Храмовый комплекс мишон: DI SẢN VĂN HÓA MỸ SƠN VIỆT NAM

Мишон — священная земля индуизма

Мишон — древнее сокровище Вьетнама, которое по значимости часто приравнивают к Ангкору с той лишь поправкой, что размеры My Son сильно уступают камбоджийской жемчужине. Тем не менее для историков и любознательных натур, Мишон, это ценный клад, который хранит следы ушедшей цивилизации Чампа.

Храмовый комплекс затерянный среди гор. Photo credit: Linda Polik, Flick

Мишон (My Son) — группа индуистских храмов расположенных на дне высохшего горного озера, площадью около двух квадратных километров. Местность находится в кольце живописных, зелёных холмов и в переводе с вьетнамского означает «прекрасная гора». Здесь можно легко «потерять себя», растворившись в зарослях зелёного леса, пения птиц, треска цикад и журчания горных ручьёв, звонкие переливы которых, мешают руинам уснуть вечным сном.

В прошлом, Мишон был центром религиозных церемоний для царей правящих династий Чампа (Тямпа). Сегодня, он считается одним из старейших индуистских храмовых комплексов в Юго-Восточной Азии и является уникальным местом во Вьетнаме.

Подробней в путеводителе: Вьетнам — самостоятельное путешествие

Для исследователей My Son был открыт в конце 19 веке, когда французский священник с солдатами обнаружили здесь терракотовые храмы поросшие ковром зелени. В начале раскопок было обнаружено несколько десятков зданий часть из которых, позже, во время Вьетнамской войны, были разрушены бомбардировками. На данный момент найдено более семидесяти построек, но исследования продолжаются, так как геодезическое сканирование показывает, что под землёй ещё находятся строения.

Мишон — священная земля индуизма. Photo credit: Noel Leahy, Flick

Цивилизация Чямпа

Исчезнувшая цивилизация Тямпа (7-17вв), наследник ещё более древнего государства Линьи, была населена преимущественно тямами. Это народность, которая по одной из версий, является остатком автохтонного (коренного) населения, по другой — пришельцами из Индонезии. История их жизни отражена в тямских и санскритских надписях, вьетнамских и китайских хрониках и в немногочисленных памятниках архитектуры.

Тямы воевали с кхмерами, китайцами и вьетами — своими северными соседями. Столкновения с последними оказались фатальными. С 15 века вьеты пошли в поход на юг Вьетнама, где находились земли Чампов. В ходе войн Тямпа постепенно прекратила своё существование. Сперва сократившись до островков населённых пунктов, а затем и вовсе смешавшись с вьетнамским населением.

Статуя одной из богинь тямов. Photo credit: autumnpaz, Flick


Мишон на рассвете. Photo credit: Dennis Brendel, Flick

Тямские города хотя и находились в постоянном сообщении друг с другом, тем не менее существовали независимо. В королевстве Чампа было два основных святилища, принадлежащих противостоящим кланам. My Son на севере королевства и Po Nagar на юге. Но именно, Мишон считался главным святилищем царства Чампов. Он находился на территории одной из автономий — пуры Амаравати (пура в данном случае индийское нарицательное имя города). Нынешний Хойан служил Амаравати портом. Деревня Донгзыонг и город Чакьеу (Trà Kiệu) были столицами пуры, а Мишон его религиозным центром.

Архитектура комплекса легко идентифицируется с индийской культурой. До определённого времени тямы не испытывали индийского влияния, однако в какой-то момент оно стало огромным, заполнив все сферы их жизни. Культ Шивы считывался во всём. И в первую очередь в честь «бога возрождения» строили храмы. Так продолжалось вплоть до 10 века, пока буддизм не стал основной религией Чампа. В итоге, образовался симбиоз культур.

Руины храма. Photo credit: Sammy Deacon, Flick

Храмы Мишона

Первые сооружения Мишона датируются 4 веком, но в большей части они были сделаны из дерева, что априори не могло обеспечить им долгую жизнь. На смену деревянным конструкциям приходили строения из песчаника и кирпича. Они и смогли дожить до наших дней. Каждый новый монарх восстанавливал прежние или возводил новые постройки. Благодаря этому My Son стал единственным местом, где искусство Чампов процветало без перерыва с 7-го по 13-й века.

Храмы Мишона построены в виде групп, каждая из которых отличается друг от друга и имеет свой собственный, оригинальный вид. Но независимо от того, как выглядели храмы, каждая группа Мишона состояла из главного пирамидального храма Калана (символа горы Меру — центра вселенной, где живут боги), который окружен храмами с лингамом, йони и статуями Шивы. В чамских храмах нет окон, поэтому внутри они очень темные. Окна могли быть только на башнях. Главные входные ворота всех храмов обращены на восток к солнцу. Строился Мишон, как и другие тямские храмовые комплексы, из обожжённого кирпича по особой технологии с использованием в качестве скрепляющего кирпичи раствора, сок местного дерева.

Отреставрированные руины Мишона. Photo credit: Jacob Otten, Flick

Сегодня храмы в большей степени представляют собой руины в которых, лишь немногие стены стоят вертикально. Комплекс сильно поврежден временем и бомбёжками, воронки от которых видны в некоторых местах. Большинство элементов интерьера и скульптур были отправлены в музей Чампа в Дананге. И лишь малая толика остается здесь. Например, лингамы, йони, а также статуи апсар остались в храмах. Но лишь богатое воображение способно представить как всё выглядело много веков назад.

Подробней в путеводителе: Дананг — где жить, как добраться, что посмотреть

Подробней в путеводителе: Хойан самостоятельно

Барельефы абсар. Photo credit: Anthony Gurr, Flick


Лингам — неизменный атрибут храма. Photo credit: Mark Pearson, Flick


Йони — символ женского начала. Photo credit: ceciyam, Flick

Как добраться до Мишона

My Son расположен в небольшой долине в коммуне Дуй-Тан, Дуй-Сюйенском районе провинции Куангнам, примерно в часе езды от Дананга и Хойана и в 3 часах езды от Хюэ. Самый распространенный способ посетить Мишон — тур из Хойана. Туры также доступны из Дананга, но отсюда они менее популярны. Туристические офисы продают пакеты на день и полдня в Мишоне. Можно также поехать туда самостоятельно. Но если вы решили ехать в Мишон на байке, побеспокойтесь о шлеме и страховке.

Стоимость входа составляет 150 000 VND, а парковка для скутера — 10 000 VND. GPS координаты комплекса: 15.790718, 108.107866

Полезно знать

Есть два типа, пакета однодневной поездки в Мишон из Хойана: туда и обратно на автобусе, туда на автобусе, обратно на лодке (этот вариант как правило дороже и дольше по времени на час).

Прежде чем заказывать турпакет, сравните альтернативные варианты. Уточните какие есть предложения у местных агентов, что включено и сколько нужно будет доплачивать во время поездки.

Ранним утром есть шанс избежать толпы и прогуляться по Мишону в одиночестве. Билетная касса открывается в 6:30.

Не планируйте поездку сюда в дождливый день.

В полдень здесь нет тени, и может быть очень жарко.

Храмовый комплекс Мишон — где находится, описание, фото

Вьетнам

На чтение 3 мин Просмотров 1.2к. Опубликовано

В этой статье мы расскажем про храмовый комплекс Мишон во Вьетнаме. Что посмотреть, где находится, стоимость билетов и немного истории.

Содержание

  1. Краткая информация
  2. Немного истории о комплексе Мишон
  3. Что посмотреть
  4. Где находится комплекс Мишон
  5. Экскурсии в Мишон
  6. Стоимость посещения комплекса Мишон 
  7. Время работы

Провинция Куангнам во Вьетнаме знаменита во всем мире благодаря древнему комплексу Мишон (Mỹ sơn). Это бывший религиозный центр древнего государства тямов.

Сегодня на этом месте осталось лишь несколько песчаных и кирпичных построек. Несмотря на это, объект признан памятником культуры мирового значения и местом паломничества туристов.

Немного истории о комплексе Мишон

По преданию на этом месте около полутора тысяч лет назад находилась столица империи Тямпа. Эксперты полагают, что основоположником был король Бхадраварману I. Он создал около мегаполиса «Святую долину», как памятник своего царствования для потомков. Существование Мишона долго оставалось тайной. В 20 столетии о нем стало известно, благодаря находке французских археологов неподалеку от Дананга. 

Из-за военных действий во Вьетнаме в 60-х годах территория Святыни сильно пострадала и в 1974 году началось ее восстановление. Местные добровольцы несколько лет вручную расчищали территорию от обломков снарядов.

Восстановление святыни заняло более 15 лет. В 1996 году состоялось празднование в честь открытия комплекса. А в 1999 году этот комплекс был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

Здания храмов, пагод, различных башен декорированы неповторимыми узорами и изображениями, вырезанными древними мастерами-умельцами собственноручно. По тропинкам и проходам когда-то ходили местные обитатели. Теперь здесь прогуливаются туристы, чтобы прикоснуться к древней истории этих таинственных и загадочных мест, затерянных в туманных  холмах и густых джунглях.

Неподалеку от архитектурных сооружений есть музей истории империи тямов, а в центре культуры проходят мероприятия с тематикой местного фольклора.

Где находится комплекс Мишон

Адрес: Duy Phú, Duy Xuyên District, Куангнам, Вьетнам

Руины Мишон расположены в провинции Куангхам. Целесообразнее посетить его в рамках экскурсии из Дананга, который находится в 80 км от провинции. Но возможно добраться также на арендованном автомобиле, мотобайке или взять экскурсию.

Экскурсии в Мишон

Ниже представлена экскурсия в храмовый комплекс Мишон из Нячанга. При нажатии на экскурсию отобразится полная информация о ней, что входит в стоимость и свободные даты. Также экскурсию можно забронировать онлайн.

Стоимость посещения комплекса Мишон 

  • Для взрослых и детей цена входного билета — 150 000 VND.
  • Экскурсия из Дананга — примерно 200 000 VND (с учетом билета).

Подробнее про другие достопримечательности Вьетнама читайте в статье по ссылке.

Время работы

Ежедневно с 06-30 до 16-00


Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:


  • Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
  • Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
  • Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales.
  • Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
  • Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
  • Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
  • Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.

(Visited 369 times, 1 visits today)

Святилище Мой Сын – Центр всемирного наследия ЮНЕСКО

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

В период с 4 по 13 века на побережье современного Вьетнама существовала уникальная культура, восходящая к индуизму Индии. Это наглядно иллюстрируется остатками ряда впечатляющих башенных храмов в драматическом месте, которое на протяжении большей части своего существования было религиозной и политической столицей королевства Чампа.

Святилище Моего Сына датируется 4-13 веками нашей эры. Недвижимость расположена в горном приграничном районе Дуйсуен провинции Куангнам в центральной части Вьетнама. Он расположен в приподнятом геологическом бассейне, окруженном кольцом гор, которое обеспечивает водораздел священной реки Тху Бон. Исток реки Тху Бон находится здесь, и она течет мимо памятников, выходит из бассейна и проходит через историческое сердце королевства Чампа, впадая в Южно-Китайское море в устье недалеко от древнего портового города Хойан. Расположение придает объектам стратегическое значение, поскольку его также легко защитить.

Башенные храмы были построены в течение десяти столетий непрерывного развития в том месте, которое было сердцем прародины правящего клана Дуа, который объединил кланы чамов и основал королевство Чампапура (на санскрите город народа чам) в 192 СЕ . В период с 4 по 13 века нашей эры эта уникальная культура на побережье современного Вьетнама обязана своим духовным происхождением индуизму Индийского субконтинента. Под этим влиянием было построено множество храмов индуистским божествам, таким как Кришна и Вишну, но прежде всего Шиве. Хотя махаянский буддизм проник в культуру чамов, вероятно, с 4 века н.э. и прочно утвердился на севере королевства, шиваитский индуизм оставался официальной государственной религией.

Памятники святилища Мой Сын — самые важные постройки цивилизации Мой Сын. Башенные храмы имеют разнообразные архитектурные решения, символизирующие величие и чистоту горы Меру, мифического священного горного дома индуистских богов в центре вселенной, ныне символически воспроизведенного на Земле на горной родине народа чам. Они построены из обожженного кирпича с каменными колоннами и украшены барельефами из песчаника, изображающими сцены из индуистской мифологии. Их технологическая сложность свидетельствует о технических навыках чамов, а сложная иконография и символика башен-храмов дают представление о содержании и эволюции религиозной и политической мысли чамов.

Святилище Моего Сына представляет собой замечательный архитектурный ансамбль, который развивался на протяжении десяти столетий. В нем представлена ​​яркая картина духовной и политической жизни важного этапа истории Юго-Восточной Азии.

Памятники уникальны и не имеют себе равных в Юго-Восточной Азии.

Критерий (ii): Святилище Мой Сын является исключительным примером культурного обмена, когда местное общество приспосабливается к внешним культурным влияниям, особенно индуистскому искусству и архитектуре Индийского субконтинента.

Критерий (iii): Королевство Чампа было важным явлением в политической и культурной истории Юго-Восточной Азии, ярко проиллюстрированным руинами Моего Сына.

Целостность

Индуистские храмы-башни Святилища Моего Сына расположены на хорошо охраняемой территории с четко определенными границами. Существует восемь групп из 71 постоянного памятника, а также обширные погребенные археологические памятники, представляющие полную историческую последовательность строительства башенных храмов на этом месте, охватывающую весь период существования королевства Чампа.

Консервация монументов Моего Сына началась в начале 20 го века н.э., вскоре после их открытия в наше время французскими археологами. Во время Второй мировой войны, Первой индокитайской войны и, особенно, во время Второй индокитайской войны многие башенные храмы были повреждены. Тем не менее, работы по консервации были проведены, и оставшиеся башенные храмы сохранились и хорошо сохранились.

Участок находится под угрозой из-за суровых климатических условий, таких как наводнения и высокая влажность, хотя расширение ручья и вырубка окружающей растительности свели к минимуму эти воздействия. Остается актуальной проблема возможного наличия неопознанных неразорвавшихся боеприпасов в границах буферной зоны объекта, что повлияло на археологические исследования вновь открытых территорий, реставрацию восьми монументальных территорий, а также презентацию объекта для посетителей.

Подлинность

Наше понимание подлинности Святилища Моего Сына основано на работе Генри Пармантье в начале 20 века. Исторически исследования археологов, историков и других ученых в XIX и начале XX века зафиксировали значение этого места через его памятники, которые являются шедеврами кирпичного строительства того периода, как с точки зрения технологии их строительства, так и потому, что их замысловатыми украшениями из резного кирпича. Расположение и священный характер этого места обеспечили сохранение памятников в их первоначальном естественном окружении, хотя многие из них с годами понесли некоторый ущерб. Вмешательства по сохранению под руководством французских и польских экспертов были относительно незначительными и не повлияли на общий уровень подлинности этого места. Подлинность My Son с точки зрения дизайна, материалов, мастерства и настройки продолжает поддерживать его выдающуюся универсальную ценность.

Требования по охране и управлению

В 1979 году Министерство культуры признало объект национальным памятником, а в 2009 году — национальным правительством. Все местные и национальные органы власти должны действовать в соответствии с положениями Закона о культурном наследии (2001 г. с поправками 2009 г.).

Общая ответственность за охрану имущества лежит на Министерстве культуры, спорта и туризма, действующем через его Департамент консервации и музейного дела. Эта ответственность возложена на Департамент культуры, спорта и туризма провинции Куангнам, который тесно сотрудничает с Народным комитетом района Дуй Сюен, который учредил Совет по управлению реликвиями и туризмом My Son. Особые потребности исторического наследия учтены в Национальном плане развития туризма и в Генеральном плане социально-экономического развития Дуйсуенского района.

Стратегия пересмотра Генерального плана сохранения объекта «Мой сын» разрабатывается в рамках текущего проекта объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Азиатско-Тихоокеанском регионе «Мой сын» и должна быть интегрирована в обновленный План управления объектом.

После объединения Вьетнама в 1975 году возобновились серьезные работы по консервации, и теперь консервация памятника проводится на высоком уровне, и на месте работают как национальные, так и международные группы.

Хотя вьетнамские власти разминировали неразорвавшиеся боеприпасы у четырех основных памятников с 1975, этот процесс продвигается медленно, и предстоит еще выполнить большой объем работ по разминированию.

В целях дальнейшей охраны объекта премьер-министр Вьетнама обнародовал Решение 1915/QĐ-TTg, которое официально одобрило и обеспечило бюджетную поддержку генерального плана объекта (с 2008 по 2020 год) по сохранению и развитию туризма недвижимость.

Необходимо улучшить управление лесными массивами, окружающими участок, чтобы обеспечить лучшую защиту объекта от окружающей среды. Детальный мониторинг этих территорий на предмет воздействия экстремальных климатических условий должен продолжаться и должен быть включен в будущее долгосрочное управление объектом.

В связи со значительным увеличением числа туристов, посещающих участок, управление его пропускной способностью будет приобретать все большее значение, и его также следует рассматривать как часть Плана управления, как это требуется для участка.

Крайне важно продолжать работы по разминированию, чтобы обеспечить безопасность людей и обеспечить надлежащий доступ и понимание памятников в их окружении.

Индуистский храмовый комплекс Му Сон – Smarthistory

Храм из группы C, святилище Му Сон, 8–12 вв. (фото: Гэри Тодд)

Священное святилище чамов

До образования современных стран в Юго-Восточной Азии существовали древние королевства с величественными храмами. Выделяется одно место — святилище Мо Сон, дом индуистских богов. Сегодня это место археологических раскопок, но с 4 по 13 века это было священное место, где было более семидесяти индуистских храмов. Mỹ Sơn был построен для Бога Шивы (также пишется как «Шива»), который ассоциировался с представлениями о горе и отце. В Му Сан Шива много раз проявлялся в человеческой форме или в виде аниконического (нерепрезентативного, абстрактного) символа, такого как лингам.

Карта Тямпы со святилищем Мо Сон, Вьетнам (исходная карта © Google)

Святилище Мо Сон было построено чамами, которые когда-то господствовали на территории современного Южного Вьетнама (Чампа). Чамы — это этническая группа, исторические записи которой датируются IV веком нашей эры. Они создали одни из самых изысканных индуистских произведений искусства и архитектуры в Юго-Восточной Азии, смешав индийские религии с местной культурой.

Более тысячелетия чамы создавали политические государства к северу от дельты Меконга, в состав которых входила большая часть современного Вьетнама. Самые ранние храмы Му Сон больше не существуют, но есть много сохранившихся зданий и артефактов, датируемых 7–8 веками.

B Группа святилища Му Сон, 4–13 вв. и перемычка, найденная в одном из уцелевших храмов группы Е (археологи дали каждому храму буквы для их идентификации). Чамы известны своим местным строительством колоссальных алтарей-пьедесталов, уникальным художественным произведением в Юго-Восточной Азии. Храмы и артефакты Mỹ Sn E1 (например, алтарь-пьедестал) были заказаны королем, и они демонстрируют, как королевский двор был тесно связан со священным царством. Алтарь-пьедестал — это именно алтарь или место для поклонения, а пьедестал — это опора для скульптуры.

E Группа святилища Му Сон, IV–XIII вв.

Алтарь-пьедестал святилища Му Сон E1

Из семидесяти одного храма в комплексе Му Сон сохранилось только десять монументальных образцов. Каждый священный храм представляет собой прямоугольную комнату с алтарем-пьедесталом в центре (называемым гарба-гриха , или святилищем).

Алтарь-пьедестал с изображением бога Сканда и двух скульптур Ганеши (справа налево), VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам, песчаник, высота 65 см; Ш. 271 см, Г. 333 см (Музей тямской скульптуры Да Нонг; фото: Дадерот, CC0 1.0)

Одним из самых впечатляющих священных памятников в Mỹ Sơn E1 является алтарь-пьедестал 7-8 веков. Я расскажу о символическом изображении Шивы, когда-то стоявшем на пьедестале, а также о рельефных скульптурах на самом пьедестале.

Священный алтарь-пьедестал украшен индуистской тематикой и использует иконографию (предметы и символы) в местном стиле чам. Алтарь-пьедестал Mỹ Sơn E1 лучше всего понимается как место для индуистского бога Шивы, и он был спроектирован так, чтобы напоминать мифологическую гору Меру (центр вселенной), где жили боги. Этот алтарь-пьедестал изначально располагался в храмовой палате, священном месте встречи Шивы и его прихожан.

Этот пьедестал образует ограждение, обозначающее священное пространство для монументального святилища Шивы линга , которое располагалось в гарба-грихе (святилище) храма Му Сон E1 , сокровенном святилище храма, где пребывает Шива. в его форме лингама . Лингам больше не существует, и мы не знаем, как выглядела первоначальная форма лингама .

Алтарь-пьедестал, VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей чамской скульптуры Да Нонг; фото: Mya Chau)

С одной стороны пьедестала Mỹ Sơn E1 есть две ступеньки, которые служат порталом в более высокое священное царство. На передней панели нижней ступени изображены три мужские фигуры, держащие ритуальную ткань. Центральная фигура вытягивает правую ногу вперед, а левая нога согнута в колене. Обе его руки подняты, как будто он поднимает платформу, обнимая духовный мир наверху. Две фигуры обрамляют большую центральную фигуру, каждая запрокидывает голову, чтобы посмотреть на высшее царство. Эти позы имитируют положение тела и жесты рук центральной фигуры.

Верхний регистр снова показывает три цифры, но на этот раз мы видим центральную фигуру сзади. Все еще согнутый на одном колене с вытянутой вперед другой ногой, он держит ритуальную ткань в воздухе. Фигуры, окружающие его, изображены в профиль и несут чаши. Неизвестно, должны ли эти три фигуры изображать те же фигуры, что и на нижней лестнице.

Брамины , музыканты и молящиеся на стороне алтаря-пьедестала E1 (фрагмент), VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей чамской скульптуры Да Нонг; фото: Мья Чау)

Религиозные специалисты

Женские фигуры заметно отсутствуют, и есть три основных типа мужских фигур, повторяющихся на всех четырех сторонах пьедестала Mỹ Sơn E1. В первой группе изображены религиозные специалисты, выполняющие сакральную деятельность. К ним относятся придворные брахманы (элитная каста, в которую входят жрецы, ученые и учителя) и аскеты. Мы можем идентифицировать браминов , потому что они чисто выбриты и несут четки мудрости, и они часто изображаются с характерной прической. Брахманы показаны как активные существа, двигающиеся всем телом или занятые вокальными действиями, такими как пение, пение или речь. 90 103 браминов 90 104 и аскетов, изображенных на пьедестале Mỹ Sn E1, позволяют предположить, что они пользовались большим уважением как советники короля и обладали огромной властью при королевском дворе.

Аскет читает религиозный манускрипт на боковой стороне постамента алтаря и макара (фрагмент), VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей чамской скульптуры Да Нонг; фото: Daderot, CC0 1.0)

В отличие от браминов , аскеты имеют длинные бороды, и они показаны занятыми такими видами деятельности, как чтение и медитация. С одной стороны ступеней мы видим подвижника, читающего религиозную рукопись. Эта сцена указывает на то, что религиозные специалисты черпали знания из древних текстов, которые ходили по Чампе. Над аскетом находится макара , морское существо в индуистской мифологии, которое служит стражем дверных проемов и является распространенным мотивом в Юго-Восточной Азии. макара украшена замысловатыми декоративными узорами и образует перила двух ступеней.

Музыкант спереди слева от постамента алтаря (фрагмент), VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей тямской скульптуры Да Нонг; фото: Daderot, CC0 1.0)

Танцующее животное сбоку от алтаря- пьедестал (фрагмент), VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей чамской скульптуры Да Нонг; фото: Mya Chau)

Артисты-исполнители

Вторая группа мужских фигур – артисты-исполнители. Музыканты, танцоры и инструменталисты оживляют пьедестал, играя непрекращающуюся музыку на арфах, барабанах и флейтах. Они создают живую атмосферу с непрерывной духовной музыкой. Присутствие музыкантов и танцоров вызывает образ танцующего Шивы в религиозном пространстве среди брамины и аскеты. Танцующие животные весело двигаются под музыку.

Верующие сбоку от алтаря-пьедестала (фрагмент) с аскетическим учением, в то время как прихожанин прижимает руки к груди, VII–VIII вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей Чамской скульптуры Да Нонг; фото: Mya Chau )

Индуистские прихожане

Третья группа мужских фигур — активные индуистские прихожане. Эти фигуры отражают действия реальных верующих, которые использовали ритуальные помещения в храме. В одной сцене аскет беседует или учит, а вторая фигура преклоняет колени в поклонении, сложив руки на груди. Эти благочестивые фигуры изображены на пьедестале Mỹ Sơn E1 как вечные поклонники, которые обеспечивают постоянное поклонение Шиве. Верующие разделены границами, украшенными замысловатыми цветочными узорами.

В целом, перформативные фигуры браминов , аскетов, музыкантов, танцоров, животных и прихожан оживляют пьедестал и пробуждают танцующего Шиву. Пьедестал представляет собой подходящее ограждение для ныне утерянного лингама Шивы , где верующие могли почтить бога в самом внутреннем святилище храма.

Брахма восседает на цветке лотоса над спящим Вишну. Перемычка, VII–VIII вв., Му Сон E1, Вьетнам (фото: Мья Чау)

Перемычка Му Сон E1

Связь королевского двора со священным царством очевидна в перемычке 7-8 веков, которая когда-то находилась на дверях храма Му Сон E1, в котором находился пьедестал Му Сон E1. Любой, кто вошел бы в храм, прошел бы прямо под ним. На перемычке изображен Вишну Анантасаяна и рождение Брахмы. На перемычке изображен двурукий Вишну (хранитель и защитник вселенной), лежащий под царем наг (божественное божество, которое считается получеловеком-полукоброй). А брахман появляется позади Вишну с поднятыми руками, возможно, чтобы вызвать божество или связаться с ним. На вершине перемычки Брахма сидит, скрестив ноги, на цветке лотоса над Вишну.

В то время как алтарь в центре храма посвящен Шиве, сочетание индуистских божеств Шивы, Брахмы и Вишну представляет собой тримурти, или тройственное божество высшей божественности, также почитаемое в Му Сане. Они образуют триаду индуистских богов, ответственных за сохранение, создание и разрушение мира. Прежде чем прихожане войдут внутрь храма Mỹ Sơn E 1, перемычка напоминает им о рождении Брахмы и спящем Вишну, а также о доме индуистских богов. Цель состоит в том, чтобы визуализировать благородного Шиву, который пребывает внутри, на алтаре-пьедестале.

Надпись из святилища Му Сон, VIII–XII вв., недалеко от храма Му Сон E (фото: Мья Чау) священная гора Шивы, в то время как гора является метафорой дома Шивы. Кроме того, храм является символом священной горы, которая является домом богов.

Несколько надписей, найденных в Чампе — все они связаны с храмами — раскрывают важность храмов и алтарей-пьедесталов по отношению к горе. Например, надпись на стеле Му Сон Викранатавармана (732 г. н. э.) отражает связь алтарей-пьедесталов с горами. В нем указано:

Шри Нараваханаварман покрыл (тот алтарь) из камня золотом и серебром снаружи, как Брахма создал пик Меру. Более того, этот алтарь из золота и серебра, поддерживающий Лакшми… сияет, как вершина Гималаев. Им был сделан этот великий жертвенник, трудный для предыдущих королей. . . Как чудесно.

Надпись предполагает, что существующие алтари-пьедесталы в Чампе когда-то поддерживали иконы других божеств, таких как Лакшми, богиня плодородия и богатства. Алтари-пьедесталы, такие как Mỹ Sơn E1, являются домом богов и порталом для общения с ними.

Алтарь-пьедестал с богом Скандой и двумя скульптурами Ганеши (справа налево), 7–8 вв., Mỹ Sơn E1, Вьетнам (Музей чамской скульптуры Да Нонг; фото: Daderot, CC0 1.0)

Mỹ Sơn сегодня

Марки с изображением Му Сон, 1987, Вьетнам

Даже из этих нескольких примеров становится ясно, какое значение имеет храмовый комплекс Мо Сон в истории Вьетнама. В 1940-х годах французы пытались восстановить архитектуру чамов, в том числе храмы Му Сон. К сожалению, в конце 1960–1970-е годы, война во Вьетнаме остановила реставрационные работы и раскопки археологических памятников Чам. Во время этой войны место Мо Сона стало полем битвы, и многие артефакты и храмы чамов были разрушены, разграблены или повреждены бомбардировками США.

В 1987 году изображение комплекса священного храма Му Сон и других храмов-башен Тям было помещено на почтовых марках для писем, которые распространялись во Вьетнаме и по всему миру. К 1999 году святилище Му Сон было объявлено объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, поскольку оно представляет собой выдающиеся архитектурные достижения и художественное самовыражение чамов, найденных в древнем южном Вьетнаме.


Дополнительные ресурсы:

Узнайте больше о заповеднике от ЮНЕСКО

«Горы, музеи и дельта Меконга: путешествия во Вьетнам», Национальный музей азиатского искусства

Свати Чембуркар и Шивани Капур, «Секта Пасупата в древней Чампе и Камбодже», в Vibrancy in Stone: Masterpieces of the à Nẵng Museum of Cham Sculpture,

под редакцией Peter Sharrock, Võ Van Thắng & Trần Kỳ Phương (2018) , стр. 45–63.

Парул Пандья Дхар, «Ранний храм Кампа, Вьетнам: формирование архитектурного языка», в Храмовая архитектура и изображения в Южной и Юго-Восточной Азии: доклады, представленные профессору М. А. Даки, под редакцией Парула Пандья Дхара и Герда Дж. Р. Мевиссена (Нью-Дели: Aryan Books International, 2016), стр. 30–50.

Эндрю Харди, Мауро Кукарзи и Патриция Золесе, Чампа и археология Му Сон (Вьетнам) (Сингапур: NUS Press, 2009).

Брюс М. Локхарт и Трэн Ко Фонг, ред., Чам Вьетнама: история, общество и искусство (Сингапур: издательство Сингапурского университета, 2011).

Анн-Валери Швейер, Древний Вьетнам: история и археология (Riverbooks, 2011).

Арло Гриффинс, Эндрю Харди и Джефф Уэйд, ред., Чампа: территории и сети королевства Юго-Восточной Азии. Ecole Française d’Extreme-Orient

(2019).

Питер Шаррок, Вы Ван Тонг и Трун Ко Фонг, ред., Яркость камня: шедевры Музея чамской скульптуры Да Нанг (River Books, 2018).

Trần Kỳ Phương, «Сохранение и управление памятниками Тямпа в Центральном Вьетнаме: пример святилища Mỹ Sơn, объекта всемирного культурного наследия», в Переосмысление управления культурными ресурсами в Юго-Восточной Азии: сохранение, развитие и пренебрежение (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2012 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *