Как строилась Саграда Фамилия
Две башни собора Святого Семейства в Барселоне достроили спустя 140 лет после начала работ.
22 декабря 2022
Храм, который уже почти полтора века возводится по проекту великого архитектора Антонио Гауди, на днях завершил еще один значительный этап строительства. В декабре были завершены две башни из шести. Башни увенчаны фигурами льва и быка, которые символизируют евангелистов Луку и Марка.
Фото: https://sagradafamilia.org/Как известно, Гауди редко путешествовал, почти не выезжая за пределы горячо любимой им Барселоны. Но в его неповторимой архитектуре отразились самые невероятные фантазийные мотивы, словно подсмотренные в сказочных странах.
Интересно, что для создания его причудливой архитектуры использовались не скучные чертежи, а макеты. Сейчас каменные блоки для храма тоже создаются по компьютерной модели, каждый блок требует индивидуальной обработки и подгонки.
Не раз стиль Гауди подвергался нещадной критике.
Идея возведения Храма Святого Семейства принадлежит продавцу книг Хосе Мариа Бокабельи, который был покорен храмом в Лорето, и задумал создать копию у себя в Барселоне.
19 марта 1882 года началось возведение храма, он осуществлялся по проекту архитектора Франциско дель Вильяра. Гауди присоединился позже, в 1883 году, и полностью переделал первоначальный проект.
Строительства храма планировалось осуществлять только за счёт денег общины и пожертвований горожан. Для сбора средств была создана специальная подписка, которая действует и по сей день. Хотя сейчас средства переводятся и из бюджета города. Отчасти ограниченным финансированием и, конечно, очень сложным проектом Гауди объясняется такое долгое возведение храма.
Задумка архитектора была поистине грандиозной.
В XXI веке завершились работы по возведению средокрестия апсиды. Началось сооружение шести колоколен: высотой в 170 метров в честь Христа, 123-метровой в честь Девы Марии и четырёх башен высотой 120 метров в честь евангелистов.
Все работы по строительству храма планировалось завершить к столетию смерти Гауди — к 2026 году, но сроки передвинулись из-за пандемии.
Еще больше интересного в нашем канале Яндекс.Дзен. Подпишитесь!
Читайте также
- #архитектура
- #Испания
Share
0
Храм Саграда Фамилиа — Статьи
Юноша из сна
Строительство церкви Святого Семейства началось в 1882 году, и поначалу проектом руководил вовсе не Антонио Гауди. Во главе работ стоял опытный архитектор Франсиско дель Вильяр. Именно он и заложил основу знаменитой церкви.
Храм было решено построить на деньги простых горожан, для чего была устроена подписка, которая действует до сих пор. Идею создания храма Святого Семейства предложил Хосе Мариа Бокабельее, он считается основателем церкви.
Окончательный вид церкви: проект. (pinterest.com)
Но вскоре у архитектора возникли проблемы с церковным советом, и стало ясно, что дель Вильяр недолго продержится на посту. По легенде, однажды ночью ему приснился юноша с пронзительным взглядом голубых глаз — именно он должен был стать будущим строителем церкви Святого Семейства. Вскоре дель Вильяр встретил Гауди. На самом деле причины выбора нового архитектора были куда прозаичнее: Антонио был учеников дель Вильяра в архитектурной школе, к тому же 31-летний Гауди обошелся бы куда дешевле, чем его более опытные коллеги.
Волшебник Гауди
42 года отдал Гауди церкви Святого семейства. От в корне изменил проект здания, который изначально заключался в создании неоготической базилики в форме христианского креста. Главным нововведением архитектора стали 18 башен. Самую высокую в центре, высотой 170 метров, все еще не достроили — она должна символизировать Христа. Вокруг, по задумке Гауди, должны располагаться 12 башен поменьше — по числу апостолов.
Еще 4 башни были спроектированы в честь евангелистов, и одна — в честь богоматери. Башни представляли собой параболы — необычное архитектурное решение для того времени. Когда Гауди спросили, где он черпает вдохновение, он ответил: «В обыкновенном дереве, с его ветвями и листьями. Все части дерева растут органично и кажутся прекрасными, потому что создал их один художник — Бог». Некоторые современники Гауди были уверены, что его конструкция непременно рухнет, но настоящий лес из колонн выстоял и, как утверждают строители, может выдержать даже 7-балльное землетрясение.
Как говорил сам Гауди, он старался возвести такой храм, чтобы даже ангелам было приятно на него смотреть. К тому же он мечтал, чтобы его детище по-настоящему пело: воздух, проходя через отверстия в башнях, должен был звучать по принципу органа.
Внутренняя часть портала Розария. Источник: wikipedia.org
Любители архитектуры восхищаются скульптурами, украшающими церковь. Для главного их трех фасадов — фасада Рождества — Гауди создал фигуры в натуральную величину. Работу над ним он начал в первую очередь — архитектор боялся, что горожане не одобрят идею изображения некоторых сцен на фасаде Страстей, где рассказана история распятия Христа. При создании фасада Рождества он пользовался необычными приемами: для сцены избиения младенцев, например, Гауди делал гипсовые слепки с мертворожденных детей.
Современники против строительства
В 1926 Гауди умер, так и не успев завершить дело своей жизни. Его похоронили в храме, под сводами арок. Многие современники высказывались против того, чтобы достраивать здание. Архитектор Хосе Асебильо протестовал: «Это все равно что приделывать руки статуе Венеры Милосской».
А знаменитый чудак Сальвадор Дали и вовсе заявил: «Предательством по отношению к Гауди было бы достраивать собор… Лучше оставить его торчать посреди Барселоны огромным гниющим зубом». Как бы то ни было, за дело взялся Доменек Сугранес, ближайший помощник Гауди.
Витражи храма. Источник: wikipedia.orgГражданская война, начавшаяся в 1936, на долгие годы остановила строительство. В довершение всего пожар уничтожил все оставшиеся после Гауди чертежи и проекты. Лишь часть из них удалось позже восстановить.
Работы над зданием храма продолжаются до сих пор: пока туристы осматривают знаменитое творение Гауди, строители смотрят них с высоты лесов. По заявлению правительства Испании, закончить строительство удастся не раньше 2026 года.
Сборник: Пётр I
Первый российский император осуществил масштабные преобразования в культуре, промышленности и торговле, используя зарубежный опыт.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Что, если бы Пётр I не пришёл к власти
Что, если бы Пётр I не пришёл к власти
За несколько десятков лет Пётр I превратил отсталое и почти изолированное царство в мощную империю, которая ворвалась в дела Европы подобно летнему урагану.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Мадагаскарский журавль» — несбыточная мечта Петра I
«Мадагаскарский журавль» — несбыточная мечта Петра I
Глядя на ведущие государства Западной Европы, Пётр I, конечно, тоже мечтал о прибыльных заокеанских колониях.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Поддельное завещание Петра Великого
Поддельное завещание Петра Великого
Уже больше 2 столетий ходят разговоры о неком «завещании Петра Великого», в котором он якобы велел своим наследникам захватить весь мир.
- ЕГЭ
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Пётр I: правда или вымысел?
Пётр I: правда или вымысел?
О первом российском императоре столько легенд, что иногда сложно отличить факты от выдумки.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Пётр I — последний царь и первый император
Пётр I — последний царь и первый император
Вокруг личности Петра I вот уже четвёртое столетие не стихают оживлённые споры. Одни считают царя великим, другие называют антихристом.
- Тесты
- Европа
- XVIII век
Смог бы ты угодить Петру I?
Смог бы ты угодить Петру I?
Император был человеком активным и эмоциональным. Немало недовольных его реформами лишились голов. Но были и те, кто при Петре поднялись из грязи в князи, заслужив расположение монарха преданной службой, умом и добрым нравом. Что произошло бы с тобой, окажись ты в начале 18-го века в России?
- Статьи
- Другое
- XVII век
Заговор против Петра I
Заговор против Петра I
В феврале 1697 года в Москве был раскрыт заговор против царя: злоумышленники планировали убить его во время специально устроенного пожара.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Юбилей Петра Великого
Юбилей Петра Великого
В 1872 году торжественно отмечалось 200-летие со дня рождения первого российского императора.
- Статьи
- Европа
- XVII век
Правда для царя
Правда для царя
Возможно ли «истину царям с улыбкой говорить»? Или это поэтическое преувеличение? В конце 17-го в. старец Авраамий обратился к Петру I, после чего был сослан.
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Что, если бы Пётр I не пришёл к власти
За несколько десятков лет Пётр I превратил отсталое и почти изолированное царство в мощную империю, которая ворвалась в дела Европы подобно летнему урагану.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Мадагаскарский журавль» — несбыточная мечта Петра I
Глядя на ведущие государства Западной Европы, Пётр I, конечно, тоже мечтал о прибыльных заокеанских колониях.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Поддельное завещание Петра Великого
Уже больше 2 столетий ходят разговоры о неком «завещании Петра Великого», в котором он якобы велел своим наследникам захватить весь мир.
- ЕГЭ
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Пётр I: правда или вымысел?
О первом российском императоре столько легенд, что иногда сложно отличить факты от выдумки. Справишься ли ты с этой задачей?
- Статьи
- Европа
- XVII-XVIII вв.
Пётр I — последний царь и первый император
Вокруг личности Петра I вот уже четвёртое столетие не стихают оживлённые споры. Одни считают царя великим, другие называют антихристом.
- Тесты
- Европа
- XVIII век
Смог бы ты угодить Петру I?
Император был человеком активным и эмоциональным. Немало недовольных его реформами лишились голов. Но были и те, кто при Петре поднялись из грязи в князи, заслужив расположение монарха преданной службой, умом и добрым нравом. Что произошло бы с тобой, окажись ты в начале 18-го века в России?
- Статьи
- Другое
- XVII век
Заговор против Петра I
В феврале 1697 года в Москве был раскрыт заговор против царя: злоумышленники планировали убить его во время специально устроенного пожара.
- Статьи
- Европа
- XIX век
Юбилей Петра Великого
В 1872 году торжественно отмечалось 200-летие со дня рождения первого российского императора.
- Статьи
- Европа
- XVII век
Правда для царя
Возможно ли «истину царям с улыбкой говорить»? Или это поэтическое преувеличение? В конце 17-го в. старец Авраамий обратился к Петру I, после чего был сослан.
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Дети Троцкого
- Статьи
- Азия
-
XXX-XX вв.
до н.э.
Шумерские боги и легенды о них
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Болезни и смерть Екатерины II
- Статьи
- Европа
- XIX век
Полина Виардо — муза Ивана Тургенева
- Статьи
- Европа
- XVI век
Нурбану-султан, накрывшая подолом всю Османскую империю
- Статьи
- Европа
- XX век
Хозяин бандитского Петрограда
- Статьи
- Европа
- XX век
Линкор «Бисмарк»: триумф и гибель
- Статьи
- Европа
- XVI век
«Давид» Микеланджело
- Статьи
- Европа
- V век
Разрушитель Римской империи
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
-
V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XX-XXI вв.
Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался Сталин
- Статьи
- Европа
- XVII век
Трапеза Людовика XIV
- Статьи
- Европа
-
XIV-XXI вв.
Туалетная бумага: чем пользовались до неё?
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 363703
- 📚 Статьи
- 👀 70823
- 📚 Статьи
- 👀 70671
- 📚 Статьи
- 👀 70497
- 📚 Статьи
- 👀 70450
- 📚 Статьи
- 👀 70335
- 📚 Статьи
- 👀 69713
- 📚 Статьи
- 👀 69529
- 📚 Статьи
- 👀 69036
- 📚 Статьи
- 👀 65332
- 📚 Статьи
- 👀 4999661

- 📚 Статьи
- 👀 810001
- 📚 Статьи
- 👀 433977
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 363703
- 📚 Статьи
- 👀 335003
- 📚 Статьи
- 👀 228931
- 📚 Статьи
- 👀 127026
- 📚 Статьи
- 👀 120372
- 📚 Статьи
- 👀 119225
Саграда Фамилия | Антонио Гауди
Храм Экспиатори Саграда Фамилия – одно из величайших чудес Барселоны:
Саграда Фамилия — Барселона
Подумайте о Барселоне, и Антонио Гауди сразу приходит на ум. Хотя Гауди не создавал Барселону, он, безусловно, является архитектором-покровителем Барселоны. Большая часть города несет на себе его печать, и нигде это так очевидно, как в его незавершенном шедевре, Temple Expiatori Sagrada Família 9.0008 (Храм Святого Семейства) , или просто La Sagrada Fam ilia .
Великолепный собор Святого Семейства
Работа над этим великолепным собором Гауди началась в 1883 году, но была остановлена после безвременной смерти архитектора в трамвайной аварии в 1926 году. , эта дань страсти архитектора является одним из величайших чудес Барселоны. Более 125 лет спустя этот собор Гауди все еще активно строится, и планируется, что он будет продолжаться в течение следующих 30 лет.
Удивительно, но очень дорогое строительство La Sagrada Família финансировалось в основном за счет пожертвований и взносов миллионов людей на протяжении многих лет.
Башни Саграда Фамилия
Внешний вид представляет собой серию шпилей, окружающих узкий портал, который пропускает посетителей внутрь. Когда церковь будет завершена, в ней будет 18 башен , как и планировал Гауди — 12 посвященных апостолам, одна Иисусу, еще одна Марии и 4 евангелистам. Башни будут разной высоты в соответствии с символической иерархией, которую они представляют.
Но прежде чем войти, найдите время, чтобы полюбоваться сотнями маленьких фризов, украшающих фасад. Здесь есть фигуры как святых, так и простых людей, и все они выполнены в фантастическом современном стиле, непохожем ни на одну другую церковь. Иногда они кажутся почти кубистскими.
Обратите внимание на множество высоких арочных окон, окружающих Саграда Фамилия, проливающих свет на внутреннюю часть церкви, которая светится, как свеча в солнечный день. Выше над ними прорези в шпилях еще более узкие, устремляя взор то вверх, то в небо.
. Сама колонна представляет собой произведение скульптуры, которого нет ни в одном другом городе, с полной генеалогией Христа.Но даже на относительно простые колонны приятно смотреть. Начав с простого рифления в греческом стиле, они плавно изгибаются высоко над головой посетителя, где они разветвляются, как живые деревья. К ним присоединяется ряд органически выглядящих цветов из камня.
Рядом находится Портал Веры со сценами проповеди Иисуса в подростковом возрасте, окруженного религиозными символами, такими как виноград и пшеница. Портал Надежды с другой стороны показывает животных и растения Нила, еще одного места, имеющего религиозное значение. Скульптуры Иосифа и Марии сидят под скульптурной лодкой, которую пилотирует Святой Иосиф.
Со своеобразной архитектурой Гауди, La Sagrada Familia является самым известным зданием и главной туристической достопримечательностью в городе, где их много. Храм Expiatori Sagrada Família может занять целый день при любом посещении Барселоны. Планируйте провести хотя бы пару часов, размышляя среди сотен предметов, которые нужно увидеть. Аудиогиды доступны как экскурсии.
Отели Барселоны
В Барселоне большой выбор отелей, однако, если вы хотите быть рядом с храмом Святого Семейства, отель Ayre Hotel Rosellón находится всего в 200 метрах. Современные апартаменты Dailyflats Rosselló находятся в 2 минутах ходьбы от храма Святого Семейства. Полный список отелей Барселоны смотрите здесь.
Смотрите фотографии храма Святого Семейства в фотогалерее Travelsignposts ЗДЕСЬ.
Адрес:
Calle Mallorca 401
08034, Barcelona
Карта Барселоны:
Делится в Барселоне
22 Факты о La Sagrada Familia
Architecture
22 La Sagrada Familia Famili выражение гения его создателя — Антонио Гауди. Хотя его строительство продолжается уже 139 лет, нам еще предстоит дождаться его завершения. Так или иначе, его создатель планировал его строительство много лет, сообщая, что его клиент никуда не торопится, потому что он вечен.
Это удивительное сооружение ежегодно привлекает более 3 миллионов туристов, что делает его самой посещаемой туристической достопримечательностью Испании. Когда в 2026 году строительство будет завершено, и будет построена башня Иисуса, Саграда Фамилия станет самой высокой церковью в мире.
1
Собор Святого Семейства – католическая церковь со статусом малой базилики.Он расположен в Барселоне, городе на северо-востоке Испании, втором по величине в стране.
2
Базилика считается выдающимся архитектурным достижением Антонио Гауди. Антонио Гауди — каталонский архитектор и инженер стиля модерн (направление в архитектуре конца 19 — начала 20 веков), прославившийся своими исключительными проектами. Поворотным моментом в творческой жизни Гауди стала встреча с барселонским промышленником Эусеби Гуэлем, с которым архитектор подружился. Гуэль высоко ценил искусство Гауди и финансировал многие его проекты. Гауди создал для него множество зданий, в том числе охотничий павильон и церковь. Он также выполнял заказы для церкви и в общей сложности реализовал около 20 крупных проектов, в основном в Барселоне и ее окрестностях.
3
Стиль Гауди был очень скульптурным и ар-нуво, стремящимся к стилистическому единству путем объединения различных областей искусства, особенно мастерства, внутренней архитектуры, скульптуры и графики.В своих архитектурных работах он использовал параболические арки, фантастические формы и замысловатые узоры, а также органические формы, встречающиеся в природе. Он часто ссылался на текучесть подводного мира, поэтому сегодня его считают предшественником биоморфной архитектуры.
4
Набравшись опыта, Гауди начал больше экспериментировать со своими проектами.
Он использовал правило равновесия контактной сети, создав пространственную модель здания и испытав на ней силы тяжести. Он проверял прочность разных материалов, таких как базальт и гранит, и экспериментировал с освещением — для лучшего эффекта использовал для оформления зеркала или фотографии. Для украшения поверхностей Гауди использовал каталонский стиль мозаики тренкадис. Его самые зрелые работы относятся к этому периоду: Колония Гуэль, Дом Мила или Саграда Фамилия.
5
Строительство храма началось в 1882 году. храм, посвященный Святому Семейству. Через 15 лет благодаря пожертвованиям была собрана сумма на покупку участка земли. Краеугольный камень был заложен в День святого Иосифа, 19 марта 1882 года. Проект церкви был заказан архитектору Франсиско де Паула дель Вильяр, который, однако, не смог прийти к соглашению с ассоциацией и через год ушел в отставку. Его место занял Антонио Гауди.
6
Гауди начал работу над церковью в 1883 году.
Тридцатиоднолетний Гауди представил совершенно новый проект здания. Предполагалось построить церковь без наружных арок и контрфорсов, с увеличенной центральной башней высотой 172,5 метра. Церковь должна была быть посвящена Иисусу Христу. Поскольку большое значение в творчестве Гауди имели мистико-религиозные отсылки, он подготовил сложную иконографическую программу.
7
Гауди неоднократно менял дизайн храма, который со временем становился все более дальновидным, как в новаторских технологических и архитектурных решениях, так и в связанной с ними символике.И архитектура, и орнамент фасадов, и внутреннее убранство Саграда Фамилия пропитаны христианской символикой. Эта церковь по своим размерам и архитектурному великолепию должна была относиться к самым значительным готическим соборам.
8
Храм построен в виде креста. Он состоит из трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы, каждый из которых выполнен в своем стиле. Он имеет 18 башен, которые символизируют 12 апостолов, четырех евангелистов, Христа и Деву Марию.
Размеры регулируются пропорциями, основанными на числе 7,5, которое является базовым размером. Длина нефа является самым важным в этой пятинефной церкви (как и в других церквях). В данном случае это 90 м (7,5 х 12), где 12 символизирует апостолов. Высота главного нефа 45 м (7,5 х 6). Трансепт (поперечный неф) имеет длину 60 м (7,5 х 8 или 5 х 12) и ширину 30 м (7,5 х 4). Высота апсиды 75 м (7,5 х 10).
9
Архитектура Гауди основана на геометрии сложных кривых, включая эллиптический параболоид.Состоит из двух плоскостей симметрии, имеющих одну ось. Их количество и бесконечность могут символизировать Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа.
10
Собор Святого Семейства имеет три фасада. Они получили свои имена от украшающих их порталов, тесно связанных с евангелиями, а их капризность отсылает к трем основным литературным типам.
- Фасад Рождества — (единственный, полностью завершенный при жизни Гауди) имеет лирический, радостный характер, связанный с рождением Иисуса.
- Фасад страсти – острота и мрачность драмы.
- Фасад славы — имеет эпический подтекст.
11
В своем дизайне Гауди выразил совершенство, которое он видел в природе.В конструкцию включены:
- Растительное царство — массивные ветвящиеся вверх колонны, напоминающие густой каменный лес. Тридцать шесть «деревьев» соединяются только со сводом; остальные шестнадцать встроены в стены храма. Их общее количество — 52 — указывает на количество воскресений во всем году (кроме пасхального воскресенья).
- Царство животных — Символы животных широко представлены в орнаментах храма — их больше всего на фасаде Рождества Христова. Это животные, символизирующие добро (агнец, голубь), а также зло (змея с яблоком, представляющие сатану, рептилий, земноводных).
- Царство минералов — волнистая поверхность фасада Рождества отражает ландшафт каталонских гор Монтсеррат.
- Царство человека — ярче всего отражен в главном портале Фасада Страстей, который наиболее натуралистичен. Используя угловатые массы, из которых состоят скульптуры Passion, он наиболее мощно говорит с теми, кто его смотрит. Внизу находятся шесть поднимающихся вверх колонн, которые символизируют первичные кости человека (распятого Христа) вместе со структурой прилегающих сухожилий. Их дополняют 18 других столбцов — всего 24, по количеству костей в человеческом ребре.
12
Гауди начал работу над храмом Святого Семейства, когда ему был тридцать один год.В течение следующих сорока лет он интенсивно работал над строительством храма, полностью посвятив ему последние пятнадцать лет своей жизни. Он даже поселился на стройке.
13
Гауди не достроил храм, так как умер 10 июня 1926 года от травм, полученных тремя днями ранее, когда его сбил трамвай.
После смерти он был похоронен в склепе базилики, следуя его желанию.
14
При жизни Гауди были завершены 4 из 18 башен базилики, один из трех спроектированных фасадов, Фасад Рождества и склеп.Хотя он утверждал, что строящийся храм может быть не последним, который он построил, но, вероятно, первым из нового поколения, он, вероятно, осознавал, что не доживет до завершения строительства Саграда Фамилия — отсюда и склеп .
15
После смерти Гауди завершение строительства взяли на себя несколько архитекторов.Во время гражданской войны в Испании в 1936 году часть его проектов была уничтожена, поэтому окончательный вид здания не определен. Строительство не закончено до сегодняшнего дня. Его планируется завершить в 2026 году, к 100-летию со дня смерти архитектора храма.
16
Высота храма Святого Семейства не должна превышать 173 м, поскольку это высота барселонской горы Монжуик.
Гауди считал, что над городом должна возвышаться естественная, созданная Богом гора, а не рукотворное сооружение.
17
Хотя строительство велось с 1882 года, только в конце 2001 года в базилике появились витражи.Их изготовил испанец Жоан Вила-Грау.
18
Саграда Фамилия — самая посещаемая туристическая достопримечательность Испании.Ежегодно сюда приезжает более 3 миллионов туристов. Поскольку строительство продолжается благодаря частным пожертвованиям и туризму, средства, полученные от туризма, вносят ощутимый вклад в строительство храма. Стоимость строительства составляет около 25 миллионов евро в год.
19
В 2010 году Папа Бенедикт XVI освятил церковь Святого Семейства, возвысив ее до уровня малой базилики. Шестьдесят две тысячи человек посетили торжественную мессу под руководством Папы.