Храм покрова на нерли описание памятника: Недопустимое название

Урок развития речи «Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»

Технологическая карта урока

Учитель

Литвинова Е.В.

Класс

8класс

Предмет

Русский язык

Тема

«Описание памятника культуры. Подготовка к сочинению по картинам С. Баулина и С. Герасимова «Храм Покрова на Нерли»

Планируемые общие результаты урока

Предметные: освоение базовых понятий лингвистики: типы речи, описание как тип речи, разновидности описания;подготовка учащихся к сочинению-описанию по теме «Описание памятника архитектуры», расширение знаний учащихся по теме «Архитектура Древней Руси»

Метапредметные:владение навыками работы со справочной литературой, словарями, владение всеми видами речевой деятельности, применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни, коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения.

коммуникативные УУДсохранять и развивать умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в паре и коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

познавательные УУДосознавать познавательную задачу, слушать, извлекать необходимую информацию, понимать и интегрировать её в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач, учиться анализировать, обобщать, делать выводы и строить речевые высказывания.

регулятивные УУДформировать умение самостоятельно формулировать цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, родной истории,учить детей видеть красоту в архитектуре, в поэзии;

Приёмы и формы работы, используемые на занятии

«Словесное рисование», «Сообщение», «Виртуальная экскурсия», «Синквейн», «Проба пера»

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Мотивация

Начать наш урок мне хотелось бы несколько необычно. Послушайте стихотворение.

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.

Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров —
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Элина Кийг

О каком памятнике культуры идёт речь в этом стихотворении?

Ответы детей:

В стихотворении говорится об удивительном памятнике культуры – храме Покрова на Нерли.

Учитель:Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. И на сегодняшнем уроке мы познакомимся с картинами русских художников С. Герасимова и С. Баулина, на которых изображена удивительная по красоте церковь.

Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

Продолжите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Я научился….

На уроке мне было…

Ученики анализируют свою деятельность на уроке, продолжив начатые предложения.

Отметки за работу на уроке.

Домашнее задание

Написать сочинение по картинам художников С. Герасимова и С. Баулина в форме письма к другу.

Приложение 1

Историческая справка о Храме Покрова на Нерли (индивидуальное опережающее задание).

Церковь Покрова на Нерли построена князем Андреем Боголюбским за одно лето в 1165 году в период расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Этот храм стоит на небольшом холме, на приречном лугу, там, где река Нерли впадает в Клязьму, в одном километре от Боголюбова.     Исторические источники связывают возведение храма с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году.

Место для церкви — пойменный луг, указал сам князь Андрей Боголюбский.  Здесь каждую весну разливалось широкое половодье, древние мастера смогли применить свой опыт и смекалку. Они заложили обычный фундамент на глубину 1,6 метров и возвели над ним укрепленный холм из глины и булыжного камня. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда — то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Покров на Нерли в том виде, как мы его знаем, — лирическая поэма, обращенная к внутреннему миру человека, к его задушевным чувствам. Глядя на утонченный силуэт храма, вспоминаешь о том, что он построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего любимого сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету… Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой одиноко стоящей на берегу Нерли церкви.

         Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества, вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост — это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли — это воплощенная победа духа над материей. Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. Стены церкви слегка наклонены внутрь, и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания; этой же цели служат большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий (узкие высокие окна, вытянутый барабан купола, удлиненные колонки арматурного пояса).

Стены храма белокаменная резьба.

Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм только чудом спасен от гибели. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский Епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные  зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающее произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

Приложение 2

Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кустарем-кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России.

Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.

Приложение 3

Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

Сочинение-описание по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли (8 класс)

  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Герасимов Александр

Русский живописец С.В. Герасимов написал удивительное художественное произведение! Картина «Церковь Покрова на Нерли» – великолепный шедевр его творчества, заслуживает особенного внимания. В ней собран весь духовный потенциал религиозного и памятного величия. Святое место передаёт людям умиротворённость, спокойствие, безмятежность, положительные эмоциональные впечатления. На берегу реки Нерли возвышается архитектурное сооружение древнерусского зодчества – церковь Покрова Богородицы. Она построена князем Андреем Боголюбовым памяти его сына Изяслава, погибшего в боевом сражении. Для постройки храма князь выбрал красивое, уединённое место в окрестностях реки Нерли при впадении в Клязьму. Он часто любил бывать в тех местах и восхищался ими.

Церковь создана из белого камня, который был вывезен из Булгарского царства. В первоначальном варианте она была собором древнего монастыря. Освещена в честь дня празднования Покрова пресвятой Богородицы. Сергей Герасимов непревзойдённо сумел передать в своей картине величественную неповторимость знаменитого памятника Владимиро – Суздальского зодчества. Этой картиной художник внёс неоценимый вклад в художественное искусство.

Храм окружён чудесным пейзажем, возвышается на холме, на котором раньше были сооружены монастырские постройки. Место набожное и божественное, от него веет мистической таинственностью. Вдали виден посёлок. Недалеко располагалась бывшая резиденция князя Боголюбова. Всё вокруг овеяно древними легендами. Художника С.В. Герасимова вдохновила эта божественная обитель и красота природы. Тишь, покой, благодать…

Вблизи от церкви люди, идущие после дневной службы. Картина излучает святость, божественность, тепло, любовь, доброту. Атмосфера вокруг храма сияет благостью. Здесь всё смешалось во вселенской гармонии молитвенного места: небо, река Нерль и окружающее пространство. Небо чистое, в розовых кучевых облаках, будто его создала сама Богоматерь. По легендам она однажды явилась князю Андрею. Вся картина в нежно – сиреневых тонах. Тихое безмолвие. Природа с храмом и облаками отражается в реке. У берега на воде качается лодка. Местные жители приплывают на ней полюбоваться этой завораживающей неземной красотой и просто помолиться.

На переднем плане картины изображены девушка и играющий в траве ребёнок. Они гуляют по берегу реки и наслаждаются сказкой чарующих окрестностей. Картина необыкновенна! Она пронизывает светом вечности, дарит прекрасное настроение, одухотворяет любовью к Богу. Самые лучшие моменты истории подарил нам художник – живописец Сергей Герасимов.

Местоположение и общее описание

Храм Покрова на Нерли находится на берегу одноимённой реки в полутора километрах от городка Боголюбово. Ближайший крупный населённый пункт — административный центр Владимирской области, до которого ехать около 10 км. Место, где расположена церковь, входит в состав охраняемой природной территории и считается историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Он занесён в список всемирного наследия Юнеско вместе с другими Белокаменными памятниками Владимира и Суздаля того же класса.

Само строение представляет собой христианский храм крестово-купольного типа. Оно стало знаменитым благодаря множеству архитектурных и исторических особенностей, позволяющих по праву считать его одним из самых красивых памятников архитектуры того времени.

Глубокая связь с религией и русской историей также сделало церковь одним из мест паломничества — её ежегодно посещают более тысячи людей, желающих сблизиться с божественным и изучить культуру.

История создания

Храм был построен князем Андреем Юрьивечем Боголюбовским. Согласно летописи 1701 года, его возведение завершилось в 1165 году.

Некоторые источники утверждают, что работа над церковью была закончена всего за одного лето, другие относят начало строительства к 1158.

Архитектурный памятник был возведён в честь победы в войне против Волжской Булгарии, а также был данью погибшему от ран после возвращения с поля боя сыну князя Изяславу.

Церковь на Нерли также стала первым на Руси религиозным сооружением, посвящённым празднику Покрова Богородицы. Считается, что сам Андрей ввёл его в середине XII века, поскольку этого торжества не было в первоначальных византийских традициях. По легенде, на это его вдохновило явление Богородицы молящимся во время осады Константинополя. Город окружили саранцы. Жителям не оставалось ничего, кроме как молить о спасении. Среди них был и князь Андрей.

По его рассказу, Божья Матерь молилась о спасении вместе с остальными людьми. Затем она подошла к престолу, сняла с головы покров и простелила его над молящимися — отсюда и пошло название. Князь считал, что благодаря божественному заступничеству города устоял, потому решил посвятить ему праздник.

События перед постройкой

Перед возведением храма князь Андрей приказал построить свою главную резиденцию рядом с рекой Нерли. Это произошло в 1158 году. Согласно легенде, правитель вёз икону Божьей Матери из Киева, но в середине дороги его лошадь неожиданно остановилось.

После этого перед князем возник образ Пресвятой Богородицы и указал ему на место, где нужно будет построить город. Он был настолько поражён видением, что немедленно приказал начать работы.

Вскоре после строительства резиденции началась постройка церкви. Её расположили рядом с местом впадения реки Нерли в Клязьму. Рядом с храмом располагался монастырь, а сам он стал важной точкой для двух крупных торговых путей, проходящих по воде. Здесь корабли разворачивались, чтобы дойти до княжеского города.

По задумке, церковь должна была стать предвратным монументом резиденции, центром её ансамбля.

Строительство церкви

Постройка храма стала непростой задачей. Низина, которую князь выбрал местом для строительства, затапливалась во время полноводья, потому нужно было обезопасить архитектурный памятник от воды. Для этого мастера возвели над фундаментом четырёхметровые каменные стены, а затем засыпали их землёй, образовав искусственный холм. Затем его обложили белыми плитами, а к набережной провели лестницу. На этот искусственном возвышении церковь стояла как на пьедестале, возвышаясь над окружающим миром. Интересно, что до раскопок 1957 года возвышенности считали природными.

Согласно некоторым источникам, белый камень для строительства чудного сооружения князь привёз из завоёванного Булгарского царства. Но исторические документы и факты опровергают эту идею, оставляя её частью красивых легенд. Светлый известняк добывали где-то в окрестностях Москвы, после чего перевозили по воде и суши. Мастеров, если верить «Истории Российской» В. Татищева, князю Андрею позаимствовал его друг Фридрих I Барбаросса.

По имеющейся информации, строительство началось с создания фундаментных рвов. Их засыпали булыжниками и обломками стройматериалов, после чего заливали раствором. Затем строили стены и своды — сначала с козел, потом с подмостий и лесов. Для покрытия куполов использовали тонкие тёсанные доски (в некоторых источниках указан также свинец). Затем их заливали красной медью и покрывали позолотой.

Дальнейшая судьба

Письменных свидетельств о дальнейшей судьбе собора осталось мало. Известно, что в конце XVI века укрепления при нём входили в число патриарших домовых монастырей. Во второй половине XVII века церковь пережила короткий расцвет, но ближе к концу (в 1764 году) была упразднена. В 1877 её подвергли непрофессиональной реставрации, из-за чего бо́льшая часть элементов внутреннего убранства была утрачена.

В 1784 игумен монастыря, к которому был приставлен храм, хотел разобрать её из-за низкой прибыльности. По его словам, стройматериалы должны были пойти на строительство колокольни, но из-за недостатка средств работы никогда не были начаты. О судьбе архитектурного памятника в XVII веке практически ничего не известно.

В середине и конце XIX века он подвергался археологическим раскопкам и исследованиям.

Положение храма сейчас

В 1992 году собор был внесён в список всемирного наследия Юнеско. Он входит в состав архитектурно-ландшафтного заказника под названием «Боголюбовский луг», основанного 2 ноября 2011 года согласно указу губернатора Владимирской области.

Совладельцы храма — русское православное духовенство и Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Он считается частью Богородице-Рождественского мужского монастыря Владимирской митрополии.

Церковь до сих пор действует. По двунадесятым праздникам, включая Рождество и Крещение, в ней проводятся службы. В остальные дни любой желающий может зайти храм, поставить свечу, произнести молитвы или просто осмотреть внутреннее убранство.

Храм (Церковь) Покрова на Нерли

«Молчаливая лебедушка» 8 столетий отражается в водной глади небольшого озера Нерли – старицы реки Клязьмы. В зимние дни Храм сливается с окрестностями, и кажется, что именно природа, а не человек, ваяла небесное сооружение. Место для постройки было выбрано не случайно.

Там, где Нерли впадала в Клязьму, завершалась водная магистраль Владимиро-Суздальской земли. Обогнув церковь, корабли поворачивали к княжеской пристани, но чувство восхищения русской землей долго не проходило. Храм был воздвигнут правителем князем Андреем в честь сына Изяслава, отдавшего жизнь в сражениях с волжским булгарами.

Князь скорбел о сыне и пожелал, чтобы церковь было видно из окон Боголюбского терема, но весь облик церкви не оплакивает потерю, а наоборот, утверждает жизнь.

Архитектура строения

Многие историки и исследователи считают Церковь Покрова самым красивым из русских храмов. Он отличается необычайно гармоничными пропорциями, изяществом элементов и некоторой аскетичностью, не допускающей помпезных и вызывающих украшений. Эти характеристики создают иллюзию лёгкости, воздушности постройки — храм словно устремляется к небу, возвышаясь над окружающим пейзажем.

Кратко об архитектурных особенностях Храма Покрова на Нерли:

  • Средняя апсида и окно на ней слегка приподняты по сравнению с боковыми. Это создаёт иллюзию возвышенности и зрительно увеличивает высоту храма.
  • Фасад декорирован аркатурой, а входы представляют собой перспективные порталы-арки, украшенные резьбой. Стены также украшены пилястрами и полуколоннами, которые соответствуют внутреннему убранству по расположению. Их суммарная толщина в 1,5 раз больше стандартной стены, что делает конструктивный рисунок собора очень ярко выраженным.
  • Северные и южные стены храма асимметричны, а прясла очень узки. Но благодаря строению апсид и особенностям архитектурной композиции строение выглядит гармонично и уравновешенно при взгляде с любого угла.
  • Стены здания строго вертикальные и прямые, но благодаря асимметричным пропорциям они кажутся наклонёнными внутрь, что усиливает иллюзию большой высоты сооружения. Изнутри это эффект поддерживается сужением столпов в верхней части.
  • Основа здания представляет собой почти квадратный четверик. Он отличается небольшими размерами — всего 10 на 10 м без учёта апсид и пространства под куполом. Маленькое пространство внутри в сочетании с другими архитектурными элементами усиливают «воздушность» строения.
  • Глубина фундамента собора — 5,3 м, что практически равно его высоте. Здание стоит на искусственном холме. В древние времена при выходах реки из берегов до него приходилось добираться на лодке.

Задачей древних мастеров было создать не просто храм, а произведение искусства.

При взгляде на него у человека возникает чувство превосходства духовного над материальным, ощущение божественной силы и величия.

Такое настроение достигается за счёт чисто архитектурных решений, почти без художественных элементов. Общее впечатление о Храме Покрова на Нерли будет неполным без окружающего пейзажа, ведь план здания составлялся с тщательным учётом всех его деталей.

Несмотря на смещение русла рек, собор смотрится крайне гармонично, почти сливаясь с окружающей природой.

Археологические раскопки

Чтобы восстановить первоначальный вид Церкви, вокруг нее были проведены раскопки, первая которых прошла 150 лет назад.

В результате раскопок у юго-западного угла было найдено:

  • Фундамент с закруглениями – очевидно, здесь была лестница, по которой можно было спуститься к реке.
  • Вызвал интерес и способ создания фундамента – укладка булыжника посредине выкопанной траншеи.
  • Были обнаружены церковные украшения – капители и каменные плиты с изображениями грифона и крылатых собак. Пазы по бокам плит говорят о том, что они вставлялись в парапет. Это навело ученых на мысль, что возле церкви стояло еще одно здание изящной архитектуры.

Второй период раскопок, прошедший около 50 лет назад, принес также немало интересного. До этого рубежа считалось, что Церковь стоит на природной возвышенности. Раскопки показали, что от цоколя вниз (на глубину около 4 м) идет стена из блоков, еще ниже – фундамент, основу которого составляют булыжники, положенные на известковый раствор.

Общая глубина фундамента составляет 5,5 м. Именно поэтому Церковь пережила весенние паводки 8 столетий.

Декор и убранство

Среди декоративных элементов храма примечательна изысканная каменная резьба. Считается, что она повествует о библейском сюжете восхождения царя Давида-псалмопевца. Символика до конца не расшифрована. Предположительное значение элементов:

  • фигура на троне символизирует самого царя Давида;
  • окружающие его львы, орлы и фантастические звери — знаки власти и величия;
  • строгие женские лица, окружающие композицию, символизируют Деву Марию или Софию (древний символ мудрости и самоотверженности).

Создание подобных каменных украшений — сложная и кропотливая работа. С учётом технологического прогресса того времени, на создание резьбы ушло бы 300 суток непрерывного труда от 10 человек.

Элементы оригинального внутреннего убранства церкви не сохранились: их последние остатки были уничтожены во время непрофессиональной реставрации 1877 года. Считается, что полы собора были выложены майоликовой керамикой, а стены украшены фресками и росписями с картинками из мифических сюжетов.

Закрытие обители Церковь покрова на Нерли и музеефикация

В начале XX века Боголюбовский монастырь переживал сложные времена. После революции и Гражданской войны, в связи с политикой нового государства, Покровский храм стал охраняться обществами Владимирской губернии. Постановлением губернатора в начале XX века обитель была закрыта, а храм стал относиться к ближайшему заповеднику.

В это время возрос интерес деятелей науки к этому историческому месту. На монастырской территории неоднократно проводились раскопки.

В 80-е годы XX века государство выделило средства на реставрацию:

  • рабочие очистили белые стены монастыря, заделали выбоины и трещины, стены покрыли специальным составом;
  • была сделана крыша из меди;
  • внутреннее помещение отмыто от слоя пыли.

Впоследствии был восстановлен постамент барабана на крыше, на котором осталась одна узкая башня. Остальные полуразрушенные башни были разобрали. Купол ее напоминал луковицу, что соответствовала правилам русского зодчества, но нарушало исторический факт.

Мастера же не задумались, что разрушают непревзойденное строение, поэтому связали стены Храма железными стяжками, хотя в этом не было необходимости, сбили рельефные фигуры и заменили их гипсовыми. Богослужения под куполом церкви шли несколько раз в год, по церковным праздникам, но в любой день в храме разрешалось ставить свечку.

В начале XXI столетия года в Церкви продолжены реставрационные работы:

  • проведено повторное археологическое исследование пойменного луга;
  • повторно обновлены стены здания;
  • была сделана пешеходная тропа.

Пойменный луг объявлен заповедным, теперь транспорт останавливался у дороги.

Картина С. В. Герасимова

Красоту Церкви Покрова на Нерли лучше всего передаёт одноимённая картина С. В. Герасимова. Автор был человеком с глубокой верой, приучался к духовности с раннего детства и умел находить прекрасное во всём. Потому именно в его творчестве лучше всего передан этот храм. В отличие от произведений других художников, Герасимов акцентирует внимание именно на белых стенах постройки, а не на окружающем пейзаже, что многое говорит о его отношении к собору. Художественные особенности его работы:

  • Яркие, живые цвета. Зелёные растения, ярко-голубое с белыми облаками, золотой купол вызывают ощущение лёгкости и спокойствия.
  • Церковь в центре композиции создаёт ощущение величественности. Она похожа на крепость, возвышающуюся над окружающим миром и охраняющую его покой. Это подчёркивает тему возвышения духовного над мирским.
  • В картине показана чёткая граница между землёй и небом — земным и божественным. Согласно замыслу художника «Церкви покрова на Нерли», храм может связать их, служа своеобразным мостом.
  • Золотой купол, ярко переливающийся на солнце, символизирует ценность собора. Он является не только важным религиозным сооружением, но единственным в своём роде важным архитектурным памятником, потому его надо беречь.

Автору настолько хорошо удалось описать храм в своей картине, что мало кто останется не проникнут его красотой и величием. Немалую роль в этом сыграл не только его талант и профессионализм, но и искренняя вера в православные ценности.

Сегодня Церковь Покрова на Нерли по праву считается одним из самых выдающихся памятников своей эпохи. В этом сыграло роль не только её значение для православной церкви, но и крайне удачные архитектурные решения, придавшие зданию неописуемую красоту.

Популярные сочинения

  • Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь
    Афанасий Фет все свои произведения писал с натуры, он с легкостью передавал, как пейзажные зарисовки, так и легкие, и мимолетные движения души
  • Сочинение по картине Дождь в дубовом лесу Шишкина (3 класс)
    Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 –м году, когда Шишкин был на пике своего творческого потенциала. Она продумана автором до мельчайшей детали, до малейшего штриха, что видно даже невооруженным глазом.
  • Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина
    Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.

Изложение. Описание архитектурного памятника. Церковь Покрова на Нерли» | Презентация к уроку русского языка (8 класс) по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе.

Тема урока: «Изложение. Описание архитектурного памятника». (2 часа)

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 33 г. Электроугли.

Тема урока: Изложение. Описание архитектурного памятника.

Цель урока: на примере описания храма Покрова на Нерли подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-описанием архитектурного памятника.

Оборудование: проектор, презентация, книги по архитектуре, книга С.Голицына «Сказание о белых камнях».

Ход урока:

  1. Объявление темы.

Слова  учителя:

— Недавно вы посетили одну из жемчужин Золотого кольца России – город Владимир. Владимирская земля богата сохранившимися здесь памятниками архитектуры. Большинство памятников по своему назначению являются сооружениями культового характера: соборы, церкви. Храмы в древней Руси были важными общественными зданиями: в их стенах сохранялись документы и ценности, в военное время они служили целям обороны, а в мирное время – центрами культуры. Здесь переписывались книги, велось летописание. Церковные сооружения были основным украшением города и являлись гордостью горожан. Поэтому в них особо ярко отразился творческий дух русского народа, высокое искусство русских мастеров.

Дома вы просматривали свои путевые заметки, поэтому прошу вас дополнять, комментировать те слайды, которые мы будем смотреть.

2) Просмотр слайдов с попутным их комментарием.

Успенский собор построен при Андрее Боголюбском в 1158 году. Необычно красивое внутреннее убранство – фресковая живопись. Здесь принимали великокняжеский титул московские князья. Собор много раз грабили завоеватели – русские князья и татары, много раз горел, но каждый раз первой из храма выносили  икону Владимирской Богоматери. Хан Тамерлан был остановлен, по преданию, этой чудотворной иконой. Икону не возвратили во Владимир, а поставили в Кремле в Успенском соборе. Сейчас она находится в Третьяковской галерее. Эта икона – одна из первых художественных ценностей нашей страны.

Золотые ворота сооружены Андреем Боголюбским в ХII веке. Они являлись центральным узлом обороны Владимира  и вместе с тем служили торжественным въездом в княжескую столицу. В связи с этой ролью и названы «золотыми». По мнению историка Воронина первоначально верх ворот венчал золотой купол, а дубовые полотнища ворот были покрыты медными коваными листами с узорами птиц, зверей, растений. В 1864 году власти города собирались переделать памятник в водонапорную башню как бесполезное здание, но, к счастью, нашлись подлинные борцы за сохранение старины. Когда мы любуемся прекрасным зданием, мы не думаем о его пользе, а просто долго-долго всматриваемся в эту красоту, и она возбуждает в нас «чувства добрые».

Дмитриевский собор сооружён в 1196 году по велению Всеволода Большое Гнездо как княжеский дворцовый храм. Сказал Всеволод: «Хочу видеть свой храм украсноукрашенным». На фасадах собора барельефы с изображением растительного орнамента, птиц, зверей – всего 566 изображений. В 1837 году по сводам пошли трещины, собор оказался под угрозой гибели. Стены скрепили железным поясом, работы не прекращались даже во время Великой Отечественной войны.

Слова учителя:

— Я прошу вас остановить своё внимание на следующем слайде.

Церковь Покрова на Нерли – тема нашего урока. Воздвигнута Андреем Боголюбским в ХII веке в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода.

Краткое объяснение архитектурных деталей церкви:

Аркатурный пояс – узкие полуколонки, соединённые арочками, как будто шнуры, свисающие вниз. Каждый шнур заканчивается подвеской – либо женской, либо львиной головой. Этот пояс шёл по всем четырём сторонам храма.

Под крышей – композиция (каменная картина с сюжетами из древних сказаний и священного писания.)

А теперь перейдём непосредственно к изложению. Текст для работы взят из книги Сергея Михайловича Голицына «Сказание о белых камнях». Голицын – автор многих книг для детей и юношества. Очень интересно рассказывает он о создании церкви Покрова на Нерли в книге «Про бел -горюч камень», интересны его повести «Сорок изыскателей», «Слово о мудром мастере» — повесть об иллюстраторе «Слова о полку Игореве Фаворском. Во всех своих книгах он говорит о том, что мы, современные люди. Видим в архитектурных памятниках ценности художественные , исторические. И что создавали эти ценности талантливые люди, выходцы из народа, чьи имена зачастую оставались неизвестными.

Приготовьте черновики. Во время чтения записывайте себе незнакомые или малознакомые слова.

  1. Чтение текста изложения.

«Сказания о белых камнях»

Сергей Михайлович Голицын

Златокудрая царевна

Как только пересечешь железнодорожные пути, так издали из-за рощицы показывается небольшая беленькая церковь. Я назвал ее — Златокудрая царевна. Раньше купол ее был золотым и ярко горел на солнце. За долгие годы золото потускнело,

Впрочем, и сейчас, с темно-серым куполом, до чего она хороша! Стоит одиноко возле вязовой рощи, на небольшом холмике невдалеке от реки Нерли, на берегу тихого озерка-старицы.

Церковь Покрова на Нерли была построена по велению Андрея в честь его удачного похода на поволжских болгар и в память старшего сына Изяслава, смертельно раненного во время этого похода. Построена она была, по словам летописца, «единым летом» (за один год).

Стройными были все храмы, воздвигнутые при Андрее Боголюбском, но до нас дошло от них немногое. А эту церковь, стоявшую в стороне от проезжих дорог, от городов и селений, враги грабили мимоходом, и пожары ее щадили. Потому и дожила она до нашего времени, претерпев не столь тяжкие невзгоды.

Зодчий, строивший ее, сумел соединить необыкновенную простоту в частях с удивительной легкостью. Она точно белая голубка, готовая взлететь на небо. Этой легкости зодчий достиг многими вертикальными линиями стен, будто не имеющих никакого весу.

В молодой березовой рощице все стволы тянутся к небу, к солнцу. И по замыслу зодчего все линии стен, колонки аркатурного пояса устремлены вверх. Так здание кажется выше, воздушнее, легче.

На северной, южной и западной стенах над каждым средним окном помещена одна и та же композиция: библейский юноша — царь царей Давид восседает на троне. А над  каждым боковым оконцем изображен четырехлапый грифон. А под каждым грифоном еще по две женские маски.

Маски самые различные, лица то удлиненные, то с пухлыми щеками. Да это самые обыкновенные девичьи лица, исполненные поэзии, и, видно, высекали их с большой любовью и особым тщанием лучшие мастера — камнесечцы.

Праздник Покрова отмечался 1 октября, когда после уборки урожая повсюду в крестьянских дворах играли свадьбы. И надо думать, изображали мастера на стенах церкви головы деревенских девушек-невест.

Так зодчий, вставив в стены столько женских масок, углубил ощущение поэзии и проникновенной женственности, приблизил свое белокаменное творение к простому народу.

4) Беседа о тексте.

— Какого типа речи текст? (Описание).

— Какое это описание? (Художественное, так как его цель – воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей)

— Какие языковые средства использованы в тексте? (Сравнения)

— Назовите их.

 — А почему именно эту церковь захотел описать Голицын? (Она гармонично связана с окружающей средой. Вспомните Дмитриевский собор, его местоположение).

-Какие слова вы записали?

 — Какие можете объяснить сами?

История слова « зодчий» (подготовленный ученик).

История царя Давида. Ветхий завет (подготовленный ученик).

5) Чтение и языковой анализ текста, составление плана.

План.

  1. Златокудрая красавица.
  2. На берегу озерка – старицы.
  3. По велению князя Андрея.
  4. В стороне от проезжих дорог.
  5. Белая голубка.
  6. Композиции на стенах.
  7. Женские маски.
  8. Близость белокаменного творения к простому народу.

6) Словарно – орфографическая работа.

7)Чтение текста третий раз.

8) Выполнение изложения (черновик).

Справочный материал.

Зодчий.

В словарях современного русского языка слово даётся с пометой «книжное, устаревшее».

Со словом связана одна история. Однажды группа школьников отправилась на экскурсию по Санкт – Петербургу. Остановившись перед Зимним дворцом, экскурсовод сказал ребятам, что его построил зодчий Растрелли. Некоторые школьники не знали, что такое зодчий. И тогда экскурсовод объяснил им : «Зодчий по-русски значит «архитектор»». Экскурсовод, возможно, знал, что слово «архитектор» по своему происхождению не является русским. Это слово – заимствовано  из греческого и означает «строитель». Но заимствованное слово «архитектор» привычнее, чем устаревшее, но исконно русское слово «зодчий». В древнерусских памятниках «зодчий» — «человек, который лепит горшки из глины». Но глиной обмазывали и стены, а глагол «зидам» — значит «строю».(сравни здание, созидать). Таким образом, древнее значение слова «зодчий» — строитель.

Царь царей Давид

Во время войны происходил поединок между великаном по имени Голиаф и пастухом Давидом. Давид действовал с хитростью, он камнем в лоб убил великана, выхватил меч и отсек великану голову. После этой победы его выбрали военноначальником. Образ Давида – победителя был близок князю Андрею, который мнил себя победителем. А львы и грифоны являлись символом княжеской власти.

Дополнительный материал.

У писателя Сергея Никитина есть такие строки о храме Покрова на Нерли: «Мне всегда кажется, что создан он без помощи рук, одним лишь вдохновением, равным чародейской силе сказочных волшебников. Есть в нём что-то непостижимое, действующее не на глаз, а на душу, начинающую как-то торжественно, возвышенно и грустно томиться при виде этой белокаменной поэмы древних времён. Увидевший этот храм хоть раз, уже не может сказать, что в жизни его не было счастливых минут».

Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс описание

Перед нами очень яркая, теплая, добрая картина, изображающая церковь, красивый пейзаж и маму с маленьким ребенком. Центр произведения, — церковь многоугольная, с белыми стенами и высоким куполом. Видно, что храм очень большой, издалека бросается в глаза, обращает на себя внимание, для того, чтобы зритель мог понять масштабы строения, автор произведения изображает маму с ребенком на переднем плане. Церковь выглядит очень древней, но в то же время ухоженной, люди о ней заботятся, несмотря на ее удаленное расположение от жилых районов.

Справа от церкви изображен домик, в котором наверняка живут служители и смотрители храма. Тут же растут деревья, которые наверняка посадили в то же время, что и построили здание, эти деревья по высоте почти догнали купола церкви и это говорит о том, что им уже много лет. Деревья выше многих, изображенных на картине.

Небо выглядит необычайно красивым с какими-то сказочными цветами. Само по себе оно светло-голубое, его покрывают воздушные белые облака, оттененные светло-розовым цветом, это может говорить о том, что на улице вечер и солнце вот-вот начнет заходить.

Река выглядит спокойной и глубоководной, в ее водах отражается светлая церковь, темные деревья рядом с нею, возвышающиеся берега и волшебное небо. Слева от церкви к берегу привязана лодка. Светлые краски неба и церкви оттеняет ярко-зеленая трава и крона деревьев. На траве много степных желтых цветочков, вдалеке желтеющие поля. Мы не видим птиц и животных, не видим большого количества людей, но видим результат их жизнедеятельности и труда.

Картина полна жизни, несмотря на то, что на ней всего два человека. Вид церкви наводит на мысли о том, кто ее построил, и как ее строили, кто в ней молился и почему, хочется знать историю, связанную с этим величественным зданием, хочется там побывать, вдохнуть чистый и свежий воздух, почувствовать прохладный ветер на своей коже.

Вариант 2

Многие художники умели оценивать окружающую их красоту, а Герасимову Сергею Васильевичу известному живописцу удается увидеть немного с другой стороны. Основой его произведений являются пейзажи, передающие красоту исконно русской природы.

При первом взгляде на данную картину у нас возникают только самые теплые и светлые чувства. Можно подумать, что художник изобразил эту церковь просто и без изысков, но, приглядевшись можно понять, что остальные детали только бы мешали насладиться этой нежностью и красотой.

Вся картина выполнена в ярких и сочных красках. Она просто сияет от этого разнообразия. На первом плане видна изумрудного цвета с желтыми переливами цветов лужайка, по которой, не спеша, течет река сине-голубого цвета. В водах этой чистой реки отражаются стены церкви, расположенной на небольшом холмике. Стены церкви светло белые, только купола и крыши золотые. Это строение будто тянется к небу на своём возвышении. Рядом с церковью и чуть подальше изображены деревья. Погода яркая и солнечная. Немного чувствуется тепло лучей. А небо изображено голубым, по которому вальяжно и медленно плывут белоснежные облака. Кое-где просматриваются серые тучи, которые не омрачаю картину, а придают некоторую загадочность.

Особое место на картине занимает девушка. Она изображена стоящей и смотрящей то ли вдаль на просторы, то ли смотрит на этот памятник архитектуры церковь. А ребенок стоит и собирает полевые цветы под пристальным взглядом матери.

Сергей Герасимов очень гармонично изобразил и поля покрытые цветами, и разнообразные деревья и кустарники. Такое сочетание завораживает и завлекает наши мысли. Легкий ветер будоражит листья деревьев, но очень нежно и играючи. Почетное место храма на полотне только добавляет картине грациозности.

Создается ощущение наполнение души чем-то возвышенным и одухотворенным. Кажется, что этот памятник архитектуры светится изнутри и пронизывает всю картину своей чистотой и невинностью. Соотношение людей и церкви создает единое сочетание жизни и чуда.

Вариант 3

Известная картина Герасимова Церковь Покрова на Нерли, представлена в ярких и насыщенных тонах. Смотря на картину, можно увидеть прекрасный пейзаж, сочетающийся со строением церкви. Картина несёт в себе что – то духовное и простое. Благодаря ярким лучам солнца, церковь, выглядит, безупречно белой, несмотря на её столь давний внешний вид. Холм, на котором расположена церковь, стоит на первом месте картины, видимо это была та часть земли, где в далёкие времена, совершались духовные обряды. Река, протекающая вдоль всего берега, имеет приятный голубой оттенок, в котором отражаются облака. На противоположном берегу реки, виден силуэт гуляющей мамы с ребёнком, которые вносят в картину жизнь и доброту.

На заднем плане картины, можно увидеть, строение, довольно старого образца. Но, несмотря на это, здание сохранило свои цвета и структуру. Если осмотреться вокруг церкви, то можно рассмотреть, что церковь, украшает настоящая деревенская природа, берёзы, зелёная трава, и поля. Присутствие лодки на берегу реки у церкви, говорит о том, что к церкви можно было добраться только благодаря ей. Судя по наклону деревьев, можно понять, что погода слегка ветряная, но солнечная и ясная. Голубые облака, прекрасно сочетаются с зелёным фоном травы, которая имеет ярко выраженный зелёный цвет, а значит, на улице, тёплые весенние дни. Именно в такие дни, просыпается всё живое в природе, прилетают птицы из холодных краёв, пробуждаются насекомые, и оживает вся природа. Поля, ещё не проснулись от зимы, но всё же создают приятную атмосферу для картины.

С правой стороны церкви, можно рассмотреть силуэты, уходящих вдаль людей, возможно, они посещали эту скромное место для молитв. Это говорит о том, что церковь, находиться в полностью рабочем состоянии, и с добротой принимает прихожан.

Если говорить в общем, о картине, то сама картина, располагает в себе чистые и добрые мысли. Если смотреть на тонкости всех элементов, то можно смело понять, за что всё-таки можно любить природу и все её достояния. Сам автор, благодаря яркости красок, смог передать именно те чувства, которые переносил в себе, рисуя данный шедевр.

Описание картины 4

Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы.

Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

Создается впечатление, что на картине изображено то самое время года, когда весна переходит в лето. Об этом свидетельствует свежая зеленая трава, четко выделяется белоснежный храм. Храм смотрится строго и в тоже время празднично благодаря единственному куполу, тянущемуся к небесам.

Река привносит свой шарм в данную картину. В ее чистой водной глади можно увидеть отражение плывущих вдаль бело-розовых облаков, и я яркой зелени растущей на ее берегах.

Художник не забыл изобразить на полотне и людей. Сразу взгляд ловит женщину в нежно-розовом одеянии. Она вышла на прогулку со своим ребенком. Ребенок собирает цветы,  играет с травкой. Для него это цели мир нового и неизведанного!

Справа чуть поодаль можно заметить еще группу людей. Их силуэты похожи на служителей храма – на монахов. Возможно, они вышли также на прогулку, а возможно они идут для проведения утренней службы.

Слева едва заметна пустая лодка. Можно предположить, что ее владелец зашел  в храм для того, чтоб поставить свечку.

За храмом можно увидеть домишки и высокие деревья, напоминающие березу или тополь. Домишки аккуратные и отличаются ярким окрасом. Может быть, эти домишки принадлежать служителям храма, а быть может, что и простым людям, которые ходят сюда помолится.

В самой дали, виднеется что-то белое, наверняка это часовенка. Скорее всего, для местного населения она имеет огромное значение и память.

Глядя на полотно, кажется, что вот-вот приедут паломники для почтения данного места.

Глядя на картину в душе начинает царить спокойствие, умиротворение и благодать. Ее цветовая гамма к этому располагает на все сто процентов. Увидев данное полотно, мне очень захотелось посетить это место. И я надеюсь, что оно такое же, как и изображено, красивое, невинное и без множества туристов, которые зачастую ведут себя как дикари, разрушая все вокруг.

Сочинение описание картины Церковь Покрова на Нерли Герасимова

Русская душа всегда трепетно откликается и ликует, когда видит прекрасные, торжественные храмы с сияющими золотыми куполами. Но есть на Великой Руси неприметные, скромные церквушки, глядя на которые душа поёт.

Одна из таких Церковь Покрова на Нерли, стоящая посреди бескрайней русской равнины. Настолько она миниатюрна и изящна, что кажется сейчас воспарит в небо и улетит. Художник С.Герасимов так изобразил её, как будто ожившая древняя Русь предстаёт перед нами во всей красе.

Церковь Покрова на Нерли была заложена в 12 веке в честь павшего в битве семнадцатилетнего внука Юрия Долгорукого, сына Андрея Боголюбского. Молодой князь погиб в бою и отец возвёл церковь в его честь, прославляя его воинские заслуги. Место расположения храма уникально. Он стоит на высоком рукотворном берегу, среди зелёных пойменных лугов, глядя на речную стрелку.

Одни, увидев белую церквушку, сравнивали её с ладьей под парусом, которая уносится вдаль по волнам времени. Другим она напоминает белую звезду, которая стоит в центре мироздания и освещает путь.

Словно облако с неба
В поля опустилось,
И не будет такого
Ещё на Руси.
Как прощение нам
От распятого Бога
Этот храм на лугах
Покрова на Нерли!.
(Леонид Грайворонский)

Художник очень правильно выбрал центральный ракурс для изображения Церкви на Нерли. Высоко парит голубое небо, внизу на фоне зелёного склона протекает речушка, и как бы перекликается своим голубым цветом с небом. А между ними, как парус реет церковь. Воды реки, как течение времени несутся вдаль. Меняются поколения, проходят годы, а Покров на Нерли, как лебедь-храм, стоит над всеми.

Белый храм ярким пятном выделяется на фоне светлого, летнего дня. Красочный день, зелёные луга, голубое небо, ослепительно белого цвета церковь – только такими художественными приёмами и можно было изобразить картину. Это как неразрывная связь человека и природы, где церковь олицетворяет живое существо. Оно приковывает взгляд, не отпускает от себя. Рассматривая природу, мы опять бросаем взор на церковь, любуемся её переливчатыми куполами. Она, как поэма в камне, которую надо перечитывать и перечитывать, чтобы узнать историю Руси.

Всё гармонично в этой картине – дальние луга, зелёный склон, деревья, стоящие поодаль, тихая, неспешная река, летний воздух застыл и тихонько звенит. Женщина с ребёнком, стоящие на противоположном берегу, как бы под защитой церкви, под её покровом, куда-то спешащие монахи – все заняты делом. И только лишь храм веками стоит молчаливо, пронзая куполами небеса, охраняя покой великой Руси.

Художник прекрасно передал характер храма, пожалуй самого красивого на Руси – спокойствие, величие и умиротворённость.

Герасимову в полной мере удалось выразить чувство гордости за победы предков изображением маленького, но сильного духом, Храма Покрова на Нерли. Это одна из моих любимых картин автора. От нее веет добром и спокойствием.

8 класс

Описание настроения картины Церковь Покрова на Нерли

Популярные сегодня темы

Сочинение по картине Баулина Храм покрова на Нерли 8 класс

В своей картине автор С. А. Баулин изобразил великий памятник русской архитектуры, созданный восемь веков назад. Предположительно в 1165 году. Построить храм было приказано князем Андреем Боголюбским в память о своём сыне, во Владимирской области, вблизи села Боголюбово. Учитывая особенности данной местности, перед строительством самого храма, было решено возвести искусственный холм, на котором и будет стоять церковь. Это было сделано с той целью, чтобы храм не затапливало весной. Так как каждую весну, уровень воды в Нерли очень сильно поднимался.

Великий русский художник С. А. Баулин, изображающий в своих произведениях мастерство архитектурного пейзажа, безупречно отразил в своей картине мастерство и величие русских архитекторов. Казалось бы сама постройка выглядит очень просто, но природа и та местность где расположен белокаменный храм, возводят его в разряд исторических памятников архитектуры.

Художник изобразил во всех красках величие, всю красоту природы где так легко виднеется особенности русской души. Сочно зелёная трава и деревья, окружающие храм. Голубое небо, с легко плывущими облаками. Огибающая, умиротворённо текущая Нерль, в которой переливающими бликами, виднеется отражение храма. И сам храм, как будто возвышающийся над всем миром, показывающий всем с одной стороны простоту, а с другой не превзойдённое величие.

Архитекторам удалось создать из простого на первый взгляд строения, произведение искусства, несущее огромную историческую ценность по сей день. А так же притягивающее неистовое внимание всех тех, кто приезжает полюбоваться на него. Вся эта природа изображённая на картине автора, не отпускает своих зрителей. Здесь люди находят, что-то родное, волшебное, что так необходимо для умиротворения и гармонии человеческой души.

Вариант №2

Известный русский художник, который работал в архитектурном жанре, так как именно в этом непростом русле, ему удалось достичь очень хороших результатов, которые радуют глаз современного зрителя и любителя искусства. Все дело в том, что ему очень хорошо удается передавать все черты старинных памятников архитектуры, которое нам остались от наших предков. Храм Покрова, является духовной святыней всех русских, православных людей, и естественно, что художники уделяли ему особое место в своем творчестве.

Наш выдающейся мастер, так же не оставил без внимания это великолепное сооружение и написал картину, которая показывает всю прелесть этой церкви и природы, которая ее окружает. Это единственный художник, который изобразил это чудо русского старинного зодчества так близка, и мы имеем очень хорошую возможность, которая позволяет нам, наслаждаться всей красотой мельчайших деталей, так как мастер очень хорошо передает весь текущий момент, что свидетельствует о его огромнейшем таланте, таланте от Бога.

Благодаря этим мелочам, которые в точности передают все, что окружает эту церквушку, мы понимаем, что это действительно святое месть, которое нужно оберегать и заботится о нем, так как эта наша религиозная история, которую нужно чтить. На переднем плане, мы наблюдаем само сооружение, которое, как будто стремится в высь, и это очень хорошо чувствуется, так как картина выполнена в квадратной форме, а церковь занимает центральный план, что сразу же приковывает наше внимание.

Художник очень умело и с профессионализмом подошел к выбору красок, так как вся его работа светится и от нее исходит тепло, так как все выполнено в светлых, торжественных тонах, что позволяет нам проникнутся духом святыни, которая была создана много веков назад. Очень хорошо выбрано место, где построена церковь, это берег реки, и мастер передает всю красоту и спокойствие, которое царит в этих окрестностях. Второе место после храма, занимает голубое небо, которое кажется бездонным и очень длинным, как наша жизнь, которой мы должны дорожить и быть благодарным нашему создателю за то, что он нам ее пожертвовал.

Вся картина пропитана чувством умиротворенности и векового спокойствия и это ощущается с самых первых минут. На картине изображен пасмурный день, но белизна церкви делает его светлым и безоблачным, так как очень хорошо подобран контраст, который передает плавный переход от одного тона к другому. Художник, как бы призывает нас к вере, которая должна быть у каждого из нас, так как без веры, человек не может жить и творить. Вера, это великое дело, которым должен обладать каждый человек.

Описание по картине

В каждой работе великого русского живописца Баулина Сергея Алексеевича имеют место элементы архитектурного искусства. Изображение подобных предметов на фоне природы дает художнику полет мыслей в создании шедевров.

Одна из известных картин под названием «Храм Покрова на Нерли» имеет огромное влияние на душу русского человека. На ней С. А. Баулин представил известное построение – храм Покрова. Художник дает возможность зрителю занять удобную позицию, чтобы свободно насладиться представленной панорамой.

Передний план представлен небольшим участком берега реки, который зарос густо растительностью. Среди сочной зелени пестреют цветы, которые отливают сиреневым цветом. Дерево, которое расположено на самом краю берега, имеют вид засохшего растения. Его кора поблекла, имеет безжизненный оттенок, а многочисленные голые ветви застыли на фоне голубого неба в виде причудливых сплетений.

Река, которая занимает значительную часть полотна, — это водное пространство, привлекающее внимание необыкновенно цветовой гаммой. Здесь слились оттенки синего, голубого и зеленого цветов, которые будто покрыты легкой пеленой волшебного розового тона. Это река, которая имеет необычное название Нерль. Противоположный ее берег – это непроходимое место. Он густо зарос кустарниками, сочные зеленые листья которых купаются в солнечных лучах. Среди них ярким пятном выделяется пышная крона дерева, разросшаяся в форме гигантского шара справа. Листва этого дерева отличается насыщенным зеленым цветом. Такой же отличительный вид имеет дерево слева, вытянутое кверху, напоминая о том, что лето еще в самом разгаре.  

Среди всего богатства подобной летней роскоши возвышается белокаменное высокое построение. Это храм Покрова. Его купол уходит в самое поднебесье, заставляя восхищаться изяществом и размерами. Крест грациозно переливается под солнечными лучами, заставляя зажмуриваться от их яркости. Цветовая гамма на картине – это смесь естественной синевы небес, воздуха и воды. Насыщенная зелень не подпускает ни одной мысли о том, что рано или поздно на смену придут другие времена года.

Горизонт имеет место справа на полотне, где скрываются синие дали, уводя за собой к беспокойным облакам, напоминающим о приближении дождя.

Глядя на картину, хочется оказаться в эту минуту на берегу реки, почувствовать ее прохладу, слиться с окружающим миром. Увидеть собственными глазами старинные узоры каменных построек. Входя мысленно в храм, на душе становится радостно и свободно каждому православному человеку. Наслаждаясь летним днем, великолепием храма, зритель не обращает внимания на то, что небо потемнело, получив темно-фиолетовый оттенок грозовых туч. Сквозь эту пелену в некоторых местах проглядывают нетерпеливые солнечные лучи. От картины веет безмятежностью, умиротворением. В данный момент Сергей Алексеевич Баулин напоминает, что человек и природа связаны между собой прочной невидимой нитью.

Работа «Храм Покрова» не может оставить равнодушным ни одного зрителя, так как в ней соединились и человек, и представители разных стихий – водной, растительного мира. Кроме того, автор картины выступил как талантливый знаток архитектуры времени, которое отражено на ней. Здесь нет отрицательных эмоций, так как красота пейзажа вызывает только душевное равновесие, чувство удовлетворения жизнью.

8 класс

Баулин — Храм покрова на Нерли Сейчас читают:
  • Сочинение Чита — мой город

    Чита находится в Восточной Сибири, в Забайкалье, рядом с Яблоновым хребтом. Город назван в честь протекающей рядом реки. Является центром Забайкальского края.

  • Один день из жизни Обломова сочинение

    В самом начале данной поэмы автор показывает окружающим самый простой и непримечательный день главного героя Обломова. Проснувшись после ночи утром, Илья Ильич мыслил лишь об одном, что нужно подыматься с постели, но стоит заметить он не спешит вставать,

  • Образование Штольца в романе Обломов сочинение

    Один из героев знаменитого произведения одного из самых популярных и известных писателей России, Штольц, является человеком, который с самого раннего детства очень крепко дружит с главным героем произведения Обломовым. По жизни эти два героя

  • Тема и идея поэмы Мцыри Лермонтова сочинение

    Одной из основных тем как в русской, так и в зарубежной литературе является тема свободы. Многие писатели не раз затрагивали ее в своих произведениях. Среди русских авторов можно отметить Пушкина (поэма «Кавказский пленник», стихотворение

  • Сочинение Барнаул — мой город

    Я живу в алтайском городке под названием Барнаул. Это мой родной город. Я люблю свой город и считаю его самым красивым, уютным и интересным городом.

  • Сочинение Роль памяти в жизни человека 11 класс ЕГЭ рассуждение

    Память играет огромную роль в нашей жизни. Благодаря ей мы принимаем многие важные решения. Память является причиной абсолютного большинства наших поступков.

Сочинение по картине Герасимова «Церковь Покрова на Нерли»

Церковь Покрова на Нерли – это величайший памятник архитектуры. Много художников изображали на своих картинах этот храм, он является одним из  поэтических памятников древнерусского архитектуростроения. Церковь расположена в живописном месте на берегу реки Нерль, недалеко от Боголюбова. Церковь построена на возвышении между рекой и озером. Архитектурный памятник украшен резьбой. Церковь была построена в 1165 году в честь Андрея Боголюбского.

Эту церковь запечатлел на картине талантливый русский живописец – Сергей Герасимов. В основном,

он уделял внимание пейзажам. Картина «Церковь Покрова на Нерли» активизирует у зрителя позитивные эмоции. Каждый человек по-своему свят. Смотря на храм, задумываешься о жизненных ценностях. На картине церковь является центром небольшой Вселенной. Окружающая природа великолепна, подчеркивает изящество и утонченность храма, который был построен рукой человека.

На картине церковь изображена в летний солнечный день. Расположение храма в центре выбрано не случайно – для обращения внимания на памятник. Церковь построена из белого камня, имеет изящные формы. Бескрайние российские просторы радуют глаз. Храм

стоит на холме, как царственный страж, обративший свою верхнюю часть в небеса с пушисто-белоснежными облаками. Они очаровывают своими формами и очертаниями. Освещает сооружения очень яркое солнце, купол сверкает, переливаясь оттенками золотых и синих цветов.

Церковь сильно выделяется из окружающей нас на картине зелени деревьев и синего неба. Угол написания картины не подходит – отражение в воде храма слабо заметно.

Река Нерль опоясывает землю с храмом и несет свои воды, лодка покачивается, хотя этого заметить невозможно – это представляет воображение. На берегу, противоположном от храма гуляет женщина с ребенком. За памятником просматриваются поля и луга. Могучие и пушистые деревья, стоящие возле храма такие же высокие, как и он. Так и хочется залезть на колокольню и посмотреть на родные русские просторы.

От картины Сергея Герасимова веет спокойствием и умиротворением. Тихая, но смотрится гордо, чувствуется величественность, а также одновременно простота и недоступность.

Безусловно, эта картина заслуживает внимания. Здесь используются теплые и яркие краски. Хорошая погода и природная тишина радует глаз. Для С. В. Герасимова написание пейзажей родных мест – это проявление любви к Родине. Он раскрывает необычайную красоту тех мест, где когда-то был. Я думаю, картина не кого не оставит равнодушным.

Храм Покрова на Нерли — величайший памятник древнерусского зодчества

Храм Покрова Богородицы построенный в 1165 году при впадении реки Нерль в Клязьму — одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. По преданию, место для храма — на приречном лугу — выбрал сам Андрей Боголюбский. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый

фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.

Церковь Покрова на Нерли — памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Во времена его правления приобретает известность событие из византийской истории X века: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября — «Влахернское чудо». Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилоствого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем «Похвалой кресту», стоявший в XII веке на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовом храме. Все эти празднования — «Влахернского чуда», Спаса и Богородицы, Животворящего креста — объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы. «Житие Андрея Боголюбского» связывает строение этой церкви с победным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский повелел заложить храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава — в память о нем. По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Немало секретов хранит и сама конструкция храма Его современный облик так прекрасен и совершенен, так вписывается в окружающий ландшафт, что, кажется, так и он был задуман изначально.

Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесён открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры. Раскопки у стен храма показали, что создатели этого шедевра решали очень трудную задачу: они должны были поставить храм при впадении Нерли в Клязьму как торжественный монумент, отмечавших для кораблей, шедших снизу по Клязьме, прибытие в княжескую резиденцию — соседний Боголюбовский замок. Место, назначенное князем для строительства, было низменной поймой и в половодье заливалось водой. Поэтому, заложив фундамент на плотной материковой глине, зодчие поставили на нём как бы пьедестал высотой около четырех метров из тесаного камня, точно отвечавший плану церкви. Одновременно с кладкой подсыпали землю, создавая тем самым искусственный холм, который потом был облицован каменными плитами. На нем и высилась церковь. Казалось, что сама земля поднимает ее к небу. С трех сторон храм окружала аркада галереи, в угловой части которой устроили лестницу на хоры. От галереи сохранился только фундамент, и первоначальный облик здания в целом восстанавливается лишь предположительно. После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда заполнялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда — настоятель Боголюбова монастыря просил разрешение разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине — не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы…Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие безвестные зодчие — гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной «визитной карточкой» России.

памятников и мест: Россия (1996)

Написано .

277 страниц


Нет на складе / Epuisé / Agotado


Содержание

Введение

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ

— Памятники русской архитектуры и культуры, внесенные в Список всемирного наследия
— Кижский погост. Современные проблемы исследования и сохранения
— Памяти Александра Ополовникова (1911-1994)
Елена Ополовникова
— Церковь Преображения Господня в ансамбле Кижского погоста
Александр Ополовников
— Ансамбль Кижского погоста
Александр Ополовников.
— Фрагменты из Хроники международного сотрудничества. 1988-1996 гг.
Кижи
— Судьба исторического центра Санкт-Петербурга
Борис Кириков
— Тайны церкви Покрова на Нерли
Юлий Ранинский

МОСКВА. К 850-ЛЕТИЮ ЕГО ОСНОВАНИЯ

Наследие Москвы и сохранение ее самобытности
— Память Москвы
Дмитрий Швидковский
— Некоторые мысли об исторической судьбе ХХ века Москва
Наталья Душкина.
— Исторический город. Регенерация или реконструкция?
Наталья Потапова
— ЭКОС: диалог архитектора и общества
Александр Кудрявцев

Из истории исследования и реставрации объектов всемирного наследия в Москве и ее окрестностях
— Реставрация Успенского собора Московского Кремля в конце XIX — начале XX века
Алексей Щенков
— Большой Кремлевский дворец
Сергей Клименко
— Церковь Вознесения в селе Коломенское
Георгий Гольц
— Памятники Троице-Сергиева монастыря и их реставрация
Виктор Балдин
— Троице-Сергиева Лавра.Вид изнутри
Анатолий Федоров

Восстановление утраченных памятников
— Собор Казанской иконы Божией Матери
Олег Журин
— Воскресенские врата
Олег Журин
— Проблемы восстановления утраченных памятников архитектуры и истории
Михаил Мильчик

Наследие XX века
— Москва Павла Флоренского
Елена Чемявская
— Архитектурные памятники новейшего времени
Юрий Волчок.
— Феномен московского метро
Наталья Душкина
— Список памятников советской архитектуры

ИСТОРИЧЕСКИЙ ГОРОД.СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

— Исторические города России: опыт краткого описания
Владимир Крогиус
— Исторический пейзаж города Воронежа: прошлое и настоящее
Этери Базарова
— Ценностный характер Исторической ткани Москвы
Елена Никулина

Список авторов

Тур Владимир-Россия — Частный тур Владимира и Боголюбово

Станьте экспертом ЮНЕСКО за день


Наслаждайтесь отдыхом недалеко от Москвы и посетите места, где сохранились древние памятники.Все они внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсия начинается во Владимире, древней столице с ее тремя архитектурными памятниками XII века: Дмитриевским собором, покрытым кружевной резьбой по камню, Успенским собором с фресками XV века известного русского художника А. Рублева и Золотые ворота, бывший главный въезд в город.

После этого короткая поездка в небольшую деревню с забавным названием Боголюбово. Здесь есть два здания XII века.Один из них находится в действующем монастыре, в котором проживает почти 200 монахинь. Другой находится на лугу. И это одна из красивейших церквей России, которую иногда называют «Жемчужиной белокаменного искусства». Доехать на машине нельзя, все ходят пешком. Прогулка приятная, вам понравится!

Маршрут

— Встреча в согласованном месте во Владимире или Суздале

— Экскурсия по Владимиру, включая три памятника XII века (все ЮНЕСКО) — Успенский собор (внутри), Санкт-Петербург.Дмитриевский собор (внутри), башня Золотые ворота (снаружи) — и смотровая площадка в Пушкинском саду.

— Обед (по желанию)

— Поездка в Боголюбово (7 км — около 15 минут), во время поездки вы сможете увидеть самую известную (без преувеличения) современную российскую тюрьму, которая когда-то была очень неоднозначной. следственный изолятор еще в советские времена

— Посещение действующего Боголюбовского женского монастыря с остатками домонгольского замка

— Прогулка к культовой церкви Покрова на Нерли через живописный луг, который каждый апрель затапливает (2.Всего 5 км, в зависимости от погоды)

— Экскурсия закончится в согласованном месте во Владимире или Суздале

Дополнительная информация:
Если вы хотите проводить больше времени / иметь более крупный транспорт (фургон, микроавтобус и т. Д.) .), отправьте мне сообщение с расценками, и я создам для вас индивидуальный тур.

Место встречи + продолжительность тура

Варианты места встречи: Железнодорожный или автобусный вокзал, гостиница, адрес или перекресток, памятник / здание

Продолжительность: 4 часа 30 мин.

Это может зависеть от дорожного движения или погодных условий.

Транспорт

Комфортный седан Opel Astra J (2013) с кондиционером (одно переднее сиденье рядом со мной и два задних сиденья)

Если путешествует более трех человек, я могу заказать фургон или микроавтобус, чтобы мы могли настроить этот тур для большее количество участников.
Не стесняйтесь спрашивать.

Что включено

  • Услуги гида
  • Частный транспорт
  • Входные билеты

Другое: вход в Успенский собор и собор Св.Дмитриевские соборы.
Бутылка воды на человека.

Предполагаемая потребность в местных денежных средствах

1350 рублей — Примерно 20 долларов США на человека.

Карты (Visa, Mastercard) принимаются во всех кафе и ресторанах, но вам могут понадобиться деньги на сувениры или пирог из бабушки.

Поездка на телеге через поле к Покровской церкви вместо пешей прогулки ~ 4 доллара США на человека).

Что еще

  • Личные расходы
  • Сувениры
  • Еда, напитки, закуски

Другое: вместо прогулки на конной повозке по полю к церкви Покрова.

Ограничения

У меня нет никаких ограничений в отношении моего руководства, поэтому я могу предложить полный спектр впечатлений.

День 3 волшебного Нового года 2022: Владимир и Нерль

Владимирский собор

Расписание экскурсий по Золотому кольцу, день 1

➤Трансфер во Владимир

➤ Посещение Успенского собора с фресками Андрея Рублева и белокаменной резьбой, внесенными в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

➤Ст. Дмитриевский собор (снаружи), Золотые ворота

➤Обед с традиционными русскими блюдами

➤По желанию: посещение местного кузнеца

➤Посещение церкви Покрова на Нерли — Всемирного наследия ЮНЕСКО

➤Трансфер в Суздаль и экскурсия по городу.Если позволит время, мы можем посетить одну из достопримечательностей Суздаля и сегодня

➤Ночлег в Суздале в уютной гостинице или уютном гостевом доме в центре города

➤Дополнительно: Русская баня

Суздаль


Утром переезд во Владимир для посещения Успенского собора (известного фресками Андрея Рублева), Дмитриевского собора (только снаружи), Золотых ворот. Владимир был одной из средневековых столиц России, со значительными зданиями, сохранившимися с XII века. Два его русских православных собора, монастырь и связанные с ним здания включены в Белые памятники Владимира и Суздаля, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основание Владимира традиционно связывают с летописной записью о том, что князь Владимир Мономах заложил город в 1108 году. Город начал быстро расти благодаря усилиям князей Владимира Мономаха и Юрия Долгорукого, которые укрепили его как плацдарм для защиты. Ростово-Суздальское княжество. Своим расцветом Владимир обязан князю Андрею Боголюбскому, который перенес сюда столицу княжества в 1157 году.

Церковь Покрова на Нерли (Покрова на Нерли)

После обеда мы продолжим путешествие в Боголюбово.Русские заимствовали его раннюю архитектуру, как и иконопись, у Византии. Одна из самых известных русских церквей в северном стиле — Церковь Покрова на Нерли (Покрова на Нерли). Сегодня он стоит особняком посреди зеленых лугов, а небольшое озеро внизу отражает его белые стены и единственный купол. Эта церковь — одно из самых поэтических произведений ранней русской архитектуры, дошедшее до нас из прошлого. Он был построен в 1164 году в память о сыне князя Андрея Боголюбского, павшего в последней битве против Волжской Булгарии.

Несколько раз в истории церковь Покрова на Нерли собиралась разрушить, но каждый раз она чудом оставалась нетронутой. Неудивительно, что сейчас он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Обратите внимание, дороги для автомобилей / фургонов нет. Мы подъедем как можно ближе.


Местный кузнец и турист

Посетите частный семейный кузнец, чтобы узнать об этом древнем местном ремесле и выковать свой первый русский сувенир.
Кузнечное дело испокон веков обладало мистической аурой.Горячие искры, звон молотка по наковальне, запах раскаленного металла, сильные, уверенные в себе люди — вот что приходит в голову, как только слышишь волшебное слово — кузница.

Секреты мастерства всегда передавались от отца к сыну, поэтому в семье Бородиных, потомственных кузнецов из Владимира, сохранились старинные приемы и приемы «огненной работы». Всего в нескольких шагах от главного собора, на пешеходной улице недалеко от Владимира. Георгиевская церковь, есть обычный дом. Рядом с кованой калиткой на камне лежат молоток и подкова и приклепано только одно слово — «Кузница.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *