

9 0002 en_EN

Sputnik International

feedback@sputniknews.com

+74956456601

МВД „ Россия Сегодня»

1920

1080

true

Sputnik International

feedback@sputniknews.com

+74956456601

МИА «Россия Сегодня»

Sputnik International

Владимирская область, Андрей Боголюбский, инфографика

Владимирская область, Андрей Боголюбский, инфографика

Кажущаяся простота Церковь Покрова на Нерли во Владимирской области таит в себе много тайн, как исторических, так и архитектурных. РИА Новости представляет виртуальный тур с использованием трех сферических панорамных изображений, которые вместе воссоздают эффект присутствия, когда воды реки Нерль достигают храма, который затем как бы парит в воздухе.

 

Церковь построена в XII веке на низменном лугу при слиянии рек Нерли и Клязьмы. Место выбрал сам князь Андрей Боголюбский. Согласно русской легенде, князь приказал построить церковь в память своего убитого сына Изяслава, и ее строительство было завершено в течение одного года.

 

Каждую весну местность затапливает, уровень воды поднимается более чем на три метра, поэтому при строительстве церкви были приняты особые меры предосторожности. Сначала строители заложили каменный фундамент на глубине более 1,5 метров (пяти футов), на котором возвели четырехметровые (13 футов) стены. Строители засыпали эти стены плотно утрамбованным грунтом и создали вокруг них искусственную насыпь. На этом искусственном холме и была построена сама церковь.

 

Во время весеннего половодья вода поднимается почти до подножия здания, создавая впечатление, что оно стоит на маленьком острове. Церковь построена из белого камня, а вытянутые пропорции делают ее стройной и легкой.

Собор Василия Блаженного, Москва, Россия Туристическая информация

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, также известный как Собор Василия Блаженного, — русский православный храм, построенный на Красной площади в Москве в 155561 году. Построен по приказу Ивана Грозного в ознаменование взятия Казани и Астрахани, он отмечает геометрический центр города и узел его роста с XIV века. Это было самое высокое здание в Москве до завершения строительства колокольни Ивана Великого в 1600 г.

Первоначальное здание, известное как «Троицкий храм», а позже «Троицкий собор», состояло из восьми боковых церквей, расположенных вокруг девятого, центрального Покровского храма; десятая церковь воздвигнута в 1588 г. над могилой почитаемого местного святого Василия (Василия). В XVI и XVII веках храм, воспринимаемый как земной символ Небесного Града, был в народе известен как «Иерусалим» и служил аллегорией Иерусалимского храма на ежегодном параде Вербного воскресенья, на котором присутствовал Патриарх Московский и царь.

Здание в форме поднимающегося в небо пламени костра, конструкция, не имеющая аналогов в русской архитектуре. Дмитрий Швидковский в своей книге «Русское зодчество и Запад» утверждает, что «это не похоже ни на одно другое русское здание. Ничего подобного нельзя найти во всем тысячелетии византийской традиции с пятого по пятнадцатый век… странность, поражающая своей неожиданность, сложность и ослепительное переплетение многочисленных деталей его замысла». Собор предвещал расцвет русского национального зодчества XVII века.

В рамках программы государственного атеизма храм был конфискован у Русской православной общины в рамках антитеистических кампаний Советского Союза и с 1928 года функционировал как подразделение Государственного исторического музея.

Полностью и насильственно секуляризирован в 1929 г. и по состоянию на 2012 г. остается в федеральной собственности Российской Федерации. Церковь является частью Московского Кремля и Красной площади, включенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1990 года. Ее часто ошибочно называют Кремлем из-за ее расположения на Красной площади в непосредственной близости от Кремля.
 
Архитектурный стиль
Поскольку церковь не имеет аналогов в предшествующей, современной или более поздней архитектуре Московии и византийской культурной традиции в целом, источники, вдохновлявшие Барму и Постника, оспариваются. Эжен Виолле-ле-Дюк отверг европейские корни собора; по его словам, его кокошники были византийскими и, в конечном счете, азиатскими. Современная «азиатская» гипотеза считает собор воссозданием мечети Кул-Шариф, разрушенной русскими войсками после взятия Казани.

Русские писатели XIX века, начиная с Ивана Забелина, подчеркивали влияние народных деревянных церквей Русского Севера; их мотивы проникли в каменную кладку, особенно в обетные церкви, которым не нужно было вмещать значительные прихожане.

Дэвид Уоткин также писал о смеси русских и византийских корней, называя собор «кульминацией» русской народной деревянной архитектуры.
 
Планировка
Вместо того, чтобы следовать оригинальной специальной планировке (семь церквей вокруг центрального ядра), архитекторы Ивана выбрали более симметричный план этажа с восемью боковыми церквями вокруг ядра, создав «полностью последовательный, логичный план», несмотря на на ошибочное последнее «представление о структуре, лишенной сдержанности или разума» повлияло воспоминание о иррациональных злодеяниях Ивана. Центральное ядро ​​и четыре большие церкви, расположенные на четырех основных сторонах света, имеют восьмиугольную форму; четыре расположенные по диагонали церкви меньшего размера имеют прямоугольную форму, хотя их форма едва видна из-за более поздних пристроек. Большие церкви стоят на массивных фундаментах, а меньшие были размещены каждая на приподнятой платформе, как бы паря над землей.
 
Строение
Фундаменты, как это было принято в средневековой Москве, строились из белого камня, а сами церкви из красного кирпича (28×14×8 см), тогда относительно нового материала (первый засвидетельствованный кирпич строительство в Москве новой Кремлевской стены было начато в 1485 г. ). Осмотр конструкции показывает, что цокольный уровень идеально выровнен, что указывает на использование профессиональных чертежей и измерений, но каждый последующий уровень становится все менее и менее регулярным. Реставраторы, заменившие части кирпичной кладки в 1954–55 обнаружили, что массивные кирпичные стены скрывают внутренний деревянный каркас, идущий по всей высоте церкви. Этот каркас из искусно перевязанных тонких стержней возводился как пространственная модель будущего собора в натуральную величину, а затем постепенно обкладывался сплошной кладкой.
 
Цвет
Свой нынешний яркий цвет церковь приобретала в несколько этапов с 1680-х по 1848 год. Русское отношение к цвету в XVII веке изменилось в пользу ярких красок; в иконописном и настенном искусстве резко возросло количество доступных красок, красителей и их сочетаний. Первоначальная цветовая схема, в которой отсутствовали эти новшества, была гораздо менее сложной. Это последовало за изображением Небесного города в Книге Откровения:
«И вид сидящего был подобен яспису и сардинскому камню; и радуга вокруг престола, по виду подобная изумруду.
Вокруг престола двадцать четыре сиденья, а на сидящих, видел я двадцать четыре старца, облеченных в белые одежды, и на головах их были золотые венцы».

С 1947 г. по настоящее время
В первые годы после Великой Отечественной войны реставраторы восстановили исторические аркады цокольного этажа и колонны, поддерживавшие платформу первого этажа, расчистили сводчатые и кессонные потолки в галереях, убрали «неисторические» 19Фрески масляной краской X века внутри церквей. Очередной этап ремонта, проведенный Николаем Соболевым в 1954–1955 годах, восстановил первоначальную краску, имитирующую кирпичную кладку, и позволил реставраторам фактически копаться в старой кладке, обнажая деревянный каркас внутри нее. В 1960-х жестяную кровлю куполов заменили медной. Последний этап реконструкции завершился в сентябре 2008 г. открытием отреставрированного святилища св. Александра Свирского. Здание до сих пор частично используется как музей.
 
Наименование

Здание, первоначально известное как «Троицкая церковь», было освящено 12 июля 1561 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *